Межличностные отношения с вич

Хотя во многом эпидемия ВИЧ/СПИДа уникальна, один из главных ее уроков лишь повторяет, что известно человечеству испокон веков: одержать вверх над болезнью и преодолеть тяжелую ситуацию больше шансов у того, кто берет на себя ответственность за свою жизнь и не довольствуется ролью жертвы. Многие ВИЧ-инфицированные прекрасно осознают это и стремятся, как можно больше узнать о ВИЧ-инфекции, о новых лекарствах и методах лечения, о своих правах и путях защиты.

Несмотря на многочисленные трудности, диагноз ВИЧ-инфекция не означает, что человек должен отказаться от своих планов и интересов, от учебы, работы и развлечений, от любви и секса. Все больше людей находят решение проблем, связанных с наличием ВИЧ-инфекции в организме, многие обнаруживают, что их жизнь не изменилась кардинально и предпринимают шаги, чтобы адаптироваться к новым условиям жизни.

Людям, живущим с ВИЧ-инфекцией, зачастую приходится сталкиваться с социально-психологическими проблемами задолго до того, как им понадобится медицинская помощь. Очень важно уделять особое внимание решению этих проблем. Эмоциональное самочувствие ВИЧ-положительных требует не менее серьезного подхода, чем физическое. Научиться жить с ВИЧ - сложная задача, она требует немало сил, а также поддержки и помощи со стороны близких и специалистов.

У большинства ВИЧ-инфицированных бывают тяжелые периоды в жизни, для которых характерны депрессия, тревожность, страх, нарушение сна, ночные кошмары, трудности концентрации внимания, чувство беспомощности, безнадежность, мысли о смерти. Эти и другие эмоциональные кризисы мешают заботиться о своем здоровье и порой приводят к трудно исправимым ошибкам. В период кризиса человек сталкивается сразу с несколькими проблемами и не видит выхода из сложившейся ситуации. В таком состоянии ему сложно разобраться даже в собственных чувствах и желаниях. Существуют несколько периодов, во время которых ВИЧ-инфицированные особенно уязвимы перед кризисом.

Появление первых болезненных симптомов. Зачастую эти проявления не имеют отношения к ВИЧ-инфекции, но ВИЧ-инфицированный может воспринять их как симптомы развития заболевания. До этого момента человек только знал о наличии вируса, теперь для него ВИЧ становится видимым, а симптомы - доказательством диагноза.

Необходимость регулярно принимать лекарства. Большинство людей с ВИЧ-инфекцией - молодые люди, которые не имели ранее опыта ежедневного приема лекарственных препаратов. Некоторых из них пугает мысль о неспособности иммунной системы самостоятельно бороться с вирусом, других - сложность приема препаратов и возможность появления побочных эффектов.

Серьезные болезненные симптомы. Болезненные симптомы сами по себе являются тяжелым испытанием для человека и многие ВИЧ-инфицированные не могут свыкнуться с тем, что их жизнь будет связана с болью и лекарствами, а постоянное обращение за медицинской помощью вынудит сменить либо бросить работу или прекратить учебу.

Тяжелая болезнь или смерть знакомого ВИЧ-инфицированного. Потеря близкого человека всегда тяжелый удар. Особенно тяжело воспринимают смерть от СПИДа близ­кие люди, сами живущие с ВИЧ-инфекцией. Мысли о возможности приближения собственной смерти приводят к се­рьезным эмоциональным кризисам.

Помимо этого, у каждого могут быть свои кризисы в зависимости от ценностей, которые оказались под угрозой в связи с ВИЧ-инфекцией: учеба, карьера, личные отношения, создание или сохранение семьи, любимое занятие. Все эти кризисные ситуации связаны с эмоциональ­ными потерями и глубокими негативными переживаниями. Человек испытывает гнев, отчаяние, чувство вины, тревогу, горечь утраты. Многие ВИЧ-инфицированные со всей остротой осознают собственную смерть и боятся потерять физическую привлекательность, здоровье, самостоятельность либо утратить друзей и близких и остаться в одиночестве. Поэтому в этот период человек особенно нуждается в поддержке и от характера этой поддержки зависит, как человек справится со своим эмоциональным состоянием.

Социально-психологическая помощь ВИЧ инфицированным

ВИЧ-носительство или СПИД оказывают влияние на психику и изменяют психологию ВИЧ-инфицированных людей в силу того, что на сегодняшний день, являются неизлечимыми, хроническими заболеваниями; протекают труднопредсказуемо и в течение многих лет, почти всегда сопровождаются негативными зависимостями, воспринимаются обществом как негативное и отвергаемое явление.

Поэтому именно социально-психологическая помощь ВИЧ-инфицированным, должна решать такие задачи, как:

  • профилактика эпидемии;
  • предотвращение негативных социально-психологических последствий широкого распространения ВИЧ-инфекции (аутоагрессивного поведения, суицидов; асоциального и противоправного поведения, роста социальной напряженности и пр.);
  • социальная защита и защита прав ВИЧ-инфицированных людей.

Социально-психологическая помощь ВИЧ-инфицированным должна оказываться по следующим направлениям:

Для осуществления полноценной социально-психологической помощи необходимо:

Войти через uID

-->2.4. Специфика взаимодействия с инфекционными больными (включая ВИЧ, туберкулез, гепатиты), а также с больными наркологического профиля

Вопросы этики и деонтологии взаимодействия с такими больными являются мало разработанными, особенно в контексте медико-социальной экспертизы. При этом, очевидно, что данная проблема существует и может быть рассмотрена с точки зрения необходимости соблюдения этических норм в отношении больного, а также в контексте психологии инвалидности и адекватности восприятия больным своего заболевания, социального статуса и реального реабилитационного прогноза.
Проблема синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД) (AIDS –Acquired Immune Deficiency Syndrome) стала основной проблемой медицины двадцать первого века из-за эпидемического характера распространения и высокой смертности и возрастающей реакцией общества на распространение СПИДа.

На наш взгляд, данные проблемы актуальны и в сфере оказания государственной услуги по медико-социальной экспертизе, так как нередко больные имеющие инфекционные заболевания неадекватно претендуют на инвалидность, полагая факт наличия инфекции достаточным основанием для установления данного статуса.

С психологической точки зрения эти больные специфичны в смысле субъективной убежденности в том, что инвалидность, тем более с таким диагнозом, безусловно, должна быть установлена. Определенные трудности возникают и при взаимодействии специалистов учреждений медико-социальной экспертизы с контингентом лиц, имеющих различные инфекционные заболевания.

Также известны печальные случаи инфицирования детей в роддомах ВИЧ в результате халатности персонала, не утруждающего себя дезинфекцией шприцов, заражений пациентов стоматологических кабинетов, в результате развития стихийного роста коммерческих медицинских центров, основной миссией которых являлась коммерциализация и получение прибыли, а не медицинская помощь населению и др.

Таким поведением врач-эксперт дала оценку образу жизни, показала свое негативное отношение к таким больным, не изучив всего анамнеза - отнесла экспертного больного к представителю маргинальных групп. Подобного рода высказывания оскорбляют больных, унижают чувство их собственного достоинства, которое на фоне общей личностной и психологической уязвленности, обусловленной заболеванием, может спровоцировать выраженные психогенные изменения.

Известны случаи девиантного поведения больных, уязвленных и страдающих от негативного интолерантного отношения в обществе, в последствие спровоцированных на стратегию мести и злостного преднамеренного распространения инфекции.
Немаловажным требованием к этике и деонтологии в медико-социальной экспертизе является недопустимость со стороны врача, медсестры, медицинского психолога и других специалистов навязывания своего мировоззрения, ценностей, религиозных и философских взглядов и убеждений экспертному больному.

Врачам необходимо помнить, что уважение личности и автономии пациента - это и уважительное отношение к его системе ценностей, особенностям его индивидуальности и к жизненной ситуации, в которой оказался человек, чтобы не произошло.

Наряду с отказом в помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом грубейшим нарушением профессиональной медицинской этики при проведении процедуры МСЭ является разглашение соответствующего диагноза.

Также проблема этичного отношения возникает при освидетельствовании одной из наиболее сложных в психологическом смысле категорий освидетельствуемых - больных туберкулезом. Специфика самого заболевания и лечения (длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья) практически у всех вызывает комплекс различных психогенных реакций. В результате психогений усложняется течение основного соматического заболевания, что в свою очередь ухудшает психическое состояние больных, в том числе и находящихся в ситуации смены социального статуса (на медико-социальной экспертизе), на фоне ограничений социального функционирования и психологической уязвленности человека.

Коммуникативная компетентность специалиста медико-социальной экспертизы заключается в гармоничном сочетании творческого подхода, навыков эффективного общения и знаний особенностей личности данной категории больных в сочетании с профессиональными аспектами (знаний нормативно-правовой базы, регламентирующей установление статуса инвалид, специализированных медицинских знаний, умения защитить экспертного больного от его негативных мыслей и чувств, которые, как известно, существенно затягивают выздоровление).
Особое значение для эффективного взаимодействия и общения с подобного рода больными имеет личностная сохранность специалиста, устойчивость (истинность, а не ложность) его профессиональной мотивации, способность к эмпатии (сопереживанию).

Гипернозогнозия - это субъективная переоценка тяжести болезни, ее возможных осложнений, вероятности неблагоприятного исхода. Формируется и развивается данное отношение, как правило, при острых соматических болезнях у личностей с тревожно-мнительными, демонстративными (истерическими), реже - с авторитарно-напряженными (эпилептоидными) чертами характера.

Данное явление часто можно наблюдать у больных, излеченных от туберкулеза. У таких больных нередко наблюдается повышенная мнительность, чувство тревоги, подавленности, всякое нарушение самочувствия трактуется ими как рецидив заболевания.
В процессе медико-социальной экспертизы врач обязан внимательно отнестись к предъявляемым жалобам, произвести тщательный осмотр, при необходимости использовать дополнительные инструментальные методы исследования (в рамках программы дополнительного обследования), чтобы не пропустить рецидив заболевания и успокоить больного.

Врачу необходимо умение слушать и слышать, улавливая настроение больного, мягко направлять разговор в нужное русло, отвечать на сложные вопросы (об истинном диагнозе и прогнозе заболевания), давая информацию, адекватную психологическому состоянию пациента. При этом недопустима необдуманная откровенность, проявления чувства брезгливости в общении с инфекционными больными, в общем, и туберкулезными больными в частности.

Например, при проведении медико-социальной экспертизы, врач надела не только повязку, но и обмотала шею шарфом, прикрывая рот, при проведении беседы села вдали от экспертного больного (при этом нарушая принципы эффективного общения), всячески демонстрировала свою брезгливость, боязнь заражения: не произвела взвешивания больного, не измерила температуру, артериальное давление. Вся процедура МСЭ свелась к изучению документов и опроса жалоб. По окончании экспертизы, когда больной еще не вышел из кабинета – побежала открывать окна, громко охая, ахая и возмущаясь.

Стигматизация — негативное выделение обществом социальной группы по какому-либо признаку с последующим стереотипным набором социальныхреакций на данного индивида или представителей социальной группы.
Стигматизация представляет собой процесс, при котором отдельные черты превращаются в глобальную характеристику человека, и эта оценка носит, как правило, негативный характер. Поколебать сложившееся представление чрезвычайно сложно, так как в сознании многих людей предубежденная установка присутствует как данность.

В отношении наркологических больных часто формируется этический нигилизм, когда любая этическая норма берется под сомнение, приобретает относительный характер в зависимости от контекста ситуации, когда вместо профессиональной этической нормы руководствуются понятием целесообразности в произвольной, субъективной трактовке. При этом обычно игнорируется, что большинство болезней, за исключением, может быть, сугубо наследственных или врожденных, являются в значительной мере результатом патогенного поведения человека, будь то его неосторожность или рискованность, легкомыслие или сознательный отказ следовать рекомендациям о здоровом образе жизни.

Поддержке такого мнения врачами МСЭ способствует и тот факт, что для больных алкоголизмом и наркоманией характерно аггравационное поведение, часто наблюдаемое у наркологических больных, когда с целью реализации рентных тенденций пациенты сознательно преувеличивают имеющееся соматическое неблагополучие, чтобы получить инвалидность, обеспечивая таким способом себе возможность добывать деньги для продолжения пьянства. Подобное поведение может наблюдаться и у наркомана.
П
ри симулятивном поведении объективное содержание клинической картины практически отсутствует. Характер действий больных определяется установками, за которыми обычно усматривается корыстная заинтересованность.

Специалист медико-социальной экспертизы должен хорошо разбираться в поведении таких больных, строить свои отношения с ними, руководствуясь медико-психологическими знаниями на основе деонтологических принципов.
Деонтологическая направленность психотерапевтического подхода, как правило, не должна сводиться исключительно к соблюдению норм обычной этики, хотя в повседневности, как известно, и эти нормы часто нарушаются. Требование терпеливого, внимательного, доброжелательного тактичного отношения к любому человеку вообще является скорее требованием морали, чем специфической особенностью медицинской этики.

Обеспечение бесконфликтного коммуникативного пространства специалистами учреждения медико-социальной экспертизы возможно если каждый участвующий в предоставлении данной услуги будет соблюдать следующие правила:
- акцентировать внимание на ограничениях жизнедеятельности, а не на оценке образа жизни экспертного больного, и возможно приведшего к заболеванию;
- не навязывать своего мировоззрения, своего образа жизни;
- избегать морального осуждения;
- не демонстрировать своего отношения к представителям маргинальных групп;
- не допускать необоснованных заявлений, в том числе по проведению медико-социальной экспертизы, вследствие собственных негативных установок, сформированных под влиянием социальных мифов, стигматизации и чувств брезгливости, осуждения и неприятия;
- строго соблюдать законодательство в области сохранения врачебной тайны о заболевании пациента независимо от имеющегося диагноза.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что соблюдение этики и деонтологии с вышеперечисленными категориями больных является необходимым условием осуществления медико-социальной экспертизы.

Пояснительная записка

Авторы-составители: Чечерина О. Н., Губанова Е. А., методисты ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Ежегодно во всем мире 1 декабря отмечается как Всемирный день борьбы со СПИДом. Предупреждение распространения ВИЧ/СПИДа на территории Российской Федерации – это общенациональная задача.

ВИЧ-инфекция – вирус иммунодефицита человека, смертельно опасный вирус, разрушающий иммунитет человека. СПИД – финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), передающегося через кровь.

По данным Российского центра по профилактике и борьбе со СПИДом, общее число зарегистрированных ВИЧ-инфицированных (за все годы наблюдения) на 1 января 2018 года составило более 1 миллиона человек, из них 20 % погибли.

Современный масштаб развития эпидемиологической ситуации по распространению ВИЧ-инфекции в большинстве регионов Российской Федерации создаёт риск вовлечения несовершеннолетних в ситуации с высокой вероятностью заражения ВИЧ-инфекцией.

Профилактическая работа в образовательной организации по формированию навыков предупреждения заражения ВИЧ направлена на предупреждение распространения ВИЧ и выстраивается в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), где акцент делается на формирование здорового и безопасного образа жизни, становление личностных характеристик выпускника, осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями.

В профилактической работе необходимо не только просвещение и информирование всех участников образовательных отношений в области ВИЧ/СПИДа, но и формирование у обучающихся навыков ответственного поведения в ситуациях, связанных с опасностью ВИЧ-инфицирования, а также формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность.

Профилактическая работа в этом направлении в образовательной организации должна строиться:

- в рамках внеурочных профилактических программ, направленных на формирование у обучающихся мотивации на здоровый образ жизни, изменение проблемного и рискованного поведения, повышение социальной, межличностной компетентности;

- в ходе профилактической работы с использованием таких форм работы, как проведение родительских собраний, направленных на укрепление семейных традиций и моральных принципов, организация профилактических мероприятий с привлечением различных молодёжных организаций и движений.

Необходимость профилактики ВИЧ-инфекции, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни среди несовершеннолетних закреплена в действующих законодательных актах и нормативно-правовых документах:

К участию в неделе приглашаются учащиеся 5–11-х классов, студенты колледжей в возрасте до 18 лет, образовательных организаций, подведомственных ДОНМ, а также родители и педагоги.

Неделя проводится со 2 по 6 декабря 2019 года. С учётом особенностей образовательной организации сроки проведения недели могут меняться.

Цель недели - повышение эффективности работы в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся, родителей (законных представителей), формирование и повышение профилактической компетентности всех участников образовательного процесса.

Задачи недели:

- повышение мотивации обучающихся на здоровый и безопасный образ жизни;
- формирование у детей позитивных жизненных ориентиров и целей;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности

Основные условия проведения профилактической недели:

  • целостность – через привлечение к участию в профилактической неделе всех основных механизмов социализации несовершеннолетних и молодёжи (школа, семья, ближайшее окружение).
  • комплексность – через формирование единого информационного профилактического пространства для всех участников образовательных отношений.
  • безопасность – через тщательный отбор информации и форм воздействия на обучающегося с целью предотвращения провоцирования интереса к данной тематике.
  • возрастная и психологическая особенности обучающихся при организации профилактической недели.

Примерный регламент недели профилактики ВИЧ и пропаганды нравственных и семейных ценностей

  1. Просмотр видеофильмов соответствующей тематики, проведение круглых столов, тренингов с обучающимися, педагогами и родителями.
  2. Проведение тематических занятий (классных часов) по информированию обучающихся о безопасном поведении, способствующих здоровому образу жизни.
  3. Проведение спортивных мероприятий, направленных на физическое развитие, формирование здорового образа жизни детей и молодёжи, в наибольшей степени влияющих на формирование ценностного отношения к своему здоровью.
  4. Организация встреч с представителями учреждений здравоохранения, МНПЦ наркологии, сотрудниками правоохранительных органов, занимающихся просветительской деятельностью с несовершеннолетними.
  5. Организация школьных массовых мероприятий (акций, флешмобов и т.д.), направленных на формирование здоровых и позитивных привычек у подрастающего поколения.

1. Вавилова Л. Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение // Образование. Карьера. Общество. 2017. № 3.
2. Габер И. В., Зарецкий В. В. Методика определения уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции / Профилактика зависимостей. – 2017. – № 4.
3. Габер И. В., Зарецкий В. В. Методические рекомендации по организации и проведению Всероссийского открытого интернет-урока, приуроченного к Всемирному дню борьбы со СПИДом. // Профилактика зависимостей. – 2016. – № 1.

1. ВИЧ/СПИД как социальная проблема

1.1 Профилактика СПИДа как решение проблемы

1.2 Медико-социальная поддержка ВИЧ-положительных беременных женщин и их семей

2. Социальная работа б системе здравоохранения

2.1 Политика в области здравоохранения

2.2 Медико-социальная работа

3. Экспериментальная часть. Исследование мнения респондентов

1 декабря 2007 г. в России из общего зарегистрированного числа людей, живущих с ВИЧ, умерли 7915 человек. Оценки и прогнозы специалистов не отличаются оптимистичностью. Темпы распространения ВИЧ в России являются одним из самых высоких в мире. При неблагоприятном развитии ситуации к 2010 г. ВИЧ могут быть инфицированы до 10% взрослого населения страны. Уже через несколько лет Россию может ожидать резкий рост смертности от СПИДа, если не будут предприняты меры по обеспечению всех ВИЧ-позитивных противовирусными препаратами.

В настоящее время разработана и используется комплексная противовирусная терапия, не излечивающая окончательно от ВИЧ, но препятствующая наступлению терминальной стадии (стадии СПИДа). Благодаря ей США и другим западным странам удалось снизить смертность от СПИДа. Однако такая терапия пока недоступна для большинства людей с ВИЧ в России в силу ее высокой стоимости.

Распространение ВИЧ-инфекции – это скорее не биологическая, а социальная проблема. Общепризнано, что болеют СПИДом в основном – 90% всех больных – жители стран с низким и средним уровнем доходов. Среди нуждающихся в антиретровирусной терапии только один из десяти получает такое лечение. Декларируя необходимость борьбы со СПИДом, на деле государства выделяют мизерные средства на анти-ВИЧ препараты. По данным Всемирной организации здравоохранения, если сохранится современный уровень охвата полноценным лечением, то от пяти до шести миллионов человек умрут от СПИДа в ближайшие 2 года.

СПИД – почти всецело социальная болезнь. Основной путь передачи ВИЧ во многих странах – использование инъекционных наркотиков. Это ряд азиатских стран, страны Восточной Европы и бывшие советские республики, ряд латиноамериканских стран и некоторые западно-европейские страны (Италия, Испания). Именно социальные условия, общественные отношения, невидение путей выхода из сложившихся обстоятельств, безнадежность и бессилие толкают на употребление наркотиков. Рост наркомании в СНГ привел к взрывообразному подъему заболеваемости на ВИЧ. Как сообщает Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков РФ, за последние 15 лет количество страдающих наркоманией в России увеличилось в 10 раз. Большую часть потребителей наркотиков составляют молодые люди в возрасте от 13 до 25 лет.

Еще одной составляющей развития эпидемии ВИЧ является тесно переплетающийся с наркоманией коммерческий секс.

Показана взаимосвязь между распространением ВИЧ-инфекции и сифилиса, количество заболевших на который за 10 лет возросло в 26 раз. При этом скорость распространения ВИЧ среди тех, кто страдает венерическими инфекциями, возросла в 20 раз.

Есть еще один способ приобрести ВИЧ-инфекцию – манипуляции с донорской кровью. В странах Европы официально признано, что при переливании крови заражено от 1,4 до 20,5% больных СПИДом. В связи с этим, в целях профилактики возможного заражения донорскую кровь в большинстве стран мира (но не в России) используют только после ее хранения на протяжении 3-6 месяцев, чтобы за этот период повторно обследовать доноров, возможно инфицированных ВИЧ.

Целью нашей работы является рассмотрение проблемы социального контроля и социального надзора за больными – носителями ВИЧ-инфекции, для этого необходимо решить следующие задачи: проанализировать существующую ситуацию со СПИДом в нашей стране, выявить проблемы в области социальной поддержки людей – носителей ВИЧ-инфекции, а также рассмотреть способы решения данных проблем в социальной сфере.

1. ВИЧ/СПИД как социальная проблема

1.1 Профилактика СПИДа как решение проблемы

Есть разные взгляды на СПИД. Одни говорят, что это угроза для всего населения земного шара, и что ничего с ней поделать невозможно, другие – что СПИДа нет, что все это выдумки капиталистов, желающих нажиться на производстве лекарств. Но неправы ни те, ни другие.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) действительно существует. И действительно передается половым путем и с кровью больного. Попадая в организм человека, вирус сразу же начинает размножаться. Но никаких симптомов инфекции нет: может быть слабое недомогание, которое можно отнести на счет "простуды". То, что ВИЧ есть в организме, определить можно только высокочувствительными методами. И пока их не было, никто не знал, что является причиной развития многих "очень неприятных", смертельных заболеваний, не поддающихся никакому лечению. История медицины изобилует такими фактами. И то, что установлена причинно-следственная связь между этими заболеваниями и наличием ВИЧ в организме таких больных, – это огромнейший успех современной биомедицинской науки.

Поскольку с момента инфицирования ВИЧ и до развития самого заболевания – синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД) – проходят годы (иногда даже 10-12 лет), такие инфекции названы медленными. Действительно инфекции, поскольку СПИД не одинок. Сейчас известно, что очень многие заболевания развиваются именно так. Показано, что даже грипп может вызывать развитие медленной инфекции у плода, если мать переболела им в первом триместре беременности. А говорят, – обычная простуда…

Но ВИЧ, вызывающий СПИД – это не обычная простуда. Это смертельное заболевание, сейчас это – приговор: максимум через 10 лет проявятся необратимые изменения, которые накапливались все предыдущее время с момента инфицирования. И этот процесс практически невозможно остановить.

Существующие медикаменты, предназначенные для лечения СПИДа, во-первых, очень токсичны, во-вторых, – только замедляют процесс развития болезни, но никак не останавливают его и не устраняют причин. А в-третьих, – и что особенно важно – эти лекарства доступны далеко не всем. Официальные данные Минздрава России свидетельствуют о том, что только 11% из тех, кто нуждается в анти-ВИЧ препаратах, получают их. Причина – устанавливаемые фирмами-монополистами цены на свою продукцию. Производство анти-ВИЧ медикаментов – это сверхприбыльная отрасль фармацевтической промышленности.

Важным приоритетом в противодействии эпидемии ВИЧ-инфекции является дальнейшее развитие постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на распространение среди населения и в первую очередь среди молодежи знаний о мерах профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, о последствиях этих заболеваний для личности и общества.

Министерством здравоохранения и социального развития России и Центром социальной информации созданы 4 видеоклипа профилактической направленности, в том числе по пропаганде безопасных форм сексуального поведения, которые транслируются по каналам центрального телевидения. Особое внимание уделяется проектам по информированию и образованию таких групп населения, как молодежь, наркопотребители, секс-работники и лица нетрадиционной сексуальной ориентации, а также по подготовке кадров по проблеме ВИЧ/СПИДа.

В этой работе активное участие принимают международные организации: Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН СПИД (ЮНЭЙДС), ВОЗ, Управление ООН по наркотикам и преступности, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Агентство международного развития США, Программа "Тасис", Министерство международного развития Великобритании, Канадское агентство международного развития (СИДА), СПИД-ФОНД "Восток-Запад", Трансатлантическое Партнерство и др.

Координация действий при реализации больщого объема различных проектов, реализуемых в субъектах Российской Федерации, требует более жесткого мониторинга со стороны как федеральных органов исполнительной власти, так и региональных. Особое внимание уделяется проекту "Глобус", вступившему в действие в последние годы.

Особенно следует отметить серию различных проектов, направленных на повышение уровня информирования населения, в том числе проект Центра социальной информации, в рамках которого осуществляются широкомасштабные информационные программы в электронных СМИ, блоках социальной рекламы по 10 телеканалам, в том числе создание Интернет-сайта по проблеме ВИЧ-инфекции, проект фонда "Фокус-медиа" "Жизнь прекрасна, когда защищена!" и проект программы "Тасис" в 2 российских регионах (Ульяновская область и Республика Бурятия) "Профилактика и борьба с распространением СПИДа и ВИЧ-инфекции" стоимостью 2,5 млн евро.

Важным разделом работы по противодействию ВИЧ/СПИДу является реализация профилактических мероприятий в пенитенциарных учреждениях уголовно-исполнительной системы, где содержится более 42 тыс. ВИЧ-инфицированных, страдающих и другими социально значимыми заболеваниями — наркоманией, инфекциями, передающимися половым путем.

В условиях, когда более 15% всех ВИЧ-инфицированных находится в пенитенциарных учреждениях, большое значение приобретает работа по обучению медицинских специалистов уголовно-исполнительной системы вопросам профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции.

В рамках программы Северо-Западного партнерства в Санкт-Петербурге и Псковской области осуществляется проект по обучению специалистов режимной службы, медиков и заключенных вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и отработке алгоритма взаимодействия учреждений здравоохранения и уголовно-исполнительной системы Минюста России по социальному сопровождению лиц после освобождения.

1.2 Медико-социальная поддержка ВИЧ-положительных беременных женщин и их семей

Подписав Декларацию о приверженности борьбе со СПИДом, 180 стран мира, в том числе и Россия, взяли на себя ряд обязательств, которые получили конкретное цифровое выражение, в частности к 2009 г. снизить показатель передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку на 25%.

В недавнем прошлом в России ВИЧ-положительным женщинам "рекомендовали" прерывание беременности (аборт). Сейчас решение родить ребенка остается неотъемлемым правом каждой женщины, и наличие ВИЧ не является причиной для его ограничения. Но, как показывает статистика, ребенок от ВИЧ-положительной матери будет ВИЧ-инфицированным в 1 случае из 7. С целью проведения профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку всем беременным женщинам, которые планируют сохранить беременность, должно быть предложено тестирование на ВИЧ. Тестирование беременных женщин на ВИЧ должно быть добровольным.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции