Постановление о неотложных мерах по противодействию распространения вич

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 29 августа 2002 г. № 28
"Об активизации мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации"

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Онищенко Геннадий Григорьевич, проанализировав эпидемическую обстановку по ВИЧ-инфекции в стране и эффективность проводимых организационных и профилактических мероприятий, установил, что в 2001 - 2002 гг. как на федеральном, так и на региональном уровнях активизировалась работа, направленная на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции.

Советом глав правительств государств - участников Содружества Независимых Государств 30 мая 2002 г. подписана "Программа неотложных мер государств - участников СНГ по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД", в рамках которой проведена конференция стран Содружества с принятием соответствующей резолюции, определяющей основные принципы взаимодействия государственных и общественных структур в реализации межгосударственной стратегии борьбы с ВИЧ-инфекцией.

В 2001 г. значительно улучшилось финансирование Федеральной целевой программы "Анти-ВИЧ/СПИД", на ее реализацию было выделено 123 млн рублей, в 2002 г. - 162 млн рублей, что в 3 - 4 раза больше, чем в предыдущие годы. Это позволило обеспечить лечебно-профилактические учреждения высокоэффективными препаратами для лечения ВИЧ-инфекции, а центры по профилактике и борьбе со СПИД - современным лабораторным оборудованием.

Для обеспечения безопасности донорской крови в 2001 г. в практику введено обследование доноров тест-системами, выявляющими одновременно антиген и антитела к ВИЧ, что позволяет сократить время обнаружения скрытого периода инфекции с 2 - 3 месяцев до 7 - 10 дней.

В целях повышения уровня информированности населения о путях заражения ВИЧ-инфекцией и ее тяжелых последствиях для здоровья людей только за 2001 г. выпущено 6 видеоклипов, транслировавшихся по 4 федеральным и региональным телевизионным каналам, а также свыше 500 тыс. плакатов, буклетов и других наглядных пособий.

Минздравом России установлены контакты с рядом международных и российских неправительственных организаций с целью координации мероприятий по противодействию распространения эпидемии и рациональному использованию привлекаемых на эти цели ассигнований. Создан ряд ассоциаций государственных и общественных организаций, работающих в этой области. В 18 субъектах Российской Федерации осуществляются пилотные проекты по профилактике ВИЧ-инфекции среди лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату. Получила развитие новая форма работы с подростками: "Дружественные клиники для молодежи".

В 63 регионах Российской Федерации действуют региональные программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией. Особое внимание уделяется работе с группами повышенного риска заражения ВИЧ-инфекцией, и в первую очередь с потребителями инъекционных наркотиков. В 41 субъекте Российской Федерации при поддержке международных организаций и местных органов власти осуществляются программы профилактики ВИЧ-инфекции ("снижение вреда") среди этой категории населения.

При этом в ряде регионов в результате скоординированной работы с заинтересованными ведомствами и учреждениями, проведения активной информационной политики в работе с населением и осуществления целенаправленных профилактических программ с группами риска удалось сдержать развитие эпидемии (Алтайский край, Архангельская, Астраханская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Псковская, Тверская области).

Вместе с тем за 8 месяцев 2002 г. зарегистрировано 30 тыс. новых случаев заражения, что в 1,9 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Проводимая работа не позволила добиться коренного изменения эпидемической обстановки в стране. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано 207 тыс. ВИЧ-инфицированных, в 2001 г. число их возросло на 47 % по сравнению с предыдущим годом и достигло 87 177 чел., что является максимальным за весь период регистрации этой инфекции. Серьезную тревогу вызывает тот факт, что около 90 % инфицированных по-прежнему составляют потребители наркотических средств, 70 % из них - лица в возрасте 17 - 25 лет.

Наибольшее количество ВИЧ-инфицированных зарегистрировано в Свердловской области (17 030), гг. Санкт-Петербурге (16 372) и Москве (15 681), Московской (17 075), Самарской (13 689), Иркутской (13 291), Челябинской (10 620), Оренбургской (9 149) областях.

Все это является следствием серьезных недостатков и нерешенных вопросов в области борьбы с ВИЧ-инфекцией, и прежде всего недостаточной профилактической работы среди молодежи и групп высокого риска заражения.

Органы управления здравоохранением и органы образования в субъектах Российской Федерации не приняли действенных мер по внедрению в школах, учреждениях начального и среднего профессионального образования специальных программ, включающих вопросы профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции, адаптированных для различных возрастных групп, не проводят оценку эффективности этой работы.

До сих пор органы управления здравоохранением практикуют необоснованно широкие обследования населения на ВИЧ-инфекцию, что приводит к нерациональному расходованию финансовых средств. Так, в Приморском крае в нарушение международного и национального законодательства введены эпидемиологически неоправданные платные обследования российских граждан, выезжающих за рубеж даже на период менее трех суток.

Несмотря на введение в практику тестирования крови доноров современных диагностических тест-систем, в 2001 г. было зарегистрировано 11 случаев переливания, приведших к заражению пациентов в лечебно-профилактических учреждениях ВИЧ-инфекцией через донорскую кровь (в г. Москве, Республике Саха (Якутия), Кемеровской и других областях), в текущем году - 5 случаев инфицирования в Белгородской области и Республике Башкортостан. Это явилось следствием грубых нарушений правил обеспечения безопасности донорской крови и недостатков в подготовке кадровых доноров.

За последние годы резко возросло количество детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, только за 8 месяцев 2002 г. родилось 1025 таких детей. Поэтому чрезвычайно остро стоит вопрос о необходимости введения полномасштабной медикаментозной профилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку и изменения сроков диспансерного наблюдения за ними.

В Иркутской, Московской, Свердловской и других областях не решаются вопросы содержания детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, родители от которых отказались.

Не решен вопрос наиболее эффективного управления ограниченными ресурсами для обеспечения специфической терапии максимальному количеству пациентов путем подбора наиболее дешевых и эффективных схем лечения. Остается неудовлетворительной обеспеченность службы профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией необходимыми организационно-распорядительными и методическими документами по различным аспектам проблемы.

Требует реорганизации система мониторинга в части разработки и внедрения в практику стандарта диагностики и нормативов по различным видам лабораторных исследований.

В результате недостаточной подготовки медицинских работников по проблеме ВИЧ-инфекции и незнания ими мер личной и общественной профилактики нередко имеют место случаи дискриминации ВИЧ-инфицированных, выражающиеся в отказе им в госпитализации, предоставлении специализированной медицинской помощи и санаторно-курортного обслуживания.

Органы и учреждения здравоохранения, органы и учреждения системы МВД России и Минюста России не обеспечили широкое внедрение программ по профилактике ВИЧ-инфекции среди наркопотребителей, лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а также лиц, находящихся и пенитенциарных учреждениях. Программы "снижения вреда", предусматривающие комплекс мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции среди указанных категорий, в ряде регионов свелись в основном к раздаче и обмену шприцев и игл (Пермская, Ростовская, Самарская области).

МПТР России, Минздрав России и Минобразования России не приняли должных мер по созданию постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на распространение среди населения, и в первую очередь молодежи, знаний о мерах профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, последствиях этих заболеваний для личности и общества.

В целях активизации и повышения эффективности мер, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30.03.95 № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (Собрание законодательства Российской Федерации № 14, ст. 1212) и ст. 51 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации № 14, ст. 1650),

1. Рекомендовать МВД России, Минюсту России, Минздраву России принять действенные меры по внедрению программ профилактики ВИЧ-инфекции среди наркопотребителей, лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а также лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, с целью предупреждения распространения этой инфекции среди широких слоев населения.

2. Рекомендовать МПТР России, Минобразования России и Минздраву России решить вопрос о развитии и совершенствовании информационно-пропагандистской системы, направленной на распространение среди населения знаний об опасности наркомании и ВИЧ-инфекции для общества и национальной безопасности страны, более эффективном использовании имеющихся и привлечению дополнительных ресурсов для осуществления этой работы.

3. Рекомендовать Минэкономразвития России и Минфину России рассмотреть вопрос об увеличении ассигнований на реализацию подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД".

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

4.1. Обеспечить финансирование региональных и местных программ по борьбе с ВИЧ-инфекцией, своевременно вносить в них коррективы с учетом меняющейся эпидемиологической обстановки и необходимости организации и широкого проведения профилактических мероприятий среди молодежи, потребителей наркотиков и лиц, предоставляющих сексуальные услуги за плату.

4.2. Оказать органам управления здравоохранением помощь в срочном приобретении препаратов для проведения медикаментозной профилактики передачи ВИЧ от матери к ребенку во время беременности и родов, а также для комплексного специфического лечения ВИЧ-инфицированных дополнительно к препаратам, выделяемым Минздравом России на эти цели.

4.3. Усилить контроль за соблюдением местными средствами массовой информации Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации № 30, ст. 2864) в части выделения времени на социальную рекламу и прежде всего на проведение разъяснительной работы среди населения о мерах общественной и личной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании.

5. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

5.1. Считать первоочередной задачей совершенствование системы профилактических мер, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции, обратив особое внимание на активизацию работы среди молодежи и групп повышенного риска заражения.

5.2. Обеспечить расширение сотрудничества с неправительственными и общественными организациями, работающими в области противодействия распространению ВИЧ/СПИДа.

5.3. Совместно с органами и учреждениям системы МВД России принять меры по поддержке и расширению программ "снижения вреда", обеспечив комплексный профилактический подход при их реализации среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату.

5.4. Принять неотложные меры по совершенствованию системы обеспечения безопасности донорской крови, ускорив внедрение карантинизации донорской крови и ее компонентов, использование кровезаменителей, создание банков данных на кадровых доноров и лиц, отстраненных от донорства.

6. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

6.1. Ввести в штат центров по профилактике и борьбе со СПИДом социальных работников, возложив на них обязанности по организации и осуществлению профилактических мероприятий в среде потребителей наркотиков и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а также по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным и их семьям.

6.2. Усилить работу по подготовке персонала лечебно-профилактических учреждений по проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа.

6.3. Провести анализ целесообразности и эффективности проводимых обследований населения на ВИЧ-инфекцию, принять срочные меры по сокращению неоправданных массовых обследований и запрещению обследований, осуществляемых в нарушение действующего законодательства.

7. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению медицинских проблем материнства и детства организовать подготовку методических документов по проведению мероприятий, направленных на предупреждение передачи ВИЧ от матери к ребенку, изменению сроков диспансерного наблюдения за детьми, родившимися от ВИЧ-инфицированных матерей.

8. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России:

8.1. Организовать апробацию новых средств и методов, включая ПЦР-диагностику, для тестирования донорской крови в целях максимального сокращения серонегативного "периода окна".

8.2. Организовать разработку и внедрение специализированных информационно-аналитических компьютерных программ для центров по профилактике и борьбе со СПИДом и станций переливания крови в целях предотвращения допуска к донорству ВИЧ-инфицированных лиц.

8.3. Обеспечить разработку стандартов лечения, лабораторной диагностики и временных нормативов по различным видам лабораторных исследований ВИЧ-инфекции, а также организационно-распорядительных документов по оптимизации эпидемиологического надзора за этой инфекцией.

8.4. Подготовить предложения по внесению изменений в перечень контингентов, подлежащих обязательному медицинскому обследованию на ВИЧ-инфекцию.

9. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации доложить о ходе выполнения данного постановления до 1 января 2003 г.

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2004 г. N 2

ОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Онищенко Г.Г., проанализировав эффективность мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции, установил, что в результате проводимой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, учреждениями здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы работы по выполнению законодательства в области борьбы с ВИЧ-инфекцией, реализации федеральной и региональных программ "Анти-ВИЧ/СПИД" в последние два года удалось сдержать наиболее неблагоприятные тенденции развития эпидемии и обеспечить снижение темпов роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией в стране.

В соответствии с Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в стране осуществлялось бесплатное предоставление всех видов квалифицированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, обеспечивалась их социальная защита, выполнялись санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Проводились организационные и практические мероприятия, предусмотренные "Программой неотложных мер государств - участников Содружества Независимых Государств по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД", утвержденной решением Совета глав правительств СНГ.

В рамках реализации подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 гг.)" создана постоянно действующая информационно-образовательная система по распространению среди населения и, в первую очередь, молодежи, знаний о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, решаются вопросы обеспечения лечебно-профилактических учреждений препаратами для антиретровирусной терапии, безопасности донорской крови. В ходе осуществления подпрограммы проведено переоснащение центров по профилактике и борьбе со СПИДом новым оборудованием для ПЦР-диагностики и иммуноферментного анализа, выполнен ряд важных научно-исследовательских разработок. В 2002 году на эти цели было выделено 182 млн. руб., в 2003 г. - 122,9 млн. рублей.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации стало больше уделяться внимания проблеме борьбы с ВИЧ/СПИД и, прежде всего, реализации региональных и муниципальных программ в этой области. В 2003 г. в Республиках Татарстан, Саха (Якутия), Алтайском, Приморском и Хабаровском краях, Вологодской, Липецкой, Пензенской, Томской областях из местных бюджетов было выделено от 10 до 40 млн. рублей, а в г. Москве около 400 млн. руб. для закупки диагностических и лечебных препаратов, осуществления широкого спектра информационных и образовательных мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции.

В Новосибирской области и Красноярском крае активно работают специальные медицинские учреждения для оказания консультативной, психологической и лечебно-диагностической помощи молодым людям с подозрением на ВИЧ-инфекцию и инфекции, передаваемые половым путем. В Республике Бурятия и Алтайском крае созданы молодежные лагеря, в которых проходят подготовку добровольцы из общественных организаций и учебных заведений для работы по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании среди молодежи.

В Липецкой, Брянской, Челябинской, Псковской, Нижегородской областях, г. Санкт-Петербурге совместно со специалистами ГУИН Минюста России проводится большая работа по обучению специалистов уголовно-исполнительной системы вопросам профилактики и диагностики ВИЧ-инфекции. В центре по профилактике и борьбе со СПИД Челябинской области создано социальное бюро, занимающееся вопросами трудоустройства, медицинской и социальной реабилитации ВИЧ-инфицированных, вернувшихся после отбытия наказания, а также образовательной работой в семьях ВИЧ-инфицированных.

Минобразованием России, Минобороны России реализуются информационно-образовательные программы по профилактике ВИЧ/СПИД среди учащихся и военнослужащих. В 2003 г. более 600 педагогов и психологов из 63 субъектов Российской Федерации прошли подготовку для работы по внедрению программ формирования здорового образа жизни.

В мероприятиях по профилактике и борьбе со СПИД в Российской Федерации принимают активное участие различные учреждения системы ООН: ЮНАЙДС, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ПРООН, Агентство ООН по наркотикам и преступности, Агентство международного развития США, Всемирный банк, международные общественные неправительственные фонды и организации.

Наряду с этим, эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Российской Федерации остается напряженной, в работе по борьбе с этой инфекцией все еще имеют место нерешенные вопросы и серьезные недостатки. По состоянию на 01.01.2004 в стране зарегистрировано более 262 тысяч случаев ВИЧ-инфекции. Наиболее высокие показатели зарегистрированы в Московской, Свердловской, Самарской, Иркутской, Челябинской, Оренбургской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском АО, Республике Татарстан, г. г. Москве и Санкт-Петербурге.

По-прежнему наибольшую опасность в плане распространения ВИЧ-инфекции представляют лица, употребляющие наркотики инъекционным путем, на долю которых приходится более 75% вновь выявляемых случаев заражения. В последнее время растет число ВИЧ-инфицированных, заразившихся половым путем. В 2003 году доля этих лиц составила 15% от общего числа заразившихся ВИЧ, а в Калининградской, Калужской, Нижегородской, Сахалинской областях и Краснодарском крае она достигла 30%.

В общей структуре ВИЧ-инфицированных доля женщин фертильного возраста возросла до 35%, от ВИЧ-инфицированных матерей родилось свыше 6300 детей, из них более 50% за последние два года. При этом полномасштабная медикаментозная профилактика передачи ВИЧ от матери к ребенку, а также социальная поддержка семей, где инфицированы ВИЧ мать и ребенок, проводятся в недостаточном объеме.

Медленно решаются вопросы по организации содержания "отказных" детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.

Выделяемые ассигнования в рамках реализации федеральной подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД", а также соответствующих региональных программ, не позволяют полностью решить задачу лечения больных современными антиретровирусными препаратами. В настоящее время антиретровирусную терапию получает около 1200 человек, в то время как нуждаются в ней около 3 тысяч человек, к 2005 году их число может возрасти до 50 тысяч.

С введением в действие в 2003 году нового Бюджетного кодекса прекращено обеспечение учреждений здравоохранения в регионах тест-системами для диагностики ВИЧ-инфекции за счет средств федерального бюджета, в связи с чем значительно сократилось число обследований. Выделяемые на эти цели из местных бюджетов ассигнования недостаточны и не компенсируют создавшийся дефицит. Это негативно сказывается на обеспечении диагностики и организации эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией. Вместе с тем, в отдельных субъектах Российской Федерации (Красноярский край, г. Москва, Эвенкийский автономный округ, Московская, Камчатская и некоторые другие области) продолжает иметь место практика проведения необоснованных массовых обследований населения на ВИЧ-инфекцию, что приводит к нерациональному использованию средств.

Наряду с этим в республиках Башкортостан и Татарстан, Самарской, Архангельской, Иркутской, Омской областях приняты меры по привлечению финансовых средств из различных источников для проведения необходимого объема обследований.

Недостаточно активно проводится работа по профилактике ВИЧ/СПИД среди молодежи. Осуществляемые в этом направлении проекты зачастую не скоординированы и разрознены, крайне редко проводится оценка их эффективности и анализ результатов.

Все это требует неотложных дополнительных мер по противодействию эпидемии. Учитывая, что проблема ВИЧ/СПИД является в первую очередь социальной и решение ее зависит от изменения поведения людей, такие меры могут быть успешными только при консолидации усилий государства и гражданского общества.

В целях осуществления эффективного взаимодействия между государственными, общественными и международными организациями, участвующими в борьбе с ВИЧ/СПИДом в Российской Федерации, а также выполнения положения "Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом", принятой Генеральной Ассамблеей ООН, в Минздраве России создан Консультативный Совет по этой проблеме, при поддержке программы ПРООН проведена конференция на тему: "Взаимодействие государственных и общественных структур в целях повышения роли гражданского общества в решении проблем ВИЧ-инфекции", министерство также приняло участие в работе "Форума общественных организаций, работающих в области проблем, связанных с ВИЧ-инфекцией".

В целях активизации и повышения эффективности мер, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", и в соответствии со статьей 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" постановляю:

1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:

1.1. Рассмотреть на заседаниях Санитарно-противоэпидемических комиссий ход реализации региональных программ "Анти-ВИЧ/СПИД" и внести в них необходимые коррективы с учетом конкретной эпидемической обстановки.

1.2. В соответствии с Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" предусмотреть выделение необходимых ассигнований на закупку тест-систем для диагностики ВИЧ-инфекции.

1.3. Рассмотреть вопрос о выделении ассигнований на проведение антиретровирусной терапии всем нуждающимся в ней больным ВИЧ/СПИД из региональных бюджетов в дополнение к средствам, выделяемым на эти цели в рамках подпрограммы "АНТИ-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 гг.)".

1.4. Принять меры по решению вопросов, связанных с организацией содержания "отказных" детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, в соответствии с требованиями Федерального закона "О предупреждении распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) в Российской Федерации".

1.5. Принять дополнительные меры по внедрению и использованию в работе программ по профилактике ВИЧ/СПИД среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, в строгом соответствии с действующим законодательством под руководством и контролем со стороны заинтересованных государственных органов и учреждений.

2. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

2.1. Провести анализ хода реализации региональных программ "Анти-ВИЧ/СПИД", внести в них необходимые коррективы, обратив особое внимание на закупки в необходимых объемах тест-систем для диагностики ВИЧ и препаратов для антиретровирусной терапии, развитие сети дотестового консультирования при обследовании на ВИЧ-инфекцию с привлечением к этой работе всех лечебно-профилактических учреждений. Представить соответствующие предложения в органы исполнительной власти и местного самоуправления.

2.2. Обеспечить организацию тесного взаимодействия с неправительственными и общественными организациями в сфере профилактики ВИЧ/СПИД и, в первую очередь, при реализации программ "снижения вреда", предусмотрев комплексный профилактический подход и соблюдение требований законодательства.

2.3. Принять неотложные меры по организации и расширению работы, направленной на проведение профилактических мероприятий в наиболее уязвимых группах населения и, в первую очередь, среди потребителей инъекционных наркотиков, лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, и молодежи в целом.

2.4. Активизировать проведение просветительской и информационной работы в группах риска по пропаганде ответственного материнства, обеспечив привлечение к ней женских консультаций, наркологических диспансеров и центров гигиенического образования и воспитания населения.

2.5. Потребовать от подведомственных учреждений осуществлять обследования на ВИЧ-инфекцию в строгом соответствии с действующим законодательством и организационно-распорядительными документами Минздрава России.

3. Просить Госнаркоконтроль России и МВД России:

3.1. Рекомендовать подведомственным органам и учреждениям активизировать работу по борьбе с распространением наркотиков и профилактике наркомании.

3.2. Совместно с Программой ООН по контролю за наркотиками и преступностью, Объединенной Программой ООН по ВИЧ/СПИД, Всемирной организацией здравоохранения и Минздравом России проанализировать ход выполнения и эффективность программ по профилактике ВИЧ/СПИД среди потребителей наркотиков, а также соответствие их действующему законодательству с учетом внесенных в него изменений.

3.3. Обязать подведомственные органы и учреждения оказать помощь и поддержку органам и учреждениям здравоохранения в обеспечении внедрения признанных эффективными программ профилактики ВИЧ/СПИД среди наиболее уязвимых групп, в первую очередь, среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату.

4. Рекомендовать Минобразования России совместно с управлениями образования и центрами Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации принять неотложные меры по внедрению специальных образовательных программ по борьбе с распространением наркомании и профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи, пропаганде здорового образа жизни, обратив особое внимание на учащихся старших классов средних школ и учреждений начального и среднего профессионального образования.

5. Рекомендовать МПТР России совместно с Минздравом России и Минобразования России принять меры по созданию постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на распространение среди населения знаний об опасности наркомании и ВИЧ-инфекции, мерах личной и общественной их профилактики, предусмотрев привлечение дополнительных ресурсов для осуществления этой работы.

6. Департаменту Госсанэпиднадзора Минздрава России:

6.1. Принять действенные меры по реализации "Программы неотложных мер государств - участников Содружества Независимых Государств по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД", утвержденной решением Совета глав правительств СНГ 30.05.2002 и решения Правительственной комиссии по охране здоровья граждан "О дополнительных мерах по профилактике ВИЧ-инфекции в Российской Федерации" от 18.09.2003.

6.2. Подготовить обращение к представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах о создании межведомственных консультативных советов по проблеме ВИЧ/СПИДа с целью усиления координации проводимых организационных и практических мероприятий, направленных на борьбу с этой инфекцией.

6.3. Рассмотреть с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти вопрос об организации контроля за частными организациями, оказывающими лечебно-диагностическую помощь ВИЧ-инфицированным.

7. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

7.1. Принять до 1 марта 2004 г. постановления главных государственных санитарных врачей об активизации мероприятий, направленных на противодействие распространения ВИЧ-инфекции в соответствии с данным Постановлением и с учетом особенностей сложившейся на местах эпидемиологической ситуации.

7.2. Совместно с центрами по профилактике и борьбе со СПИД провести анализ целесообразности и эффективности проводимых обследований населения на ВИЧ-инфекцию, запретить проведение обследований, осуществляемых в нарушение действующего законодательства и организационно-распорядительных документов Минздрава России.

7.3. Ужесточить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима в родильных домах и отделениях, детских стационарах, домах ребенка, в которых находятся дети, рожденные ВИЧ-инфицированными матерями.

7.4. Довести текст настоящего Постановления до всех учреждений и организаций, осуществляющих работу по проблеме ВИЧ/СПИД.

7.5. Доложить о проведенной работе по реализации настоящего Постановления к 01.06.2004.

8. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции