Урок на тему чума

Разделы: Литература

Цель: на основе анализа текста “Пир во время чумы” помочь ученикам осознать вечные вопросы жизни человека: добра и зла, жизни и смерти, мужества и смирения.

Вступительное слово учителя

Сейчас из пушкинских реминисценций все чаще других мелькает на печатных страницах и в эфире – “пир во время чумы”. Уже одно это побуждает нас обратиться к трагедии “Пир во время чумы”, которая представляет собой перевод 4 сцены 1 акта трагедии английского писателя Вильсона “Чумный город”, 1816 г.

1. Временная ситуация трагедии уникальна. У Пушкина она подсказана жестокими обстоятельствами эпидемии холеры в России. Но какое место чума занимает в нашей жизни, если мы литературную реалию перенесли в жизнь?

(Чума у Пушкина перерастает в символ зла. Зачумленная Россия, по которой разъезжает телега, наполненная телами, напоминает о новых жертвах. Разве 14 декабря 1825 года Россия не оказалась во власти чумы, когда весь цвет поколения был погублен: одни повешены, другие – в рудниках, третьим – заткнули рты. Четвертые оказались ренегатами, и сами теперь были на услужении у Чумы, ища новых жертв. В нашей жизни чума – это отступничество от законов разума, добра и правды.)

2. Почему у Пушкина тема пира не воспринимается как торжество, как высшее напряжение нравственных сил человека, а, наоборот, осознается непосредственной причиной катастрофы в мире людей?

(Как ни страшна ситуация с эпидемией чумы, все же подлинная трагедия связана с миром самого человека, с его поведением. Человек, обреченный на гибель, возомнил себя подлинным героем, потому что преодолел цепкую привязанность к жизни (ведь он вне существующих человеческих законов) и весь ужас смерти. Он не боится и религиозных устрашений, он глух к увещеваниям священника. Герою Пушкина кажется, что он поднялся выше всего, чем люди дорожат, например, памятью об умерших. Оказавшись по ту сторону добра, он совершает духовное отступничество. Священник напоминает Вальсингаму о матери, умершей всего три недели назад, но масштаб отступничества таков, что и память о матери ставится героем ни во что.)

3. В трагедии есть весьма интересный жизненный парадокс: чума так обострила ситуацию, что вырвала человека из привычного существования согласно нормам традиционной морали, с другой стороны, она же открыла возможность вступить в новый мир, мир иных нравственных ценностей. Ведь чуме у Пушкина поется хвала. Почему это происходит в драме Пушкина?

(Автору необходимо обострить конфликт между обстоятельствами жизни и человеком. Обстоятельства должны были подавить рядового человека, живущего по нормам морали своей среды, необыкновенной тайной властью. Священник, олицетворяя собой существующую нравственность, призывает пирующих к смирению, к молитве, чтобы заслужить милость Божию и свидеться в небесах с уже умершими, но председатель пира Вальсингам сочинил гимн, чем бросает вызов судьбе. Освобождение от страха перед неизбежной смертью помогло обрести нравственную свободу. Центральные строфы гимна раскрывают обретенную Вальсингамом новую правду жизни, новое понимание смысла человеческого бытия.

Гимн Вальсингама, исполненный неистовой веры в человека, славит присущую его природе способность и возможность быть сильнее враждебных обстоятельств. Смирившийся человек нравственно гибнет раньше физической смерти. Пир во время чумы превращается в своеобразное пиршество духа, освободившегося от страха смерти человека. Может быть, в гимне звучит выстраданный Пушкиным идеал, который стал определять его жизнь и творчество как поединок с самовластием.)

4. Но ведь Вальсингам, духовный отступник и идеолог кощунственного пира, почему-то воспевает смерть в свете бессмертия (а ведь бессмертие по христианству – это верный гарант праведной жизни)?

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья –
Бессмертия, может быть, залог.

(Конечно, он поет не о бессмертии на небесах. Он безбожник, по словам священника. Он осквернил память матери и возлюбленной, участвуя в пире. Председатель и пирующие – это маленький островок жизни, правда, на краю гибели. Не все, что гибелью грозит, заключает в себе бессмертие, а только такая гибель, которая освящена присутствием сильного и чистого духа, – любви и веры. Поэтому не случайно как бы в ответ на гимн Вальсингама священник напоминает о добровольной крестной смерти Спасителя, распятого за нас, смертию смерть поправшего.)

5. Гимн чуме прекрасен как выражение безмерной любви к жизни, такой, что сама смерть не омрачит ее. Но почему пушкинский герой в заключительной авторской ремарке трагедии не принимает участия в пире, а погружен в глубокую задумчивость?

(Вальсингам задумчив, но остается с пирующими, пусть даже на краю гибели. Сила духа, воспетая героем в гимне, действительно способна управлять природными стихиями.

Но Пушкин не был бы гением, если бы не заглянул в нашу реальность:

Я здесь удержан
Отчаяньем, воспоминаньем страшным,
Сознаньем беззаконья моего.

То, что Вальсингам назвал “сознаньем беззаконья”, это признание-напоминание в падении в такую надзаконную высоту, где во имя жизни дозволено все.

Заключительное слово учителя

Пушкин … “это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет”. Это слово Н.Гоголя о русском человеке оказалось далеко не прорицанием, а воззванием к читателям сохранить свой чистый дух, который воспел в своем творчестве Пушкин.


Показать символическое название романа через характеристики главных героев.

Тип урока: урок получения новых знаний

а) закрепить знания учащихся об образной системе художественного произведения

б) проанализировать характеры основных персонажей, опираясь на средства создания художественного образа

а) развивать умение составлять тексты разных типов речи (повествование, описание, рассуждение);

б) формировать умение составлять монологическое высказывание, анализируя смысл фразы, формулировать собственную точку зрения и приводить систему доказательств;

а) формировать интерес к миру зарубежной литературы

б) развивать чувство слова у учащихся

Оборудование: текст романа, портрет А. Камю

Равнодушие - это паралич души. А.П. Чехов

Домашнее задание до урока:

Ответить на вопрос: в чем, на ваш взгляд, заключается аллегорический смысл названия романа;

индивидуально: подготовить пересказ сюжета произведения;

отметить в тексте описания доктора Риэ, Тару, Ж. Грана и журналиста Рамбера

":вслушиваясь в радостные клики, идущие из центра города, он вспомнил, что любая радость находится под угрозой. Ибо он знал то, чего не ведала эта ликующая толпа и о чем можно прочесть в книжках, - что микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, что он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья, что он терпеливо ждет своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовых платках и в бумагах и что, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города".

На протяжении всей тысячелетней истории человечество усвоило много страшных уроков. В 20 веке ценности, казавшиеся вечными и незыблемыми, предстали шаткими, а человек - эгоистичным, жаждущим власти и денег, способным к уничтожению другого человека.

В один из тяжелейших периодов истории, в период Второй Мировой войны А. Камю, французский мыслитель, прозаик и публицист, создает свой знаменитый роман-притчу "Чума", роман об общечеловеческом бедствии, роман о спасении, роман о надежде.

Давайте вспомним основные события данного романа, я просила вас дома подготовить краткий пересказ, небольшая подсказка для вас есть на доске.

Основное событие в романе

Поведение жителей во время бедствия

У: Таким образом, мы видим, что сюжет очень прост, но и сам Камю, и исследователи его творчества неслучайно называют этот роман притчей? Какое значение имеет это слово?

Ответ (по словарю):

Притча - это краткий иносказательный, поучительный рассказ.

У: В чем же иносказательный характер повествования. К каким выводам вы пришли, размышляя над аллегорическим смыслом названия текста? Что такое чума?

Ответ: Несколько вариантов звучит, на доске ассоциации

Чума = война, болезнь, вражда и ненависть, фашизм = зло

У: Нужно ли бороться со злом? Как борется с ним город?

Ответ: город пассивен, сначала люди паникуют, а потом наступает равнодушие.

У: Обратите внимание на слова А. П. Чехова "Равнодушие - это паралич души". Как бы вы прокомментировали эти слова?

Ответ: у людей парализована душа, и они не могут сочувствовать, сострадать, сопереживать

У: Кто из жителей города все-таки продолжает бороться?

Ответ: Риэ, Рамбер, Жозеф Гран. Тару и другие

У: Я предлагаю вам остановиться сегодня на 4 персонажах и поработать в группах. Каждой группе надо представить своего героя и ответить на самый главный вопрос: какой путь он избирает в момент всеобщего бедствия.

Работа в группах на рабочих карточках

(задание каждой группе дано дифференцировано: от простой формы - заполните пропуски ключевыми словами - до сложной - составьте монологическое высказывание, опираясь лишь на текст и собственное восприятие образа)

1 группа. Образ доктора Риэ

Задание: заполните пропуски в предложенном тексте, используя ключевые слова (форму слов можно изменять(!) и текст романа.

Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь выбирает Риэ для спасения города и людей?

Одним из главных персонажей в романе Камю является доктор Риэ. Его портрет представлен в ________________ . Доктору на вид _________ лет. (Портрет)___________ _______________________ В этом портрете четко фиксируются ___________________, зато отсутствует _________________. Может потому, что Риэ всегда _______________ и ______________________ . Но это не означает, что у него отсутствуют _______________ и _______________ .Он предан своей работе и _____________________ о каждом пациенте. Желание во что бы то ни стало ввести в городе карантин характеризует его как человека ____________________ и __________________.

Он по характеру ________________ . Даже смерть сына полицейского Оттона на привела его в ______________ . Он потерял во время эпидемии ____________ , _________, _____________ и даже ______________, но продолжает верить в ______________ людей, переживших чуму, верит в то, что "___________________________ ___________________"

Его путь спасения города, людей и мира - это ____________

Ключевые слова: 35 лет; эмоциональность; собран; жена, друг Тару, Жозеф Гран; привык к бедам, которые его окружают; записки Тару; заботиться; невиновность; предусмотрительный; отчаяние; ответственный; черты внешности; "есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их"; чувства; эмоции; оптимист; вера в Бога

2 группа. Образ Жозефа Грана

Задание: из рассыпанных предложений составьте текст-характеристику Жозефа Грана.

Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь спасения выбирает Жозеф Гран?

Жизнь Жозефа Грана можно разделить на до и после эпидемии.

Он берет на себя организацию статистики, единственного, что он умеет делать.

До чумы это был самый типичный мелкий служащий.

В городе его не замечали.

Благодаря ему в городе знают, сколько людей заболело, сколько умерло, сколько выздоровело.

Именно благодаря ему, город впервые узнает об отступлении болезни.

Двадцать два года назад он из-за отсутствия средств вышел из учебного заведения, не получив диплома, и согласился занять должность сверхштатного служащего мэрии.

Он всем рассказывал, что любит своих племянников, вспоминает о родителях, ездит во Францию к родственнице повидаться.

Он не прячется, как старичок с кошками, не радуется несчастьям других людей, как контрабандист Котар, а продолжает выполнять свою работу.

А еще у него была тайна, по вечерам он писал книгу и мечтал добиться совершенства.

Он не мог выпрашивать себе должности, поэтому продолжал выполнять самые скромные функции чуть не до седых волос.

Он предстает перед нами длинным, тощим, в широком не по мерке костюме с повадками личности незначительной.

Гран никогда не стеснялся показывать свои чувства.

Когда начинается эпидемия чумы, Жозеф Гран оказывается среди сопротивляющихся.

Итоговый текст (для учителя).

Жизнь Жозефа Грана можно разделить на до и во время эпидемии. До чумы это был самый типичный мелкий служащий. Он предстает перед нами длинным, тощим, в широком не по мерке костюме с повадками личности незначительной. Двадцать два года назад он из-за отсутствия средств вышел из учебного заведения, не получив диплома, и согласился занять должность сверхштатного служащего мэрии. Он не мог выпрашивать себе должности, поэтому продолжал выполнять самые скромные функции чуть не до седых волос.

В городе его не замечали. Он всем рассказывал, что любит своих племянников, вспоминает о родителях, ездит во Францию к родственнице повидаться. Гран никогда не стеснялся показывать свои чувства. А еще у него была тайна, по вечерам он писал книгу и мечтал добиться совершенства.

Когда начинается эпидемия чумы, Жозеф Гран оказывается среди сопротивляющихся. Он не прячется, как старичок с кошками, не радуется несчастьям других людей, как контрабандист Котар, а продолжает выполнять свою работу. Он берет на себя организацию статистики, единственного, что он умеет делать. Благодаря ему в городе знают, сколько людей заболело, сколько умерло, сколько выздоровело. Именно благодаря ему, город впервые узнает об отступлении болезни.

Группа 3. Образ Рамбера

Задание: дайте характеристику персонажа, составьте устное развернутое связное монологическое высказывание (8-10 предложений), отвечая на вопросы (можете записать план ответа). Обсудите ответы в группе.

Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь спасения Рамбер выбирает для себя?

Кем по профессии является Рамбер? Каким образом он оказывается в городе?

Что он хочет сделать, когда узнает о чуме?

Почему он решает сбежать из зачумленного города? Какие действия для этого он предпринимает?

Что повлияло на изменение его решения? Как его характеризуют слова "стыдно быть счастливым одному?"

Как вы думаете, почему именно ему дано спасение от чумы?

Группа 4. Образ Тару

Задание: представьте героя, составив монологическое высказывание в форме текста-рассуждения (можете составить план ответа). Используйте при ответе дополнительные материалы и подготовленные дома фрагменты из романа.

Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь, по мнению Тару, приведет человечество к миру?

"Тару ухитряется видеть людей и предметы в перевернутый бинокль"

"Я только считаю, что на нашей планете существуют бедствия и жертвы и что надо по возможности стараться не встать на сторону бедствия".

"Я знаю только, что надо делать, чтобы перестать быть зачумленным, и лишь таким путем мы можем надеяться на воцарение мира или за невозможностью такового - хотя бы на славную кончину. Вот каким путем можно облегчить душу людям и если не спасти их, то хотя бы, на худой конец, причинять им как можно меньше зла, а порой даже приносить немножко добра".

"В мои годы хочешь не хочешь - приходится быть искренним. Лгать слишком утомительно".

(на доске записываются пути спасения, которые избирает каждый герой: Риэ - долг врача, выполнять свою работу: Жозеф Гран - помогать тем, чем ты можешь; Рамбер - проблема выбора, почувствовать свою сопричастность беде; Тарру - сочувствие, состардание )

Каждый из героев борется своими путями, их борьба приводит к благополучному итогу - чума побеждена. Но ведь даже Тару, который говорит о сочувствии, произносит необычные слова: "Мне доподлинно известно:, что каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека в мире, да-да, не существует, которого бы она не коснулась. И надо поэтому безостановочно следить за собой, чтобы, случайно забывшись, не дохнуть в лицо другому и не передать ему заразы".

Как вы относитесь к данному утверждению Тару, согласны ли вы с ним. Какой путь спасения видите вы?

Напишите небольшое сочинение-рассуждение, аргументировав свое мнение. При работе используйте материалы части 2 на ваших карточках.

Часть 2 рабочей карточки.

Напишите небольшое рассуждение, ответив на вопрос, согласны ли вы с высказыванием Тару: "Мне доподлинно известно:, что каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека в мире, да-да, не существует, которого бы она не коснулась. И надо поэтому безостановочно следить за собой, чтобы, случайно забывшись, не дохнуть в лицо другому и не передать ему заразы".

Какой путь борьбы со злом (путь спасения) можете предложить вы? Аргументируйте свою точку зрения?

Вырази свое отношение

1. Я вполне согласен с позицией автора (героя) текста, так как (потому что):

2. Я не совсем согласен с мнением автора (героя), потому что:

3. Я считаю, что автор (герой) абсолютно прав, утверждая, что:

4. По-моему, автор (герой) не совсем прав, когда говорит, что:

5. Нельзя не согласиться с позицией Тару, а значит и автора :

6. Конечно же, автор прав!

7. Можно привести много доказательств правоты автора:.

Вырази свое мнение: Я думаю, я полагаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему, по моему мнению, я уверен в том, что:;

Для завершения сочинения можно использовать слова: Следовательно; итак; таким образом; подводя итог, хочу сказать;

Ответ: (2-3 сочинения)

У: Какой путь спасения страны в момент бедствия предлагала русская литеартура?

Ответ: путь души (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой)

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: почему только Риэ и Рамберу Камю дает спасение в романе?

Результат работы (комментарий ответственного за группу)

Тема урока: СПИД – болезнь 21 века.

сформировать представления о болезни века;

познакомить учащихся с основными сведениями о болезни и опасными особенностями ВИЧ-инфекции;

сформировать понятие о личной ответственности за свое здоровье;

научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.

Оборудование: презентация, стаканчики с водой, крахмал, йод.

Организационный момент

II. Объяснение нового материала

1. Эпиграф

На пороге тысячелетий наступает момент, когда

Мы за все бываем в ответе, перелистывая года,

Человек, покоривший небо, чудо техники изобретая,

Приобщаясь к дурным привычкам о здоровье своем забывает.

2. Когда появилось это заболевание?

Впервые случай этого странного заболевания был зарегистрирован в 1978 г. Позже ученые дали ему название СПИД и обнаружили вирус (ВИЧ), который его вызывает. До сих пор неизвестно, откуда пришел ВИЧ/СПИД. Одни считают, что он появился сначала у обезьян, другие - что его искусственно создали люди.

Точно известно одно: ВИЧ/СПИД - смертельное заболевание, от которого нет лекарства или вакцины. Эпидемия стремительно распространяется по всем странам и континентам. Больше всего от этого заболевания страдает молодежь в возрасте от 14 до 29 лет.

ВИЧ/СПИД: некоторые факты

• Сегодня в мире ВИЧ/СПИДом больны более 40 млн человек

• Каждую минуту в мире примерно 11 человек заражаются ВИЧ.

• В России официально зарегистрировано почти 300 тыс. ВИЧ-инфицированных, но предполагается, что их по крайней мере в три раза больше.

• 80% ВИЧ-инфицированных в России - молодежь от 14 до 29 лет.

Это данные официальной статистики. Но, скорее всего, ВИЧ-инфицированных гораздо больше. Многие живут с ВИЧ, даже не подозревая об этом. Они не сдавали анализы и, соответственно, нигде не зарегистрированы.

Многие известные люди уже погибли от этой болезни.

Фредди Меркьюри, лидер рок-группы Queen, умер от СПИДа в 1991 году.

О его болезни сообщили незадолго до его смерти. В память о певце был устроен концерт, средства от которого пошли на борьбу со СПИДом.

3. Что же это такое ВИЧ/СПИД?

ВИЧ - это Вирус Иммунодефицита Человека

СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита.

ПОМНИ: ВИЧ и СПИД - разные вещи.

ВИЧ - Вирус Иммунодефицита Человека.

Он вызывает болезнь СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита.

СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.

Синдром - потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием.

Приобретенный - заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом.

Иммунодефицит - иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям.

Таким образом, СПИД - не болезнь в собственном смысле этого слова, он лишь создает условия для других инфекционных заболеваний.

5. как выглядит вирус?

Известно, что существуют две разновидности вируса иммунодефицита: ВИЧ-1 и ВИЧ-2. В большинстве стран распространен ВИЧ-1

6. Как работает иммунная система человека?

Постепенно ВИЧ разрушает иммунную систему. Развивается иммунодефицит - недостаток защитных сил в организме. Последняя стадия этого состояния называется СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.

- показать, как ВИЧ проникает в человеческий организм и захватывает здоровую клетку;

- объяснить, как работает иммунная система человека.

2. Третьего ученика учитель берет за руку и водит вокруг клетки, рассказывая о том, как действует вирус.

4. Ведущий рассказывает, что:

Вирус гриппа, попадая в организм человека, захватывает клетку (тут доброволец проникает в клетку, то есть становится между двух участников).

Антитела уничтожают инфекцию вместе с поврежденной клеткой (участники разрушают клетку ударами рук).

Таким образом, вирус гриппа выводится из организма, не причинив ему большого вреда.

При этом сам вирус быстро мутирует, как бы прячется у клетки за спиной и остается невидимым для антител.

ВИЧ за счет компонентов клетки начинает размножаться, и новые вирусы, появившись на свет, вбирают в себя компоненты клетки.

Клетка разрушается, но сам вирус остается в активном состоянии и может захватывать другие клетки.

6. После завершения игры учитель благодарит актеров, снимает с них роли - например, просит назвать свое имя, похлопать в ладоши - и отпускает на места.

7. Как ВИЧ вызывает СПИД?

Развитие эпидемического процесса при ВИЧ-инфекции имеет свои закономерности, которые прослеживаются в различных странах мира, и его можно разделить на основные фазы:

Период первичных проявлений

Период развития вторичных заболеваний

СПИД, или терминальная стадия

Длится около 6 месяцев с момента заражения

ВИЧ уже попал в организм и активно размножается, но антитела к нему еще не выработаны.

Обычно никаких симптомов нет, лишь иногда может ненадолго повыситься температура.

В это время ВИЧ трудно определить с помощью анализа крови.

Человек еще не подозревает, что в его организм попал ВИЧ, но уже может передавать его другим людям.

2. Период первичных проявлений

Начинается примерно через 6 месяцев после заражения и может длиться 6 и более лет.

Иногда наблюдается незначительное ухудшение самочувствия: повышение температуры, потливость, недомогание.

3. Период развития вторичных заболеваний

Могут развиваться кожные и инфекционные заболевания, туберкулез, рак.

При правильном лечении современные препараты еще способны вернуть болезнь на уровень первичных проявлений.

Это состояние можно поддерживать достаточно долго, если человек старается вести разумный образ жизни.

Однако если человек употребляет наркотики, спиртное, не бережет себя от других инфекций, происходит дополнительное ослабление иммунитета и ВИЧ быстрее развивается в стадию СПИД

4. СПИД, или терминальная стадия

В организме почти не остается защитных клеток.

Системы и органы человека необратимо поражены.

Развиваются все новые заболевания, не поддающиеся эффективному лечению.

Одно заболевание сменяет другое, человек не успевает выздороветь и полностью восстановить силы.

Развитие болезни приводит в смерти.

Больные СПИДом умирают от сопутствующих заболеваний, которые развиваются в результате резкого снижения иммунитета. Эти заболевания, как правило, весьма специфичны. К ним относятся: пневмоцистная пневмония, саркома Капоши, грибковое поражение дыхательных путей и пищевода и некоторые другие.

8. Как передается ВИЧ?

Половой – при непостоянном половом партнере (пользоваться презервативами!) и гомосексуальных отношениях, при искусственном оплодотворении

При использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – одним шприцем

От матери- ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении грудным молоком

Через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.

- дать понять, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция;

- объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.

- стаканчики с водой по количеству учащихся;

1. С самого начала упражнения все стаканчики ставятся на стол. В один из них добавляется крахмал.

2. класс не знает, в каком стаканчике крахмал, а учитель вообще не говорит, что стаканчики отличаются друг от друга.

3. учитель раздает всем участникам кружки с водой, которая символически обозначает кровь и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ.

6. Контакт символизируется переливанием небольшого количества воды друг другу в стаканчики.

8. После того как класс сел, учитель говорит, что один из участников тусовки оказался ВИЧ-инфицированным, - в его стаканчик был добавлен крахмал.

9. учитель спрашивает всех участников, готовы ли они пройти тест на ВИЧ-инфекцию, и объясняет, как важно знать, заражен ты или нет.

10. Для тех, кто подошел со своим стаканчиком, ведущий проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет.

11. класс сразу увидит наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь - почти во всех.

12. Дальше учитель обсуждает с классом те эмоции, которые они испытали, увидев стаканчик с сине-фиолетовой водой, и что каждый из них мог сделать, чтобы этого не случилось.

9. ВИЧ не передается

При разговоре, кашле

При пользовании общей посудой

При купании в бассейне, душе

Через спортивные предметы

Через домашних животных

Через укусы насекомых

При уходе за больными

10. Можно ли убить вирус?

Болезнь не щадит никого, но есть поговорка “Береженого Бог бережет”. Как предохранить себя от заражения ВИЧ инфекцией?

Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным.

Половые контакты – наиболее распространенный путь перёдачи вируса. Поэтому надежный способ избежать заражения при случайных половых сношениях – использование презерватива. Применение презерватива практически исключает прямое попадание через слизистые оболочки половых органов зараженной спермы или вагинальной жидкости. Внутривенное употребление наркотиков не только вредно для здоровья, но и значительно повышает риск заражения ВИЧ. Часто лица, вводящие внутривенно наркотики, используют общие иглы и шприцы без их стерилизации. Использование любого инструментария, (шприцы, системы для переливания крови и т. д.) как в медицинских учреждениях, так и в быту (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т. п.), где может содержаться кровь человека, зараженного вирусом, требует их стерилизации. Этот вирус нестойкий, гибнет при кипячении. Могут быть применены и специальные дезинфицирующие растворы хлорсодержащих веществ, перекись водорода. Не рекомендуется для этой дели спирт.

СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита

СПИД распространяется из-за нашего невежества, а также нежелания изменить нормы своего поведения

III. Закрепление изученного

В завершение урока рекомендуется предложить несколько вопросов по новой теме, с целью уточнения уровня усвоения материала. Учащимся предлагается ответить на наиболее актуальные вопросы по теме.

IV. Анализ урока

Учитель обсуждает с учащимися, что понравилось на уроке, какие новые знания получили, что удивило, что было полезно.

V. Домашнее задание

Подберите вырезки из газет посвященные проблеме ВИЧ/СПИДа

Составить синквейн на тему СПИД

Правила написания синквейна:

В синквейне 5 строк:

понятие (одно слово)

прилагательные (два слова)

глаголы (три слова)

предложение (из четырех слов)

существительное (одно слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.


Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Черная смерть"

Казаков А.Н. 2009 г.)

Тип урока: Комбинированный

совершенствовать навык работы с учебником; формировать умение четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли;

способствовать воспитанию умения слушать и слышать друг друга, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Казаков А.Н. 2009 г., словарь, компьютер с подключением к сети интернет, мультимедиапроектор, презентация (Приложение 2), иллюстративный материал (Приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в прошлое. Чтобы путешествие было успешным нам необходимо помнить некоторые правила. Какие?

Быть внимательными и активными, чётко следовать инструкциям, наблюдать и запоминать.

II. Актуализация знаний.

- Определим время и место путешествия. Для этого выполните задания в группах.

Задание 1 . Работа в группах.

В конвертах карточки-пазлы, из которых должны получиться изображения: щит, меч, копьё, кольчуга, латы, топорик, шлем, лук. (Приложение 1)

– Вскройте конверты, соберите из частей предмет. Сделайте презентацию-рекламу одного из предметов на выбор.

– Что у вас получилось?

Фиксация на доске. Презентация предмета.

– Кому принадлежат эти доспехи?

– В какой период времени жили рыцари?

– Вспомните, что вы знаете о жизни сеньоров-рыцарей?

- Куда мы отправляемся в путешествие? В какое время?

-Учитель читает отрывки:

Как написано в Четвертой книге Царств, ассирийский царь Синаххериб решил опустошить Иерусалим, но не смог взять город, так как за ночь погибло более 185000 воинов.

«В эпоху, к которой относится этот богатый происшествиями рассказ, по всей Англии, и особенно по ее столице, долгие годы разносился

душераздирающий вопль: "Чума!" Лондон совсем обезлюдел; по темным, узким, грязным улицам и переулкам близ Темзы, где, как полагали, и появился призрак Черной смерти, свободно разгуливали только Ужас, Страх и Суеверие.

– Как вы думаете, что такое “Черная смерть”?

Какие же мы с вами поставим задачи на уроке?

1) Познакомиться с новым понятием

3) Сформулировать меры профилактики

IV. Изучение нового материала.

1. Работа с понятием.

- Каким словом можно назвать страшное бедствие, которое постигло жителей? (Эпидемия)

Один из учеников ищет значение слова в толковом словаре, а один садится за компьютер и ищет информацию в интернете.

- Далее заслушиваются выступления представителей групп. После свои ответы представляют ученики, работавшие самостоятельно.

Запишите определение в ваши тетради.

2. Виртуальная экскурсия

– Сейчас мы побываем на улицах крупного города того времени-Парижа, узнаем, какими были города Средневековья. (Просмотр слайда с изображением Парижа Приложение 2: Слайды 2-6)

– Что вы можете сказать о жизни людей в этом городе.

– Что вас удивило и поразило?

– Как называются болезни о которых идёт речь?

3. Работа в группах.

– Обсудите причины, вызывавшие болезни.

(Идёт обсуждение вариантов ответов.)

Учитель фиксирует на доске:1, 2, 3. ( Густонаселённые города, низкий уровень жизни, грызуны. )

4. Работа с текстом учебника.

– Прочтите текст со стр. 51– 52 (со 2 до 4 абзаца)

– Теперь добавьте те причины, которые вы не указали.

Фиксация на доске: 1,2,3. ( Отсутствие канализации, близость животных, не соблюдение правил личной гигиены. )

5. Информация учителя и учеников

Одна из причин инфекционных болезней – бактерии, вирусы. Трудно было найти место на земле, где не было бы этих мельчайших существ. Их находили в струях гейзеров, в сверх солёных озёрах, в вечной мерзлоте, где они пробыли 2-3 млн. лет.

– Кто был разносчиком болезни? (Просмотр слайда 7-8 с изображением крыс.)

– Как грызуны распространяли болезни?

– Как вы думаете, люди пытались бороться с инфекцией?

Слайд 11-13

– Перечислите инфекционные заболевания, которые называли “эпидемией”?

В 6 веке погибли 100 млн. человек. Византия почти полностью обезлюдела.

– А, вы знаете, когда чума была занесена на Русь?

6. Работа в парах.

В 1347 году, когда 12 кораблей вернулись из Италии, был обнаружен первый случай заболеваний чумой. В Смоленске тогда остались в живых 5 человек. В 16 веке в Италии был издан указ, запрещавший кораблям 40 суток подходить к берегу.

– Как вы думаете, почему? Обсудите в парах. (Далее сравниваются высказывания)

Кто не слушался, был сурово наказан.

V. Закрепление изученного.

1. Работа в парах.

Современные правила предписывают 2 раза в год производить дезинфекцию судов.

– Как вы думаете, для чего?

– Неужели и сейчас есть эпидемии?

– Чем они вызваны? Обсудите в парах.

2. Самостоятельная работа

Работа в группах.

Группа 1: – Подумайте, какие рекомендации вы можете предложить жителям средневековья, чтобы избежать заражений.

Группа 2: - Сформулируйте причины, благодаря которым люди смогли начать борьбу с эпидемиями.

Группа 3: - Сформулируйте рекомендации современному человеку, чтобы избежать эпидемий.

VI. Итог урока

-Как называлась тема урока?

- Какие причины эпидемий можете назвать?

- Перечислите ваши рекомендации по борьбе с эпидемиями.

5. Домашнее задание

Составить план текста учебника стр. 51-54. Подготовить сообщения об эпидемиях современности и методах борьбы с ними.

Используемая литература

1. “Окружающий мир” (поурочные планы) по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова. Автор Е.М. Елизарова






Средневековый мир находился на грани вечного голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу… Отсюда брала начало череда эпидемий, вызываемых потреблением непригодных в пищу продуктов.



КРЫСЫ – ОДНИ ИЗ ПЕРЕНОСЧИКОВ ЧУМЫ



Переносчики возбудителя инфекции — блохи различных видов .



ЭПИДЕМИИ КОСИЛИ НАСЕЛЕНИЕ


ЗАЩИТНАЯ ОДЕЖДА ЛЕКАРЯ


ЗАЩИТНАЯ МАСКА ЛЕКАРЯ


Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции