Тест сестринское дело педикулез
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИГА
ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
Количество уровней в иерархии основных жизненно важных потребностей по А.Маслоу::
Цели сестринского ухода бывают:
г) не конкретными
У пациента нет стула 48 часов. Это проблема:
По наполнению пульс различают:
а) ритмичный, аритмичный
б) скорый, медленный
г) твердый, мягкий
Заключительный этап сестринского процесса включает:
а) определение эффективности проводимого сестринского ухода
б) выбор приоритетов
в) установление проблем пациента
г) выявление нарушенных потребностей организма
Полное уничтожение микроорганизмов, спор и вирусов называется:
Продолжительность дезинфекции медицинских термометров в 3% растворе перекиси водорода в минутах:
При транспортировке пациента в кресле-каталке представляет опасность нахождения рук:
б) в скрещенном состоянии
в) на подлокотниках
г) за пределами подлокотников
Наиболее часто гепарин вводят в подкожную клетчатку:
Обработка кожи при попадании на нее ВИЧ-инфицированного материала проводится:
в) 6% раствором перекиси водорода
г) 3% раствором перекиси водорода
Срок использования моющего раствора, содержащего 6% Н2О2, если в процессе работы он не изменил цвета:
Наиболее надежный метод контроля стерилизации:
После проведения предстерилизационной очистки для промывания мединструментов используется вода:
При применении сердечных гликозидов следует следить за:
а) температурой тела
Концентрация спирта, используемого для обработки кожи пациента перед инъекцией (в градусах):
Медицинская сестра приемного отделения стационара заполняет:
а) титульный лист медицинской карты
б) температурный лист
в) листок нетрудоспособности
г) лист врачебных назначений
Срок повторного осмотра пациента после обнаружения педикулеза и обработки волосистой части головы (в днях):
Для профилактики пролежней необходимо менять положение пациента каждые (в часах):
Порционное требование составляется:
а) при поступлении пациента
б) один раз в неделю
г) два раза в неделю
Температура тела, измеряемая на слизистых оболочках (в С о ):
Основной признак I периода лихорадки:
Продолжительность воздействия пузыря со льдом (в мин.):
Одним из показаний для применения согревающего компресса является:
а) острый аппендицит
в) ушибы в первые часы
г) инфильтрат на месте инъекции
В зависимости от срока отравления используют преимущественно:
а) промывание желудка
б) очистительную клизму
в) сифонную клизму
г) гипертоническую клизму
К наружному способу относится введение лекарственных средств:
а) закапывание в глаза
в) в переднюю брюшную стенку
г) через прямую кишку
При попадании воздуха в сосуд развивается осложнения:
Противопоказанием к постановке очистительной клизмы является:
а) кишечное кровотечение
в) подготовка к родам
г) отсутствие стула более двух суток (запор)
Для исследования мочи по методу Зимницкого ее собирают (в часах):
Для промывания желудка при пищевом отравлении применяется зонд:
Количество этапов сестринского процесса:
Второй этап сестринского процесса включает:
а) планирование объема сестринских вмешательств
б) выявление проблем пациента
в) сбор информации о пациенте
г) определение целей сестринского ухода
Социальные потребности пациента:
Наиболее взаимосвязаны свойства пульса:
а) напряжение и наполнение
б) напряжение и ритм
в) частота и ритм
г) скорость и частота
в) просмотра телепередач
г) нормального дыхания
Уничтожение в окружающей среде патогенных микроорганизмов называется:
При попадании 10% раствора кальция хлорида под кожу при в/в введении следует:
а) ввести в место инъекции и вокруг 0,9% физиологический раствор
б) наложить жгут
в) поставить согревающий компресс
г) ввести антигистаминные препараты
Приготовление 1 л моющего раствора для предстерилизационной обработки инструментария:
а) 5 г любого порошка,200 мл 3% перекиси водорода довести до 1 л водой
г) 10 г любого порошка развести в 990 мл воды
На гигиеническом уровне обработку рук проводят:
а) перед и после приема пищи
б) пред проведением инъекций
в) при бытовом загрязнении рук
г) после посещения туалета
Неотложная помощь при анафилактическом шоке начинает оказываться:
а) в процедурном кабинете
б) в отделении реанимации
в) в палате интенсивной терапии
г) на месте развития
Клизменные наконечники сразу же после использования подлежат:
а) протиранию салфеткой
г) ополаскиванию под проточной водой
При положительной фенолфталеиновой пробе появляется окрашивание:
Фенолфталеиновая проба проводится для определения остатков:
а) масляного раствора
г) лекарственного средства
Длительность использования накрытого стерильного стола (в часах):
Вид транспортировки определяет:
а) медсестра в соответствии с состояние больного
б) медсестра в соответствии с самочувствием больного
в) врач в соответствии с самочувствием больного
г) врач в соответствии с состоянием больного
При поступлении тяжелобольного в приемное отделение стационара медицинская сестра должна в первую очередь:
а) срочно вызвать дежурного врача
б) транспортировать пациента в реанимационное отделение
в) оформить необходимую медицинскую документацию
г) начать оказание неотложной доврачебной помощи
Санпропускник служит для:
а) оказания экстренной помощи
б) регистрации пациентов
в) санитарной обработки пациента
г) для приготовления дезинфицирующих растворов
С целью удаления корочек из носовой полости используется:
в) 10% раствор камфорного спирта
г) 3% раствор перекиси водорода
Для диеты № 10 характерно:
а) ограничение углеводов
б) ограничение животных жиров, соли, продуктов, богатых холестерином
в) физиологически полноценная пища
г) ограничение белков, жидкости
Температура воды, используемая для смачивания горчичников (в С о ):
Гиперпиретическая лихорадка – это температура тела (в С о ):
Правило хранения термометров:
а) после дезинфекции в сухом виде
б) в 3% растворе перекиси водорода
в) в 0,5% растворе Сайдекса
г) в дистиллированной воде
Антибиотики чаще всего вводятся:
Тяжелая форма аллергической реакции пациента на введение лекарственного вещества:
а) повышение температуры тела
б) анафилактический шок
Особой осторожности требует введение:
а) 10% хлористого кальция
б) 40% раствора глюкозы
в) 25% раствора магнезии
г) 0,9% хлорида натрия
При постановке очистительной клизмы наконечник вводят на глубину (в см):
Соотношение количества выпитой и выделенной жидкости называется:
а) суточный диурез
г) дневной диурез
Подготовка пациента к фиброгастроскопии:
а) очистительная клизма утром и вечером
б) применение газоотводной трубки
в) промывание желудка перед исследованием
г) исследование натощак
Для промывания желудка взрослому следует приготовить чистую воду (в л):
Положение больного при эндоскопическом осмотре слизистой прямой кишки:
в) лежа на спине
Физиологическая проблема пациента:
б) риск суицидальной попытки
в) беспокойство по поводу потери работы
Страх смерти является проблемой:
Современные модели сестринского дела предложены (все перечисленные за исключением одного):
Количество дыханий в одну минуту у взрослого в норме:
а) умения проводить беседу с больными и его родственниками
б) согласия лечащего врача
в) согласия старшей сестры
г) согласия заведующего отделением
Экспозиция при замачивании медицинских инструментов в моющем растворе при предстерилизационной очистке (в мин.):
Вид уборки процедурного кабинета, которая проводится в конце рабочего дня:
Номер приказа МЗ СССР, регламентирующий санэпидрежим ЛПУ по профилактике гепатита:
К термическому методу дезинфекции относятся:
б) ультрафиолетовое облучение - УФО
в) двукратное протирание дезинфицирующим раствором
г) погружение в моющий раствор
Генеральную уборку процедурного кабинета проводят:
б) один раз в неделю
в) два раза в неделю
г) один раз в месяц
Важный момент в предстерилизационной очистке:
в) механическая очистка от белковых остатков
а) в течение суток до появления фиолетовой окраски, нагревается до 3 раз
б) в течение суток до появления фиолетовой окраски
в) в течение суток до появления розовой окраски, нагревается до 6 раз
г) до появления розовой окраски
а) центральное специализированное отделение
б) централизованное стерилизационное отделение
в) централизованное специализированное отделение
г) централизованное стерильное отделение
Помещение после обработки педикулезного пациента дезинфицируется раствором:
а) 3% хлорной извести
Проба для проверки медицинского инструментария на наличие скрытой крови называется:
Раствор, применяемый для обработки волосистой части головы пациента при педикулезе:
а) 3% раствор перекиси водорода
б) 0,02% раствор фурацилина
Шприц Жане применяется для:
а) подкожных инъекций
б) внутримышечных инъекций
в) внутривенных инъекций
г) промывания полостей
б) лечебная физкультура
в) смена положения тела каждые два часа
г) смена положения тела 3 раза в день
При запорах назначают диету:
Места постановки банок:
а) нижние углы лопатки, область почек
б) молочные железы, область сердца, грудина
в) грудная клетка, минуя область средостения
г) передняя брюшная стенка
При ушибе в качестве первой помощи применяют:
а) согревающий компресс
в) горячий компресс
г) влажное обертывание
В первом периоде лихорадки возможно применение:
а) влажного обертывания
в) холодного компресса
г) пузыря со льдом
Внутримышечные инъекции делают в область квадранта ягодицы:
Угол наклона иглы при внутрикожной инъекции (в градусах):
г) не имеет значения
Сублингвальный путь введения лекарственных веществ – это введение:
а) в прямую кишку
б) в дыхательные пути
Для постановки гипертонической клизмы необходимо приготовить раствор:
б) 5% сульфата магния
в) 2% натрия гидрокарбоната
г) 0,9% натрия хлорида
Кал для исследования на простейшие доставляется в лабораторию:
а) в течение дня
Выведение участка толстой (слепой) кишки на переднюю брюшную стенку называется:
Педикулез (pediculosis) (синоним: вшивость) — паразитарное заразное заболевание, вызываемое вшами и сопровождающееся изменениями на коже в местах укусов. На человеке паразитируют вши трех видов: головные, платяные и лобковые.
Эпидемиология. Заболевание при неблагоприятных условиях (большая скученность, в том числе при миграционных процессах, плохие материально-бытовые условия, военные действия, отсутствие культуры гигиены и т. д.) может распространиться вплоть до развития эпидемий. Вши являются переносчиками инфекционных заболеваний из группы риккетсиозов (сыпной и возвратный тифы).
Головной педикулез
Этиология. Головная вошь имеет серовато-коричневый цвет, размеры самца 2-3 мм, самки — 3-4 мм. Каждая самка за свою жизнь (чуть более 1 мес.) откладывает 120-150 яиц (гнид) белесоватого цвета, которые плотно приклеиваются к волосам хитиновым веществом. Развитие яйца до личинки длится 6 дней; личинка становится половозрелой особью через 10-16 дней. Общее количество потомков от одной самки доходит до 8 тыс. Вши являются кровососущими насекомыми и питаются 2-3 раза в сутки. Головная вошь очень чувствительна к колебаниям температуры и при температуре воздуха ниже 20 перестает откладывать яйца.
Заболевание передается от больного человека здоровому чаще путем прямого контакта при соприкосновении волос (поэтому эпидемии могут возникать в школах, общежитиях, казармах), а также посредством различных предметов — расчесок, головных уборов, постельных принадлежностей.
РИС. 10.4. Головной педикулез, осложненный пиодермией
Диагноз основывается на обнаружении на волосах вшей и гнид и не вызывает никаких сомнений. Особенно хорошо видны гниды у темноволосых пациентов. Очень важен семейный анамнез, в том числе если зуд волосистой части головы появляется у других членов семьи.
Лечение. Основная задача — полное и быстрое уничтожение вшей и гнид. Для этой цели используют препараты, действующим веществом которых является пиретроид перметрин. Для одной обработки используют всю упаковку (50 мл), через 5 мин голову моют и ополаскивают с добавлением уксуса. После мытья волосы расчесывают частым гребнем для удаления погибших насекомых.
Для лечения педикулеза используют также 20% водно-мыльную эмульсию или мазь бензилбензоата, которую наносят на 20 мин с последующим мытьем головы.
Применяется и такое давно известное средство, как смесь керосина и растительного масла в равных пропорциях. Ее наносят на волосистую часть головы под пленку с последующим мытьем головы, ополаскиванием ее раствором уксуса и расчесыванием частым гребешком, смоченным горячим уксусом (для растворения хитиновой муфты вшей).
Противопаразитарную обработку проводят не только заболевшему, но и всем бывшим с ним в контакте лицам. При осложнении вшивости пиодермией, дерматитом или при экзематизации проводят соответствующее лечение.
Обязательно обрабатывают расчески и головные уборы химическими акарицидными средствами; постельное белье кипятят и проглаживают.
Платяной педикулез
Этиология. Платяной педикулез вызывает платяная вошь. Она серовато-белого цвета и крупнее головной вши: размеры самца 3,5-4 мм, самки — 4-6 мм; поселяется в складках белья, платья, особенно в швах у воротников, рукавов, у пояса, тесно соприкасающихся с телом. Гниды прикрепляются к ткани белья и одежды, особенно шерстяной и льняной, реже — к шелковому белью, а также приклеиваются к пушковым волосам на теле человека. Продолжительность их жизни более 1 мес. При температуре 25-10 °С платяные вши могут голодать 2- 7 дней; они очень выносливы и жизнеспособны, поэтому в борьбе с ними необходимы особые дезинфекционные меры.
Клиническая картина. На местах укусов появляются папулезные элементы. Они сопровождаются интенсивным зудом, вызывающим многочисленные линейные расчесы, которые покрываются корочками. Кожа, подвергаясь постоянному расчесыванию, постепенно утолщается, становится лихенифицированной, гиперпигментируется, приобретает грязно-серую окраску (меланодермия); на этом фоне отчетливо заметны беловатые линейные рубцы от старых расчесов.
Указанным изменениям обычно подвергаются участки кожного покрова, тесно соприкасающиеся с одеждой (плечи, верхняя часть спины, подмышечные впадины, шея), несколько реже вовлекается кожа живота, поясницы и пахово-бедренной области. Лицо, волосистая часть головы, стопы и кисти не поражаются. Наиболее частое осложнение платяного педикулеза — вторичная стрептостафилококковая пиодермия.
Диагноз устанавливают на основании соответствующих клинических проявлений в указанных местах локализации и при обнаружении платяных вшей в складках одежды.
Лобковый педикулез — фтириаз
Этиология. Лобковые вши (площицы) меньше других видов вшей, с коротким и широким уплощенным телом буроватого цвета, с широко расставленными клешнеобразными лапками. Лобковые вши малоподвижны, размер самок до 1,5 мм, гнид — 0,6-0,7 мм. Длительность развития яиц составляет 6-8 дней, половое созревание самки наступает через 15 дней. При температуре выше 50 °С лобковые вши гибнут через 30 мин, вне кожи человека они также быстро погибают.
Заражение обычно происходит при половом контакте, но возможно и через белье, постельные принадлежности.
Клиническая картина. Лобковые вши обитают преимущественно на лобке, половых органах, вокруг заднего прохода; при распространении процесса появляются на коже бедер, живота и груди, а в запущенных случаях — также на бровях, ресницах, в бороде, усах. При осмотре пациента на местах излюбленной локализации площицы обычно легко определяются в виде серовато-бурых точек у корня волоса, здесь же располагаются мелкие беловатые, очень плотные гниды. Зуд обычно незначительный. На местах укусов лобковых вшей нередко образуются стойкие, патогномоничные для фтириаза серо-голубые пятна округлых или овальных очертаний, диаметром до 1 см (так называемые голубые пятна — maculae coeruleae), не исчезающие при диаскопии. Они образуются из гемоглобина крови под воздействием особого фермента, вырабатываемого слюнными железами площиц.
Лечение. Для обработки пораженных участков кожи применяют препараты перметрина, 20% эмульсию бензилбензоата (средства наносят на пораженные участки и смывают через 15-20 мин теплой водой с мылом); 5% серную или дегтярную мазь. Волосы на лобке сбривают.
В результате изучения темы студент должен знать:
- этиологию и патогенез туберкулеза кожи;
- клинические особенности, разновидности, течение и прогноз туберкулеза кожи;
- принципы терапии больных туберкулезом кожи; уметь:
- тщательно собирать анамнез больного туберкулезом кожи;
- проводить осмотр больного с определением первичных и вторичных элементов;
- поставить предварительный диагноз;
- объяснить больному суть заболевания и направить его на специфическую терапию.
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Технологическая карта практического занятия. 2 п/ годие №1
Специальность: сестринское дело.
Курс: 1 Семестр: 2
Группы/подгруппы: 11 М группа, 1 подгруппа.
Преподаватель: Политова Г.В.
Продолжительность: 270 мин. Место проведения: доклинический кабинет.
Цели учебного занятия:
Развивающая : Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
Воспитательная : Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру. ОК 01. – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 02. – организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, ОК 03. – анализировать рабочую ситуацию, осуществлятьоценку и коррекцию собственной деятельности, ОК 04. – осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, ОК 0.6. – работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
Знать: Устройство и функции приемного отделения, пути госпитализации пациентов в стационар, виды документов приемного отделения. Функциональные обязанности медсестры приемного отделения. Осмотр пациента. Показания для взвешивания пациента, правила измерения роста и окружности грудной клетки. Дезинфекцию предметов медицинского назначения. Виды траспортировки.
Уметь: определять массу тела, окружность грудной клетки и рост пациента. Осматривать на педикулез, проводить санитарную обработку пациента, проводить дезинфекцию и дезинсекцию, оформлять документацию, транспортировать пациента.
Иметь практический опыт: ---------
разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве.
Методы и приемы обучения:
объяснительно – иллюстративный и репродуктивный метод обучения.
Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал : Фантомы, муляжи, предметы медицинского назначения, журналы, бланки, плакаты, тесты, ситуационные задачи, методические разработки для студентов, атласы по уходу за пациентом противопедикулезная укладка, весы, ростомер.
Технические средства обучения : Телевизор, DVD.
Электронные ресурсы (мультимедийные презентации , обучающие программы и тренажеры, электронные учебники, интерактивная доска, Интернет-ресурсы и другие):
Межпредметные и внутрипредметные связи: Анатомия, латинский язык, психология, инфекционная безопасность, гигиена, микробиология.
Хронологическая карта занятия
Этапы учебного занятия
Постановка целей, начальная мотивация
Определение исходного уровня знаний
Заполнение дневников и др.
Задания для самостоятельной работы студентов
Уборка рабочего места
Определение исходного уровня знаний:
тестирование, фронтальный опрос, карты с письменными заданиями по осмотру пациента, сан. эпидрежиму в приемном отделении, устройству и функции приемного отделения, функциональным обязанностям медсестры приемного отделения.
довести до логического завершения все наши действия (заполнение документации медсестры приемного отделения). Выяснить у студентов, какие возникли неясности в ходе урока, внести точность и еще раз разъяснить, если таковые имеются.
В дневниках записывается вся проделанная за урок работа.
Студент должен знать: Устройство и функции приемного отделения, пути госпитализации пациентов в стационар, виды документов приемного отделения. Функциональные обязанности медсестры приемного отделения. Показания для взвешивания пациента, правила измерения роста и окружности грудной клетки. Дезинфекцию предметов медицинского назначения. Транспортировка пациента.
Студент должен уметь: определять массу тела, окружность грудной клетки и рост пациента. Осматривать на педикулез, проводить санитарную обработку пациента, проводить дезинфекцию и дезинсекцию, оформлять документацию, транспортировать пациента.
Составление таблиц по путям госпитализации больных, функциональным обязанностям медсестры приемного отделения, действиям медсестры в тех или иных ситуациях, видам транспортировки в зависимости от тяжести состояния пациента.
Решение тестов и ситуационных заданий.
Прослушивание и обсуждение подготовленных дома рефератов (выборочно).
студенты должны самостоятельно заполнять документацию медсестры приемного отделения, проводить манипуляцию, не нарушая алгоритма и соблюдая инфекционную безопасность. Составляли таблицы по путям госпитализации больных, функциональным обязанностям медсестры приемного отделения, действиям медсестры в тех или иных ситуациях, видам транспортировки в зависимости от тяжести состояния пациента.
Грамотно и логично разбирались в ситуационных заданиях, правильно отвечали на тестовые задания.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
Технологическая карта практического занятия. 2 п/годие №2
Специальность: сестринское дело.
Кур: 1 Семестр: 2
Группы/подгруппы: 11 М группа, 1 подгруппа.
Преподаватель: Политова Г.В.
Продолжительность: 270 мин Место проведения: доклинический кабинет.
Цели учебного занятия:
Развивающая: Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
Воспитательная: Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру. ОК 01. – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 02. – организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, ОК 03. – анализировать рабочую ситуацию, нести ответственность за результаты своей работы, ОК 04. – осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, ОК 0.6. – работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК 07. – уважать социальные и религиозные различия, ОК 08. – соблюдать правила охраны труда, техники безопасности.
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
Знать: механизмы теплообразования и пути теплоотдачи. Иметь понятие о лихорадке, знать виды и периоды лихорадки, места измерения Т – тела и время, знать физиологические особенности каждого периода лихорадки.
Уметь: оказывать помощь пациенту в каждом периоде лихорадки. Измерять Т- тела, регистрировать в журнале и вычерчивать температурную кривую.
Иметь практический опыт: ----------
разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве.
Методы и приемы обучения:
объяснительно – иллюстративный метод обучения, репродуктивный метод обучения.
Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал : Фантомы, муляжи, предметы медицинского назначения, журналы, бланки, плакаты, тесты, ситуационные задачи, методические разработки для студентов, атласы по уходу за пациентом, термометры, грелки, пузыри для льда, белье, емкости для дезинфекции и хранения термометров.
Технические средства обучения : Телевизор, DVD.
Электронные ресурсы ( мультимедийные презентации , обучающие программы и тренажеры, электронные учебники, интерактивная доска, Интернет-ресурсы и другие):
Межпредметные и внутрипредметные связи: Анатомия, латинский язык, психология, гигиена, инфекционная безопасность.
Педикулез занимает одно из лидирующих мест среди паразитарных дерматозов. По официальным данным, уровень заболеваемости в России составляет около 200 случаев на 100 тыс. населения. Другими словами, ежегодно фиксируется порядка 300 тыс. новых эпизодов заражения. Но если оценивать распространенность заболевания по количеству проданных педикулицидных средств, то показатель окажется как минимум в 3–4 раза выше официального. Наибольшая численность паразитов наблюдается в летнее время года.
Головной педикулез передается при контакте с зараженным человеком. Преимущественный путь распространения – прямой, то есть при непосредственном соприкосновении волос. Также возможно непрямое заражение через предметы, которыми пользовался больной. Прежде всего речь идет о расческах, головных уборах и постельных принадлежностях. Это связано с тем, что вши и гниды локализуются на волосистой части головы, чаще в височной и затылочной областях. При активном процессе жизнедеятельности возможно склеивание волос серозно-гнойным экссудатом. Может наблюдаться поражение бровей и ресниц, а также гладкой кожи ушных раковин, заушных областей и шеи. Клиническими симптомами, типичными для всех видов педикулеза, являются:
- Наличие вшей на разных стадиях развития, включая гниды, то есть яйца насекомых.
- Зуд как результат аллергической реакции на слюну, вводимую вшами в кожу при кровососании, а, кроме того, экскориации и кровянистые корочки.
- Розеолы, папулы в местах кровососания вшей, реже – эритемы.
- Дерматит и экзематизация кожи при длительном течении педикулеза.
- Вторичная пиодермия как следствие присоединения кокковой микрофлоры.
- Регионарный лимфаденит при распространенной пиодермии.
Следует иметь в виду, что диагностика педикулеза основана как на клинических, так и на эпидемиологических данных, которые должны быть подтверждены обнаружением возбудителя.
Прежде всего при подозрении на педикулез необходимо провести визуальный осмотр. При высокой численности вшей их легко обнаружить в местах наиболее частого обитания. Живые гниды находятся у основания волос, тогда как пустые оболочки и погибшие яйца можно обнаружить на значительном расстоянии – до 2–3 см от корней волос.
Локализация гнид на волосах помогает определить давность заболевания: при средней скорости роста волос около 0,5 мм в сутки отложенные месяц назад гниды будут находиться на расстоянии от 1 до 1,5 см от кожи.
Наличие только пустых яйцевых оболочек и погибших гнид на значительном расстоянии от кожи головы свидетельствует о перенесенном ранее педикулезе и не является признаком активной инфестации.
Другой метод диагностики головного педикулеза – это вычесывание паразитов частым гребнем на лист белой бумаги или клеенку. Лучше использовать для этих целей специальные расчески, предназначенные для вычесывания вшей. Результат будет наиболее оптимальным, если волосы пациента предварительно увлажнить. Чувствительность метода составляет до 90%.
Исследование на головной педикулез может включать в себя осмотр волос под лампой Вуда: это позволяет обнаружить яйца паразитов, так как во время процедуры живые гниды дают жемчужно-белое свечение.
Кроме того, рекомендуется проведение дерматоскопии.
В рамках дифференциальной диагностики педикулеза необходимо исключить такие заболевания, как: чесотка, крысиный клещевой дерматит, флеботодермия (то есть москитный дерматоз), аллергический контактный дерматит и пиодермия.
Целями лечения педикулеза являются:
- уничтожение вшей на всех стадиях развития;
- устранение клинических проявлений заболевания;
- предупреждение развития осложнений;
- предупреждение заражения других людей.
Следует отметить, что лечение педикулеза – только этиотропное, то есть направлено на уничтожение возбудителя на всех стадиях его развития.
Для этого используют три метода: механический, физический и химический. Неспецифические методы терапии применяют для лечения осложнений, сопутствующих педикулезу. Показания к госпитализации отсутствуют.
Механический метод удаления вшей применяют при незначительном поражении людей головными вшами, то есть в случае наличия единичных особей. Насекомых и их яйца вычесывают частым гребнем, стригут или сбривают волосы. Для сбора волос подкладывают клеенку или бумагу, которые затем вместе с волосами и насекомыми сжигают. Перед вычесыванием гнид голову моют, ополаскивают теплым водным раствором столового уксуса с концентрацией 4,5%. Затем гнид и вшей счесывают частым гребнем, сквозь зубцы которого пропускают ватный жгут или нитку, обильно смоченные уксусом. Лучше использовать специальные расчески, предназначенные для этих целей, которые обрабатывают кипятком или 70%-ным раствором спирта после каждого осмотра.
Физический метод лечения педикулеза заключается в уничтожении насекомых воздействием высоких или низких температур. В быту для этого используют кипячение белья, проглаживание одежды горячим утюгом. Не подлежащие стирке зараженные вещи обрабатывают в дезинфекционных камерах. В организованных коллективах и семейных очагах проводят камерную обработку постельных принадлежностей и нижнего белья.
Химический метод терапии основан на применении педикулицидов – инсектицидных средств, эффективных в отношении вшей. Это препараты в виде лосьонов, шампуней, мыл, концентратов эмульсий, средств в аэрозольной упаковке и другие. Средства следует распределять по длине волос и особенно тщательно обрабатывать их корни. Экспозиция для каждого препарата индивидуальна. После завершения времени действия педикулицид смывают с волос проточной водой, волосы моют мылом или шампунем, ополаскивают раствором уксусной кислоты с концентрацией 4,5–5%, прочесывают частым гребнем для удаления погибших насекомых и яиц.
Спектр лекарственных средств против педикулеза включает в себя различные группы препаратов.
Их можно использовать в различных формах выпуска по следующим схемам:
- однопроцентный крем – однократно при времени выдержки 10 минут;
- однопроцентный гель – экспозиция 40 минут, однократная обработка;
- лосьон от 0,2 до 0,5% – экспозиция от 10 до 40 минут в зависимости от препарата, обработка однократная;
- шампунь 0,4–1,5% — экспозиция от 10 до 20 минут в зависимости от препарата, повторная обработка через 7–10 дней;
- твердое мыло 0,5% – экспозиция 20 минут, повторная обработка через 7–10 дней;
- концентраты эмульсий с содержанием перметрина от 5 до 25% — в зависимости от препарата концентрация перметрина в рабочих водных эмульсиях может составлять от 0,1 до 0,3%, экспозиция от 20 до 40 минут, обработка однократная.
- d-фенотрин 0,2%;
- перметрин 0,7 % + тетраметрин 0,5% + пирипроксифен 0,05%;
- перметрин 0,7% + биоаллетрин 0,03%.
Учитывая формирование резистентности головных вшей к пиретроидам и снижение эффективности препаратов на их основе, рекомендуется использовать альтернативные средства с другим механизмом действия. В исследованиях in vivo и in vitro показано, что устойчивые к перметрину вши высокочувствительны к диметиконам, эфирным маслам, бензилбензоату, а также к фосфорорганическим соединениям. Лекарственные средства с фосфорорганическими соединениями можно разделить на следующие группы.
Первая – препараты на основе малатиона. Он входит в состав готового к применению средства в аэрозольной упаковке, представляющего собой смесь малатиона – 0,5%, перметрина – 1% и пиперонилбутоксида – 4%. Экспозиция должна составлять 10 минут, обработка однократная;
кроме того, малатион включен в 41%-ный концентрат эмульсии, рабочая водная эмульсия которого содержит 0,5% малатиона. Время выдержки – 10 минут, обработка однократная.
Органотиофосфатный инсектицид фентион входит как действующее вещество в препараты:
- в форме концентрата эмульсии,
- либо самостоятельно в концентрации 20 или 24%,
- либо в смеси с перметрином.
Все препараты в форме концентрата эмульсии на основе ФОС разрешены для обработки лиц в возрасте старше 16–18 лет в зависимости от конкретного средства.
Помимо фосфорорганических соединений в лечении педикулеза используют бензилбензоат. В 20%-ной концентрации он входит в состав педикулицидных средств в форме спрея и лосьона. В первом случае экспозиция составит 30 минут, во втором – 10 минут. При обоих вариантах назначается однократная обработка.
Следующая группа лекарственных средств против педикулеза – полидиметилсилоксаны (еще их называют диметиконы). Это синтетические кремнийорганические полимеры (иначе говоря, силиконовые масла), которые обладают высокой инсектицидной активностью в отношении вшей. Применяют готовые к применению средства в различных формах:
- лосьон или спрей, которые представляют собой смесь диметикона – 4% и изопара – 96%. Экспозиция 15 минут. Повторная обработка через 7–10 дней; спрей из смеси диметикона – 4% и оксифтирина. Экспозиция 8 часов, обработка однократная;
- жидкость с 92%-ным содержанием диметиконов (не менее двух с разной степенью летучести). Время выдержки – 45 минут. Повторную обработку следует проводить через 7–10 дней;
- и, наконец, жидкость с 4%-ным содержанием диметиконов. Экспозиция – 8 часов. Повторная обработка через 7–10 дней.
Отдельную группу препаратов против педикулеза составляют эфирные масла в форме спиртового лосьона на основе анисового масла – 6% или гвоздичного масла – 10%. Время выдержки 30 минут, обработка однократная.
Противопедикулезные мероприятия в организованных коллективах осуществляет медицинский персонал с привлечением, при необходимости, других сотрудников.
Дети освобождаются от посещения коллектива. В семейных очагах головного педикулеза дезинсекцию проводят силами населения с использованием разрешенных для этих целей педикулицидных средств.
Обследование организованного коллектива проводится при выявлении первого больного и через две недели после завершения терапии последнего из выявленных зараженных при условии, что были своевременно осмотрены все члены очага.
При выявлении педикулеза у больного в соматическом отделении перевод в специализированный дерматовенерологический стационар не требуется. Срок наблюдения очага педикулеза — 1 месяц с момента изоляции или санации последнего заболевшего. Осмотр на педикулез контактных лиц в очаге проводят 1 раз в 10 дней. Очаг следует считать санированным при отрицательных результатах трехкратного обследования.
Обработку помещений педикулицидами проводят в очагах педикулеза, а также в местах осмотра и перевозки больных педикулезом.
Обрабатывают все предметы, с которыми мог контактировать больной или соприкасались зараженные вшами вещи.
Особое внимание в борьбе с педикулезом следует уделять общественной профилактике заболевания. Она заключается в активном выявлении больных при профилактических медицинских осмотрах различных групп населения. Осмотру на педикулез подлежат все больные, получающие амбулаторное и стационарное лечение в медицинской организации любого профиля.
В медицинских организациях обработку проводят ежедневно после окончания приема пациентов в отсутствие людей.
В закрытых коллективах, таких как интернаты, дома престарелых, дома ребенка, детские дома, казармы, тюрьмы и тому подобных учреждениях необходим строгий контроль над соблюдением санитарно-эпидемического режима, прежде всего обеспечение отдельной кроватью, постельными принадлежностями и предметами индивидуального пользования.
Важную роль в борьбе с заболеванием играет соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в учреждениях службы быта – парикмахерских, прачечных, косметических салонах.
В заключение отметим, что сотрудникам медучреждений следует обращать особое внимание на индивидуальную профилактику, как в рамках собственной лечебной практики, так и в ходе санитарно-просветительской работы среди населения.
Читайте также: