Проблемы социализации вич инфицированных детей

Производится перенаправление с сайта

Всероссийской акции по тестированию на ВИЧ-инфекцию


  • Главная
  • Семья и рождение детей
  • ВИЧ-инфицированные дети: обучение и воспитание


Как и в большинстве стран мира, в России люди с ВИЧ вынуждены скрывать свой диагноз от окружающих, соседей, коллег по работе, друзей, в том числе и от самых близких людей. Опасаясь разглашения ВИЧ-положительного статуса ребенка, родители нередко предпочитают не отдавать его в детский сад. И не задумываются о том, что таким образом сами ограничивают общение ребенка со сверстниками, а это негативно отражается на его развитии и социализации.

Российские законы гарантируют ВИЧ-положительным взрослым и детям те же права, что и всем остальным гражданам Российской Федерации, без всяких ограничений. В законодательстве Российской Федерации есть положения, регламентирующие порядок приема и обучения ВИЧ-положительных детей в дошкольных учреждениях и в общеобразовательных школах. В основе таких актов – право родителей не разглашать свой диагноз и диагноз ребенка при зачислении его в образовательное учреждение. Закон также настаивает на соблюдении персоналом детсада или школы конфиденциальности, то есть на неразглашении данных о состоянии здоровья ребенка, полученных от родителей или ставших известными другим путем.

Наличие ВИЧ-инфекции у ребенка не может служить основанием для отказа в приеме его в детсад или начальную школу, равно как и исключения из них. Вопрос о посещении ребенком детского сада или школы решают его родители вместе с лечащим врачом. При удовлетворительном состоянии здоровья ВИЧ-положительные дети могут посещать обычные образовательные учреждения, детские кружки, спортивные секции на общих основаниях, так как они не представляют инфекционной опасности ни для других детей, ни для персонала. Если по состоянию здоровья ВИЧ-положительному ребенку трудно посещать школу, то решается вопрос о его временном или постоянном надомном обучении.

Ни одно официальное лицо не имеет права требовать от родителей справки о наличии или отсутствии у ребенка ВИЧ-инфекции или принуждать родителей к объявлению диагноза ребенка. Информирование руководителя и персонала учебного заведения о наличии у ребенка ВИЧ-инфекции возможно только в добровольном порядке. Родители могут сообщить персоналу образовательного учреждения диагноз ребенка, например, в том случае, когда ребенку назначены АРВ-препараты и их прием приходится на время пребывания ребенка в детском саду или школе. Медицинские и другие работники образовательных учреждений, которым стало известно о ВИЧ-положительном статусе ребенка, несут дисциплинарную, административную, а в некоторых случаях – и уголовную ответственность за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, к которой относится диагноз ребенка и его родителей.

Есть семьи, в которых стараются скрывать положительный ВИЧ-статус ребенка. Но необходимость сохранения тайны и постоянный страх, что она будет раскрыта, могут отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье ребенка. Он может замкнуться в себе, перестать дружить с детьми, стать нервозным, капризным. Тогда как соответствующие законодательные акты, включая конфиденциальность диагноза, а также активная просветительская работа среди руководителей, воспитателей и преподавателей уже позволили многим ВИЧ-положительным детям ходить в детские сады и учиться в школах вместе со сверстниками, отдыхать с другими детьми на курортах и в летних лагерях.

Сотрудник образовательного учреждения, который знает о ВИЧ-положительном статусе ребенка, должен помогать родителям и ребенку адаптироваться к детскому коллективу. Задача педагога – сделать так, чтобы ребенок успешно учился, не поддавался депрессии. Профессионально зрелый, чуткий и грамотный воспитатель или педагог может и должен стать партнером родителей в борьбе за здоровье и психологическое благополучие ребенка.


Чтобы не допустить ограничения прав детей, живущих с ВИЧ-инфекцией, на получение образования, во многих странах в 1990-х годах были разработаны и приняты специальные законодательные акты, а также положения, регламентирующие порядок приема и обучения ВИЧ-положительных детей в дошкольных учреждениях и в общеобразовательных школах.
Положение об обучении ВИЧ-инфицированных детей основывается:

  • на праве родителей не разглашать свой диагноз и диагноз ребенка при зачислении его в образовательное учреждение;
  • на правиле соблюдения персоналом учебного заведения конфиденциальности, то есть неразглашения сведений о состоянии здоровья ребенка, полученных от родителей или ставших известными другим путем;
  • на требовании соблюдать основные гигиенические правила и универсальные меры профилактики.

Принятие таких положений и проведение масштабной просветительской работы среди руководителей, воспитателей и преподавателей образовательных учреждений дало многим тысячам ВИЧ-положительных детей возможность ходить в детский сад, учиться в школе вместе со сверстниками, получать достойное образование. Возникшие в некоторых странах, в частности, в Швеции, в начале 1980-х годов (когда ВИЧ был только что открыт и ученые еще многого о нем не знали) специальные группы дневного пребывания детей и детские клубы-кружки для ВИЧ-положительных дошкольников были в скором времени расформированы за полной ненадобностью.

Сегодня в большин стве стран мира дети, живущие с ВИЧ, ходят в обычные детские сады, учатся в обычных школах, отдыхают вместе с остальными детьми на обычных курортах и в летних лагерях.

За годы распространения эпидемии ВИЧ-инфекции нигде в мире, в том числе и в России, не было зарегистрировано ни одного случая передачи вируса от одного ребенка другому в условиях детского сада или школы.

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Российские законы гарантируют ВИЧ-положительным взрослым и детям те же права, что и всем остальным гражданам Российской Федерации, без всяких ограничений. Право ВИЧ-положительных детей на обучение и воспитание реализуется в рамках дей ствующего законодательства, согласно которому ВИЧ-положительный ребенок должен быть принят в любое учебное заведение на общих основаниях. Наличие ВИЧ-инфекции у ребенка не может служить основанием для отказа в приеме его в дошкольное учреждение или начальную школу, равно как и исключения из них.


СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ – ЕДИНСТВЕННЫЙ КРИТЕРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВИЧ-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО РЕБЕНКА

Вопрос о посещении ребенком детского сада или общеобразовательной школы решают его родители вместе с врачом, который наблюдает ребенка. С учетом общего состояния здоровья, уровня психомоторного, речевого и физического развития ребенка определяется оптимальная форма его обучения в раннем, дошкольном и школьном возрасте.

При удовлетворительном состоянии здоровья ВИЧ-положительные дети могут посещать обычные образовательные учреждения, детские кружки, спортивные секции на общих основаниях, так как они не представляют инфекционной опасности ни для других детей, ни для персонала образовательного учреждения.

Если по состоянию здоровья ВИЧ-положительному ребенку трудно посещать школу, то родители ребенка вместе с лечащим врачом и специалистами органа управления образованием решают вопрос о его временном или постоянном надомном обучении. В таких случаях также возможен перевод ребенка в учебное заведение санаторного типа.

ПРАВО РОДИТЕЛЕЙ НА СОХРАНЕНИЕ ТАЙНЫ ДИАГНОЗА РЕБЕНКА

При поступлении в дошкольные образовательные заведения или школу от родителей не требуется сообщать диагноз ребенка администрации образовательного учреждения. Ни одно официальное лицо (включая директора образовательного учреждения, руководителя районного или городского отдела образования, воспитателей и педагогов и т.д.) не имеет права требовать от родителей справки о наличии или отсутствии у ребенка ВИЧ-инфекции или принуждать родителей к объявлению диагноза ребенка.

Информирование руководителя и персонала учебного заведения о наличии у ребенка ВИЧ-инфекции возможно только в добровольном порядке.
Родители могут сообщить персоналу образовательного учреждения диагноз ребенка, например, в том случае, когда ребенку назначены АРВ-препараты и их прием приходится на время пребывания ребенка в детском саду или школе.

Естественно, это произойдет, только если родители будут доверять воспитателю, медсестре или учителю, находить у них понимание и сочув ствие и, самое главное, будут уверены, что объявление диагноза не повлечет за собой негативного отношения к ребенку или к ним самим, а информация о ВИЧ-положительном статусе ребенка сохранится в тайне от остальных сотрудников, детей и их родителей.

ПРАВИЛО СОБЛЮДЕНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

Медицинские и другие работники образовательных учреждений, которым стало известно о ВИЧ-положительном статусе ребенка, несут дисциплинарную, административную, а в некоторых случаях – и уголовную ответ ственность за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, к которой относится диагноз ребенка и его родителей.

Если работнику образовательного учреждения стало известно о наличии у конкретного ученика ВИЧ-инфекции или о том, что в школе есть ВИЧ-положительный ученик, ему не следует сообщать об этом остальным воспитателям, учителям или родителям – разглашение таких сведений преследуется по закону.

ТРЕБОВАНИЕ СОБЛЮДАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Сегодня ВИЧ-инфекция может коснуться каждого. Люди могут годами жить с вирусом и не подозревать о его наличии из-за отсут ствия у них каких-либо признаков заболевания. Для того чтобы предотвратить возможность инфицирования ВИЧ, гепатитами, другими инфекциями, передаваемыми через кровь, всем необходимо соблюдать простые меры профилактики.

Соблюдать эти меры нужно всегда, везде (в учебном и медицинском учреждении, на работе и на отдыхе) и в отношении всех без исключения людей, поэтому они называются универсальными.

Требование соблюдать универсальные меры профилактики в дошкольных и общеобразовательных учреждениях связано с профилактикой не только ВИЧ-инфекции, но и любых инфекционных заболеваний, передающихся через кровь.

Универсальные меры профилактики должны соблюдаться в любом дошкольном учреждении и школе независимо от того, обнаружена ли у кого-то из учеников или сотрудников ВИЧ-инфекция или другое инфекционное заболевание.

Руководители образовательных учреждений должны обеспечить не только знание персоналом универсальных мер профилактики, но и их ежедневное соблюдение, для чего в учреждении должен быть постоянно пополняемый запас дезинфицирующих сред ств, медицинских перчаток, одноразовых медицинских инструментов, сред ств для оказания первой помощи.

С универсальными мерами профилактики при оказании первой помощи, в том числе самим себе, должны быть ознакомлены также воспитанники и ученики образовательного учреждения в объеме и форме, которые доступны пониманию в их возрасте. Воспитатели и учителя должны научить детей правилам оказания первой помощи при травмах и соблюдению универсальных мер профилактики.

ЕСЛИ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ У РЕБЕНКА СТАЛО ИЗВЕСТНО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Если о наличии ВИЧ-инфекции у ребенка или у его родителей никому в школе или детском саду не известно и сам ребенок об этом не знает, то проблем, связанных с этой стороной его жизни, в учебном заведении, как правило, и не возникает.

Однако рано или поздно родители расскажут ребенку о том, что у него или у них самих ВИЧ-инфекция. Может случиться и так, что ребенок сам догадается или узнает от других о своем заболевании – ведь его регулярно приводят в СПИДцентр или к врачу-инфекционисту на обследование, он смотрит телевизор, слышит разговоры взрослых. Когда ребенок уже знает о том, что у него или у его родителей ВИЧ-инфекция, как правило, родители просят его хранить это в тайне, но очень беспокоятся, сможет ли он это сделать.

Необходимость сохранения тайны и постоянный страх, что она будет раскрыта, могут отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье ребенка. Он может замкнуться в себе, перестать дружить с детьми, стать нервозным, капризным. Тем не менее страх обще ственного осуждения, требования забрать ребенка из детского сада или школы вынуждают большин ство ВИЧ-положительных родителей тщательно скрывать свой диагноз и диагноз ребенка.

Если о диагнозе ребенка сообщили родители

Медсестре, воспитателю, классному руководителю, заведующей детсадом или завучу школы, которым родители сообщили о диагнозе ребенка, важно помнить, что без согласия родителей они не имеют права говорить об этом другим сотрудникам образовательного учреждения, а также родителям других детей и что они несут ответ ственность за разглашение этих сведений третьим лицам.

Задача заведующей детским садом или завуча начальной школы – определить ребенка в группу или класс к чуткому и внимательному воспитателю или классному руководителю, с которым впослед ствии родителям будет легче установить доверительные отношения.

Сотрудник образовательного учреждения, который знает о ВИЧ-положительном статусе ребенка, должен помогать родителям и ребенку адаптироваться к детскому коллективу, успешно учиться, преодолевать проблемы, вызванные состоянием здоровья ребенка, не поддаваться депрессии и негативным переживаниям, связанным с диагнозом, с необходимостью принимать лекар ства и хранить в тайне от всех остальных диагноз или с плохим самочув ствием.

Профессионально зрелый, чуткий и грамотный воспитатель или педагог может и должен стать партнером родителей в борьбе за здоровье и психологическое благополучие ребенка.

Если о своем диагнозе рассказал сам ребенок

Возможно, что ребенок сам расскажет воспитателю или учителю о своей болезни. Он может назвать свое заболевание или просто сказать, что болен, что ежедневно принимает лекар ства, что больна его мама или отец.

В этом случае ребенка надо заверить в том, что взрослый, которому он доверился (воспитатель или учитель), ему друг, готов ему помогать и поддерживать его и никому не расскажет о том, что стало ему известно. Педагог должен предложить ребенку обязательно рассказать родителям о том, что он сообщил учителю или воспитателю о своем заболевании, и попросить ребенка пригласить родителей для беседы.

В ходе этой беседы педагогу вместе с родителями ребенка необходимо выработать тактику дальнейшего сохранения диагноза ребенка в тайне или, если есть необходимость, – процедуру раскрытия диагноза, выяснить, какую помощь он может оказать для поддержания в хорошей форме физиче-ского и психоэмоционального здоровья ребенка. Очень полезной в данном случае может оказаться помощь школьного психолога – при условии, что родители ВИЧ-положительного ребенка согласятся принять ее, а психолог владеет достаточной и достоверной информацией по проблеме.

Если известно, что, возможно, кто-то из детей, посещающих образовательное учреждение, инфицирован ВИЧ

Подобные расспросы не только незаконны, но могут поставить родителей ВИЧ-положительного ребенка в неловкое положение, спровоцировать нежелательное раскрытие диагноза, что может привести к негативным послед ствиям как для самого ребенка и его родителей, так и для излишне любопытного работника образования.

В этой ситуации, чтобы развеять мифы, устранить искаженные представления и предрассудки, рекомендуется провести информационно-просветительскую работу по вопросам профилактики передачи ВИЧ и вирусных гепатитов как среди учеников, так и среди учителей, а также организовать уроки толерантности.

Если стало известно о ВИЧ-положительном статусе конкретного ребенка или сотрудника образовательного учреждения

Чаще всего, особенно в небольших городах, работники образования будут сталкиваться с ситуацией, когда о том, что у ребенка, его родителей или какого-либо сотрудника образовательного учреждения есть ВИЧ-инфекция, сообщат не родители или сам ребенок, а посторонние – соседи, знакомые, медицинские работники.

Если велика вероятность того, что эти слухи будут распространяться и дальше, целесообразно побеседовать с родителями ребенка, объяснить им ситуацию и, не задавая прямого вопроса о том, дей ствительно ли ребенок или сами родители ВИЧ-положительные, предложить помощь и совместно выработать тактику дальнейшего поведения.

Как и в предыдущих случаях, рекомендуется провести в образовательном учреждении занятия по вопросам профилактики передачи ВИЧ и вирусных гепатитов и организовать уроки толерантности.

Если о ВИЧ-положительном статусе ребенка узнали родители детей, посещающих данное образовательное учреждение

Родители могут обратиться к учителю, воспитателю или руководителю учреждения с просьбой разъяснить, не опасно ли присут ствие ребенка с ВИЧ-инфекцией в классе или группе, или же сразу потребовать, часто в категоричной, ультимативной форме, чтобы ВИЧ-положительного ребенка исключили из образовательного учреждения.

Воспитатель или учитель должен поговорить с обеспокоенными родителями, объяснить им, что:

Родителям можно дать почитать буклеты информационных кампаний по солидарности с людьми, живущими с ВИЧ, а также буклеты с общими сведениями о ВИЧ-инфекции и ее профилактике.

Такую беседу можно провести с одним или несколькими родителями. И в том, и в другом случае родителей надо успокоить и попросить не распространять слухи дальше.

Если родителей много, то целесообразно провести с ними общую беседу, к которой надо тщательно подготовиться: разработать план беседы, продумать ответы на возможные вопросы, обязательно пригласить для участия в беседе руководителя и медицинского работника образовательного учреждения, а при возможности – специалиста из местного Центра по профилактике и борьбе со СПИДом или врача-инфекциониста. Исследования показывают, что в подобных случаях люди больше доверяют информации, полученной от медицинского работника.

Если ребенка переводят в другое учебное заведение По разным причинам, в том числе из-за раскрытия диагноза, родители ВИЧ-положительного ребенка могут принять решение перевести его в другой детский сад или школу. При передаче личного дела ребенка в другое учреждение администрации и персоналу образовательного учреждения следует помнить об ответ ственности за разглашение диагноза ребенка без согласия родителей.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудрич Лилия Анатольевна, Брызгин Михаил Борисович, Ефремова Елена Николаевна

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кудрич Лилия Анатольевна, Брызгин Михаил Борисович, Ефремова Елена Николаевна

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF HIV-INFECTED INDIVIDUALS

By 2020 the prevalence of HIV in the Russian Federation may increase by 250%, unless we provide appropriate treatment to as many HIV-infected people as possible (V.I. Skvortsova, 2015). Previous research in this field shows that the psychotraumatic character of the disease lowers the psychological resource of HIV-infected individuals . In most cases, they are not psychologically prepared for the negative life events, unable to find an optimal behavioral pattern when their life stereotypes are being destroyed. In fact, being HIV-infected is an example of an acute event (V.V. Pokrovsky, 1993). The ability to overcome the life crisis and effectiveness of using adaptation and compensatory mechanisms to fight the disease depend on the level of adaptation to the fact of being infected and resistance to stress. The aim of the current study was to determine social and psychological features of HIV-infected individuals and assess their influence on the stress resistance and adaptation abilities of HIV+ patients. We observed men and women aged 21-30 who had been HIV+ for 1-5 years. Investigation methods included the following diagnostic tools: The Cattel Sixteen Personality Factor Questionnaire (Form C), The State-Trait Anxiety Inventory (conducted by Spielberger, adapted for use in Russia by Hanin), The Social Readjustment Rating Scale (The Holmes-Rahe Stress Inventory), The Social and Psychological Adaptation Questionnaire (by C. Rogers and R. Diamond), methods of mathematical statistics. As a result of the study, we have developed comparative factor profiles of individual psychological features of HIV-infected individuals that show their dependence on the social environment and form certain behavioral patterns. We have revealed significant difference in state and trait anxiety between HIV-infected and non-HIV-infected individuals. Self-blame, inadequate self-esteem and level of aspiration indicate low cognitive assessment of the condition by the patients that leads to the development of emotional distress. HIV+ individuals demonstrate low stress resistance and prevalence of desadaptation over adaptive processes. Our study has shown that decreased social and psychological adaptation of HIV+ individuals is affected by the following factors: psycho-emotional state, increased state and trait anxiety , approach to life, low self-control, lack of self-confidence. The results can be used to determine the methods of psycho-correctional counseling and help to HIV+ patients in the area of overcoming the life crisis.

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-2 УДК 159.9:616.98:578.828.6

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ЛЮДЕЙ

Кудрин Л.А., Брызгин М.Б., Ефремова Е.Н.

здоровыми лицами и ВИЧ-инфицированными. Непринятие себя, неадекватная самооценка и уровень притязаний свидетельствуют о низкой когнитивной оценке своего состояния, способствующей развитию дистресса. Люди, имеющие ВИЧ-положительный статус, показали низкую сопротивляемость стрессу. У них наблюдалось выраженное преобладание дезадаптации над адаптивными процессами. Показано, что на снижение социально - психологической адаптации людей живущих с ВИЧ оказывают влияние личностно-психологические особенности, а именно: психо-эмоциональное состояние, повышение ситуативной и личностной тревожности, жизненная позиция, низкий самоконтроль, снижение стрессоустойчивости, неуверенность в себе. Полученные результаты могут быть использованы при определении способов психо-коррекционной работы по оптимизации состояния организма ВИЧ-инфицированных по преодолению жизненного кризиса.

Ключевые слова: ВИЧ-инфицированные; социально-психологические особенности; фрустрация; тревожность; стрессоустойчивость; социальная адаптация.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF HIV-INFECTED INDIVIDUALS

Kudrich L.A., Bryzgin M.B., Efremova E.N.

By 2020 the prevalence of HIV in the Russian Federation may increase by 250%, unless we provide appropriate treatment to as many HIV-infected people as possible (V.I. Skvortsova, 2015). Previous research in this field shows that the psychotraumatic character of the disease lowers the psychological resource of HIV-infected individuals. In most cases, they are not psychologically preparedfor the negative life events, unable to find an optimal behavioral pattern when their life stereotypes are being destroyed. In fact, being HIV-infected is an example of an acute event (V.V Pokrovsky, 1993). The ability to overcome the life crisis and effectiveness of using adaptation and compensatory mechanisms to fight the disease depend on the level of adaptation to the fact of being infected and resistance to stress. The aim of the current study was to determine social and psychological features of HIV-infected individuals and assess their influence on the stress resistance and adaptation abilities of HIV+ patients. We observed men and women aged 21-30 who had been HIV+ for 1-5 years. Investigation methods included the following diagnostic tools: The Cattel Sixteen Personality Factor Questionnaire (Form C), The State-Trait Anxiety Inventory (conducted by Spielberger, adaptedfor use in Russia by

Hanin), The Social Readjustment Rating Scale (The Holmes-Rahe Stress Inventory), The Social and Psychological Adaptation Questionnaire (by C. Rogers and R. Diamond), methods of mathematical statistics. As a result of the study, we have developed comparative factor profiles of individual psychological features of HIV-infected individuals that show their dependence on the social environment andform certain behavioral patterns. We have revealed significant difference in state and trait anxiety between HIV-infected and non-HIV-infected individuals. Self-blame, inadequate self-esteem and level of aspiration indicate low cognitive assessment of the condition by the patients that leads to the development of emotional distress. HIV+ individuals demonstrate low stress resistance and prevalence of desadaptation over adaptive processes. Our study has shown that decreased social and psychological adaptation of HIV+ individuals is affected by the following factors: psycho-emotional state, increased state and trait anxiety, approach to life, low self-control, lack of self-confidence. The results can be used to determine the methods of psycho-correctional counseling and help to HIV+ patients in the area of overcoming the life crisis.

Keywords: HIV-infected individuals; social and psychologicalfeatures; frustration; anxiety; stress resistance; stress tolerance; social adaptation.

В соответствии со статистикой Минздрава в России число ВИЧ-инфицированных растет в среднем на 10% ежегодно. Возрастающая распространенность ВИЧ-инфекции, риски, связанные с инфицированием, неизлечимость заболевания выдвигают ее в качестве одной из острых и актуальных проблем общества. Часто ВИЧ-инфекцию рассматривают только как медицинскую проблему. Однако в ряде исследований отмечается, что психотравмирующий характер заболевания и его социальные последствия способны усугублять нарушения, вызванные ВИЧ-инфекцией [2, 4-6, 8, 10, 11, 14]. Эмоциональные переживания при этом выступают на первый план. Кроме этого возникают проблемы, связанные с повышенной социальной уязвимостью этих людей, что может увеличить риск развития суицидального поведения [1, 11, 12, 15, 17, 20, 21].

Изучить социально-психологические особенности личности, связанные со статусом ВИЧ-инфицированного человека и оценить их влияние на стрессоустойчивость и адаптационные возможности пациентов.

Методы проведения работы

В исследовании принимали участие 30 человек (мужчины и женщины) в возрасте 21-30 лет, имеющие ВИЧ-положительный статус от года до пяти лет и контрольная группа из 30 здоровых лиц того же возраста.

Методы исследования и обработки данных включали диагностические методы (тестирование) и методы математической статистики [13, 16]: статпакет SPSS for Windows, непараметрический критерий U-критерий Манна-Уитни, выявление различий двух групп на уровне признака.

Результаты и обсуждение

С помощью 16-факторного опросника Кеттела (форма С) были проанализированы индивидуально-психологические особенности личности ВИЧ-инфицированных людей и контрольной группы (рис. 1). В ходе анализа установлены статистически значимые межгрупповые различия (р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Острота испытанных ВИЧ-инфицированными проблем, межличностных противоречий, нарушение профессиональных и семейных связей оказывают влияние на индивидуально-психологические особенности личности [9, 18], что проявляется в изменении социального стиля поведения, проявляющегося в импульсивности, подозрительности, раздражительности, беспокойстве, повышенной тревожности, неуверенности в себе. При этом обнаруживается снижение инициативы, смелости в выборе собственной линии поведения. У ВИЧ-инфицированных лиц отмечаются нарушения и в эмоциональной сфере: эмоциональный дискомфорт, склонность к агрессии (аутоагрессии), конфликтному поведению. В то же время интеллектуальная сфера, фактор (В), у респондентов с ВИЧ-инфекцией не отличается от контрольной группы.

3. Беляков H.A., Левина О.С., Рыбников В.Ю. Формирование приверженности к лечению у больных с ВИЧ-инфекцией // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. 2013. Т. 5, № 1. С. 7-33.

4. ВИЧ-инфекция и СПИД. Клинические рекомендации / Под ред. В.В. Покровского. М.: ГЭ-ОТАР-Медиа, 2006. 128 с.

5. ВИЧ и психическое здоровье / Под ред. H.A. Белякова и В.В. Рассохина // Медицинский тематический архив. СПб.: Балтийский медицинский образовательный центр, 2013. 142 с.

6. ВИЧ/СПИД сегодня и рядом. Пособие для людей, принимающих решения / Под ред.

H.A. Белякова, А.Г. Рахмановой. СПб.: Балтийский медицинский образовательный центр, 2012. 92 с.

7. Гречаный C.B. Психологическая адаптация ВИЧ-инфицированных подростков с зависимостью от психоактивных веществ // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. 2012. Т. 4, № 3. С. 35-41.

8. Зинченко А.И. Влияние психологических ресурсов ВИЧ-инфицированных на способность организма противостоять заболеванию: Автореф. дис. . канд. мед. наук. СПб., 2009. 24 с.

9. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. СПб.: Изд. СПбГМУ, 2009. 136 с.

10. Кольцова О.В. Психологическая помощь больным с ВИЧ-инфекцией в специализированном учреждении здравоохранения - Центре СПИД: Дис. . канд. псих. наук. СПб., 2013. 116 с.

11. Левина О.С. Отношение ВИЧ-инфицированных людей к лечению // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. 2011. Т. 3, № 1. С. 64-71.

12. Либман Г., Макадон X. Дж. ВИЧ-инфекция / Пер. с англ. Под ред. А.И. Мазуса, Т.П. Бес-сараба. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. 560 с.

13. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - 3-е изд., стереотип. СПб.: Речь, 2008. 392 с.

14. Психическое здоровье и ВИЧ/СПИД / Пер. с англ. Киев: Сфера, 2007. 152 с.

15. Рассохин В.В. Соматически и вторичные заболевания у больных на фоне ВИЧ-обусловлен-ной иммуносупрессии // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. 2012. Т. 4, № 4. С. 34-43.

16. Рубцова Н.Е., Леньков С.Л. Статистические методы в психологии. Учебное пособие. - 2-е изд. Тверь: Изд. Тверского государственного университета, 2005. 85 с.

17. Социальные и психологические вопросы ВИЧ-медицины / Беляков H.A., Виноградова Т.Н., Давыдова A.A. и др. // Вирус иммунодефицита человека медицина. СПб.: Балтийский медицинский образовательный центр, 2011. С. 582-607.

18. Ткаченко Т.Н., Фишман Б.Б., Фоменко Л.А., Леонтьева Е.П. Характеристика психологического статуса и поведенческих реакций у ВИЧ-инфицированных пациентов // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. 2010. Т. 2, № 1. С. 65-69.

19. Тухтарова И.В. Копинг-стратегии, механизмы психологической защиты и психосоциальная адаптация больных с ВИЧ-инфекцией: Дис. . канд. мед. наук. СПб., 2003. 136 с.

20. Улюкин И.М. Нервно-психическая устойчивость больных с ВИЧ-инфекцией // ВИЧ-инфекции и иммуносупресси. 2009. Т. 1, № 1. С. 37-43.

21. Gardner E.M., Burman W.J., Steiner J.F. et al. // AIDS, русское издание. 2009. Т. 2, № 3. С. 203213.

22. Neuropsychological findings and psychiatric symptoms in HIV-l infected and noninfected drug users / G. Pakesch, N. Loimer, J. Griinberger et al. // Psychiatry Res. 1992. Vol. 41 (2). P. 163-77.

23. Те Vaarwerk M.V, Gaal E.A. Psychological distress and quality of life in drug-using and non-drug-using HIV-infected women // European journal of public health. 2001. Vol. 11(1). P. 109-115.

1. Afanasyeva E.D. Narusheniye psikhicheskoy adaptatsii VICh-infitsirovannykh zhenshchin pri ro-zhdenii rebenka // Vestnik YuUrGU. 2011. № 29. Р. 94-98.

2. Belyakov H.A. VICh osoznaniye vselenskoy opasnosti ili vvedeniye v problemu. SPb.: Baltiyskiy meditsinskiy obrazovatelnyy tsentr. 2011. 28 р.

3. Belyakov H.A., Levina O.S., Rybnikov V.Yu. Formirovaniye priverzhennosti k lecheniyu u bol-nykh s VICh-infektsiyey // VICh-infektsiya i immunosupressii. 2013. Vol. 5. № 1. Р. 7-33.

4. VICh-infektsiya i SPID. Klinicheskiye rekomendatsii / Pod red. V.V. Pokrovskogo. M.: GEO-TAR-Media. 2006. 128 р.

5. VICh i psikhicheskoye zdorovye / Pod red. H.A. Belyakova i V.V. Rassokhina // Meditsinskiy tematicheskiy arkhiv. SPb.: Baltiyskiy meditsinskiy obrazovatelnyy tsentr. 2013. 142 р.

6. VICh/SPID segodnya i ryadom. Posobiye dlya lyudey. prinimayushchikh resheniya / Pod red. H.A. Belyakova. A.G. Rakhmanovoy. SPb.: Baltiyskiy meditsinskiy obrazovatelnyy tsentr. 2012. 92 р.

7. Grechanyy C.B. Psikhologicheskaya adaptatsiya VICh-infitsirovannykh podrostkov s zavisi-mostyu ot psikhoaktivnykh veshchestv // VICh-infektsiya i immunosupressii. 2012. Vol. 4. № 3. Р. 35-41.

8. Zinchenko A.I. Vliyaniye psikhologicheskikh resursov VICh-infitsirovannykh na sposobnost or-ganizma protivostoyat zabolevaniyu: Avtoref. dis. . kand. med. nauk. SPb. 2009. 24 р.

9. Isayeva E.R. Koping-povedeniye i psikhologicheskaya zashchita lichnosti v usloviyakh zdorovia i bolezni. SPb.: Izd. SPbGMU. 2009. 136 р.

10. Koltsova O.V. Psikhologicheskaya pomoshch bolnym s VICh-infektsiyey v spetsializirovannom uchrezhdenii zdravookhraneniya - Tsentre SPID: Dis. . kand. psikh. nauk. SPb. 2013. 116 р.

11. Levina O.S. Otnosheniye VICh-infitsirovannykh lyudey k lecheniyu // VICh-infektsiya i immunosupressii. 2011. Vol. 3. № 1. Р. 64-71.

12. Libman G., Makadon X. Dzh. VICh-infektsiya / Per. s angl. Pod red. A.I. Mazusa. T.P. Bessaraba. M.: GEOTAR-Media. 2012. 560 р.

13. Nasledov A.D. Matematicheskiye metody psikhologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpre-tatsiya dannykh. Uchebnoye posobiye. 3-e izd. stereotip. SPb.: Rech. 2008. 392 р.

14. Psikhicheskoye zdorovye i VICh/SPID / Per. s angl. Kiyev: Sfera. 2007. 152 р.

15. Rassokhin V.V. Somaticheski i vtorichnyye zabolevaniya u bolnykh na fone VICh-obuslovlennoy immunosupressii // VICh-infektsiya i immunosupressii. 2012. Vol. 4. № 4. Р. 34-43.

16. Rubtsova N.E. Lenkov S.L. Statisticheskiye metody v psikhologii. Uchebnoye posobiye. 2-e izd. Tver: Izd. Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. 2005. 85 р.

17. Sotsialnyye i psikhologicheskiye voprosy VICh-meditsiny / Belyakov H.A. Vinogradova T.N. Davydova A.A. i dr. // Virus immunodefitsita cheloveka meditsina. SPb.: Baltiyskiy meditsinskiy obrazovatelnyy tsentr. 2011. Р. 582-607.

18. Tkachenko T.N., Fishman B.B., Fomenko L.A., Leontyeva E.P. Kharakteristika psikhologiches-kogo statusa i povedencheskikh reaktsiy u VICh-infitsirovannykh patsiyentov // VICh-infektsiya i immunosupressii. 2010. Vol. 2. № 1. Р. 65-69.

19. Tukhtarova I.V. Koping-strategii. mekhanizmy psikhologicheskoy zashchity i psikhosotsialnaya adaptatsiya bolnykh s VICh-infektsiyey: Dis. . kand. med. nauk. SPb., 2003. 136 р.

20. Ulyukin I.M. Nervno-psikhicheskaya ustoychivost bolnykh s VICh-infektsiyey // VICh-infektsii i immunosupressi. 2009. Vol. 1. № 1. Р. 37-43.

21. Gardner E.M., Burman W.J., Steiner J.F. et al. // AIDS, russkoe izdanie. 2009. Vol. 2, № 3. Р. 203213.

22. Neuropsychological findings and psychiatric symptoms in HIV-l infected and noninfected drug users / G. Pakesch, N. Loimer, J. Griinberger et al. // Psychiatry Res. 1992. Vol. 41 (2). P. 163-77.

23. Те Vaarwerk M.V, Gaal E. A. Psychological distress and quality of life in drug-using and non-drug-using HIV-infected women // European journal of public health. 2001. Vol. 11(1). P. 109-115.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Кудрин Лилия Анатольевна, профессор кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, доктор медицинских наук, профессор

Ефремова Елена Николаевна, заведующая отделением психолого-педагогической помощи семье и детям

DATA ABOUT THE AUTHORS

Kudrich Liliya Anatolyevna, professor at the Department of Mobilization Training of Health Care Providers and Disaster Medicine, Doctor of Medical Sciences, Professor Tver State Medical University

4, Sovetskaya st., Tver State Medical University, Tver, 170100, Russia

SPIN-code in SCIENCE INDEX: 3143-3617

Bryzgin Michail Borisovich, associate Professor at the Department of Psychology, Associate professor

Moscow Institute of Economy & Humanitarian Sciences, Branch institute in Tver

37, D. Donskogo st., Tver, 170006, Russia

SPIN-code in SCIENCE INDEX: 3635-3156

Efremova Elena Nikolaevna, head of the Department of Psychological and Pedagogical Support to Families and Children

Bologovsky District Comprehensive Center for Social Support

6, 1 Maya st., Bologoye, Bologovsky District, Tver' Oblast, 171080, Russia

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции