Концепция превентивного обучения в области профилактики вич спида в образовательной сред

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Топка Наталья Борисовна

В статье рассматриваются основные походы к профилактике ВИЧ/СПИД в образовательной среде. Определяются основные задачи, эффективные методы, формы работы по профилактике ВИЧ-инфекции и пропаганде здорового образа жизни в образовательной организации. Показаны основные направления сотрудничества Костромского государственного университета и Центра инфекционных заболеваний по по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ВИЧ-инфекции среди населения Костромской области.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Топка Наталья Борисовна

Prophylaxis of HIV/AIDS spread among students

The article discusses the main approaches towards the prevention of HIV/AIDS in the educational environment. Main tasks, efficient methods, forms of work in the field of HIV infection prophylaxis and propaganda of healthy lifestyle in an educative institution are examined in the article. Basic directions of collaboration of Kostroma State University and the Centre for infectious diseases in the field of healthy lifestyle propaganda and Kostroma Region population’s HIV infection prophylaxis have been shown.

Топка Наталья Борисовна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет top-natalya@yandex.ru

ПРОФИЛАКТИКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ/СПИД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье рассматриваются основные походы к профилактике ВИЧ/СПИД в образовательной среде. Определяются основные задачи, эффективные методы, формы работы по профилактике ВИЧ-инфекции и пропаганде здорового образа жизни в образовательной организации. Показаны основные направления сотрудничества Костромского государственного университета и Центра инфекционных заболеваний по по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ВИЧ-инфекции среди населения Костромской области.

Ключевые слова: профилактика, ВИЧ/СПИД, подростки, молодежь, эпидемия ВИЧ.

Распространение эпидемии ВИЧ/СПИД в России вызывает большие опасения. По статистике федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом на 2016 г. в Российской Федерации проживало свыше 900 тыс. ВИЧ-положительных людей. По данным многих исследователей, реальное число ВИЧ-положительных людей в несколько раз превышает цифры официальной статистики.

Если до недавнего времени в России основным путем передачи ВИЧ было совместное использование шприцев во время употребления наркотиков, то в последние годы наблюдается рост полового пути передачи ВИЧ между мужчинами и женщинами. Эпидемия вышла за рамки уязвимых групп и сегодня затрагивает все слои населения, включая подростков и молодежь, которые потенциально представляют собой группы риска заражения ВИЧ.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения масштабы и скорость развития эпидемии возможно за счет информирования и просвещения населения с целью формирования у него безопасного поведения.

Большие потенциалы для оказания воздействия на ценности и установки подростков и молодежи имеет образовательная среда, что позволяет организовывать профилактические мероприятия различного уровня. Профилактическая работа может быть реализована через внеурочную деятельность и предметное обучение.

На 01.06.2016 года в Костромской области нарастающим итогом зарегистрировано 2765 случаев ВИЧ-инфекции, в том числе за 2015 год - 264 человека (2014 год - 202 человека). Наблюдается рост заболеваемости в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 31,1%.

За весь период наблюдения наибольшее количество случаев ВИЧ-инфекции зарегистрировано в Костроме, Костромском районе, Нерехтском районе, Волгореченске. Среди зарегистрированных: мужчин - 60,7%, женщин - 39,3%. Основными путями передачи стали: половой 42,5% и внутривенное употребление наркотиков 51,3%.

В Костромской области эпидемия ВИЧ-инфекции имеет тенденцию к дальнейшему распространению. Основной путь передачи ВИЧ-

инфекции в Костромской области в 2015 году половой, однако, сохраняются высокие показатели выявления ВИЧ-инфекции в группе лиц инъекционного потребления наркотиков.

У многих людей сложилось мнение о принадлежности ВИЧ-инфекции к асоциальным и маргинальным слоям общества, что не соответствует действительности, ВИЧ-инфекция поражает все слои населения, хотя, несомненно, существуют группы повышенного риска. Эпидемия продолжает угрожать всему обществу, поскольку она вышла за пределы круга людей, принимающих инъекционные наркотики, ведущих беспорядочную половую жизнь, практикующих коммерческие сексуальные услуги.

Профилактика распространения ВИЧ/СПИД в образовательной среде представляет собой систему взаимосвязанных образовательных, социальных, медицинских мероприятий, имеющих целью выявить и устранить условия и причины, способствующих заражению ВИЧ, предупредить развитие и ликвидировать негативные последствий ВИЧ-инфицирования.

В 2005 году была разработана концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде. В этом документе перечислены основные принципы организации превентивного обучения в области ВИЧ/ СПИДа в образовательной среде: системности, стратегической целостности, многоаспектности, ценностной ориентации, ситуационной адекватности, индивидуальной адекватности, легитимности, соблюдения прав человека, комплексности [3].

В превентивном обучении в области профилактики ВИЧ/СПИДа отечественные и зарубежные ученые сегодня выделяют наиболее перспективные его направления:

- просвещение и информирование о ВИЧ/ СПИДе;

- обучение ответственному поведению;

- создание условий, поддерживающих профилактическую деятельность.

Просвещение и информирование о ВИЧ/ СПИДе - это предоставление актуальной и достоверной информации (о способах передачи ВИЧ-инфекции, поведении человека, увеличивающем

Вестник КГУ ^ 2016

Профилактика распространения ВИЧ/СПИД в образовательной среде

риск заражения (злоупотребление наркотиками), о мерах и способах профилактики.

Деятельность по просвещению и информированию о ВИЧ/СПИДе в образовательных организациях должна опираться на определенные принципы: адекватность, толерантность, достоверность, недопущение манипулированием информацией, не нанесение вреда, согласие на получение профилактической информации, нейтральность в подаче информации, многоаспектность, объективность.

Кроме специалистов образовательных организаций, деятельность по информированию детей и молодежи о ВИЧ/СПИДе осуществляют еще и родители. Следовательно, необходима организовывать работу по просвещению и информированию родителей и лиц, заменяющих их.

Обучение ответственному поведению, как направление профилактической работы возможно с формированием мотивации и установок на здоровый образ жизни, изменением рискованного поведения, повышением компетентности молодежи.

Задачи, решаемые в рамках данного направления:

- создание условий для формирования личностных ресурсов;

- обучение эффективным моделям поведения, способствующим развитию ответственности за собственную жизнь;

- формирование умений и навыков уверенности для противостояния негативному влиянию среды, минимизация проявлений рискованного поведения;

- формирование адекватной полоролевой и семейной идентификации личности, в том числе с ориентацией на отсрочку сексуального дебюта.

В рамках деятельности по созданию условий, поддерживающих профилактическую деятельность, наиболее эффективными методами превентивного обучения могут быть: привлечение молодежи к волонтерской работе по противодействию эпидемии; семейное консультирование, с целью улучшения семейных взаимоотношений; привлечение к профилактической работе людей, имеющих авторитет и способных влиять на детей и молодежь; создание в образовательных организациях необходимых условий для реализации программ профилактики ВИЧ-инфекции и программ по поддержке и сопровождению ВИЧ-инфицированных и членов их семей [5].

Формами работы по профилактике ВИЧ-инфекции и пропаганде здорового образа жизни в образовательной организации могут быть: уроки в рамках самостоятельных учебных дисциплин

(обществоведение, математика, биология, литература, история), фрагменты уроков, факультативы, консультации для учащихся и родителей.

1. ВИЧ - медико-социальная помощь / под ред. Н.А. Белякова. - СПб.: Балтийский медицинский образовательный центр, 2011. - 356 с.

2. ВИЧ-инфекция и СПИД: национальное руководство / под ред. В.В. Покровского. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 608 с.

5. Профилактика заражения ВИЧ: Методические рекомендации. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014. - 51 с.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 4

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемДарья Слуцкая

Презентация на тему: " Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде Минобрнауки России Федеральная служба по надзору в сфере защиты." — Транскрипт:

1 Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде Минобрнауки России Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Кафедра ЮНЕСКО МГСМУ Московское бюро ЮНЕСКО Государственные учреждения и организации Общественные и международные организации

2 2 Цель Концепции Представить согласованную позицию Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и других заинтересованных министерств и ведомств, организаций и учреждений, работающих в сфере профилактики ВИЧ/СПИДа, по развитию системы превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД

3 3 Задачи Концепции 1. Утверждение приоритетных направлений превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде 2. Разработка единой стратегии организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД 3. Создание платформы для организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД органами государственной власти, органами местного самоуправления, международными организациями, общественными объединениями 4. Оптимизация использования финансовых и кадровых ресурсов в области превентивного обучения по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД за счет объединения усилий всех заинтересованных структур, включая негосударственные и международные организации. 5. Создание системы мониторинга профилактики ВИЧ/СПИД в Российской Федерации и в её субъектах

4 4 Основные положения Концепции Предупреждение распространения ВИЧ/СПИД на территории Российской Федерации – это общенациональная политическая задача. Концепция основывается на оценке современной эпидемиологической ситуации, последних научных и методологических достижениях в области вирусологии и профилактики. Необходимы стандарты профилактики Необходима экспертиза профилактических программ

5 5 Основные положения Концепции (продолжение) Профилактические программы, должны учитывать специфические особенности регионов и тех целевых групп, для которых они предназначаются, включая этнические, социально-экономические, возрастные и гендерные особенности. На участие несовершеннолетних в программах превентивного обучения, затрагивающих вопросы полового просвещения, должно быть получено согласие родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних. Для детей и молодежи, находящихся в трудных жизненных условиях, необходима разработка специальных профилактических программ, учитывающих особенности их жизненного опыта, специфику социальной среды, эмоционально-личностные особенности и уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сферы.

6 6 Основные положения Концепции (продолжение) Целесообразно использовать уже реализованные модели и программы профилактики наркоманий и других социально обусловленных заболеваний с усилением компонента профилактики ВИЧ/СПИД. Для осуществления эффективной реализации профилактических программ необходима подготовка высокопрофессиональных специалистов с высшим педагогическим, медицинским или психологическим образованием, которые способны заниматься превентивным обучением. Специалисты, занятые в этой области, должны иметь документы, подтверждающие их право на ведение профилактической деятельности в образовательной среде.

7 7 Основные положения Концепции (окончание) Ключевые элементы превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде включают: просвещение и информирование населения в области ВИЧ/СПИД и инфекций, передающихся половым путем развитие личностных ресурсов, формирование социальной и персональной компетентности, развитие адаптивной стратегии поведения, формирование здоровой поло-ролевой и семейной идентификации, создание условий для отсрочки полового дебюта

8 8 Базовые принципы организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа в образовательной среде Принцип системности Принцип стратегической целостности Принцип многоаспектности образовательный аспект социальный аспект психологический аспект Принцип аксиологичности (ценностной ориентации) Принцип ситуационной адекватности Принцип индивидуальной адекватности Принцип легитимности Принцип соблюдения прав человека и прав ребенка Принцип комплексности

9 9 Основные направления превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде Просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИД; Обучение ответственному поведению детей и молодежи; Формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность.

10 10 Механизмы реализации Концепции Принятие Концепции на государственном уровне Разработка стандартов профилактики Разработка дифференцированных профилактических программ для определенных целевых аудиторий Внедрение профилактических программ в образовательную среду Соблюдение прав человека и прав ребенка Развитие молодежных инициатив Привлечение к профилактической деятельности родителей Привлечение общественных организаций Мониторинг

11 11 Ожидаемые результаты Формирование государственной политики в области профилактики ВИЧ/СПИДа Разработка и внедрение профилактических программ Определение рамок профилактического обучения Инициация подготовки кадров Взаимодействие образовательной среды с другими структурами

-->
Объявления [137]
Новости ГИА [65]
Выпускникам [55]
Приём в 1ые классы [8]
ФГОС среднего общего образования [0]
Акции [27]
Школьные мероприятия [42]
Наши победы [34]
Поздравляем! [8]
Всероссийская олимпиада школьников [12]
Родительские собрания [1]
Безопасность дорожного движения [4]
Здоровый образ жизни [1]
Об организации образовательного процесса в зимний период [1]


-->

В Свердловской области эпидемия ВИЧ-инфекции. Каждый 25 житель области в возрасте от 18 до 39 лет живет с ВИЧ-инфекцией. В процесс распространения ВИЧ-инфекции вовлечены все возрастные и социальные группы населения.

Сегодня ВИЧ-инфекция касается каждого!


1 ДЕКАБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ СО СПИДОМ

Население России составляет более 146 миллионов человек.Из них живут с ВИЧ около 900 000 человек.

Каждый час в России заражается 10 человек.

ОСТАНОВИМ СПИД ВМЕСТЕ! ПРОЙДИ ТЕСТ НА ВИЧ!

ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ

8(800) 200-0-200

8(800) 555-49-43

ОБ АКЦИИ

Нормативно-правовая база


Федеральный закон О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)


Программа профилактики ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях Свердловской области

Планы по профилактике ВИЧ


Программа профилактики ВИЧ-инфекции в МАОУ СОШ № 8 на 2015-2020 г.г.


План работы по профилактики ВИЧ-инфекции в МАОУ СОШ № 8 на 2017-2018 учебный год


Информация о мерах профилактики ВИЧ-инфекции в МАОУ СОШ № 8 за 1 квартал 2017 года

Информация для педагогов


О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа в образовательной среде


Реализация обучающей программы по профилактике ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях Свердловской области (презентация министра общего и профессионального образования Свердловской области Биктуганова Ю.И.)


Образовательная программа по профилактике ВИЧ-инфекции

Свердловский областной центр СПИДа

г. Екатеринбург, ул.Ясная 46

(343) 243-09-09 клинико-диагностический отдел

(343) 240-89-94 отдел профилактики и консультирования

(343) 243-16-62 регистратура

г. Екатеринбург, ул. Тургенева 24,

(343) 355-47-30 педиатрический прием

Филиал Южного округа г. Каменск-Уральский,

городская поликлиника, ул. Рябова, 20

(3439) 37-09-09, f-kam@livehiv.ru

Информация для учащихся и родителей

Прими участие в анонимном анкетировании "Что Вы знаете о ВИЧ"


Образовательная программа по профилактике ВИЧ-инфекции






Разработка вопросов первичной профилактики зависимого поведения ведется в различных научных направлениях – превентивной психологии, наркологической превентологии, превентивной педагогике. Статус последней до сих пор четко не определен, однако имеет,на наш взгляд,отличный от других научных направлений педагогики предмет – педагогическая профилактика отклоняющегося поведения детей и молодежи.

Несмотря на то, что это направление активно разрабатывается за рубежом Л.В. Кондрашовой, В.М. Оржеховской (Украина), А.П. Сманцером, Е.М. Рангеловой (Белоруссия), исследования в нашей стране немногочисленны и нуждаются в дальнейшем анализе и обобщении (В.Н. Герасимов, С.А. Ермолаева, Ю.М. Кудрявцев, А.М. Столяренко). Важность и необходимость осуществления педагогической превенции зависимого поведения детей и молодежи, низкий уровень ее эффективности заставляет нас обратиться к анализу понятия, объекта и предмета, целей и задач превентивной педагогики, ее категорий и технологий.

В.М. Оржеховская (2007) считает, что под превентивной педагогикой понимается отрасль социально–педагогической науки, которая изучает причины формирования и развития отклонений в поведении людей, а также методы их предупреждения, преодоления, исправления. Объектом превентивной педагогики выступают явления маргинального характера, распространенные среди молодых людей, а предметом являются причины, условия и факторы социальных отклонений среди несовершеннолетних и молодежи, сущность и закономерности этих отклонений, пути, способы предупреждения и преодоления девиаций в поведении.

Основная цель превентивной педагогики сосредоточена в выявлении, предотвращении и ограничении асоциальных явлений, причин дезадаптации социальных групп и лиц, в обеспечении условий для формирования социально–положительной направленности личности, а также в изменении и совершенствовании личностных качеств правонарушителей и создании условий для развития потенциальных возможностей молодых людей, активном привлечении их к общественной жизни. В рамках превентивной педагогики, по мнению В.М. Оржеховской, могут быть решены следующие задачи:

  1. изучены детерминанты, факторы и условия, способствующие отклоняющемуся поведению;
  2. проанализирована природа асоциального поведения, его тенденции, особенности и закономерности;
  3. исследованы социально–психологические механизмы деформации личности человека на различных возрастных этапах;
  4. разработана комплексная система мер, форм и методов ранней профилактики отклоняющегося поведения и его предупреждения;
  5. осуществлено научное прогнозирование социальных отклонений, созданы научно обоснованные прогностические модели личности правонарушителей, объектов и субъектов профилактической деятельности [8].

Одной из базовых категорий концепции В.М. Оржеховской является понятие превентивного воспитания, под которым понимается комплексная целенаправленная система воздействия на личность с целью ее физического, психического, духовного и социального развития, формирования здорового образа жизни, позитивных социальных установок, навыков ответственного поведения, выработка факторов защиты от отрицательного влияния социума, профилактика различных видов девиантного поведения детей и молодежи.

В качестве ключевых элементов превентивного воспитания в образовательной среде рассмотрены:

  1. просвещение и информирование детей и подростков в области прав ребенка, здорового образа жизни, ВИЧ/СПИДа, заболеваний, передающихся половым путем, репродуктивного здоровья, ответственного отцовства;
  2. развитие личностных ресурсов, жизненной компетентности, выработки адаптивных стратегий поведения;
  3. формирование здоровой полоролевой и семейной идентификации.

Особый интерес для нашего исследования представляет второй компонент, который включает в себя развитие жизненной компетентности как интегративного качества, обеспечивающего жизнестойкость, жизнеспособность и жизнетворчество детей и молодежи. В концепции выделено несколько уровней осуществления превентивного воспитания. Ранним, первичным превентивным воспитанием названа социально–педагогическая профилактика (первичная профилактика), под которой понимается вид превентивной деятельности, направленный на реализацию образовательно–профилактических мероприятий и других педагогических моделей воздействий на личность в целях предупреждениях различных видов отклоняющего поведения на ранних стадиях. В основе этого вида профилактики лежит позитивная педагогическая деятельность с целью своевременного выявления и исправления различных неблагоприятных факторов, провоцирующих отклонения в развитии детей и подростков, их поведении и состоянии здоровья [7].

Продолжая наш анализ, отметим, что А.П. Сманцер, Е.М. Рангелова (2008) считают, что превентивная педагогика обеспечивает формирование у личности способности сопротивляться негативным воздействиям окружающей среды, предполагает организацию целенаправленной системы воспитательных мер, направленных на раннюю диагностику отклоняющегося поведения, устранение причин и условий, которые вызывают эмоциональные переживания, приводя к отклоняющемуся поведению [6].

Основными целями превентивной педагогики авторы считают:

  1. научное обоснование закономерностей формирования ответственного поведения несовершеннолетних;
  2. развитие у них способности к сопротивлению отрицательным воздействиям социума, преодолению жизненных трудностей;
  3. воспитание воли к сопротивлению и неприятию отрицательных влияний окружающей среды;
  4. выявление причин трудных жизненных ситуаций;
  5. разработку технологий превентивной деятельности педагогов;
  6. оказание несовершеннолетним помощи в его стремлении самостоятельно справиться с жизненными трудностями и делать правильный выбор;
  7. повышение эффективности воспитательной работы с несовершеннолетними [6].

Объектом превентивной педагогики А.П. Сманцер, Е.М. Рангелова считают воспитание и обучение несовершеннолетних, требующих педагогической поддержки со стороны взрослых в предупреждении девиаций в поведении и деятельности, а также испытывающих трудности в обучении, склонных к асоциальному поведению. Предметом превентивной педагогики, по мнению авторов, является процесс превентивной деятельности педагогов, направленный на диагностику причин трудностей воспитанников, а также определение и обоснование закономерностей, принципов, методов и форм организации профилактической деятельности с несовершеннолетними, склонными к отклоняющемуся поведению и деятельности [6]. Отметим сразу, что выделение в качестве предмета профилактической деятельности только с категориями детей и молодежи, склонных к девиациям, приводит к сужению предмета превентивной педагогики. Особое значение сегодня приобретает превентивная деятельность со всем контингентом воспитанников, у которых в первую очередь и надо сформировать ответственное поведение, умение преодолевать трудные жизненные ситуации, адаптивные модели поведения.

Основными задачами превентивной педагогики в рамках исследований А.П. Сманцера, Е.М. Рангеловой выделены следующие:

  1. изучение природы и сущности превентивной деятельности с детьми, имеющими трудности в обучении, склонными к девиантному поведению;
  2. анализ предпосылок и причин трудностей, отклоняющегося поведения и его проявлений;
  3. характеристика истории возникновения и развития превентивной деятельности с детьми с отклоняющимся поведением;
  4. анализ направлений профилактики и преодоления несовершеннолетними трудных жизненных ситуаций, отклонений в их поведении;
  5. разработка методов, приемов и средств, структуры технологий превентивной педагогической деятельности с детьми, склонными к отклоняющемуся поведению;
  6. мониторинг уровня распространенности асоциального поведения среди несовершеннолетних;
  7. разработка целей, задач и основных направлений превентивной педагогической деятельности;
  8. создание учебно–методической базы для профессиональной подготовки педагогов к превентивной деятельности в образовательной среде [6].

Базовыми категориями превентивной педагогики, по мнению А.П. Сманцера, Е.М. Рангеловой, являются отклоняющееся поведение, превенция, предостережение, поддержка, перевоспитание, компенсация, система педагогической превенции, превентивно–педагогическая деятельность, приемы, средства и процесс педагогической превенции.

Особо хотелось бы остановиться на анализе базовых категорий превентивной педагогики, необходимых для нашего дальнейшего исследования. Однако авторами приведено множество определений этих понятий. Например, о превенции в педагогическом аспекте говорится как об общем предупреждении, предохранении, упреждении, смягчении, опережении отрицательных действий и поведения детей и молодежи; частью этого понятия является педагогическая помощь и поддержка личности в трудных жизненных ситуациях. Позднее это понятие конкретизируется и кроме предупреждения, предохранения и устранения деструктивных факторов в поведении детей и подростков оно включает в себя гуманизацию и гармонизацию отношений педагогов и учащихся, воспитание волевых качеств, которые обеспечивают устойчивость личности к возможностям проявления девиаций [6].

Большое внимание А.П. Сманцером, Е.М. Рангеловой уделяется понятию превентивной педагогической деятельности, которая представляет собой совокупность действий педагога, содействующих внутреннему изменению личности и формированию умений и навыков выбора жизненной позиции, соответствующей принятым в обществе нормам. Основная цель превентивной педагогической деятельности раскрывает предназначение профилактического воздействия – формирование гуманной и социально ответственной личности, обладающей защитными механизмами, предохраняющими ее от негативных влияний социума [6]. Однако при рассмотрении методики организации превентивной деятельности, на наш взгляд, авторами не представлено действенных механизмов формирования личности с высоким уровнем ответственного поведения и преодолевающего трудные жизненные ситуации поведения.

Таким образом, мы считаем, что педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной среде относится к предметной области превентивной педагогики, которая, в свою очередь, требует дальнейшей разработки научного аппарата и эффективных методов превентивной педагогической деятельности.

Рецензенты:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции