Вич закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

от 24 февраля 2004 г. № 3
г. Брянск
ОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Я, Главный государственный санитарный врач по Брянской области Степаненко П.А., проанализировав эффективность мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции, установил, что в результате проводимой работы органами исполнительной власти, учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы в последние два года удалось сдержать наиболее неблагоприятные тенденции развития эпидемии и обеспечить снижение темпов роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Брянской области. Так, показатель заболеваемости в 2001 г. составил 17,1 на 100 тыс. населения, в 2002 г. - 9,2, в 2003 г. - 7,5 на 100 тыс. населения.
В соответствии с Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в области осуществлялось бесплатное предоставление всех видов медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, обеспечивалась их социальная защита, выполнялись санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия. В 2003 г. Брянская область получила за счет Федеральной целевой программы "Анти-ВИЧ/СПИД" лекарства на сумму 519 тыс. рублей, информационные материалы на сумму 5 тыс. рублей.
Кроме того, через институт эпидемиологии получены тест-системы для диагностики ВИЧ-инфекции на сумму 3735,8 тыс. рублей. В результате было обследовано 328371 человек.
В течение 2003 г. 27 больных ВИЧ/СПИДом получали лечение современными антиретровирусными препаратами.
В рамках реализации областной программы "Анти-ВИЧ/СПИД" было проведено переоснащение лабораторий диагностики СПИДа новым оборудованием для ПЦР-диагностики и иммуноферментного анализа. Создана постоянно действующая информационно-образовательная система по распространению среди населения, и в первую очередь молодежи, знаний о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании. В 2003 г. из областного бюджета на эти цели было выделено 7179,2 тыс. рублей. Органами исполнительной власти на местах из местных бюджетов выделялись средства для профилактики внутрибольничного и профессионального инфицирования СПИДом в ЛПУ.
В течение 2003 г. в области проводилась большая работа с кадрами по профилактике ВИЧ-инфекции. Проведены научно-практические конференции по актуальным вопросам ВИЧ-инфекции для медработников области с привлечением ученых г. г. Москвы, Санкт-Петербурга.
Наряду с этим, эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Брянской области остается напряженной, в работе по борьбе с этой инфекцией все еще имеют место нерешенные вопросы и серьезные недостатки.
На 01.01.2004 в области зарегистрировано 822 случая ВИЧ-инфекции, или 58,9 на 100 тыс. населения. Наиболее высокие показатели зарегистрированы в г. Сельцо - 132 случая, или 703,3 на 100 тыс., что в 15 раз превышает среднеобластной показатель, в Дубровском р-не - 26 случаев, или 134,1, в г. Клинцы - 61 случай, или 83,6, Брянском р-не - 34 случая, или 64,3 на 100 тыс. населения, Жуковском р-не - 30 случаев, или 83,1 на 100 тыс., в г. Брянске - 266 случаев, или 74,1 на 100 тыс. В течение 2003 г. резко выросла заболеваемость ВИЧ-инфекцией в Дятьковском районе, где темпы роста превышают среднеобластной уровень в 3,2 раза.
По-прежнему наибольшую опасность в плане распространения ВИЧ-инфекции представляют лица, употребляющие наркотики инъекционным путем, на долю которых приходится 72% выявленных случаев заражения. В последние 2 года растет число ВИЧ-инфицированных, заразившихся половым путем. В 2003 г. доля этих лиц составила 47,2% от общего числа впервые выявленных ВИЧ-инфицированных. В общей структуре ВИЧ-инфицированных доля женщин фертильного возраста возросла в 2003 г. до 42% (2002 г. - 30%).
От ВИЧ-инфицированных матерей в области родилось 29 детей, в том числе в 2002 г. - 14 человек, в 2003 г. - 10 человек. На 01.01.2003 - 3 ребенка здоровы, 2 поставлен диагноз "ВИЧ-инфекция", остальные находятся на диспансерном наблюдении.
Однако администрация г. Брянска не принимает должных мер по оснащению отделения детской городской больницы N 1 для лечения детей с ВИЧ-инфекцией. Недостаточна работа женских консультаций по профилактике вертикального пути инфицирования ВИЧ-инфекции.
С 2003 г. в области прекращена поставка тест-систем для диагностики ВИЧ за счет средств федерального бюджета, в 2004 г. ситуация ухудшится, что отрицательно скажется на диагностике и организации эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией в области.
В целях активизации и повышения эффективности мер, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Брянской области, руководствуясь Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и в соответствии со статьей 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановляю:
1. Рекомендовать главам администрации городов и районов области:
1.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий ход реализации местных программ "Анти-ВИЧ/СПИД" и внести в них необходимые коррективы с учетом конкретной эпидемиологической обстановки.
1.2. В соответствии с Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" предусмотреть выделение необходимых ассигнований на закупку тест-систем для диагностики ВИЧ-инфекции.
1.3. Рассмотреть вопрос о выделении ассигнований на проведение антиретровирусной терапии всем нуждающимся в ней больным ВИЧ/СПИДом из местных бюджетов, в дополнение к средствам, выделяемым на эти цели в рамках подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 гг.)".
2. Директору департамента здравоохранения администрации Брянской области Фетисову С.Н.:
2.1. Рекомендовать закупить в централизованном порядке тест-системы для диагностики ВИЧ-инфекции и парентеральных гепатитов.
2.2. Разработать и представить на согласование в областную Думу проект программы "Безопасное донорство".
3. Главному врачу Центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями Брянской области Локшиной Р.И.:
3.1. Активизировать проведение просветительной и информационной работы в группах риска по пропаганде ответственного материнства, обеспечив привлечение к ней женских консультаций, наркологических диспансеров и кабинетов.
3.2. Принять меры по организации и расширению работы, направленной на проведение профилактических мероприятий, в наиболее уязвимых группах населения и, в первую очередь, среди потребителей инъекционных наркотиков, лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, и молодежи в целом.
4. Начальнику управления образования администрации Брянской области Беленковой Н.Н.:
4.1. Проконтролировать внедрение в учебные программы общеобразовательных школ области учебника "Наш выбор - без наркотиков".
5. Просить Госнаркоконтроль Брянской области активизировать работу по борьбе с распространением наркотиков в г. Сельцо, Дятьковском районе, а также в цыганских семьях, проживающих на территории области.
6. Главным государственным санитарным врачам по городам и районам области совместно с главными врачами ЦГБ, ЦРБ:
6.1. Провести анализ хода реализации местных программ "Анти-ВИЧ/СПИД", внести в них необходимые коррективы согласно эпидобстановки. Представить соответствующие предложения в органы исполнительной власти.
6.2. Провести анализ целесообразности и эффективности проводимых обследований на ВИЧ-инфекцию, запретить проведение обследований, осуществляемых в нарушение действующего законодательства и организационно-распорядительных документов Минздрава России.
6.3. Ужесточить санитарно-эпидемический надзор за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима в родильных домах и отделениях, детских стационарах, домах ребенка, в которых находятся дети, рожденные ВИЧ-инфицированными матерями.
6.4. Довести текст настоящего Постановления до всех учреждений и организаций, осуществляющих работу по проблеме ВИЧ/СПИД.
6.6. Доложить о проведенной работе по реализации настоящего Постановления к 01.05.2004.

КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

7. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2004 г. N 2

ОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Онищенко Г.Г., проанализировав эффективность мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции, установил, что в результате проводимой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, учреждениями здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы работы по выполнению законодательства в области борьбы с ВИЧ-инфекцией, реализации федеральной и региональных программ "Анти-ВИЧ/СПИД" в последние два года удалось сдержать наиболее неблагоприятные тенденции развития эпидемии и обеспечить снижение темпов роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией в стране.

В соответствии с Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в стране осуществлялось бесплатное предоставление всех видов квалифицированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, обеспечивалась их социальная защита, выполнялись санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Проводились организационные и практические мероприятия, предусмотренные "Программой неотложных мер государств - участников Содружества Независимых Государств по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД", утвержденной решением Совета глав правительств СНГ.

В рамках реализации подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 гг.)" создана постоянно действующая информационно-образовательная система по распространению среди населения и, в первую очередь, молодежи, знаний о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, решаются вопросы обеспечения лечебно-профилактических учреждений препаратами для антиретровирусной терапии, безопасности донорской крови. В ходе осуществления подпрограммы проведено переоснащение центров по профилактике и борьбе со СПИДом новым оборудованием для ПЦР-диагностики и иммуноферментного анализа, выполнен ряд важных научно-исследовательских разработок. В 2002 году на эти цели было выделено 182 млн. руб., в 2003 г. - 122,9 млн. рублей.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации стало больше уделяться внимания проблеме борьбы с ВИЧ/СПИД и, прежде всего, реализации региональных и муниципальных программ в этой области. В 2003 г. в Республиках Татарстан, Саха (Якутия), Алтайском, Приморском и Хабаровском краях, Вологодской, Липецкой, Пензенской, Томской областях из местных бюджетов было выделено от 10 до 40 млн. рублей, а в г. Москве около 400 млн. руб. для закупки диагностических и лечебных препаратов, осуществления широкого спектра информационных и образовательных мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции.

В Новосибирской области и Красноярском крае активно работают специальные медицинские учреждения для оказания консультативной, психологической и лечебно-диагностической помощи молодым людям с подозрением на ВИЧ-инфекцию и инфекции, передаваемые половым путем. В Республике Бурятия и Алтайском крае созданы молодежные лагеря, в которых проходят подготовку добровольцы из общественных организаций и учебных заведений для работы по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании среди молодежи.

В Липецкой, Брянской, Челябинской, Псковской, Нижегородской областях, г. Санкт-Петербурге совместно со специалистами ГУИН Минюста России проводится большая работа по обучению специалистов уголовно-исполнительной системы вопросам профилактики и диагностики ВИЧ-инфекции. В центре по профилактике и борьбе со СПИД Челябинской области создано социальное бюро, занимающееся вопросами трудоустройства, медицинской и социальной реабилитации ВИЧ-инфицированных, вернувшихся после отбытия наказания, а также образовательной работой в семьях ВИЧ-инфицированных.

Минобразованием России, Минобороны России реализуются информационно-образовательные программы по профилактике ВИЧ/СПИД среди учащихся и военнослужащих. В 2003 г. более 600 педагогов и психологов из 63 субъектов Российской Федерации прошли подготовку для работы по внедрению программ формирования здорового образа жизни.

В мероприятиях по профилактике и борьбе со СПИД в Российской Федерации принимают активное участие различные учреждения системы ООН: ЮНАЙДС, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ПРООН, Агентство ООН по наркотикам и преступности, Агентство международного развития США, Всемирный банк, международные общественные неправительственные фонды и организации.

Наряду с этим, эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Российской Федерации остается напряженной, в работе по борьбе с этой инфекцией все еще имеют место нерешенные вопросы и серьезные недостатки. По состоянию на 01.01.2004 в стране зарегистрировано более 262 тысяч случаев ВИЧ-инфекции. Наиболее высокие показатели зарегистрированы в Московской, Свердловской, Самарской, Иркутской, Челябинской, Оренбургской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском АО, Республике Татарстан, г. г. Москве и Санкт-Петербурге.

По-прежнему наибольшую опасность в плане распространения ВИЧ-инфекции представляют лица, употребляющие наркотики инъекционным путем, на долю которых приходится более 75% вновь выявляемых случаев заражения. В последнее время растет число ВИЧ-инфицированных, заразившихся половым путем. В 2003 году доля этих лиц составила 15% от общего числа заразившихся ВИЧ, а в Калининградской, Калужской, Нижегородской, Сахалинской областях и Краснодарском крае она достигла 30%.

В общей структуре ВИЧ-инфицированных доля женщин фертильного возраста возросла до 35%, от ВИЧ-инфицированных матерей родилось свыше 6300 детей, из них более 50% за последние два года. При этом полномасштабная медикаментозная профилактика передачи ВИЧ от матери к ребенку, а также социальная поддержка семей, где инфицированы ВИЧ мать и ребенок, проводятся в недостаточном объеме.

Медленно решаются вопросы по организации содержания "отказных" детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.

Выделяемые ассигнования в рамках реализации федеральной подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД", а также соответствующих региональных программ, не позволяют полностью решить задачу лечения больных современными антиретровирусными препаратами. В настоящее время антиретровирусную терапию получает около 1200 человек, в то время как нуждаются в ней около 3 тысяч человек, к 2005 году их число может возрасти до 50 тысяч.

С введением в действие в 2003 году нового Бюджетного кодекса прекращено обеспечение учреждений здравоохранения в регионах тест-системами для диагностики ВИЧ-инфекции за счет средств федерального бюджета, в связи с чем значительно сократилось число обследований. Выделяемые на эти цели из местных бюджетов ассигнования недостаточны и не компенсируют создавшийся дефицит. Это негативно сказывается на обеспечении диагностики и организации эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией. Вместе с тем, в отдельных субъектах Российской Федерации (Красноярский край, г. Москва, Эвенкийский автономный округ, Московская, Камчатская и некоторые другие области) продолжает иметь место практика проведения необоснованных массовых обследований населения на ВИЧ-инфекцию, что приводит к нерациональному использованию средств.

Наряду с этим в республиках Башкортостан и Татарстан, Самарской, Архангельской, Иркутской, Омской областях приняты меры по привлечению финансовых средств из различных источников для проведения необходимого объема обследований.

Недостаточно активно проводится работа по профилактике ВИЧ/СПИД среди молодежи. Осуществляемые в этом направлении проекты зачастую не скоординированы и разрознены, крайне редко проводится оценка их эффективности и анализ результатов.

Все это требует неотложных дополнительных мер по противодействию эпидемии. Учитывая, что проблема ВИЧ/СПИД является в первую очередь социальной и решение ее зависит от изменения поведения людей, такие меры могут быть успешными только при консолидации усилий государства и гражданского общества.

В целях осуществления эффективного взаимодействия между государственными, общественными и международными организациями, участвующими в борьбе с ВИЧ/СПИДом в Российской Федерации, а также выполнения положения "Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом", принятой Генеральной Ассамблеей ООН, в Минздраве России создан Консультативный Совет по этой проблеме, при поддержке программы ПРООН проведена конференция на тему: "Взаимодействие государственных и общественных структур в целях повышения роли гражданского общества в решении проблем ВИЧ-инфекции", министерство также приняло участие в работе "Форума общественных организаций, работающих в области проблем, связанных с ВИЧ-инфекцией".

В целях активизации и повышения эффективности мер, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", и в соответствии со статьей 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" постановляю:

1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:

1.1. Рассмотреть на заседаниях Санитарно-противоэпидемических комиссий ход реализации региональных программ "Анти-ВИЧ/СПИД" и внести в них необходимые коррективы с учетом конкретной эпидемической обстановки.

1.2. В соответствии с Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" предусмотреть выделение необходимых ассигнований на закупку тест-систем для диагностики ВИЧ-инфекции.

1.3. Рассмотреть вопрос о выделении ассигнований на проведение антиретровирусной терапии всем нуждающимся в ней больным ВИЧ/СПИД из региональных бюджетов в дополнение к средствам, выделяемым на эти цели в рамках подпрограммы "АНТИ-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 гг.)".

1.4. Принять меры по решению вопросов, связанных с организацией содержания "отказных" детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, в соответствии с требованиями Федерального закона "О предупреждении распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) в Российской Федерации".

1.5. Принять дополнительные меры по внедрению и использованию в работе программ по профилактике ВИЧ/СПИД среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, в строгом соответствии с действующим законодательством под руководством и контролем со стороны заинтересованных государственных органов и учреждений.

2. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

2.1. Провести анализ хода реализации региональных программ "Анти-ВИЧ/СПИД", внести в них необходимые коррективы, обратив особое внимание на закупки в необходимых объемах тест-систем для диагностики ВИЧ и препаратов для антиретровирусной терапии, развитие сети дотестового консультирования при обследовании на ВИЧ-инфекцию с привлечением к этой работе всех лечебно-профилактических учреждений. Представить соответствующие предложения в органы исполнительной власти и местного самоуправления.

2.2. Обеспечить организацию тесного взаимодействия с неправительственными и общественными организациями в сфере профилактики ВИЧ/СПИД и, в первую очередь, при реализации программ "снижения вреда", предусмотрев комплексный профилактический подход и соблюдение требований законодательства.

2.3. Принять неотложные меры по организации и расширению работы, направленной на проведение профилактических мероприятий в наиболее уязвимых группах населения и, в первую очередь, среди потребителей инъекционных наркотиков, лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, и молодежи в целом.

2.4. Активизировать проведение просветительской и информационной работы в группах риска по пропаганде ответственного материнства, обеспечив привлечение к ней женских консультаций, наркологических диспансеров и центров гигиенического образования и воспитания населения.

2.5. Потребовать от подведомственных учреждений осуществлять обследования на ВИЧ-инфекцию в строгом соответствии с действующим законодательством и организационно-распорядительными документами Минздрава России.

3. Просить Госнаркоконтроль России и МВД России:

3.1. Рекомендовать подведомственным органам и учреждениям активизировать работу по борьбе с распространением наркотиков и профилактике наркомании.

3.2. Совместно с Программой ООН по контролю за наркотиками и преступностью, Объединенной Программой ООН по ВИЧ/СПИД, Всемирной организацией здравоохранения и Минздравом России проанализировать ход выполнения и эффективность программ по профилактике ВИЧ/СПИД среди потребителей наркотиков, а также соответствие их действующему законодательству с учетом внесенных в него изменений.

3.3. Обязать подведомственные органы и учреждения оказать помощь и поддержку органам и учреждениям здравоохранения в обеспечении внедрения признанных эффективными программ профилактики ВИЧ/СПИД среди наиболее уязвимых групп, в первую очередь, среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату.

4. Рекомендовать Минобразования России совместно с управлениями образования и центрами Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации принять неотложные меры по внедрению специальных образовательных программ по борьбе с распространением наркомании и профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи, пропаганде здорового образа жизни, обратив особое внимание на учащихся старших классов средних школ и учреждений начального и среднего профессионального образования.

5. Рекомендовать МПТР России совместно с Минздравом России и Минобразования России принять меры по созданию постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на распространение среди населения знаний об опасности наркомании и ВИЧ-инфекции, мерах личной и общественной их профилактики, предусмотрев привлечение дополнительных ресурсов для осуществления этой работы.

6. Департаменту Госсанэпиднадзора Минздрава России:

6.1. Принять действенные меры по реализации "Программы неотложных мер государств - участников Содружества Независимых Государств по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД", утвержденной решением Совета глав правительств СНГ 30.05.2002 и решения Правительственной комиссии по охране здоровья граждан "О дополнительных мерах по профилактике ВИЧ-инфекции в Российской Федерации" от 18.09.2003.

6.2. Подготовить обращение к представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах о создании межведомственных консультативных советов по проблеме ВИЧ/СПИДа с целью усиления координации проводимых организационных и практических мероприятий, направленных на борьбу с этой инфекцией.

6.3. Рассмотреть с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти вопрос об организации контроля за частными организациями, оказывающими лечебно-диагностическую помощь ВИЧ-инфицированным.

7. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

7.1. Принять до 1 марта 2004 г. постановления главных государственных санитарных врачей об активизации мероприятий, направленных на противодействие распространения ВИЧ-инфекции в соответствии с данным Постановлением и с учетом особенностей сложившейся на местах эпидемиологической ситуации.

7.2. Совместно с центрами по профилактике и борьбе со СПИД провести анализ целесообразности и эффективности проводимых обследований населения на ВИЧ-инфекцию, запретить проведение обследований, осуществляемых в нарушение действующего законодательства и организационно-распорядительных документов Минздрава России.

7.3. Ужесточить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима в родильных домах и отделениях, детских стационарах, домах ребенка, в которых находятся дети, рожденные ВИЧ-инфицированными матерями.

7.4. Довести текст настоящего Постановления до всех учреждений и организаций, осуществляющих работу по проблеме ВИЧ/СПИД.

7.5. Доложить о проведенной работе по реализации настоящего Постановления к 01.06.2004.

8. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ

(ред. от 30.06.2003)

Похожие главы из других книг:

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор А. Предмет проверокПредметом проверок в отношении граждан при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора является выполнение гражданами в процессе своей деятельности требований санитарного

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих

Статья 6.6. Нарушение санитарно – эпидемиологических требований к организации питания населения Нарушение санитарно – эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах),

Статья 6. 3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих

Статья 6. 6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих

Статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том

СТАТЬЯ 11. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями,

СТАТЬЯ 2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения 1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее

СТАТЬЯ 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:определение основных

СТАТЬЯ 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право:запрашивать и

СТАТЬЯ 17. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения 1. При организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации

СТАТЬЯ 19. Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения 1. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные

Глава V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ СТАТЬЯ 37. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование 1. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование включает в

СТАТЬЯ 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих

О здоровье населения заботится целая армия медицинских работников. Кто же позаботится о здоровье самих медицинских работников? Здесь мы можем обозначить 4 позиции:

В условиях медицинской организации на здоровье персонала оказывают влияние физические, химические, биологические факторы трудового процесса, а также такие, как тяжесть и напряженность труда. Все эти факторы измеряются и нормируются. Они становятся вредными, оказывающими негативное влияние на здоровье работников, если их значения превышают регламентированные гигиенические нормативы.

Статья 25 Федерального закона №52-ФЗ обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнения требований санитарных правил к:

  • производственным процессам и технологическому оборудованию,
  • организации рабочих мест,
  • обеспечению коллективными и индивидуальными средствами защиты,
  • режиму труда и отдыха

в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний и инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда.

Руководитель учреждения несет ответственность за безопасность условий труда. За нарушения санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.55 Федерального закона №52-ФЗ)

Немного о терминах. Что же такое вредный производственный фактор?

Вредный производственный фактор это фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего, при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.), может вызвать:

  • профессиональное заболевание
  • временное или стойкое снижение работоспособности
  • повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний
  • привести к нарушению здоровья потомства.

И еще несколько терминов.

Профессиональные заболевания - заболевания, в возникновении которых, решающая роль принадлежит воздействию вредных факторов производственной среды и трудового процесса.

Производственно-обусловленная заболеваемость - заболеваемость общими болезнями различной этиологии , превышающая таковую в других профессиональных группах, не связанных с данными вредными производственными факторами.

Если с профессиональной заболеваемостью медицинских работников в повседневной практике мы встречаемся сравнительно редко, то производственно-обусловленная заболеваемость работников является частым показателем медицинской организации, особенно оказывающей ургентную медицинскую помощь.

Специальная оценка условий труда - единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников [3].

В соответствии со статей 14 Закона №426-ФЗ по степени вредного влияния на организм работающего все факторы подразделяются на 4 класса:

  • 1 класс - оптимальные условия труда- высокий уровень работоспособности.
  • 2 класс – допустимые – факторы условий труда не превышают нормативы. Безопасны для работающих
  • 3 класс – вредные - факторы условий труда превышают нормативы и оказывают неблагоприятное действие на работника и\или на его потомство. Подразделяется на 3 подкласса
  • 4 класс - опасные (экстремальные)- характеризуются уровнями факторов рабочей среды, которые в течении рабочей смены создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе тяжелых

По классификации условий труда по степени оказания вредного влияния на здоровье работника труд медицинских работников относится к вредным (классы 3 и 4), оказывающим негативное воздействие на человека и/или на его потомство.

При оценке вредного влияния производственной среды на организм работающего, класс опасности присваивается по самому неблагоприятному фактору.

Для медицинских работников самым значимым массовым вредным производственным фактором является биологический, поскольку именно этот фактор вносит основной вклад в развитие профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.

Что представляет собой биологический фактор?

Биологический фактор - это весь спектр микроорганизмов, оказывающих воздействие на работников медицинских организаций, поскольку именно они чаще других категорий населения сталкивается с источниками инфекции, с микроорганизмами –продуцентами, содержащимися в медицинских препаратах, патогенными и условно-патогенными бактериями, вирусами, грибами, гельминтами, простейшими. Эти контакты более длительны, если не постоянны. Кроме того, медицинские работники могут заражаться инфекционными болезнями при травмах, полученных в ходе оказания медицинской помощи (уколы, порезы медицинскими изделиями, контаминированными возбудителями).

По биологическому фактору условия труда работников (инфекционных, туберкулезных и т.п.) учреждений относят к 4 классу опасных (экстремальных) условий, если работники проводят работы с возбудителями особо опасных инфекционных заболеваний (I группа патогенности - Чума, лихорадка Эбола и т.п.).

К классу 3.3.- условия труда работников, имеющих контакт с возбудителями высококонтагиозных инфекционных заболеваний (II группа патогенности - ГВ, ГС, ВИЧ и пр.).

К классу 3.2. (III группа патогенности – дифтерия, коклюш, ТВС)

К классу 3.1 (IV группа патогенности - условно-патогенные микроорганизмы: золотистый стафилококк, клебсиелла, протей, ацинетобактер и пр.)

Каков риск заболевания медицинского персонала гемоконтактными или парентеральными инфекциями, основными из которых являются ГВ, ГС и ВИЧ-инфекция?По данным ВОЗ, в мире насчитывается около 2 млрд. человек (треть населения земли), инфицированных вирусными гепатитами. Это в 50 раз превышает распространенность ВИЧ-инфекции. Каждый 9 житель России является носителем вируса гепатита В, С или ВИЧ

В 2011 год по городу в Москве не было зарегистрировано ни одного случая профессионального заболевания. Тем не менее динамика числа впервые выявленных носителей маркеров вирусов ГС и ГВ за период 2008-2011 годы крайне неудовлетворительна.

2011 год – количество носителей маркеров вируса Г С среди медицинских работников составило 1196 (2010-802; 2009-658); носителей маркеров вируса Г В – 926 (2010-622; 2009-447)

Заболеваемость медицинских работников парентеральными вирусными гепатитами (ПВГ) в 2012 году:

  • Профессиональные заболевания ПВГ- 2 случая или 1,18%000
  • Носители маркеров Г С - 696
  • Носители маркеров Г В – 474
  • Всего выявленных носителей среди медицинского персонала -1170 случаев или 688%000

Заболеваемость ПВГ и ВИЧ инфекцией населения Москвы за 2014 год (по сведениям Роспотребнадзора по городу Москве)

  • Острый ГВ- 2,5 %000 -303 человека
  • Острый ГС - 1,9%000 -224 человека
  • ХГВ -11,9 %000 – 1417 человек
  • ХГС – 50,2 %000 - 5984 человек
  • ВИЧ больные и носители 16,04 %000 - 1912 человек

Эти данные свидетельствуют об огромном резервуаре инфекции среди населения и высоком риске заболевания медицинских работников при несоблюдении специфических и неспецифических методов защиты.

При проведении социологических исследований (анонимное анкетирование) хирурги и медицинские сестры указали на частоту травматизма: 1 раз в неделю - 25% 1 раз в месяц - 40,3%. Частота травматизма 1 раз в неделю и 1 раз в месяц является показателем риска и зависит от стажа, т.е. от квалификации МР и от профиля отделения.

Итак, резюмируя, выше сказанное можно заключить, что причинами высоких показателей носительства трансмиссивных инфекций среди персонала являются:

  • Особенности воздействия биологического фактора, при котором доказана обратно пропорциональная зависимость заболеваемости от стажа работы, т.е., чем меньше стаж, тем выше заболеваемость [5]. Основная масса медицинских работников инфицируется и заболевает в первые 5 лет работы. Это в полной мере относится к гемоконтактным инфекциям.
  • Травматизм
  • Неосторожное обращение с медицинскими отходами
  • Профиль отделения

Повреждение кожных покровов во время операций неизбежны, о чем свидетельствуют социологические опросы медицинских работников [5, 6, 7]. Неизбежен травматизм и при неосторожном обращении с медицинскими отходами. Это обстоятельство требует применения особых мер защиты, выполняемых на постоянной основе. Соблюдение несложных гигиенических требований должны войти в привычку и выполняться автоматически, т.е. не раздумывая.

В качестве обязательной профилактики рисков возможного заражения необходимо применять методы специфической (прививки против ГВ) и неспецифической профилактики, на которую приходится делать основной упор в связи с отсутствием прививок против ГС и ВИЧ-инфекции и неизбежности рисков травматизма во время парентеральных манипуляций.

Специфические меры это иммунизация против ГВ.

Что делать, если персонал не привит, или его прививочный анамнез не известен, а риск заражения очень высок, например, при травме во время оказания медицинской помощи? На этот случай существует схема экстренной вакцинации:

  • Персоналу, у которого произошел контакт с материалом, инфицированным вирусом гепатита В, вводится одновременно специфический иммуноглобулин (не позднее 48 ч) и вакцина против гепатита В в разные участки тела по схеме 0—1—2—6 мес. с последующим контролем за маркерами гепатита (не ранее 3—4 мес. после введения иммуноглобулина).
  • Если контакт произошел у ранее вакцинированного медработника, целесообразно определить уровень анти-HBs в сыворотке крови. При наличии концентрации антител в титре 10 МЕ/л и выше вакцинопрофилактика не проводится, при отсутствии антител – целесообразно одновременное введение 1 дозы иммуноглобулина и бустерной дозы вакцины.

При отсутствии средств специфической защиты от ГС и ВИЧ-инфекции основное место в предупреждении парентеральных инфекций занимают меры неспецифической профилактики, которые должны прочно войти в сознание каждого медицинского работника.

Неспецифические меры профилактики включают:

  • Эпидемиологическая настороженность к каждому пациенту.
  • Применение средств индивидуальной защиты (перчатки, маски, очки, щитки, халаты, фартуки)
  • Безопасный алгоритм работы в операционной
  • Эффективная система дезинфекционных мероприятий
  • Безопасное обращение с медицинскими отходами
  • Применение безопасных технологий проведения парентеральных манипуляций
  • Проведение соответствующих мероприятия при травме (уколе, порезе)

  • Кисти рук - снять перчатки, вымыть руки с мылом под струей воды, обработать руки 70% спиртом, смазать ранку 5% спиртовым раствором йода.
  • Глаза – обильно промыть водой
  • Носоглотка – выплюнуть жидкость, тщательно прополоскать большим количеством воды, прополоскать 70% спиртом

Форма и перечень документов, необходимых для заполнения при возникновении экстренной ситуации, изложены в Постановлении Министерства труда от 24.10.2002 №73 [12].

Аварийные ситуации (травма, укол, порез и т.п.) регистрируются в журнале учета аварийных ситуаций с указанием: даты, места, характера повреждений, первичных профилактических мероприятий. Запись в журнале подтверждается ответственным за профилактику парентеральных инфекций (или ВИЧ-инфекции)

При этом составляется Акт о несчастном случае, в котором указываются: дата, время, подробное описание манипуляции, марка инструмента, тип биологической жидкости, глубина повреждения, состояние кожи и слизистых, подробные сведения о пациенте, о персонале, постконтактной профилактике и диспансерном наблюдении

Экстренные меры для предупреждения заражения ВИЧ-инфекциией

  • При высоком риске заражения ВИЧ-инфекцией (глубокий порез, попадание видимой крови на поврежденную кожу и слизистые от пациентов, инфицированных ВИЧ) для назначения химиопрофилактики следует обращаться в территориальные Центры по борьбе и профилактике СПИД.
  • Лица, подвергшиеся угрозе заражения ВИЧ-инфекциец, находятся под наблюдением врача-инфекциониста в течение 1 года с обязательным обследованием на наличие маркера ВИЧ-инфекции.

Основные принципы постконтактной профилактики (ПКП) ВИЧ инфекции

  • Обследование контактировавшего лица (по его согласию): сразу тестирование на антитела к ВИЧ, затем через 6 недель,12 недель и 6 месяцев после контакта, даже если ПКП решено не проводить
  • Целесообразно провести серологические тесты на ГВ и ГС
  • ПКП необходимо начинать в течении нескольких часов после контакта от 2 до 72 часов
  • Обычно ПКП назначается на 28 дней

Правила безопасной работы в операционной для предотвращения контакта с кровью [13]

  • Заранее вслух предупреждать коллег о передаче острого предмета
  • Не передавать из рук в руки острые инструменты
  • Использовать нейтральную зону или ёмкость для передачи острых инструментов
  • Использовать фартуки или непромокаемые халаты
  • По возможности использовать альтернативные методы рассечения, такие как электрокоагуляция и хирургический лазер
  • Заменять открытые операции эндоскопическими
  • Использовать тупоконечные иглы
  • Использовать двойные перчатки
  • Применять перчатки с индикацией пореза для скорейшего обнаружения повреждений внешней перчатки

Почему необходимо использовать систему двойных перчаток с индикацией прокола?

  • До 92% проколов остаются незамеченными в ходе операции
  • При проколе в присутствии жидкости быстро появляется яркий визуальный знак, что сигнализирует о необходимости замены перчаток для сохранения защитного барьера
  • Использование перчаток с индикацией позволяет обнаружить до 97% проколов

Безопасное обращение с отходами классов Б и В [14]

  • Сбор одноразовых шприцев без их разборки в непрокалываемые контейнеры
  • Применение портативных иглоснимателей, иглоотсекателей, иглодеструкторов
  • Безопасные технологии проведения парентеральных манипуляций (использование вакуумных пробирок с иглоснимателями, шприцев с убирающейся иглой, одноразовых карпульных шприцев – в стоматологической практике, запаивателей пластикатных магистралей и систем и т.п.)

«В целях профилактики гемоконтактных инфекций перед любыми парентеральными манипуляциями необходимо надевать перчатки.

Перчатки надевают во всех случаях, когда возможен контакт с кровью или другими биологическими субстратами, потенциально или явно контаминированными микроорганизмами, слизистыми оболочками, поврежденной кожей.

Перчатки надевают только после полного высыхания антисептика на коже рук.

При наличии на руках микротравм, царапин, ссадин место повреждения заклеивается лейкопластырем.

После снятия перчаток проводят гигиеническую обработку рук

Профилактикой контактного дерматита у персонала является использование неопудренных перчаток при всех видах оперативных вмешательств.

Не допускается использование одной и той же пары перчаток при:

  • контакте (для ухода) с двумя и более пациентами
  • переходе от одного пациента к другому
  • переходе от контаминированного микроорганизмами участка тела - к чистому

Мероприятия при загрязнении перчаток выделениями, кровью

  • Тампоном (салфеткой), смоченным раствором дезинфицирующего средства (или антисептика), удаляют видимые загрязнения, затем снимают перчатки
  • Использованные перчатки дезинфицируют и удаляют как медицинские отходы класса Б
  • Руки дважды обрабатывают антисептиком

При высоком риске нарушения целостности перчаток

  • следует использовать двойные перчатки, в том числе с индикатором нарушения целостности перчатки

Другие виды перчаток

В новой актуализированной версии СанПиН 2.1.3. 2630-10 указывается, что алгоритмы/стандарты всех эпидемиологически значимых лечебных и диагностических парентеральных манипуляций должны включать в себя соответствующие способы обработки рук и средства их защиты.

Перечисленные мероприятия специфической и неспецифической профилактики позволят снизить риск инфицирования медицинских работников и избежать тяжелых и опасных заболеваний.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции