Особенности олигофрении связанной с врожденным сифилисом

Эта форма патологии впервые была описана N. Gregg в 1940 г. у детей, матери которых перенесли во время беременности коревую краснуху.

Частота рубеолярной олигофрении связана с эпидемиологическими условиями. Вероятность и тяжесть поражения плода зависят от того, в какие сроки беременности мать перенесла инфекционное заболевание. Наиболее часто и наиболее тяжелые эмбриопатии возникают при заболевании матери в первую треть беременности (в 35 % случаев); среди детей, матери которых перенесли коревую краснуху на 3-4-м месяце беременности, тератогенный эффект уже отмечается у 17-25 % детей Причины и механизмы, способствующие проявлению тератогенного действия вируса коревой краснухи, не установлены. Решающее значение для этиологической диагностики заболевания имеют анамнестические данные — установление факта заболевания матери коревой краснухой во время беременности.

Для рубеолярной формы характерно сочетание слабоумия с пороки развития глаз, сердечно-сосудистой системы и слухового аппарата. Часто наблюдаются также дефекты развития зубов, общее физическое недоразвитие, микроцефалия, пороки строения скелета и мочеполовых органов. В неврологическом статусе отмечается мышечная гипотония, гиперкинезы, нарушения глотания.

Психическое недоразвитие больных бывает очень глубоким, часто сопровождается выраженным психомоторным возбуждением, импульсивностью поведения, расстройствами сна.

Лечение рубеолярной олигофрении только симптоматическое; средства, стимулирующие развитие малоэффективны. Седативная терапия нейролептиками и транквилизаторами применяется при состояниях возбуждения. Профилактика состоит, прежде всего, в предупреждении заболевания краснухой беременных.

48.Умственная отсталость при врожденном сифилисе.

Олигофрения в этом случае возникает вследствие специфического поражения плода в периоде фетогенеза. Заражение плода сифилисом происходит трансплацентарным путем, чаще при заболевании матери в первую половину беременности. Летальность зараженных плодов достигает 50 %.

Клиническая картина врожденного сифилиса отличается полиморфными проявлениями. Последствия перенесенного внутриутробно менингоэнцефалита, как правило, сочетаются с кожными, соматическими и неврологическими нарушениями. В разные возрастные периоды одни симптомы сменяются другими. В ряде случаев ребенок родится без видимых симптомов врожденного сифилиса (скрытая форма), и первые клинические проявления возникают в постнатальном периоде.

К ранним симптомам относятся насморк с гнойными и кровянисто-гнойными выделениями, трещины на губах и на коже, мокнущие пузыри (папулы), переходящие в язвы. К концу первого месяца жизни появляется специфическая рассеянная сыпь, кожа морщинистая с грязновато-сероватым налетом. Поверхностные лимфатические узлы нередко увеличены. Относительно часто обнаруживается увеличение печени и селезенки.

Для физического состояния детей в более старшем возрасте наряду с общим недоразвитием характерны специфические особенности: седловидный нос, триада Гетчинсона (полулунные выемки на верхних резцах, кератит и поражение среднего уха). Отмечаются также периостит, утолщение и искривление костей (саблевидные голени).

Неврологически характерны зрачковые симптомы (зрачки узкие, неравномерные, со сниженной или отсутствующей реакцией на свет), параличи и парезы черепно-мозговых нервов и конечностей, снижение или отсутствие сухожильных рефлексов, тикообразные движения. В первые годы жизни могут отмечаться частые судорожные припадки.

Степень психического недоразвития при врожденном сифилисе различна, преобладают глубокие степени слабоумия. В качестве часто встречающихся психопатологических особенностей можно отметить эмоциональную возбудимость и лабильность, выраженное психическое беспокойство, носящее хаотический характер, реже - снижение реакции на окружающее, безучастность. Тяжелым, но относительно редким осложнением может быть гидроцефалия. Диагностика затрудняется еще и в связи с тем, что реакция Вассермана и другие серологические пробы в крови и спинномозговой жидкости не всегда бывает положительной.

Лечение проводят с учетом характера и стадии заболевания. Назначают антимикробную терапию (антибиотики), препараты рассасывающего действия, стимулирующие средства.

Листериоз центральной нервной системы у детей впервые описан в Австралии в 1915 г.Atkinson. Возбудителем заболе­вания является грамположительный аэробный микроб Listeriamonocytogenes, широко распространенный среди живот­ных (кролики, морские свинки, мыши). Возбудитель листериоза обладает выраженным нейротропным действием. Заражение происходит от больной матери гемоплацентарным или контактным путем — во время родов или в постнатальном периоде. Выделяют несколько форм заболевания: ангинозно-септическую,окулогландулярную, септико-тифозную и нервную. Нервная форма листериоза протекает в виде сероз­ного менингита или менингоэнцефалита и при инфицировании ребенка во внутриутробном и раннем постнатальном перио­дах может вызывать грубые поражения головного мозга, ко­торые приводят к психическому недоразвитию

Клинические проявления зависят от того, в каком периоде произошло заражение. При более частом внутриутробном заражении на первое место выступают яв­ления менингоэнцефалита. При заражении в постнатальном периоде в одних случаях клиническое проявление начинается с признаков инфекционного заболевания: высокая темпера­тура, понос, рвота, гиперемия лица, конъюнктивит. Наиболее частыми и патогномоничными симптомами являются ангина, протекающая с увеличением затылочных, шейных и паховых лимфатических узлов, розеолярная или розеолярно-папулезная сыпь, нередко принимающая сливной характер и держа­щаяся в течение 4—5 дней. Отмечается также увеличение се­лезенки и изменение крови со значительным повышением количества моноцитов. В других случаях общесоматическая реакция может быть выражена значительно слабее, и на пер­вый план выступают неврологические нарушения: симптомы нарушенного сознания, менингеальные явления, пирамидные знаки, парезы, теми- и тетраплегии, судороги, преимуществен­но клонические. В спинномозговой жидкости обычно обнару­живаются повышение белка, смешанный цитоз с последую­щим преобладанием лимфоцитов, положительные глобулиновые реакции.

В большинстве случаев, при своевременно начатой тера­пии, неврологические симптомы исчезают. Однако при врож­денном, а в ряде случаев и при перенесенном в первые годы жизни листериозном менингоэнцефалите остаются стойкие симптомы органического поражения ЦНС. Степень психического недоразвития обычно глубо­кая. В структуре интеллектуального дефекта отмечаются признаки психоорганического синдрома. Диагноз ставится на основании эпидемиологического анамнеза, клинических дан­ных и лабораторных методов исследования: реакции Пау­ля — Буннеля с листериозным диагностикумом, выделение листерий из спинномозговой жидкости. Лечение в остром пе­риоде проводится сульфаниламидными препаратами и анти­биотиками.

Вы поможете развитию сайта,

если воспользуетесь

услугами партнеров:

Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Атипичная олигофрения наблюдается:
при краниостенозе
при локальных дефектах развития головного мозга
при прогрессирующей гидроцефалии

Болезнь Клайнфельтера характеризуется всем перечисленным, кроме того, что .
обычно сопровождается интеллектуальной недостаточностью в степени имбецильности

Больным с истинной микроцефалией свойственно все перечисленное, кроме
умственной отсталости в степени дебильности

В критериях дифференциальной диагностики олигофрении и задержки психического развития имеют значение:
ни особенности эмоциональной сферы, ни особенности адаптации

В массовой школе способны обучаться дети:
с гармоническим инфантилизмом

В отличие от олигофрений ранние резидуально-органические деменции характеризуются всем перечисленным, кроме:
отсутствия признаков нарастания слабоумия

Ведущее звено в клинике пограничной интеллектуальной недостаточности, связанной с патологией органов чувств, занимает:
дефекты сенсорных систем

Ведущее нарушение при раннем детском аутизме:
низкая потребность в общении с окружающими
слабость побуждений

Ведущее нарушение при энцефалопатических формах пограничной интеллектуальной недостаточности
психоорганический синдром

Глубокой умственной отсталости соответствует IQ менее
20

Для болезни Дауна характерно все перечисленное, кроме
нормального развития половых органов

Для болезни Дауна характерно:
"мошоночный" язык
наличие лишней — 21-й хромосомы

Для больных олигофренией характерны:
бедность мимики и жестикуляции
малая дифференцированность эмоций
медлительность, неловкость движений

Для больных с дебильностью характерно:
IQ от 50 до 70
способность к обучению

Для больных с идиотией характерно:
IQ менее 20
почти полное отсутствие речи и мышления

Для больных с имбецильностью характерно:
IQ от 20 до 50
элементарные акты самообслуживания

Для больных с синдромом Рада характерно:
наличие ихтиоза и судорожных припадков

Для больных с фенилкетонурией характерно:
депигментация и "мышиный запах"

Для игровой деятельности детей с олигофренией типичным является:
примитивизм или манипуляторный характер

Для речи больных олигофренией характерны все перечисленные особенности, исключая
употребление "неологизмов"

Из перечисленных форм олигофрении можно предупредить развитие болезни своевременным лечением новорожденного:
при кретинизме
при фенилкетонурии

Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства, проявляется:
в низком объеме знаний
в привитивизме мотиваций

Интеллектуальный коэффициент наиболее высок
при гармоническом инфантилизме

Интеллектуальный коэффициент наиболее низок
при органическом инфантилизме

Интеллектуальный коэффициент при пограничной интеллектуальной недостаточности составляет:
70-89

К атипичным формам олигофрении относят случаи:
с неравномерной структурой психического недоразвития

К методам, используемым для максимально ранней диагностики нарушений обмена и генных дефектов плода, относятся:
исследование амниотической жидкости и клеток хориона

К невоидным формам слабоумия относятся все перечисленные, кроме:
болезни Бейля

К олигофрениям могут быть отнесены:
ни одно из перечисленных утверждений


К олигофрениям относят:
врожденное и рано приобретенное слабоумие с признаками недоразвития психики в целом, но преимущественно — интеллекта

К олигофрениям, обусловленным внутриутробным поражениям зародыша и плода относятся:
рубеолярная олигофрения и олигофрения, обусловленная врожденным сифилисом и токсоплазмозом

К олигофрениям, обусловленным вредными факторами периментального периода и первых 3 лет жизни, относятся:
олигофрении, вызванные асфиксией плода, родовой травмой
олигофрении, вызванные перенесенными в раннем детстве инфекциями и черепно-мозговой травмой

К олигофрениям, обусловленным наследственными факторами, относятся все перечисленные, кроме:
олигофрении, обусловленной хромосомными аномалиями

К осложненным формам олигофрении относят случаи:
с наличием психопатоподобных расстройств и эпилептиформных расстройств

Легкой умственной отсталости соответствует коэффициент (IQ):
50-70

Наиболее ранний прогноз возникновения некоторых форм олигофрений (дисметаболических и связанных с дефектами хромосом) возможен:
в период пренатального онтогенеза

Наследственные заболевания с умственной отсталостью разделяются:
на вызванные моногенными дефектами
на вызванные полигенно детерминированными нарушениями
на обусловленные хромосомными аберрациями

Нецелесообразно применение ноотропов и психостимуляторов при следующих формах пограничной интеллектуальной недостаточности
гармонический инфантилизм

Общими особенностями для всех психозов при олигофрении являются все перечисленные, кроме
склонности к затяжному течению

Олигофреническое слабоумие возникает:
в раннем возрасте (до 3 лет)

Олигофрения является заболеванием, характеризующимся недоразвитием:
всего организма больного
личности
психики (преимущественно интеллекта)

Органический инфантилизм включает в себя все перечисленное, за исключением
конкретности мышления

Основная причина пограничной интеллектуальной недостаточности состоит:
в неблагоприятном сочетании биологических и микросоциальных факторов

Основная причина школьной дезадаптации при пограничной интеллектуальной недостаточности связана
с несоответствием требований программы массовой школы возможностям ребенка

Основное отличие пограничной интеллектуальной недостаточности от умственной отсталости состоит
в наличии абстрактного мышления

Основной элемент патогенеза парциальных задержек психического развития
нарушение высших корковых функций

Основную роль в компенсации пограничной интеллектуальной недостаточности играет:
адекватная система обучения

Основные критерии дифференциальной диагностики олигофрении и деменции основаны на всем перечисленном, кроме
особенностей соматических аномалий

Основными клиническими группами олигофрении в соответствии с этиологическими факторами являются:
олигофрении эндогенной природы
олигофрении, возникающие в связи с различными вредностями во время родов и в раннем детстве
эмбрио- и фетопатии

Основными направлениями вторичной профилактики пограничной интеллектуальной недостаточности следует считать:
адекватную систему обучения
своевременную диагностику задержки психического развития

Основными направлениями первичной профилактики пограничной интеллектуальной недостаточности следует считать все перечисленные, кроме
медико-генетического консультирования

Перевода в специальные школы для детей с задержками психического развития требуют дети, страдающие:
органическим инфантилизмом
энцефалопатическими формами пограничной интеллектуальной недостаточности

Понятию задержки психического развития соответствует отставание:
от нормы по уровню интеллектуального или личностного развития, промежуточное по своим характеристикам между нормой и умственной отсталостью

При врожденном сифилисе наблюдается:
ничего из перечисленного

При гармоническом инфантилизме преобладающим расстройством является:
личностная незрелость

При лечении больных олигофренией проводят психофармакотерапию с помощью всего перечисленного, кроме
психостимуляторов

При олигофрении возможно все перечисленное, кроме
признаков прогредиентности

При цереброэндокринном инфантилизме наблюдается:
сочетание личностной незрелости с эндокринными нарушениями

Реабилитация больных олигофренией:
включает попечение наиболее слабоумных пациентов

Резко выраженной умственной отсталости соответствует IQ
20-35

Симптоматическая терапия олигофрений включает в себя все перечисленное, кроме
дегидратационной терапии

Специфическая терапия возможна при олигофрениях, связанных:
с врожденным токсоплазмозом

Средней тяжести умственной отсталости соответствует IQ
35-50

Термин "умственная отсталость":
объединяет случаи олигофрении и рано возникшей деменции

Трудовая адаптация больных с неглубокой имбецильностью начинается:
в интернатах социального обеспечения

Трудовая адаптация умственно отсталых в степени дебильности начинается:
в интернатах социального обеспечения

У больных олигофрениями возможны следующие варианты психозов:
галлюцинаторно-бредовые
с преобладанием аффективных расстройств
с преобладанием двигательных расстройств

Умственная отсталость наиболее часто выявляется:
в младшем школьном возрасте

Характерными клиническими проявлениями олигофрений являются:
недостаточная память как при воспроизведении, так и при запоминании
слабость абстрактного мышления
слабость целенаправленного внимания

Этиологические факторы олигофрении в зависимости от времени воздействия разделяются:
на внутриутробные
на наследственные
на перинатальные и первых 3 лет жизни

I

Олигофрения (oligophreniae: греч. oligos малый + phrēn — ум, разум)

Этиологические факторы О. многообразны. В зависимости от времени их воздействия различают. О., связанные с наследственными факторами (в т.ч. с поражением половых клеток родителей); О., обусловленные внутриутробными вредностями, действующими на зародыш и плод (эмбриопатиями и фетопатиями), и О. в результате поражения ц.н.с., возникающего в пренатальном периоде и в первые 3 года внеутробной жизни. Различают недифференцированные формы О. с неясной этиологией и неочерченной клинической картиной (по разным подсчетам, они составляют от 50 до 90% всех О.) и дифференцированные О., при которых установлена этиология или выражены клинические признаки. Патоморфологическая картина при О. может быть различной: встречаются пороки развития головного мозга (микрогирия, порэнцефалия, мозговые грыжи и др.); наблюдаются изменения, присущие конкретным формам дифференцированной олигофрении (например, при болезни Дауна, амавротической идиотии, туберозном склерозе, сифилисе головного мозга).

Клинической картине О., несмотря на большое разнообразие форм, свойственно недоразвитие психики и личности в целом. Слабоумие носит диффузный характер с признаками недоразвития не только интеллекта и мышления, но и восприятий, памяти, внимания, речи, двигательной активности, эмоций и воли. Отмечается недоразвитие преимущественно наиболее дифференцированных, онтогенетически молодых функций (мышления и речи) при относительной сохранности эволюционно более древних элементарных функций и инстинктов. Выявляются слабость абстрактного мышления, неспособность к обобщениям, отвлеченным ассоциациям, преобладание сугубо конкретных связей. Это обусловливает и расстройства восприятия, внимания и памяти, снижение критики. Выраженность различных психических нарушений при О. находится в прямой зависимости от глубины интеллектуального дефекта. В анамнезе больных обычно имеются указания на задержку психического, психомоторного и физического развития, которая коррелирует с глубиной слабоумия. О. нередко сопровождаются пороками развития отдельных органов и систем, иногда довольно типичными (например, при болезни Дауна, фенилкетонурии). Неврологические нарушения не свойственны О., если только они не связаны с выраженным органическим поражением ц.н.с. (так называемая осложненная олигофрения).

В зависимости от глубины психического недоразвития при О. различают три степени слабоумия: идиотию, имбецильность и дебильность. Однако между ними нет четких границ, существуют промежуточные состояния.

Идиотия — самое тяжелое слабоумие практически с полным отсутствием речи и мышления: JQ — ниже 20. У таких больных реакции на обычные раздражители отсутствуют либо бывают неадекватными. Восприятия, по-видимому, неполноценны, внимание отсутствует или крайне неустойчиво. Речь ограничивается звуками, отдельными словами; больные не понимают обращенную к ним речь. Дети, страдающие идиотией, не овладевают статическими и локомоторными навыками (с связи с чем многие из них не умеют самостоятельно стоять и ходить) или приобретают их с большим опозданием. Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, некоторые из них могут питаться только жидкой пищей. Какая-либо осмысленная деятельность, в т.ч. простые навыки самообслуживания, невозможны. Предоставленные самим себе больные остаются неподвижными или впадают в непрерывное бессмысленное возбуждение с однообразными движениями (раскачиванием, стереотипными размахиваниями руками, хлопанием в ладоши и т.п.). Они нередко не отличают родных от посторонних. Эмоции элементарны и связаны только с чувством удовольствия или неудовольствия, что выражается в виде возбуждения или крика. Легко возникает аффект злобы — слепая ярость и агрессивность, нередко направленные на себя (кусают, царапают, наносят удары). Часто больные поедают нечистоты, жуют и сосут все, что попадает под руку, упорно мастурбируют. Глубокое недоразвитие психики нередко сопровождается грубыми дефектами физического развития. Жизнь их проходит на инстинктивном уровне. Встречаются и относительно более легкие формы идиотии. Больные нуждаются в постоянном уходе и надзоре.

Имбецильность — средняя степень слабоумия. Речь у имбецилов развита больше, чем при идиотии, однако они необучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания; JQ определяется в пределах 20—50. В Международной классификации болезней различают имбецильность резко выраженную (JQ равен 20—35) и умеренно выраженную (JQ равен 35—50). У имбецилов обнаруживаются довольно дифференцированные и разнообразные реакции на окружающее. Их речь косноязычна, с аграмматизмами. Они могут произносить несложные фразы. Развитие статических и локомоторных функций происходит с большой задержкой, больные осваивают навыки самообслуживания, например самостоятельно едят. Им доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, формально ориентируются в привычной житейской обстановке. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усваивать элементарные знания. Некоторые имбецилы в состоянии овладеть порядковым счетом, знают буквы, усваивают простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). При этом выявляются крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость. Эмоции у них бедны и однообразны, психические процессы тугоподвижны и инертны. На перемену обстановки они дают своеобразную негативную реакцию. Личностные реакции более развиты: они обидчивы, стесняются своей неполноценности, адекватно реагируют на порицание или одобрение. Не обладая инициативой и самостоятельностью, легко теряются в непривычных условиях и нуждаются в надзоре и опеке. Следует учитывать повышенную внушаемость имбецилов, их склонность к слепому подражанию.

Дебильность — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладению несложными трудовыми процессами, в известных пределах возможно их социальное приспособление; JQ равен 50—70. Дебилы в отличие от имбецилов нередко обладают довольно развитой речью, в которой, однако, выражены подражательные особенности, пустые обороты. В поведении они более адекватны и самостоятельны, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая механическая память, склонность к подражательности и повышенная внушаемость. У них выявляются слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых отвлеченных обобщений к более сложным для них затруднителен. Дебилы обучаемы в школе, при этом обнаруживаются медлительность и инертность, отсутствие инициативы и самостоятельности. Они овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории им не удается.

Эмоции, воля и другие свойства личности при дебильности более развиты, чем при имбецильности. Характерологические особенности представлены гораздо шире. Условно по темпераменту можно выделить торпидных (заторможенных, вялых, апатичных) и эротичных (возбудимых, раздражительных, злобных) дебилов. При дебильности отмечаются слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения, недостаточное обдумывание последствий своих поступков, импульсивность поведения, повышенная внушаемость. Несмотря на это нередко дебилы неплохо приспосабливаются к жизни. Отставание в развитии отчетливее выступает в раннем детском возрасте, когда заметно запаздывание ходьбы, речи и других психических функций. С годами, особенно при умеренно выраженной дебильности, отставание становится менее заметным. Учитывая широкий диапазон отставания и темпа психического развития, многие практические врачи и дефектологи различают выраженную, среднюю и легкую дебильность, почти неотличимую от нижней границы нормального интеллекта.

Лечение условно можно разделить на симптоматическое и специфическое (каузальное). При симптоматической терапии применяют лекарственные средства, стимулирующие мозговой метаболизм (ноотропил, аминалон, церебролизин и др.); психостимуляторы (например, фенамин, сиднокарб); витамины группы В; дегидратирующие средства (сульфат магния, диакарб, лазикс); препараты рассасывающего действия (например, бийохинол, йодид калия); биогенные стимуляторы. При судорожном синдроме назначают систематический прием противоэпилептических средств. Специфическая терапия возможна при фенилкетонурии и других энзимопатиях; при гипотиреозе (компенсирующая гормональная терапия тиреоидином); при врожденном сифилисе, токсоплазмозе (специфическая терапия антибиотиками, препаратами мышьяка, хлоридином и др.); при мозговых инфекциях у детей (антибиотики, сульфаниламидные препараты). Эффективность лечения тем выше, чем раньше оно начато. Большое значение имеют коррекционные лечебно-педагогические мероприятия (олигофренопедагогика), в т.ч. обучение умственно отсталых детей и подростков в специализированных учреждениях (например, вспомогательных школах, интернатах, специальных ПТУ).

Прогноз зависит от глубины умственной отсталости и формы О. При олигофрении в степени дебильности возможна социальная адаптация; при имбецильности и идиотии прогноз неблагоприятный.

Профилактика. Первичная профилактика включает Медико-генетическое консультирование, которое должно проводиться в специальных медико-генетических консультациях с использованием современных методов биохимического и цитологического исследований, включая Амниоцентез. Предупреждение умственной отсталости во многом зависит от социальных мероприятий, направленных на улучшение условий среды и воспитания.

Реабилитация. Существующая система лечебно-реабилитационных мероприятий предусматривает разнообразную помощь больным О. В системе учреждений здравоохранения больным О. оказывается амбулаторная и стационарная помощь. Амбулаторную помощь осуществляют детские и общие психиатры психоневрологических диспансеров. В системе народного образования имеется сеть вспомогательных школ, в которых обучаются дети с умственной отсталостью в степени дебильности. Общеобразовательное обучение сочетается с трудовым и профессиональным. Вспомогательные школы связаны с предприятиями местной промышленности, где дети, окончившие эти школы, могут быть трудоустроены. В системе органов социального обеспечения для больных О. в форме идиотии и имбецильности существуют дома инвалидов, где наряду с обеспечением ухода проводятся необходимые лечебно-воспитательные мероприятия. Для направления больного в одно из этих учреждений создаются специальные комиссии, в состав которых входит врач-психиатр. Направить больного на такую комиссию может только врач.

Судебно-психиатрическая экспертиза при О. включает решение вопросов вменяемости и дееспособности. Умственно отсталые в степени идиотии и выраженной имбецильности обычно признаются невменяемыми (см. Невменяемость) и недееспособными (см. Недееспособность). При дебильности вопрос о вменяемости и дееспособности решается индивидуально, с учетом не только степени интеллектуальной недостаточности, но и особенностей эмоционально-волевой сферы.

Библиогр.: Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста, с. 424, М., 1979; Руководство по психиатрии, под ред. Г.В. Морозова, т. 2, с. 351, М., 1988; Руководство по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского. т. 2, с. 442, М., 1983.

II

Олигофрения (oligophrenia; Олиго- + греч. phrēn ум, разум; син.: малоумие, олигопсихия, слабоумие врожденное)

психическое, главным образом умственное, недоразвитие.

Олигофрения ангиодистрофическая (о. angiodystrophica) — О., обусловленная нарушениями развития сосудистой системы мозга.

Олигофрения апатическая (о. apathica) — см. Олигофрения торпидная.

Олигофрения асфиктическая (о. asphyctica) — О., развившаяся как последствие асфиксии плода или новорожденного.

Олигофрения гемолитическая (о. haemolytica) — О., развившаяся как последствие гемолитической болезни новорожденных, протекавшей с гипербилирубинемической энцефалопатией.

Олигофрения гидроцефалическая (о. hydrocephalica) — О., обусловленная атрофией головного мозга при гидроцефалии.

Олигофрения дисметаболическая (о. dysmetabolica) — О., обусловленная нарушениями обмена веществ на ранних этапах развития организма.

Олигофрения микроцефалическая вторичная (о. microcephalica secundaria) — см. Олигофрения микроцефалическая ложная.

Олигофрения микроцефалическая истинная (о. microcephalica vera; син. О. микроцефалическая первичная) — О. при наследственной микроцефалии, характеризующаяся диссоциацией между признаками идиотии или имбецильности и эмоциональной живостью, внушаемостью, способностью к подражательным действиям.

Олигофрения микроцефалическая ложная (о. microcephalica falsa; син. О. микроцефалическая вторичная) — О. при микроцефалии, вызванной внутриутробным поражением головного мозга, характеризующаяся вялостью и апатией; сочетается с дефектами черепа, диспластическим телосложением.

Олигофрения микроцефалическая первичная (о. microcephalica primaria) — см. Олигофрения микроцефалическая истинная.

Олигофрения паранатальная (о. paranatalis; син. О. перинатальная) — О., вызванная повреждением головного мозга во время родов.

Олигофрения перинатальная (о. perinatalis) — см. Олигофрения паранатальная.

Олигофрения рубеолярная (о. rubeolaris) — О., обусловленная поражением плода вирусом коревой краснухи.

Олигофрения сифилитическая врождённая (о. syphiliticacongenita) — О. при врожденном сифилисе, сочетающаяся обычно с психопатоподобными или астеническими расстройствами. эпилептическим синдромом.

Олигофрения токсоплазматическая (о. toxoplasmatica) — О., развившаяся как последствие токсоплазмоза плода или новорожденного.

Олигофрения торпидная (о. torpida; син. О. апатическая) — О., характеризующаяся преобладанием замедленности реакций, тугоподвижности мышления, пассивности, слабости побуждений.

Олигофрения эретическая (о. eretica) — О., характеризующаяся преобладанием двигательного беспокойства и (или) эмоциональной возбудимости.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции