Тренинг для людей вич инфицированных


Скачать:

Вложение Размер
Тренинг 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема: Несмотря на то, что распространение ВИЧ – инфекция приобрело характер все усиливавшейся эпидемии, большинство молодых людей и подростков недостаточно хорошо информированы в этой области. Данное занятие посвящено рассмотрению различных аспектов проблемы ВИЧ/ СПИДа, сообщению участникам верных сведений об этой проблеме и формированию адекватного отношения к ней.

Цель: актуализация проблемы ВИЧ/ СПИДа

ВИЧ и СПИД – это одно и тоже?

К группе риска по заражению ВИЧ относятся только те, ктоупотребляет наркотики и ведет беспорядочную половую жизнь?

Есть средства, которые защищают от заражения ВИЧ на 100%?

Можно имеет в крови ВИЧ и не знать об этом?

Люди, заразившиеся ВИЧ, сами в этом виноваты?

Можно быть больным СПИДом и выглядеть при этом здоровым?

ВИЧ- инфицированная мать может родить здорового ребенка?

Женщине, зараженной ВИЧ, следует запретить иметь детей?

ВИЧ переноситься насекомыми?

Существует ли риск заражения в маникюрном кабинете?

При СПИДе снижается сопротивляемость организма к другим инфекциям?

Интимная связь с наркоманом создает высокий риск заражения?

ВИЧ передается через кровь?

Для жителей нашего города проблема ВИЧ/ СПИД а неактуальна?

Принудительное обследование на ВИЧ- единственный способ сдержать распространение инфекции?

Люди без симптомов болезни могут быть источником ВИЧ?

ВИЧ быстро погибает вне организма?

Существует высокоэффективная терапия?

Достаточно одного незащищенного полового акта с носителем вируса, чтобы заразиться ВИЧ – инфекцией?

ВИЧ болеют только взрослые?

Избегать контакта с человеком, имеющим ВИЧ, - предусмотрительно?

Передача ВИЧ – инфекции лицом, знавшим о наличии у него этого вируса, наказывается лишением свободы?

Если начать лечение рано, СПИД может быть вылечен?

Есть ли таблетки, которые предохраняют от ВИЧ?

Результаты обследования ВИЧ – инфицированный, является врачебной тайной?

Будучи инфицированным, можно ли дожить до старости?

Я не такой человек, чтобы заразиться ВИЧ ?

2. Работа в малых группах (по 3-4 ч)

Цель: разъяснение вопросов, возникших при выполнении упражнения.

Описание : каждая группа записывает вопросы, которые нуждаются в уточнении.

  1. Ст. инкубации - от момента заражения до появления большего количества антител в крови. (1неделя – 3 месяца, бывает до года )
  2. Стадия первичных проявлений ( бессимптомная, без вторичных заболеваний, с вторичными заболеваниями)
  3. Латентная стадия ( от 2-3-х – 20 лет, постепенное снижение лимфоцитов )
  4. Стадия вторичных заболеваний (воспаление легких, туберкулез, гепатит С, грибковые инфекционные заболевания половой системы))
  5. Терминальная стадия – СПИД заболевание, т. е. болезнь имеет необратимое течение, антивирусная терапия не помогает и человек погибает в течении нескольких месяцев.

Источник ВИЧ – инфекции человек, находящейся на любой стадии болезни, даже в самом начале, когда он еще об этом не знает.

В естественных условиях, т. вне организма ВИЧ может сохраняться в биологических жидкостях человеческого организма (в крови, семенной жидкости, женском молоке) в течении нескольких дней. В замороженном виде может сохраняться в течении в течении нескольких лет. Если жидкость нагреть до температуры 70-80 градусов, то вирус гибнет через 10 минут. При обработке этиловым спиртом вирус гибнет в течении 1 минуты.

В настоящее время разработана высокоэффективная терапия ВААРТ – высоко активная антивирусная терапия, которая позволяет добиться удлинения продолжительности жизни. Это лечение люди получают бесплатно, т. к. это пожизненный прием

Для передачи ВИЧ необходимо не только наличие источника инфекции, но и условия, обеспечивающих эту передачу, т. к. чтобы заразиться необходимо попадание вируса именно в организм. Передач ВИЧ происходит естественными и искусственными механизмами. Доминирующий естественный вид передачи вируса – это половой путь. На долю заражений половым путем приходится 86% случаев.

Степень риска инфицирования ВИЧ наиболее опасна для людей :

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, кА защитить себя в первую очередь от естественных путей заражения?

Ведущий рассказывает историю о двух молодых людях.

«Жили были на свете молодые люди, однажды встретились и полюбили друг друга. Все, что произошло у них в прошлом , не мело для них никакого значения. Случайные встречи бывали, да и было их совсем немного. У Василины был один короткий роман, а у Егора близкие отношения были с двумя девушками. Одна из девушек вела себя очень легкомысленно и поэтому он с ней расстался, а другая уехала в другой город.Но если мы посмотрим на эту схему, то увидим на схеме людей , которые не знакомые с главными героями? Потому, что вступая в сексуальные отношения даже с очень любимым и близким человеком, они одновременно контактируют с микрофлорой всех предыдущих портнеров. Возможно из них кто-то и был заражен, который даже и не знал об этом. Таким образом, человек, предполагающий, что он ничем не рискует, подвергает себя опасности заражения ИППП. Единственный выход – это верность супруге или супругу в течении всей жизни.

Цель: закрепление знаний о ВИЧ

Описание : ранжировать карточки по степени риска

поцелуй в щеку инъекция в поликлинике

половая жизнь в браке

переливание крови Пользование чужой зубной щеткой

Плавания в бассейне

Уход за больным СПИДом

Множественные половые связи

Проживание в одной комнате с ВИЧ-инфицированным

Объятия с больным СПИДом

Пользование общественным туалетом

Укус постельного клопа

1 Были ли у вас сек. Контакты без презерватива?

2. Были ли у вас когда – нибудь венерические заболевания?

3.Были ли вы когда-нибудь настолько пьяны, что не помните о сексуальных контактах?

4.Лечились ли вы когда-нибудь от инфекций, передающихся половым путем?

5. Был ли у вас секс с парнем, с которым вы только познакомились?

6.Вы платили когда-нибудь деньги за секс?
7.Были ли сек. отношения у вашего партнера с другими девушками (юношами)?

8. Обостряются ли ваши сексуальные желания после приема алкоголя?

9. Связана ли ваша работа (учеба) с регулярными отъездами на длительное время?

10. Принимали ли вы наркотики инъекционным способом?

11. Количество партнеров с момента начала половой жизни больше двух?

12. Были ли у вас случаи разрыва презерватива во время секса?

Каждый положительный ответ засчитывается в 1 балл.

8-12 – крайне двысокий риск.

4-8 – высокая степень риска, необходимо прой ти добровольное тестирование на антитела к ВИЧ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. За последние 3 года в Санкт-Петербурге резко выросло число выявления ВИЧ-инфекции. На 1 августа 2003 года в Городском центре профилактики и борьбе со СПИД и другими инфекционными заболеваниями состоит 28 500 человек с ВИЧ/СПИДом. Большинство ВИЧ-позитивных относится к возрастной группе 15-30 лет. Для этого возрастного периода характерны самоопределение и максимальная социальная востребованность обществом. Выявление наличия ВИЧ дезадаптирует людей, приводя к потере или деформации всех социальных ролей на достаточно продолжительное время.

СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. На сегодняшний день выявление происходит на начальных стадиях развития ВИЧ-инфекции. В течение трех - пяти лет ситуация изменится. По прогнозам специалистов величина ущерба, который, вероятнее всего, будет нанесен экономике нашей страны, выразится в огромных цифрах. При самом мягком прогнозе эпидемии ВИЧ/СПИДа в России прогнозируемый рост продукции на душу населения в 2002-2005г.г. уменьшится вдвое по сравнению с базовым сценарием нулевой зараженности ВИЧ . В случае менее благополучного прогноза развития эпидемии ВИЧ/СПИД может + по меньшей мере полностью остановить рост российской экономики на предстоящие годы. (Н. Эберстадт Будущее СПИДа , FOREIGN AFFAIRS V.81 6 2002). Инфицированные, состоящие на учете и ощущающие поддержку медперсонала и разделение ответственности за состояние своего здоровья, будут утяжеляться . После прохождения специализированного тренинга адаптации, психологически эти пациенты будут находиться !
на стадии принятия диагноза и готовности к поиску конструктивных решений в различных сферах жизни (трудоустройство с учетом наличия заболевания и его развития; восстановление семейных взаимоотношений с родителями, супругами, партнерами; воплощение жизненных планов обучение, увлечения и пр.). Выявленные в последующие годы уже будут находиться на стадиях развернутого заболевания и процесс их адаптации будет или совсем невозможен, или даваться с большим трудом.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИ. В процессе тренинга, построенном на принципах групповой психотерапии с учетов индивидуальных запросов используются элементы различных направлений современной психотерапии. При более пристальном изучении влияния тех или иных обсуждаемых тем и навыков, вырабатываемых в процессе тренинга, наличии обратной связи возможно получение новых научных и практических данных, применимых в области прикладной психологии, социологии, медицины и пр. дисциплинах, изучающих процессы адаптации и способы воздействия на них.

ЦЕЛИ Создание возможности адаптации к ВИЧ-позитивному статусу и ведения полноценной жизни в обществе ВИЧ-инфицированными жителями Санкт-Петербурга.

АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮ РАССЧИТАН ПРОЕКТ. ВИЧ-инфицированные жители Санкт-Петербурга, находящиеся на начальных стадиях развития ВИЧ-инфекции и стадии преСПИДа в возрасте 16-30 лет. Такой возрастной диапазон возможен в ближайшие два-три года, пока у большинства инфицированных в анамнезе присутствует период активного потребления наркотиков. Этот период характеризуется отсутствием возможности наработки навыков взрослого поведения и роста личности за годы системы - систематического ежедневного употребления или пребывания в местах лишения свободы, поэтому, не составляет труда подобрать на цикл лиц с приблизительно одинаковым уровнем развития. С течением времени доля лиц, инфицированных половым путем, будет увеличиваться. Такая тенденция выявляется уже в текущем 2003 году, но массового характера пока не приобрела. Возможно, позже возникнет необходимость разделения потоков и по другим критериям, но на сегодняшний день опыт показывает благоприятное воздействие друг на друга инфицированных различными путями.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РАБОТЫ. На организационном собрании, предшествующем тренингу, производится идентификация целей и ожиданий каждого потенциального участника, здесь же формируются правила данной группы, которые должны будут беспрекословно выполняться всеми участниками на протяжении всего периода посещения тренинга. Если не возникает неприятия между участниками тренинга и принятыми правилами, группа приступает к занятиям в полном составе. Каждое занятие цикла начинается с повторения правил группы, озвучивания особенностей настроения, состояния и ожиданий всех участников тренинга. Первое и второе занятия сориентированы на сплочение группы, формирование границ участников путем выполнения упражнений телесно-ориентирванной терапии и заданий, направленных на развитие навыков коммуникации. На третьем занятии предусмотрено выполнение упражнений, направленных на достижение эффективного взаимодействия в группе путем выполнения заданий трансактного анализа, обсуждения ощущений возникающих в процессе их выполнения, умозаключений относительно возможности применения полученных навыков за пределами тренинга, анализа неэффективного опыта общения в прошлом с позиции получения нового навыка. Обсуждаются особенности вербального и невербального общения.
Четвертое занятие посвящено обсуждению понятий стресс , особенности психических процессов, темперамент, типологии характера, тестирования и совместного обсуждения результатов, проведение ролевых игр с элементами психодрам. Пятое занятие посвящено знакомству с формами психологической защиты, копинг механизмами, понятием стрессоустойчивость и способами ее повышения.Применяются элементы суггестологии, телесно-ориентированной, поведенческой, когнитивной терапии, арттерапии, эмоционального включения и катарсиса. Приобретаются навыки идентификации чувств и их выражения. На шестом занятии обсуждаются потребности (пирамида Маслоу), страхи, причины их возникновения, способы преодоления. Особенное внимание уделяется страхам, связанным с выявлением ВИЧ/СПИДа, а также эмоциям и чувствам, оказывающим саморазрушающее воздействие на личность (чувство вины, обиды, одиночества, зависти, осуждения, самоуничижения, долженствования и т.п.). Задания седьмого занятия направлены на формирование адекватной самооценки посредством выполнения специфических упражнений идентификации положительных и отрицательных личностных качеств и их презентации; принятие себя как уникальной личности с набором именно этих характеристик, сформированных благодаря индивидуальному жизненному опыту.На заключительном собрании подводятся итоги тренинга, каждый участник группы озвучивает сформированные в процессе тренинга долгосрочные и ближайшие цели и пути их достижения, обсуждает плюсы и минусы занятий и т.д.

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ. В процессе проведения тренинга предусматривается выполнение домашних заданий. Тренинг построен на сочетании принципа здесь и теперь и возможности анализа прошлого опыта, его обсуждения и принятия. Безопасная атмосфера, создаваемая посредством введения правил и поддерживаемая тренером, безоценочность суждений участников создает возможность формирования ощущения принятия, открытости, является предпосылкой возникновения дружеских отношений между членами группы (зачастую, позволяя решать проблему одиночества). Показателями восстановления социальных функций участников тренинга можно считать трудоустройство, восстановление в учебных заведениях, поступление в учебные заведения, наличие участников тренинга, изъявивших желание принять участие в программах реабилитации по наркозависимости и т.п., восстановление утраченных семейных и дружеских отношений. Прохождение данного тренинга создает возможность значительного укорочения процесса адаптации к диагнозу и последующему восстановлению социального статуса лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом, косвенно улучшая социальную и экономическую ситуацию, связанную с развитием эпидемии ВИЧ/СПИДа в нашем городе.

Толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным людям.

Цель: расширить знания о ВИЧ, СПИД; ознакомить с проблемами ВИЧ инфированных

людей; воспитывать толерантное отношение к больным на СПИД и ВИЧ-инфированных людей.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ.

Добрый день. Мы сегодня собрались, чтобы расширить ваши знания о ВИЧ, СПИДе, ознакомить Вас с проблемами ВИЧ-инфицированных людей и больных на СПИД.

А сейчас совместно с Натальей Павловно расмотрим эту анкету.

Каждому участнику раздается анкета.

ВИЧ – это вирус, который вызывает СПИД.

Можно заразиться ВИЧ, выпив из стакана, которым пользовался ВИЧ-инфицированный.

ВИЧ передается при поцелуе.

Можно заразиться ВИЧ при переливании непроверенной крови

Человек – носитель ВИЧ может заразить своего полового партнера.

Употребление алкоголя может повысить риск заражения ВИЧ.

Комары могут быть переносчиком ВИЧ.

Использование одноразовых шприцев может защитить от ВИЧ/СПИДа

Использование латексных презервативов во время полового контакта может уменьшить риск заражения ВИЧ.

Прием противозачаточных таблеток может уберечь женщину от ВИЧ инфицирования.

Можно заразиться ВИЧ, пользуясь одним унитазом с ВИЧ-позитивным человеком.

Большинство людей, инфицированных ВИЧ, являются опасными для общества.

ВИЧ – окончательная стадия СПИДа.

СПИД – это респираторная болезнь (простуда).

А что, по вашему мнению, означает красная ленточка на груди?

Красный цвет – это цвет крови. Красная ленточка означает: я знаю о проблеме СПИДа, и эта проблема меня глубоко волнует.

II. МОТИВАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА

Сегодня мы собрались для того, чтобы обговорить проблему людей, с которыми мы в жизни с каждым годом будем встречать все больше и больше – с людьми, которые живут с ВИЧ. Они такие же, как мы с тобой, только в их крови поселился вирус. Многие из них не наркоманы, не проститутки, не бомжи, но так получилось, что они больны на ВИЧ. Чтобы побороть СПИД, нужно научиться, как с ним бороться, а не поддавать дискриминации больных людей. В начале тренинга Вы заполнили анкеты, обратимся к ним в конце тренинга. Изменится ли ваше мнение? Если да, то мы не зря здесь собрались.

III . ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГА.

На красных ленточках учащиеся пишут свои ожидания от тренинга, озвучивают, приклеивают их на плакат.

Давайте вспомним, что означает сокращения ВИЧ, СПИД.

Учащиеся расшифровывают букву, объясняя значение слова. (Слайд 1)

В – вирус (возбудитель болезни)

И – иммунодефицита (отсутствие защитных сил организма)

Ч – человека (личность, индивидуальность)

С – синдром (ряд симптомов, которые указывают на наличие определенной болезни или состояния)

П – приобретенного (появившегося в течение жизни, а не от рождения)

И – иммунного (касается иммунной системы)

Д – дефецита (недостаток чего-то).

Все участники пересказывают друг другу текст.

Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги и просит написать на 4 листочках:

1. названия любимых блюд;

2. названия любимых занятий, увлечений;

3. любимые книги.

Ведущий просит участников выбрать и отдать по одному любимому блюду, занятию, книге.

Далее ведущий говорит, что болезнь требует следующих жертв, и участники отдают еще по три листочка. В конце концов, наступает стадия, когда человек теряет контроль над своей жизнью и болезнь уже сама забирает у него то, что ему дорого.

После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по три листка у каждого участника. Все, что осталось у участников – это возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека.

После этого участники обсуждают психологичесие последствия незащищенных сексуальных контактов как варианта необдуманного поведения: разочорование, психологическая или сексуальная травма, чувство одиночества, тревога по поводу своего здоровья, мнительность, страх по поводу наступившей беременности или заболеваний, передающихся половым путем, неудовлетворенность своим сексуальным поведением, боязнь огласки, тревога по поводу дальнейших отношений.


Как себя чувствовали участники во время игры?


Как сейчас себя чувствуют?


С чем (или с кем) труднее было расставаться?

Стигма – это клеймо, пятно, метка.

Стигма в нынешнем понимании – это знак позора либо общественное порицание, убежденность общества в том, что определенный образ жизни является постыдным. ВИЧ-позитивный статус может являться стигмой, если общество с предубеждением относится к людям, живущих с ВИЧ.

Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной категории граждан. Применительно к ВИЧ – положительным, -это ограничение или лишение прав, связанных с их ВИЧ-статусом.

Остракизм – изгнание, гонение.

Тигма и дискриминация, связанные с ВИЧ/СПИДом - глобальное явление. Оно не возникло неожиданно и не является плодом чьей-то фантазии. Оно основано на глубоко укоренившихся страхе и позоре. СПИД – новое заболевание и считается смертельным, а все, что связано со смертью, всегда вызывает страх.

Недостаточное понимание болезни, мифы и путях передачи ВИЧ, предрассудки, отсутствие лечения, безответственные сообщения об эпидемии в СМИ, ттот факт, что СПИД сегодня неизлечим, человеческая глупость – это далеко не полный список причин формирования стигмы и дискриминации по отношению к ВИЧ-инфицированным людям.

Стигма и дискриминация, связанные с ВИЧ/СПИДом, порождают самостигматизацию или стыд, который испытывают люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, сталкиваясь с негативным отношением и реакцией окружающих. Это приводит к депрессиям, замыканию в себе и чувству собственной неполноценности, подрывает и истощает силы уже ослабленных людей, заставляет их винить самих себя за то, что они оказались в таком положении.

А какими же правами обладают ВИЧ-инфицированные?

1. право на социальную защиту и медицинскую помощь;

2. право на работу;

3. право на уважение и достоинство;

4. право на отдых;

5. право на жизнь;

6. право на защиту от дискриминации;

7. право на свободное общение.

Учитель преждевременно готовит карточки:

Остальные карточки – пустые. Вместе столько карточек, сколько учащихся принимает участие.

Участников предупреждают, что они сейчас получат карточки с секретным обозначением. Нельзя показывать их соседу или еще кому нибудь. Возьмите все ручки, пройдите по классу и на трех карточках поставте свой автограф з обратной стороны.

Чаще среди трех учащихся кто-то все таки нарушает инструкцию. Это является примером того, как в жизни люди часто слышат предупреждения, но принебрегают ими.

Что показывает данное упражнение?

Учитель. Это упражнение показывает, насколько быстро распространяется ВИЧ-инфекция. И как реально можно ее избежать.

Всеукраинская сеть людей, которые живут с ВИЧ в Крыму в г. Симферополе;

Ваша активность на занятии еще раз доказывает, что толерантность займет достойное место в ваших взаимоотношениях с другими людьми. Теперь вы знаете, что общение с ВИЧ-положителтным человеком безопасно. Нельзя инфицироваться при рукопожатии, пользовании одной ванной комнатой, плавая с ВИЧ-инфицированным в одном бассейне, обедая с ним за одним столом.

1 декабря Всемирный день борьбы со СПИДом, который сегодня называют Днем солидарности с людьми, живущими с ВИЧ-инфекцией и СПИДом. В этот день во всем мире проводится множество акций и других мероприятий для того, чтобы обратить внимание окружающих на эту проблему и искоренить в обществе людей стигму и дискриминацию.

Большая часть населения не только не знает, чем отличается ВИЧ от СПИДа, но и считает эту проблему совершенно далекой, которая их никак не коснется. А к тем, кто живет с этим недугом, относятся со страхом, брезгливостью и даже ненавистью.

Все становятся в круг. Я попрошу каждого участника сделать комплимент кому-нибудь из группы. Для этого мы используем клубок ниток.

Осторожно натяните нить, чтобы она не разорвалась. А теперь опустим нить к полу и поднимем над головой. В жизни у человека могут быть взлеты и падения, жизнь может идти ровно, но в любом случае завязанные нити дружбы не должны рваться.

Цель: Дать первичную информацию для участия тренинга, о том как передается, и как не передается ВИЧ/СПИД. Научить избегать ситуации, в которых можно заразиться ВИЧ/ СПИДом.


Тренинг по профилактике СПИДа

Цель занятия: дать первичную информацию для участников тренинга о том, как передается и как не передается ВИЧ/СПИД. Научить избегать ситуации, в которых можно заразиться ВИЧ/СПИДом.

- маркеры двух цветов;

- колечко, спички, и слоник для игры.

Здравствуйте! Я рада видеть вас. Сегодня мы с вами проведем тренинг о СПИДе. Сегодня вы узнаете, как защитить себя от страшной болезни, будут проводиться интересные игры.

Задача: познакомить участников друг с другом и познакомиться с ними самому.

Инструкция: сидя в кругу, каждый участник группы по очереди называет свое имя и какое-либо качество с которым он хочет поделиться с группой

2. Принятие правил.

Перед тем как продолжить занятие я предлагаю вам выработать правила работы в группе. Вы будете называть по кругу правила, какие вы бы хотели, чтобы соблюдались в группе, а я их запишу на ватмане.

3. Основная часть.

Задача: ввести в тему занятия.

А теперь немного информации о СПИДе. Впервые случай этого странного заболевания был зарегистрирован в 1978 г. Позже ученые дали ему название СПИД и обнаружили вирус (ВИЧ), который его вызывает. До сих пор неизвестно, откуда пришел ВИЧ/СПИД. Одни считают, что он появился сначала у обезьян, другие – что его искусственно создали люди.

Точно известно одно: ВИЧ/СПИД – смертельное заболевание, от которого нет лекарства или вакцины. Эпидемия стремительно распространяется по всем странам и континентам. Больше всего от этого заболевания страдает молодежь в возрасте от 14 до 29 лет.

• Сегодня в мире ВИЧ/СПИДом больны более 40 млн человек.

• Каждую минуту в мире примерно 11 человек заражаются ВИЧ.

• В России официально зарегистрировано почти 300 тыс. ВИЧ- инфицированных, но предполагается, что их по крайней мере в три раза больше.

• 80% ВИЧ- инфицированных в России – молодежь от 14 до 29 лет.

В Чувашии ВИЧ- инфицированных 312 человек

Это данные официальной статистики. Но, скорее всего, ВИЧ- инфицированных гораздо больше. Многие живут с ВИЧ, даже не подозревая об этом. Они не сдавали анализы и, соответственно, нигде не зарегистрированы.

Задачи: выяснить степень информированности участников по данной проблеме.

Все участники выстраиваются в линию, не касаясь друг друга, и закрывают глаза. Ведущий формулирует ряд утверждений. Если участник согласен с утверждением, он делает шаг вперед, если не согласен – шаг назад, если не знает ответа – остается на месте.

Утверждения могут быть, например, такими:

-ВИЧ и СПИД – это одно и тоже.

- ВИЧ можно заразиться, если пользоваться общей посудой с ВИЧ- инфицированным.

- По внешнему виду человека, возможно, определить, есть ли у него ВИЧ.

- Употребление инъекционных наркотиков – единственный путь заражения ВИЧ.

- ВИЧ передается через кровососущих насекомых.

- Если человек заразился ВИЧ, то тест сразу же покажет наличие вируса в его организме.

- Чтобы обезопасить себя, можно сделать прививку против ВИЧ.

- ВИЧ поддается полному излечению.

Если бы вы точно знали информацию, соответствующую утверждениям, вы остались бы в прямой линии. Но, как мы видим, все оказались в разных местах. А теперь следующее упражнение.

Задача: дать группе понять, как быстро распространяется ВИЧ- инфекция; объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.

Ведущий объясняет участникам группы, что через несколько минут каждый из них окажется на тусовке. Он подчеркивает, что ВИЧ не передается через рукопожатия, но все они будут обмениваться рукопожатиями, символизирующими незащищенный половой контакт или введение наркотиков общим шприцем. Каждый может сделать три рукопожатия. Ведущий говорит, что на тусовке присутствуют два человека, инфицированных ВИЧ. ВИЧ- инфицированные будут точно так же обмениваться рукопожатиями с другими участниками тусовки, но при этом, уже после рукопожатия, подавать знак, заметный только тем, кому они пожимали руку, – например, щелкать пальцами или почесывать ладонь. Тот, кому передали секретный знак, передает его каждому при следующем контакте.

Ведущий просит поднять руку тех, кому не был передан секретный знак. Обычно таких людей в группе не оказывается.

Задача: снятие напряжения в группе.

Каждому участнику раздается спичка. Ведущий надевает на свою спичку колечко и без помощи рук передает его стоящему рядом, тот должен так же без помощи рук передать колечко следующему и так продолжается до тех пор, пока колечко не дойдет до ведущего.

Задача: помочь группе понять и запомнить, в каких жидкостях организма содержится ВИЧ.

Ведущий говорит участникам группы, что они уже видели, насколько быстро может распространяться ВИЧ-инфекция, и объясняет, что для защиты от инфицирования каждый должен знать, какими путями ВИЧ передается, а какими – нет. Группе предлагается перечислить все возможные жидкости человеческого организма (не только те, в которых может присутствовать ВИЧ). После того как все жидкости перечислены и записаны на доске или ватмане, ведущий задает вопрос, в каких из них, по мнению участников, может содержаться ВИЧ. Сначала отмечаются жидкости, которые называют участники, затем – другим цветом – жидкости, в которых ВИЧ на самом деле присутствует в концентрации, достаточной для того, чтобы быть опасным для человека. Ведущий рассказывает группе об основных путях передачи ВИЧ-инфекции через отмеченные жидкости.

Задача: рассказать группе о существующих степенях риска и о том, в каких ситуациях риск может быть высоким, а в каких – низким.

Ведущий говорит группе, что теперь, когда определены основные пути передачи ВИЧ, нужно понять, в каких ситуациях это может произойти с самими участниками.

Если человек правильно оценивает риск, ему легче защитить себя и своих близких. Всем участникам группы раздаются карточки, на каждой из которых описана какая- либо ситуация. Участникам дается время подумать над описанными ситуациями. Ведущий предлагает каждому участнику прикрепить доставшиеся ему карточки к соответствующему уровню на плакате. Прикрепляя карточку, каждый участник должен объяснить, почему он сделал именно такой выбор. В случае необходимости ведущий поправляет участников.

Сексуальный контакт без презерватива

Использование общего шприца для введения наркотика

Сексуальный контакт в состоянии наркотического или алкогольного опьянения

Использование нестерильных инструментов для нанесения татуировок

Использование общей бритвы

- С соблюдением правил забора, хранения и транспортировки крови

- Без соблюдения правил забора, хранения и транспортировки крови

Различные косметические процедуры, нанесение татуировок, пирсинг с соблюдением правил и в специальном салоне

Инъекции в лечебных учреждениях

Использование чужой зубной щетки

Использование общей посуды для приготовления пищи

Уход за больным СПИДом

Объятия с ВИЧ- инфицированным человеком

Поездка в общественном транспорте вместе с ВИЧ- инфицированным человеком

Посещение школы вместе с ВИЧ - инфицированным учеником

Посещение бассейна, бани, сауны вместе с ВИЧ- инфицированным человеком

Использование общественных туалетных комнат

Питье из общественных питьевых источников

Задача: снятие напряжения в группе.

Ведущий берет мягкую игрушку, зажимая ее между подбородком и грудью, передает ее другому участнику без помощи рук. Так продолжается до тех пор, пока игрушка не дойдет до ведущего.

Задача: анализируя ситуации, связанные с воздержанием, подумать о том, как принимаются решения самими участниками группы.

Ведущий разбивает большую группу на мини-группы и предлагает им обсудить каждую из ситуаций. Ситуации выносятся на общее обсуждение. В заключение ведущему нужно постараться вместе с группой перечислить признаки, свидетельствующие о том, что человек готов вступить в сексуальные отношения, принять осознанное решение и защититься от возможных негативных последствий.

Можно потерять близкого друга/подругу.

Не надо бояться возможного заражения ИППП, включая ВИЧ/СПИД.

Надо мной будут смеяться, я окажусь самым отсталым.

Позволяет избежать нежелательной беременности; решение о рождении ребенка будет принято осознанно, когда придет время.

Это вредно для здоровья.

Любовь основана не только на сексе.

Не надо бояться, что тебя осудят «за распутность

Возможные ситуации для обсуждения:

А. Витя и Алёна познакомились на дискотеке и начали встречаться. Через некоторое время они пошли на дискотеку вместе, танцевали все медленные танцы, а потом Витя проводил Алену домой и поцеловал. У Вити и раньше были девочки, но для Алены этот поцелуй оказался первым в жизни. Когда Алёна рассказала о Вите подругам, те спросили, собирается ли она заниматься с ним сексом. Алёна не знала, что ответить, потому что у большинства ее подруг уже были сексуальные отношения с парнями. Она раздумывает: если Витя предложит ей начать сексуальные отношения, согласиться на это или подождать. Что вы посоветуете Алёне?

Б. Антон попросил у своего друга Миши совета. Он уже несколько месяцев встречается с девушкой по имени Нина. Она ему нравится, и они много времени проводят вместе. Но когда Антон завёл с Ниной разговор о сексе, она сказала, что любит его, но к сексу пока не готова. Антон не знает, почему Нина отказывается заниматься с ним сексом, и не понимает, что должен делать. Как вы думаете, что может Миша посоветовать Антону?

В. Маша и Игорь уже давно любят друг друга. Они часто видятся и мечтают о совместном будущем. У них еще не было сексуальных отношений, и они даже не говорили об этом друг с другом, но, наконец, настал момент откровенно обсудить этот вопрос. Как вы думаете, что они должны сказать друг другу?

Задача: выяснить, что нового, интересного и полезного узнали участники тренинга и какой вывод сделали.

Каждый участник тренинга высказывает свое мнение о тренинге, рассказывают, что понравилось, что нет, что для них было самым важным, что нового узнали, какой вывод сделали.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции