Укажите максимальную длительность инкубационного периода при дифтерии

1. К какой группе относится возбудитель дифтерии:

2. Какая из клинических форм дифтерии встречается наиболее часто:

А .*Дифтерия миндалин

В. Дифтерия гортани

С. Дифтерия глаз

D. Дифтерия носа

Е. Дифтерия половых органов

3. Слизистая оболочка миндалин выстлана:

А. *Многослойным плоским эпителием

В .Цилиндрическим многослойным эпителием

С. Кубическим эпителием

D. Однослойным плоским эпителием

Е. Реснитчатым эпителием

4. Крупозное фибринозное воспаление при дифтерии развивается:

В. На миндалинах

С. На небных дужках

D. На мягком небе

5. Какой из перечисленных симптомов характерен для дифтерии:

А. Резкие боли при глотании

В. Болезненность регионарных лимфоузлов

С. Желтого цвета гной в лакунах миндалин

D. Лихорадочный румянец

Е. *Фибринозный характер налета

6. Какой из ниже перечисленных видов терапии является основным при тяжелых формах дифтерии:

А. *Введение противодифтериче ской сыворотки

В. Введение антибиотиков

С. Инфузионная терапия

D. Десенсибилизирую щая терапия

Е. Кортикостероидна я терапия

7. Главным критерием тяжести дифтерии является:

А. Выраженность интоксикации

В. Характер налета

С. Распространение налетов

D. Выраженность отека подкожной клетчатки

Е. *Все ответы верны

8. Укажите максимальную длительность инкубационного периода при дифтерии:

9. Укажите, с какими заболеваниями необходимо прежде всего дифференцировать дифтерию:

А. *Лакунарная ангина

С. Менингококковая инфекция

D. Паротитная инфекция

Е. Шейный лимфаденит

10. Какие исследования необходимо провести с целью дифференциальной диагностики дифтерии миндалин и лакунарной ангины:

А. *Мазок из зева и носа на ВL

С. Смыв из зева и носа на вирус

D. Мазок из зева и носа на флору

Е. Бактериоскопия мазка из зева и носа

11. Для вакцинации против дифтерии применяется:

А. Ослабленная дифтерийная палочка

В. Убитая дифтерийная палочка

С. Дифтерийный токсин

D. *Дифтерийный анатоксин

Е. Все ответы верны

12. При каких условиях можно выписать ребенка с бактерионоситель ством коринобактерии gravis, токсигенный штамм:

А. *Отрицательный контрольный посев из носа и носоглотки на ВL

В. Отсутствие нарастания титра антител с дифтерийным антигеном

С. Отсутствие жалоб

D. Отсутствие изменений на миндалинах

Е. Пребывание в стационаре свыше 7 дней

13. Какое наиболее частое осложнение при дифтерии:

С. Миокардиодистроф ия

14. Назовите сроки начала вакцинации против дифтерии:

15. Укажите, как правильно обследовать контактных в очаге дифтерии:

А. *Мазок из зева и носа на ВL всем контактным

В. Мазок только из зева всем контактным

С. Мазок из зева и носа на ВL только детям

D. Мазок только из носа всем контактным

Е. Все ответы неверны

16. Ведущим звеном в патогенезе дифтерии является :

D. Нарушение гомеостаза

Е. Все ответы верны

17. С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальную диагностику при дифтерии глаз:

А. *Аденовирусная инфекция

С. Риновирусная инфекция

18. Назовите дозу антитоксической противодифтерино й сыворотки для лечения легкой формы дифтерии миндалин:

E.​ 120-150 тыс ЕД

19. Назовите дозу антитоксической противодифтерино й сыворотки для лечения среднетяжелой формы дифтерии миндалин:

E.​ 120-150 тыс ЕД

20. Назовите дозу антитоксической противодифтерино й сыворотки для лечения тяжелой формы дифтерии миндалин:

E.​ 120-150 тыс ЕД

21. Назовите дозу антитоксической противодифтерино й сыворотки для лечения гипертоксической формы дифтерии:

E.​ *120-150 тыс ЕД

22. Для лечения дифтерии не применяется:

23. Для лечения лакунарной ангины не применяется:

2. Какая из клинических форм дифтерии встречается наиболее часто:

А .*Дифтерия миндалин

В. Дифтерия гортани

С. Дифтерия глаз

D. Дифтерия носа

Е. Дифтерия половых органов

3. Слизистая оболочка миндалин выстлана:

А. *Многослойным плоским эпителием

В .Цилиндрическим многослойным эпителием

С. Кубическим эпителием

D. Однослойным плоским эпителием

Е. Реснитчатым эпителием

4. Крупозное фибринозное воспаление при дифтерии развивается:

В. На миндалинах

С. На небных дужках

D. На мягком небе

5. Какой из перечисленных симптомов характерен для дифтерии:

А. Резкие боли при глотании

В. Болезненность регионарных лимфоузлов

С. Желтого цвета гной в лакунах миндалин

D. Лихорадочный румянец

Е. *Фибринозный характер налета

6. Какой из ниже перечисленных видов терапии является основным при тяжелых формах дифтерии:

А. *Введение противодифтерической сыворотки

В. Введение антибиотиков

С. Инфузионная терапия

D. Десенсибилизирующая терапия

Е. Кортикостероидная терапия

7. Главным критерием тяжести дифтерии является:

А. Выраженность интоксикации

В. Характер налета

С. Распространение налетов

D. Выраженность отека подкожной клетчатки

Е. *Все ответы верны

8. Укажите максимальную длительность инкубационного периода при дифтерии:

9. Укажите, с какими заболеваниями необходимо прежде всего дифференцировать дифтерию:

А. *Лакунарная ангина

С. Менингококковая инфекция

D. Паротитная инфекция

Е. Шейный лимфаденит

10. Какие исследования необходимо провести с целью дифференциальной диагностики дифтерии миндалин и лакунарной ангины:

А. *Мазок из зева и носа на ВL

С. Смыв из зева и носа на вирус

D. Мазок из зева и носа на флору

Е. Бактериоскопия мазка из зева и носа

11. Для вакцинации против дифтерии применяется:

А. Ослабленная дифтерийная палочка

В. Убитая дифтерийная палочка

С. Дифтерийный токсин

D. *Дифтерийный анатоксин

Е. Все ответы верны

12. При каких условиях можно выписать ребенка с бактерионосительством коринобактерии gravis, токсигенный штамм:

А. *Отрицательный контрольный посев из носа и носоглотки на ВL

В. Отсутствие нарастания титра антител с дифтерийным антигеном

С. Отсутствие жалоб

D. Отсутствие изменений на миндалинах

Е. Пребывание в стационаре свыше 7 дней

13. Какое наиболее частое осложнение при дифтерии:

14. Назовите сроки начала вакцинации против дифтерии:

15. Укажите, как правильно обследовать контактных в очаге дифтерии:

А. *Мазок из зева и носа на ВL всем контактным

В. Мазок только из зева всем контактным

С. Мазок из зева и носа на ВL только детям

D. Мазок только из носа всем контактным

Е. Все ответы неверны

16. Ведущим звеном в патогенезе дифтерии является :

D. Нарушение гомеостаза

Е. Все ответы верны

17. С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальную диагностику при дифтерии глаз:

А. *Аденовирусная инфекция

С. Риновирусная инфекция

18. Назовите дозу антитоксической противодифтериной сыворотки для лечения легкой формы дифтерии миндалин:

E. 120-150 тыс ЕД

19. Назовите дозу антитоксической противодифтериной сыворотки для лечения среднетяжелой формы дифтерии миндалин:

E. 120-150 тыс ЕД

20. Назовите дозу антитоксической противодифтериной сыворотки для лечения тяжелой формы дифтерии миндалин:

E. 120-150 тыс ЕД

21. Назовите дозу антитоксической противодифтериной сыворотки для лечения гипертоксической формы дифтерии:

E. *120-150 тыс ЕД

22. Для лечения дифтерии не применяется:

23. Для лечения лакунарной ангины не применяется:

1. Укажите возбудителя паротитной инфекции:

2. Длительность заразного периода при паротитной инфекции:

3. Осложнениями паротитной инфекции являются:

4. Вирус паротитной инфекции тропен ко всем органам, кроме:

A. Половые железы

B. Поджелудочная железа

E. Грудные железы

5. Укажите основной механизм передачи паротитной инфекции:

6. Какие из перечисленных симптомов не встречаются при паротитном менингите:

A. Повышение Т тела

B. Головная боль

C. *Кожные высыпания

D. Повторная рвота

E. Менингеальные симптомы

7. Какие дополнительные методы исследования следует провести для подтверждения панкреатита при паротитной инфекции:

A. Кровь на стерильность

B. *Моча на диастазу

C. Моча на уробилин и желчные пигменты

D. Печеночные пробы

E. Глюкоза крови

8. Для паротитного менингита характерны все перечисленные изменения ликвора, кроме:

A. Давление повышенно

B. Прозрачный ликвор

C. Лимфоцитарный цитоз

D. *Снижение уровня глюкозы

E. Нормальное содержание белка

9. Препаратом выбора в лечении паротитного орхоэпидидимита является:

10. Для активной иммунизации против паротитной инфекции применяется:

A. *Живая ослабленная вакцина

B. Убитая вакцина

11. Характерным симптомом паротитной инфекции является:

12. Показаниями для обязательной госпитализации больного паротитной инфекцией являются все ,кроме:

A. Высокая интоксикация

13. Дети до года переносят паротитную инфекцию:

A. В тяжелой форме

B. В легкой форме

C. В стертой форме

D. С частыми осложнениями

E. *Как правило не болеют

14. Паротитную инфекцию необходимо дифференцировать с:

A. Слюнокаменной болезнью

B. Токсическим поражением околоушной железы

C. Подчелюстным лимфоденитом

D. Паратонзилярным абсцессом

E. *Всем перечисленным

1. К какой группе микроорганизмов относится возбудитель инфекционного мононуклеоза?

2. Какие симптомы не характерны для поражения носоглотки у больных с инфекционным мононуклозом?

А. *Обильное отделяемое из носа

B. Затруднение носового дыхания

С. Гипертрофия небных миндалин

D. Налеты на миндалинах

Е. Гипертрофия носоглоточной миндалины

3. Для инфекционного мононуклеоза характерны все следующие изменения в общем анализе крови, кроме:

B. Ускоренное СОЭ

Е. Сдвиг лейкоформулы влево.

4. Основными серологическими реакциями для диагностики инфекционного мононуклеоза являются все, кроме:

А. Реакция Пауля-Бунеля-Давидсона

В. Реакция Бауэра

С. Реакция Томчика

Е. Иммуноферментного анализа.

5.Клиническими симптомами инфекционного мононуклеоза являются все , кроме:

6.Клиническим симптомом инфекционного мононуклеоза может быть экзантема в виде:

А. Петехиальной сыпи

В. Узловатой эритемы

С. *Кореподобной сыпи

D. Скарлотиноподобной сыпи

Е. Везикулезной сыпи

7. Для лечения инфекционного мононуклеоза не применяется:

8. Какие изменения лимфоузлов можно выявить у больного с инфекционным мононуклеозом:

A. *Увеличение размеров

C. Изменение кожи над ними

D. Отек подкожной клетчатки

E. Все перечисленные изменения.

9. Диспансерному наблюдению подлежат дети, перенесшие:

D. *Инфекционный мононуклеоз

Е. Ветряную оспу

10. Для подтверждения диагноза инфекционного мононуклеоза необходимо выявить в периферической крови атипичные мононуклеары в количестве не менее:

11. Для подтверждения диагноза инфекционного мононуклеоза необходимо выявить атипичные мононуклеары в периферической крови больного:

*В. Не менее 2-х раз

С. Не менее 3-х раз

D. Не менее 2-х раз в течение одной недели

Е. Не менее 3-х раз за две недели.

12. Диспансерное наблюдение за детьми перенесшими инфекционный мононуклеоз осуществляется в течение:

Е. Не осуществляется

1. Указать источник инфицирования при эшерихиозах:

B. Домашние животные

E. Все ответы верны

10. Указать сроки инкубационного периода при эшерихиозах:

Какой иммунитет формируется при эшерихиозах ?

A. *Нестойкий типоспецифический

B. Стойкий типоспецифический

C. Общий для всех типов нестойкий

D. Общий для всех типов стойкий

E. Стойкий антитоксический

Для энтеротоксигенной формы эшерихиоза характерно все кроме :

D. Боли в животе

E. Отсутствие интоксикации

Для энтероинвазивной формы эшерихиозов характерно все, кроме:

A. Стул жидкий со слизью, прожилками крови

C. Боль в животе

D. Периодическая рвота

Какие изменения в крови характерны для эшерихиозов:

A. *Лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево

Какой из перечисленных методов диагностики является ведущим в расшифровке этиологии эшерихиозов?

A. *Бактериологическое исследование кала

B. Бактериологическое исследование крови

C. Бактериоскопия кала

D. Бактериоскопия крови

E. Серологическое исследование

Какие препараты используют в этиотропном лечении эшерихиозов у детей:

В какой возрастной группе чаще диагностируется энтеропатогенная форма эшерихиозов?

A. От 6 месяцев до 2 лет

B. *От 3 до 12 мес.

Срок диспансерного наблюдения детей, переболевших эшерихиозом:

1. Указать какой из перечисленных путей передачи сальмонеллеза чаще имеет место у детей 1 года жизни:

2. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо проводить в очаге сальмонеллеза:

A. *Изоляция и лечение больного

B. Изоляция и лечение контактных лиц

C. Профилактическое лечение контактных детей антибиотиками

D. Профилактическое лечение контактных детей сульфаниламидами

E. Введение контактным детям иммуноглобулина

3. Сальмонеллезом можно заразиться употребив:

A. Мясо и мясопродукты

B. Кремовые кондитерские изделия

C. Молочные продукты

D. Овощи и фрукты

E. *Все ответы верны

4. Указать, какой из перечисленных методов является основным для выявления возбудителя сальмонеллеза:

A. *Бактериологическое исследование кала

B. Бактериоскопия кала

C. Серологическое исследование

D. Бактериоскопия крови

E. Бактериологическое исследование крови

5. Инкубационный период сальмонеллеза составляет:

6. Выберите сроки характеризующие острое течение сальмонеллеза:

7. Выбрать из перечисленных симптомов, характерный для колитного варианта сальмонеллеза:

A. Обильный жидкий стул со слизью и кровью

B. Жидкий водянистый стул

C. *Скудный стул со слизью и кровью

D. Ректальный плевок

E. Боли в эпигастральной области

8. Для гастроэнтеритической формы сальмонеллеза характерны все симптомы, кроме:

A. Жидкий обильный водянистый стул

D. Боли в животе

E. *Жидкий стул со слизью и кровью

9. Возбудителем сальмонеллеза является:

10. К каким внешним факторам максимально чувствительна сальмонелла:

B. Охлаждение до 1-4 С

C. Действие солнечного света

D. Действие 10% раствора поваренной соли

E. Все перечисленные

11. Указать, в какой возрастной группе чаще наблюдается септическая форма сальмонеллеза:

12. Указать, какая клиническая форма сальмонеллеза наиболее часто встречается у детей:

A. А. Гастроинтестинальная

B. Б. Тифоподобная

C. В. Септическая

E. Д. Субклиническая

13. Сроки диспансерного наблюдения детей, переболевших острой формой сальмонеллеза:

14. Кратность бактериологического исследования кала при выписке реконвалисцентов сальмонеллеза из инфекционного стационара:

E. Не проводится

15. Выберите наиболее часто встречающийся симптом при генерализованной форме сальмонеллеза:

B. Спазм сигмовидной кишки

C. Напряжение передней брюшной стенки

D. Болезненность в правой подвздошной области

E. Болезненность в левой подвздошной области

16. Укажите, кто служит источником инфицирования при сальмонеллезе:

B. Домашние животные

E. *Все ответы верны

1. Иммунитет после перенесенного шигеллеза:

A. *До 1 года видовой и антимикробный

B. До 1 года общий для всех типов

C. Пожизненный видовой и антимикробный

D. Пожизненный антитоксический

E. До 1 года антитоксический

2. В какой возрастной группе дети чаще болеют шигеллезом?

D. *Дошкольный возраст

E. Школьный возраст

3. Кратность бактериологического исследования кала при выписке реконвалесцентов острого шигеллеза из инфекционного стационара.

E. Не проводится

4. Сроки диспансерного наблюдения детей, перенесших острый шигеллез.

Наиболее часто встречающаяся форма шигеллеза у детей 1-го года жизни.

E. С выраженным эксикозом

Назовите сроки инкубационного периода при шигеллезе.

Укажите, кто служит источником инфицирования при шигеллезе.

B. Б. Домашние животные

E. Д. Все ответы верны

Какой из перечисленных методов диагностики позволяет выделить возбудителя шигеллеза.

A. *Бактериологическое исследование кала

B. Бактериоскопия кала

C. Серологическое исследование

D. Исследование крови на стерильность

E. Все выше перечисленное

9. Укажите сроки, характеризующие острое течение шигеллеза.

10. Для шигеллеза характерны все гематологические изменения: кроме

C. Повышенная СОЭ

E. Сдвиг лейкоформулы влево

11. Указать , какой путь передачи преобладает при шигеллезе у детей первого года жизни.

12. Для типичной формы шигеллеза характерно все, кроме:

A. Спазм сигмовидной кишки

B. Болезненность в левой подвздошной области

C. *Болезненность по ходу тонкого кишечника

E. Ложные позывы к акту дефекации

13. В этиотропном лечении шигеллеза используют:

14. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо проводить в очаге шигеллеза?

A. *Изоляция и лечение больных

B. Изоляция контактных лиц

C. Лечение контактных лиц

D. Введение контактным иммуноглобулина

E. Все выше перечисленное

15. К каким внешним факторам чувствительна шигелла?

C. Действие солнечного света

D. Действие 10% р-ра поваренной соли

E. Все выше перечисленное

1. Первичным стафилококковым энтероколитом чаще болеют:

A. Дети до 1 года

B. Дети до 3 лет

C. Дети до 6 лет

D. Дети до 7 лет

E. *Возраст не имеет значения

2. Вторичным стафилококковым энтероколитом чаще болеют:

A. *А. Дети до 1 года

B. Б. Дети до 3 лет

C. В. Дети до 6 лет

D. Г. Дети до 7 лет

E. Д. Возраст не имеет значения

3. Укажите препарат, наиболее подходящий для лечения стафилококковой инфекции:

4. Укажите основной по эпидемиологической значимости пищевой продукт для развития стафилококкового гастроэнтерита:

A. *Кондитерские изделия с кремом

1. Какой симптом характерен только для холеры у детей раннего возраста:

2. Какой препарат предпочтителен для проведения регидратационной терапии при холере у детей:

3. Особенностями течения холеры у детей раннего возраста являются все кроме:

A. Бурное начало

B. Профузная диарея

C. Неукротимая рвота

E. Судорожный синдром

4. Холеру у детей следует дифференцировать с:

B. Ротавирусной инфекцией

C. Отравлением бледной поганкой

D. Отравлением мышьяком

E. *Все ответы верны

5. Наиболее эффективным препаратом для лечения холеры у детей является:

1. К какой группе относится возбудитель брюшного тифа :

2. Какой путь передачи не возможен при брюшном тифе:

3. Какой клинический симптом не бывает с первых дней брюшного тифа:

В. Головная боль

D. Повторная рвота

*Е Розеолезная сыпь

4. На какой день болезни при брюшном тифе увеличивается печень и селезенка:

Теория и практика эпидемиологии (epi на + demos - народ + logos - наука) явились надежным методологическим фундаментом для реализации широкомасштабных и эффективных профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, успешно осуществляемых в борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями.

Эпидемиологический подход к изучению болезней человека - осно­вополагающая идея, определившая предмет изучения, цели, организацию и методы эпидемиологических исследований. Эпидемиологические иссле­дования как специфическая познавательная деятельность - основа эпиде­миологии. Эпидемиологический метод - условное понятие, отражающее всю совокупность общенаучных и специальных приемов и методов, исполь­зуемых в эпидемиологических исследованиях.

Заболеваемость, как одно из объективных массовых явлений характеризующее здоровье населения и отражающее влияние на население неблагоприятных факторов (биологические, социальные, природные и др. факторы как причины болезни — основной предмет эпидемиологии). Заболеваемость - это статистическая величина, определяемая совокупностью объективных (причинных) и субъективных (качество выявления, диагностики и т.д.) факторов, исчисляется в показателях на 100 тысяч населения. Описание заболеваемости, выявление причин и механизма возникновения, развития и распространения болезней, разработка и оценка качества и эффективности мер по снижению заболеваемости и профилактике болезней — основные цели эпидемиологии как познавательной деятельности. В задачи эпидемиологии входят: определение медицинской и социально-экономической значимости болезни и ее места в структуре патологии населения; изучение закономерностей распространения болезни во времени (по годам, месяцам), по территории и среди различных групп населения (половых, возрастных, профессиональных, бытовых, этнических); выявление причин и условий, определяющих наблюдаемый характер распространения болезни; разработка рекомендаций по оптимизации профилактики и борьбы с данной болезнью; разработка прогноза изучаемой болезни. Применение эпидемиологических исследований в клинике и формирование нового направления в эпидемиологии — клинической эпидемиологии. Эпидемиологический надзор, организация и проведение мероприятий по снижению заболеваемости и профилактике болезней — основные цели практической эпидемиологии.

Типы (варианты, характерные черты) эпидемиологических иссле­дований: сплошные и выборочные, описательные и аналитические, на­блюдательные и экспериментальные, рутинные и специальные, одномо­ментные и продолжительные, ретроспективные, динамические и смешанные, полевые и клинические, ориентировочные (пробные).

Методы эпидемиологии - состоят из совокупности приемов и способов: наблюдение и эксперимент. Наблюдение - получение достоверных исходных данных базируется на эпидемиологических обследованиях очагов инфекционных болезней — это первичные материалы являются основой для составления данных цифрового характера. Помимо статистических данных широко используются лабораторные данные: бактериологические, вирусологические, биохимические исследования. Эксперимент в эпидемиологии позволяет выявить определенные черты эпидемиологического процесса или оценить качество и эффективность предлагаемых и проводимых противоэпидемических мероприятий искусственно воспроизведенного эпидемиологического процесса.

Эпидемиологический процесс - это процесс возникновения и распространения среди населения специфических инфекционных состояний (в виде болезни или носительства), т. е. закономерности заражения человека возбудителями инфекции (инвазии) естественно обитающими в живых организмах или на объектах окружающей среды и проникающими в заражающийся организм с помощью того или иного механизма передачи, следствием чего является развитие инфекционного процесса.

Проявления эпидемиологического процесса: спорадическая заболеваемость - это единичные, несвязанные между собой случаи болезни; эпидемическая или групповая заболеваемость - это случаи болезни связанные между собой. Может протекать в виде: вспышки - случаи заболеваний, ограниченные одним учреждением (пищевая точка); эпидемии - интенсивное распространение инфекционной болезни, значительно превышающей уровень спорадической заболеваемости, и характеризуется возникновением множественных эпидемических очагов (город); пандемии это необычайно высокая степень эпидемического распространения инфекционного заболевания с охватом страны, нескольких стран, континентов.

Эпидемическая заболеваемость (эндемия) - постоянно существующая на данной территории в силу ряда природных, бытовых или социальных условий, является сложным социально-биологическим явлением. Биологическую основу составляет взаимодействие трех основных частей или звеньев: I звено - источники возбудителей инфекции; II звено - механизм передачи возбудителей инфекции; III звено - восприимчивое население.

I звено: источник возбудителей инфекции - это живой заразный организм (больные люди, животные), который является естественной средой для существования возбудителей - паразитов. Эпидемическую опасность представляют атипичные, трудно выявляемые формы болезни в различные периоды инфекционного процесса. При большинстве инфекций наибольшая опасность заражения существует в разгаре болезни. Особенностью этого периода является наличие ряда патофизиологических механизмов, способствующих интенсивному выделению возбудителей в окружающую среду: кашель, насморк, рвота, понос и др.

Бактериовыделители - практически здоровые люди, представляют особую опасность для окружающих в виду трудности их выявления. Бактерионосительство может сохраняться после перенесенной болезни – характеризуется как реконвалесцентное носительство (в зависимости от длительности бывает острое - до 3 месяцев и хроническое - от 3 месяцев до нескольких десятков лет). Наблюдается и транзиторное носительство, при котором возбудитель в организме находится очень короткий срок, не вызывая патологических изменений и иммунного ответа.

Болезни, при которых люди являются источником возбудителей инфекции, называются антропонозами. Болезни, при которых источниками возбудителей инфекции являются животные, называются зоонозами. Распространение инфекции среди животных - эпизоотический процесс, может носить характер, как спорадической заболеваемости, так и эпизоотии. Эпидемиологическую опасность для людей представляет большой круг животных: дикие - при бешенстве (волки, лисы, еноты), при туляремии (зайцы, ондатры, крысы); сельскохозяйственные - при бруцеллезе (коровы, овцы, козы); домашние - при токсоплазмозе и др. паразитозах (кошки, собаки) и т.д. Заболевания, при которых источником возбудителей инфекции являются как люди, так и животные называются антропозоонозами. Также еще выделяется группа сапронозов таких инфекционных болезней, возбудители которых являются свободноживущими в окружающей среде. Типичным представителем сопронозов является легионеллез. Естественная среда для легионелл - теплые водоемы, где легионеллы накапливаются в амебах и водорослях, затем попадают в резервуары для воды, в кондиционеры.

II звено: механизм передачи возбудителей реализует взаимодействие как популяций паразита и хозяев в пределах паразитарной системы, так и взаимодействие паразитарной системы с окружающей средой. Локализация возбудителей в организме и специфика проявлений инфекционного процесса определили наличие нескольких типов механизма передачи возбудителей от источников инфекции к восприимчивым лицам. Аэрозольный механизм передачи реализуется двумя путями: воздушно-капельным при нестойких во внешней среде микроорганизмах (вирус кори, менингококк и др.); воздушно-пылевым при устойчивых, сохраняющих жизнеспособность длительный срок возбудителях (микобактерия туберкулеза). Возбудители, выделяясь в окружающую среду при кашле, чихании, иногда разговоре и дыхании, быстро проникают в дыхательные пути лиц, окружающих источник инфекции. При этом обнаруживается "эстафетная" передача и заражение все большего числа восприимчивых людей. Фекально-оральный механизм передачи является единственным для кишечных инфекций, возбудители которых находятся в пищеварительном тракте людей. Трансмиссивный механизм передачи реализуется с помощью живых кровососущих переносчиков. Контактно-бытовой механизм передачи возможен при непосредственном соприкосновении и введении возбудителей на поверхность кожи или слизистых (венерические болезни, микозы) или посредством зараженных предметов обихода. Вертикальный механизм передачи (при внутриутробном заражении плода) осуществляется при таких болезнях, как токсоплазмозы, краснуха, ВИЧ-инфекция. Необходимо иметь в виду, что в практической работе возможны и необычные "искусственные" способы передачи, условия для которых складываются в лабораторных условиях (на производстве вирусных и бактериальных препаратов при нарушении технологического процесса, техники безопасности, авариях). Необычные пути передачи возможны при медицинских манипуляциях - парентеральные процедуры, эндоскопии (вирусный гепатит В).

III звено: восприимчивый коллектив. Восприимчивость — свойство организма отвечать инфекцией на встречу с возбудителями. Восприимчивость является обязательным условием для возникновения любого инфекционного процесса. Гетерогенность (неоднородность) людей по восприимчивости и устойчивости к различным инфекционным агентам любой природы общеизвестна и постоянно демонстрируется в виде различных реакций отдельных индивидуумов на воздействие одного и того же агента в одной и той же дозировке и при одинаковой длительности воздействия на организм. Возможен ярко выраженный полиморфизм клинических проявлений заболевания - от тяжелейших, молниеносных и смертельных до легчайших случаев, едва нарушающих общее состояние заболевшего, а также бессимптомное носительство. Состояние восприимчивости зависит от факторов, определяющих специфическую и неспецифическую резистентность.

Дифтерия - инфекционное заболевание, характеризующееся воспалительным процессом в месте внедрения возбудителя с образованием фибринозных пленок, явлениями общей интоксикации в результате поступления в кровь экзотоксина, обусловливающего тяжелые осложнения в виде инфекционнотоксического шока, миокардита, полинефрита и нефроза.

Этиология. Возбудитель заболевания - коринебактерия дифтерии (бактерия Леффлера). Существуют токсигенные и нетокси- генные штаммы микроорганизма. Заболевание вызывают токсигенные штаммы, продуцирующие экзотоксины. Степень токси- генности различных штаммов может колебаться. Коринебактерия устойчива в окружающей среде, может долго сохраняться на предметах, которыми пользовался больной, в то же время быстро гибнет под воздействием дезинфицирующих средств.

Эпидемиология. Источником инфекции является больной или бактерионоситель токсигенной коринебактерии. Бактерионосительство в сотни раз превышает число больных и представляет серьезную эпидемиологическую опасность.

В зависимости от продолжительности выделения возбудителя различают транзиторное носительство - до 7 дней, кратковременное - до 15 дней, средней продолжительности - до 30 дней и затяжное или рецидивирующее носительство - более 1 месяца (иногда несколько лет).

Основной механизм передачи инфекции - воздушнокапельный. Возможно заражение через предметы обихода и третьих лиц, а также пищевым путем, через инфицированные продукты. Восприимчивость к дифтерии зависит от уровня антитоксического иммунитета. Индекс контагиозности невелик и составляет 10-15%. Грудные дети относительно невосприимчивы к заболеванию, что обусловлено наличием пассивного иммунитета, полученного от матери. После перенесенного заболевания остается прочный иммунитет.

Патогенез. Входными воротами инфекции является слизистая оболочка ротоглотки, полость носа, гортань, реже - слизистая оболочка глаз, половых органов, раневая и ожоговая поверхности кожи, пупочная ранка. В месте входных ворот возбудитель размножается и выделяет экзотоксин.

Развитие заболевания связано с действием как экзотоксина, так и других продуктов жизнедеятельности возбудителя, в том числе некротоксина, вызывающего в месте локализации возбудителя некроз клеток.

Патологический процесс сопровождается нарушением местной циркуляции, повышением проницаемости стенок сосудов. Из сосудов в окружающие ткани выпотевает экссудат, богатый фибриногеном. Под влиянием тромбокиназы, освободившейся при некрозе эпителиальных клеток, белок свертывается, образуя на поверхности слизистой оболочки фибринозный налет (характерный признак дифтерии).

Попадая в лимфоток и кровоток, дифтерийный токсин вызывает интоксикацию организма, поражение сердечной мыщцы, нервной системы, почек. В результате пареза лимфатических сосудов формируется отек в области миндалин, шеи, грудной клетки.

При локализации патологического процесса в гортани развивается дифтерийный круп. Сужение просвета гортани происходит в результате рефлекторного спазма мышц, отека слизистой оболочки, образования фибринозных пленок.

Клиническая картина. Инкубационный период продолжается от 2 до 10 дней. У привитых и непривитых детей клинические проявления заболевания различны. Для невакцини- рованных больных характерно тяжелое течение дифтерии, высокий удельный вес токсических и комбинированных форм, развитие тяжелых осложнений. У привитых детей заболевание протекает легко и клиническая диагностика дифтерии представляет значительные трудности.

В зависимости от локализации патологического процесса выделяют следующие клинические формы заболевания: дифтерию глотки, гортани, носа, глаз, половых органов, кожи, у новорожденных - пупочной ранки.

Дифтерия глотки. Представляет собой наиболее частую клиническую форму заболевания у невакцинированных детей. Различают локализованную (легкую), распространенную (средней тяжести) и токсическую (тяжелую) формы дифтерии глотки.

При локализованной форме (рис. 67 на цв. вкл.) налеты не выходят за пределы миндалин. Вначале они имеют вид густой паутинообразной сетки или студенистой полупрозрачной пленки, легко снимаются, но затем появляются вновь. К концу первых - началу вторых суток налеты плотные, гладкие, сероватобелого цвета с перламутровым блеском, с трудом снимаются, при их снятии подлежащая ткань слегка кровоточит. Через несколько часов миндалины вновь покрываются пленкой, на поверхности которой нередко образуются гребешки и складки. По степени выраженности наложений локализованная форма подразделяется на островчатую и пленчатую. При остров- чатой форме налет располагается в виде единичных или множественных островков неправильных очертаний величиной от булавочной головки до 3-4 мм. Миндалины умеренно гиперемированы, отечны. Пленчатая форма сопровождается налетами, покрывающими часть миндалин или всю их поверхность.

Температура в первые дни заболевания высокая, однако может быть субфебрильной или нормальной. Симптомы интоксикации выражены умеренно и проявляются головной болью, недомоганием, снижением аппетита, бледностью кожи. Может наблюдаться незначительная тахикардия, АД - в пределах нормы. С первых часов заболевания появляется незначительная или средней интенсивности боль в горле при глотании. Умеренно увеличиваются и становятся чувствительными при пальпации регионарные лимфоузлы.

Крайне редко у непривитых детей встречается катаральная дифтерия глотки. Заболевание протекает на фоне субфебрильной или нормальной температуры. Миндалины отечны. Отмечается незначительная гиперемия с цианотичным оттенком слизистой оболочки зева и миндалин. Налет отсутствует.

При распространенной форме (рис. 68 на цв. вкл.) налеты распространяются за пределы миндалин на нёбные дужки, язычок и стенки глотки. Интоксикация, отечность и гиперемия миндалин, реакция со стороны тонзиллярных лимфоузлов более выражены, чем при локализованной форме.

Для токсической дифтерии глотки (рис. 69 на цв. вкл.) характерны тяжелая интоксикация, отек ротоглотки и подкожной клетчатки шеи. С первых часов заболевания резко повышается температура тела, достигая в первые дни 39—41 °С. Быстро нарастают явления интоксикации: общая слабость, головная боль, озноб, бледность кожи, цианоз губ, глухость сердечных тонов, анорексия. У ребенка появляются повторная рвота, боли в животе, тахикардия, расширение границ сердца, снижение АД, адинамия, бред. Выраженность интоксикации соответствует тяжести местного воспалительного процесса и распространенности отека подкожной клетчатки шеи.

По степени выраженности отека различают субтоксическую форму дифтерии (отек расположен над регионарными лимфоузлами), токсическую I степени (отек спускается до середины шеи), II степени (до ключицы), III степени (ниже ключицы, до Н-Ш ребра и ниже). На отечных, багрово- цианотичных миндалинах формируется массивный налет, который быстро распространяется на мягкое и твердое нёбо.

Выражен отек слизистой оболочки ротоглотки. Регионарные лимфоузлы значительно увеличены, при III степени тяжести достигают размеров куриного яйца.

Дифтерия гортани, или дифтерийный (истинный) круп. Чаще протекает в комбинации с дифтерией глотки. Общая интоксикация при крупе выражена умеренно. Тяжесть заболевания определяется степенью стеноза гортани. В зависимости от распространенности процесса круп делят на локализованный (дифтерия гортани) и распространенный (дифтерия гортани, трахеи и бронхов).

В стенотической стадии развивается афония, кашель становится беззвучным, прогрессивно нарастает стенотическое дыхание. Усиливаются интоксикация и гипоксия. Длительность этой стадии от нескольких часов до 2-3 дней.

При переходе в стадию асфиксии появляются беспокойство, усиленное потоотделение, цианоз, тахикардия, глухость сердечных тонов, выпадение пульса на высоте вдоха. Выраженное беспокойство ребенка сменяется сонливостью, адинамией. Пульс становится нитевидным, дыхание редким с длительными промежутками, АД падает, сознание затемняется, появляются судороги. Наступает остановка сердца, которой предшествует брадикардия.

Дифтерия носа. Встречается преимущественно у детей раннего возраста в очагах дифтерийной инфекции. Чаще отмечается в сочетании с другими формами заболевания. При дифтерии носа появляются затрудненное носовое дыхание, необильные сукровичные или серозно-гнойные выделения. Слизистая оболочка носа отечная, гиперемированная. На носовой перегородке обнаруживаются язвы, эрозии, фибринные пленки. Кожа вокруг носовых ходов раздражена, с инфильтрацией, мокнутием, корочками. Температура тела нормальная или субфебрильная.

Дифтерия глаз, кожи, половых органов, пупочной ранки.

Эти формы заболевания встречаются редко, обычно являются вторичными и развиваются в сочетании с дифтерией ротоглотки.

При дифтерии глаз налет локализуется на конъюнктиве век, иногда распространяется на глазное яблоко. Веки отечные, из конъюнктивального мешка выделяется серознокровянистый секрет.

Дифтерия кожи развивается только при ее повреждении с образованием плотной пленки в области ран, царапин, опрелостей. У девочек дифтерийные пленки могут локализоваться на слизистой оболочке наружных половых органов.

Дифтерия пупочной ранки встречается у новорожденных детей. На пупочной ранке появляются кровянистые корочки, небольшая отечность окружающих тканей. Заболевание протекает с повышенной температурой тела, симптомами общей интоксикации. Возможны осложнения в виде рожистого воспаления, гангрены, перитонита, тромбоза вен.

Особенности течения дифтерии у вакцинированных детей. Заболевание возникает на фоне сниженного антитоксического иммунитета. К основным особенностям дифтерии у привитых относятся: почти исключительная локализация процесса на нёбных миндалинах, отсутствие тенденции к его распространению, частое поражение миндалин без образования пленок, наличие стертых форм заболевания, склонность к самопроизвольному выздоровлению. Проявления общей интоксикации кратко временны. Пленчатый или островчатый налет имеет у привитых детей некоторые особенности: снимается без особого труда, удаление часто не сопровождается кровоточивостью, слабо выражена тенденция к образованию Гребешковых выпячиваний. Фибринозные налеты чаще всего сочетаются с умеренной гиперемией и отечностью миндалин. Может отмечаться отечность нёбных дужек. Нормализация температуры без специального лечения наступает не позже 3-4-го дня болезни, миндалины очищаются от налетов в течение 4-7 дней, возможно и более быстрое их исчезновение.

Осложнения дифтерии обусловлены специфическим действием дифтерийного токсина. Они наблюдаются преимущественно при токсических формах дифтерии глотки. Наиболее тяжелыми осложнениями являются: инфекционнотоксический шок, миокардит, токсический нефроз, полиради- кулоневрит с развитием периферических парезов и параличей.

Лабораторная диагностика. Из методов лабораторной диагностики наибольшее значение имеет бактериологическое обследование. Для выявления бактерии Леффлера берется мазок из зева и носа. Обследованию в амбулаторно-поликлинических условиях подлежат пациенты с диагнозом ангины, назофарингита при наличии налетов, инфекционного мононук- леоза, стенотического ларинготрахеита, паратонзиллярного абсцесса, а также дети и взрослые из очага инфекции.

Предварительный результат исследования получают на 2-е сутки заболевания, окончательный - через 48-72 ч после изучения биохимических и токсигенных свойств возбудителя.

Специфические антитела в сыворотке крови можно выявить с помощью реакции агглютинации (АГ), РПГА, ИФА и др.

Лечение. При малейшем подозрении на дифтерию любой локализации больные безотлагательно направляются в инфекционную больницу для обследования и лечения, так как жизнь ребенка зависит от своевременного введения антитоксической противодифтерийной сыворотки.

Антитоксическое действие сыворотки наиболее эффективно при ее введении в первые часы болезни, пока токсин циркулирует в крови, только в этом случае удается предотвратить фиксацию тканями массивных доз токсина. Сыворотка вводится по методу Безредко.

Дозы сыворотки зависят от формы, тяжести, дня болезни и возраста ребенка. Детям 1-го и 2-го года жизни дозу уменьшают в 1,5-2 раза.

При локализованной форме дифтерии глотки, носа и гортани сыворотку обычно вводят однократно в дозе 10 000-30 000 АЕ, если эффект недостаточный, введение повторяют через 24 ч.

При распространенной и субтоксической дифтерии ротоглотки, а также распространенном крупе сыворотку вводят в дозе 30 000-40 000 АЕ 1 раз в сутки. Лечение продолжают 2 дня.

При токсической дифтерии глотки I и II степени средняя доза сыворотки на курс лечения составляет 200 000-250 000 АЕ. В первые сутки больному необходимо ввести 3/4 курсовой дозы, сыворотку вводят 2 раза с интервалом 12 ч.

При токсической дифтерии ротоглотки III степени и гипертоксической форме, а также при комбинированной форме курсовая доза может быть увеличена до 450 000 АЕ. В первые сутки больному вводят половину курсовой дозы в три приема с интервалом 8 ч. Треть суточной дозы можно ввести внутривенно.

После введения сыворотки за больным устанавливается наблюдение в течение одного часа.

Одновременно с сывороткой с целью подавления жизнедеятельности возбудителя заболевания применяются антибиотики (макролиды или цефалоспорины) в возрастной дозировке внутрь, внутримышечно или внутривенно (в зависимости от тяжести состояния) в течение 5-7 дней.

При токсической дифтерии или тяжелых комбинированных формах проводится дезинтоксикационная и патогенетическая терапия, направленная на предупреждение развития осложнений. По показаниям назначается посиндромная терапия.

Больным дифтерийным крупом при неэффективности консервативного лечения проводится интубация трахеи или трахеотомия.

Лечение бактерионосителей. В первую очередь назначается общеукрепляющее лечение и санируются хронические очаги инфекции в носоглотке. Важны полноценное питание, прогулки на свежем воздухе.

При длительном бактерионосительстве применяют эритромицин или другие макролиды внутрь в течение 7 дней. Более 2 курсов антибиотикотерапию проводить не следует.

Уход. За больными устанавливают тщательное наблюдение. Медсестра должна внимательно контролировать соблюдение постельного режима. Его продолжительность составляет от 7-10 дней при локализованной форме дифтерии до 45 дней - при токсической. Больным с токсической дифтерией запрещается самостоятельно переворачиваться в постели и садиться. Детей следует кормить и поить в положении лежа. При резкой болезненности или невозможности самостоятельного глотания кормление осуществляется через зонд. Пища в остром периоде токсической дифтерии должна быть жидкой или полужидкой. После нормализации температуры тела и исчезновения налетов больного переводят на обычное питание. Детей с явлениями пареза мягкого нёба (появление гнусавого голоса, поперхивание) кормят очень осторожно, не спеша, каждые 2 ч малыми порциями во избежание аспирации пищи.

Больному крупом необходимо обеспечить спокойную обстановку, максимально оберегать от психических травм и волнений, создать все условия для длительного и глубокого сна. Рекомендуется пребывание ребенка в боксе при открытой фрамуге, в холодное время года следует проводить частое проветривание. Большое внимание при уходе за больным дифтерией уделяют гигиене носоглотки и полости рта.

Профилактика. Основную роль в профилактике дифтерии играет активная иммунизация. Для предупреждения распространения инфекции необходимо раннее выявление больных и носителей токсигенных коринебактерий. Выявленные больные и носители токсигенных штаммов подлежат обязательной госпитализации. Выписку больных осуществляют после клинического выздоровления и двукратного (через каждые 2 дня) бактериологического обследования, которое проводят не ранее 3 дней после окончания лечения. Носители допускаются в детский коллектив после курса антибиотикотерапии и контрольного бактериологического исследования.

Мероприятия в очаге. До госпитализации источника инфекции проводится текущая дезинфекция, после изоляции - заключительная. Детей, бывших в контакте с больными, разобщают на 7 дней. За очагом устанавливается медицинское наблюдение, включающее ежедневный двукратный осмотр с обязательной термометрией и однократным бактериологическим исследованием. Контактировавшие с больным подлежат осмотру лор-врача. Немедленно проводится иммунизация детей, у которых наступил срок очередной вакцинации или ревакцинации. Ранее вакцинированным детям проводится контроль состояния противодифтерийного иммунитета (РПГА). Лица с низким содержанием в крови дифтерийного антитоксина (менее 0, 03 МЕ/мл) подлежат иммунизации.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение дифтерии. Назовите возбудителя заболевания и его особенности. 2. Укажите: а) источник инфекции; б) пути передачи заболевания; в) входные ворота возбудителя. 3. Какие клинические формы заболевания вы знаете? 4. Перечислите особенности течения заболевания у привитых и непривитых детей. 5. Назовите клинические формы дифтерии глотки. Опишите клиническую картину каждой формы у непривитых детей. 6. Перечислите основные отличительные признаки ложного и истинного (дифтерийного) крупа. 7. Опишите клиническую картину дифтерии глотки у непривитых детей. 8. Какие осложнения могут возникать при дифтерии? 9. Укажите лабораторные исследования, подтверждающие диагноз заболевания. 10. Назовите основные принципы лечения дифтерии. 11. В чем заключаются особенности ухода за больным? 12. Как осуществляется профилактика заболевания? Какие мероприятия проводятся в очаге?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции