Осиповичская школа-интернат для детей с результатами полиомиелита и дцп

, ==О нас!==
, ++История нашей школы++
----------------------------------------------------------------------------------
Имевшие место в 50-е годы вспышки заболевания полиомиелитом в БССР оставили после себя значительное количество больных, преимущественно детского возраста, нуждающихся в проведении реабилитации, которая могла быть всесторонней только в условиях специализированного учреждения.
Практическое решение проблемы реабилитации детей школьного возраста с последствиями полиомиелита нашло свое выражение в организации специализированных школ-интернатов.
В пригородной зоне города Осиповичи Могилевской области в сентябре 1964 года была открыта специализированная школа-интернат для детей, перенесших полиомиелит. Школа была построена в сосновом лесу по типовому проекту учреждения лечебно-школьного типа на 175 детей.
----------------------------------------------------------------------------------
На должность директора школы назначили ДАВИДОВИЧА Алексея Степановича.
Под руководством ДАВИДОВИЧА А.С. заканчивалось строительство школы и жилого дома № 1, закупалось оборудование для школы.
В августе 1964 года приступают к работе педагоги, медицинский и обслуживающий персонал. Прием на работу педагогов велся Могилевским промышленным областным отделом народного образования. Принимали на работу учителей и воспитателей только с высшим образованием.
С первых дней организации школы-интерната реабилитация больных проводилась под постоянным организационно-методическим руководством Научно-исследовательского института травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения БССР. Отбор детей в специализированную школу-интернат проводила медико-педагогическая комиссия, которая работала 2 раза в год (май, август) в школе-интернате, которую возглавляла директор научно-исследовательского института травматологии и ортопедии МИНИНА Роза Михайловна. Под руководством Розы Михайловны обучали медицинских сестер и педагогов обращению с больными детьми в условиях спецшколы-интерната. Дети находились на полном государственном обеспечении. Через полгода принимают на работу квалифицированного врача - терапевта-педиатра ГОРДИНУ Веру Ильиничну.

Имевшие место в 50-е годы вспышки заболевания полиомиелитом в БССР оставили после себя значительное количество больных, преимущественно детского возраста, нуждающихся в проведении реабилитации, которая могла быть всесторонней только в условиях специализированного учреждения.
Практическое решение проблемы реабилитации детей школьного возраста с последствиями полиомиелита нашло свое выражение в организации специализированных школ-интернатов.
В пригородной зоне города Осиповичи Могилевской области в сентябре 1964 года была открыта специализированная школа-интернат для детей, перенесших полиомиелит. Школа была построена в сосновом лесу по типовому проекту учреждения лечебно-школьного типа на 175 детей.

В 1965 году присылают на работу молодых врачей КОЗЛОВСКОГО Сергея Петровича и КОЗЛОВСКУЮ Ларису Ефимовну.
Общеобразовательная подготовка первоначально велась по 8-летней школьной программе с 9-летним сроком обучения. Одновременное сочетание учебы с методами длительного консервативного и оперативного лечения обуславливало удлинение срока пребывания больных детей в школе-интернате.
Для медицинской реабилитации в школе были развернуты следующие функциональные кабинеты: гидротерапии, в котором размещены были 5 специальных ванн-бассейнов (типа Хобарта), зал групповых занятий по лечебной гимнастике, кабинет электросветотеплолечения, 2 кабинета индивидуальной лечебной гимнастики, 2 комнаты для проведения массажа, гипсово-ортопедический кабинет, процедурный кабинет, аптека, кабинеты для врачей, слесарно-ортопедическая мастерская, клинико-биохимическая и электрофизиологическая лаборатории.
В 1966 году состоялся первый выпуск 9-го класса Осиповичской спецшколы-интерната.
В 1969 году ДАВИДОВИЧА А.С. переводят на работу в г. Могилев, а директором школы назначают 15.08.1969 ШОРА Леонида Натановича.

С 12.03.2007 по 30.12.2011 года директором школы являлась ОВЧИННИКОВА Наталья Михайловна.
ОВЧИННИКОВА Наталья Михайловна родилась 18 февраля 1959 года в д. Брицаловичи Осиповичского района, Могилёвской области, в семье рабочих. Образование высшее, окончила Могилёвский государственный педагогический институт имени А.А.Кулешова в 1981 году, физико-математический факультет. За добросовестный труд, за успехи в образовательном процессе Наталья Михайловна неоднократно была награждена Почетными грамотами управления образования Могилевского облисполкома, Осиповичского районного исполнительного комитета, Осиповичского районного отдела образования.
С апреля 2012 года директором школы является ГОРМАШ Лариса Адамовна.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
, ++Современная школа++

Деятельность учреждения ориентирована на создание оптимальных медико-социальных и психолого-педагогических, материальных и кадровых ресурсов, соответствующих условий для реабилитации и коррекции, на разностороннее развитие личности ребенка - инвалида, привитие навыков здорового образа жизни, обеспечение социальной адаптации в соответствии индивидуальным возможностям каждого ребенка, подготовка к получению профессионального образования.
В школе-интернате созданы условия для воспитания, обучения и развития детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и возможности сочетания образовательного и лечебного процессов, создана система обучения, обеспечивающая развитие каждого обучающегося в соответствии с его возможностями, способностями, создана безбарьерная среда.
Педагогическая деятельность коллектива школы строится в соответствии с нормативно-правовыми документами по вопросам общего среднего и специального образования, государственными программами, нормативно-правовыми актами.
В 2013/2014 учебном году в учреждении 15 классов-комплектов и 2 дошкольные группы, в которых обучаются 76 детей.
Усилия педагогических работников направлены на улучшение качества образования, усвоение учащимися обязательного минимума общеобразовательных программ наряду с программой лечения каждого воспитанника.
Одним из приоритетных направлений в образовательной и воспитательной деятельности учреждения является коррекционная работа, направленная на активизацию двигательной и социальной мобильности, развитие познавательной деятельности, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование общих интеллектуальных умений, навыков социального взаимодействия. Организована работа психолого-медико-педагогического консилиума, деятельность которого заключается в организации индивидуального сопровождения обучающихся, с учетом их зоны ближайшего развития, в разрешении проблемы адаптации к ситуации школьного обучения учащихся 1 класса, предметного обучения – 6 класса, проблемы профессиональной ориентации выпускников.

Учреждение обладает достаточным кадровым потенциалом для обеспечения качества образовательного процесса.
В 2013/2014 учебном году педагогический процесс осуществляет 44 педагогов.
Высшее образование имеют (89%) педагогов, 75% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории, дефектологическое образование - 15% педагогов.
Отделение восстановительного лечения насчитывает 15 медицинских работников:
- квалифицированные медицинские работники - врач-педиатр, врач-ортопед, врач-невролог;
- средний медицинский персонал – методисты лечебной физкультуры, медсестра физиотерапии, процедурные медсестры, медсестра по массажу, постовые медицинские сёстры круглосуточного пребывания, медицинская сестра бассейна.

В учреждении созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса:
¨ учреждение работает в одну смену в режиме пятидневной учебной недели. Продолжительность урока 45 минут, во второй половине дня проводятся медицинские процедуры, коррекционные занятия, консультации, работа кружков и спортивных секций, другая внеклассная деятельность.
¨ адаптивное развивающее образовательное пространство для детей, обеспечивает им компенсацию имеющихся нарушений, личностное развитие и социальную адаптацию;
¨ индивидуальное образовательное пространство учреждения построено с учетом здоровьесберегающих технологий и учетом особенностей основного заболевания ребенка и рекомендаций медицинских работников;
¨ выстроена система дополнительного образования, которая во многом решает и воспитательные задачи;
¨ согласованность действий специалистов различного профиля: врачей, педагогов, учителей-дефектологов, воспитателей и др. Каждый специалист не только выполняет свою работу, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления результатов их работы.
¨ функционирует социально-педагогическая и психологическая служба, психолого-медико-педагогический консилиум.
¨ созданы максимально благоприятные условия для проживания, обучения, реабилитации, умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка.

В учреждении созданы условия, обеспечивающие безопасность участников образовательного процесса:
¨ соблюдается строгий пропускной режим;
¨ функционирует автоматическая пожарная сигнализация (АПС);
¨ в целях обеспечения безопасности обучающихся и работников учреждения заключен договор с Департаментом охраны МВД на охрану учреждения.
¨ двери эвакуационных выходов оборудованы специальными замками.
¨ Здание основного корпуса оборудовано кнопкой тревожной сигнализации.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
++ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД++

Повышение доступности качественного образования через гуманизацию и демократизацию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности ребёнка и ключевых образовательных компетенций; способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности.

1. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов на основе использования новых форм, методов, образовательных технологий, участия в экспериментальной, исследовательской работе.
2. Повышать качество и доступность обр

История школы

В пригородной зоне города Осиповичи Могилевской области в сентябре 1964 года была открыта специализированная школа-интернат для детей, перенесших полиомиелит. Школа была построена в сосновом лесу по типовому проекту учреждения лечебно-школьного типа на 175 детей.

На должность директора школы был назначен ДАВИДОВИЧ Алексей Степанович. Под руководством ДАВИДОВИЧА А.С. заканчивалось строительство школы, начатое в 1963 году, и жилого дома № 1, закупалось оборудование для школы.

В августе 1964 года приступают к работе педагоги, медицинский и обслуживающий персонал. Прием на работу педагогов велся Могилевским промышленным областным отделом народного образования. Принимали на работу учителей и воспитателей только с высшим образованием. С первых дней организации школы-интерната реабилитация больных проводилась под постоянным организационно-методическим руководством Научно-исследовательского института травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения БССР. Отбор детей в специализированную школу-интернат проводила медико-педагогическая комиссия, которая работала 2 раза в год (май, август) в школе-интернате. Комиссию возглавляла директор научно-исследовательского института травматологии и ортопедии МИНИНА Роза Михайловна. Под её руководством обучали медицинских сестер и педагогов обращению с больными детьми в условиях спецшколы-интерната. Через полгода принимают на работу в школу квалифицированного врача - терапевта-педиатра ГОРДИНУ Веру Ильиничну.

Задача медицинских и педагогических работников заключалась в том, чтобы приучить детей к самообслуживанию. Ребенок должен был научиться самостоятельно одеваться, зашнуровывать обувь, правильно пользоваться туалетными принадлежностями и т.д. Дети вовлекались в посильную трудовую деятельность: дежурство по школе, в столовой, занимались швейным делом, вязанием, в кабинете домоводства учились готовить пищу, старшеклассников привлекали к текущему ремонту обуви, костылей, тростей.

Трудовое обучение и профессиональная ориентация осуществлялась в специально организованных мастерских (швейная, столярная, слесарная, сапожная, кабинет машинописи).

Ежегодно в мае месяце работала выездная врачебно-трудовая экспертная комиссия, определявшая степень утраты трудоспособности детей, окончивших обучение в спецшколе, выявляла у них уровень трудовых навыков. ВТЭК давала рекомендации о трудоустройстве по месту жительства. Вместе с аттестатом об образовании ученикам вручались удостоверения: девочкам секретарь-машинистки, швеи, а мальчикам – сапожника, киномеханика.

В 1969 году был снят белорусским телевидением фильм о работе Осиповичской специальной школы-интерната для детей перенесших полиомиелит, он дважды демонстрировался по телевидению, а также врачом КОЗЛОВСКИМ С.П. на 2-м съезде травматологов-ортопедов в г. Риге.

В дальнейшем восстановительное лечение продолжалось при участии врачей-педиатров КОЛЕСНИКОВОЙ Н.Т. и ИВАЩЕНКОВОЙ Т.Г. Воспитанники школы-интерната выезжали регулярно на оздоровление за границу в Италию, Великобританию, Испанию, США.

Общеобразовательная подготовка первоначально велась по 8-летней школьной программе с 9-летним сроком обучения. Одновременное сочетание учебы с методами длительного консервативного и оперативного лечения обуславливало удлинение срока пребывания больных детей в школе-интернате.

Для восстановительного лечения в школе были развернуты следующие функциональные кабинеты: гидротерапии, в котором размещены были 5 специальных ванн-бассейнов (типа Хобарта), зал групповых занятий по лечебной гимнастике, кабинет электросветотеплолечения, 2 кабинета индивидуальной лечебной гимнастики, 2 комнаты для проведения массажа, гипсово-ортопедический кабинет, процедурный кабинет, аптека, кабинеты для врачей, слесарно-ортопедическая мастерская, клинико-биохимическая и электрофизиологическая лаборатории.

В 1966 году состоялся первый выпуск 9-го класса Осиповичской спецшколы-интерната в составе Адамович Р., Адамца Л., Гарбара П., Дедюли Г., Елисеева Ю., Король Т., Лазаревич В., Липского А., Литяго А., Лукошенко Л., Макоеда Ф., Максимчика В., Парфеевец Е., Скакуна Н., Тимошика Н., Толмачевой Л., Угринович В., Ясько А.

В 1969 году ДАВИДОВИЧА А.С. переводят на работу в г. Могилев, а директором школы назначают 15 августа 1969 года ШОРА Леонида Натановича.

С 15.02.1999 по 28.02.2007 года директором школы являлась КУЛАКОВСКАЯ Елена Степановна, родилась 23 ноября 1956 года в г. Осиповичи, Могилевской области. Образование высшее, окончила Могилевский государственный педагогический институт, исторический факультет в 1978 году, получив специальность учителя истории и обществоведения. В 1989 году была переведена в Осиповичскую спецшколу-интернат учителем истории и обществоведения, а с 1999 года была назначена директором этой же школы. Награждена Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь (2006г.), Почетными грамотами управления образования Могилевского облисполкома, Осиповичского отдела образования, Осиповичского исполнительного комитета.

В 2001, 2007 году коллектив учреждения, занявший II-е место по итогам областного конкурса на лучшую организацию работы учреждений интернатного типа за 2000, 2006 год был награжден Почетными грамотами управления образования. В 2005, 2006 году коллектив школы занимал 1-е места в областном смотре-конкурсе на лучшую организацию работы среди учреждений интернатного типа за 2004 и 2005 год и был награжден Почетными грамотами управления образования Могилевского облисполкома.

С 12.03.2007 по 30.12.2011 года директором школы являлась ОВЧИННИКОВА Наталья Михайловна. ОВЧИННИКОВА Наталья Михайловна родилась 18 февраля 1959 года в д. Брицаловичи Осиповичского района, Могилёвской области, в семье рабочих. Образование высшее, окончила Могилёвский государственный педагогический институт имени А.А.Кулешова в 1981 году, физико-математический факультет. За добросовестный труд, за успехи в образовательном процессе Наталья Михайловна неоднократно была награждена Почетными грамотами управления образования Могилевского облисполкома, Осиповичского районного исполнительного комитета, Осиповичского районного отдела образования.

С апреля 2012 года директором школы была назначена ГОРМАШ Лариса Адамовна.

Сегодня в школе получают образование дети из всех регионов Республики Беларусь. Среди них не только дети имеющие семью, но и дети-сироты, дети, лишённые опеки и попечительства. С 2002 года в учреждении организована работа дошкольной группы для детей с ОПФР.

Главным условием образовательного процесса является обеспечение доступности всех объектов образовательной среды (функционирование грузопассажирского лифта (реконструирован в 2007г.), обустройство пандусов, установка поручней, использование специальной мебели и т.д.).

Школа имеет хорошую материальную базу. Учреждение располагает современной столовой, уютным спальным корпусом, большим актовым залом, видеосалоном, спортивным и тренажерными залами, имеется кабинет психологической разгрузки, кабинеты для коррекционных занятий. Учебные занятия организуются в 15 кабинетах. Кабинеты обслуживающего труда, социального ориентирования, слесарные и столярные мастерские позволяют качественно реализовать программу по трудовому обучению и социальной адаптации. Компьютерный класс, кабинет английского языка, кабинет математики оборудованы современными компьютерами, мультимедийными проекторами, интерактивной доской, что позволяет решать задачи по использованию в образовательном процессе информационных технологий. На территории школы оборудованы баскетбольная и футбольная площадки, полоса препятствий, детская игровая площадка, сенсорная тропа.

Организация работы кружков художественно-эстетического, и декоративно-прикладного творчества обеспечивают организацию более содержательной внеурочной деятельности воспитанников и способствуют развитию и совершенствованию их духовных и физических возможностей.

В 2017 году учреждение стало победителем соревнования на лучшую организацию работы по осуществлению образовательной деятельности среди учреждений специального образования (специальные общеобразовательные школы (специальные общеобразовательные школы-интернаты), вспомогательные школы (вспомогательные школы-интернаты) Могилёвской области.

За высокие показатели в организации образовательного процесса в 2017 году учреждение было награждено Дипломом II степени в номинации "Лучшая специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат)" в республиканском конкурсе “Лучшее учреждение специального образования”.

В декабре 2018 года педагогический коллектив школы был награжден Дипломом главного управления по образованию Могилевского облисполкома за победу в номинации "Быть здоровым - это классно" в областном конкурсе на лучшую организацию воспитательной работы в интернатных учреждениях образования.

Учреждение старается идти в ногу со временем, откликаясь на все новшества в системе образования. Все направленно на решение главной задачи: создать оптимальные условия для проявления и развития личности, способной конкурировать в современных условиях за счет формирования пространства возможностей учащихся с нарушением функций ОДА.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Факультет специального образования

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

1.1 Понятие социальной адаптации детей дошкольного возраста

.2 Общая характеристика заболеваний опорно-двигательного аппарата

1.3 Факторы, влияющие на социальную адаптацию детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

.1 Проблемы социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

.2 Направления коррекционно-развивающей работы по социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Список использованной литературы

При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата (ОДА) у большинства таких детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).

Часть детей с такой патологией не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

Проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее актуальных, так как рост численности детей данной категории выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития. В настоящее время непрерывно увеличивается и количество детей с различными отклонениями в развитии.

В силу особенностей здоровья, состояния нужд и способностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка [14].

Интегрированное образование рассматривается в качестве одного из важнейших институтов включения детей с различным уровнем психического и физического развития в общество как за рубежом (Т. Бут, Д. Дарт, Д. Лукас, К. Мейджер, М. Оливер), так и в Республике Беларусь (С.С. Бубен, Т.В. Варенова, Т.А. Григорьева, В.П. Гриханов, З.Г. Ермолович, М.Е. Кобринский, Т.Л. Лещинская, В.А. Шинкаренко, А.Н.Коноплёва, А.М Змушко, Т.В.Лисовская). Республика Беларусь следует современным подходам и принципам организации помощи людям с нарушениями функций ОДА. Это находит отражение в нормативных правовых документах, направленных на реализацию права лиц указанной категории на получение образования, социальную адаптацию и интеграцию в общество путем создания необходимых условий в учреждениях образования. Создание необходимых условий дома или в учреждениях образования и есть основа для реализации указанных прав людей с нарушениями функций ОДА. То, какие это будут условия, приведет к снижению или повышению качества жизни, к инвалидности и полной зависимости от других людей, либо к относительно самостоятельной, независимой жизни[18].

Предмет - социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Объект - процесс социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Цель - изучить содержание работы по социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

. Раскрыть понятие социальной адаптации.

. Рассмотреть категории лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

. Изучить факторы и проблемы, влияющие на социальную адаптацию детей

. Изучить содержание работы по социальной адаптации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

.1 Понятие социальной адаптации детей дошкольного возраста

Социальная адаптация осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека.

Социальная адаптация - интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

¾ адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

¾ адекватная система отношений и общения с окружающими;

¾ гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Становление процесса социальной адаптации начинается с момента рождения ребенка, детерминировано совокупностью внешних и внутренних факторов развития, обусловлено и определяется такими процессами, как становление межличностных отношений, формирование Я-образа, самооценка и самосознание, самоопределение и принятие на себя социальной роли [20].

Обеспечение социальной адаптации развивающейся личности, ее вхождения в социум находится в тесной взаимосвязи с процессом общения и взаимодействия. Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей [4].

Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, данное свойство присуще и человеку. Однако человек - это не просто живой организм, а, прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, при этом говорят о физиологической, психологической и социальной адаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально - психологическую адаптацию. Более того, существуют определённые физиологические и психологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трёх уровнях.

Выделенные три уровня адаптации взаимосвязаны между собой тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Это интегральная характеристика представляет собой весьма динамическое образование, которое принято называть функциональным состоянием организма. Данное понятие, одно из центральных в современной физиологии и психологии человека, непосредственно связано с проблемой адаптации [21].

При исследовании адаптации и функциональных состояний выделяют несколько типов состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и органов. Прежде всего, это релаксация - состояние успокоения, расслабления и восстановления. Сон - это периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах. Оптимальное рабочее состояние - это когда человек действует наиболее эффективно. Утомление - это состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузок [8]. Стресс - ещё один вид функционального состояния, который характеризуется повышенной физиологической и психической активностью [16]. Стресс - это неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние и внутренние требования [2].

Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособляю и socium - общество) - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, существующих в обществе [1]. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Дошкольное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом. Поэтому важное значение имеет именно в дошкольном возрасте выявление индивидуальных особенностей адаптационных резервов, когда компенсаторные возможности формирующейся личности ребенка, еще велики и есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений, а, также способствовать его дальнейшей социально-психологической адаптации на последующих ступенях психологического и социального развития как личности.

.2 Общая характеристика заболеваний опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) - это разнообразная по клиническим и психолого-педагогическим характеристикам группа, которая условно подразделяется на три категории:

. Заболевания нервной системы:

· детский церебральный паралич

. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:

· врожденный вывих бедра,

· косолапость и другие деформации стоп,

· аномалии развития позвоночника (сколиоз),

Захожу на страничку. Стихи Ксении мне понравились своей искренностью, простотой, насыщенностью, светом и теплотой. Потом я узнала, что Ксения – инвалид с детства (ДЦП). Но в стихах – ни капли горечи и, казалось бы, неизбежных в ее положении жалоб на судьбу, лишь легкая грусть. А еще – необыкновенная жажда жизни и море любви.

Как жаль, что не могу летать.
Как жаль, что крыльев не имею.
Ведь иногда так хочется порхать
От счастья, ни о чём не сожалея.
Наперекор судьбе, назло врагам,
Назло завистливому взгляду.
И потому, что хочется мечтать,
И потому, что счастье рядом.

Стихи, раскрашенные карандашами

Старшая дочка родилась здоровенькой. А вот младшенькой, Ксюше, не повезло – врачи не досмотрели. ДЦП – это следствие родовой травмы.
Училась девочка в Осиповичской спецшколе-интернате для детей, перенесших полиомиелит. В общеобразовательные школы тогда не брали детей с ограниченными возможностями. Родители забирали домой только на каникулы, а в выходные навещали ее. Потом Ксения напишет:

Казённый серый дом,
Железные кровати.
И деревянные щиты.
А в нём томятся,
Холодом объяты,
Цветные детские мечты.
Мечты о маме,
О горячем хлебе,
О летнем проливном дожде,
О ясном, чистом небе.

Самыми яркими воспоминаниями из детства были поездки в родной Могилев. Ксюша любила проводить каникулы у бабушки, которая жила в частном секторе. У нее были и куры, и козы, и другая живность. (Слава Богу, они с дедом живы и здоровы по сей день. Им уже под 90 лет.)

Как люблю я, милая бабуля,
Твой цветастый
в розочки платок!
В доме у тебя остался
Навсегда мой детства уголок.
Запах булок, жареной картошки,
Вкус клубники сладкой на губах
И урчанье твоей рыжей кошки.
Под окошком палисадник
весь в цветах.

Стихи девочка начала писать еще в школе. Их она показывала бабушке. А та прятала в сервант и потом тайком каждую строчку обводила разными цветными карандашами.

К сожалению, ничего из этих детских творений не сохранилось. В памяти осталась только карандашная радуга.

– Это было подростковое что-то, ведь в юном возрасте многие пишут стихи, – улыбается Ксения. – И дочери мои тоже пытаются что-то рифмовать.

А вот читать девочка любила. Поскольку была ограничена в движении, она очень много читала. Сколько себя помнит, была с книжкой – и в больницах, и в санаториях, и в поездках. Возможно, поэтому и в библиотечный техникум поступила. Но не закончила. Просто ей тогда не понравилось. После школы мечтала поступить на филфак в Могилевский институт. Но ей, по причине инвалидности, отказали.

Тихое нежное счастье

Старшей дочери, Маше – 12 лет, а Саше – 10. С мужем, Александром, познакомились в школе-интернате. Он пришел к ним в 8 класс из обычной школы после получения травмы позвоночника. Серьезно встречаться начали уже после армии. Жизнерадостную и симпатичную Ксюшу нельзя было не полюбить. На мой вопрос: за что муж полюбил, Ксения недоуменно пожала плечами:

– Не знаю, любят же не за что-то. Это такое чувство, не поддающееся никакому контролю. Мы вместе уже четырнадцатый год. А знакомы с 15 лет – уже два десятилетия.

Хочу сказать тебе спасибо
За счастье дней и страсть ночей,
За то, что есть и то, что было,
За двух прекрасных дочерей,
За радость встреч и боль разлуки,
За крепкие мужские руки.
За то, что рядом был всегда,
За то, что смог через года
Любовь ты нашу сохранить
И за моё желанье жить,
Превозмогая боль и страх,
За вкус малины на губах.

Старшая дочка в гимназии учится, а еще в художественной школе. Сейчас увлекается молодежными стилями. Рисует красиво, и батик, и маслом пишет. А младшая – в школе с эстетическим уклоном. Ходит еще в музыкальную школу, занимается эстрадным вокалом.

– В кого они? Папа тоже имеет художественные способности?

– Нет. Скорее, математические наклонности. Я бы не сказала, что они в кого-то. Просто, я очень много вкладывала в них, много занималась. Если в ребенка вкладывать, он будет развиваться. Ведь талант – это только 5 процентов успеха. А все остальное – это труд.

Любимые праздники в семье – Новый год и дни рожденья. Пекут пироги. Готовят друг дружке подарки.

Тихое нежное счастье
Сладко сопит в колыбели.
Тихо ложатся снежинки
На лапки пушистой ели.
Ангелы кружат над крышей
Дома, в котором живу.
Счастье своё охраняя,
Я до утра не усну.
Звёзды стучатся в окошко,
Песенку сна напевая.
Есть абсолютное счастье!
Скажете, так не бывает?
У этого милого счастья
Локоны золотые,
Маленький носик курносый,
И глазки совсем голубые.
Буду растить я счастье,
Ангелы мне помогут.
Вытеснит тихое счастье
Всю мою боль и тревогу.

Живет семья в 3-х комнатной квартире. Сами делают ремонт. В общем, справляются.

– Какая у вас заветная мечта?

– Вы знаете, заветная мечта у меня – это реализовать себя.

– Как вы это понимаете? Вы – разносторонний человек?

– Да. Сейчас я активно увлеклась творчеством. И для начала мне бы хотелось издать свой сборник стихов.

Еще Ксения хорошо рисует, играет на аккордеоне. Ей все интересно.

В текущем году она мечтала поступить на заочное отделение филфака. Но… Возникли проблемы со здоровьем. За последние полтора года она трижды травмировала ногу. Долгое время лежала с переломами в больнице. Но желание получить филологическое образование остается.

Люблю любить

– Это может кому-то показаться смешным, глупым. Но я люблю людей, люблю любить, – говорит Ксения. – Иногда кажется, что какая-то глыба свалилась на плечи. А встретишься с друзьями – и такая радость, это непередаваемо, это надо испытать.

Общается и перезванивается Ксения и со своими одноклассниками. Все они живут в разных городах.

– А как они устроены в жизни?

– У всех жизнь складывается по-разному, как и у обычных людей. Многие создают семьи. Рожают, растят детей, работают. Я не одна такая, может, только что я двоих родила, а все, в основном, по одному, – задумалась собеседница. – Но есть, к сожалению, и те, которые становятся на плохую дорожку. Как и обычные дети. Кто-то спился.

У нас была одна девочка, так она путаной стала. Я знаю несколько случаев, когда самоубийством закончили. Может быть, тяжело им в социуме адаптироваться. Вот мы в школе росли, были там все одинаковые, в своем кругу. А из школы вышли – на нас все смотрят, пальцами показывают. В любой развитой стране на тебя никто не таращится. А у нас это присутствует. И замуж я выходила – кости мне перемывали. А когда забеременела? Сколько неприятных моментов было с врачами! Не хочется об этом говорить. Слава Богу, что все нормально. Я тогда сказала им такую вещь: когда рожают алкоголики и наркоманы – потенциальных неполноценных детей – им ведь не запрещают! А инвалидам ставят всевозможные препоны.

Контрасты не в нашу пользу

– Нас нет, но мы есть, – продолжает Ксения. – Мы вот с подругой ездили в прошлом году в Германию. Впечатления, конечно, основаны на контрастах. Там очень уважительно относятся к людям с ограниченными возможностями. Меня везде пропускали, везде все уступали, ни в одной очереди я не стояла. Это было как будто на другой планете. На улицах бордюров нет вообще. А если есть, то они высотой сантиметров 5. Люди ездят даже не на инвалидных колясках, а на каких-то мини-машинках. Они на аккумуляторах, сиденье удобное, человек нажимает на кнопочку и едет. Бабушки, дедушки, пожилые люди…

А молодые мамы? Они пользуются колясками, в которых могут одновременно помещаться по 2-3 ребенка. Причем, коляски такого плана – один ребенок поменьше сидит впереди, средний сзади, а старший за коляской на ступеньке стоит – для него специальные поручни. И мама везет всю свою ораву. Для грудничков – такие высокие коляски. Маме не надо наклоняться, как у нас. Ребенок лежит на уровне ее пояса, и она видит, что с малышом происходит. Нам до них, в этом плане, далеко.

А еще там доходы больше. Мы жили в семье, где муж электрик, жена уборщица. У электрика зарплата 3700 евро, у уборщицы – 700 евро. Она ходит один раз в неделю мыть полы. Живут в 2-хэтажном коттедже, перед домом лужайка, садик. Цены на продукты такие же, как и у нас, но они себя вечно ущемляют, очень много экономят на еде. Когда они у нас спросили: в какой валюте вы храните сбережения, – нам было смешно. Они не понимают, что у нас нет как таковых сбережений. Мы получили зарплату, прожили на нее месяц. И максимум сбережений в конце года – на какую-то шубу или компьютер.

Но… Мы там две недели просидели и захотели домой. Потому что наши менталитеты отличаются катастрофически. Все равно дома лучше жить. В своей среде. Где родился, там и пригодился. Здесь и деревья выше, и трава зеленее…

После дней горячих осень
наступила –
Пряным ароматом душу напоила.
Золотые косы расплела берёза,
По денькам горячим
уронила слёзы.
Клёны в ярких платьях,
пёстрых, разноцветных,
По утрам вздыхают,
что ушло уж лето.
А рябину клонят гроздья
алых ягод,
Уж настала осень – отдохнуть
ей надо.
По утрам туманы белой пеленою
Укрывают землю,
словно простынёю.
Пусть кружится осень
шумным хороводом!
Буйством чудных красок
пусть блеснёт природа!

Пастернак говорил: чтобы познать жизнь, не обязательно ехать далеко, достаточно выглянуть за окно своей дачи. И, что главное, – не просто смотреть, а уметь видеть. Умение видеть делает стихи Ксении такими привлекательными.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции