Классный час на тему что такое вич

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Эпиграф

“Печальная судьба не с неба сваливается, а рождается от человеческой глупости”. (Л.Альберти)

Цель классного часа: повысить уровень знаний по проблеме ВИЧ/СПИД.

Задачи:

  • познакомить учащихся с проблемами СПИДа;
  • дать элементарные представления о передаче ВИЧ-инфекции;
  • познакомить с профилактикой этого заболевания;
  • формировать гуманное отношение к больным СПИДом и ВИЧ-инфицированным.

Оформление: плакаты, высказывания ученых (Д.Леббока, Мечникова).

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход мероприятия:

Выходит учащийся и читает стихотворение (на фоне музыки):

Мой друг, ему всего лишь 22,
В расцвете окрыленности и силы,
Ему одна дорога до могилы,
Из чаши жизни отхлебнув едва.
И это СПИД . Ослаблен организм,
Внезапно вышел из повиновенья,
Сорвав незримой силой за мгновенье
Защитный лимфоцитный механизм.
А если - мысли яростный ожог-
Планета станет вся больная СПИДом!
Тревоги разом повергают в шок,
И что тогда, для погребенья где
Рыть котлован безжизненной планете?
Ужель стратеги держат на примете
Такое место где-то на звезде?
Представьте, человек исчез с планеты.
Но успокойтесь, ЭТОГО НЕ БУДЕТ НИКОГДА!

Учитель: Я уверена, что этого не будет никогда, если люди научатся на чужих примерах не делать глупостей. Не будет в том случае, если мы будем вести ЗОЖ, научимся не проходить мимо чужой беды, мимо боли другого человека, который так нуждается в нашей помощи. Человечество уже научилось лечить многие заболевания, но, к сожалению, остаются страшные болезни, лекарство против которых еще не найдено.

СПИД господствует на нашей планете. Чтобы выжить и уменьшить риск заболевания этой страшной болезнью, необходимо знать о её развитии, путях заражения и лечении. Ведь не зря говорят – предупреждён значит вооружён. Поэтому тема нашего сегодняшнего классного часа так и будет звучать: ”Почему необходимо больше знать про СПИД?” СЛАЙД №1

СЛАЙД № 2 Цель нашего классного часа.

Почему мы должны всё это знать? СЛАЙД № 3 (уч-ся высказываются)

СЛАЙД №4,5,6 (статистика)

Спид распространяется с неимоверной скоростью. СЛАЙД №7

Страшные цифры, неправда ли?

А что вы знаете о СПИДе? Предлагаю вам Упражнение “Степень риска”

Развешиваются конверты с надписями “ВЫСОКИЙ РИСК”, “РИСК ОТСУТСТВУЕТ”, “НЕБОЛЬШОЙ РИСК”.

Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с

ВИЧ-инфицированным человеком:

  • поцелуй в щеку
  • инъекция в лечебном учреждении
  • оральный секс
  • половая жизнь в браке
  • переливание крови
  • пользование чужой зубной щеткой
  • плавание в бассейне
  • половой акт с потребителем наркотиков
  • глубокий поцелуй
  • уход за больным СПИДом
  • укус комара
  • множественные половые связи
  • прокалывание ушей
  • проживание в одной комнате с больным СПИДом
  • нанесение татуировки
  • объятия с больным СПИДом
  • пользование общественным туалетом
  • укус постельного клопа

Вам необходимо по очереди зачитать надпись на вашей карточке и положить ее в тот конверт, который по вашему мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке.

(учащиеся зачитывают и раскладывают по конвертам)

В конце занятия мы вновь вернёмся к ним и проверим правы ли вы оказались или нет.

А теперь давайте разберёмся, что такое ВИЧ? Правильно. ВИЧ расшифровывается как Вирус Иммунодефицита Человека. Человек, зараженный ВИЧ, называется… ВИЧ-инфицированным.

Под электронным микроскопом ВИЧ напоминает экзотический цветок. На линии в 1 см может разместиться до 100 тысяч вирусных частиц.

По внешней оболочке вируса расположены шарообразные выступы (лепестки) – рецепторы, при помощи которых вирус прикрепляется к клеткам в организме человека.

А как расшифровывается СПИД?… СПИД-синдром приобретенного иммунодефицита человека.

Синдром? Это совокупность признаков, обозначающих болезнь (признаки СПИДа весьма различны).

Почему же Приобретенного? Потому что заболевание обусловлено не наследственностью, а приобретается при заражении от человека к человеку. Почему Иммунодефицит? Потому что при этом иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям.

Этот вирус живет только в человеке, если быть точнее, то в клетках и жидких средах организма. Там он может свободно передвигаться и размножаться.

В организме человека много жидких сред. Вирус есть во всех этих средах, кроме пищеварительного сока. Однако заразиться можно только через 4 среды:

  1. Сперма и жидкость, выделяющаяся перед половым актом ( предэякулянт).
  2. Кровь
  3. Вагинальный секрет
  4. Материнское молоко

Заражение через другие среды невозможно потому, что в них концентрация вируса очень мала. Например, чтобы заразиться через слюну, надо её 10 литров.

Таким образом, если вирус передается только через 4 жидкие среды организма, определим, какие пути заражения ВИЧ-инфекцией возможны? СЛАЙД №9

1. Половой путь (незащищенные сексуальные контакты).

2. Через кровь (при использовании загрязненных кровью шприцев, игл, другого мед. инструментария).

3. От матери к ребенку.

  • во время беременности
  • во время родов
  • при кормлении грудью

Давайте с вами представим обычную жизненную ситуацию. На дискотеке в ночном клубе познакомились Вера и Сергей. СЛАЙД №10

Не сильно тратя время на более подробное знакомство, они вступили в интимные отношения. Вера была заражена ВИЧ-инфекцией, и вирус попал в организм Сергея.

Итак, прошло 2 недели, и Сергей узнал, что Вера не страдает “сдержанным” поведением, и пошел провериться. Пришел в поликлинику и сдал анализы на ВИЧ, но он получил негативную (отрицательную) реакцию, что означает – “вируса не обнаружено”. Через 5 лет он умер от СПИДа.

Что же произошло?

Дело в том, что вирус, в обычных условиях лаборатории, невозможно увидеть. Медики обнаруживают ВИЧ-инфекцию не по вирусам (их просто не увидеть в обычный микроскоп), а по антителам (большим молекулам, способным нейтрализовать инородные вещества). Врач определяет эти антитела и, если они присутствуют в крови, ставит диагноз ВИЧ-инфекция.

Период же, когда вирус в организме уже есть, а антитела эти еще не выработаны в достаточном количестве и обнаружить их невозможно, называется периодом “окна”. Для того, чтобы это количество набралось (закончился период “окна”), необходимо 3-6 месяцев. СЛАЙД №11

И только после этого периода можно выявить поражение вирусом. Именно после этого срока следует обращаться в медицинские учреждения для сдачи теста на ВИЧ. Но даже после этого человек может и не знать, что он ВИЧ - инфицированный. Он может чувствовать себя хорошо и выглядеть совершенно здоровым. Только у некоторых вскоре после заражения (через 3-6 недель) может развиться острая инфекция, подобная гриппу: повышение температуры, утомляемость, боли в мышцах, горле, суставах, увеличение лимфоузлов. Однако эти симптомы не могут служить для диагностики ВИЧ-инфекции.

Заранее приготовить карточки с буквами “А”, “Б”, “В”, “Г”, “Д”, каждой по три штуки. И одна с буквой Х. Ведущий дает три темы для обсуждения, которые участники должны обсудить в произвольных парах. После каждого обсуждения на своей карточке ученик записывает имя человека, с которым говорил. На вторую тему меняют собеседника и тоже пишут его имя. То же проделывают и в третий раз.

Темы:

  1. “Как вы думаете, как должны реагировать родители, если узнают, что у их 14-летней дочери вчера был первый сексуальный контакт?”
  2. “Как вы относитесь к тому, что разрешат браки с 14 лет?”
  3. “Кто должен проявлять инициативу, чтобы не заразиться?”

На каждое обсуждение дается не более 3 минут. После всех обсуждений спросить, к какому выводу пришли участники.

Учитель: Теперь я попрошу встать человека, к которому попала карточка со значком “Х”. Выражаю искреннее соболезнование, но ты у нас будешь ВИЧ-инфицированным. (Обычно, на этом вся группа начинает бурно реагировать.)

А теперь представьте, что ваша беседа – это не просто беседа, а сексуальный контакт или совместное употребление наркотиков.

Господа, вы зря радуетесь, т.к. я прошу прочитать имена на карточке у нашего инфицированного. Те, кого назвали, встаньте и прочтите имена на своих карточках. (В итоге встали все)

Не садитесь. Скажите, как вы думаете, как можно было этого избежать?

(Учащиеся высказываются)

  • ПРАВИЛЬНО – пользоваться презервативом. “А” садитесь, вы так и поступаете, поэтому не заразились.
  • ПРАВИЛЬНО – иметь одного полового партнера, у кого “Б” - садитесь. Вы не вступали в контакт, у вас есть любимый человек.
  • ПРАВИЛЬНО – не потреблять наркотиков вообще. Алкоголь тоже. Они снижают самоконтроль и можно заразиться через шприц. Садитесь у кого “В”.
  • ПРАВИЛЬНО – знать об этих проблемах и думать головой. “Г” просто веселились и не участвовали в сомнительных затеях.
  • ПРАВИЛЬНО – “Д” предполагали развитие событий и просто отказались от такой встречи, как от ненадежной. Садитесь.
  • “Х” остается стоять. Видите, достаточно, что-то не учесть… Сходил сдал повторный анализ диагноз не подтвердился.

Резюме. Хорошо, что это была просто игра, однако, она основана на жизненных ситуациях. В жизни, на первый взгляд, простая веселая ситуация может оказаться на самом деле очень серьезной, поэтому всегда нужно оставаться бдительным и принимать самостоятельные разумные решения. Подумайте об этом.

СЛАЙД № 13 Человек может прожить долгое время и даже не подозревать о том, что он - ВИЧ-инфицированный. Он будет вести обычный образ жизни, т.е. может заражать других людей, т.к. признаки не выражены. Он вполне дееспособен и выглядит так же, как мы с вами. Этот период часто называют “бессимптомным”, скрытым и длится от 2 до 12 лет. Но период ожидания вируса однажды заканчивается, иммунитет не справляется и наступает болезнь, называемая СПИД.

В стадии СПИДа у больного развиваются ряд симптомов: значительная потеря массы тела, повышение температуры, поносы, увеличение лимфоузлов, хронические кожные поражения, а также поражение нервной системы, что приводит к умственной деградации (слабоумию). На фоне нарастающего иммунодефицита присоединяются многочисленные бактериальные, вирусные и грибковые инфекции, протекающие крайне тяжело и неподдающиеся лечению. Чаще всего развиваются: туберкулез, пневмоцистная пневмония, саркома Капоши, кандидоз, герпес и т.д. Например, всем известная простуда на губах (герпес), легко поддающаяся лечению в обычных условиях, в стадии СПИДа приводит к смертельному исходу.

Чтобы не было поражено, и какая бы болезнь из выше перечисленных не прогрессировала – смерть 100%. ВИЧ-носителем можно быть очень долго, но СПИД-больным всего каких-то 1-2 года, максимум 3.

Пока никаких вакцин или методов излечения СПИДа не существует. Врачи только могут медикаментозно продлить жизнь ВИЧ-инфицированному.

При СПИДе итог один. Болезнь смертельна.

Многие известные люди помогают в борьбе со СПИДом. СЛАЙД №14

Элтон Джон, Боно и много других известных людей организовывают благотворительные концерты.

Шэрон Стоун проводит аукционы и приёмы для сбора средств на поиск вакцины против ВИЧ.

Ричард Гир помогает развивающимся странам начать открыто говорить о проблеме ВИЧ-спида.

Памела Андерсен и Кристина Агилера снялись в рекламе помады вива глэм, все средства от продажи которой идут на помощь ВИЧ-инфицированным.

Том Хэнкс, Ани Лорак и много других знаменитостей снимаются в социальной рекламе о ВИЧ-спиде.

И мы тоже не должны стоять в стороне, а должны делать то, что в наших силах. СЛАЙД №15-16

Зачем нам необходимо всё это знать? Почему мы не должны оставаться равнодушными? Ведь кажется это так далеко от нас. СЛАЙД№ 17-23

Вернёмся к конвертам. Найдём ошибки.

Учащиеся анализируют допущенные ошибки.

Учитель раздаёт буклеты по теме классного часа.

(Рефлексия, учащиеся делятся впечатлениями о классном часе)


Классный час разработан для обучающихся 10-11 классов.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_klassnogo_chasa_profilaktika_vich-infektsii.docx 103.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс методических разработок классных часов среди

Методическая разработка классного часа

Тараканова Анна Васильевна

МАОУ Бутурлинская средняя

имени В.И. Казакова

ул. Школьная, д. 2

Сегодня, несмотря на то, что человечество живет в условиях пандемии, то есть эпидемии мирового масштаба, уже третье десятилетие, несмотря на то, что в мире ежегодно публикуется о ВИЧ-инфекции/СПИДе около миллиона статей и книг, а радио и телевидение постоянно распространяют информацию о его опасности, заболевание СПИДом по-прежнему окутано пеленой мифов и гипотез, а молодые люди продолжают им заражаться и умирать… Поэтому следует знать картину распространения этого страшного заболевания. [1]

Цель: повысить уровень информированности у учащихся по проблеме ВИЧ – инфекции, формирование здорового жизненного стиля.

- дать достоверную информацию о том, что такое ВИЧ-инфекция и СПИД, о путях передачи ВИЧ, о стадиях заболевания;

- формировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием, о возможности предотвращения инфицирования;

- вызвать интерес к проблеме.

Классный час разработан для обучающихся 10-11 классов.

- Ребята, я рада приветствовать вас на нашем очередном классном часе.

- Скажите, пожалуйста, когда отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом? (Ответы детей)

- Этот день служит напоминанием о необходимости остановить глобальное распространение эпидемии ВИЧ/СПИДа.

- Что является Международным символом борьбы со СПИДом? (Ответы детей)

- 1 декабря проводится акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом. Цель акции - привлечение внимания к проблеме ВИЧ/СПИДа, информирование молодежи о степени опасности заражения и мерах предосторожности, развитие толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ (Слайд 3).

После того, как участники прочитали свои определения, социальный педагог подводит итоги и делает выводы (Слайд 5).

Социальный педагог (выводы):

Как передается и как не передается СПИД (Слайд 6).

- Ребята, середину 1981 года принято считать началом глобальной эпидемии СПИДа. Многочисленные случаи заболевания были констатированы среди определенных групп населения, а именно: наркоманов, использующих внутривенное введение наркотиков; людей, страдающих гемофилией и получающих терапию препаратами, полученными из крови доноров; людей, получивших донорскую кровь; новорожденных детей от матерей из какой-либо группы риска; сексуальных партнеров лиц, заболевших СПИДом.

Отсюда последовали закономерные выводы, что новое заболевание заразно, следовательно, имеется инфекционный агент и существует как минимум три пути передачи инфекции от человека человеку: через кровь, половой, от ВИЧ – положительной матери ребенку.

Другие передачи возбудителя – через воздух, воду, пищу – исключаются.

ВИЧ не передается:

  • при рукопожатиях;
  • при объятиях;
  • при использовании питьевыми фонтанчиками;
  • через посуду и столовые приборы;
  • через пищевые продукты;
  • через постельное и нательное белье;
  • через деньги;
  • через игрушки и предметы домашнего и школьного обихода;
  • через дверные ручки, поручни в транспорте, перила, спортивные снаряды;
  • при посещении бани, душа, при купании в бассейне;
  • при играх с домашними животными;
  • при уходе за больными.

Однако нужно помнить, что в тех случаях, когда при уходе за ВИЧ-инфицированным следует обязательно пользоваться средствами индивидуальной защиты (например, резиновые перчатки), потому что на коже рук могут быть трещины или ссадины, через которые ВИЧ способен попасть в организм человека, ухаживающего за больным.

ВИЧ также не может передаваться воздушно-капельным путем.

При трансмиссивном пути передачи (перенос ВИЧ клещами, комарами, вшами, клопами и другими) роль насекомых как переносчиков возбудителя не подтверждается. [3]

Разложить карточки на две группы: высокий риск, риска нет.

После того, как участники разместили карточки, социальный педагог подводит итоги и делает выводы о путях заражения ВИЧ/СПИДом.

Стадии заболевания ВИЧ-инфекции (Слайд 8).

Как и при любой другой инфекции, после заражения ВИЧ следует инкубационный (скрытый) период. Он может колебаться от 2-4 недель до несколько месяцев. Инкубационный период при классическом течении ВИЧ-инфекции завершается острой первичной инфекцией.

Продолжительность клинических проявлений острой ВИЧ-инфекции варьируется от нескольких дней до нескольких месяцев. Обычно она составляет 2 – 3 недели.

После стихания первичных проявлений в большинстве случаев наступает период стабилизации. Этот период может длиться несколько лет. Заболевший может и не знать о скрытой инфекционной болезни. Самочувствие обычно не нарушено. Но ВИЧ-инфицированные заразны для здоровых людей. В этот период отмечается медленное, постепенное снижение иммунитета. Затем наступает стадия вторичных проявлений. На фоне нарастающего иммунодефицита появляются вторичные заболевания.

ВИЧ/СПИД – это одна из важнейших проблем здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения).

После изготовления коллажа социальный педагог конструктивно проводит обсуждение работы.

Важно отметить, что такое творческое задание не только помогает мотивировать здоровый образ жизни, но и позволяет сплотить коллектив воспитанников, которые совместными усилиями преодолевают трудности.

Профилактика ВИЧ-инфекции (Слайд 10).

Для того чтобы оградить себя от ВИЧ-инфекции, вполне достаточно следовать общепринятым нормам гигиены и профилактики инфекционных заболеваний, учитывая специфику распространения ВИЧ-инфекции. Необходимо перекрыть все пути возможного попадания ВИЧ в организм:

- во-первых, во время половых актов необходимо использовать средства контрацепции;

- во-вторых, необходимо полностью исключить использование нестерильных шприцев, что преимущественно касается шприцевых наркоманов.

Молодые люди должны знать, что лучший способ избежать ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний - иметь отношения с единственным здоровым партнером. Необходимо избегать половых контактов с малознакомыми людьми, с людьми, вводящими наркотики внутривенно.

Если хочешь быть здоровым, помни:

- среди больных СПИДом наркоманы составляют 81,1%;

-количество людей, допускающее не медицинское потребление
наркотиков в России, достигло 10 млн. человек, среди которых
молодые люди в возрасте 18-25 лет -60%, 12-18 лет-25%;

-заразиться ВИЧ-инфекцией можно при использовании не
стерильных игл и шприцев, при использовании наркоманами одного и
того же шприца многими лицами;

-наркотики угрожают твоему здоровью, повышают риск
заражения ВИЧ-инфекцией;

-на сегодняшний день 75% случаев заражения ВИЧ происходит
при половом контакте;

- опасность заражения повышается с увеличением числа партнеров;

- идеальный случай - сохранение верности одному партнёру;

- алкоголь и наркотики снижают критическую оценку, что может послужить причиной вашего рискованного поведения;

- ежедневно от СПИДа умирает 8 тысяч человек;

- при желании каждый человек может пройти анонимное обследование. [5]

Проводится диагностика эффективности проведения системы профилактической работы с обучающимися (Приложение №2). [6]

Итоги классного часа.

Рефлексия (Слайд 11).

- Ребята, классный час подходит к концу. Теперь вы знаете об этом заболевании и сами должны позаботиться о своем здоровье. Важно помнить, что от вашего поведения зависит ваше здоровье и ваша жизнь. Всего доброго!

[1] Леви Д. Э. ВИЧ и патогенез СПИДА / Д. Э. Леви; пер. 3-го изд. с англ. Е. А. Монастырской; под ред. Г. А. Игнатьевой. - Москва: Научный мир, 2010. - 734 с.

[2] Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход: методическое пособие / авт.-сост. О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. – 162 с.

[3] 3. Бочаров Е.Ф., О профилактике ВИЧ-инфицированности, Медицинская газета, №4 февраль 2001г.

[4] Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа: Учебно-методическое пособие для учителей образовательных учреждений /Быков А.А., Худякова Е.Н., Бочкарева Т.И., Шокурова Н.В. Самара: СИПКРО, 2002

[6] Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход: методическое пособие / авт.-сост. О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. – 162 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованный конкурс для педагогов с шуточными и серьезными заданиями.

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател.

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя".

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу.

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Задачи:

познакомить учащихся с проблемами СПИДа за рубежом и в нашей стране;

дать наиболее полное представление об иммунной системе человека;

дать элементарные представления о передаче ВИЧ-инфекции;

познакомить с профилактикой этого заболевания.

Оборудование: карта-таблица иммунной системы; таблица проникновения ВИЧ в организм человека; плакаты о профилактике СПИДа; брошюры.

Учитель : В 1988 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла решение - Всемирный день борьбы со СПИДом будет отмечаться ежегодно 1 декабря. В этот день необходимо довести до всеобщего сведения главную идею, что самая дешевая и эффективная мера борьбы с этой болезнью - санитарное просвещение и информирование населения.

Учитель зачитывает вопрос и просит ребят на него ответить, используя свои записи. Если есть необходимость, то учитель дополняет их ответы.

Вопросы (с предполагаемыми ответами).

1. Что такое СПИД?

СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.

Синдром - потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием.

Приобретенный - заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом.

Иммунодефицит - иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям.

Таким образом, СПИД - не болезнь в собственном смысле этого слова, он лишь создает условия для других инфекционных заболеваний.

2. Является ли СПИД заразным заболеванием?

СПИД является заразным заболеванием. СПИД – последняя (терминальная) стадия ВИЧ – инфекции. Вирус, попадая в другой организм, заражает его.

3. Кто такие вирусы?

Мельчайшие и вездесущие, лежащие на грани живого и неживого вирусы (от лат Virus – “яд”) иногда выделяют в отдельное царство Vira. По поводу их происхождения существует немало гипотез. Одни учёные считают, что вирусы – потомки бактерий. Структура, их упростилась в результате приспособления к паразитическому существованию. Другие предполагают, что далёкими предками вирусов были клеточные органоиды – митохондрии, хлоропласты и т. д. Наконец, третьи склонны рассматривать вирусы как часть генома – суммы всех генов нормального организма. Вирусы представляют неклеточную форму жизни. Они состоят из небольшого количества ДНК или РНК, заключенного в белковую оболочку. Вне клеток живых организмов вирусы жить не могут, поэтому, попадая во внешнюю среду, они переходят в кристаллическое состояние.

Однако каким бы ни был эволюционный путь вирусов, его результат оказался весьма впечатляющим: появились удивительно совершенные, чрезвычайно рационально устроенные суперпаразиты, которые “разбойничают” на внутриклеточном, генетическом уровне.

Открыт вирус русским ученым Ивановским Д. И. в 1892 году. Это был вирус табачной мозаики.

4. Какова структура вируса? Как вирус проникает в клетку? Как происходит его размножение (репликация)?

Все вирусы имеют два “лица”, т. е. существуют в двух формах. В форме покоящейся, или внеклеточной, - это вирионы – частицы, в состав которых обязательно входят нуклеиновая кислота (1 или 2 нити ДНК или РНК) и защищающая её белковая оболочка. Так устроены только простые вирусы.

У сложных вирусов вирион помимо этого минимального набора может содержать другие белки.

ВИЧ относится к группе ретровирусов. В состав этого вируса входят две нити РНК и фермент ревертаза, способный осуществлять обратную транскрипцию, т. е. передачу генетической информации от РНК к ДНК. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз выше, чем у вируса гепатита В. Инфекция начинается на клеточном уровне, когда вирус поражает Т-лимфоциты

Вся информация об устройстве вириона записана в нуклеиновой кислоте. ДНК может быть линейной или кольцевой. РНК чаще всего линейная, зато у некоторых вирусов она лежит в частице не одной длинной молекулой, а в виде набора кусочков – фрагментов. Каждый кусочек несёт свою часть генетической программы вируса. Количество наследственной информации у разных видов вирусов сильно отличается: от 3 генов до 200.

Проникновению вируса в цитоплазму клетки предшествует связывание его с особым белком – рецептором, находящимся на поверхности клетки. Специальный белок вируса “узнает” соответствующий рецептор на поверхности клетки. Участок поверхности клетки, к которому присоединился вирус, погружается в цитоплазму и превращается в вакуоль. Вакуоль, стенка которой состоит из цитоплазматической мембраны, может сливаться с другими вакуолями или ядром. Так вирус доставляется в любой участок клетки. У вирусов бактерий путь проникновения в клетку другой. Бактериофаг вводит полый стержень в клетку и выталкивает через него ДНК или РНК.

Стадии репликации вирусов.

Адсорбция – процесс прикрепления вируса к поверхности клетки.

Инъекция – проникновение внутрь вируса.

Репликация – за счет нуклеотидов, содержащихся в клетке.

Синтез вирусных белков (белков капсида и ферментов) – происходит на рибосомах клетки.

Сборка вирусных частиц – осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных нуклеиновых кислот и вирусных белков.

Выход вирусных частиц из пораженной клетки. У бактерий часто сопровождается лизисом (разрушением) клетки, у эукариот происходит путем выпячивания оболочки клетки и “выталкивание” вирусных частиц в окружающую среду. Новые частицы вируса, очутившись в окружающей среде, заражают новые клетки, и цикл развития вируса повторяется снова.

5. Однозначны ли понятия ВИЧ и СПИД?

ВИЧ (Вирус Иммунодефицита Человека) – это вирус, который передаётся от человека к человеку определёнными путями и вызывает нарушение функций или разрушение иммунной системы организма человека.

ВИЧ – инфекция – это заболевание, возникающее при проникновении в организм человека вируса иммунодефицита.

СПИД – это сокращение от Синдрома Приобретённого Иммунного Дефицита. Это последняя (терминальная) стадия ВИЧ – инфекции.

6. Как передаётся ВИЧ – инфекция?

Вирус иммунодефицита может попасть в организм человека только :

1. При незащищённом половом контакте с ВИЧ-инфицированным или больным СПИДом.

2. При попадании крови ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом в организм здорового человека.

3. От ВИЧ-инфицированной или больной СПИДом матери – ребёнку. Это может произойти во время беременности, родов и кормления материнским молоком.

4. ВИЧ распространяется при половых контактах (как гомо-, так и гетеросексуальных).

5. При переливании донорской крови.

6. При использовании плохо простерилизованных медицинских инструментов.

Считается, что через воздух, воду, пищу, укусы насекомых ВИЧ не передается.

7. Как ВИЧ переходит в стадию СПИДа?

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) является поздней стадией ВИЧ-инфекции (вируса иммунодефицита человека). Через несколько недель после заражения ВИЧ иногда повышается температура, увеличиваются лимфатические узлы, появляются красные пятна на коже. Но такие признаки бывают не всегда, а если появляются, то быстро исчезают. Через несколько месяцев или лет снижается иммунитет. ВИЧ поражает главные клетки иммунной системы — лимфоциты. В результате СПИД проявляется в виде опухолей, либо инфекций. Через 3-10 лет после заражения человек может умереть.

8. Может ли единичный контакт привести к заражению?

Да, может. Если это будет половой контакт без презерватива или, это будет инъекция нестерильным шприцом, т. е. шприцом, которым пользовался ВИЧ – инфицированный или больной СПИДом.

9. Какие группы населения наиболее подвержены риску заражения?

Наиболее подвержены риску заражения: наркоманы и люди, которые ведут беспорядочную половую жизнь, т. е. часто меняющие половых партнеров с незащищенным сексом.

10. Через какое время человек может определить, инфицирован он или нет?

У каждого человека проявление болезни может происходить по разному: от 2-3 недель до 6-12 месяцев (в среднем – через 3 месяца).

11. Что такое тест на ВИЧ?

Поставить диагноз ВИЧ-инфекции может только врач на основании клинических данных и положительного лабораторного исследования крови на вирус иммунодефицита.

Уже через 5 дней после заражения в крови появляются специфические антитела против вируса ВИЧ, которые можно обнаружить. Эта реакция проявляется наиболее ярко между второй и седьмой неделями.

Человек сдает кровь из вены, её отвозят на станцию переливания крови (там есть лаборатория СПИДа). Сам тест очень сложный, но длится всего несколько минут. Тестом определяется в крови человека наличие специфических белков (антител) на присутствие в организме вируса СПИДа. Результат теста может быть положительным (если такие антитела присутствуют) или отрицательным (если таких антител нет). Положительный результат теста свидетельствует о том, что человек болен.

12. Что такое период “окна”?

Период “окна” (инкубационный период) – время от момента заражения до появления первых симптомов заболевания или до появления лабораторных признаков заболевания (защитных белков в крови). Длится этот период от 2-3 недель до 6-12 месяцев (в среднем 3 месяца).

13. Можно ли по внешнему виду определить, заражен человек ВИЧ или нет?

Вирус может находиться в организме десять и более лет, прежде чем человек почувствует какие-либо симптомы заболевания. В течение этого периода человек может выглядеть и чувствовать себя абсолютно здоровым, но при этом может передать этот вирус другим.

- можно получить ВИЧ, даже не подозревая этого;

- можно передать ВИЧ другим, не зная об этом.

14. Каковы клинические проявления СПИДа?

Инфицирование ВИЧ ещё не означает заболевание СПИДом. У большинства зараженных людей в течение 3-5 лет, а у многих даже до 12 лет протекает стадия бессимптомного вирусоносительства, во время которой носитель опасен, т. к. может заразить других.

У многих зараженных развивается “симптомокомплекс, родственный СПИДу” (ARC - AIDS - related comlpex), который проявляется увеличением лимфоузлов, поносом, лихорадкой, ночным потом, стоматитом, целым рядом инфекций (грибки, герпес). Чем дальше длится этот симптомокомплекс, тем больше риск развития активной формы СПИДа.

Проявления СПИДа разнообразны: поражение центральной нервной системы (вплоть до хронического менингита и слабоумия), а также лейкозы и образование опухолей.

15. Всегда ли у ВИЧ-инфицированного развивается СПИД?

Однозначно, всегда. Если человек инфицирован, это ещё не значит, что у него сразу разовьётся СПИД, но разовьётся обязательно. Вирус может находиться в организме до 10 лет и более, он постепенно разрушает иммунную систему, и, в конце концов, она становится такой слабой, что у человека появляются серьёзные проблемы со здоровьем.

16. Следует ли опасаться общения в быту с людьми, заражёнными СПИДом?

Опасаться общения с людьми , больными СПИДом, не стоит.

- ВИЧ-инфекция не передаётся в быту.

- Невозможно заразиться, пользуясь с ВИЧ – инфицированными общей посудой, туалетом, плавая с ними в одном бассейне, здороваясь и обнимаясь.

17. Почему ВИЧ может жить только в организме человека?

ВИЧ может жить только в организме человека, так как вирус способен взаимодействовать только с клетками человека, в которых присутствуют специфические белки, не свойственные для животных.

18. Можно ли предупредить заражение ВИЧ при половом контакте?

Предупредить заражение ВИЧ при половом контакте можно если:

У Вас будет постоянный половой партнёр;

Вы будете пользоваться презервативом (презерватив обязательно должен покупаться в аптеках и стоить он должен не менее 10 рублей за штуку, а не за пачку).

19. Почему возникают случаи дискриминации ВИЧ-инфицированных?

Случаи дискриминации ВИЧ-инфицированных возникают из-за того, что большинство людей испытывают просто “животный” страх перед этим заболеванием и из-за незнания истинных путей передачи и профилактики ВИЧ-инфекции.

20. В каком году был обнаружен вирус СПИДа?

Эпидемия ВИЧ впервые возникла в начале 70-х гг. XX в. , а вирус был обнаружен в 1985 г. (по другим источникам в1983 году). К 2005 г. в мире умерло от СПИДа около 20 млн человек, а заражены ВИЧ около 40 млн жителей планеты.

21. В какой стране это произошло?

СПИД впервые был обнаружен в США в 1981 году. В 1981 г. среди группы жителей Сан-Франциско (США) были обнаружены люди, больные странными и редкими формами воспаления лёгких и различных опухолей. Заболевание заканчивалось смертью. Как выяснилось, у этих больных был резко ослаблен иммунитет (защитные свойства) организма. Людей начали убивать самые разнообразные микробы, в обычных условиях вызывающие лишь лёгкое недомогание. Болезнь назвали СПИДом (синдромом приобретённого иммунодефицита).

Как только клиническая картина нового заболевания была описана в медицинской литературе, стали приходить сообщения о больных в других странах.

Уже в 1983 году был выделен вирус, ныне известный как вирус

иммунодефицита человека или ВИЧ. Честь открытия принадлежит Люку Монтанье (Франция) и Роберту Галло (США). Методы анализа крови для обнаружения ВИЧ (по наличию антител к нему) были разработаны в 1985 году.

Постепенно эпидемия новой болезни распространилась по всему миру. Возбудители болезни — вирусы — были одновременно открыты биологами Монтанье во Франции и Галло в США в 1983 г. Позднее вирусы СПИДа человека и похожие на них были обнаружены у четырёх видов обезьян. Для человека опасны вирусы шимпанзе (СПИД-1) и дымчатого мангобея (СПИД-2).

22. Существуют ли какие-либо способы лечения ВИЧ-инфекции?

До сих пор медицина не может найти лекарство против СПИДа. Существующие средства могут только поддержать здоровье и замедлить течение болезни, но не прекратить её совсем. Создание же вакцин против СПИДа — дело, по-видимому, столь же сложное, как и создание вакцин против гриппа, ввиду большой изменчивости вируса. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз выше, чем у вируса гепатита В.

Лечение пока малоэффективно (основной препарат — азидотимидин).

Поскольку надежных лекарственных препаратов для лечения СПИДа до сих пор нет, смертельный исход для всех этих людей практически предопределен.

В рамках реализации “Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения” на профилактику и борьбу с ВИЧ/СПИДом выделено 3,1 млрд. рублей. Деньги будут направлены на профилактику и лечение ВИЧ – инфицированных.

23. В чём состоит сложность лечения ВИЧ-инфекции?

АнтиСпид-препараты воздействуют на определенные ферменты вируса, в связи с чем прекращается его размножение. К сожалению, полностью излечить больного с помощью лекарства пока невозможно. Дело в том, что вирус СПИДа встраивается в геном клетки различных органов и его оттуда не вытащить. С помощью препаратов можно добиться того, чтобы вирус исчез из крови. Свободных частиц нет, он не заражает новые клетки, но все равно сохраняется в организме; и как только прием препарата прекращается, вновь появляется в крови.

24. Какие методы, на Ваш взгляд, могут быть использованы для профилактики распространения ВИЧ-инфекции в городе?

Основные методы профилактики – медикам надо чаще выходить с лекциями и беседами в школы, на предприятия. Говорить с детьми надо доступным языком и в небольших группах. Больше выпускать красочных плакатов и буклетов о возможных путях заражения СПИДом. В лекциях и беседах основной упор надо делать на правильное половое воспитание, ограничение числа половых партнеров, использование презервативов; использование шприцев, игл, систем для трансфузии разового пользования; тщательная стерилизация медицинских инструментов; проведение массовых обследований на ВИЧ-инфекцию.

В Российской Федерации установлена уголовная ответственность за заведомое подставление другого лица в опасность заражения, а также за заражение заболеванием СПИД (ВИЧ-инфекцией).

Используемая литература и другие источники.

1. Билич Г. , Назарова Л. Медицинская популярная энциклопедия. Человек и его здоровье. Москва: ВЕЧЕ, 1997.

2. Богданова Т. Л. , Солодова Е. А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.

3. Информационный бюллетень городской поликлиники № 5. Врач-эпидемиолог Консультативно-диагностического кабинета Никулина Людмила Карловна, 2006.

4. Фадеева Г. А. Международные экологические акции в школе. 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2005.

5. Федорова М. З. , Кучменко В. С. , Лукина Т. П. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М. : Вентана-Граф, 2004.

6. Энциклопедия для детей. т. 2. Биология. – 5-ое изд. ,перер. и доп. / Глав. редактор М. Д. Аксёнова. – М. : Аванта+, 2001.

7. Энциклопедия Кирилла и Мефодия (компьютерный вариант), 2007.

8. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М. : Издательство “Первое сентября”, 2001.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции