Дополнительные посылки передачи осужденным вич

СТ 90 УИК РФ

1. Осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей:

а) женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, - без ограничения количества;

б) мужчинам - в количестве, установленном статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса.

Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки.

2. Больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением.

3. Посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемыми осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок, передач и бандеролей, установленное статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса. Они направляются в медицинскую часть исправительного учреждения для лечения соответствующих осужденных.

4. Посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру.

5. Порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей и порядок их досмотра определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

6. С разрешения администрации исправительного учреждения осужденные могут отправлять посылки и бандероли.

Комментарий к Ст. 90 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Осужденные к лишению свободы имеют право на получение посылок, передач, бандеролей.

Количество посылок, передач и бандеролей, как правило, зависит от вида исправительного учреждения и условий отбывания данного вида наказания и определяется ст. 121, 123, 125, 131 и 133 УИК РФ. Однако регламентация количества посылок, передач и бандеролей не касается осужденных женщин и лиц, содержащихся в воспитательных колониях.

Кроме того, посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемые осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в установленное законом количество. Они направляются в медицинскую часть исправительного учреждения для лечения соответствующих осужденных.

Первую посылку, передачу и бандероль лицо, отбывающее наказание, вправе получить сразу же по прибытии в исправительное учреждение.

Посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру.

В соответствии с медицинским заключением больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в необходимых количествах и ассортименте.

Не засчитывается в счет очередной посылка или передача с одеждой и обувью для осужденного, получаемая за месяц до его освобождения. Она хранится на складе и выдается в день освобождения.

Бандероли, полученные по заказу осужденного из книготорговой сети, также не засчитываются в счет очередных.

Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки.

2. Порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей регулируется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Вскрытие и досмотр содержимого посылок, передач и бандеролей производит сотрудник службы безопасности в присутствии осужденного. Обнаруженные запрещенные предметы изымаются и в зависимости от их характера уничтожаются или передаются на хранение.

Перечень и вес вложений посылок, передач и бандеролей регистрируются в специальном журнале. После этого они выдаются осужденному под расписку.

Периодичность получения посылок, передач и бандеролей определяется формулой, устанавливающей период, равный частному от деления 12 месяцев на общее количество посылок, передач и бандеролей, полагающихся осужденному в год.

Родственникам осужденных или иным лицам, прибывшим в исправительное учреждение, администрация разъясняет, что вместо положенных посылок, передач, бандеролей они имеют возможность приобрести через магазин исправительного учреждения продукты питания и предметы первой необходимости в целях последующей передачи осужденным.

В этом случае указанные лица подают заявление, в котором перечисляют количество и вес продуктов питания и предметов первой необходимости для передачи осужденным, и оплачивают их стоимость. После получения осужденными таких передач первые экземпляры заявлений вручаются лицам, оплатившим эти передачи, а вторые приобщаются к личному делу.

3. Посылки осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, вручаются после отбытия меры взыскания. Администрация исправительного учреждения обеспечивает сохранность вложений посылок, передач и бандеролей, однако при естественной порче этих вложений в силу длительного хранения ответственности не несет. В таких случаях выдача продуктов питания из длительно хранящихся посылок, передач и бандеролей производится под контролем медработника.

4. Между предыдущей и последующей посылками, передачами и бандеролями выдерживается период, равный частному от деления 12 месяцев на общее количество посылок (передач и бандеролей), полагающихся осужденному в год (без учета полученных в порядке поощрения). При переводе осужденного из одних условий содержания в другие периодичность получения следующих посылок, передач, бандеролей исчисляется от даты получения последней на предыдущих условиях содержания.

5. Осужденные могут по заявлению за счет собственных средств отправлять родственникам и иным лицам посылки и бандероли с продуктами питания и предметами первой необходимости, приобретенными в магазине исправительного учреждения, а также предметы и вещи, находящиеся в личном пользовании или хранящиеся на складе. Досмотр таких отправлений производится представителями администрации в присутствии осужденного.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Минязева Татьяна Федоровна

Правовая охрана здоровья осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, как и право на жизнь, являются неотъемлемыми правами каждого человека. Забота о здоровье нации должна быть ключевым направлением социально-экономической политики государства. В современный период в России процветает безработица, снижается жизненный уровень большинства граждан, совершаются акты терроризма, увеличивается число лиц без определенного места жительства, на улицах оказывается все больше детей, оставшихся, по разным причинам, без родителей, наблюдается рост психических расстройств, инфекционных заболеваний. В таких условиях остро стоит проблема охраны здоровья любого гражданина государства.

Минязева Татьяна Федоровна — заведующая кафедрой уголовного права и процесса Российского университета дружбы народов, доктор юридических наук, профессор.

Право человека на охрану здоровья реализуется в возможности удовлетворения социально-экономических и личных потребностей и интересов человека в части восприятия им профилактических мероприятий по охране здоровья и, особенно, в части непосредственного восстановления нарушенного здоровья. Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязаны принимать все возможные меры, направленные на охрану здоровья любого человека, где бы он ни находился, защищая, тем самым, общество в целом. Применительно к осужденным, лишенным свободы, данная обязанность государства может реализовываться в создании условий, обеспечивающих поддержание их здоровья с начального момента изоляции от общества (во время следствия), в период отбывания наказания в виде лишения свободы и какое-то время после освобождения из исправительного учреждения.

Министерство юстиции РФ совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ проводят комплекс возможных мероприятий по охране здоровья лиц, лишенных свободы. Отметим, что за последние годы бюджетное финансирование уголовно-исполнительной системы возросло в четыре раза; более эффективно реализуются направленные на улучшение здоровья осужденных и подследственных федеральные целевые программы, значительное внимание в которых уделено профилактическим и санитарно-эпидемиологическим мероприятиям.

Органами, контролирующими места лишения свободы, являются:

федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления; суд; Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры; Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации, представители средств массовой информации и пр. (ст. 19—24 УИК РФ). Все они призваны выявлять факты и обстоятельства, создающие угрозу жизни и здоровью осужденных.

Администрация исправительных учреждений обязана следить за соблюдением в зонах санитарно-гигиенических норм, правил по технике безопасности в процессе трудовой деятельности осужденных, оснащением исправительных учреждений необходимыми медикаментами и своевременным помещением больных лиц в лечебные исправительные учреждения.

В результате постоянно проводимой работы по развитию медицинской службы, в системе исправительных учреждений и контролю за последние три года на 3,5 тыс. мест увеличилась вместимость противотуберкулезных стационаров, было открыто четыре специализированных лечебных учреждения. Доведено до установленных нормативов обеспечение исправительных учреждений и следственных изоляторов необходимым набором медикаментов, что способствовало снижению заболеваемости. Так, к концу 2003 года (по сравнению с 1999 годом) число больных осужденных снизилось на 27 процентов, исключение составляют ВИЧ-инфицированные, число которых, по сравнению с 1999 годом, возросло в пять раз1.

В то же время показательны данные роста заболеваемости туберкулезом в уголовно-исполнительной системе: в 1993 году в учреждени-

ях УИС было 35 тыс. больных туберкулезом, к концу 2002 года — свыше 90 тыс., а на 1 июля 2003 г. уже более 77 тыс. больных.

В учреждениях УИС, по данным на 1 июля 2003 г., содержались 405 тыс. человек, из которых каждый второй страдал различными заболеваниями: психическими расстройствами — 236 тыс. человек; активной формой туберкулеза — более 77 тыс. человек; наркоманией — 102 тыс. человек; были инфицированы ВИЧ — 37 тыс. человек — пять процентов от находящихся в этой системе2. Такое положение во многом обусловлено тем, что осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, хотя и косвенно, но существенно ограничены в праве на должную охрану здоровья, а в определенном смысле и вовсе лишены этой возможности. Например, они лишены возможности обследоваться в желаемых клиниках, выбирать врачей, приобретать определенные лекарства и пр. Это является одним из неразрешимых противоречий самого факта отбывания наказания в виде лишения свободы.

Конечно, халатное отношение к своему здоровью характерно для большинства населения России, но ю применительно к осужденным это 1 связано еще и с отсутствием у них Л возможности должным образом за- * ботиться о себе. Не секрет, что " многие исправительные учрежде- ^ ния не соответствуют элементар- ° ным стандартным санитарно-гигие- « ническим требованиям. Часто совме- й стно со здоровыми осужденными в ^ силу нехватки лечебных исправи-£ тельных учреждений и по иным £ причинам (запоздалое выявление заболевания, недостаток медикаментов и т. п.) размещаются лица, страдающие легкой формой туберкулеза, другими инфекционными заболеваниями или разного рода психическими расстройствами. Не говоря

1 См.: РГ. 2004. 17 марта.

2 См.: Российская юстиция. 2003. № 10. С. 3.

о том, что исправительные учреждения слабо оснащены спортивным инвентарем, не хватает специальных территорий для занятия спортом, есть отступления и от требований по соблюдению техники безопасности на рабочих местах в зонах и пр.

Обобщение материалов практики позволяет сделать вывод, что на здоровье лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, сказываются как неблагоприятные условия их жизни на свободе, так и условия содержания под следствием. Поэтому работу по охране здоровья осужденных необходимо начинать с профилактических мероприятий, осуществляемых непосредственно с периода применения к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому в качестве меры процессуального принуждения заключение под стражу.

Следует заметить, что такое положение в уголовно-исполнительной системе (УИС) — это в первую очередь отражение ситуации, связанной с охраной здоровья граждан по стране в целом, существенным снижением уровня социальной защищенности.

Между тем сеть медицинских учреждении исправительной системы России постоянно растет, она уже насчитывает свыше 120 больниц различного профиля, 190 медицинских частеи и здравпунктов. Специализированная противотуберкулезная помощь оказывается в более 40 лечебно-профилактических и 56 исправительных учреждениях.

Уголовно-исполнительная политика россииского государства направлена на проведение комплексных мероприятии, способных в зна-чительнои мере оградить осужденных от болезнеи, которыми они не страдали до лишения свободы. В частности, УИК РФ регламентирует применение таких мер медицинского обслуживания осужденных, как организация лечебно-профилактических учреждении (больниц, специальных психиатрических и туберкулезных больниц) и медицинских частеи, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных — лечебных исправительных учреждении. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях должны отбывать наказание осужденные, которые больны открытои формои туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждениИ в отношении находящихся в. них осужденных (ч. 8 ст. 74, ч. 2 ст. 101 УИК).

Администрация учреждения должна направлять в суд представление о применении к осужденному, стра-

3 Перин М. Переломить ситуацию может преемственность лечения. Из выступления на международной конференции по туберкулезу в Москве (август 1998 г.) // Проблемы уголовно-исполнительной системы России. Тюремная библиотека. Вып. 1 М., 1999. С. 25.

дающему психическим расстройством, не исключающим вменяемости, но связанным с возможностью причинения существенного вреда себе и другим лицам, принудительных мер медицинского характера (ч. 2 ст. 18 УИК).

В соответствии с ч. 3 ст. 18 УИК к осужденным, больным токсикоманией, ВИЧ-инфицированным, а также к осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, по решению медицинской комиссии непосредственно в исправительном учреждении, в котором они отбывают наказание, должно применяться обязательное лечение. Однако до сих пор в российской исправительной системе не создано специальных учреждений для ВИЧ-инфицированных. Выделяемые учреждениям уголовно-исполнительной системы средства обеспечивают закупку медицинских препаратов только на 20 процентов.

Больные осужденные и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй групп, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением (ч. 2 ст. 90 УИК РФ). Посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемые осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок, передач и бандеролей, установленное режимными требованиями ст. 121, 123, 125 и 131 УИК. Они направляются в медицинскую часть исправительного учреждения для лечения соответствующих осужденных (ч. 3 ст. 90 УИК).

Не допускаются передвижение без конвоя или сопровождения, краткосрочные выезды за пределы исправительного учреждения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, осужденных, не про-

шедших полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании, ВИЧ-инфицированных осужденных, осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Свободное передвижение лишенных свободы не допускается и в случаях проведения противоэпидемических мероприятий (ч. 2 ст. 96, ч. 3 ст. 97 УИК).

Лечебно-профилактическая и са-нитарно-профилактическая помощь осужденным, изолированным от общества, организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства юстиции и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ч. 1 и 5 ст. 101 УИК). В случаях отказа осужденного от приема пищи и возникновения угрозы его жизни законом допускается его принудительное питание по медицинским показаниям (ч. 4 ст. 101 УИК).

Ответственность за обеспечение охраны здоровья осужденных и выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований несет администрация исправительных учреждений (ч. 3 ст. 101 УИК). ;

Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом не только их пола, возраста, и, по возможности, специальности, но и состояния здоровья. Продолжительность рабочего времени в зонах, правила охраны; труда, техники безопасности и производственной санитарии должны устанавливаться в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 104 УИК).

Работающим осужденным предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск. Осужденным, перевы-

полняющим нормы выработки, или образцово исполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо работающим по своему желанию осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным — до 24 рабочих дней (ч. 4 и 5 ст. 104 УИК).

Освобождение от наказания в связи с психическим расстройством лица, исключающим вменяемость, является обязательным и не зависит от усмотрения суда. Представление об освобождении от отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства вносится в суд начальником исправительного учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно с указанным представлением в суд направляются заключение медицинской комиссии и личное дело осужденного. Освобождение от наказания ввиду заболевания иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, является правом, а не обязанностью суда. Порядок представления осужденного к освобождению от отбывания наказания в связи с иной тяжкой болезнью такой же, как и при психическом заболевании лица, только в представлении должны содержаться данные, характеризующие его поведение в период отбывания наказания (ч. 5, 6 ст. 175 УИК).

В случае выздоровления лица, освобожденного от отбывания наказания по болезни, оно может подлежать уголовной ответственности и наказанию, если при этом не истекли сроки давности, предусмотренные ст. 78 и 83 УК. Указание закона о том, что после выздоровления лицо может подлежать уголовной ответственности, ориентирует суды при решении вопроса целесообразности применения наказания учитывать не только характер заболевания, но и личность виновного, его поведение в период лечения. По данным выборочного исследования, только к трем процентам освобожденных по болезни осужденных после выздоровления применялось не отбытое ими наказание. Остальные осужденные либо были освобождены от отбывания наказания, либо ранее назначенное им лишение свободы заменялось другим, более мягким видом наказания.

Безусловно, далеко не все указанные требования закона, направленные на охрану здоровья осужденных, реализуются на практике, но наличие прочной законодательной базы образует основу совершенствования деятельности исправительных учреждений, их реконструкции в направлении превращения в социально-терапевтические клиники.

Вынужденное пребывание в местах лишения свободы ВИЧ-инфицированных, составляющих 15 процентов от общего числа таких больных в России, обусловило необхо-

Большинство лиц, отбывших наказание, страдают тем или иным заболеванием. Им необходима медицинская и социальная помощь. Однако в настоящее время в России' не созданы государственные реабилитационные центры. На местах не уделяется должного внимания проблемам освобожденных.

На основе изложенного можно прийти к выводу о том, что проблема охраны здоровья осужденных, содержащихся в местах лишения свободы и освобожденных из исправительных учреждений, стоит остро и требует безотлагательного решения. Это позволяет сформулировать ряд предложений, направленных на содействие изменению ситуации в местах изоляции от общества к лучшему. В частности, учитывая прямую зависимость меж-

ду ростом заболеваемости в системе гражданского населения и в учреждениях УИС, работу по охране здоровья граждан России необходимо начинать с организации лечебно-профилактических и сани-тарно-профилактических мероприятий во всех сферах жизни общества (детских дошкольных учреждениях, в школах, по месту жительства и работы, учебы).

Особое внимание следует обратить на профилактические службы органов здравоохранения системы исправительных учреждений, проводя обязательные и систематические медицинские осмотры лиц с момента применения к ним мер процессуального принуждения. Важно также повысить ответственность администрации исправительных учреждений за недостаточную или несвоевременную реакцию на факты ухудшения состояния здоровья осужденных (и подследственных) или нарушение установленных санитарно-гигиенических и противо-

эпидемических требований содержания лиц, изолированных от общества.

Должное внимание в работе по охране здоровья осужденных следует уделять развитию физической культуры и спорта, мероприятиям по оснащению исправительных учреждений спортивным инвентарем, выделению территорий для занятия спортом, а также обеспечению соблюдения требований техники безопасности на рабочих местах в зонах.

В сложившейся ситуации назрела острая необходимость создавать реабилитационные центры по месту жительства освобожденных из исправительных учреждений в целях повышения уровня их социальной защищенности.

Эти важные проблемы необходимо решать не откладывая, ведь речь идет об угрозе здоровью всего населения, поскольку осужденные после отбывания наказания возвращаются в общество.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции