Профилактика вич инфекции среди детей и подростков

Производится перенаправление с сайта

Всероссийской акции по тестированию на ВИЧ-инфекцию


Участники круглого стола - 32 человека из 7 регионов Российской Федерации, в том числе:

Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, ЮНЕСКО, ЮНЭЙДС, общественных фондов и некоммерческих организаций, подростки, в т.ч. живущие с ВИЧ.

В ходе работы Круглого стола обсуждались: основные проблемы, с которыми сталкиваются подростки, живущие с ВИЧ, а также проблемы профилактики ВИЧ-инфекции в молодежной среде.

На сегодняшний день в нашей стране свыше 40% детей с ВИЧ-инфекцией (почти 4 тысячи человек) находятся в возрасте старше 10 лет.

Подростки - это наиболее уязвимая в отношении ВИЧ-инфекции группа с клинической, психологической и социальной точки зрения. Среди проблем ВИЧ-инфицированных подростков особое место занимают трудности в формировании приверженности к лечению, которое в настоящее время является пожизненным. Существующий набор антиретровирусных препаратов для подростков ограничен и не всегда позволяет сформировать эффективные и удобные для приема подростками схемы терапии, в то время как существует жизненная необходимость ежедневного приема АРВ-препаратов.

Раскрытие ВИЧ-положительного статуса является определенной проблемой для всех лиц, живущих с ВИЧ, а у подростков это представляет особые сложности и может обострять проблемы, связанные с подростковым возрастом и проблемы ВИЧ-инфекции.

Сложности психологической и социальной адаптации у подростков с ВИЧ усугубляются тем, что более 30% ВИЧ-инфицированных подростков не имеют родной семьи, находятся в учреждениях социальной защиты или под опекой.

Одной из важных проблем является низкая информированность подростков о возможностях и методах профилактики инфицирования ВИЧ в молодежной среде. В то время, когда в стране стремительно внедряются и используются инновационные технологии, которыми широко пользуются подростки, продолжается использование старых, малоэффективных методов профилактики ВИЧ. Мало используются современные электронные ресурсы для обмена информацией, отсутствуют молодежный портал по вопросам ВИЧ-инфекции, единый подход в освещении вопросов ВИЧ-инфекции в системе образования РФ, недостаточно развернуто волонтерское движение.

I. "Подростки, живущие с ВИЧ"

Неприятие диагноза и низкая приверженность к антиретровирусной терапии (АРВТ), обусловленные низким уровнем психосоциального сопровождения, особенно среди подростков, воспитывающихся вне семьи.

Ограничение доступа в лагеря отдыха, отсутствие профильных лагерей с компонентами профилактического обучения и психологической адаптации подростков-ЛЖВ

Отмечаются случаи нарушения конфиденциальности, разглашения статуса подростков и распространения медицинской информации.

Сложные схемы АРВТ, не позволяющие обеспечить высокий уровень приверженности. Ограниченный доступ к эффективным и удобным для приема подростками схемам терапии

Проблемы при переводе подростка для наблюдения во взрослую сеть.

Решения по направлению "Подростки, живущие с ВИЧ":

Рассматривать подростков как наиболее уязвимую группу с клинической, психологической и социальной точки зрения в отношении ВИЧ-инфекции.

Усилить контроль со стороны территориальных Центров по профилактике и борьбе со СПИД за организацией медико-социального сопровождения подростков. Обратить внимание на проблемы подростков-ЛЖВ, провести анализ эффективности работы по психосоциальному сопровождению семей и учреждений, где воспитываются и обучаются подростки, с акцентом на подростков, воспитывающихся вне семьи. Провести анализ случаев неэффективности АРВТ у подростков.

Организовать летний лагерь для подростков с ВИЧ-инфекцией на базе на базе Научно-практического центра профилактики и лечения ВИЧ-инфекции у беременных женщин и детей (Санкт-Петербург) летом 2017 г.

Обратить особое внимание на обеспечение соблюдения конфиденциальности при работе с подростками с ВИЧ-инфекцией, руководителям Центров СПИД организовать разбор каждого случая нарушения конфиденциальности.

Руководителям Центров СПИД обеспечить преемственность при переводе подростков во взрослую сеть.

Создать единый интернет-ресурс для информирования подростков по вопросам ВИЧ-инфекции с возможностью в максимально короткие сроки получать консультирование и ответы специалистов.

II. "Профилактика ВИЧ среди подростков"

Низкая эффективность старых методов профилактики, обусловленная недостаточным использованием современных электронных ресурсов для обмена информацией, отсутствием интересных для молодежи форм (тренинги, игры) гигиенического воспитания и обучения.

Низкая информированность подростков по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, низкая приверженность к тестированию на ВИЧ-инфекцию, обусловленная недооценкой риска инфицирования и доступом к результатам исследования родителей;

Недостаточное использование возможностей волонтерского движения молодежи для профилактики распространения ВИЧ среди подростков.

Отсутствие единого подхода в освещении вопросов ВИЧ-инфекции в системе образования РФ. Недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогического персонала по вопросам ВИЧ/СПИД, выражающийся в стигматизации ЛЖВ, в т.ч. подростков.

Решения по направлению "Профилактика ВИЧ среди подростков":

Максимально использовать современные инновационные методы информирования подростков по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции: социальные сети, интернет ресурсы, интерактивные тренинги, игры. Специалистам Центров СПИД обратить внимание на целесообразность квалифицированного сопровождения тематических форумов в доступных социальных сетях с привлечением для этого подготовленных волонтеров, в т.ч. из среды ЛЖВ.

Провести аудит методологии подготовки волонтеров и равных консультантов с целью обучения их наиболее эффективным методам работы с целевой группой с использованием интернет-ресурсов для предоставления информации подросткам на доступном языке.

Обратить внимание социально ориентированных общественных организаций на целесообразность создания интернет-площадки для межрегионального общения по вопросам методологии профилактики ВИЧ-инфекции в молодежной среде и психосоциального консультирования ЛЖВ.

Разработать и реализовать курс (в первую очередь для регионов с высокими показателями распространенности ВИЧ) дистанционного обучения работников образования по вопросу обучения детей и подростков, живущих с ВИЧ, и с целью дальнейшей организации в учебных заведениях образовательных мероприятий для подростков по вопросам здоровья и благополучия, обучению жизненным навыкам, личностным социальным компетенциям.

Подготовить проект письма от Министерства здравоохранения РФ на имя Министра образования РФ о необходимости решения вопроса профилактики стигматизации и дискриминации учащихся, живущих с ВИЧ и затронутых ВИЧ-инфекций в образовательных организациях.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Азовцева О.В.

Изучены технологии профилактики ВИЧ-инфекции в молодежной среде. Использование профилактических мероприятий позволит учителям, преподавателям и другим лицам, занимающимся учебно-воспитательной работой с детьми, подростками и молодежью , донести достаточную информацию до учащихся, которые в будущем смогут сделать правильный выбор поведения, обеспечивающего максимальную защиту от ВИЧ.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Азовцева О.В.

PREVENTION OF HIV INFECTION AMONG THE YOUTH

We studied some technologies for the prevention of HIV infection among the youth. The use of preventive measures will allow teachers, educators and other persons engaged in educational work with children, teenagers and young people, to convey sufficient information to students who in the future will be able to make the right choice for behaviour providing maximum protection against HIV.

КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ И ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ

ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

PREVENTION OF HIV INFECTION AMONG THE YOUTH

Институт медицинского образования НовГУ, olga-azovtseva@mail.ru

Изучены технологии профилактики ВИЧ-инфекции в молодежной среде. Использование профилактических мероприятий позволит учителям, преподавателям и другим лицам, занимающимся учебно-воспитательной работой с детьми, подростками и молодежью, донести достаточную информацию до учащихся, которые в будущем смогут сделать правильный выбор поведения, обеспечивающего максимальную защиту от ВИЧ.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, распространение, профилактика среди детей, подростков и молодежи

We studied some technologies for the prevention of HIV infection among the youth. The use of preventive measures will allow teachers, educators and other persons engaged in educational work with children, teenagers and young people, to convey sufficient information to students who in the future will be able to make the right choice for behaviour providing maximum protection against HIV. Ключевые слова: HIV infection, spread of disease, prevention among children, teenagers, and youth

В последние годы вследствие социально-экономических изменений в Российской Федерации произошло ослабление традиционной половой морали, масштабирование коммерческого секса и потребления наркотиков. Эти изменения особенно отражаются на подростках и молодежи, в среде которых появились серьезные пороки — наркомания, курение, алкоголизм, снизилась значимость духовно-нравственных ценностей. Отмечен значительный рост некоторых инфекций, передаваемых половым путем (ИППП).

Несмотря на успехи, достигнутые в области лечения ВИЧ-инфицированных пациентов, динамика развития эпидемии по-прежнему определяется высокими темпами появления новых случаев заболевания. В России зарегистрировано более 440 тысяч ВИЧ-инфицированных, при этом ежегодный прирост больных этой неизлечимой болезнью составляет 10-15% в год.

Распространение ВИЧ-инфекции является наиболее неблагоприятным сценарием распространения эпидемии. В настоящее время в России уже сформировался значительный контингент ВИЧ-инфицированных потребителей наркотиков, имеющих многочисленные гетеросексуальные контакты, в связи с чем риск массового распространения ВИЧ слишком велик. Сохраняющийся при этом высокий уровень ИППП указывает на то, что половое поведение населения опасно в плане заражения ВИЧ. По этой причине население страны должно быть информировано о риске заражения ВИЧ и мотивировано на изменение рискованного полового поведения.

По оценкам специалистов, более 50 млн. человек в мире заразились вирусом иммунодефицита человека и 22 млн. умерли от синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа), из них 1,5 млн. — дети. В ряде стран это заболевание уже привело к снижению ожидаемой продолжительности жизни более чем на 10 лет. Поскольку СПИД поражает преимущественно трудоспособное население среднего возраста, эта болезнь ухудшает социальное положение остальных членов семьи, особенно детей, обостряя проблемы бедности и социального неравенства в обществе.

Огромный социально-демографический урон, наносимый эпидемией ВИЧ, заставляет рассматривать вопрос о борьбе с эпидемией в качестве приоритетного направления деятельности Российского государства. Необходимо проведение профилактических мероприятий среди населения, в особенности среди молодежи, которая подвергается наибольшему риску заражения.

До настоящего времени недостаточно эффективной остается система информирования населения, особенно молодежи, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции.

Цель работы заключается в изучении технологии профилактики ВИЧ-инфекции в молодежной среде.

Материалы и методы исследования

Данная работа основана на многолетнем опыте наблюдения, лечения и общения с ВИЧ-инфицированными больными, а также на литературных данных, и включает многие дополнительные организационные вопросы профилактической работы для предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией в молодежной среде.

Результаты и их обсуждение

На протяжении последних десятилетий проблема ВИЧ/СПИДа была предметом обсуждения в ООН, ВОЗ и других международных организациях и сообществах [1]. По мнению многих авторов, в среднесрочной перспективе не предвидится значительного снижения заболеваемости и, следовательно, увеличится кумулятивное число людей с ВИЧ на планете [2].

По оценочным данным объединенной программы ООН по СПИДу, со времени первого официально зарегистрированного общее количество заболевших в мире составляет 33-35 млн. человек [3].

На территории Новгородской области на 31.12.2014 г. зарегистрировано 2556 случаев ВИЧ-инфекции. В настоящее время в возрастной структуре больных доминируют лица моложе 30 лет (на момент постановки диагноза), на долю которых приходится 58,3% [4]. В последние годы увеличивается доля ВИЧ-инфицированных людей старше 30 лет с одновременным снижением показателей заболеваемости в группах более молодого возраста (см. рис.).

Изменения показателя пораженности в возрастных группах населения области в своей основе имеют разные причины. С одной стороны, снижение по-раженности ВИЧ-инфекцией среди подростков и молодых людей в возрасте до 30 лет может говорить об увеличении информированности молодежи о проблеме ВИЧ-инфекции и определенной эффективности просветительских и других профилактических мероприятий. Рост показателя пораженности у населения старше 30 лет может быть обусловлен в определенной степени не только увеличением истинной заболеваемости, но и за счет перемещения в эту группу лиц, ранее инфицированных ВИЧ в более молодом возрасте. И прежде всего они являются основными источниками для дальнейшего распространения инфекции половым путем [5].

Профилактика в образовательных учреждениях — это сложный многофакторный процесс, в котором особую роль играют общепрофилактические мероприятия, представляющие собой комплекс социальных и санитарно-гигиенических мер, направленных на формирование здорового образа жизни, оптимизацию условий обучения, охрану и оздоровление окружающей среды.

Имеется много свидетельств о том, что часть учащихся образовательных учреждений России уже вовлечена в рискованное по заражению ВИЧ поведение и немало школьников уже заражены ВИЧ-инфекцией или употребляли наркотические вещества. Поэтому предупреждение передачи ВИЧ считается естественной тактической задачей здравоохранения и системы образования. У 16-30% россиян, живущих с ВИЧ, эта инфекция была впервые диагностирована в возрасте до 20 лет. При этом следует учесть, что все они заразились ВИЧ за несколько лет до того, как заболевание было диагностировано.

Множество причин позволяют выделить образовательные учреждения как оптимальное место для осуществления профилактической работы. Во-первых, именно в образовательном учреждении дети и подростки проводят большую часть своего времени, и образовательное учреждение имеет возможность заполнить его с наибольшей пользой для гармоничного развития учащихся и студентов. Во-вторых, сам процесс обучения может оказывать огромное организующее и воспитательное значение. И в-третьих, образовательное учреждение представляет собой микромодель общества, где несовершеннолетние могут получать навыки созидательной деятельности, эффективного социального и межличностного взаимодействия.

0 20 40 60 80 100

Распределение выявленных ВИЧ-инфицированных в 2014 г. по возрасту

Образовательные учреждения как социальные институты обладают рядом уникальных возможностей для успешной профилактики ВИЧ-инфекции:

— прививать учащимся навыки здорового образа жизни в процессе обучения;

— влиять на уровень притязаний и самооценку несовершеннолетних;

— осуществлять совместную работу с семьей подростка для контроля над ситуацией;

— привлекать различных специалистов (медиков, психологов, социальных педагогов и др.) для осуществления профилактических мероприятий.

Кроме того, в период обучения дети и подростки проходят основные стадии развития, когда на организм и психику ребенка наибольшим образом оказывают влияние различные внутренние и внешние факторы, которые могут стать как факторами риска, так и факторами защиты.

Формирование в школе навыков предупреждения заражения ВИЧ решает стратегическую задачу предупреждения распространения ВИЧ среди населения России, так как после окончания учебных заведений молодежь становится менее доступной для систематического обучения, в то время как риски заражения ВИЧ продолжают возрастать.

Но на практике работа по обучению этой группы ограничивается рядом препятствий организационного и идеологического порядка и поэтому до настоящего времени в России осуществляется в недостаточном объеме.

Основной проблемой идеологического плана является то, что значительная часть общественности, населения и педагогов полагают, что обсуждение вопросов, связанных с путями распространения ВИЧ (например, обсуждение тем, связанных с сексуальной активностью), может не столько препятствовать рискованному поведению, сколько провоцировать такое поведение у детей и подростков.

Кроме того, сами работники образования не всегда мотивированы на обучение учащихся вопросам предупреждения распространения ВИЧ/СПИДа, поскольку могут не иметь достаточных знаний об этой угрозе или по той причине, что не считают данную деятельность своей обязанностью. Большинство педагогов также не имеют специальной подготовки, позволяющей обсуждать с учащимися интимные вопросы.

Наиболее эффективными стратегиями реализации профилактической работы в образовательной среде являются:

1. Просвещение на основе профилактических программ, включенных в учебный процесс, ориентированное на развитие личностно-средовых ресурсов, эффективных стратегий поведения, способствующих формированию ответственности за свою собственную жизнь, осознанному выбору здорового жизненного стиля, приобретению уверенности для противостояния негативному влиянию среды, минимизации поведения риска.

2. Мотивационное консультирование, направленное на формирование мотивации, на изменение проблемного поведения в сторону здорового.

3. Семейное мотивационное консультирование, направленное на изменение проблемного поведения в семье в сторону здорового взаимодействия.

4. Обучение родителей основам воспитания по вопросам здорового образа жизни, в том числе сексуального воспитания детей.

5. Расширение прав молодежи на консультативную помощь, программную профилактическую поддержку, медицинское обслуживание и ликвидация всех дискриминационных структур и процедур.

6. Привлечение людей, влияющих на молодежь: родителей, членов семьи, учителей. Когда авторитетные для молодежи люди своими действиями дают пример для подражания и обеспечивают безопасное окружение, доверительные отношения и возможность для самовыражения, молодежь положительно воспринимает инициативы по формированию безопасного поведения.

7. Привлечение молодежи на руководящие роли в противодействии эпидемии нездорового поведения. Для лидерства не существует возрастных ограничений. Молодежь — это ресурс, а не олицетворение проблем. В этой связи необходимо развитие стратегии лидерского и волонтерского движения.

8. Мобилизация образовательной системы, которая должна создать основу для всестороннего включения программ профилактики и реализации ее стратегий.

9. Преодоление гендерного неравенства путем защиты прав девушек и расширения перспектив для получения образования и заработка.

10. Недопустимость сексуальной эксплуатации и жестокого обращения с детьми, как в семье, так и в образовательных учреждениях.

Учащиеся всех учебных заведений России, независимо от формы собственности, программ обучения и других различий, имеют право на получение адекватной и полной информации, которая помогла бы им избежать заражения ВИЧ. Конечной целью обучения является создание у молодого человека мотивации на самостоятельный и осознанный выбор поведения, препятствующего риску заражения ВИЧ.

Существуют различные методы проведения профилактической работы:

— проведение образовательных семинаров по вопросам эпидемиологии, профилактики, лечения, социальным аспектам ВИЧ-инфекции для корреспондентов местных средств массовой информации;

— публикации в органах печати материалов (статьи, интервью, обращения, открытые письма и т. п.) по проблеме ВИЧ с акцентом на вопросы эпидемиологии и предупреждения заражения;

— подготовка радиоматериалов по вопросам профилактики среди различных групп населения, в первую очередь молодежи, и обеспечение их трансляции по местным радиоканалам;

— организация трансляции по каналам местного телевидения видеоклипов и тематических программ по профилактике ВИЧ-инфекции;

— создание специальной телевизионной рубрики или цикла передач, посвященных вопросам обсуждения различных аспектов проблемы ВИЧ с упором на молодежную аудиторию;

— подготовка информационных материалов по различным аспектам асоциальных явлений и размещение их в компьютерной сети;

— подготовка и проведение лекций, бесед, круглых столов, дискуссий по вопросам ВИЧ-инфекции и употребления наркотиков среди учащихся старших классов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, техникумов, высших учебных заведений;

— обучение средствам и методам предупреждения заражения ВИЧ-инфекцией пациентов медицинских учреждений и отделений наркологического профиля, отделений вирусных гепатитов инфекционных больниц;

— привлечение к проблеме ВИЧ, кроме профессионалов, молодежных лидеров, кумиров, бывших наркоманов;

— использование популярных изданий, различных молодежных собраний;

Обучение учащихся общеобразовательных учреждений по программам предупреждения распространения ВИЧ/СПИДа и ИППП должно координироваться в рамках тесного межсекторального и межведомственного взаимодействия.

Необходимо отметить, что помимо лекционного обучения навыкам предупреждения заражения ВИЧ должны широко использоваться такие методы, как демонстрация видеофильмов, распространение брошюр и буклетов. Для профилактики заражения ВИЧ/СПИДом могут использоваться и наглядные материалы, в том числе подготовленные самими учащимися.

Предполагается, что более эффективны в плане обучения ролевые игры и другие обучающие приемы, подразумевающие активное участие учащихся: викторины, дискуссии, самодеятельные спектакли.

При подаче информации целесообразно исключать прямые поучительные и назидательные мотивы, которые могут восприниматься подростками негативно.

Молодые люди должны знать, что заражение ВИЧ приводит через несколько лет к развитию смер-

тельного заболевания — синдрома приобретенного иммунного дефицита (СПИД), это заболевание пока неизлечимо, а современная медицина позволяет только на неопределенное время предупредить развитие СПИДа при условии постоянного приема большого количества дорогостоящих лекарственных препаратов.

Информация, предоставляемая учащимся, должна определенным образом доводить до их сведения, что снизить риск инфицирования ВИЧ можно как путем уменьшения числа половых партнеров (воздержание, строгие моногамные отношения), так и путем использования барьерного способа предупреждения заражения, т.е. путем использования презервативов. При этом до сведения учащихся должно быть доведено, что ни тот, ни другой путь не является абсолютно надежным, но они в сотни раз снижают риск заражения.

Учащиеся должны получать достаточную информацию, для того чтобы в будущем они могли сделать правильный выбор поведения, обеспечивающего максимальную защиту от ВИЧ в тех условиях, в которых они могут оказаться в жизни.

Обучение студентов специализированных учебных заведений, включая высшие учебные заведения, также целесообразно осуществлять в организованном порядке. Для профилактической работы среди подростков и молодежи целесообразно использовать молодежные организации и движения.

Неработающая и неучащаяся молодежь представляет собой группу, особо уязвимую к заражению ВИЧ. Для работы с этой группой привлекаются клиники и другие аналогичные организации.

Предотвращение распространения заболевания ВИЧ-инфекцией невозможно также без эффективного воздействия средств массовой информации на формирующееся сознание подростков и молодежи, начинающих жить активной жизнью, в том числе и половой, легко поддающихся существующим неформальным стереотипам поведения. В то же время немаловажно участие в этом процессе взрослых (дома, в школе, вузе и т. д.).

Приоритетным и самым эффективным в этом направлении является телевидение, так как оно рассчитано на большую аудиторию. Регулярные рейтинговые опросы электронных средств массовой информации позволяют выбрать передачи и время вещания с наибольшей аудиторией. Немаловажным является то, что с помощью телевидения можно подавать и интерпретировать информацию в любой удобной форме.

Информационно-просветительские программы по профилактике ВИЧ-инфекции являются неотъемлемой частью государственной программы, направленной на укрепление здоровья всего населения, и входят в сферу гигиенического воспитания и образования населения. Конечной целью подобного рода профилактических программ является формирование здорового образа жизни, предупреждение таких заболеваний, как ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты с парентеральным путем передачи, наркомания и др.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (номер проекта 14-16-53001).

1. Беляков Н.А. ВИЧ-осознание вселенской опасности или введение в проблему: лекция для врачей. СПб.: Балтийский медицинский образовательный центр, 2011. 28 с.

2. Розенталь В.В., Беляков Н.А., Рассохин В.В., Дуби-кайтис П.А. Подходы к определению оценочного числа ВИЧ-инфицированных больных в популяции // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. 2011. Т.3. №3. С.7-12.

3. Онищенко Г.Г. ВИЧ-инфекция — проблема человечества // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессия. 2009. Т.1. № 1. С .5-9.

4. Азовцева О.В., Архипов Г.С., Архипова Е.И. и др. Оценка результатов математического моделирования и анализ эпидемической ситуации по ВИЧ-инфекции в Новгородской области // Медицинский академический журнал, 2015. Т .15. № 3. С.68-74.

5. Устинов А.С., Суворова А.В., Беляков А.Н. и др. Влияние психопатологической симптоматики и употребления психоактивных веществ на уровень вирусной нагрузки

ВИЧ у больных, получающих АРВТ // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. 2015. Т.7. №2. С.41-48.

Мы живем в мире, где эпидемия ВИЧ-инфекции является серьезной угрозой здоровью каждого человека. Эта информация для родителей, которые готовы вместе с детьми обсуждать вопросы сохранения здоровья и профилактики ВИЧ-инфекции.


Знание основ профилактики ВИЧ-инфекции и других заболеваний, передающихся половым путем, – залог здорового будущего ваших детей!

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАССКАЗАТЬ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ РЕБЕНКУ, ВАМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ.

ВИЧ-инфекция – это инфекционное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

Вирус был открыт учеными из двух лабораторий (Института Пастера во Франции под руководством Люка Монтанье и Национального института рака в США под руководством Роберта Галло) почти одновременно в 1982-83 годах.

Попадая в организм, ВИЧ поражает клетки иммунной системы, которые быстро истощаются и погибают под влиянием вируса. Организм становится уязвим перед опасными возбудителями. В итоге заболевание, в основе которого лежит иммунодефицит, переходит в конечную стадию – СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита).

ВИЧ-инфекция долгое время протекает бессимптомно.
С момента заражения до развития СПИДа может пройти от 3 до 15 лет. В этот период человек может хорошо себя чувствовать, выглядеть здоровым и не подозревать о том, что болен.

ВИЧ передается только через определенные биологические жидкости организма (кровь, сперма, влагалищный секрет, грудное молоко).
Выделяют 3 пути передачи вируса:

ПОЛОВОЙ
незащищенные сексуальные контакты

ЧЕРЕЗ КРОВЬ
использование нестерильного медицинского инструментария (чаще всего при употреблении наркотиков), переливание зараженной донорской крови и ее компонентов

ОТ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ
внутриутробно, при родах, через грудное вскармливание

При половом пути вирус передается через сперму, вагинальные выделения и менструальную кровь от зараженного человека здоровому. Опасными являются любые незащищенные сексуальные контакты. Повышают риск заражения половые отношения с многочисленными партнерами.

Презерватив (при правильном его использовании) является единственным и надежным средством защиты от ВИЧ. Любые другие средства контрацепции не защищают от заражения вирусом.

При контакте с кровью или биологическими жидкостями, содержащими кровь, заражение происходит чаще всего при внутривенном употреблении наркотических веществ через нестерильные шприцы и иглы. При этом для заражения достаточно однократного введения раствора наркотика, содержащего незначительное количество инфицированной крови.

Кроме того, вирус может попасть в организм при использовании нестерильного инструментария в тату- пирсинг-салонах. Поэтому во всех медицинских и немедицинских учреждениях важно следить за соблюдением правил проведения процедур, связанных с повреждением кожных покровов и слизистых (использование одноразовых шприцев и игл, стерильных инструментов).

От инфицированной женщины к ребенку вирус передается во время беременности, родов или при грудном вскармливании. В этом случае своевременное обследование на ВИЧ во время беременности и назначение противовирусных препаратов снижает риск инфицирования ребенка до 2-5%.

В БЫТУ ВИЧ НЕ ПЕРЕДАЕТСЯ! Невозможно заразиться вирусом при рукопожатиях, поцелуях, объятиях, при кашле, через общую посуду и постельное белье, в бассейне или сауне, через укусы насекомых.

Перед разговором с ребенком важно узнать, в каких ситуациях есть риск заразиться ВИЧ, какова его степень в конкретных условиях. Например, при поцелуе риск отсутствует. При сексуальном контакте риск высокий, однако при условии использования презерватива он снижается до 5-10%. Обращение в поликлинику за прививкой – риска нет. Употребление наркотических веществ: инъекционных – высокий, неинъекционных (курительных смесей) – повышенный (из-за непредсказуемости поведения под действием наркотика).

Также нужно знать, каким образом вирус выявляется у человека. Для этого существует специальный ТЕСТ НА ВИЧ. Это исследование определяет наличие специфических антител к ВИЧ в крови. Они вырабатываются в организме в ответ на проникновение вируса.

Тест на ВИЧ проводится БЕСПЛАТНО для всех граждан РФ в поликлиниках по месту жительства или СПИД-центре. Для этого достаточно иметь при себе паспорт и быть старше 15 лет. Также, по желанию, тестирование можно пройти анонимно.

Положительный результат теста означает, что у человека обнаружены антитела к ВИЧ. Для подтверждения диагноза в этом случае назначается дополнительное обследование.

Отрицательный результат означает, что антитела к вирусу в крови не обнаружены. Такой результат тестирования может быть, если человек не инфицирован ВИЧ либо инфицирован, но организм еще не выработал достаточное количество антител к вирусу (это период называется "периодом окна").

Для выработки антител к ВИЧ организму требуется от 2 недель до 3 месяцев. Поэтому тестирование рекомендуется проходить повторно через 2-3 месяца.


Только знания о ВИЧ-инфекции и соблюдение мер предосторожности способны защитить человека от ВИЧ! Обучая ребенка безопасному поведению и основам сохранения репродуктивного здоровья, Вы заботитесь о его будущем.


КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДЕ.

Вопросы о ВИЧ-инфекции и СПИДе могут появиться у подростка в период полового созревания, когда тема интимных отношений становится ему по-настоящему интересна. Но к этому моменту он уже должен быть готов получить информацию о ВИЧ-инфекции и владеть минимумом необходимой информации. Половое самосознание и полоролевое поведение формируется у ребенка до 6 лет.

Дети до 6 лет

Не нуждаются в подробных описаниях и не способны усвоить сложные термины. Объяснения в этом возрасте должны быть простыми и доступными.

Необходимые знания: о своем теле и его здоровье.

Ребенок должен иметь навыки личной гигиены, понимать, что такое пол и почему мальчики отличаются от девочек. Стоит честно ответить на вопросы о браке, рождении детей, интимных отношениях мужа и жены и их биологической значимости. Ребенка могут интересовать вопросы о различных частях тела и их назначении. Необходимо, чтобы дома он мог свободно говорить об этом, не стесняться задавать любые вопросы. Не стоит допускать развития ошибочных представлений или формировать слишком сильное чувство стыда у ребенка, связанное с вопросами секса. В этом возрасте дети не могут самостоятельно разобраться в этой теме. Вовремя полученные от родителей (или специалистов по согласованию с родителями) правильные и точные ответы оставят меньше времени для размышлений и нездорового фантазирования.

Среди вопросов здоровья и гигиены можно рассказать о различных возбудителях болезней, передающихся от человека к человеку самыми разными путями.

Дети от 7 до 11 лет

Не готовы к усвоению даже базовых знаний о ВИЧ-инфекции. Поэтому в таком возрасте можно дать наиболее общее толкование СПИДа как болезни, которая возникает из-за инфекции, попадающей в кровь человека.

Необходимые знания: точная информация о сексуальной жизни человека, ее положительные и отрицательные стороны (профилактика беспорядочных сексуальных связей, вред раннего начала половой жизни, предоставление элементарных знаний об инфекциях, передающихся через кровь и половым путем). Особое внимание стоит уделить семейным ценностям не только в разговорах с детьми, но и в жизни. Личный пример родителей очень важен для ребенка.

Для лучшего восприятия информации можно вместе с ребенком нарисовать схему, демонстрирующую схему работы иммунной системы человека, когда организм борется против элементарной простуды, и что происходит, когда в организм попадает вирус иммунодефицита.

Предложите ребенку поиграть в "волшебный замок", представив, что организм человека – это замок, в котором живут сказочные жильцы – клетки, поддерживающие порядок и чистоту своего дома. Но, как и всем живым существам, им необходимы отдых, питание и помощники. И есть те, кто пытается захватить дом (организм человека) – это вирусы, бактерии, грибки.

Через игры и разговоры у Вас появится возможность проверить знания и навыки ребенка в вопросах личной гигиены и продолжить формирование у него полезных привычек.

А вот стоит ли обсуждать в этом возрасте, что такое "презерватив" или "безопасный секс", решать Вам.

Подростки 12-17 лет

В этом возрасте важно обеспечить ребенка доступной всесторонней и точной информацией о путях заражения ВИЧ и мерах по его предупреждению, а также об обстоятельствах, повышающих риск заражения.

Откровенно поговорите со своим ребенком. Этот разговор может быть трудным, но он важен, так как для подростка реален риск инфицироваться ВИЧ.

Невозможно постоянно следить за тем, где и чем занят подросток, поэтому именно Вы должны убедить и научить своего ребенка принимать обдуманные и верные решения.

Подростку необходимо дать полные знания о ВИЧ, инфекциях, передающихся половым путем (ИППП), сексе. Не менее важно поделиться взглядами родителей на эти вопросы.

В беседу также следует включить темы:

  • половой зрелости (менструации, поллюции и др.);
  • контрацепции, в частности разъяснить вопросы о презервативах, которые являются не только способом предотвращения нежелательной беременности, но и единственным средством контрацепции, способным снизить риск заражения ВИЧ и заболеваниями, передающимися половым путем;
  • опасности алкоголя и наркотиков, как с точки зрения их влияния на здоровье (в том числе репродуктивное), так и с точки зрения риска заражения ВИЧ-инфекцией, который повышается при их употреблении.


С целью профилактики заражения ВИЧ и другими ИППП родители могут ориентировать подростков на:

  • отсроченное начало половой жизни;
  • принятие ответственного решения о вступлении в сексуальные контакты;
  • соблюдение взаимной верности половых партнеров;
  • взаимоуважении и взаимной ответственности за свое здоровье и здоровье партнера;
  • использование презерватива при каждом половом контакте;
  • отказ от употребления наркотиков.


С ЧЕГО НАЧАТЬ РАЗГОВОР О ВИЧ С ПОДРОСТКОМ?

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

Если Вы чего-то не знаете

Честно говорить ребенку о том, что Вы не можете ответить на этот вопрос, но обязательно поищите ответ. Можно также предложить поискать ответ вместе.

Если Вы стесняетесь

Признаться, что Вы не знаете, как сказать об этом. Спросить, что думает сам ребенок по этому поводу (есть ли у него предположения, и, возможно, Вам будет легче исправить ложные представления).

Если по каким либо причинам Вы сами не можете вести такие откровенные беседы со своим ребенком, всегда есть вариант обратиться к профессионалам (педагогам, психологам).

Если Вы удивлены сложным вопросом

Не избегайте его и не переводите тему разговора! Ребенок живет не в вакууме. Он смотрит телевизор, выходит в интернет, читает, общается с друзьями и получает самую разную, зачастую неверную, информацию. Если не начать обсуждать с ним трудные вопросы как можно раньше, кто-то другой, возможно не самый лучший кандидат, возьмет эту задачу на себя.

Если Вы не знаете, когда начать

Чем раньше, тем лучше! Детям приходится слушать о проблемах с самого раннего возраста, задолго до того, как они становятся способны их понять. У родителей есть уникальная возможность – стать первыми, кто информирует ребенка о проблемах сексуальности и ВИЧ-инфекции. Именно родители способны защитить детей от заблуждений и неправильной информации, привить те ценности, которые помогут им сохранить свое здоровье. И если Вы не дадите своему ребенку информацию, это сделают за Вас посторонние.

Начните разговор сами

Нет ничего страшного в том, чтобы заговорить с ребенком о сексуальных отношениях и ВИЧ самостоятельно. Повседневная жизнь постоянно дает нам поводы говорить об этом. Естественно, разговаривая с ребенком, нужно использовать только те слова, которые он сможет понять. Но не следует оставлять слишком большие пробелы в его представлениях, ведь то, каким образом дети восполняют недостающие знания, может повлечь негативные последствия. При этом учитывайте, что ребенок любого возраста заслуживает того, чтобы ответы на его вопросы были максимально честными.

Станьте примером для своего ребенка

Дети хотят, чтобы взрослые обсуждали с ними сложные вопросы. Каждый родитель имеет возможность говорить с ребенком о моральных и нравственных ценностях. Научные исследования показывают, что дети полагаются на нравственное руководство своих мам и пап и нуждаются в нем, так что не забывайте четко пояснять, во что Вы верите и что Вы считаете правильным.

Слушайте и слышьте своих детей

Каждый ребенок испытывает потребность во внимании. Чувствуя, что его внимательно слушают, он начинает лучше к себе относиться. Если ребенок знает, насколько он важен для родителя, ему будет проще обратиться к Вам с вопросом.

Часто нам кажется, что мы знаем, о чем ребенок хочет сказать, задолго до того, как он сформулирует предложение. Но не заканчивайте фразу за него, как бы Вам этого не хотелось. Терпеливо слушая, мы позволяем ребенку думать самостоятельно и даем ему понять, что он достоин внимания.

Не забывайте напоминать о важных вопросах

Большинство детей и подростков могут усвоить лишь небольшую часть информации из одного разговора. Поэтому необходимо время от времени напоминать и спрашивать ребенка о вашем разговоре. Это поможет Вам поправить ошибки и восполнить то, что ребенок успел забыть.

Научите ребенка уважать самого себя

Чем лучше ребенок относится к самому себе, чем больше верит в себя и свое будущее, тем меньше вероятность рискованного поведения!

Вопросы, которые может задавать ребенок

"Правда ли, что можно заразиться ВИЧ от укола иглой в транспорте?"
Ответ: "Нет, в данном случае риска нет, так как на конце иглы содержится недостаточное количество вируса для заражения, к тому же он быстро гибнет во внешней среде".

"Могу ли я заразиться ВИЧ, когда мне делают прививку?"
Ответ: "Нет, от прививки заразиться ВИЧ нельзя. Каждому пациенту врач делает инъекции одноразовым шприцем, который после проведения процедуры обеззараживают и выбрасывают".

"Как люди заражаются ВИЧ?"
Ответ: "Большинство подростков и взрослых могут заразиться, если используют одни и те же иглы, что и человек с ВИЧ, когда принимают наркотики. Также можно заразиться при незащищенных сексуальных контактах".

"А дети могут заразиться ВИЧ?"
Ответ: "Некоторые дети имеют ВИЧ. Большая часть из них получили вирус еще до своего рождения, потому что такой же вирус был у их мамы".

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции