Государственные единовременные пособия при заражении вич

В целях реализации указанного закона Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1997 г. N 757 "О государственных единовременных пособиях работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей и членам семей работников указанных категорий в случае их смерти" были утверждены:

ü правила назначения и выплаты государственных единовременных пособий работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей и членам семей работников указанных категорий в случае их смерти;

ü перечень предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа в которых дает право на получение государственных единовременных пособий работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей;

ü перечень категорий работников предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, которые осуществляют диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных или работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, имеющих право на получение государственных единовременных пособий в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (о монетизации льгот) началось разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с нормами этого закона субъектам Российской Федерации переданы полномочия по финансовому обеспечению многих видов социальных пособий. К их числу отнесены также вопросы предоставления пособий, связанных с заражением вирусом иммунодефицита человека. В связи с этим размеры пособий устанавливаются правовыми решениями каждого субъекта Российской Федерации.

Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних

ВИЧ-инфицированным - несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются социальная пенсия, пособие и предоставляются меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными - несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Родители (законные представители), дети которых являются ВИЧ-инфицированными, имеют право на:

· совместное пребывание с ребенком в возрасте до 18 лет в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях с выплатой за это время пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании;

· сохранение непрерывного трудового стажа за одним из родителей (законным представителем) ВИЧ-инфицированного - несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного возраста;

· время ухода за ВИЧ-инфицированным - несовершеннолетним включается в общий страховой стаж.

Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных ВИЧ в результате ненадлежащего исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей медицинскими работниками медицинских организаций производится в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и другие меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

– 4 –

Дата добавления: 2015-03-11 ; просмотров: 2309 . Нарушение авторских прав

Правила предусматривают назначение таких единовременных пособий работникам предприятий, учреждений и организаций, указанных в соответствующих перечнях, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении ими своих служебных обязанностей, а также в случае установления инвалидности, причиной которой явилось заражение вирусом иммунодефицита человека при исполнении ими своих служебных обязанностей. Пособие устанавливается, кроме того, членам семей работников, заразившихся при исполнении своих служебных обязанностей вирусом иммунодефицита человека и умерших от заболеваний, связанных с развитием ВИЧ-инфекции.

Размер единовременного пособия каждого члена семьи работников, заразившихся при исполнении своих служебных обязанностей вирусом иммунодефицита человека и умерших от связанных с развитием ВИЧ-инфекций заболеваний, составляет с 1 января 2001 г. 30 000 руб. При этом круг членов семьи, имеющих право на пособие, определяется по правилам ст. 50 и 51 Закона 1990 г.

Правила назначения и выплаты государственных единовременных пособий указанным категориям работников и членам их семей утверждены постановлением Правительства РФ от 20 июня 1997 г. № 757.

Факт заражения ВИЧ-инфекцией, а также причина заражения и его связь с исполнением работником служебных обязанностей устанавливаются специализированным лечебно-профилактическим учреждением государственной или муниципальной системы здравоохранения, занимающимся вопросами ВИЧ-инфекции совместно с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Для получения государственного единовременного пособия граждане, имеющие право на его получение, обращаются с заявлением в орган здравоохранения субъекта РФ по месту жительства.

К заявлению прилагаются:

медицинская справка установленной формы, подтверждающая факт заражения ВИЧ-инфекцией (подлинник);

акт эпидемиологического расследования причины заражения ВИЧ-инфекцией и связи этого заражения с исполнением работником своих служебных обязанностей, составленный по форме, установленной Минздравом (подлинник);

справка с места работы, подтверждающая, что заявитель в момент, когда произошло заражение, являлся работником предприятия, учреждения или организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, осуществляющим диагностику или лечение ВИЧ-инфицированных, предприятия (производства), научно-исследовательской организации, другой организации, работа в которой связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Члены семей работников, имеющие право на получение государственного единовременного пособия, прилагают к заявлению следующие документы:

копию медицинской справки установленной формы, подтверждающей факт заражения ВИЧ-инфекцией лица, умершего от связанных с ВИЧ-инфекцией заболеваний;

копию акта эпидемиологического расследования причины заражения ВИЧ-инфекцией и связи этого заражения с исполнением работником своих служебных обязанностей, составленного по форме, установленной Минздравом РФ;

справку с места работы, подтверждающую, что умерший в момент, когда произошло заражение, являлся работником предприятия, учреждения или организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, предприятия (производства), научно-исследовательской организации, другой организации, работа в которой связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;

копию свидетельства о смерти лица, заразившегося ВИЧ-инфекцией при исполнении своих служебных обязанностей.

При необходимости могут быть затребованы другие документы.

Датой подачи заявления считается день представления документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выплате государственного единовременного пособия. Заявителю выдается расписка о приеме заявления и приложенных к нему документов.

Орган здравоохранения субъекта РФ в течение месяца со дня поступления документов принимает решение о выплате государственного единовременного пособия или об отказе в его выплате. При отказе в выплате пособия орган здравоохранения сообщает заявителю об этом в 2-недельный срок с объяснением причин отказа.

Выплата пособия производится органом здравоохранения субъекта РФ по месту жительства заявителя в месячный срок со дня подачи заявления за счет средств федерального бюджета.

Государственные единовременные пособия, выплаченные гражданам в соответствии с представленными ими документами с неверными сведениями, а также в результате сокрытия ими данных, влияющих на назначение пособия, подлежат возмещению указанными гражданами, а при отказе от добровольного возмещения -- взыскиваются в судебном порядке.

Государственные единовременные пособия подлежат назна­чению и выплате:

50. работникам предприятий, учреждений и организаций госу­дарственной и муниципальной систем здравоохранения, осу­ществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материала­ми, содержащими вирус иммунодефицита человека (далее именуются — работники), в случае заражения вирусом им­мунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей;

51. работникам в случае установления инвалидности, причи­ной которой явилось заражение вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей;

52. членам семей работников, заразившихся при исполнении своих служебных обязанностей вирусом иммунодефицита человека и умерших от заболеваний, связанных с развити­ем ВИЧ-инфекции.

Указанные государственные единовременные пособия назна­чаются на основании установленного факта заражения ВИЧ-ин­фекцией при исполнении работником своих служебных обязанно­стей.

Факт заражения ВИЧ-инфекцией, а также причина заражения и его связь с исполнением работником служебных обязанностей устанавливаются специализированным лечебно-профилактическим учреждением государственной или муниципальной систем здра­воохранения, занимающимся вопросами ВИЧ-инфекции со­вместно с центром государственного санитарно-эпидемиологичес­кого надзора.

Для получения государственного единовременного пособия лица, имеющие право на получение, обращаются с заявлением в орган здравоохранения субъекта Российской Федерации по месту жительства.

К заявлению прилагаются:

• медицинская справка установленной формы, подтверждаю­щая факт заражения ВИЧ-инфекцией (подлинник);

• акт эпидемиологического расследования причины зараже­ния ВИЧ-инфекцией и связи этого заражения с исполнени­ем работником своих служебных обязанностей, составлен­ный по форме, установленной Министерством здравоохра­нения Российской Федерации (подлинник);

• справка с места работы, подтверждающая, что заявитель в момент, когда произошло заражение, являлся работником предприятия, учреждения или организации государствен­ной или муниципальной системы здравоохранения, осуще­ствляющим диагностику или лечение ВИЧ-инфицирован­ных, предприятия (производства), научно-исследователь­ской организации, другой организации, работа в которой связана с материалами, содержащими вирус иммунодефи­цита человека.

Члены семей работников, имеющие право на получение государственного единовременного пособия, прилагают к заявлению следующие документы:

53. копия медицинской справки установленной формы, под­тверждающая факт заражения ВИЧ-инфекцией лица, умер­шего от связанных с ВИЧ-инфекцией заболеваний;

54. копия акта эпидемиологического расследования причины за­ражения ВИЧ-инфекцией и связи этого заражения с испол­нением работником своих служебных обязанностей, состав­ленного по форме, установленной Министерством здраво­охранения Российской Федерации;

55. справка с места работы, подтверждающая, что умерший в момент, когда произошло заражение, являлся работником предприятия, учреждения или организации государствен­ной или муниципальной системы здравоохранения, осуще­ствляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных,
предприятия (производства), научно-исследовательской орга­низации, другой организации, работа в которой связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита чело­века;

56. копия свидетельства о смерти лица, заразившегося ВИЧ- инфекцией при исполнении своих служебных обязанностей.

При необходимости Могут быть затребованы другие докумен­ты.

Документы представляются заявителем лично либо через упол­номоченного на то представителя.

Датой подачи заявления считается день представления доку­ментов, необходимых для рассмотрения вопроса о выплате госу­дарственного единовременного пособия.

Заявление и прилагаемые к нему документы формируются в дело с составлением описи. Заявителю выдается расписка с пере­числением полученных от него документов.

Орган здравоохранения субъекта Российской Федерации в те­чение месяца со дня поступления документов принимает решение о выплате государственного единовременного пособия или об от­казе в его выплате.

В случае принятия решения об отказе в выплате указанного пособия орган здравоохранения субъекта Российской Федерации в 2-недельный срок сообщает заявителю о принятом решении в пись­менной форме с обязательным указанием причин отказа. Заяви­тель вправе обжаловать это решение в судебном порядке.

Выплата государственного единовременного пособия произ­водится органом здравоохранения субъекта Российской Федера­ции по месту жительства заявителя в месячный срок со дня пода­чи заявления за счет средств федерального бюджета.

Государственные единовременные пособия устанавливаются в следующих размерах:

• в случае выявления у работников заражения вирусом имму­нодефицита человека при исполнении своих служебных обя­занностей (без установления инвалидности) — 10 000 рублей;

• в случае заражения работников вирусом иммунодефицита че­ловека при исполнении своих служебных обязанностей, по­влекшего установление инвалидности;

• инвалиду I группы — 25 000 рублей;

• инвалиду II группы — 20 000 рублей;

• инвалиду III группы — 15 000 рублей;

Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 195 ; Нарушение авторских прав

Правила предусматривают назначение таких единовременных пособий работникам предприятий, учреждений и организаций, указанных в соответствующих перечнях, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении ими своих служебных обязанностей, а также в случае установления инвалидности, причиной которой явилось заражение вирусом иммунодефицита человека при исполнении ими своих служебных обязанностей. Пособие устанавливается, кроме того, членам семей работников, заразившихся при исполнении своих служебных обязанностей вирусом иммунодефицита человека и умерших от заболеваний, связанных с развитием ВИЧ-инфекции.

Размер единовременного пособия каждого члена семьи работников, заразившихся при исполнении своих служебных обязанностей вирусом иммунодефицита человека и умерших от связанных с развитием ВИЧ-инфекций заболеваний, составляет с 1 января 2001 г. 30 000 руб. При этом круг членов семьи, имеющих право на пособие, определяется по правилам ст. 50 и 51 Закона 1990 г. [209]

Правила назначения и выплаты государственных единовременных пособий указанным категориям работников и членам их семей утверждены постановлением Правительства РФ от 20 июня 1997 г. № 757.

Факт заражения ВИЧ-инфекцией, а также причина заражения и его связь с исполнением работником служебных обязанностей устанавливаются специализированным лечебно-профилактическим учреждением государственной или муниципальной системы здравоохранения, занимающимся вопросами ВИЧ-инфекции совместно с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Для получения государственного единовременного пособия граждане, имеющие право на его получение, обращаются с заявлением в орган здравоохранения субъекта РФ по месту жительства.

К заявлению прилагаются:

медицинская справка установленной формы, подтверждающая факт заражения ВИЧ-инфекцией (подлинник);

акт эпидемиологического расследования причины заражения ВИЧ-инфекцией и связи этого заражения с исполнением работником своих служебных обязанностей, составленный по форме, установленной Минздравом (подлинник);

справка с места работы, подтверждающая, что заявитель в момент, когда произошло заражение, являлся работником предприятия, учреждения или организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, осуществляющим диагностику или лечение ВИЧ-инфицированных, предприятия (производства), научно-исследовательской организации, другой организации, работа в которой связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Члены семей работников, имеющие право на получение государственного единовременного пособия, прилагают к заявлению следующие документы:

копию медицинской справки установленной формы, подтверждающей факт заражения ВИЧ-инфекцией лица, умершего от связанных с ВИЧ-инфекцией заболеваний;

копию акта эпидемиологического расследования причины заражения ВИЧ-инфекцией и связи этого заражения с исполнением работником своих служебных обязанностей, составленного по форме, установленной Минздравом РФ;

справку с места работы, подтверждающую, что умерший в момент, когда произошло заражение, являлся работником предприятия, учреждения или организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, предприятия (производства), научно-исследовательской организации, другой организации, работа в которой связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;

копию свидетельства о смерти лица, заразившегося ВИЧ-инфекцией при исполнении своих служебных обязанностей.

При необходимости могут быть затребованы другие документы.

Датой подачи заявления считается день представления документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выплате государственного единовременного пособия. Заявителю выдается расписка о приеме заявления и приложенных к нему документов.

Орган здравоохранения субъекта РФ в течение месяца со дня поступления документов принимает решение о выплате государственного единовременного пособия или об отказе в его выплате. При отказе в выплате пособия орган здравоохранения сообщает заявителю об этом в 2-недельный срок с объяснением причин отказа.

Выплата пособия производится органом здравоохранения субъекта РФ по месту жительства заявителя в месячный срок со дня подачи заявления за счет средств федерального бюджета.

Государственные единовременные пособия, выплаченные гражданам в соответствии с представленными ими документами с неверными сведениями, а также в результате сокрытия ими данных, влияющих на назначение пособия, подлежат возмещению указанными гражданами, а при отказе от добровольного возмещения — взыскиваются в судебном порядке.

Часто раскрытие диагноза приводит к тому, что женщина теряет работу и средства к существованию.

⌠Начальник мне сказал: ╚Извини, но о тебе уже все знают╩. Меня попросили уволиться■.

⌠На заводе у меня по отделам ходили. Заходили в отдел и говорили: такая-то болеет СПИДом. Я вернулась из больницы, на работе уже все знают. Некоторые боялись после меня даже в туалет зайти. Все меня обсуждали: одни говорили ‑ она с женатыми мужчинами спит, другие ‑ ее в больнице заразили. Наконец я не выдержала, ушла с этой работы■. [9]

В Международных руководящих принципах ООН ╚ВИЧ/СПИД и права человека╩ говорится: ╚127┘Государствам следует принять меры к обеспечению того, чтобы лицам, инфицированным ВИЧ и больным СПИДом разрешалось работать в течение всего периода, пока они в состоянии выполнять функциональные обязанности на рабочем месте┘ К подающему заявление о приеме на работу или работнику не должно предъявляться требование о предоставлении работодателю информации относительно его инфицированности ВИЧ┘ Обязательства государства предотвращать любые формы дискриминации на рабочих местах, в том числе на основании ВИЧ/СПИД, следует распространить и на частный сектор┘ 128┘ В подавляющем большинстве профессий и сфер деятельности выполняемая работа не связана с риском приобретения или передачи ВИЧ во время контактов между работниками, а также от работника к клиенту или от клиента к работнику ╩ [10] Последнее положение было подтверждено широкомасштабными исследованиями под эгидой Всемирной организации здравоохранения и Международной организации труда. [11]

Запрет на дискриминацию в сфере труда отражен и в российском законодательстве. Согласно статье 17 федерального закона о СПИДе "Запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных", "не допускаются увольнения с работы, отказ в приеме на работу. а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ - инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции. ". При этом, согласно статье 9 закона, ╚работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров╩.

Перечень профессиональных работников, которые обязаны проходить обследование на ВИЧ, приводится в постановлении правительства [12] ; он всключает следующие специальности:

а) врачи, средний и младший медицинский персонал центров по профилактике и борьбе со СПИДом, учреждений здравоохранения, специализированных отделений и структурных подразделений учреждений здравоохранения, занятые непосредственным обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работой с лицами, инфицированными вирусом иммунодефицита человека, имеющие с ними непосредственный контакт;

б) врачи, средний и младший медицинский персонал лабораторий (группы персонала лабораторий), которые осуществляют обследование населения на ВИЧ-инфекцию и исследование крови и биологических материалов, полученных от лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

в) научные работники, специалисты, служащие и рабочие научно-исследовательских учреждений, предприятий (производств) по изготовлению медицинских иммунобиологических препаратов и других организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Иными словами, обязательному обследованию подлежат работники, которые

а) лечат и обследуют пациентов с ВИЧ-инфекцией;

б) исследуют кровь и биоматериалы, содержащие ВИЧ;

в) работают на производствах, где используются ВИЧ-содержащие материалы.

Из содержания этого постановления можно сделать вывод, что оно защищает в первую очередь интересы работников, рискующих заразиться ВИЧ при исполнении своих профессиональных обязанностей. Логично предположить, что обследование на ВИЧ при поступлении на работу и периодических медицинских осмотрах призвано вовремя установить случаи производственного заражения и, в частности, решить вопрос о выплате компенсации (пособия) работникам, заразившимся ВИЧ на рабочем месте. Об этом говорится и в федеральном законе:

╚Статья 21. Государственные единовременные пособия

Работники предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей имеют право на получение государственных единовременных пособий╩.

Обратите внимание, что перечень специальностей, подлежащих обязательному медицинскому освидетельствованию, полностью совпадает с перечнем имеющих право на получение компенсации в случае заражения.═ Этим же профессиональным категориям, согласно Федеральному закону о СПИДе, предоставляются дополнительные льготы:

╚Статья 22. Льготы в области труда

Работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, выплачивается надбавка к должностному окладу, устанавливаются сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск за работу в особо опасных условиях труда╩.

Обязательное освидетельствование работников, таким образом, является звеном единого комплекса мер по защите интересов этих работников , куда входит контроль за состоянием их здоровья в связи с опасными условиями труда.

В Федеральном законе не сказано, каковы могут быть последствия выявления ВИЧ-инфекции у работников названных специальностей, в частности, могут ли они быть уволены. В свете вышесказанного отказ принять на работу или увольнение работника в связи с выявленной ВИЧ-инфекцией лишены смысла: ведь комплекс законодательных мер призван защитить интересы работника в ситуации опасности заражения, а если заражение уже произошло, этот вопрос автоматически снимается.

Тем не менее, в Правилах проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. ╧ 1017, разъясняется:

╚17. В случае выявления ВИЧ-инфекции у работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, эти работники подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации переводу на другую работу, исключающую условия распространения ВИЧ-инфекции . [13]

18. При отказе от прохождения обязательного медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции без уважительных причин работник подлежит дисциплинарной ответственности в установленном порядке╩.

Почему человек, заразившийся ВИЧ, ‑ неважно, каким путем, √ должен быть переведен на работу, ╚исключающую условия распространения ВИЧ-инфекции╩? Что значит ╚исключающую условия╩? Работу, где она/он не будет иметь контакта с ВИЧ-инфекцией? (Какая разница, ведь заражение уже произошло?) Или где от нее/него не заразятся другие? (Кто? ВИЧ-инфицированные пациенты или ╚материалы, содержащие вирус иммунодефицита человека╩?).

Несмотря на эту непоследовательность и неопределенность законодательных формулировок, совершенно ясны два момента:

при ВИЧ-инфекции уволить нельзя, можно лишь перевести на другую работу;

сдавать анализ на ВИЧ при поступлении на работу и при плановых медосмотрах должны лишь работники четко установленных специальностей, которые к тому же пользуются льготами по причине опасных условий труда.

Помимо этого ограниченного круга работников, по закону никто не обязан проходить обследование на ВИЧ по требованию работодателя. Также никому нельзя отказать в приеме на работу или уволить с работы на основании ВИЧ-статуса. В статье 5 п.2 Федерального закона "Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных" сказано: "Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом " [14] . Об этом говорит и статья 1(2) Федерального закона:

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Это означает, что никакие внутренние инструкции и ведомственные постановления не могут служить законным основанием для увольнения работника с ВИЧ-инфекцией, если ее или его специальность не входит в цитируемый выше правительственный перечень. Тем не менее, положения Федерального закона о СПИДе систематически и безнаказанно нарушаются как государственными, так и частными предприятиями.

Я медицинский работник, ВИЧ-положительная. Работаю на станции скорой медицинской помощи. Имеет ли право администрация моей больницы уволить меня по этой причине, несмотря на то, что я, выполняя свои прямые медицинские обязанности, принимаю исключительные меры предосторожности (обработка рук антисептиками, использование перчаток)?═ Чем мне руководствоваться (в смысле нормативно-правовой базы), отказываясь писать заявляение об уходе по собственному желанию, которое настойчиво требует от меня администрация? [15]

⌠Я работала продавцом, и мне должны были поменять медицинскую книжку. Я не смогла получить новую медкнижку,═ потому что там должен быть анализ на ВИЧ. В Макдональдсе, куда я пыталась устроиться, мне тоже сказали, что нужен анализ. ВИЧ-положительных═ не берут в Макдональдс, это я точно знаю. В моей СЭС ответили, что медкнижку мне не дадут. Я нигде не могу устроиться на работу по своей профессии, как продавец. Поэтому я пока не работаю, мы с бабушкой живем на ее пенсию■.

Согласно постановлению Главного санитарного врача Департамента госсанэпиднадзора г. Москвы, [16] ═ в 1997 году были выпущены новые санитарные книжки, где есть графа ⌠обследование на ВИЧ■, хотя, по словам руководителя отдела лицензирования Департамента госсанэпиднадзора В. И. Хизгияева, обследование на ВИЧ-инфекцию для получения санитарной книжки не является обязательным [17] . Если это обследование не является обязательным, для чего оно было включено в санитарную книжку?

Требование предоставить анализ на ВИЧ фактически лишает женщин с ВИЧ-инфекцией права работать в сфере торговли и общественного питания. Между тем женщины составляют более половины (62%) всех работников сферы торговли и общепита. Среди медицинских работников, которых также, в обход федерального закона, обязывают регулярно обследоваться на ВИЧ, женщины составляют 81%. [18] Противозаконное требование сдачи анализа на ВИЧ лишает большое число женщин, имеющих соответствующее образование и квалификацию, их конституционного права на выбор рода деятельности и профессии. [19]

Известно много примеров игнорирования работодателями положений федерального закона. Вот некоторые из них, выявленные в течение одного только 1998 года:

Гостиница ⌠Националь■ обязывает всех своих сотрудников (более 2 000) проходить обследование на ВИЧ при оформлении на работу и в дальнейшем при регулярных медицинских осмотрах. [20]

Комбинат общественного питания ЦБ РФ, столовая ╧ 5 обязывает всех сотрудников обследоваться на ВИЧ.

ЗАО═ ⌠Торгсин-Маркет■ обязывает поваров периодически проходить тест на ВИЧ.

Московский индустриальный банк (!) при отказе от обследования на ВИЧ лишает сотрудников премии (. ).

Ведомственные инструкции также идут вразрез с федеральным законодательством. Так, по приказу Министерства путей сообщения [21] обязательному медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию предварительно (при поступлении на работу) и периодически (1 раз в год) подлежат:

‑ начальники и проводники пассажирских поездов дальнего следования;

‑ работники, обслуживающие рефрижераторные поезда и секции (начальники, механики и др.);

‑ работники вагонов - ресторанов╩. [22]

Не оправданное с санитарно-эпидемиологической точки зрения, незаконное с точки зрения международных и российских правовых норм ограничение на профессиональную деятельность людей с ВИЧ-инфекцией создает ситуацию, когда многие из получивших этот диагноз автоматически лишаются средств к существованию и возможности реализовать себя в избранной специальности. В особой степени эта дискриминационная практика коснулась женщин, работающих в медицине, торговле, на транспорте и в сфере обслуживания.

[9] Интервью с ВИЧ-положительной женщиной из Московской области, 1996 г.

[10] ВИЧ, СПИД и права человека. Международные руководящие принципы. ООН. Нью-Йорк и Женева, 1998 г.

[11] Consultations on AIDS and the Workplace (World Health Organization, in association with the International Labour Organization), Geneva, 1988, sect. II, Introduction.

[12] Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 877 ⌠Об утверждении перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров■.

[15] Из письма ВИЧ-положительной женщины на Интернет-сайт Российского фонда ╚ИМЕНА╩, январь 2000 г. Сотрудники служб ╚скорой помощи╩ не входят в правительственный список специальностей, подлежащих обязательному обследованию. Не имея законных оснований для увольнения сотрудницы, администрация вынуждает ее уйти по собственному желанию.══

[16] Постановление ⌠О внеочередной гигиенической аттестации декретированного контингента и введении личных медицинских книжек единого образца в городе Москве■ ╧ 6 от 31.03.97г.

[17] Доклад ╧2 ╚Нарушения прав граждан Российской Федерации в контексте эпидемии СПИДа╩, осень 1998 г., Российский фонд ╚ИМЕНА╩.

[18] " Социальное положение и уровень жизни населения России" М.,Госкомстат, 1998, с.57

[19] Конституция РФ, ╚Статья 37: 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию╩.

[20] Доклад ╧1 ╚Нарушения прав граждан Российской Федерации в контексте эпидемии СПИДа╩, весна 1998 г., Российский фонд ╚ИМЕНА╩.

[21] Указание Министерства путей сообщения РФ ⌠О порядке проведения медицинских осмотров на ВИЧ-инфекцию отдельных профессиональных групп железнодорожников■ ╧ Б-166у от 19.02.96 г.

[22] Доклад ╧2 ╚Нарушения прав граждан Российской Федерации в контексте эпидемии СПИДа╩, осень 1998 г., Российский фонд ╚ИМЕНА╩

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции

Читайте также:
  1. II.5.2) Порядок образования и общие черты магистратуры.
  2. III.1.2) Порядок уголовного судопроизводства.
  3. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  4. Lamblia intestinalis и лямблиоз человека.
  5. Trypanosoma cruzi и болезнь Чагаса человека.
  6. VIII.1.1) Понятие, реквизиты и основания обязательства.
  7. Агнатское и когнатское родство.Порядок счета родства.
  8. Адвокат, статус адвоката и порядок его приобретения.
  9. Адвокатские образования, порядок их создания и организация работы.
  10. Административный порядок обжалования