Если одно из лиц вступающих в брак скрыло от другого лица наличие вич

Новая редакция Ст. 15 СК РФ

1. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.

2. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют врачебную тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.

3. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последнее вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным (статьи 27 - 30 настоящего Кодекса).

Комментарий к Статье 15 СК РФ

1. Не допускается отказ в регистрации брака по медицинским основаниям. Законодательно оформленный отказ лицам, страдающим определенными заболеваниями, передающимися по наследству, не смог бы решить проблему, поскольку возможно появление детей и вне брака.

Вместе с тем осведомленность будущих супругов о взаимном состоянии здоровья является весьма важным. В связи с этим в комментируемой статье содержится норма, устанавливающая возможность лиц, вступающих в брак, пройти добровольное медицинское обследование.

Кроме того, указанные лица могут пройти консультирование по вопросам планирования семьи, в том числе и по медико-генетическим вопросам. По его результатам врач-генетик выдаст заключение, на основании которого можно будет сделать вывод о генетическом риске рождения ребенка, имеющего врожденные или наследственные патологии. Особенно это необходимо в тех случаях, когда у одного из будущих родителей или их близких родственников есть наследственные заболевания, у будущей мамы рождались дети с врожденными пороками и болезнями, передающимися по наследству, будущие родители имеют несовместимые группы крови и разные резус-факторы, будущие родители являются кровными родственниками и в ряде других случаев.

Однако проблема медицинского обследования будущих супругов представляет определенные трудности, поскольку возникает целый ряд вопросов. В частности, допустимо ли в принципе вмешательство в личную жизнь граждан, при наличии каких заболеваний следует принудительно ограничивать деторождение, возможна ли медицинская стерилизация в случае прогноза рождения абсолютно физически и психически неполноценного потомства, каким должен быть порядок принятия решения о запрете рождения психически и физически нездоровым гражданином ребенка и др.

2. Результаты медицинского обследования составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. Согласно ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан под медицинской (врачебной) тайной понимается информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении.

Таким образом, законодатель закрепил предусмотренную ст. 31, 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан приоритетную защиту прав на медицинскую (врачебную) тайну лица, прошедшего такое медицинское обследование. Однако нельзя не обратить внимания на то, что комментируемая статья вступает в противоречие со ст. 1 Семейного кодекса РФ, предусматривающей приоритетную защиту семьи. Это обусловлено тем, что наличие некоторых заболеваний у будущих супругов может поставить под угрозу жизнь и здоровье не только другого супруга, но и будущего потомства.

3. Нельзя не обратить внимания на то, что в п. 3 комментируемой статьи по своим правовым последствиям венерические заболевания приравнены к ВИЧ-инфекции, что не совсем правильно, поскольку все венерические заболевания излечимы, тогда как ВИЧ-инфекция - нет. В связи с этим следует учитывать, что, если один из вступающих в брак не был осведомлен о наличии у другого вступающего в брак этого опасного заболевания, он вправе не только требовать признания заключенного впоследствии брака недействительным, но и имеет основание рассчитывать на уголовное преследование недобросовестного супруга, поскольку факт заключения подобного брака представляет собой состав преступления, предусмотренного ст. 122 "Заражение ВИЧ-инфекцией" УК РФ. Согласно этой статье заведомое постановление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Другой комментарий к Ст. 15 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Пункт 1 ст.15 СК РФ устанавливает принципы добровольности и бесплатности медицинского обследования и консультирования лиц, вступающих в брак. Такое обследование и консультирование может быть проведено лишь по личному заявлению каждого из вступающих в брак и только в отношении этого лица. Совместное обследование возможно лишь при достижении вступающими в брак соглашения о таком обследовании.

2. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют его личную медицинскую тайну. Ее незаконное разглашение влечет возникновение у потерпевшего права на компенсацию причиненного морального вреда (ст.151,1099-1101 ГК РФ).

3. Предусмотренный в п.3 ст.15 СК РФ перечень сведении, сокрытие которых от будущего супруга влечет возникновение у последнего права требовать признания брака недействительным, является исчерпывающим. Сокрытие сведений предполагает осведомленность вступающего в брак о наличии у него в момент вступления в брак венерической болезни или ВИЧ-инфекции и умышленное несообщение будущему супругу об этом обстоятельстве. Мотивы сокрытия этих сведений не имеют правового значения для целей применения п.3 ст.15 СК РФ. О признании брака недействительным см. ст.27-30 СК РФ и комментарий к ним.

1. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.

2. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют врачебную тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.

3. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последнее вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным (статьи 27 - 30 настоящего Кодекса).

Комментарии к ст. 15 СК РФ

1. Комментируемая статья предоставляет лицам, вступающим в брак, право на медицинское обследование. Следует отметить, что правила данной статьи в семейное законодательство введены только СК РФ. Ранее право на медицинское обследование лиц, вступающих в брак, не было закреплено, хотя ст. 150 КоБС предусматривала: орган загса, принявший заявление, обязан удостовериться, что лица, вступающие в брак, взаимно осведомлены о состоянии здоровья друг друга.

Введение СК РФ института медицинского обследования лиц, вступающих в брак, имеет важное значение, поскольку неосведомленность о состоянии здоровья будущих супругов может привести к различным негативным последствиям как для здоровья другого супруга, так и для здоровья будущего потомства.

Право на медицинское обследование является субъективным правом лиц, вступающих в брак. Следовательно, оно может быть реализовано только по желанию и с согласия самих будущих супругов. Данное право осуществляется путем организации специализированными учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения медицинского обследования, а также организации консультирования по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи. Указанные мероприятия должны проводиться по месту жительства лиц, вступающих в брак.

Пункт 1 комментируемой статьи основывается на положениях ст. 22 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Указанная статья предусматривает, что каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства. Однако следует отметить, что на практике право на бесплатное медицинское обследование лиц, вступающих в брак, осуществляется далеко не всегда, что зависит от различных причин, и в первую очередь от экономических.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает ограничение на получение другими лицами информации о результатах состояния здоровья лица, прошедшего медицинское обследование. Результаты обследования лица, вступающего в брак, могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. Данное ограничение не должно рассматриваться как нарушение прав и интересов другого будущего супруга, поскольку в соответствии со ст. 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным ст. 61 настоящих Основ (в частности, в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством и т.д.).

3. Пункт 3 комментируемой статьи, в случае намеренного сокрытия лицом, вступающим в брак, наличия у него ВИЧ-инфекции или венерической болезни, предоставляет право другому супругу требовать признания брака недействительным. В соответствии с п. 4 ст. 169 СК РФ, а также ст. 181 ГК РФ срок для предъявления такого иска - один год с момента, когда супруг узнал или должен был узнать о сокрытии другим супругом своего заболевания. Установленная норма имеет важное значение для соблюдения прав и законных интересов добросовестного супруга, поскольку хроническое заболевание недобросовестного супруга, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), создает угрозу для его здоровья. В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица, т.е. в данном случае - супруга (будущего супруга) (ст. 122 УК РФ). Это касается и выявления венерических болезней (ст. 121 УК РФ).

Институт "недееспособности" существует у нас давно, еще с советских времен. Граждане признаются недееспособными в судебном порядке, поскольку, с точки зрения закона, они "не способны понимать значение своих действий и руководить ими". Как следствие, признается, что такой человек не способен выступать самостоятельной стороной в гражданском обороте, не способен заключать сделки (в том числе, напимер, купить в киоске булочку, доехать на общественном транспорте до колледжа, организовать досуг, без сопровождения выйти из дому); не способен отвечать за свои действия.

В этом случае он не несет ответственности и не имеет прав, они с него снимаются. Ему назначается опекун, который представляет его во всех гражданских правоотношениях (в том числе, заключает за него сделки), защищает его права, отстаивает его интересы перед третьими лицами и перед государством.

Последствия для жизни человека, признанного недееспособным, таковы:

  • Гражданин теряет право совершить сделку (по заявлению опекуна она может быть признана ничтожной), любая сделка от его имени совершается опекуном.
  • Гражданин теряет правовступать в брак, воспитывать детей, быть усыновителем, избирать и быть избранным, участвовать в деятельности общественных объединений, заниматься определенными видами трудовой деятельности и т.д.
  • Возможности реализации прав зависят от опекуна – за исключением вопросов получения медицинской помощи, представление своих интересов в суде по вопросам дееспособности (включая выбор представителя), а также решения вопросов, связанных с поступлением в организацию социального обслуживания, которые гражданин, лишенный дееспособности, вправе решать самостоятельно.
  • Защитить свои интересы самостоятельно гражданину крайне сложно: он не может подписать доверенность на представительство своих интересов в суде адвокатом или другим лицом - не опекуном; он может только сообщить об этом устно в предварительном заседании суда. Тем не менее, есть случаи, когда обращаться в суд может и сам недееспособный гражданин, даже без согласия опекуна.

Казалось бы, закон ставит человека с таким статусом в полную зависимость от опекуна. Однако с марта 2015 года права и обязанности опекуна в принятии решений "за подопечного" существенно изменились. Отныне опекун, принимая любые решения в отношени подопечного "за подопечного", обязан делать это, учитывая мнение (а в случае распоряжения имуществом - основываясь на мнении) подопечного, а при невозможности установления его мнения - с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности (п. 2 ст. 29; абз. 4 п. 3 ст. 36; п. 4. ст. 37 ГК).

Это означает, что совершая сделки и принимая иные решения даже "в интересах подопечного", опекун обязан предъявить, что:

- было исследовано и установлено мнение подопечного;

- решение опекуна согласуется с мнением подопечного;

- в случае если решение противоречит мнению и желаниям подопечного - привести убедительное обоснование необходимости принятия решения вразрез с мнением подопечного - в соответствии с интересами подопечного.

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляют (п. 3 ст. 34 ГК) органы опеки и попечительства. В соответствии с содержанием норм об учете мнения подопечного, орган опеки, давая согласие на совершение опекуном сделок от имени своего подопечного или проверяя отчеты опекуна об управлении его имуществом, должен выяснять интересы и предпочтения гражданина, признанного недееспособным или ограниченного в дееспособности, поскольку только на основании сопоставления интересов подопечного и действий опекуна можно оценить соответствие решения опекуна интересам подопечного и сделать тем самым вывод о надлежащем исполнении опекуном своих обязанностей. Это правило полностью применимо и к осуществлению опекунских обязанностей администрацией организации социального обслуживания или медицинской организации, выполняющей для данного гражданина опекунские функции.

В новом законе впервые установлен добровольный порядок осуществления социального обслуживания и предоставления социальных услуг.

Новации Гражданского кодекса, вступившие в силу с марта 2015 года, кардинально повысили ответственность опекунов и попечителей. Отныне опекуны и попечители обязаны заботиться о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими (абз. 3 п. 3 ст. 36 ГК). В случае развития такой способности у гражданина, признанного ранее недееспособным, его правовой статус может быть пересмотрен, и при наличии оснований он может быть признан ограниченно дееспособным вследствие психического расстройства – а это значительно менее ограничительный статус, чем "недееспособность", в этом случае над гражданином устанавливается попечительство, а не опека. Напомним, что до введения в действие новаций ГК на изменение статуса мог рассчитывать человек с психическим расстройством, лишь полностью восстановивший способность понимать значение своих действий или руководить ими – тогда рассматривался вопрос о восстановлении дееспособности.

Указанная новелла отражает понимание того, что дееспособность человека не является неизменной, она может изменяться и требует периодической оценки. Закон не определяет того, каким образом осуществляется забота о развитии или восстановлении дееспособности подопечного, однако ее целью, исходя из указанного Конвенцией принципа минимального ограничения дееспособности гражданина, должно быть расширение самостоятельности подопечного, то есть отмена ограничения в дееспособности - признание дееспособным либо ограничение в дееспособности как менее ограничительная альтернатива недееспособности.

Представляется, в связи с этим, что рекомендации по восстановлению (приобретению) самостоятельности должны содержаться в индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР), разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы, а также в индивидуальной программе предоставления социальных услуг (ИППСУ). Внесение таких рекомендаций в соответствующие документы, а также соответствующая помощь государства в их реализации - должны быть предметом заботы опекуна, добросовестно выполняющего свои обязанности и функции, независимо от того, является ли опекун физическим лицом либо опекунские функции выполняет организация.

Органы опеки и попечительства, в свою очередь, отныне должны следить (оценивать), осуществляет ли опекун (попечитель) заботу о развитии или восстановлении дееспособности своего подопечного – то есть, в конечном итоге, надлежащим ли образом опекун (попечитель) осуществляет свои полномочия. Представляется, что соответствующие сведения должны сообщаться опекуном в своем ежегодном отчете, для чего, по-видимому, будут внесены соответствующие изменения в форму такого отчета.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

1. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.

2. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.

3. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последнее вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным (статьи 27 - 30 настоящего Кодекса).

Статья 16. Основания для прекращения брака

2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.

Статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния

2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:
признан судом безвестно отсутствующим;
признан судом недееспособным;
осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Статья 20. Рассмотрение споров, возникающих между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния

Споры о разделе общего имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, один из которых признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет (пункт 2 статьи 19 настоящего Кодекса), рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 28. Лица, имеющие право требовать признания брака недействительным

1. Требовать признания брака недействительным вправе:

супруг, не знавший о наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, опекун супруга, признанного недееспособным, супруг по предыдущему нерасторгнутому браку, другие лица, права которых нарушены заключением брака, произведенного с нарушением требований статьи 14 настоящего Кодекса, а также орган опеки и попечительства и прокурор;

Статья 48. Установление происхождения ребенка

3. Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка; в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав - по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, при отсутствии такого согласия - по решению суда.

4. Установление отцовства в отношении лица, достигшего возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), допускается только с его согласия, а если оно признано недееспособным, - с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства.

Статья 52. Оспаривание отцовства (материнства)

1. Запись родителей в книге записей рождений, произведенная в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 настоящего Кодекса, может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия, опекуна (попечителя) ребенка, опекуна родителя, признанного судом недееспособным.

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка

2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

Статья 99. Заключение соглашения об уплате алиментов

Соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплаты алиментов) заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов - между законными представителями этих лиц. Не полностью дееспособные лица заключают соглашение об уплате алиментов с согласия их законных представителей.

Статья 102. Признание недействительным соглашения об уплате алиментов, нарушающего интересы получателя алиментов

Если предусмотренные соглашением об уплате алиментов условия предоставления содержания несовершеннолетнему ребенку или совершеннолетнему недееспособному члену семьи существенно нарушают их интересы, в частности в случае несоблюдения требований пункта 2 статьи 103 настоящего Кодекса, такое соглашение может быть признано недействительным в судебном порядке по требованию законного представителя несовершеннолетнего ребенка или совершеннолетнего недееспособного члена семьи, а также органа опеки и попечительства или прокурора.

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Статья 127. Лица, имеющие право быть усыновителями

1. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

Статья 130. Усыновление ребенка без согласия родителей

Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:

признаны судом недееспособными.

Статья 144. Недопустимость отмены усыновления по достижении усыновленным ребенком совершеннолетия

Отмена усыновления ребенка не допускается, если к моменту предъявления требования об отмене усыновления усыновленный ребенок достиг совершеннолетия, за исключением случаев, когда на такую отмену имеется взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными.

Гражданский кодекс РФ - новации по опеке и попечительству Избранные статьи ГК - новации, вступившие в действие со 2 марта 2015 г.

Верховный суд РФ о заключении трудового договора с недееспособным Определение ВС РФ от 23 апреля 2010 г. N 13-В10-2, подтверждающее возможность граждан, признанных недееспособными, вступать в трудовые отношения в соответствии с общими нормами трудового законодательства

Заявление о признании гражданина недееспособным Заявление в суд о признании гражданина недееспособным

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурдо Евгений Петрович

В работе рассматриваются медицинские условия вступления в брак, правовые и теоретические основы функционирования данного права.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бурдо Евгений Петрович

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛИЦ, ВСТУПАЮЩИХ В БРАК

Бурдо Евгений Петрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

Уполномоченный при Главе Республики Марий Эл по правам ребенка.

В работе рассматриваются медицинские условия вступления в брак, правовые и теоретические основы функционирования данного права.

Ключевые слова: медицинское обследование, лица, вступающие в брак, регистрация брака.

На практике очень сложно достоверно определить момент заражения венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией (за исключением тех случаев, когда лицо, зараженное ВИЧ-инфекцией, состоит на учете) и ответить на вопрос: данный факт имел место до заключения брака или после, если не пройти само медицинское обследование до вступления в брак. В отличие от зарубежного законодательства, семейное законодательство РФ исходит из того, что лица, вступающие в

брак, имеют право, а не обязаны пройти бесплатное медицинское обследование, предусмотренное ст. 15 СК РФ. В частности, во Франции, ряде штатов США, Украине и других зарубежных государствах уже давно предусмотрено обязательное медицинское обследование лиц, вступающих в брак [7, с. 49]. При этом следует учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, в западноевропейских государствах последствия сексуальной революции проявились намного раньше, чем в России, в результате чего получили свое широкое распространение и ВИЧ-инфекция и венерические заболевания. Для сохранения здоровья граждан и предупреждения заболеваний, передающихся половым путем, зарубежные законодатели сочли необходимым установить обязательность медицинского обследования для лиц, вступающих в брак, вследствие чего при отсутствии соответствующих медицинских документов, свидетельствующих о прохождении медицинской комиссии каждым из будущих супругов, является основанием для отказа в государственной регистрации брака.

Во-вторых, в большинстве стран Западной Европы, США, Канаде и других развитых государствах лица вступают в брак в более зрелом возрасте, чем в России. Например, в США это связано с моментом наступления полной гражданской дееспособности физических лиц, который устанавливается законодательством не в 18 лет, как в Российской Федерации, а в 21 год. Поэтому большинство супружеских пар за рубежом вступают в брак в возрасте около 30 лет, после получения высшего образования и трудоустройства, став материально независимыми и самостоятельными, сделав карьеру и имея собственное жилье. Понятно, что в этом возрасте лица более осознанно подходят к таким вопросам, как вступление в брак, создание семьи, рождение здоровых детей. Поэтому

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

добрачное медицинское обследование для них является не просто жизненной необходимостью, а нормой жизни, закрепленной в правовой норме.

Социальная действительность в России такова, что большинство супружеских пар вступают в брак по достижении 20 лет. Кто-то чуть раньше, кто-то позже. Обычно это происходит сразу после окончания высших учебных заведений. В этом возрасте лица, проявляя порой свою легкомысленность, мало задумываются о тех жизненных трудностях, которые у них могут возникнуть в будущем, не задумываются они и о состоянии своего здоровья, которое напрямую может повлиять на всю их дальнейшую семейную жизнь, на появление в их семье потомства. Поэтому у большинства из них даже не возникает мысли перед вступлением в брак обследоваться, хотя с 1 марта 1996 года данное личное неимущественное право будущих супругов законодательно закреплено, т. е. является правом, основанным на законе, законным правом, а право само по себе существовать не может, если есть право одного лица, значит, должна быть обязанность другого лица или лиц.

Однако законодатель ни в СК РФ, ни в других законах и подзаконных актах не предусмотрел ни обязанности медицинских организаций проводить медицинские обследования лиц, вступающих в брак, ни ответственности должностных лиц за неисполнение данной обязанности. До настоящего времени не урегулированы такие вопросы, как: в какую медицинскую организацию и к кому должны обратиться лица, вступающие в брак; с какими документами, подтверждающими их правовой статус; кто должен им выдавать эти документы? Отсутствует перечень венерических заболеваний, не разработан врачебный комплекс обследования по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи, врачебный состав комиссии, порядок и сроки проведения медицинского обследования, не определен порядок сообщения результатов этого обследования, не разработана форма бланка медицинского обследования лиц, вступающих в брак, в котором указывались бы его результаты и т. п.

Но самое большое законодательное упущение, по справедливому замечанию Е. В. Каймаковой, состоит в том, что лица, вступающие в брак, до сих пор даже

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

Вслед за Е. В. Каймаковой [5, с. 111] полагаем, что такими органами должны выступать органы ЗАГСа, поскольку впервые именно сюда с заявлением о государственной регистрации брака обращаются лица, пожелавшие заключить брак. Для этого руководителем органа ЗАГСа должно быть назначено лицо, ответственное за информационно-ознакомительную работу с лицами, вступающими в брак, по вопросам проведения добрачного медицинского обследования. Однако информационная работа с лицами, вступающими в брак, должна проводиться не только органами ЗАГСа, но и медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, например, путем вывешивания в целях всеобщего просвещения граждан Российской Федерации соответствующей информации на стендах и плакатах в помещениях указанных органов и организаций.

Вслед за Е. В. Каймаковой [5, с. 111-112] считаем, что целесообразно в региональных центрах создать специальные медицинские центры обследования лиц, вступающих в брак (Добрачный медицинский центр), обеспечить их самым современным медицинским оборудованием в области медико-генетических исследований, репродуктивных исследований и исследований по выявлению ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний и укомплектовать их высокопрофессиональными медицинскими кадрами -генетиками, гинекологами, урологами, венерологами и другими специалистами. Это позволит, во-первых, действительно пройти брачующимся лицам высококачественное обследование, во-вторых, позволит сэкономить средства для оснащения всех районных ме-

Гражданское право и процесс

дицинских организаций дорогостоящим медицинским оборудованием и, в-третьих, позволит выявить и вылечить на ранних стадиях многие заболевания, в том числе и заболевания, приводящие к утрате лицами репродуктивной функции, а значит позволит сохранить не одну российскую семью, не допустив расторжения брака по причине отсутствия совместных детей.

В результате проведенного Л. Б. Максимович исследования было установлено, что в органах ЗАГСа, например, Курской, Орловской, Брянской, Тульской, Воронежской областях (за некоторым исключением) отсутствует информация о бесплатном медицинском обследовании лиц, вступающих в брак. Очень примечательно, что, по данным Л. Б. Максимович, в Белгородской области в органах ЗАГСа в добровольном порядке предлагается каждому из лиц, вступающих в брак, заполнить анкету о состоянии своего здоровья. В данных анкетах указывается рост, вес, наличие хронических заболеваний и т. п. [6, с. 69] Возникает ситуация, когда норма в законе прописана, но нет механизма ее реализации, несмотря на то, что государство берет на себя ответственность за сохранение и укрепление здоровья граждан.

Невозможность реализации лицами, вступающими в брак, права на медицинское обследование, во-первых, есть само нарушение их прав, которое требует дальнейшей защиты, и во-вторых, нерешенность данной проблемы непосредственно создает сложность при рассмотрении в судебном порядке дел о признании брака недействительным в соответствии с п. 3 ст. 15 СК РФ, что делает саму защиту семейных прав малоэффективной [8, с. 30].

2) дополнить статью 26 новым пунктом (третьим) следующего содержания:

Полагаю, что указанные предложения помогут придать идее проверки здоровья реальную гарантию исполнения.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 21 декабря 2013 г. № 367-ФЗ): принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ): принят ГД ФС РФ 8 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 28 декабря 2013 г. № 386-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

4. Альбиков И. Р. Правовые аспекты медицинского обследования лиц, вступающих в брак // Семейное и жилищное право. 2013. № 5. С. 3.

5. Каймакова Е. В. Правовое регулирование в Российской Федерации медицинского обследования лиц, вступающих в брак // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 4. С. 109, 111-113.

6. Максимович Л. Б. Правовые аспекты медицинского обследования лиц, вступающих в брак. Обязаны ли граждане, вступающие в брак, проходить медицинское обследование? Международный опыт и российские реалии // Правовые вопросы в здравоохранении. 2012. № 7. С. 69.

8. Шишкина Ю. С. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак // Семейное и жилищное право. 2013. № 1. С. 30.

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

Бурдо Е. П., Гаранина И. Г.

MEDICAL EXAMINATION OF MARRYING PERSONS

In this work medical conditions of marriage, legal and theoretical foundations of the functioning of this law are discussed.

Key words: medical examination, marrying persons, registration of the marriage.

BURDO Evgeniy Petrovich - Candidate of Law at the Mari El Mari State University, Representative under the Head of the Republic of Mari El on children's rights in the Administration of the Head of the Republic of the Mari El, Yoshkar-Ola.

В МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ ПРАВЕ

Бурдо Евгений Петрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

Уполномоченный при Главе Республики Марий Эл по правам ребенка.

Гаранина Инна Геннадьевна,

кандидат юридических наук, PhD, доцент кафедры частного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола E-mail: ilneza@mail.ru

Ключевые слова: секс-торговля, торговля людьми, проституция, сексуальное принуждение, права человека.

Дебаты в отношении определения секс-торговли якобы начались в 2000 году с принятием Организацией Объединенных Наций Конвенции против транснациональной организованной преступности, Протокола

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми (так называемый Палермский протокол) и его последующей ратификацией 146 государствами [3]. Статья 3 Палермского протокола устанавливает четкое определение торговли людьми, и в соответствии с ним государства-участники обязаны установить уголовную ответственность за торговлю людьми. Учитывая эти обязательства, можно было бы ожидать, что будет единообразие в определении торговли людьми в национальных уголовных законах государств-участников Палермского протокола.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции