Социально экономические последствия эпидемии вич

Продвигать социальную справедливость, содействовать достойному труду

В последние годы в России наблюдается беспрецедентный рост числа выявленных случаев ВИЧ-инфицирования.



Полин Барет-Рид, Александр Починок и Франклин Лиск


Презентация привлекла большое внимание прессы



Менее чем за восемь лет эпидемия была зарегистрирована более чем в 30 городах и 86 из 88 регионов России. Общее число официально зарегистрированных случаев инфицирования в середине 2000 года превысило 200 тысяч человек – огромный прирост по сравнению с 10 993 случаями четыре года назад, в конце 1998 года. По мнению различных авторитетных источников, реальный показатель ВИЧ-инфицированности населения в 2,5-4 раза выше официально зарегистрированного.* Несмотря на то, что, согласно официальной статистике, абсолютное количество ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом в Российской Федерации относительно невелико, рост выявляемых случаев ВИЧ-инфекции в настоящее время - один из самых интенсивных в мире.

По данным модели для оценки социально-экономических последствий эпидемии ВИЧ/СПИДа в Российской Федерации, разработанной Глобальной программой МОТ по ВИЧ/СПИДу и сфере труда и Бюро МОТ в Москве, в результате распространения ВИЧ/СПИДа к 2050 году население России может сократиться на 2-5 процента. Поскольку около трех четвертей инфицированных - люди от 15 до 29 лет, то потери населения затронут главным образом молодых людей репродуктивного и производительного возраста.

Если темпы эпидемии будут по-прежнему расти, численность работающего населения может сократиться к 2015 году на 1,1 млн человек, а к 2050 – на 2,1 млн.

Результаты моделирования показывают, что одновременно с сокращением работающего населения и снижением производительности труда в 2015 году численность получателей пенсий по инвалидности может, наоборот, увеличиться на 344 тыс. чел, а численность получателей пенсий по случаю потери кормильца – на 141 тыс. человек. По данным исследования, дополнительные затраты, связанные с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, составят 5-7%; в то же время сокращение доходов пенсионного фонда может составить 2-6%, уменьшение допустимой ставки замещения - до 2%.

Как показали расчеты, в зависимости от сценарных условий ожидаемый уровень сокращения ВВП составит 2-5%, при этом расходы на обследование и лечение ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом достигают наибольших значений (около 0,5 % от объема ВВП) в течение 2010-2015. На первый план здесь выходит вопрос о государственных расходах на лечение и профилактику эпидемии. По расчетам ВОЗ, проведенным в начале 90-х годов, для успешного противодействия эпидемии ВИЧ в России требуется разовое вложение приблизительно 90 млн. долл. США с последующим ежегодным вложением 9-10 млн. долл. США. Международный опыт показывает, что успех или неуспех профилактических мероприятий в значительной степени зависят от благосостояния общества и его возможности и готовности выделять достаточные средства на проведение таких мероприятий.

Авторы исследования попытались оценить социально-экономические последствия эпидемии. Разработанная ими компьютерная модель основывается на подробных статистических данных о численности вновь выявленных ВИЧ-инфицированных по половозрастным группам начиная с 1996 года. Данные были предоставлены Федеральным научно-методическим центром по профилактике и борьбе со СПИДом.

На основе различных возможных сценариев развития эпидемии модель позволяет сделать прогноз до 2050 года эпидемиологической ситуации (численность ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом), рынка труда (численность экономически активного и занятого населения, производительность труда), расходов на медицинское обследование лечение людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, параметров пенсионной системы (численность пенсионеров по старости, инвалидности, потере кормильца; сумма взносов в Пенсионный фонд; расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности), уровня ВВП. Рассматриваемые сценарии не охватывают всех возможных вариантов развития эпидемии, и модель будет совершенствоваться с учетом новых данных.

Модель также может быть адаптирована, с некоторыми изменениями, для отдельных регионов России и для государств СНГ, где системы социальной защиты сходны с российской. Ее могут использовать для составления бюджетов и анализа управленцы, эксперты, работники профсоюзов объединений работодателей, неправительственные организации и многие другие.

Презентация модели состоялась сегодня в Министерстве труда и социального развития РФ. В ней приняли участие представители правительства, агентств системы ООН, международных организаций, посольств стран-доноров, ученые и эксперты, журналисты.

“Международная организация труда уделяет особое внимание поддержке трехсторонних партнеров в их усилиях по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа. Модель МОТ для оценки социально-экономических последствий ВИЧ/СПИДа в России - это важный практический инструмент, призванный помочь нашим социальным партнерам в деле формулирования политики профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа,” - заявил прибывший в Москву на презентацию модели директор Глобальной программы МОТ по ВИЧ/СПИДу и сфере труда Франклин Лиск.

охваченные регионы и страны: Европа, Российская Федерация

Изучение последствий эпидемии ВИЧ/СПИДа во времени выявляет ее многоплановую, сложную природу. Социально-демографические потери сочетаются с социально- экономическими последствиями и в значительной степени обусловливаются ими. Обобщение результатов исследований социально-экономических последствий эпидемии в наиболее пораженных ВИЧ/СПИДом странах, проведенное на основе анализа соответствующих литературных источников, позволяет сделать некоторые выводы, актуальные для Украины.

Достаточно глубокого понимания социально-экономических и демографических последствий эпидемии ВИЧ/СПИДа в контексте развития можно достичь лишь через глубокий анализ особенностей сложившейся эпидемической ситуации и связей между эпидемическими и социально-экономическими факторами. Важно выделить те факторы, которые способствуют распространению вируса, и те, которые замедляют его распространение, а также особенности страны или другого сообщества, которые определяют экономические и социальные последствия эпидемии. Очень продуктивен анализ в контексте концепции восприимчивости и уязвимости по отношению к ВИЧ/СПИДу. Восприимчивость - совокупность факторов, влияющих на распространение инфекции. Уязвимость - совокупность особенностей социально- экономической общности, которые предопределяют степень ущерба, наносимого ей вследствие вызванного эпидемией повышения заболеваемости и смертности . При определении потенциального ущерба от эпидемии большое значение имеет анализ восприимчивости определенного населения к вирусу, поскольку высокая восприимчивость позже обычно результируется в высокой уязвимости (ущербе).

Страна или иная социально-экономическая общность, подверженная совокупному действию факторов, увеличивающих вероятность распространения инфекции, определяется как среда риска . Когда инфекция распространяется среди основного населения, можно утверждать, что всё общество представляет собой среду риска. В соответствии с имеющейся информацией такая ситуация уже сложилась в Украине.

Последствия эпидемии будут связаны с тем обстоятельством, что инфицируемые - это в основном люди, находящиеся в наиболее демографически, экономически и социально продуктивном возрасте, то есть несущие большую долю ответственности за финансовую поддержку и заботу о других. Значение выхода из строя этих людей простирается далеко за пределы семьи, проявляясь в истощении трудовых ресурсов отраслей хозяйства, в снижении производительности труда и накоплений, необходимых для капиталовложений, в демографических последствиях, которые будут тем болезненнее (при прочих равных условиях), чем неблагоприятнее исходная экономическая и демографическая ситуация в стране.

Что касается последствий эпидемии в контексте перспектив, необходимо учитывать, что когда вирус распространился в населении, последствия его распространения будут ощущаться и в последующих поколениях. Поскольку прекращение распространения вируса в современных условиях нереально, экономические, социальные, демографические, психологические и другие последствия эпидемии будут развертываться на протяжении десятилетий после того, как она охватила основное население. Они будут ощущаться еще длительное время и после полного прекращения циркулирования вируса.

Длительность проявления последствий эпидемии детерминируется социальными, экономическими и культурными особенностями страны или регионов, групп населения, вовлеченных в эпидемический процесс, а также своевременностью и эффективностью мер, направленных на профилактику распространения ВИЧ.

Специалисты UNDP/UNAIDS, изучающие последствия эпидемии ВИЧ/СПИДа в наиболее пораженных эпидемией странах, пришли к выводу об их волнообразном характере. Рассмотрим этот вопрос более детально.

В эпицентре цепочки последствий находится передача вируса от человека к человеку. Со временем происходит распространение последствий этой передачи вширь.

Первая волна последствий ВИЧ/СПИДа "втягивает" отдельных лиц и следует прямо за распространением вируса: те, кто сейчас инфицирован, спустя некоторое время начнут болеть и умирать. Волна влияния, возникающая первой, сосредоточена на инфицированных лицах, а, следовательно, и на их семьях, партнерах и тех, кто обеспечивает уход за больными. Она включает травмирование диагнозом, реакцию общества (принятие или дискриминация), экономическое и эмоциональное влияние на семьи, реакцию медицинских работников, заболевание и смерть.

По мере роста количества заболевших доходы домохозяйств снижаются. Плата за обучение детей, особенно в условиях Украины, когда оно стало преимущественно платным, и расходы на их питание могут стать непосильными для семьи. Использование сбережений домохозяйств в тщетном поиске излечения, которые в Украине и так истощены в результате беспрецедентного падения уровня жизни большинства населения, может довести и достаточно обеспеченную семью до обнищания.

Зачастую национальный консенсус относительно безотлагательности профилактики достигается только тогда, когда уже значительное число людей инфицировано и у многих возникает СПИД или СПИД-ассоциированные заболевания, такие как туберкулез. Обычно лишь на этой стадии на высших уровнях управления начинают слышать голоса руководителей здравоохранения, медицинских работников, инфицированных и их семей.

Вторая волна последствий возникает по мере того, как умирают все новые больные и все большее число детей и людей преклонного возраста остаются без поддержки. На этой волне эпидемии бедность, охватившая значительные контингенты населения Украины, может усилиться. Вторая волна разрушающе действует на семью и определяется двумя доминирующими обстоятельствами: большинство инфицированных находятся на стадии жизни, когда они имеют максимальное число экономически зависящих от них: детей, родителей и других лиц, которые нуждаются в поддержке. Когда инфицированные начнут болеть и умирать, люди, находящиеся на их иждивении, останутся без средств к жизни. На каждого умершего взрослого обычно приходится в среднем один-два человека, от них зависящих. Наиболее значительная черта этой волны - ее психологическое влияние при потере большого числа жизней родителей, братьев и сестер, друзей, детей, коллег, соседей.

Третья волна последствий выходит на уровень регионов и отраслей хозяйства. Она возникает в связи с тем, что инфицированные находятся в наиболее экономически продуктивном и активном периоде своей жизни. Распространение вируса имеет профессиональные и географические различия. При этом гендерное разделение труда, навыков и ответственности обычно характеризуется относительной жесткостью, что также надо учитывать при анализе последствий эпидемии.

Третья волна возникает вследствие потери значительных объемов населения и трудовых ресурсов, а человеческие ресурсы, как известно, являются ключевым фактором, определяющим способность любой страны противостоять эпидемии. Украина уже и сейчас претерпевает в этом отношении трудности, вызванные высокой степенью постарения населения, обусловливающей высокую экономическую нагрузку трудоспособных нетрудоспособными. Эпидемия усугубит эту ситуацию. Она влияет на количество и качество трудовых ресурсов, занятых во всех секторах экономики. Потеря трудового вклада, обусловленная ВИЧ/СПИДом, поставит под угрозу не только уровень жизни семей и других общностей, но и эффективность функционирования отраслей хозяйства. Возрастающая заболеваемость может затронуть, в конечном счете, все секторы экономики и общие результаты ее функционирования, то есть повлиять на производительность национальной экономики.

Модель предложения и спроса на трудовые ресурсы изменится, при этом определяющим фактором будет профессиональная и географическая дифференциация уровня распространения инфекции. Наиболее уязвимыми типами региональной экономики будут ориентированные на одну или небольшое число отраслей. Наиболее уязвимыми будут отрасли, требующие значительного количества обученного персонала, которому трудно быстро найти замену. Произойдет также уменьшение накоплений и изменение моделей их использования. А они влияют на скорость роста валового национального продукта. Снижение уровня накоплений будет происходить параллельно с нарастанием прямых и косвенных затрат, связанных с эпидемией. При растущем числе заболевающих и умирающих женщин и женщин, занятых уходом за больными, они будут иметь все меньше времени для ухода за своими детьми и их социализации, занятости в производстве или самозанятости.

Таким образом, последствия эпидемии состоят в накапливающихся потерях людских ресурсов, эрозии возможностей развития и углубляющейся нищете.

Четвертая волна это долговременные потенциальные последствия. Она непосредственно связана с неудачей предшествующих вмешательств. Если распространение вируса не будет замедлено как можно раньше, и те, кто затронут эпидемией, не получат соответствующей поддержки, тогда само выживание различных групп населения и даже нации может оказаться в опасности. Необходимость поддержки нуждающихся детей-сирот, оставшихся без присмотра и опеки, ослабление основных общественных и коммунальных служб, рост цен, ухудшение качества услуг и т. д. могут привести к недовольству и социальной напряженности.

Масштаб и природа четвертой волны последствий определяются следующими двумя основными обстоятельствами: во-первых, реакцией общества на инфицированных и тех, кто ухаживает за ними - в частности, очень" важно, остаются ли они интегральной частью общества и обеспечивает ли оно поддержку и уход за ними. Если инфицированные будут вытолкнуты из общества, ущерб будет еще большим. Во-вторых -дифференциацией уровня распространения инфекции в профессиях и регионах.

Опыт стран, пострадавших от эпидемии, свидетельствует о том, что на этом этапе последствия могут быть настолько разорительными, что даже межнациональные вмешательства для предотвращения дезинтеграции общества могут оказаться запоздалыми. Эпидемия уже подрывает прогрессивные достижения последних десятилетий во многих пораженных эпидемией странах. Наблюдается ее разрушительное влияние на домохозяйства, отрасли промышленности и сельского хозяйства, предпринимательство, социальную инфраструктуру и прежде всего - на здравоохранение, а также на структуры, деятельность которых связана с обеспечением безопасности страны, включая полицию и армию.

В тяжело пораженных регионах мира ВИЧ/СПИД нанес большой демографический урон: значительно сократилась средняя продолжительность жизни, и ожидается, что до 2010 года эпидемия удвоит детскую смертность, то есть сведет на нет достижения в снижении младенческой и детской смертности, достигнутые за последние десять лет.

Меры по профилактике распространения ВИЧ-инфекции, обязанности по уходу за больными и поддержке инфицированных и выживших, включая сирот, требуют неординарных усилий общества. В некоторых странах эмоциональный, социальный и экономический потенциалы в значительной степени истощены в процессе противодействия эпидемии.

Эти долговременные последствия эпидемии не являются абсолютно неизбежными. Их масштаб и серьезность будут прямо зависеть от своевременности и эффективности программ, направленных на изменение поведения и политики, имеющей целью отреагировать на потребности инфицированных, больных и выживших. Своевременные адекватные и эффективные действия на основе комплексного мультисекторного подхода могут значительно уменьшить эти последствия.

Все эти волны, естественно, не существуют обособленно, а накладываются одна на другую. Упомянутым волнам эпидемии соответствуют уровни ее влияния - индивидуальный, семейный, региональный, отраслевой, национальный.

На индивидуальном уровне, как уже отмечалось, наибольший урон будет нанесен эпидемией населению молодого, трудоспособного возраста. Несмотря на то, что люди преклонного возраста заражаются ВИЧ сравнительно редко, последствия для них будут заключаться в поражении их семей - источника поддержки и помощи. Дети в определенной степени пострадают как от эпидемии, в основном из-за инфицированности матерей, так и в связи с сиротством в результате смерти матерей от СПИДа. Люди с низкими доходами, по-видимому, будут составлять большинство жертв последствий эпидемии хотя бы потому, что таких людей в стране больше, чем высокообеспеченных.

Что касается уязвимости семей к ВИЧ/СПИДу, необходимо учитывать как их состав, так и социально-экономическое положение. К особенно уязвимым семьям относятся недостаточно обеспеченные пожилые семейные пары (из-за возможной смерти детей - потенциального источника материальной помощи и эмоциональной поддержки в старости); семьи с низким уровнем образования брачной пары (из-за меньшей обеспеченности); многодетные семьи (в связи с возможным заболеванием детей); однодетные семьи, особенно в пожилом возрасте брачной пары (в связи с возможной потерей единственного ребенка, с которым связывают поддержку в старости); неполные семьи (из-за возможной утраты кормильца).

Влияние эпидемии па семьи будет особенно сильным, когда утраты, принесенные ею, начнут влиять на условия жизни зависимых членов семьи (дети, старики). Удельный вес малообеспеченных семей будет возрастать по мере повышения численности сирот и зависимых престарелых- На уровне домохозяйств основные экономические последствия будут состоять в потере дохода и изменениях в распределении бюджета, связанных с увеличением прямых и косвенных медицинских расходов, уменьшением сбережений и производительных вложений, ростом нагрузки по уходу за больными.

Последствия эпидемии окажутся губительными в основном для малообеспеченных семей, которые особенно уязвимы к повышенной заболеваемости и смертности. Семьи, испытывающие наибольшую потребность в социальной поддержке в настоящее время, - наиболее вероятные жертвы последствий распространения ВИЧ/СПИДа. Эпидемия приведет к обнищанию определенной части населения; однако в большинстве случаев она обострит уже существующую социально-экономическую уязвимость. Следует отметить, что в современных условиях в Украине центр тяжести в решении социально-экономических проблем выживания переместился в семью. Семья стала последним бастионом, последней опорой, последней линией обороны в борьбе за выживание населения в перманентных кризисных условиях. Необходимо отметить, что с развитием эпидемии ВИЧ/СПИДа будет рушиться и этот последний бастион.

На уровне региона, города социально-экономические последствия эпидемии начинают особо остро ощущаться, когда происходит истощение трудовых ресурсов, снижается производительность труда, сокращается производственный потенциал, снижается эффективность производства, а следовательно - налоговые поступления, уменьшаются накопления и как следствие - инвестиции, возрастает нагрузка на учреждения здравоохранения, усиливается потребность в социальной защите утративших близких стариков и детей и т. д.

Население регионов с более низким уровнем жизни, чем в других регионах, более уязвимо относительно последствий эпидемии ВИЧ/СПИДа. В индустриальных регионах Украины сокращение традиционных отраслей производства вызывает чрезвычайно высокий уровень безработицы (часто более чем одного члена семьи одновременно) и способствует формированию условий, в которых злоупотребление алкоголем и наркотиками, внутрисемейное насилие, трудовая миграция (иногда на очень продолжительный срок) благоприятствуют образованию "мостиков" для перехода инфекции на основное население, то есть повышению восприимчивости, а значит и уязвимости.

Есть опасность появления в Украине регионов, распространение ВИЧ/СПИДа в которых будет ускорено по сравнению с другими регионами в связи с тем, что они могут быть особенно восприимчивы к инфекции вследствие подверженности более сильному воздействию отрицательных социально-экономических факторов, чем в целом по стране. Это в основном регионы, испытавшие острый экономический спад, то есть в наибольшей мере подверженные отрицательным последствиям экономических изменений. В некоторых регионах Украины степень падения производства и уровень безработицы намного превышают средние по стране, что коррелирует с уровнем распространения наркомании.

Сегодня по уровню распространенности ВИЧ лидирует Одесская область (197,7 случаев на 100 тыс. населения) как территория, в составе которой находится крупный город-порт, усиливающий миграционный фактор в формировании эпидемической ситуации. Однако есть основания для предположения, что высокоиндустриализованные области, такие как Донецкая, Днепропетровская, в будущем больше пострадают от ВИЧ/СПИДа. Именно в этих регионах ожидается концентрация наиболее уязвимых семей. Уже сейчас эти области относятся к регионам с высоким распространением ВИЧ: на конец 1999 г. в Днепропетровской области - 167,9 случаев на 100 тыс. населения, в Донецкой - 135,9 (рис. 2.6). Из-за недостатка ресурсов в связи с социально- экономическим кризисом профилактика ВИЧ в этих регионах чрезвычайно затруднена.

Потенциально наиболее восприимчивой к эпидемии среди индустриальных областей Украины может оказаться Донецкая область, характеризующаяся высокой распространенностью наркомании. По этому показателю она занимает второе место среди областей Украины (после Одессы). В Донецкой области официально зарегистрирована наибольшая абсолютная численность ВИЧ-инфицированных по сравнению с другими областями. Следует иметь в виду, что сейчас ВИЧ-инфекцией поражены в основном лица, потребляющие наркотики инъекционно. Со временем произойдет переход вируса из среды инъекционных потребителей наркотиков на остальное население. Как свидетельствуют соответствующие данные, этот процесс уже начался. Следовательно, через определенный промежуток времени начнут болеть и умирать молодые люди в возрасте наибольшей трудоспособности, не относящиеся к потребителям наркотиков, что может стать серьезным фактором падения производства в угледобывающей промышленности и целом ряде связанных с ней отраслей (прежде всего - в металлургической).

На национальном уровне последствия эпидемии будут состоять в падении общественной производительности труда и производства, что вызовет снижение ВВП, в уменьшении налоговых поступлений, сокращении бюджета, снижении расходов на социальные нужды и социальную инфраструктуру, в уменьшении накоплений и инвестиций, снижении доходов от экспорта. Размах и серьезность экономических последствий будет зависеть от таких факторов как развитие волн эпидемии; распространенность ВИЧ-инфекции, ее территориальные, социальные, профессиональные и отраслевые различия; структура экономики и относительная уязвимость ее отраслей по отношению к эпидемии; развитие адекватных, эффективных и своевременных программ.

Для уменьшения отмеченных социально-экономических последствий необходимы национальная осведомленность о проблеме; национальное согласованное реагирование, решительность лидеров и регионов; благоприятная этическая и правовая среда, ответственное участие в решении возникших проблем ВИЧ-инфицированных и тех, кто затронут эпидемией.

Оценочные расчеты на период 2006-2014 годов проводились по двум сценариям – оптимистическому и пессимистическому. Сценарии отличаются динамикой распространения ВИЧ/СПИДа в группах риска, эффективностью профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку, скоростью перехода в стадию СПИДа с момента инфицирования ВИЧ, уровнем доступа к антиретровирусной терапии.

По прогнозам исследователей при любом варианте развития событий до 2009 года общее количество ВИЧ-позитивных людей, проживающих в Украине, будет увеличиваться с динамикой 4-6% в год. После 2010 года, в зависимости от усилий государства, эпидемия ВИЧ/СПИДа может развиваться двумя путями: либо общее количество ВИЧ-позитивных людей в Украине будет ежегодно снижаться – до 480 тысяч (оптимистический сценарий), либо будет расти и в 2014 году превысит 741 тысячу случаев (пессимистический сценарий). В том числе количество инфицированных детей вырастет до 31 тысячи, в 2014 году почти 16 тыс. детей будут больны СПИДом. Общее количество больных СПИДом будет постоянно расти и в 2014 году превысит 164 тысячи человек.

По пессимистическому сценарию количество смертей от СПИДа в 2014 году будет составлять 50,6 тыс. (в том числе 928 детей). Всего по этому сценарию за период 2007-2014 гг. количество смертей от СПИДа вырастет в 1,7 раза.

В контексте развития эпидемии ВИЧ/СПИДа очевидно, что дети – это самая уязвимая социальная группа. Практически по всем исследуемым индикаторам динамика этой группы опережает показатели взрослого населения. Например, если по пессимистическому сценарию количество больных СПИДом с 2007 по 2014 год вырастет в 1,5 раза, то больных СПИДом детей за тот же период станет в 2,6 раза больше. В 1,6 раза – до 15 696 человек – к 2014 году вырастет количество ВИЧ-позитивных беременных женщин. В 2,5 раза вырастет количество детей, которые потеряют одного из родителей в результате эпидемии ВИЧ/СПИДа. В 3,7 раза больше станет детей, потерявших обоих родителей.

Распространение эпидемии ВИЧ/СПИДа ведет к значительному увеличению расходов госбюджета. Прогнозные расчеты показали, что по пессимистическому сценарию необходимые затраты на профилактику и лечение при ВИЧ/СПИДе увеличиваются за период 2007-2014 гг. в 2 раза (при этом охват лечения ВИЧ инфицированных – 50%). В целом за этот период соотношение необходимых затрат на профилактику и лечение при ВИЧ/СПИДе к общим затратам на здравоохранение в консолидированном бюджете увеличится с 15,0% до 21,8%.

Не менее впечатляюще выглядит прогноз бюджетных потерь вследствие эпидемии ВИЧ/СПИДа. По пессимистическому сценарию общие потери бюджетов всех уровней за период 2007-2014 гг. вырастут в 2,5 раза и превысят 11 миллиардов грн. – это общие потери госбюджета и потери бюджетов целевых социальных фондов.

Общие потери госбюджета за прогнозный период 2007-2014 гг. увеличатся более чем вдвое – до 8 миллиардов. Они состоят из дополнительных расходов и потерь доходов госбюджета. Дополнительные расходы вырастут более чем вдвое и превысят 6 миллиардов грн. – это рост расходов на здравоохранение в связи с профилактикой и лечением при ВИЧ/СПИДе, государственную помощь детям-инвалидам и инвалидам с детства, помощь малообеспеченным семьям, помощь семьям с детьми (одиноким матерям, а также помощь по опеке и уходу). Исследователи прогнозируют, что к 2014 году потери доходов госбюджета вырастут более чем в 4 раза – до 1,7 миллиардов грн. В этой цифре учитываются потери налогов с физлиц и налога на прибыль предприятий.

Общие потери бюджетов целевых социальных фондов за период 2007-2014 гг. по пессимистическому сценарию развития эпидемии увеличатся в 2,8 раза и составят 3,4 миллиарда грн. В эти потери включены дополнительные расходы целевых социальных фондов и потеря их доходов. Дополнительные расходы фондов вырастут более чем 2,5 раза и превысят 1,9 миллиарда грн. на выплаты помощи по временной нетрудоспособности, пенсий по инвалидности, потере кормильца, других выплат инвалидам. Потери доходов целевых социальных фондов (от неуплаты взносов в эти фонды) к 2014 году увеличатся в 3,3 раза и составят 1,4 миллиарда грн.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Драчук П.Э., Драчук Т.Э., Пешикова М.В., Пешиков О.В.

В статье рассмотрены экономические и социальные проблемы, связанные с распространением ВИЧ-инфекции и СПИДа в России. Приведены результаты различных клинико-экономических и социальных исследований регионального и международного уровней. Показано, что инфекция влечет за собой не только человеческие страдания, но и серьезные последствия для всех участников экономической деятельности.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Драчук П.Э., Драчук Т.Э., Пешикова М.В., Пешиков О.В.

SOCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF THE PROBLEM OF HIV-INFECTION IN RUSSIA

The article deals with the economic and social problems associated with the spread of HIV-infection and AIDS in Russia. The results of various clinical, economic and social studies at the regional and international levels are presented. It is shown that infection entails not only human suffering, but also serious consequences for all participants of economic activity.

УДК 616-097-022(09) ББК 55.142

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИИ

ДРАЧУКП.Э.1, ДРАЧУК Т.Э.2, ПЕШИКОВА М.В.1, ПЕШИКОВ О.В.1 1ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия 2МБУЗ ДГП №4, Челябинск, Россия e-mail: ehvd@yandex.ru, Akademik75@mail.ru, Peshikova@mail.ru

В статье рассмотрены экономические и социальные проблемы, связанные с распространением ВИЧ-инфекции и СПИДа в России. Приведены результаты различных клинико-экономических и социальных исследований регионального и международного уровней. Показано, что инфекция влечет за собой не только человеческие страдания, но и серьезные последствия для всех участников экономической деятельности.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, СПИД, демография, экономическая активность, факторы производства, рынок труда, расходы, финансовое обеспечение, профилактика.

Актуальность. Распространение ВИЧ-инфекции в настоящее время привело к социально-экономическому кризису во многих странах (отрицательные последствия для факторов производства, рабочей силы и физического капитала).

Распространение ВИЧ-инфекции в России отличается от распространения этого заболевания в других странах, что важно для оценки экономических последствий этого явления [2]. Во-первых, в России основные случаи заболевания вызваны внутривенным употреблением наркотиков [7], а во-вторых, темпы роста российского населения составляют отрицательную величину.

Воздействие ВИЧ-инфекции и СПИДа усугубляется тем, что в России прогнозируется дальнейшее сокращение численности населения. Этот процесс может привести к смещению распределения ресурсов в сторону потребления, снизить уровень инвестиций и темпы экономического роста. В то время как в африканских странах с высоким уровнем ВИЧ-инфицированности [12] продолжается рост численности населения, несмотря на более высокий уровень заболеваемости (достигает 30%), население России продолжает сокращаться, и согласно мнению экспертов [6, 8], этот процесс будет продолжаться независимо от ВИЧ-инфекции.

Поскольку в основном инфицированными становятся люди молодого возраста,

воздействие инфекции не будет компенсировано ростом численности населения. Это усугубляет негативное воздействие сокращения

численности населения на экономику, социальное обеспечение (пенсионное обеспечение, здравоохранение) и полноценное предоставление социальных услуг. Все это говорит о необходимости рассматривать ВИЧ-инфекцию как реальную угрозу национальному благосостоянию страны и считать приоритетным направлением деятельности государства обеспечение всеобщего доступа населения к профилактике и лечению ВИЧ-инфекции [3, 11].

Цель работы. Обсудить проблемы негативного влияния распространенности ВИЧ-инфекции на демографическую структуру общества, факторы производства,

распределение бюджета, а также определить роль экономических мероприятий для профилактики ВИЧ-инфекции.

Материалы и методы. Проведен анализ клинико-экономических исследований,

распространения ВИЧ / СПИДа. При поиске информации использовались базы данных PubMed, данные Федерального центра по борьбе со СПИДом, оценки ВОЗ и другие источники [2]. Рассматривали затраты на профилактику и лечение ВИЧ / СПИДа. Исследовали социально-экономические последствия распространения инфекции.

Результаты исследования. Распространение ВИЧ-инфекции и гибель зараженных от СПИДа вызывают многофакторное разрушающее воздействие на социальную и экономическую

жизнь общества. В таблице 1 представлены изменения в социально-экономической сфере, вызванные ВИЧ-инфекцией и определяющие негативные последствия для экономики страны.

Изменения в социально-экономической сфере, вызванные ВИЧ-инфекцией и определяющие негативные последствия для экономики страны_

Изменения, вызванные распространением ВИЧ-инфекции

Социально-экономические последствия ВИЧ / СПИДа

1. Сокращается продолжительность жизни населения, снижается его экономическая активность, эффективность труда.

2. ВИЧ-инфекция негативно влияет на уровень рождаемости и смертности, и в итоге, на возрастную и половую структуру трудоспособного населения; снижается рождаемость, возрастает смертность и инвалидность, увеличивается количество детей-сирот; распространение инфекции является причиной преждевременной смерти среди населения наиболее трудоспособного и репродуктивного возраста.

3. Распространение ВИЧ-инфекции сопровождается уменьшением численности населения и трудовых ресурсов, снижением качества населения, т.е.:

- ухудшением характеристик его здоровья и продолжительности жизни;

- увеличением смертности в молодом возрасте, старением населения;

- необратимых негативных последствиях в процессах воспроизводства;

- в депопуляции населения, что негативно отражается на качестве трудовых ресурсов. Высокий уровень распространения ВИЧ-инфекции оказывает негативное влияние на демографическую структуру населения._

трудоспособного населения. Последствия для рынка труда.

В результате распространения ВИЧ-инфекции:

- изменяется структура экономически активного населения (в составе половых и возрастных групп);

- сокращаются трудовые ресурсы, в том числе из-за высокой смертности среди квалифицированных специалистов;

- происходит резкое снижение численности и качества населения трудоспособного возраста; уменьшение числа занятых среди ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом в трудоспособном возрасте, снижение численности женщин трудоспособного возраста;

- падение доходов больных СПИДом из-за снижения трудоспособности.

Проблема ВИЧ / СПИДа является производственной проблемой (среди ВИЧ-инфицированных порядка 90% - лица трудоспособного возраста). ВИЧ / СПИД оказывает влияние на трудовые ресурсы предприятий из-за сокращения рабочей силы, увеличения издержек и снижения производительности труда._

Расходы бюджета и внебюджетных фондов

Большие средства выделяются на:

- организацию лабораторных исследований;

- диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом;

- лечение ВИЧ-инфицированных детей и детей-инвалидов от ВИЧ-инфицированных матерей;

- профилактику ВИЧ / СПИДа [5].

Антиретровирусная терапия проводится на бесплатной основе за счет государственного бюджета. Это требует высоких экономических затрат и приводит к росту нагрузки на работающее население._

1. Уменьшаются налоговые поступления в бюджет, возрастают расходы на социальную сферу и здравоохранение.

2. Увеличиваются расходы государства на содержание детей-сирот, оставленных после смерти умерших от ВИЧ-инфекции молодых родителей.

3. Осуществляется бесплатное обеспечение лекарственными средствами ВИЧ-инфицированных детей и детей-инвалидов, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.

4. Решение социально-экономической проблемы профилактики ВИЧ-инфекции (повышение информированности населения, формирование толерантности общества по отношению к инфицированным ВИЧ, больным СПИДом).

5. Медицинское обслуживание и психологическая поддержка ВИЧ-инфицированных детей и подростков в образовательных учреждениях._

Долгосрочное влияние на

Происходит сокращение банковских вкладов и инвестиций, падение мотивации вкладывать средства в человеческие ресурсы - в образование и здоровье. Возрастут финансовые риски, изменится платежный баланс. Уменьшатся налоговые поступления в бюджет._

Барьеры в международных отношениях Возможность сокращения миграции, туризма, студенческих обменов, коммерческих и других видов международного общения. Это может оказывать негативное воздействие на социально-экономическое развитие многих стран.

Социально- экономическая политика государства в противодействии эпидемии ВИЧ / СПИДа Активное участие государства в обеспечении прав граждан вне зависимости от ВИЧ-статуса, социального положения, этнического происхождения, вероисповедания, политических, сексуальных и других предпочтений. Это касается целого ряда прав человека: политических, экономических, культурных, социальных, репродуктивных и т.д. Улучшение эпидемиологической ситуации невозможно без политических решений, направленных на разработку законов, обеспечивающих права ВИЧ-позитивных граждан: свободу от дискриминации, право заниматься социально-экономической деятельностью, стабильное финансирование программ борьбы с ВИЧ / СПИДом. Преодоление дискриминации по отношению к ВИЧ-инфицированным. Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ / СПИДом предполагает проведение оценки экономического и социального воздействия эпидемии ВИЧ / СПИДа и разработку стратегии преодоления последствий, ускорение научных исследований для разработки вакцин, обеспечение доступа к профилактике, уходу и лечению. Выделяемые ресурсы должны быть значимыми, стабильными и результативными. ВИЧ-инфекция не является основанием для прекращения трудовых отношений [10].

Для снижения темпов распространения ВИЧ-инфекции необходимы профилактические мероприятия, которые информируют о способах защиты, формируют адекватное восприятие собственного риска и мотивацию к изменению опасного поведения, адекватного отношения к ВИЧ-инфицированным, мобилизуют

общественные и политические силы для борьбы с эпидемией ВИЧ / СПИДа [3, 9, 11].

Согласно проекту стратегии противодействия ВИЧ до 2020 года [4], правительство Российской Федерации планирует выделить

дополнительные 52,9 млрд. руб. в ближайшие четыре года с ежегодным увеличением расходов примерно на 13,2 млрд. руб. на борьбу с распространением ВИЧ-инфекции.

Выводы. Распространение ВИЧ-инфекции порождает ряд важных проблем, требующих

выработки государственной политики в различных сферах деятельности общества: здравоохранение, защита гражданских прав, медицинское обслуживание, социальное обеспечение.

В настоящее время в борьбе с ВИЧ / СПИДом проводятся преимущественно биомедицинские и эпидемиологические исследования. Необходимо привлечение социальных наук к решению проблемы профилактики СПИДа, информированности населения [1] и экономического анализа возможных

последствий. ВИЧ / СПИД - это проблема не только работников здравоохранения, но и многих других специалистов, экономистов, юристов и социологов, а также государственных деятелей.

1. Информированность студентов гуманитарных и технических ВУЗов г. Челябинска в вопросах верификации ВИЧ-инфекции /Манаев А.И. [и др.] //Молодежный инновационный вестн. - 2013. - Т. 2, №1. - С. 103.

2. Колбин А.С. Клинико-экономические аспекты лечения больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных / А.С. Колбин // Фармакоэкономика. - 2010. - Т12, №1. - С. 68-76.

3. Комплексный анализ профилактических мероприятий по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции в Челябинской области за 2011-2016 гг. / М.В. Радзиховская [и др.] // Вестн. Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2017. - №3 (18), т. 1. - С. 61-65.

4. О государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу: распоряжение Правительства РФ № 2203-р от 20.10.2016. - Москва, 2016.

5. Об утверждении правил ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом: постановление Правительства РФ № 426 от 08.04.2017. -Москва, 2017.

7. Пропаганда распространения наркотиков, как социальная и медицинская проблема современного общества / А.В. Егорова [и др.] // Вестн. Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - Челябинск, 2014. - №1 (4). -С. 25-29.

9. Соболева Е.В. Адаптация ВИЧ-положительных больных в кризисной ситуации установления диагноза / Е.В. Соболева, М.А. Курбатова // Вестн. Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №5 (7). -С. 35-38.

11. Шлепотина Н.М. Опыт проведения мероприятий, посвященных профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи / Н.М. Шлепотина, И.В. Красильникова, М.В. Пешикова //Вестн. Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 2, №3 (14). - С. 79-82.

12. Diomidous M. Planning for AIDS or HIV related services in Greece: first steps towards operational schemes / M. Diomidous, A. Sissouras // Economic aspects of AIDS and HIV infection / eds. D. Schwefel, R. Leidl, J. Eovira. - Berlin, Heidelberg: Springer, 1990. - P. 251-261.

SOCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF THE PROBLEM OF HIV-INFECTION IN RUSSIA

DRACHUKP.E.1, DRACHUK T.E.2, PESHIKOVA M. V.1, PESHIKOV O. V.1 FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia Children's city polyclinic, Chelyabinsk, Russia e-mail: ehvd@yandex.ru, Akademik75@mail.ru, Peshikova@mail.ru

The article deals with the economic and social problems associated with the spread of HIV-infection and AIDS in Russia. The results of various clinical, economic and social studies at the regional and international levels are presented. It is shown that infection entails not only human suffering, but also serious consequences for all participants of economic activity.

Keywords: HIV-infection, AIDS, demography, economic activity, factors of production, labor market, expenses, financial provision, prevention.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции