Методическая разработка профилактика вич инфекции

Цель: дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции и мерах профилактики заболевания.

Задачи: формировать ценностное отношение к своему здоровью; научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.

Основные понятия: ВИЧ, СПИД, вирус, “период окна”, наркомания, группа риска, ВИЧ-статус, права человека, ответственность, безопасный секс, стерильность, разовые инструменты, гигиена, профилактика.

1. Вступительное слово педагога.

- Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Сравнивая нашу Землю со Вселенной, мы находим, что она всего лишь точка. Точка, которую заселяют живые существа. Точка, где день сменяется ночью, идет за месяцем месяц, за годом год, где жизнь сменяется смертью. И так каждые сто лет отсчитываются века, которые управляют человеком и которыми управляет человек.

СПИД. От него умирает каждый заразившийся человек. СПИД не является болезнью одной страны или одного региона. СПИД представляет большую опасность для всех. Нет ни лекарств, ни вакцин против СПИДа. Единственная мера защиты – профилактика. А узнать, сколько тебе осталось, как это знают ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом – страшно. У каждого из них в какой-то определенный момент началось обратное летоисчисление. У кого-то цепочка цифр окажется короче, у кого-то – длиннее. Еще недавно они с легкостью отгоняли от себя мрачные мысли и опасения: СПИД – это далеко, СПИД – это не у нас, СПИД – все же редкость.

Сегодня в потоке событий, происходящих в нашей стране, в городе, на работе, в школе, — человек забывает о проблеме СПИДа, в надежде, что она не коснется его. А с каждым годом все больше и больше становится ВИЧ-инфицированных, в том числе и школьников. Сотни тысяч никому не известных людей, а завтра это может быть любой из нас. Подумайте об этом сегодня, сейчас!

2. Разберемся в понятиях.

- ВИЧ (Вирус Иммунодефицита Человека) – вирус, который передается от человека к человеку и вызывает разрушение иммунной системы организма.

ВИЧ обладает высокой биологической активностью и изменчивостью. Вирус может находиться во всех биологических жидкостях организма. Чтобы произошло инфицирование здорового человека, необходимо, чтобы ВИЧ попал в кровь.

Вирус обладает низкой жизнеспособностью и нестоек во внешней среде. Он быстро погибает на воздухе при высыхании, теряет активность при нагревании до 56°С в течение 30 мин., погибает через 1–3 мин. при кипячении, а также под воздействием дезинфицирующих средств. При попадании в желудочно-кишечный тракт вирус быстро разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой. Попав на кожу, вирус в течение 20 минут уничтожается ферментами паразитирующих на ней бактерий. Устойчив к УФ-лучам и ионизирующей радиации.

ВИЧ-инфекция – состояние, вызванное присутствием ВИЧ в организме. ВИЧ живет и размножается в клетках, которые называются Т-лимфоцитами и являются частью иммунной системы.

СПИД (Синдром Приобретенного Иммунодефицита) – смертельно опасная болезнь, последняя стадия ВИЧ-инфекции. Характеризуется снижением функции иммунной системы до критического уровня и сопровождается тяжелыми поражениями различных органов и систем организма.

Таким образом, ВИЧ и СПИД – не одно и тоже.

ВИЧ приводит к развитию СПИДа. ВИЧ постепенно разрушает иммунную систему и, когда организм уже практически не способен противостоять самым простым болезням, ставится диагноз СПИД.

С момента заражения ВИЧ до развития СПИДа может пройти от 3 до 20 лет в зависимости от образа жизни человека (питание, привычки и прочее).

3. Вирус иммунодефицита и его происхождение.

- Единого мнения о месте и времени возникновения ВИЧ на современном этапе нет. Наиболее вероятным местом происхождения ВИЧ считают тропическую Африку, где живет много видов обезьян, пораженных похожим вирусом. Во время разделки тушек убитых обезьян охотники повреждали собственные кожные покровы и через эти раны в организм проникал вирус. Затем при половых контактах вирус передавался половым партнерам охотников. Передаваясь от человека к человеку, вирус приспосабливался к клеткам человека и через определенное время превратился в самостоятельный вирус иммунодефицита человека.

Первые сообщения о заболевании, которое впоследствии получила наименование ВИЧ-инфекция, появились в США в 1981 году. В 1982 году была установлена инфекционная природа заболевания, а в 1983 году французские ученые под руководством Люка Монтанье в результате электронно-микроскопических исследований препаратов из лимфатических узлов больного выделили вирус, ставший причиной развития ВИЧ. С 1996 года это возбудитель носит название вируса иммунодефицита человека.

4. Где распространена ВИЧ-инфекция?

- Эпидемия ВИЧ-инфекции, начавшаяся в 80-х годах и захватившая страны Северной Америки, Европы, Австралии и Латинской Америки, распространилась к началу 90-х годов на все страны мира. Болезнь не останавливается у границ государств, а перемещается беспрепятственно из одной страны в другую.

В России ВИЧ-инфекцию начали регистрировать с 1986 года первоначально среди иностранцев, а с 1987 года – и среди наших граждан. Сначала отмечался рост ВИЧ инфицированных в крупных городах. В настоящее время ВИЧ-инфицированные выявляются на всей территории РФ.

5. “Мозговой штурм”.

- Прежде, чем дальше говорить о СПИДе, хотелось бы вам предложить вам игру “Мозговой штурм”. Как вы думаете, в каких из предложенных случаев можно заразиться СПИДом?

(Учащимся раздаются листки с таблицей “Можно ли заразиться СПИДом?”, где они самостоятельно отмечают любым знаком, от чего можно заразиться, а от чего нет)

Таблица “Можно ли заразиться СПИДом. ” (Приложение 1)

6. Пути передачи ВИЧ-инфекции.

- ВИЧ передается только через определенные жидкости организма: кровь, сперму, вагинальный секрет, грудное молоко.

ВИЧ проникает в организм тремя путями:

Половым – во время незащищенного (без использования презерватива) секса с ВИЧ-инфицированным или больным СПИДом. При правильном использовании презерватив защищает от заражения ВИЧ-инфекцией на 70 %.

Парентеральным (при попадании в кровь):

– При переливании инфицированной крови и ее компонентов, взятых от донора, зараженного ВИЧ. Однако с введением в 1987 году обязательного тестирования донорской крови на ВИЧ опасность заражения, связанная с переливанием крови, сведена к минимуму.

- При использовании нестерильных игл, шприцев и других медицинских инструментов, загрязненных кровью человека, зараженного ВИЧ (при совместном использовании загрязненных шприцев и игл лицами, употребляющими наркотики внутривенно; при нанесении татуировок; при совместном использовании маникюрных и бритвенных принадлежностей)

3) Вертикальным (от матери к плоду) – во время беременности от инфицированной матери к плоду, во время родов и с молоком матери.

- СПИД – тяжелое и опасное заболевание. Его легче предупредить, чем лечить. И коль скоро меры профилактики находятся в руках каждого человека, следует использовать их на благо здоровья своего и окружающих людей.

Однако в результате многолетних наблюдений за многочисленными бытовыми контактами ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом было установлено, что вирус иммунодефицита человека не передается:

- при дружеских объятиях и поцелуях;

- при пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями;

- через предметы производственной и домашней обстановки;

- через предметы сантехоборудования, при пользовании бассейном, душем;

- в общественном транспорте;

- насекомыми, в том числе и кровососущими;

7. Группы риска.

- До сих пор можно услышать, что ВИЧ опасен прежде всего для некоторых социальных групп, а “обычным людям” якобы можно не беспокоиться о заражении. “Групп риска” не существует, существует “рискованное поведение”. Миф о “группах риска” не только бессмыслен, но и опасен. Те, кого причисляют к “группам риска” (например, проститутки, наркоманы, гомосексуалисты), подвергаются дискриминации и гонениям как “разносчики заразы”, а все остальные считают себя неуязвимыми и ничего не меняют в своем поведении. Такая ситуация в 80-х годах сложилась во многих странах и создала почву для стремительного роста эпидемии СПИДа. Дело в том, что “группы риска” придуманы людьми, а вирус об этих группах ничего не знает. Во всем мире уже убедились, что ВИЧ не признает дискриминации и в равной степени поражает всех – независимо от пола, возраста, сексуальной ориентации, национальности, политических взглядов и профессии.

8. Как вести себя, чтобы защититься от вируса?

- Можно с уверенностью сказать, что практически на сто процентов гарантированы от заражения ВИЧ-инфекцией люди, которые не имеют сексуальных контактов и не вводят себе наркотики внутривенно грязными шприцами. Однако в равной мере избежит заражения ВИЧ-инфекцией и тот человек, который ведет нравственно здоровый образ жизни и имеет единственного полового партнера, в свою очередь соблюдающего взаимную верность. Каждый сам ответственен за свое здоровье. Необходимо отказаться от рискованного сексуального поведения до брака, избегать беспорядочных и случайных половых связей, сохранять взаимную верность, использовать барьерные средства защиты (презервативы), не употреблять наркотические средства, а также использовать только стерильные или одноразовые инструменты для инъекций, татуировок, маникюра и т.д.

- Следует помнить, что:

Из противозачаточных средств только презерватив препятствует проникновению ВИЧ и при правильном использовании защищает от заражения ВИЧ-инфекцией на 70 %.

Наличие в организме заболеваний, передающихся половым путем увеличивает риск передачи ВИЧ почти в 6 раз, поскольку инфекции создают дополнительные пути проникновения вируса или способствуют его размножению.

СПИД быстрее развивается у тех, чье здоровье изначально слабее, чему способствует курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков.

В настоящее время нет лекарства, способного уничтожить ВИЧ в организме человека, нет вакцины, способной предотвратить заражение.

9. Зачем человеку знать свой ВИЧ-статус?

(Возможные ответы учащихся):

- Чтобы иметь представление о состоянии своего здоровья.

- Планировать рождение здоровых детей.

- Вовремя начать применять специальные препараты, поддерживающие иммунную систему и останавливающие развитие болезни, и не допустить развитие СПИДа.

- Чтобы быть более внимательным к своему здоровью, так как любое заболевание на фоне ВИЧ-инфекции протекает тяжелее и требует специального лечения.

- Чтобы не заразить своих близких и любимых людей.

Единственный способ выяснить присутствие ВИЧ в организме – сдать специальный анализ крови на ВИЧ.

Сдать кровь на ВИЧ следует через 3-6 месяцев после предполагаемого заражения, поскольку в течение этого срока в организме вырабатываются антитела к вирусу, которые обнаруживаются при лабораторном исследовании. Период после заражения до появления антител к ВИЧ в крови называется “периодом окна”, и он опасен тем, что человек не может узнать, что он инфицирован, но при этом может передать инфекцию другому человеку.

Поскольку ВИЧ относится к разряду “медленных” вирусов, он долго будет находиться в организме, практически не проявляя себя. Обычно заражение ВИЧ происходит бессимптомно, однако вирус продолжает распространяться в организме. У большинства инфицированных людей самочувствие может оставаться хорошим в течение многих лет.

10. Что делать, если тест на ВИЧ оказался положительным?

- Нужно обратиться к врачу центра СПИД, чтобы узнать, в каком состоянии находится иммунная система, как укрепить здоровье, когда нужно принимать противовирусную терапию, как исключить риск передачи ВИЧ другим людям.

  • Следует подумать, кому нужно сказать о своем ВИЧ-статусе, а кому – нет.
  • Подробно узнать о своих правах и не позволять другим людям нарушать их.
  • Получить полную информацию о жизни с ВИЧ.
  • Определить, к кому можно обратиться за помощью и поддержкой.

ВИЧ-инфицированный по-прежнему остается полноправным членом общества. Но так как ВИЧ-инфицированный представляет для окружающих определенную угрозу (заражение ВИЧ-инфекцией), 122 статья Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией.

11. Контрольные вопросы (Приложение 2).

12. Выводы.

- Сейчас уже многим ясно, что СПИД – одна из важнейших и трагических проблем, возникших перед всем человечеством в конце XX века. И дело не только в том, что в мире уже зарегистрированы многие миллионы инфицированных ВИЧ и более 200 тысяч уже погибло, что каждые пять минут на земном шаре происходит заражение одного человека. СПИД – это сложнейшая научная проблема. Для того, чтобы выжить, уменьшить риск заражения и распространения заболевания, как можно больше людей во всех странах должны многое знать о СПИДе.

Ваша жизнь и здоровье в Ваших руках. Каждый человек вправе выбирать сам свой жизненный путь, свои ценности и идеалы, но помните: лекарств и прививок от СПИДа - нет! Никогда и ни при каких обстоятельствах не забывайте о том, что единственный “рисковый” случай может стать роковым! Относитесь ответственно к собственному здоровью!

13. Подведение итогов.

Ответы на индивидуальные вопросы.

Список используемой литературы.

  1. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркомания. - Л.: Медицина, 1991.
  2. Ляхович А.В., Голиусов А.Т., Полесский В.А., Лозовская А.С., Романенко Г.Ф. Профилактика ВИЧ/СПИд и других инфекций, передающихся половым путем. – М., Медицина для Вас, 2003
  3. Азбука СПИДа: Пер. с англ. / Под редакцией. М. Адлера. – М.: Мир, 1991
  4. Профилактика ВИЧ-инфекции среди населения. Вопросы и ответы. – Государственное учреждение здравоохранения “Тульский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями”


Классный час разработан для обучающихся 10-11 классов.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_klassnogo_chasa_profilaktika_vich-infektsii.docx 103.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс методических разработок классных часов среди

Методическая разработка классного часа

Тараканова Анна Васильевна

МАОУ Бутурлинская средняя

имени В.И. Казакова

ул. Школьная, д. 2

Сегодня, несмотря на то, что человечество живет в условиях пандемии, то есть эпидемии мирового масштаба, уже третье десятилетие, несмотря на то, что в мире ежегодно публикуется о ВИЧ-инфекции/СПИДе около миллиона статей и книг, а радио и телевидение постоянно распространяют информацию о его опасности, заболевание СПИДом по-прежнему окутано пеленой мифов и гипотез, а молодые люди продолжают им заражаться и умирать… Поэтому следует знать картину распространения этого страшного заболевания. [1]

Цель: повысить уровень информированности у учащихся по проблеме ВИЧ – инфекции, формирование здорового жизненного стиля.

- дать достоверную информацию о том, что такое ВИЧ-инфекция и СПИД, о путях передачи ВИЧ, о стадиях заболевания;

- формировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием, о возможности предотвращения инфицирования;

- вызвать интерес к проблеме.

Классный час разработан для обучающихся 10-11 классов.

- Ребята, я рада приветствовать вас на нашем очередном классном часе.

- Скажите, пожалуйста, когда отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом? (Ответы детей)

- Этот день служит напоминанием о необходимости остановить глобальное распространение эпидемии ВИЧ/СПИДа.

- Что является Международным символом борьбы со СПИДом? (Ответы детей)

- 1 декабря проводится акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом. Цель акции - привлечение внимания к проблеме ВИЧ/СПИДа, информирование молодежи о степени опасности заражения и мерах предосторожности, развитие толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ (Слайд 3).

После того, как участники прочитали свои определения, социальный педагог подводит итоги и делает выводы (Слайд 5).

Социальный педагог (выводы):

Как передается и как не передается СПИД (Слайд 6).

- Ребята, середину 1981 года принято считать началом глобальной эпидемии СПИДа. Многочисленные случаи заболевания были констатированы среди определенных групп населения, а именно: наркоманов, использующих внутривенное введение наркотиков; людей, страдающих гемофилией и получающих терапию препаратами, полученными из крови доноров; людей, получивших донорскую кровь; новорожденных детей от матерей из какой-либо группы риска; сексуальных партнеров лиц, заболевших СПИДом.

Отсюда последовали закономерные выводы, что новое заболевание заразно, следовательно, имеется инфекционный агент и существует как минимум три пути передачи инфекции от человека человеку: через кровь, половой, от ВИЧ – положительной матери ребенку.

Другие передачи возбудителя – через воздух, воду, пищу – исключаются.

ВИЧ не передается:

  • при рукопожатиях;
  • при объятиях;
  • при использовании питьевыми фонтанчиками;
  • через посуду и столовые приборы;
  • через пищевые продукты;
  • через постельное и нательное белье;
  • через деньги;
  • через игрушки и предметы домашнего и школьного обихода;
  • через дверные ручки, поручни в транспорте, перила, спортивные снаряды;
  • при посещении бани, душа, при купании в бассейне;
  • при играх с домашними животными;
  • при уходе за больными.

Однако нужно помнить, что в тех случаях, когда при уходе за ВИЧ-инфицированным следует обязательно пользоваться средствами индивидуальной защиты (например, резиновые перчатки), потому что на коже рук могут быть трещины или ссадины, через которые ВИЧ способен попасть в организм человека, ухаживающего за больным.

ВИЧ также не может передаваться воздушно-капельным путем.

При трансмиссивном пути передачи (перенос ВИЧ клещами, комарами, вшами, клопами и другими) роль насекомых как переносчиков возбудителя не подтверждается. [3]

Разложить карточки на две группы: высокий риск, риска нет.

После того, как участники разместили карточки, социальный педагог подводит итоги и делает выводы о путях заражения ВИЧ/СПИДом.

Стадии заболевания ВИЧ-инфекции (Слайд 8).

Как и при любой другой инфекции, после заражения ВИЧ следует инкубационный (скрытый) период. Он может колебаться от 2-4 недель до несколько месяцев. Инкубационный период при классическом течении ВИЧ-инфекции завершается острой первичной инфекцией.

Продолжительность клинических проявлений острой ВИЧ-инфекции варьируется от нескольких дней до нескольких месяцев. Обычно она составляет 2 – 3 недели.

После стихания первичных проявлений в большинстве случаев наступает период стабилизации. Этот период может длиться несколько лет. Заболевший может и не знать о скрытой инфекционной болезни. Самочувствие обычно не нарушено. Но ВИЧ-инфицированные заразны для здоровых людей. В этот период отмечается медленное, постепенное снижение иммунитета. Затем наступает стадия вторичных проявлений. На фоне нарастающего иммунодефицита появляются вторичные заболевания.

ВИЧ/СПИД – это одна из важнейших проблем здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения).

После изготовления коллажа социальный педагог конструктивно проводит обсуждение работы.

Важно отметить, что такое творческое задание не только помогает мотивировать здоровый образ жизни, но и позволяет сплотить коллектив воспитанников, которые совместными усилиями преодолевают трудности.

Профилактика ВИЧ-инфекции (Слайд 10).

Для того чтобы оградить себя от ВИЧ-инфекции, вполне достаточно следовать общепринятым нормам гигиены и профилактики инфекционных заболеваний, учитывая специфику распространения ВИЧ-инфекции. Необходимо перекрыть все пути возможного попадания ВИЧ в организм:

- во-первых, во время половых актов необходимо использовать средства контрацепции;

- во-вторых, необходимо полностью исключить использование нестерильных шприцев, что преимущественно касается шприцевых наркоманов.

Молодые люди должны знать, что лучший способ избежать ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний - иметь отношения с единственным здоровым партнером. Необходимо избегать половых контактов с малознакомыми людьми, с людьми, вводящими наркотики внутривенно.

Если хочешь быть здоровым, помни:

- среди больных СПИДом наркоманы составляют 81,1%;

-количество людей, допускающее не медицинское потребление
наркотиков в России, достигло 10 млн. человек, среди которых
молодые люди в возрасте 18-25 лет -60%, 12-18 лет-25%;

-заразиться ВИЧ-инфекцией можно при использовании не
стерильных игл и шприцев, при использовании наркоманами одного и
того же шприца многими лицами;

-наркотики угрожают твоему здоровью, повышают риск
заражения ВИЧ-инфекцией;

-на сегодняшний день 75% случаев заражения ВИЧ происходит
при половом контакте;

- опасность заражения повышается с увеличением числа партнеров;

- идеальный случай - сохранение верности одному партнёру;

- алкоголь и наркотики снижают критическую оценку, что может послужить причиной вашего рискованного поведения;

- ежедневно от СПИДа умирает 8 тысяч человек;

- при желании каждый человек может пройти анонимное обследование. [5]

Проводится диагностика эффективности проведения системы профилактической работы с обучающимися (Приложение №2). [6]

Итоги классного часа.

Рефлексия (Слайд 11).

- Ребята, классный час подходит к концу. Теперь вы знаете об этом заболевании и сами должны позаботиться о своем здоровье. Важно помнить, что от вашего поведения зависит ваше здоровье и ваша жизнь. Всего доброго!

[1] Леви Д. Э. ВИЧ и патогенез СПИДА / Д. Э. Леви; пер. 3-го изд. с англ. Е. А. Монастырской; под ред. Г. А. Игнатьевой. - Москва: Научный мир, 2010. - 734 с.

[2] Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход: методическое пособие / авт.-сост. О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. – 162 с.

[3] 3. Бочаров Е.Ф., О профилактике ВИЧ-инфицированности, Медицинская газета, №4 февраль 2001г.

[4] Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа: Учебно-методическое пособие для учителей образовательных учреждений /Быков А.А., Худякова Е.Н., Бочкарева Т.И., Шокурова Н.В. Самара: СИПКРО, 2002

[6] Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход: методическое пособие / авт.-сост. О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. – 162 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованный конкурс для педагогов с шуточными и серьезными заданиями.

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател.

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя".

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу.

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Данная тема занятия возникла в связи с необходимостью снижения роста ВИЧ-инфицированности среди молодежи. Необходимо помочь подростку защитить свое здоровье, воспитать ответственное поведение, выработать стратегию поведения в сложных жизненных ситуациях, чтобы не заразиться ВИЧ-инфекцией.

Скачать:

Вложение Размер
Профилактика ВИЧ-инфекции 41.59 КБ

Предварительный просмотр:

ШЕНТАЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

______________ Н.В. Павлова

Методист _______ А.Д. Богданова

Составлена в соответствии с федеральными Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 34.02.01

Зам. директора по УР

Составили: преподаватели Гарифуллина Д.А. и Миронова Л.М.

Данная тема занятия возникла в связи с необходимостью снижения роста ВИЧ-инфицированности среди молодежи. Необходимо помочь подростку защитить свое здоровье, воспитать ответственное поведение, выработать стратегию поведения в сложных жизненных ситуациях, чтобы не заразиться ВИЧ-инфекцией.

Внеклассное занятие – это один из активных методов учебно-воспитательной работы во внеаудиторное время. Конкурсные задания ориентированы на основную цель занятия: дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции и мерах профилактики заболевания.

Задачи: сформировать понятие о личной ответственности за свое здоровье, научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.

Ключевые слова и понятия: ВИЧ (СПИД), вирус, латентный (скрытый, инкубационный) период, наркомания, проституция, группа риска, права человека, закон, ответственность, безопасный секс, контрацепция, стерильность, разовые инструменты, гигиена, профилактика.

Методическая разработка внеаудиторного занятия

Вид занятия : конкурс

Продолжительность : 50 минут

Участники конкурса: ученики 9, 10, 11 классов ГБОУ СОШ 2, студенты Шенталинского филиала ГБПОУ Т Мед. К. - 2113 гр., 1 подгруппы.

Место проведения : учебный кабинет СОШ № 2.

Форма работы : коллективная.

  • закрепление, расширение и углубление знаний по ВИЧ инфекции и СПИДу.

  • развитие клинического мышления, умения работать в команде, на публике.

  • воспитание выдержки, дисциплины, самостоятельности

План проведения внеаудиторного занятия

Действия членов команд

Представляется. Приветствует присутствующих. Знакомит с ходом занятия, целями, задачами. Знакомит студентов со школьниками.

Раскладывает геометрические фигурки, напоминает о правилах работы в группах.

Выбирают фигурки, записывают имена на них и прикрепляют к одежде на груди с левой стороны. Таким образом делятся на 3 команды: квадраты, треугольники и круги.

Озвучивает текст слайдов.

Просматривают слайды и внимательно слушают ведущего.

Упражнение 5 секунд.

Считает в слух до пяти и на цифре пять поднимает одного из участников конкурса.

Встают с места молча и не присаживаются до следующих указаний педагога.

Вызывает для игры 14 участников. Выдает игровые карточки с номерами.

Берут номерки не показывая друг другу. Строятся в 2 шеренги по 7 человек лицом к друг другу. По команде ведущего совершают рукопожатие. Меняются местами в хаотичном порядке и снова по команде ведущего обмениваются рукопожатиями. И так 3 раза.

Расшифровывает термины: ВИЧ, СПИД. Рассказывает о работе иммунной системы. Задает наводящие вопросы.

Отвечают на вопросы ведущего.

Научно – документальный фильм.

Просматривает вместе с участниками.

Внимательно просматривают данный видеоматериал.

Раздает каждой команде карточки с заданиями.

Отвечают на вопросы карточек.

Раздает каждой команде задачи.

Разбирают в слух решения ситуационных задач.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Зачитывает выдержки из статьи 41 Конституции России.

Уголовная ответственность за умышленное заражение.

Зачитывает выдержки из статьи 122. Заражение ВИЧ – инфекцией.

После того как дети сели, ведущий говорит, что один из участников тусовки оказался ВИЧ-инфицированным, - в его стаканчик был добавлен крахмал. Ведущий проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет.

Участники переливают жидкости со стаканчиков друг другу.

Рассаживаются по своим местам.

После проведения теста участники сразу увидят наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь – почти во всех.

Ведущий раздает карточки – лучики всем присутствующим на занятии. На доске крепит серединку солнышка и дополняет его заполненными лучиками.

  1. Организационный момент . Приветствие . Здравствуйте уважаемые школьники, студенты мед. колледжа, а также коллеги и гости сегодняшнего мероприятия.

У каждого из нас есть близкие и горячо любимые люди. Но так в жизни бывает, что люди болеют. Многие близкие страдают серьезными заболеваниями и очень жаль, что мы ничем им не можем помочь. А бывают болезни, которыми можно заразиться по глупости, по незнанию. Именно поэтому мы сегодня с вами поговорим о самой страшной болезни человечества - СПИДе.

Вы все прекрасно знаете, что 1 декабря является Международным днем борьбы со СПИДом. Поэтому в рамках декады антиспид мы проводим данное внеклассное занятие по профилактике ВИЧ инфекции и СПИДу. Знакомство.

  1. Распределение по командам.

Можно предложить выбрать фигурку (треугольник, круг, квадрат) и укрепить ее на груди. Предложить объединиться по схожести фигур, сесть за столы, выбрать имя и записать его на геометрической фигуре. Закрепить на одежде.

Напомнить правила работы в группах:

-каждый имеет право высказаться

-думайте, прежде чем говорить

-формулируйте свои выражения просто и ясно

-умейте слушать и быть услышанным

-уважайте мнение каждого члена группы

-не оскорбляйте, не унижайте другого, даже если ваши точки зрения не совпадают

-умейте дискутировать и делать общее заключение

-умейте обсудить заданную проблему за отведенное время.

3. Демонстрация презентации.

4. Упражнение 5 секунд.

Цель : стимуляция переживания скорости распространения ВИЧ/СПИД

Время : 10 минут

Посмотрите. Вот сколько человек заразилось ВИЧ – инфекцией за то время, пока я считала.

Анализ итогов игры.

-Что продемонстрировала игра, кто догадался?

Предполагаемый ответ: она продемонстрировала высокую скорость распространения болезни.

ВИЧ - это Вирус Иммунодефицита Человека
СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита.
ПОМНИ: ВИЧ и СПИД - разные вещи.
ВИЧ - Вирус Иммунодефицита Человека.
Он вызывает болезнь СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита.
Синдром - потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием.
Приобретенный - заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом.
Иммунодефицит - иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям.
Таким образом, СПИД - не болезнь в собственном смысле этого слова, он лишь создает условия для других инфекционных заболеваний.

Как работает иммунная система человека?

7. Фильм об иммунной системе человека.

8. Карточки – задания.

А. Каким путем можно заразиться ВИЧ?

  • через кровь (переливание крови от инфицированного);
  • от больной матери при рождении, через грудное молоко:
  • через медицинские или другие инструменты, нарушающие целостность кожного покрова;
  • половым путем;

Б. Где можно заразиться ВИЧ?

(в больнице, маникюрном или педикюрном кабинете, тату-салоне, персинг-салоне, салоне художественного шрамирования, в тюрьме, в местах где собираются наркоманы, в армии, в местах скопления проституток)

В. Кто входит в группу риска по ВИЧ?

(наркоманы, проститутки, медработники, заключенные, солдаты)

9. Ситуационные задачи.

10. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции России)

Охрана здоровья граждан — это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского характера, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Таким образом, граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно- технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

11. Уголовная ответственность за умышленное заражение.
Статья 122. Заражение ВИЧ-инфекцией

1. Заведомое подставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное в отношении двух или более лиц либо в отношении несовершеннолетнего, - наказывается лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо без такового.

4. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности в случае, если другое лицо, поставленное в опасность заражения либо зараженное ВИЧ-инфекцией, было своевременно предупреждено о наличии у первого этой болезни и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения.

12. Тайна обследования.

Врачебная тайна — это не подлежащие разглашению сведения о пациенте, факте обращения за медицинской помощью, диагнозе и иные сведения о состоянии здоровья и частной жизни, полученные в результате обследования и лечения.

Права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Врачебную тайну составляют:

  • информация о факте обращения гражданина за медицинской помощью;
  • информация о состоянии здоровья гражданина;
  • информация о диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при обследовании гражданина и его лечении.

  • проколоть уши, нос и т.д; сделать татуировку; художественное шрамирование; сделать маникюр (педикюр) на дому у знакомой; попробовать наркотик и пр.

Обсуждая итоги игры, участникам задаются вопросы:

-удалось или нет уговорить партнера по игре?

-какие способы давления на партнера были самыми эффективными?

-какие способы отказа сработали для Вас лучше всего?

ВИЧ не передается

• Через воздух
• При разговоре, кашле
• При пользовании общей посудой
• Через рукопожатие
• Через поцелуй
• Через пищу
• При купании в бассейне, душе
• Через спортивные предметы
• Через домашних животных
• Через укусы насекомых
• При уходе за больными

Выводы:
• СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита
• СПИД распространяется из-за нашего невежества, а также нежелания изменить нормы своего поведения.

- Будь осторожен в зонах риска.

- Соблюдай личную гигиену.

- Пользуйся разовыми или индивидуальными предметами, предполагающими контакт с жидкими средами организма (шприцы, лезвия, бритвы, несессеры и пр.)

- Избегай случайных контактов.

- Используй барьерную контрацепцию.

- Откажись от наркотиков.

- Относись внимательно к своему здоровью.

16. Рефлексия. 15 карточек.

Подвести итоги занятия. Ответить на индивидуальные вопросы.

Укажите Ваше тренинговое имя ___________________________

Отразите степень Вашей включенности в работу группы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вспомните сегодняшнюю работу и продолжите фразы, отражающие Ваши впечатления и чувства в ходе работы группы:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции