Программа ладья по профилактике вич спида

Пять языков любви

На самом деле их, конечно же, гораздо больше, чем выделил автор популярных книг по психологии — Гарри Чепмен. Но если Вы не помните в сущности ни одного, если основательно подзабыли то, что когда-то знали, Показать полностью… то эти пять покажутся Вам настоящим сокровищем.

У меня складывается такое впечатление, что мы живём на планете глухих.

Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем. И она — тиха.

И действительно, мужа можно понять. Двадцать совместно прожитых лет, дети выросли, я от тебя не ушёл, тебе не изменяю, деньги в дом приношу, тарелку за собой мою — каких доказательств любви тебе ещё нужно?! К чему эти оргии.

Именно так и рассуждают психологически неграмотные люди. Они бойко лопочут на своём языке любви, а на наши потребности. чихать хотели. Примерно так ведёт себя наша киска, которая приносит нам на белоснежную постель свежезадушенную крысу — на, хозяюшка, мне не жалко, ты у меня хорошая. Примерно так ведут себя папаши, сующие полугодовалому ребёнку в рот кусок вяленой рыбы — ешь сынок, расти мужиком, скоро и пива налью.

Если мы хотим жить долго и счастливо, то оргии проявлений любви нам нужны. Иначе будут другие оргии — оргии скандалов и истерик. Ведь красок в жизнь подбавлять как-то надо? А негативные краски, они всегда под рукой, за ними не нужно бежать ночью в магазин, по сугробам, доставать у спекулянтов.

Первый язык любви. Комплименты и похвала

Как Вы думаете, каков будет лучший подарок такому человеку? Правильно — тщательно взвешенные, отобранные Слова Любви.

Второй язык любви. Время

Это — время, которое Вы готовы потратить на любимого человека. Время совместно проведённое и не обязательно качественно проведённое.

Некоторым от Вас ничего не нужно — только придите и проведите с ними своё время. Такой вот у них — язык любви. Знаю, многих это безумно раздражает. Некоторые не выносят безделья, бесцельных хождений по улицам или ещё того хуже — сидений в доме. Таким людям стоит попытаться понять: самый прекрасный день может быть наполнен не событиями, а. друг другом.

Вот горит окно,
Где опять не спят.
Может — пьют вино,
Может — так, сидят.
Может, просто рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Третий язык любви. Подарки Деда Мороза. Знаки и символы

Четвёртый язык любви

Пятый язык любви. Физическое прикосновение

Ласка. С такими людьми — проще всего. Но проще только тем, для кого это не в тягость. Скажем так: двум любящим, для которых язык физических прикосновений — родной, жить изумительнее всего. Им ничего не нужно от мира, для того, чтобы упиваться совместным счастьем.

А если душа просит всего и сразу?

А такого не может быть. Если это есть, то Вы просто давно не получали ВООБЩЕ НИЧЕГО. У Вас и унитаз течёт, и зеркало не повешено, и комплименты Вам говорят только вахтёрши, и физические прикосновения Вы испытываете только в автобусе, в часы пик.

Как же узнать, что нам, любимым, всего важнее? А Вы вспомните, что Вы готовы сами делать для любимого человека, когда у Вас очень хорошее настроение? Чем Вы чаще всего занимались, когда имели намерение отдавать? Что у Вас лучше всего получается?

Вот этого Вам и нужно ждать в ответ. Мы всегда дарим другим то, в чём остро нуждаемся сами.

Итак, если у Вас есть любимый человек, объясните ему простыми, доходчивыми словами: что именно Вы считаете самым подлинным выражением любви. И попросите его сделать в свою очередь то же самое — объяснить Вам. Это, пожалуй, единственный шанс сохранить брак.



9 мест на Урале, куда нужно ехать на выходные

1. Замерзший фонтан в Зюраткуле

Уникальный объект находится в национальном парке Зюраткуль (Челябинская область) неподалеку от деревни Сибирка: это родник, пробитый геологами и взятый в трубу. Показать полностью… Летом фонтан бьет на 3-5 метров в высоту, зимой вода постепенно намерзает, превращаясь в ледяную фигуру причудливой формы. Рисунок фонтана не повторяется: каждый год он — разный (в зависимости от ветра и холода). Раньше, чтобы добраться до него, надо было оставлять машину на дорогу от деревни Сибирка до кордона Олимпик и идти 5 километров пешком, но сейчас, так как поток туристов очень большой, дорогу регулярно чистят — доехать на автомобиле можно прямо до фонтана. Самые отчаянные отваживаются искупаться в нем (ну или хотя бы ополоснуться водой, стекающей с фонтана).

Прогулка до Карстового моста (это отдельный маршрут) — 7 км, до Ангела и обратно — 4 км, маршрут до пещеры Дружба и обратно — около 16 км и займет весь день. В поселке есть любые варианты размещения — от гостиницы с удобствами до простеньких деревенских домов, которые сдают приезжающим местные жители.

Как добраться? Едем по Московскому тракту, вскоре после поста ГИБДД неподалеку от поселка Дружинино — раздвоение дороги. Едем по указателям Нижние Серги, Михайловск. Нижние Серги объезжаем по объездной, через 15 км будет деревня Половинка, а через 2 км после нее — поворот к деревне Бажуково.

4. Дидинский тоннель

Пощекотать себе нервы, побывав в настоящем подземном сооружении, причем, без какого-либо риска, можно в Дидинском тоннеле. Запущенный в 1918 году, он проработал почти до конца 20 века (в 80-х и даже начале 90- по нему еще ходили поезда). По рассказам спелеологов (специалистов по изучению искусственных подземных объектов), тоннель исправно работал бы и сейчас, если бы в советские годы при ремонтах не нарушили его систему вентиляции и дренажа, после чего в тоннеле стала скапливаться влажность и нарастать лед.

При тоннеле существовала воинская часть, которая его охраняла, и целый поселок Дидино. Закрыли тоннель в 1995 году. В последнее время его облюбовали диггеры, туристы, мотоциклисты, гонящие по льду. В конце 2000-х екатеринбургские спелеологи составили подробную карту тоннеля, включая все его технические коммуникации (дренажные канавы, вентиляционные шахты и т. д.). Путешествие по тоннелю не будет утомительным, но запомнится на всю жизнь.

Как добраться? От Екатеринбурга едем по Московскому тракту. Проезжаем развязку на Ревду, поворот на деревню Хомутовка. Через пять километров после нее — кафе справа от трассы. Еще через два километра — есть неприметный поворот налево: дорога проложена по ЛЭП. Отсюда до тоннеля — около 6 км. Где оставить машину, надо определяться по месту (в зависимости от снега и проходимости дороги). В крайнем случае, пару лишних километров до тоннеля можно прогуляться и пешком.

5. Дыроватый, Балабан и Соколий камень

Небольшие горы Дыроватый камень, Балабан и Соколий камень расположены между городами Дегтярск и Полевской. Несмотря на близость к Екатеринбургу, это хорошие охотничьи и туристские места: настоящий малотронутый лес, буреломы, болотца, горы со скалами, с которых открываются потрясающие виды. Это хороший вариант, чтобы ехать из города и уже через час попасть в настоящую глушь. Сами скалы иногда посещают местные и туристы, а вот на маршруте между этими скалами встретить живую душу проблематично.

Как добраться? Из Екатеринбурга выезжаем по Полевскому тракту, едем до поворота на Дегтярск, при въезде в город — налево, к действующему карьеру. Через его территорию не пропустят — нужно объехать по параллельной улице и попасть на площадку новой карьерной разработки. Далее — только на внедорожнике или пешком. И — GPS или карта с компасом в помощь.

6. Ельчевские водопады

Единственный на Среднем Урале водопад находится на речке Ельчевка, которая вытекает из Ельчовского пруда (он является резервным источником водоснабжения для Екатеринбурга) и течет в Волчихинское водохранилище (из которого и берет воду столица Урала). Исток реки из пруда и следующая сотня метров — это небольшой, но настоящий горный каньон, который заканчивается водопадом. Место совершенно уникальное и очень красивое. Летом в водопадах можно купаться, зимой нет, но их слышно!

Как добраться? Нужно попасть на дорогу Ревда — Дегтярск (по Московскому-либо Полевскому тракту). Ровно песередине между Полевским и Дегтярским есть действующий карьер — на его парковке можно оставить машину. Территорию карьеру нужно будет обойти по кругу. Влево будет отходить дорога на сам карьер, а нам следует двигаться прямо, на восток. Через три километра приходим на берег Ельчевского пруда, огибаем его по дамбе, в конце которой — исток реки и начало каньона?

7. Конжак и Серебрянский камень

8. Вершина-Таватуй и другие лыжные маршруты на один день

9. Усьвинские столбы (Усьвинский ледопад)

Уникальный Усьвинский ледопад ниспадает со скалы Омутной Камень на реке Усьва. 40 метров вертикального льда завораживают! Место уникальное и стоит того, чтобы хотя на него посмотреть! Но еще лучше — полазить. Разумеется, это суперэкстремальное развлечение, и если вы в этом не специалист, то лучше заручиться поддержкой профессионалов, занимающихся ледолазанием (туристы, альпинисты, спелеологи).

Как добраться? Выезжаем из Екатеринбурга по Серовскому тракту, вскоре после развязки Верхняя Тура — Красноуральск поворачиваем налево (в сторону Качканара). Далее по указателям на Гремячинск, Губаху. Станции Усьва, ближе всего к которой находятся столбы, находится как раз между этими двумя городами. От столбов до Усьвы — 15 км.

Официальный сайт Московского Патриархата


На заседании круглого стола было заслушано пять выступлений и обсуждались вопросы, связанные с современным состоянием эпидемии ВИЧ/СПИДа в России и в мире; профилактикой ВИЧ-инфекции среди сестер милосердия и волонтеров, оказывающих паллиативную помощь ВИЧ-инфицированным; оценкой эффективности программ первичной профилактики рискованного поведения и ВИЧ/СПИДа среди детей и молодежи в регионах; отношением Церкви к движению по отрицанию ВИЧ/СПИДа; опытом сотрудничества государственных, общественных и религиозных организаций в профилактике ВИЧ-инфекции.

Она отметила, что по данным ЮНЭЙДС с начала эпидемии в мире инфицировано ВИЧ более 78 миллионов человек, около 50% из них умерли от осложнений, связанных с этим заболеванием. Однако, начиная с 2005 г. число смертей сократилось почти вдвое. Количество новых случаев инфицирования ВИЧ по сравнению с 2010 г. снизилось на 11%, а среди детей — на 47%. Ведущей причиной смертности среди людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ), остается туберкулез (около 30%). Из 36,9 миллионов ЛЖВ в 2017 г. доступ к лечению получали 21,5 млн. чел.

В Российской Федерации на конец 2017 г. общее количество ВИЧ-инфицированных составило 1 миллион 219 тыс. чел. Количество новых случаев ВИЧ-инфекции продолжает расти (около 100 тыс. чел. в 2017 г.), но темпы роста заболеваемости снижаются: в 2011-2015 гг. ежегодный прирост составлял в среднем 10%, в 2016 г. — 5,3% и в 2017 г. — 0,9%.

Докладчица отметила некоторые положительные тенденции в этой области:

Увеличение охвата населения обследованием: по сравнению с 2016 г., на 10,7% увеличен охват населения обследованиями на ВИЧ-инфекцию (обследовано 34,08 млн. граждан РФ). На конец 2017 г. на диспансерном учете в специализированных медицинских организациях состояло 724 415 ЛЖВ (75,5% от общего числа заболевших), из них прошли диспансерное обследование 674 209 человек.

Увеличение охвата лечением ЛЖВ, состоящих на диспансерном учете, с 37% в 2015 г., 42,3% в 2016 г. до 47,8% (346 132 пациента) в 2017 г.

Снижение среди впервые выявленных случаев ВИЧ-инфекции доли подростков и молодежи в возрасте 15-20 лет до 1%, доли молодежи в возрасте 20-30 лет — до 20%.

Вместе с тем, есть и тревожные признаки эпидемии:

  • АРВТ получали только треть (36,7%) ЛЖВ, что значительно ниже показателей, рекомендуемых ВОЗ.
  • Увеличивается лекарственная устойчивость вируса к действию АРВТ, которая в некоторых регионах достигает 10%. Это влечет за собой необходимость вносить изменения в схемы лечения и использовать более дорогостоящие препараты.
  • Увеличивается число регионов с пораженностью ВИЧ-инфекцией более 0,5% от численности населения: с 22 в 2014 г. до 34 в 2017 г. В этих регионах проживает 50,6% населения страны.
  • Продолжает регистрироваться рост смертей среди ЛЖВ: за весь период наблюдения умерло 277 тыс. чел., в т. ч. 31 898 за 2017 г. (рост 4,4% по сравнению с 2016 г.).
  • Увеличивается доля сельских жителей среди впервые выявленных ВИЧ-инфицированных (2015 г. — 27,8%, в 2016 г. — 28,3%). При этом доля сельских жителей среди подростков 15-17 лет выше, чем среди городских (28,4%).
  • Наблюдается тенденция смещения заболеваемости ВИЧ-инфекцией в более старшие возрастные группы: среди вновь выявленных случаев в возрастной группе 30-40 лет — 47%, 40-50 лет — до 22%. Самые высокие показатели пораженности среди мужчин отмечены в возрастной группе 35 — 39 лет (2,9%), среди женщин — в группе 30-34 года (1,6%).

Требует индивидуального, исключающего дискриминацию подхода проблема оказания медицинской помощи детям и подросткам, живущим с ВИЧ-инфекцией, и особенно детям-сиротам. В РФ с 1987 по 2016 гг. было 172 тыс. детей рождено ВИЧ-инфицированными матерями (на 1.09.2017 г.); выявлено 29 122 больных ВИЧ-инфекцией детей в возрасте с 0 до 17 лет. В 2016 году в РФ проживало 10 943 ВИЧ-положительных детей.

Наряду с позитивными моментами в родительском сообществе продолжают распространяться СПИД-диссидентские настроения, в том числе ведущие к отказу от лечения, послужившие причиной гибели детей.

Для предотвращения дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции необходимо внедрение современных профилактических технологий, включая программы для электронных носителей, например, Life4me+, первое в России бесплатное мобильное приложение, включающее множество различных функций: поддерживать постоянную связь между врачом и пациентом, иметь возможность удаленно в режиме реального времени контролировать прием препаратов и приверженность лечению, быть в курсе самых актуальных новостей из мира ВИЧ, научных открытий, исследований и пр.

Л.А. Дементьева сообщила, что 18-20 апреля 2018 г. в Москве состоится VI Международная конференция по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии, в которой ожидается участие до 3000 делегатов: ведущих ученых, политических деятелей, организаторов здравоохранения, профессионалов в области медицины, руководства профильных международных организаций и агентств системы ООН (ВОЗ, ЮНЭЙДС), а также представителей гражданского общества и частного сектора из России, государств-участников СНГ, БРИКС, ШОС, стран Европы, Южной и Северной Америки, и Юго-Восточной Азии. Конференция предоставит возможность оценить опыт региона в борьбе с ВИЧ/СПИДом.

В заключение своего вступления докладчица выразила надежду на продолжение взаимополезного сотрудничества между государственными и религиозными организациями в профилактике ВИЧ-инфекции помощи людям, затронутым этим заболеванием.

Первый заместитель начальствующего епископа Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) К.В. Бендас в ходе дискуссии отметил, что в РОСХВЕ действует около 350 стационарных реабилитационных центров для наркозависимых, в которых единовременно находятся до 30 тыс. человек. Они действуют почти во всех субъектах РФ и вносят большой вклад в дело первичного выявления социально опасных заболеваний: обязательным требованием для поступления на реабилитацию является тестирование, в т.ч. на ВИЧ-инфекцию. В настоящее время подана в Росстандарт на регистрацию единая система сертификации для всех реабилитационных центров РОСХВЕ. Руководство Союза готово включить в обязательные требования для сертификации соглашение с территориальными структурами Минздрава, касающиеся профилактики, обследования и терапии. Это станет весомым вкладом в профилактику ВИЧ-инфекции и приверженность АРВТ.

Руководитель Ресурсного центра паллиативной помощи Свято-Димитриевского сестричества (Москва) О.Ю. Егорова рассказала о роли, которую сестры милосердия и добровольцы играют в системе профилактики ВИЧ инфекции в медицинских учреждениях на примере Инфекционной больницы № 2 (Москва).

Сестры милосердия и волонтеры участвуют в разных мероприятиях по первичной профилактике: в 2017 г. на базе Свято-Димитриевского православного училища сестер милосердия был проведен круглый стол по профилактике ВИЧ для студентов семи городских медучилищ.

Сестры милосердия организуют акции по первичной профилактике для студентов медколледжей, преподают инфекционную безопасность в училище, на курсах для добровольцев и различных обучающих мероприятиях.

Для обеспечения вторичной профилактики сестры милосердия и добровольцы строго соблюдают все правила санитарно-эпидемиологического режима в лечебных учреждениях, включая обязательное ношение маски во всех помещениях для предотвращения заражения туберкулезом; сами регулярно проходят диспансеризацию, тестирование на ТБ, вакцинацию.

Сестры милосердия и добровольцы работают с родителями ВИЧ-позитивных детей, чтобы обеспечить поддержку детей, а также с преподавателями школ, где они учатся, дабы обеспечить сохранение тайны диагноза, поддерживающей психологическую обстановку.

На протяжении четырех лет в 15 группах (по 12-14 детей) в системе дополнительного образования проводится исследование эффективности этих программ с применением различных методик. Замеры проводятся в начале программы и в конце.

Диагностика уровня нравственной самооценки показывает, как дети сами оценивают то, насколько они владеют этими нравственными понятиями и привносят их в свою жизнь. Исследование показало, что в ходе программы увеличилось количество детей с высоким уровнем нравственной самооценки (с 53% до 77%), снизилось со средним уровнем (с 42% до 23%), и не осталось детей с низким уровнем.

По результатам диагностики отношения к жизненным ценностям за один учебный год (52 часа, по 2 часа в неделю) меняется взгляд детей на жизнь и их представления о ценностях. Если раньше дети считали игру, развлечения, отдых основными ценностями, то по прохождении программы они включают в свою жизнь общечеловеческие ценности: культура, природа и пр.

Тест-опросник личностной зрелости исследует потребность детей в социально-нормативном поведении: наличие взглядов и убеждений, проявление механизмов совести, регулирующих поведение. Согласно этому исследованию, детей с весьма высоким уровнем стало на 3% больше (с 10% до 13%), с высоким уровнем — на 5% (с 17% до 22%), со средним — на 3% меньше (с 53% до 50%), с неудовлетворительным — на 5% меньше (с 20% до 15%).

Тест на сформированность жизненных установок показывает, что у детей появляются положительные идеалы и представления о нормах и правилах поведения, формируется способность самому себя оценивать и регулировать собственное поведение: весьма высокий уровень вырос — с 8% до 12%, высокий — с 12% до 18%, средний снизился — с 43% до 46%, неудовлетворительный — с 37% до 24%. Это важный показатель для формирования уверенного ребенка, который мог бы сам решать свои проблемы.

Тест на сформированность чувства гражданского долга показывает, насколько ребенок способен видеть справедливость и нравственность в действиях и поступках, готов делать что-то общественно полезное, например, стать волонтером, взаимодействовать с общественными организациями. В результате прохождения программы число детей на весьма высоком уровне увеличилось с 17% до 20%, на высоком — с 22% до 26%, на среднем — с 41% до 48%, а на неудовлетворительном уменьшилось с 20% до 6%.

Еще один тест — на способность к психологической близости с другими людьми — оценивает умение устанавливать нормальный контакт с другими людьми, без этого невозможны отношения с друзьями и в семье. В начале программы 40% детей имеет неудовлетворительный уровень способности к психологической близости: они считают, что дружба — это показатель того, как к ним относятся другие, а от них самих ничего не зависит. В действительности способность к психологической близости говорит о понимании ребенком того, что и от его участия зависят отношения, что он сам может включаться в эти отношения и что-то давать другим. Вот как изменились эти показатели за время программы: весьма высокий уровень — с 8% до 10%, высокий — с 8% до 16%, средний — с 44% до 48%, неудовлетворительный — с 40% до 28%.

Результаты исследования жизненных ценностей подростков, в ходе которого дети должны были определить, что главное в жизни, говорят об изменении их представлений. Если в начале программы на первом месте была материальная обеспеченность, на втором — успешное обучение, на третьем — благополучие семьи и близких, на последнем — слава, то на контрольном этапе ценности менялись местами: на первом месте было благополучие семьи и близких, на втором — здоровье, на третьем — возможность помогать людям.

В целом диагностика эффективности программ, проведенная в Брянске, помогает понять, в чем конкретно меняются дети. В докладе были представлены только те показатели, которые ориентируются на нравственные позиции детей, их отношение к миру, к жизни, к себе. Результаты исследования могут подвигнуть другие регионы также начать использовать эти программы.

Сотрудник Челябинского областного центра СПИД И.А. Ахлюстин и социальный работник Свято-Троицкого храма в селе Долгодеревенское Челябинской области А.В. Шерстобитов рассказали об опыте сотрудничества государственных, общественных и религиозных организаций в профилактике ВИЧ-инфекции среди детей и молодежи.

В Челябинской области (ЧО) успешно реализуется первичная профилактика ВИЧ-инфекции в тесном взаимодействии государственных, общественных и религиозных организаций. Государственные организации основные свои силы и средства направляют на борьбу с распространением эпидемии, осуществляя разнообразные программы, направленные на оказание медицинской и социальной помощи ЛЖВ. В то же время Русская Православная Церковь наибольшее внимание уделяет причинам распространения заболевания, реализуя программы первичной профилактики, воспитательную и просветительскую работу, внося неоценимый вклад в борьбу с распространением и последствиями этого заболевания.

В 2017 году во всех учебных и медицинских учреждениях проводилось анкетирование по оценке уровня информированности населения по теме ВИЧ-инфекции. Правильно ответили на все вопросы 67,8% всех опрошенных.

Благодаря сотрудничеству с Церковью фокус рекламных профилактических кампаний госучреждений сместился с рекламы технических средств защиты от заражения ВИЧ на пропаганду нравственных ценностей; происходит воцерковление сотрудников социальных служб государственных организаций.

Он отметил: несмотря на то, что Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа принята еще в 2004 г., сотни церковных центров по реабилитации наркозависимых успешно работают с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, открыты больничные храмы, с медицинскими учреждениями и НКО проводятся совместные конференции и мероприятия, в церковной среде имеет место полуподпольное движение ВИЧ-диссидентства. Если бы это движение было безобидным частным мнением отдельных мирян и священников, это было бы не страшно и не имело бы общественного резонанса. Но священник особенно несет ответственность за тот образ мыслей, который он исповедует. По его словам часто судят о Церкви. Настало время сказать, что некоторые церковные люди впали в своеобразную ересь, сродни гностицизму, — ересь ВИЧ-отрицания. За этой проповедью стоит не жизнь вечная, а реальная смерть пораженных тяжелым недугом людей, которые легковерно отказываются от непростого, но дающего жизнь медицинского лечения.

Среди ВИЧ-диссидентов есть также врачи-наркологи, руководители общественных организаций и реабилитационных центров. Нередко они также пропагандирует отсутствие ВИЧ-инфекции, используя медицинскую терминологию вкупе с набором церковных текстов. Выступающий отметил, что было бы полезно дать официальное разъяснение церковной позиции по ВИЧ-диссидентству с четким обозначением, что такая анти-ВИЧ проповедь является личной ошибкой выступающих, ведущей к смерти слушающих или их детей.

В завершающей дискуссии участники отметили, что представленная в выступлениях информация будет полезна для религиозных общин и церковно-общественных организаций, работающих в области профилактики и борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа.

3 поведении, сводили бы риск распространения ВИЧ-инфекции к минимуму. Этому способствует актуализация в детях доброго начала, способности сопротивляться злу, развитие духовно-нравственного потенциала. В настоящее время понятие духовности в светском мировоззрении размыто, но в религиозных системах оно сохраняет свою суть: это свойство души, когда нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над витальными, материальными. Духовность представляет собой высший уровень самосознания человека и лежит в основе эмоционально дифференцированного отношения к явлениям окружающей жизни. Духовно развитый человек это личность, ищущая свое предназначение в этом мире, стремящаяся к нахождению смысла своего существования, чье поведение организуется в соответствии с некими идеалами, а не эгоистическими интересами. Будучи оппозицией витальным интересам, направленным на ублажение тела, духовность предполагает направленность человека на нематериальные ценности. Духовность не просто характеризует человеческое бытие как бытие именно человека, скорее даже она конституируют его в этом качестве. Духовное не просто присуще человеку, наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное - это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному. Человек духовен по своей природе, и начало духовности пронизывает собой личность. В процессе общего созревания духовные силы, духовные запросы поднимаются над общим ходом жизни, в глубине личности формируется "внутренний человек". Духовная жизнь в человеке ищет во всем "смысл" - вечного, глубокого, достойного; она не отвергает внешней жизни, ее законов, она хочет только во всем видеть смысл, хочет связать внешнюю жизнь с Вечным и Бесконечным. Это есть общий факт созревания в человеке духовных сил, но особую глубину и содержательность, свою настоящую полноту духовная жизнь получает от религиозной области. Без этой направляющей в формировании поведения появляются неэффективные, деструктивные формы адаптации человека к окружающей среде, мешающие человеку продуктивно строить свою жизнь, дружелюбно общаться с окружающими. Духовность является той стороной человеческого существования, которая обеспечивает возможность полноценного развития и саморазвития, преобразования себя. Это особенно важно в подростковом возрасте, для которого ведущим фактором социализации является самоопределение, проявляющееся в желании сформировать определенную смысловую систему, систему представлений о мире и о себе самом. Формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопросы о смысле своего собственного существования и о системе нравственных ориентиров, организующих поступки и поведение. Предлагаемая программа ориентирована, прежде всего, на воспитание духовного начала в подростках. В качестве системы нравственных ориентиров им предлагаются принципы православной этики, которые могут служить для них руководством к конструктивному самоопределению, фактором защиты от 3

5 профилактики ВИЧ: семьи и брака, воздержания и верности, здорового образа жизни, ценности жизни как таковой. Вторая задача заключается в формировании представлений о христианских ценностях, создании условий для интериоризации представлений о нравственно-этических ценностях и их ассимиляции в нравственном самосознании подростков, формирование стремления опираться на них в процессе осуществления жизненных выборов. Важно показать подростку, что ценностное сознание всегда связано с эмоционально напряженным процессом выбора, который существенно облегчается в том случае, когда человек утверждается в предпочтении ценности. Для человека, обладающего высшей духовной ценностью, выбор перестает быть проблемой, поскольку такой человек уже навсегда определил свой нравственный путь, обрел источник подлинно этического осмысления бытия, жизненную устремленность и истину и тем самым предрешил все последующие частные выборы. Нравственный выбор, представляющий собой основное явление духовной жизни человека, невозможен без системы ориентиров этических принципов, которых придерживается человек. Эти принципы не присущи человеку изначально, они понимаются и усваиваются им в процессе личностного становления, причем наиболее интенсивно этот процесс протекает в подростковом возрасте. Из этого вытекает необходимость представления подростку четкой системы нравственных ориентиров, а также создание условий для их принятия и превращения во внутренние регуляторы его поведения, путем актуализации психического (душевного) потенциала как инструмента духовной жизни. Третья задача программы связана с формированием психологической компетентности подростков, которая является важным ресурсом развития их духовно-нравственного развития. Ее решение предполагает: Развитие у подростков навыков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения. Создание условий для формирования навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своими взглядами, убеждениями, ценностями. Создание условий для формирования навыков принятия другого человека как такую же уникальную личность, то есть умения устанавливать контакт и строить отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки. Создание условий для формирования навыков принятия ответственности за свои действия, отношения и свою жизнь, развитие самостоятельности. Создание условий для формирования навыков самопомощи и взаимопомощи в ситуациях, потенциально опасных с точки зрения реализации стратегий рискованного поведения. Задачи организационного плана отражают необходимость включения в работу по программе не только подростков, но и представителей их ближайшего окружения, прежде всего, администрацию учебного заведения, педагогов и 5

6 родителей, а также участие церковных и светских организаций, осуществляющих деятельность, которая связана с содержанием программы. Работа с администрацией и педагогами учебного заведения предполагает их информирование о целях и содержании занятий, формирование позитивного имиджа программы. В ходе работы необходимо организовать возможность использования материально-технической базы учебного заведения для занятий с подростками. Для этого с администрацией согласуются сроки, время и место проведения занятий, список необходимого оборудования и материалов, подбирается подходящее для работы помещение. Работа с семьей подростка подразумевает необходимость развития знаний у родителей и других членов семьи о психологических особенностях подростка, риске ВИЧ-инфицирования, связанном с особенностями семейных взаимоотношений; помощь в осознании собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье. Важнейшим моментом является создание у родителей позитивного представления о программе, что достигается информированием о ее содержании и методах работы, применяемых в ходе занятий. В случае, если работа осуществляется с подростками младше 14 лет, работа с родителями не ограничивается их информированием по перечисленным выше вопросам. Необходимо получить согласие родителей или опекунов таких подростков на участие детей в работе по программе, или же, в противном случае, их письменный отказ. Начало занятий с подростками должно предваряться сбором информации о возможностях каждого участника программы получить помощь в решении сопряженных с программой вопросов. Для этого подготавливается информация о том, где и когда можно найти православного священника, психолога или врача, если в этом есть необходимость. Участникам программы предоставляется информация о деятельности различных православных организаций, психологических консультаций, кризисных центров и телефонов доверия, волонтерских организаций по проблемам ВИЧ/СПИДа, медицинских учреждений (например, центра СПИДа, районных диспансеров и др.). Таким образом, предлагаемая программа является мультикомпонентной и включает в себя информирование участников, создание условий для развития их личностных и поведенческих ресурсов, формирование позитивной Я-концепции, развитие духовной сферы личности. Реализация программы включает три этапа. На подготовительном этапе осуществляется подготовка специалистов из числа педагогов, психологов, социальных педагогов, имеющих навыки групповой работы. Проводится информирование администрации, педагогов образовательных учреждений и родителей подростков о целях программы и способах её реализации. Уточняются индивидуальные и групповые характеристики подростков. Основной этап заключается в групповой работе с подростками (учащимися школ, профессиональных училищ, студентами первых курсов средних специальных учебных заведений). Параллельно с занятиями осуществляется 6

13 В программе используются упражнения, многие из которых являются широко известными аудитории специалистов-психологов и педагогов. Поэтому особенно важно подчеркнуть, что для достижения поставленной цели необходимо не просто провести упражнение, но, прежде всего, грамотно организовать его обсуждение. Для этого используются следующие формы работы: Информирование (расширение кругозора, в частности, о вопросах, связанных с ВИЧ). Метафора (метод аналогий) Изменение шаблонов мышления и ложных установок Установление логических взаимосвязей между событиями при анализе ситуации Самораскрытие (рассказ о личном опыте). Эмоциональная вовлеченность. Помощь в отреагировании эмоций (проговаривание, косвенная разрядка) Ролевое проигрывание Групповая дискуссия Анализ ситуаций из жизни знакомых, литературных персонажей. Постановка и поиск путей реализации жизненных целей. Наполнение смыслом обыденных жизненных событий. Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с принципами православной этики и разделяющий их. Кроме того, ведущий должен иметь достаточное представление о проблеме ВИЧ/СПИДа, обладать необходимыми знаниями и информацией. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект - субъектных отношений с подростками. Для осуществления программы наиболее эффективной является работа ведущего в паре с ассистентом, который направляет обсуждение, организует работу малых групп, моделирует эффективное выполнение заданий. Важным условием эффективной работы по программе является ведение дневника работы группы, в котором ведущий отмечает особенности проведения занятий в конкретном коллективе подростков, описывает свои успехи, анализирует возникающие трудности и намечает пути их преодоления. Для проведения занятий необходимо иметь помещение, в котором достаточно места для того, чтобы организовать круг и индивидуальные рабочие места за партами. Важно заранее определить помещение, в котором будут проводиться занятия и обязательно оговорить с организаторами требования к помещению. Неподходящее помещение может сделать работу малоэффективной. Помещение для занятий должно соответствовать следующим требованиям: 13

15 испытывают трудности в соблюдении ролевых границ в общении, и не директивная позиция ведущего может восприниматься ими как признак его низкого ролевого статуса. В группах, которые составлены преимущественно из подростков, принадлежащих к той или иной субкультуре (дворовой субкультуре, уличной субкультуре и т.д.), целесообразно введение дополнительных правил. Эти правила должны ограничивать подростков в привычных для них формах самовыражения (например, использование ненормативной лексики, несоблюдение элементарных правил вежливости и т.д.). Структура занятий может не претерпевать изменений, однако ведущему следует подбирать иллюстративный материал для обсуждения с учетом специфики жизненного опыта участников. Кроме того, в обсуждение могут включаться дополнительные вопросы: - проблема отсутствия семьи - ранний сексуальный опыт - опыт насилия - опыт лишения свободы - жизнь с болезнью В качестве ожидаемого результата программы рассматривается формирование у подростков системы нравственных ценностей, способствующей уменьшению риска ВИЧ-инфицирования (идеи целомудрия, верности, ответственности). Критериями эффективности программы могут являться: понимание подростками христианской системы ценностей; усиление и развитие духовных и личностных ресурсов, препятствующих развитию у человека саморазрушающих форм поведения; уменьшение факторов риска ВИЧ-инфицирования. Оценка эффективности программы включает в себя три взаимосвязанных блока и предполагает сравнение этических представлений подростков после окончания занятий с их исходным уровнем, сравнение уровня информированности подростков по вопросам ВИЧ/СПИДа до и после участия в программе, а также анализ отзывов о программе со стороны подростков, их родителей, педагогов и администрации учебного заведения. Первая задача, связанная с оценкой изменений в духовно-нравственной сфере подростков, может осуществляться с помощью психосемантических методов, например, с помощью метода свободного ассоциативного ряда. Для этого до начала и после окончания занятий подросткам предлагается выполнить ассоциативное задание, стимулами для которого являются основные этические категории, заложенные в программе (см. выше). Анализируется глубина этических представлений, для чего полученные ассоциативные ряды сравниваются с «основными понятиями, анализируемыми в рамках каждой темы. Показателем эффективности программы будет являться расширение этических представлений, включение в них новой, по сравнению с первоначальным содержанием ассоциативных рядов, проблематики. Процедура 15

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции