Профилактическая работа в школе по вич

Профилактическая работа в школе по предупреждению распространения ВИЧ –инфекции и употребления ПАВ

Педагог-психолог МБОУ ШСОШ № 10

Тарханян Эмма Жирайровна

За последнее время курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, распространение ВИЧ-инфекции стали одной из черт нового стиля жизни, они перестали быть лишь индивидуальной, личной проблемой, а превратились в проблему социальной безопасности каждой семьи и общества в целом. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Т.е. первое потребление ПАВ приходится на подростковый период, поэтому система профилактики употребления ПАВ должна быть ориентирована на подростков 11 лет и старше.

Важным фактором злоупотребления ПАВ, следовательно, и распространения ВИЧ-инфекции, является снижение у большинства детей нравственной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Вместе с тем наркомания – это не личное дело каждого. В результате наркотизации у потребителя возникают серьезные проблемы со здоровьем, он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболеваниями – (гепатиты, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни), и столь же легко их распространяет. Потребители наркотиков или больные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, особенно, если управляют транспортом или имеют доступ к оружию, они представляют серьезную опасность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно сочетать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему, наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства. Тем самым они становятся обузой для семьи и общества, потенциально наркоман всегда опасен.

Подростковый возраст - возраст становления. Подросток еще плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жить, войти в мир взрослых людей. Все хочет попробовать, обо всем хочет составить собственное мнение. Если добавить к этому массу новых проблем, от экономических до социальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справиться с собственными чувствами, то можно понять, почему именно подросток так уязвим для наркотиков. Понимание того, каковы причины наркотизации и алкоголизации подростков и как происходит приобщение подростка к алкоголю и наркотикам, имеет важное значение для планирования и проведения профилактической работы. Причины, по которым подростки начинают употреблять ПАВ:

1. Желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе сверстников.

2. Желание испытать те приятные ощущения, которые так расхваливают друзья, знакомые, имеющие опыт приема алкоголя и наркотиков.

3. Любопытство, стремление испытать себя в новой, почти экстремальной ситуации.

4. Влияние старшего по возрасту или значимого для подростка человека.

5. Демонстративный протест.

Включенный в сложную систему социальных, экономических, семейных отношений подросток испытывает действие самых различных факторов, которые могут, как способствовать, так и препятствовать развитию вредных привычек. Чтобы адекватно строить профилактическую работу, необходимо представлять себе в целом ситуацию, в которой находится подросток, и уже затем выбирать те звенья, на которые можно реально воздействовать.

Существуют также факторы, которые удерживают подростков от употребления наркотиков даже в самой неблагоприятной обстановке.

К таким защитным факторам относятся:

1. Внутренний самоконтроль и целеустремленность подростка.

2. Привязанность к своим близким.

3. Возможность активного участия в значимой деятельности.

4. Успешность в овладении знаниями и умениями.

5. Признание и одобрение со стороны окружающих.

Формирование ценностей, альтернативных ПАВ, обращение к ресурсам личности подростка - вот та область, где усилие педагогов и психологов могут принести наиболее ощутимые результаты.

Семья сегодня стала наиболее слабым и уязвимым звеном в системе мер по созданию у детей жизненной среды, надежно защищенной от наркотиков, алкоголя, табака.

Практически все родители, столкнувшиеся с проблемой потребления ПАВ, оказываются застигнутыми врасплох. Существующая кризисная социальная ситуация привела к разрушению системы ценностей, норм морали и поведения, что привело к таким негативным явлениям, как наркотики, ВИЧ-инфекция. Одной из причин оказалась некомпетентность в данном вопросе, сказывается низкий уровень информированности населения, а также порой искаженность сведений о ПАВ.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации профилактической системы, целью которой является: создание условий для формиро вания у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотиче ских веществ, ведения здорового образа жизни.

Профилактическая работа включает в себя три компонента

Научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ, о действии ПАВ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях к которым она приводит. В ходе лекции по профилактике ВИЧ/СПИДа могут быть освещены такие проблемы, как история распространения эпидемии, гипотезы возникновения болезни, пути передачи вируса, отличие ВИЧ от СПИДа, меры предохранения, опыт сохранения здоровья, формирование знаний о здоровом образе жизни и т. д.

2. Психологический компонент – коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ, психологическая адаптация подростков из группы риска, психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.

3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.

Профилактическая работа должна вестись по двум направлениям:

1. Профилактическая работа с родителями:

- Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей;

- Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними.

2. Профилактическая работа с детьми:

Во время проведения занятий с подростками по профилактике зависимости от ПАВ мы решаем двойную задачу.

С одной стороны, на занятиях развиваются недостающие им навыки, обсуждаются важные проблемы: общения, отношения с людьми, проблемы конфликтов и стрессов.

С другой стороны, в ходе занятий вырабатывается целый комплекс навыков, необходимых для противодействия давлению сверстников, действию рекламы, с тем, чтобы подростки могли принимать решения о неупотреблении алкоголя и других психо-активных веществ на основе объективной информации и умения правильно оценивать последствия своих действий.

Занятия основаны на уважении личности человека, его прав. При этом происходит обучение социально-психологическим навыкам и навыкам здорового образа жизни. Занятия можно проводить в разных формах: тренинги, игры , викторины, анкетирование, тестирование.

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.

Неумение детей себя занять соответственно своим желаниям и потребностям, испытываемое ими внутреннее напряжение, дискомфорт, неосознанные негативные эмоциональные состояния, возникающее желание забыться, "отключиться" от трудноразрешимых проблем нередко служат содержанием того душевного состояния, которое маскируется скукой и может служить толчком к началу употребления ПАВ.

Взрослые практикуют по большей части контроль за учебой и кругом общения, а также стремятся обеспечить его максимальную занятость в соответствии с собственными представлениями о том, что "пригодится в будущем".

Очень важно, чтобы родители обращали внимание на факторы риска приобщения к употреблению ПАВ в окружающей среде (расположение торговых точек, работа правоохранительных органов, охрана учебных заведений, соблюдение правил продажи спиртных напитков, лекарств и т.п.).

Кроме того, большое значение в профилактике злоупотребления ПАВ имеет установление с ребенком доверительных отношений, благоприятного психологического климата в семье.

Официальный сайт МКОУ "ООШ п.Александровский" Искитимского района Новосибирской области

О мерах профилактики ВИЧ-инфекции

СПИД – один из самых страшных недугов, беда современной цивилизации. Болезнь на протяжении многих лет привлекает внимание сотен тысяч ученых, ибо лекарство от ВИЧ высокие умы человечества пока не изобрели. Сегодня не существует средства, которое бы погубило вирус – человечество вынуждено направить все силы на профилактику СПИДа. Распространение информации о заболевании, советы и рекомендации о предупреждении развития недуга, вызываемого вирусом иммунодефицита, а также прочие мероприятия и являются составляющими профилактики ВИЧ-инфекции.

ВИЧ-инфекция – болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ), хроническое заболевание, характеризующееся специфическим поражением
иммунной системы, приводящим к медленному ее разрушению вплоть до формирования
синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД), приводящего инфицированного
ВИЧ к быстрой гибели. Быстрое распространение ВИЧ среди молодого населения
приводит к повышению смертности, сокращению рождаемости, уменьшению
продолжительности жизни населения, сокращению численности работающего населения,
увеличению затрат на здравоохранение, вызывает многофакторное деструктивное
воздействие на социальную и экономическую жизнь общества.
Этиология ВИЧ-инфекции. Возбудитель ВИЧ-инфекции – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) – относится к подсемейству лентивирусов семейства ретровирусов. Существует два типа вируса: ВИЧ-1 и ВИЧ-2. ВИЧ-1 является наиболее распространенным типом возбудителя с пандемическим потенциалом распространения, ВИЧ-2 встречается преимущественно в странах Западной Африки. ВИЧ-1 и ВИЧ-2 некогда приобретены человеком у двух разных видов обезьян, однако современные случаи заражения человека от обезьян не зафиксированы. Единственным источником ВИЧ считаются инфицированные люди. Случаи спонтанной санации от возбудителя не задокументированы. Передача вируса от человека возможна на любой стадии заболевания, в том числе в инкубационном периоде.
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает иммунную систему человека, тем самым ослабляет системы контроля и защиты организма от любых инфекций и некоторых типов онкологий. Вирус поражая иммунную систему начинает разрушать и ослаблять функции иммунных клеток, поэтому у инфицированных людей постепенно развивается иммунодефицит. Иммунная функция организма человека определяется числом клеток СD4. Иммунодефицит приводит к повышенной чувствительности к большому количеству инфекций и заболеваний, которым могут противостоять люди со здоровыми иммунными системами.

Последней стадией ВИЧ-инфекции является Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), который у разных людей может развиться через 2-15 лет. Для СПИДа характерно развитие некоторых типов рака, хронические гепатиты В и С, или других тяжелых клинических проявлений.

Признаки и симптомы ВИЧ.

Симптомы ВИЧ варьируются в зависимости от стадии заболевания. На протяжении нескольких первых месяцев люди с ВИЧ, как правило, наиболее заразны, но многие из них узнает о своем статусе лишь на более поздних стадиях.
На протяжении нескольких первых недель после инфицирования, заболевание может не
проявлять никаких симптомов, но может развиться гриппоподобная болезнь, включая
лихорадку, головную боль, сыпь или боль в горле.
По мере того как инфекция постепенно ослабляет иммунную систему, у людей могут развиваться и другие признаки и симптомы, такие как потеря веса, лихорадка, диарея, кашель и увеличение лимфатических узлов. При отсутствии соответствующего лечения, могут развиться такие тяжелые болезни, как туберкулез, стрептококковый менингит, а также онкологические заболевания, такие как лимфомы и саркома Капоши и другие.

Передача ВИЧ-инфекции.

Источником ВИЧ-инфекции являются люди, инфицированные ВИЧ на любой стадии заболевания, в том числе и в инкубационном периоде.
ВИЧ инфекция может передаваться через разные жидкости организма инфицированных людей, такими как кровь, грудное молоко, семенная жидкость и вагинальные выделения.

Люди не могут заразиться при обычных повседневных контактах, таких как поцелуи, объятия, пожатие рук, или при совместном пользовании личными предметами обихода и употреблении продуктов питания или воды.

Факторы риска.

Формы и условия, повышающие риск заражения людей ВИЧ инфекцией,
включает следующее:
 незащищенный секс;
 наличие другой инфекции, передаваемой половым путем, такой как сифилис,
герпес, хламидиоз, гонорея и бактериальный вагиноз;
 совместное пользование зараженными иглами, шприцами и другим
инъекционным оборудованием, растворами наркотиков при употреблении
инъекционных наркотиков;
 небезопасные инъекции, переливания крови, медицинские процедуры с
применением нестерильных медицинских изделий;
 случайные травмы от укола иглой, в том числе среди работников
здравоохранения.

Диагностика ВИЧ-инфекции.

Тестирование и консультирование.

Все граждане РФ могут пройти обследование на ВИЧ-инфекцию проводится в Центрах профилактики и борьбы со СПИДом бесплатно и анонимно. Конфиденциальность обследования гарантируется.
Обследование на ВИЧ-инфекцию на территории Российской Федерации проводится добровольно, за исключением тех случаев, когда такое обследование является
обязательным.
Рекомендуется регулярно проходить освидетельствование на ВИЧ-инфекцию
для раннего выявления ВИЧ-инфекции у лиц, относящихся к группам повышенного риска
заражения ВИЧ-инфекцией. Консультирование по вопросам ВИЧ-инфекции для
профилактики и своевременного начала лечения в случае заражения. К таким группам
повышенного риска относятся больные туберкулезом, заболеваниями передающимися
половым путем, лица, употребляющие инъекционные наркотики, вступающие в
беспечные половые связи и др

Профилактика ВИЧ-инфекции в Российской Федерации

Под профилактическими или превентивными мероприятиями подразумевается
комплекс действий, направленных на предотвращение передачи ВИЧ, который
осуществляется вне зависимости от того, обнаружен или нет конкретный источник
(источники) ВИЧ. При ВИЧ объектом профилактических мероприятий является
восприимчивый контингент, то есть все население.

При отсутствии профилактических вакцин основными методами профилактики ВИЧ является повышение обеспокоенности населения, то есть информирование населения о реальной угрозе заражения ВИЧ и о негативных последствиях заражения, информация населения о способах предупреждения заражения, а также формирование у населения мотивации на изменение поведения в сторону менее опасного в плане заражения ВИЧ. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)” в статье 4 гарантирует “регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции”.
Важное значение в распространении ВИЧ-инфекции имеет пропаганда здорового
образа жизни (ограничение числа половых партнёров и использование презервативов).
С целью профилактики парентерального пути заражения проводится регулярное
выявление источников ВИЧ, обследование доноров крови, органов, спермы, а также лиц из
группы риска.

В медицинских учреждениях должны тщательно стерилизовать инструментарий, использовать одноразовые шприцы и иглы.
Во время пребывания, ВИЧ-инфицированного в семье необходимо поддерживать
должный санитарно-гигиенический режим.

Что делать если укололся или порезался

При контакте с кровью или другими биологическими материалами с нарушением
целостности кожи (укол, порез) пострадавший должен снять перчатки рабочей поверхностью внутрь, выдавить кровь из раны, обработать повреждённое место 70% спиртом или 5% настойкой йода при порезах, 3% раствором пероксида водорода при уколах. Затем надо вымыть руки с мылом под проточной водой и протереть 70% спиртом, на рану наложить пластырь, надеть напальчник и при необходимости продолжить работу, надев новые перчатки.
В случае загрязнения кровью или сывороткой рабочего стола следует немедленно
дважды обработать его дезинфицирующими средствами: сразу после загрязнения, а затем
через 15 минут.

Если вследствие повреждения кожи или слизистых оболочек работника произошёл контакт с кровью или жидкостями инфицированного организма, Согласно законодательству Российской Федерации, предусмотрена правовая и социальная защита лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека. Не допускается увольнение с работы, отказ в приеме на работу, в приеме в лечебные учреждения, в приеме детей в детские учреждения, а также ущемление иных прав граждан только на основании того,что они являются носителями ВИЧ или больны СПИДом. С другой стороны, согласно Уголовному кодексу Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы за заведомое заражение другого лица вирусом иммунодефицита человека.

Проблема ВИЧ/СПИД является актуальной в настоящее время в Российской Федерации. Это проблема не только медицинская, она затрагивает все стороны жизни нашего общества: экономические, социальные, политические. Поэтому к организации и проведению мероприятий по проблеме ВИЧ/СПИД помимо медицинских структур должны привлекаться другие министерства, ведомства, учреждения, организации и широкая общественность.

Ежегодно 1-го декабря по решению ВОЗ во всем мире отмечается Всемирный день
профилактики СПИД. В нашей стране обычно в этот день проводятся многочисленные
мероприятия, посвященные теме профилактики ВИЧ-инфекции. Международным символом борьбы со СПИДом является красная ленточка, которую носят все большее число людей во всем мире. Носить красную ленточку может каждый, этим он демонстрирует свою заботу и тревогу за людей, живущих с ВИЧ и СПИДом, их надежду, что когда-нибудь эпидемия будет остановлена.

Для повышения эффективности профилактической работы в области ВИЧ/СПИД большое значение имеет учет специфики методов, средств и форм, которые будут использованы в этой работе. Они составляют деятельную, практико-ориентируемую сторону целостного профилактического процесса и образуют в совокупности систему работы, адекватную целям и задачам профилактики. Необходимо также заметить, что методы, средства и формы профилактической деятельности тесно взаимосвязаны между собой.

Практикой накоплен большой арсенал методов профилактической работы. Все они могут быть с успехом использованы в системе работы с учащимися.[14]

В профилактической работе по проблеме ВИЧ/СПИД мы предлагаем использовать те методы, которые, прежде всего, будут способствовать формированию знаний, убеждений, взглядов, понятий, представлений у участников профилактического процесса о СПИДе не только как болезни, но и как явлении, обусловленном социальными причинами: неблагоприятной атмосферой общественной жизни, отсутствием достаточной информированности молодежи о СПИДе, путях распространения ВИЧ-инфекции, невысоким уровнем нравственной культуры и культуры половых отношений.

Формирование сознания в профилактическом процессе достигается различными путями. Однако, на наш взгляд, наиболее действенными в области профилактики ВИЧ/СПИД являются пример, рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, лекция, работа с литературой. Каждый из приведенных методов имеет свою специфику использования и может использоваться в комплексе с другими.

Для младших школьников, как, впрочем, и для подростков, наиболее распространенным методом в области профилактики ВИЧ/СПИД является рассказ. С его помощью школьникам может быть сообщена достоверная информация о болезни, правилах личной гигиены, нормах нравственного поведения, которые помогут защититься от ВИЧ-инфекции. Рассказ о ВИЧ/СПИДе должен способствовать вооружению школьников необходимыми знаниями в этой области, развивать положительные нравственные чувства (сопереживание, милосердие) к людям, которые стали его жертвами. В ходе рассказа организатор профилактической деятельности может использовать и методы объяснения, диалога, образного примера, которые будут активизировать школьников на развитие образов нравственного поведения, здорового образа жизни, и вызывать стремление подражать положительному опыту.

Для подростков, у которых уже есть определенные знания по проблеме ВИЧ/СПИД, по нашему мнению, эффективным методом выступает беседа. Беседа предполагает участие обеих сторон - организатора профилактической работы и школьников. Она носит проблемный характер и характеризуется тем, что дает возможность выслушать мнение всех участников профилактического процесса.

Беседа не только ставит своей целью вооружить школьников знаниями по данной проблеме, но и требует их личной активности в поиске норм нравственного и самосохраняющего поведения. Организаторам профилактической работы необходимо учитывать, что без внимания не должен остаться ни один вопрос, который предложен для обсуждения или вызвал интерес у аудитории. Вместе с тем здесь должны быть соблюдены нормы этики, культуры общения, ибо разговор касается интимных сторон жизни человека. Для проведения беседы необходима атмосфера доверительного, эмоционального комфорта. Беседа ни в коей мере не должна превратиться в нотацию, поскольку последняя очень часто, особенно у подростков, может вызвать противодействие, желание поступить вопреки тому, в чем организатор профилактической работы пытался убедить их.

Рассказ, объяснение, беседа подготавливают к более сложному методу профилактики - лекции. Она рекомендуется нами в профилактических целях для старшеклассников. Лекция представляет собой более сложное логическое построение и требует научного, теоретического обобщения материала, доказательств в его изложении, аргументации.

В ходе лекции по профилактике ВИЧ/СПИДа могут быть освещены такие проблемы, как история распространения эпидемии, гипотезы возникновения болезни, пути передачи вируса, отличие ВИЧ от СПИДа, меры предохранения, опыт сохранения здоровья, формирование знаний о здоровом образе жизни и т. д.

Рассмотренные выше методы профилактической работы в области ВИЧ/СПИД обеспечивают в основном начальный этап профилактики. При проведении профилактических мероприятий в школе целесообразно также включать игру.

Игра является и формой и методом профилактической работы. Эффективность ее в том, что она ставит участников профилактического процесса в активную субъектную позицию. Она доставляет школьникам любого возраста удовольствие. Вместе с тем в игровой ситуации облегчается усвоение информации о ВИЧ/СПИДе, моделируются возможные действия и поступки, анализируются "ситуации выбора", которые совершают участники игровой профилактической деятельности. Игра формирует у школьников уверенность в своих действиях и поступках, которые не могут привести к ВИЧ-инфекции. Она позволяет также через игровые ситуации понять и осознать чувства, которые могут испытывать люди, подверженные этому заболеванию, а значит, и формировать умения и навыки социально приемлемого поведения, чувства милосердия, сострадания и гуманности к ВИЧ-инфицированным.

Для младших школьников предлагаются подвижные игры. С их помощью организатор профилактической работы в неформальной игровой ситуации сможет закрепить навыки личной гигиены, способные защитить детей от ВИЧ-инфекции. Игры позволят не только привлечь внимание детей к проблеме ВИЧ/СПИД, но и определить те вопросы, на которых придется сосредоточить внимание в будущей профилактической деятельности.

Ролевые игры ставят своей целью вооружить школьников знаниями, умениями и навыками безопасного поведения в отношении заражения ВИЧ-инфекцией. Исполняя определенные роли, школьники в ходе игровой деятельности находятся в ситуации выбора в пользу либо опасного поведения, влекущего за собой безответственный образ жизни, несоблюдение морально-нравственных норм и как следствие заражение ВИЧ-инфекцией, либо безопасного, основанного на нравственных ценностях, знании мер профилактики. Она дает возможность для раскрытия индивидуальности личности, ее своеобразия, позволяет формировать у старшеклассника уверенность в своих действиях, а также возможность осознать чувства других. Для реализации обратной связи после игры могут быть использованы творческие задания.

Эффективным в профилактических целях является внедрение ситуационных игр. Их основу составляют анализ смоделированных сюжетов, рассказов, несущих проблемную ситуацию. Так, набор ситуационных заданий для разбора дан в приложении сборника. Их можно дополнять, видоизменять. К составлению проблемных ситуаций могут привлекаться и сами участники профилактики. Однако здесь следует дать им четкую установку, что эти ситуации должны отражать социальные явления, лежащие в основе распространения инфекции, случаи рискованного поведения в отношении ВИЧ/СПИД.

Однако бесспорно, что без диагностики уровня знаний учащихся (на начальном этапе образовательного процесса), а также выявления эффективности проводимой профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД не обойтись. В связи с этим предлагаем использовать один из методов диагностики - анкетирование. Оно может проводиться на начальном и завершающем этапах профилактической работы. Анкетные опросы могут быть использованы и с целью проверки эффективности проведенной профилактической работы в среде школьной молодежи.

Организация профилактической работы в области ВИЧ/СПИД предполагает использование различных массовых мероприятий. К ним можно отнести акции, дискотеки, театрализации, викторины, конкурсы плакатов, рисунков, агитбригад, которые отличаются направленностью на массовый, коллективный, творческий характер участия молодежи в борьбе против СПИДа.

Методы профилактики ВИЧ/СПИДа направлены, прежде всего, на создание условий для приобретения школьной молодежью необходимых знаний, умений и навыков по защите себя, окружающих людей от ВИЧ-инфекции. Это своего рода способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение человека с целью выработки у него норм социально ценностного поведения, действий и поступков, которые смогут уберечь его от ВИЧ-инфекции. Они - путь к достижению поставленной цели в области борьбы с ВИЧ-инфекцией.

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА.

Для повышения эффективности профилактической работы в области ВИЧ/СПИД большое значение имеет учет специфики методов, средств и форм, которые будут использованы в этой работе. Они составляют деятельную, практико-ориентируемую сторону целостного профилактического процесса и образуют в совокупности систему работы, адекватную целям и задачам профилактики. Необходимо также заметить, что методы, средства и формы профилактической деятельности тесно взаимосвязаны между собой.

Методы профилактики ВИЧ/СПИДа направлены прежде всего на создание условий для приобретения школьной молодежью необходимых знаний, умений и навыков по защите себя, окружающих людей от ВИЧ-инфекции. Это своего рода способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение человека с целью выработки у него норм социально ценностного поведения, действий и поступков, которые смогут уберечь его от ВИЧ-инфекции. Они – путь к достижению поставленной цели в области борьбы с ВИЧ-инфекцией.

Практикой накоплен большой арсенал методов профилактической работы. Все они могут быть с успехом использованы в системе работы с молодежью. Однако в данном сборнике мы предлагаем только те, которые прошли апробацию и пригодны для внедрения в массовую практику работы со школьной молодежью разновозрастных групп.

В профилактической работе по проблеме ВИЧ/СПИД мы предлагаем использовать те методы, которые прежде всего будут способствовать формированию знаний, убеждений, взглядов, понятий, представлений у участников профилактического процесса о СПИДе не только как болезни, но и как явлении, обусловленном социальными причинами: неблагоприятной атмосферой общественной жизни, отсутствием достаточной информированности молодежи о СПИДе, путях распространения ВИЧ-инфекции, невысоким уровнем нравственной культуры и культуры половых отношений.

Формирование сознания в профилактическом процессе достигается различными путями. Однако, на наш взгляд, наиболее действенными в области профилактики ВИЧ/СПИД являются рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, лекция, работа с литературой. Эффективным методом убеждения является пример. Каждый из приведенных методов имеет свою специфику использования и может использоваться в комплексе с другими.

Для младших школьников, как, впрочем, и для подростков, наиболее распространенным методом в области профилактики ВИЧ/СПИД является рассказ. С его помощью школьникам может быть сообщена достоверная информация о болезни, правилах личной гигиены, нормах нравственного поведения, которые помогут защититься от ВИЧ-инфекции. Рассказ о ВИЧ/СПИДе должен способствовать вооружению школьников необходимыми знаниями в этой области, развивать положительные нравственные чувства (сопереживание, милосердие) к людям, которые стали его жертвами. В ходе рассказа организатор профилактической деятельности может использовать и методы объяснения, диалога, образного примера, которые будут активизировать школьников на развитие образов нравственного поведения, здорового образа жизни, и вызывать стремление подражать положительному опыту.

В этих целях в сборнике рекомендован для практического использования рассказ "Что такое СПИД". Организатору профилактической работы важно помнить, что длительность его не может превышать двадцати минут, а информация должна быть краткой, доступной и эмоционально насыщенной. В ходе рассказа можно использовать наглядный материал, имеющийся в сборнике.

Для подростков, у которых уже есть определенные знания по проблеме ВИЧ/СПИД, по нашему мнению, эффективным методом выступает беседа. Беседа предполагает участие обеих сторон – организатора профилактической работы и школьников. Она носит проблемный характер и характеризуется тем, что дает возможность выслушать мнение всех участников профилактического процесса.

Рекомендованная в сборнике беседа "Что надо знать о ВИЧ/СПИДе", не только ставит своей целью вооружить школьников знаниями по данной проблеме, но и требует их личной активности в поиске норм нравственного и самосохраняющего поведения. Организаторам профилактической работы необходимо учитывать, что без внимания не должен остаться ни один вопрос, который предложен для обсуждения или вызвал интерес у аудитории. Вместе с тем здесь должны быть соблюдены нормы этики, культуры общения, ибо разговор касается интимных сторон жизни человека. Для проведения беседы необходима атмосфера доверительного, эмоционального комфорта. Беседа ни в коей мере не должна превратиться в нотацию, поскольку последняя очень часто, особенно у подростков, может вызвать противодействие, желание поступить вопреки тому, в чем организатор профилактической работы пытался убедить их.

Рассказ, объяснение, беседа подготавливают к более сложному методу профилактики – лекции. Она рекомендуется нами в профилактических целях для старшеклассников. Лекция представляет собой более сложное логическое построение и требует научного, теоретического обобщения материала, доказательств в его изложении, аргументации.

В ходе лекции по профилактике ВИЧ/СПИДа могут быть освещены такие проблемы, как история распространения эпидемии, гипотезы возникновения болезни, пути передачи вируса, отличие ВИЧ от СПИДа, меры предохранения, опыт сохранения здоровья, формирование знаний о здоровом образе жизни и т. д.

Рассмотренные выше методы профилактической работы в области ВИЧ/СПИД обеспечивают в основном начальный этап профилактики. При проведении профилактических мероприятий в школе целесообразно также включать игру.

Игра является и формой и методом профилактической работы. Эффективность ее в том, что она ставит участников профилактического процесса в активную субъектную позицию. Она доставляет школьникам любого возраста удовольствие. Вместе с тем в игровой ситуации облегчается усвоение информации о ВИЧ/СПИДе, моделируются возможные действия и поступки, анализируются "ситуации выбора", которые совершают участники игровой профилактической деятельности. Игра формирует у школьников и уверенность в своих действиях и поступках, которые не могут привести к ВИЧ-инфекции. Она позволяет также через игровые ситуации понять и осознать чувства, которые могут испытывать люди, подверженные этому заболеванию, а значит и формировать умения и навыки социально приемлемого поведения, чувства милосердия, сострадания и гуманности к ВИЧ-инфицированным.

Следует отметить, что предлагаемые в сборнике игры могут использоваться и в диагностических целях. Они позволяют оценить уровень знаний школьников в этой области, степень их информированности о способах защиты от ВИЧ-инфекции.

Для младших школьников в сборнике предлагаются подвижные игры "Между огнями" и "Али-Баба и сорок разбойников". С их помощью организатор профилактической работы в неформальной игровой ситуации сможет закрепить навыки личной гигиены, способные защитить детей от ВИЧ-инфекции. Игры позволят не только привлечь внимание детей к проблеме ВИЧ/СПИД, но и определить те вопросы, на которых придется сосредоточить внимание в будущей профилактической деятельности.

Большой набор игрового материала предлагается для старшеклассников. Так, игра "Риск заражения" является универсальной технологией в области профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД, поскольку ее можно использовать не только после лекции, но и вместо нее. Здесь в ходе игровой ситуации закрепляются полученные знания о ВИЧ/СПИДе, путях передачи ВИЧ-инфекции, степени риска заражения тем или иным путем, формируется осознанный выбор старшеклассниками того или иного поведения.

Ролевая игра "Чья сторона?" ставит своей целью вооружить школьников знаниями, умениями и навыками безопасного поведения в отношении заражения ВИЧ-инфекцией. Исполняя определенные роли ("провокаторы", "защитники", "неопределившаяся молодежь"), школьники в ходе игровой деятельности находятся в ситуации выбора в пользу либо опасного поведения, влекущего за собой безответственный образ жизни, несоблюдение морально-нравственных норм и как следствие заражение ВИЧ-инфекцией, либо безопасного, основанного на нравственных ценностях, знании мер профилактики. Она дает возможность для раскрытия индивидуальности личности, ее своеобразия, позволяет формировать у старшеклассника уверенность в своих действиях, а также возможность осознать чувства других. Для реализации обратной связи после игры могут быть использованы творческие задания.

Игра "Цепная реакция" позволяет наглядно продемонстрировать школьникам возможную скорость распространения ВИЧ-инфекции основными путями (при различных видах половых контактов, через попадание вируса в кровь, от матери ребенку). Она призвана насторожить старшеклассников, заставить их задуматься о поведении, которое может повлечь за собой заражение ВИЧ-инфекцией.

Эффективным в профилактических целях является внедрение ситуационных игр. Их основу составляют анализ смоделированных сюжетов, рассказов, несущих проблемную ситуацию. Так, набор ситуационных заданий для разбора дан в приложении сборника. Их можно дополнять, видоизменять. К составлению проблемных ситуаций могут привлекаться и сами участники профилактики. Однако здесь следует дать им четкую установку, что эти ситуации должны отражать социальные явления, лежащие в основе распространения инфекции, случаи рискованного поведения в отношении ВИЧ/СПИД.

В рамках освещения проблемы взаимоотношений с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом мы предлагаем использовать игровой тренинг "Лабиринт". Его целью является формирование у молодежи гуманного отношения к ВИЧ-инфицированным. В процессе игры учащиеся могут прочувствовать ситуацию ВИЧ-инфицированного, отношение к нему – как с пониманием, так и с пренебрежением. Естественно, что после игры организатор профилактической работы должен провести беседу либо анализ сложившихся подходов к общению с людьми, которые по тем или иным обстоятельствам стали жертвами СПИДа.

Однако бесспорно, что без диагностики уровня знаний учащихся (на начальном этапе образовательного процесса), а также выявления эффективности проводимой профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД не обойтись. В связи с этим предлагаем использовать один из методов диагностики – анкетирование. Оно может проводиться на начальном и завершающем этапах профилактической работы. Анкетные опросы могут быть использованы и с целью проверки эффективности проведенной профилактической работы в среде школьной молодежи.

Организация профилактической работы в области ВИЧ/СПИД предполагает использование различных массовых мероприятий. К ним можно отнести акции, дискотеки, театрализации, викторины, конкурсы плакатов, рисунков, агитбригад, которые отличаются направленностью на массовый, коллективный, творческий характер участия молодежи в борьбе против СПИДа. Поэтому в сборнике вы найдете и сценарий детской сказки "Кузнечик" для начальной школы, и сценарную разработку тематической дискотеки "Молодежь против СПИДа" для старшеклассников.

Не следует думать, однако, что предлагаемые в сборнике материалы необходимо использовать именно так, как они описаны. Представленные здесь варианты, при необходимости легко видоизменять, дополнять другими, усовершенствовать, опираясь на собственный опыт, коллективное творчество и реальную ситуацию.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции