Татарская игра чума урдэк чума каз

Место проведения праздника: на игровой площадке.

Оборудование для игр: мешки,шест,горшок, ложки, ведерки и коромысла, канат, вышитые полотенца.

Участники: педагоги, дети, родители, гости, Незнайка, Камырша, Батырша.

Ход мероприятия

Ведущий: Сабантуй - это самый любимый, самый веселый татарский народный праздник. Его отмечают не только татары,но и все народы многонационального Татарстана.

Ребенок 1:

На веселый Сабантуй
Мы позвали всех друзей.
Будем вместе веселиться,
Заходите поскорей!

Ребенок 2:

На веселом Сабантуе
Даром времени не трать,
Хорошо на Сабантуе
В игры разные играть!

Звучит песня “Сабантуй”

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте,дорогие гости. На какой праздник вы здесь собрались?

Ведущий: Здравствуй, Незнайка. Разве ты не знаешь? Мы собрались на самый веселый татарский национальный праздник “Сабантуй”.

Незнайка: а что такое “сабантуй”?

Ребенок 3: слово “сабантуй” переводится с татарского языка как праздник плуга. Он проводится после завершения всех весенне-полевых работ,весеннего сева. На этом празднике люди соревнуются в выносливости,силе и ловкости.

Незнайка: а можно и мне поучаствовать в вашем празднике?

Ведущий: конечно, Незнайка. Сабантуй - это праздник друзей!

Будем мы соревноваться,
Будем свами мы играть,
Кто сильнее, кто быстрее
Сможем мы сейчас узнать.

1 соревнование “Перетягивание каната”

Дети делятся на две команды, в одной из которых участвует Незнайка. Незнайка радуется участию в соревновании.
Ведущий раздает небольшие призы детям и Незнайке за участие в соревновании.

Звучит музыка “Чума урдэк, чума каз”. Дети играют в татарскую национальную игру.

2 соревнование “Разбей горшок”

Ребенок 4.

Я к горшочку подойду,
В руки шест сейчас возьму,
И с закрытыми глазами
Я ударю по нему!

Дети по очереди с завязанными глазами бьют шестом по горшочку. Незнайка с удовольствием участвует в соревновании. Все участники получают призы.
Звучит татарская танцевальная музыка, дети играют в игру “Без, без,без идек…”
На празднике появляются Камырша и Батырша.

Батырша:Исәнмесез, балалар!

Камырша: Исәнмесез, кунаклар!

Балалар: исэнмесес, Камырша и Батырша. Приглашаем вас на наш Сабантуй.

Батырша: мы будем очень рады поучаствовать на вашем празднике.

Ребенок 5: Мы на праздник Сабантуй всех друзей собрали.

Заходите поскорей, вместе будет веселей!

3 соревнование “Бег в мешках”

Песня с элементами игры “Күрсәт әле, үскәнем”

Ребенок 6:

Посмотрите, это ложка,
В ней устроилось яйцо,
Пробегись-ка по дорожке,
Только не разбей его.

4 соревнование “Перенеси яйцо в ложке”

Ребенок 7:

Әйдә,килегез тизрәк,
Ясыйк матур түгәрәк,
Безгә кунаклар килгән,
Уйныйк,җырлыйк бергәләп!

Татарская песня с элементами игры “Кәрия-Зәкәрия”

5 соревнование “Донеси воду, не пролив”

В соревновании участвуют только девочки. Они парами несут воду в ведрах на коромысле. Из пары побеждает та участница, которая первой добежит до финиша, не пролив воду.
Участники соревнования получают призы.

Ребенок 8:

Скорей вставайте, дети в пары,
Будем петь и танцевать.
Песни музыка зовет
Нас в веселый хоровод.

Ведущий:

Ты мой друг и я твой друг,
Встаньте, дети, в тесный круг,
Вместе весело станцуем,
Ты мой друг и я твой друг.

Танец парами “Уң ягымда дустым бар. ”

6 соревнование “Борьба “

В соревновании принимают участие только мальчики. Первыми бороться выходят Камырша и Батырша. Все участники соревнования получают призы.
Праздник завершается татарским танцем с участием Камырши, Батырши и родителей. Звучит татарская национальная песня “Әпипә”.

Ведущий: Вот и подошел к концу наш веселый праздник, всем желаем здоровья, счастья и побольше радостных дней. До свидания.Сау булыгыз.

Цель: Формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине, стремления сохранять и приумножать культурное наследие.

Задачи:

Ход мероприятия


Ведущий: У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают жить. Татарские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу.

У татар есть два слова, означающие праздник. Религиозные праздники называются словом гает (ает) (Ураза гаете — праздник поста и Корбан гаете — праздник жертвы). А все народные, праздники по-татарски называются бэйрэм.

Молодёжь с нетерпением ждала и готовилась к этому празднику. Девушки вышивали фартуки и полотенца, шили платья, вязали шали, ведь на этом празднике она могла встретить своего суженого.

Заколотых гусей девушки ощипывали, в одну сторону откладывая перья, а в другую – пух. Вычищенные тушки подвешивали к коромыслам и шли на родник. На роднике они промывали гусей сточной водой. Но самое радостное было в том, что у родника их уже поджидали деревенские парни с гармошками и песнями.

Совместный труд, игры и веселье
Бывают в гусиный праздник.
Собираются девушки и парни,
Вместе радуясь.

Каз йолкучы матур кызлар
Төзелеп утырганнар,
Кулларына күз тиярме?
Бигерәк тә уңгаңнар.

Эх, алмагачлары, сайрый сандугачлары
Сайрый, сайрый, сайрый
Сагындыра башлады.

Все ребята в нашей школе
Не отводят от вас глаз,
Мин дә сезгә җырлап бирәм,
Шундый уңган булганга!

Казларыгыз мамыкка
Төшә күрмәсен берүк,
Кияүгә чыгарга туры
Килер сезгә быелук.

Танец Гуся во время проигрыша

Кызлар җырлап казлар йолкый
Канатларын өздереп,
Көянтәләрне асып
Суга бара төзелеп (все девушки взяв тазы с гусями, уходят вместе с парнем).


На сцене сидят: на фоне татарской лирической мелодии бабушка – прядёт и поёт, а внук (Динар) сидит за компьютером. Заходит с улицы уставшая внучка Регина.

Регина: Әби, ты что делаешь?

Бабушка: Вот, кызым, пряжу готовлю, носки, варежки вам свяжу, будете одевать, когда наступят холода. Ий, кызым, раньше мы проводили орчык өмәсе.

Регина: Что такое орчык өмәсе? (внук присаживается поближе и начинает вместе с внучкой слушать бабушку).

Бабушка: Орчык өмәсе – это праздник, пришедший к нам от наших предков. Проводится он осенью. Хозяева заготавливали овечью шерсть. В один из осенних вечеров все собирались в одном доме, кто-то очищал шерсть, кто-то прял пряжу, а кто-то вязал. Помимо орчык өмәсе, проводились деревенские посиделки аулак өй.

Регина: А там чем занимались?

Бабушка: На этих посиделках девушки готовили для себя приданное. Шили, вышивали. (открывает сундук). Вот наволочки,вышитые вручную, а это девичье платье. Примерь, кызым (одевает наряды на внуков). Также шили жилетки, тюбетейки, калфаки. Если захочешь, я и тебя научу вышивать. Бывало и так, что приходили парни, и тогда молодёжь устраивала игры.

Динар: Әби, и нас научи этим играм.

Бабушка: Хорошо улым, научу, зовите своих друзей.

Внуки: Кызлар, малайлар, килегез безгә, әбиебез уеннар өйрәтә (зовут своих друзей).

Девочки и мальчики: Исәнмесез!

Бабушка: Исәнмесез! Бигерәк яхшы! Поиграем в парную игру.

Чума үрдәк, чума каз (держатся за руки)
Чума үрдәк, чума каз (держатся за руки).
Тирән күлне ярата шул, ярата (держатся за руки)
Тирән күлне ярата шул, ярата (поднимают руки вверх, делают воротца).
Регина үзенә иптәш эзли (проходит в ручеек и выбирает себе одного человека в пару - мальчика)
Ул Линарны ярата (затем встают в конец ручейка, а тот, кто остался без пары идет на самое начало ручейка).

Игра проходит под музыкальное сопровождение.


Бабушка: Мин сезгэ уеннар өйрәттем, хәзер сез, миңа биеп күрсәтегез.
Звучит музыка, дети начинают танцевать татарский парный танец.
Бабушка: Бик матур биедегез! Рәхмәт сезгэ! станавливаются, бабушка всех выводит в одну линию, делают поклон и уходят)

Ведущий: Самым популярным весенним праздником татарского народа несомненно является "Карга боткасы" ("Грачиная каша").В древние времена люди считали, что весну на кончиках своих крыльев приносят грачи. Поэтому как только начинал таять снег и появлялись первые ручьи, в честь прилета грачей устраивался праздник "Карга боткасы".

Под музыкальное сопровождение входят ученики, переодетые в грачей.

Данис:

Карга әйтә кар, кар!
Туем җитте бар, бар.
Кар, кар, кар.

Камелия:

Кар-карр! Кар-карр!
Яз җитте, балалар!
Матур бәйрәм көнендә
Бар да күңел ачалар. (уходят)

Ведущий: В это день нарядные дети собирали с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца и зазывали стихами и песнями всех на праздник.

Под музыкальное сопровождение входят ребята, одетые в национальные костюмы, с корзиной ходят по залу, поют заклички: Динар, Диана, Линар, Айгуль, Регина, Эльмира

Айгуль (обращаясь ко всем):

Исәнмесез, саумысыз!
Нигә кәҗә саумыйсыз?
Әтәчегез күкәй салган,
Нигә чыгып алмыйсыз?

Эльмира (обращаясь к зрителю 1): Түтәй, бир безгә күкәй (зритель 1 дает ей яйца).

Ленар: Түтәй, май, ярма кирәк безгә (зритель 2 дает ему масло, крупу).

Динар: Шикәр, тоз бир түтәй тизрәк ( зритель 3 дает ему сахар, соль).

Айгуль: Менә дуслар бар да бар, ботка бик тәмле булыр.

Все поднимаются на сцену и начинают готовить кашу

Ведущий: Все собирались на самом возвышенном месте села, разжигали костер, и в большом казане (котле) заваривали кашу. А пока варилась каша, дети играли в игры.

Айгуль: Кызлар, малайлар, ботка пешкәнче уйнап алабызмы?

Все: Әйдэ, уйныйбыз!

Начинают играть в игры:

После игр, все снова встают вокруг костра.

Ведущий: После игрищ и веселья все приглашались к костру, и начиналась раздача каши. Первая порция отдавалась земле с пожеланием всем мира, спокойствия и богатого урожая. Вторая - воде (ручью), чтобы вода сохранила живность на земле. Третья - небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая - грачам за то, что они принесли весну! (под музыку залетают грачи и уносят кашу).

Ведущий:

Көннәрегез аяз булсын!
- Илләр тыныч булсын!
- Яңгырлар явып, игеннәр уңсын!
- Балалар тәүфыйклы булып үссен!
Мы говорим: «Спасибо вам,
Ученикам, учителям
И всем сегодняшним гостям.
Наш долг – традиции хранить,
Культуру предков возродить.

Все участники спектакля строятся в одну линию, делают поклон и покидают сцену.


Я сделала картотеку для всех игр которые имеются у меня в кабинете татарского языка.

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_igr.doc 74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карусель медленно движется в правую сторону.

А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!

Темп речи и движений постепенно ускоряются.

Побежали, побежали,
Побежали, побежали!

Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза),
Вот и кончена игра.

Цель игры: познание законов симметрии, закономерности сочетания элементов по цвету, расположению, размеру, развитию пространственного мышления, воображения, наблюдательности и эстетику восприятия.

Правила игры: дети выбирают понравившийся цвет основания ковра, затем выбирают орнаменты и фрагменты, составляют композицию, учитывая законы симметрии, закономерности сочетания элементов по цвету, расположению и размеру. По окончанию работы дети выставляют ковры на выставку, где проводят анализ своей работы и работ товарищей

Игра состоит из шести лепестков с изображением овощей и фруктов скрепленных между собой в виде веера. На лепестках: лук, картошка, капуста, морковь, помидор, огурец. Второй лепесток: яблоко, помидор, апельсин, ягода, виноград.

Описание игры . Ребенку предлагается собрать овощи и говорить словами. Если ребенок затрудняется подсказывыют. Задачи игры. Закрепить знания детей о овощей и фруктов. Закреплять словарный запас;совершенствовать моторику рук. Игра для детей 4-6лет. Для детей более старшего возраста игру можно усложнять добавив больше лепестков других овощей.

Игра состоит из шести лепестков с изображением животных скрепленных между собой в виде веера. На лепестках рисунки животных.

Описание игры . Ребенку предлагается собрать овощи и говорить словами. Если ребенок затрудняется подсказывыют. Задачи игры. Закрепить знания детей.Закреплять словарный запас;совершенствовать моторику рук. Игра для детей 4-6лет. Для детей более старшего возраста игру можно усложнять добавив больше лепестков других животных.

Җырлы – биюле уен.

Балалар түгәрәккә басалар. Бер бала “су анасы” итеп билгеләнә. Ул күзләре бәйләнгән килеш түгәрәк уртасында утыра.

Уйнаучылар түгәрәк буйлап җырлап йөриләр:

Су анасы, су анасы,

Су анасын күр әле.

Каршыңда кем басып тора –

Ялгышмыйча әйт әле.

Җыр ахырында балалар туктап калалар. Су анасы урыныннан тора, бармагы белән берәр уенчыга төртеп күрсәтә. Әлеге бала су анасы янына килә. Су анасы , капшап карап, аның кем икәнлеген әйтергә тиеш. Әгәр дөрес әйтсә, шул уенчы су анасы була. Дөрес әйтмәсә, су анасы кире үз урынына утыра.

Җырлы – биюле уен.

Уйнаучылар кара-каршы ике рәт булып тезеләләр дә, парлашып, кулга-кул тотыналар. Рәт башында бер ялгыз уенчы басып тора. Балалар барысы бергә җырлыйлар:

Чума үрдәк, чума каз,

Тирән күлне ярата ул, ярата.

Әлфирә үзенә иптәш эзли,

Белмим кемне ярата шул, ярата.

Сәвияне ярата шул, ярата.

Уйнаучылар җыр ритмына туры китереп, кулларын хәрәкәтләндереп торалар. Ялгыз бала, рәт арасыннан узып үзенә бер иптәш сайлый һәм аны җитәкләп ахырга барып баса. Үз парыннан аерылган уйнаучы исә рәт башына китә. Җыр яңадан башлангач, ул да үзенә шул тәртиптә иптәш сайлый.

Уен шулай дәвам итә.

Җырлы – биюле уен.

Балалар түгәрәкләнеп басалар. Түбәндәге җырны җырлыйлар, түбәтәйне бер-берсенә бирәләр:

Бик ераклардан килгәнсең.

Төскә матурлыгың белән

Чиккән матур түбәтәең

Менә кемдә тукталды.

Җыр ахырында түбәтәй кемдә калса, шуңа җәза бирелә. Уен шулай дәвам итә.

Җырлы – биюле уен.

Балалар, кулга-кул тотынышып, түгәрәк ясыйлар. Берсе уртага чыгып баса. Түгәрәктәге балалар, җырлыйлар, калачның ничек пешүен, җәелүен кул хәрәкәтләре белән күрсәтәләр.

Булатның туган көненә

Без пешердек ак калач;

Менә шулай ул биек,

Менә шулай тәбәнәк,

Менә шуның киңлеге,

Менә шуның тарлыгы,

Ак калач, ак калач,

Теләгәнеңне алып кач!

Ул үз урынына берәүне сайлап чыгара да түгәрәктәгеләргә кушыла. Шулай дәвам итә.

Җырлы – биюле уен.

Без-без, без идек,

Без унике кыз идек;

Базга төштек бал ашадык,

Келәткә кердек май каптык,

Кап та коп, кара, Якуб,

Авызыңны ач та йом!

Балалар уен сүзләрен көйләп әйтәләр, аннары берюлы авызларын йомып, җиңелчә күңелле төрле шаян хәрәкәтләр ясыйлар. Кем көлеп җибәрә, шул уеннан чыга һәм җәза үтәргә тиеш була.

Җырлы – биюле уен.

Бер бала уртага чыга. Башка балалр аның тирәсендә бер түгәрәк ясап, кулга-кул тотынышып, шушы нардуган җырын җырлап әйләнәләр. Ул үзенә бер көйгә җырлана.

Син уртада, без кырыйда,

Син нишләсәң, ни кылансаң,

Мин дә шуны булдырам!

Җыр беткәндә уртадагы бала нинди дә булса бер хәрәкәт ясый, түгәрәктәге балалар шул хәрәкәтне кабатларга тиеш. Кем шуны булдыра алмый, уртадагы бала аны үз урынына чыгара да, уен баштагыча дәвам итә.

2. Учить ребенка составлять диалог “Ничә алма? ” “Нинди төстә?”

3. Развивать внимание, память и логическое мышление;

4. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции

2. Учить ребенка составлять диалог “Бу кем? ”

3. Развивать внимание, память и логическое мышление;

4. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции

Дети садятся за столом. Они по очереди подкидывают кубик, какая картинка выпадает, ребенок проговаривает слова на татарском языке

Примечание: Когда дети усвоили лексический материал, можно приступить к составлению диалогов. Ребенок может спросить у детей - Бу кем?

• Развивать внимание, память и логическое мышление;

• Сформировать представление о семье на примере людей, героев сказок, используя их заместители;

• Учить составлять предложения, согласуя их с предыдущими.

Изображение героев надевается на средний и указательный пальцы при помощи отверстий. Дети могут инсценировать разные сюжеты, где есть данные герои. Это могут быть и сказки. Во время игры дети учатся строить диалоги, отвечать на вопросы и т. д.

Дид. игра "Одень куклу" Цель:учить классифицировать одежду на татарском языке.

Цель игры: обогащать словарный запас и навыки выразительной речи, учить детей сравнивать предметы по счету закрепить названия на татарском языке

Урындык - стул, стл- стол, тлинк- тарелка, кашык- ложка, чынаяк - чашка, чй - чай.

1. Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке.

2. Развивать внимание, память и логическое мышление;

3. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции

Дидактическая игра для запоминания татарский слов "Найди пару и назови". Дидактическая игра сделана на основе старых СD-дисков: с одной стороны диски обклеены фмолетовой бумагой, с другой стороны белой. На белую бумагу приклеены различные картинки: мяч (туп, яблоко (алма, медведь (аю, кукла (курчак, котенок (песи, собачка (эт) и т. д. Дети по очереди разворачивают диски и называют на татарском языке что там изображено, если разворачивают две одинаковые картинки, то диски убираются. Если же картинки не совпадают, то диски снова закрываются и право хода переходит другому игроку. Выигрывает тот ребенок, у которого больше всего открытых картинок. С помощью этой игры дети лучше запоминают татарские слова, которые изучают на занятиях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы.

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей содержания дошкольного образования. Региональный компонент отражает национальное и региональное своеобразие культуры, способствует ф.

татарского языка Мортазина Г.М.

День рождения Г Тукая.

Зал празднично украшен. На стене висит портрет Габдуллы Тукая.

Действующие лица : бабушка, дедушка, коза, баран, водяная, шурале ,мальчик

Ведущий : Стремится весть быстрей, быстрей, сегодня праздник, праздник!

Откуда радость у людей? Сегодня праздник, праздник!

Сегодня каждый окрылен каким-то светлым чувством.

Мой саз играет веселей: сегодня праздник, праздник!

Ведущий: Г. Тукай очень любил природу родной деревни. Как и другие мальчики любил играть с собаками, котятами, жеребятами. Его первые стихи были посвящены им.

Дети рассказывают стихи Г. Тукая

С козою дружен наш Гали:

Коза кивает издали

И бородой ему трясёт,

Когда Гали траву несёт.

Ребенок и мотылек

РЕБЁНОК - Ирина

Скажика-ка ,бабочка

Поговорим –ка вместе

Не устаешь ли ты

Рассккажи обо всем

Есть ли пища у тебя?

Бабочка- София

Я живу на полях ,на лугах и в лесу
В хорошие деньки играю и летаю.

Ласкает и любит

Для меня как обед

Только жизнь коротка

И не трогай меня ,малышок

– Ну-ка, Акбай, учиться, Сядь дружок,на хвостик свой!

Смело стой на задних лапках! Чур не падать,прямо стой!

Денис – - Ах, Зачем меня ты мучишь? Я совсем еще щенок?
– Мне всего недель двенадцать, не хочу учить урок!

– Отпусти меня ,не надо!Прогуляться я хочу.

– На лугах,на мягкой травке поваляться я хочу.

Кирилл – Глупый песик ! Нужно к делу приучаться с малых лет Ремеслом не овладеешь,если будешь стар и сед!

Ведущий: Дитя ,не бойся лешего,чертей домовых!

Все это только выдумки,не стоит верить в них

Остались эти выдумки от прежних ,старых лет
Послушаешь- так весело ,но в сказках првды нет.

Ведущий : Сегодня на праздник должны были прийти герои из его сказок. Почему-то их не видно.

(Выход бабушки и дедушки)

( Начинается сценка). Выходят бабушка с дедушкой и садятся на скамейку.

Дед : Слушай, тебе говорю. Солома и сено кончилось. Чем будем кормить козу и барана? Может мы их отпустим на волю? А то они здесь умрут от голода.

Баба : Как хорошо было, когда жили вместе. Как мне их жалко отпускать.

Дед: Ладно, обсудим вместе. Узнаем знают ли дети произведения Тукая

2. Как звали мальчика, который кормил козу в стихотворении Г. Тукая? (Гали)

3. Голову какого животного нашли коза и баран в сказке? (волк)

4. Когда можно идти гулять ? (когда закончим дело)

5. Сколько дней живет бабочка? (один).

6. С чем играет озорной котенок? (с клубком) .

7. Какую песню на слова Г. Тукая татарский народ поет как гимн? ( Туган тел)

( Заходят коза и баран)

Коза : Бабушка, дедушка, что с вами случилось? Сидите без настроения.

Дед : Как раз о вас и говорили. Мы с бабушкой старые стали. Заготовить сено не сможем. Может быть уйдёте на волю. Сами себя прокормите.

Баран : Мы согласны. Давно уже хотели мир повидать, в других местах побывать.

Коза: Давай, тогда соберемся в путь.

Дед: На нас не обижайтесь. Мы вас будем ждать. Вернитесь домой живыми и здоровыми.

Баба : Это вам еда на дорогу. Больше у нас ничего нет. (Дает мешок).

Коза : Спасибо, бабушка. До свидания.

( Бабушка с дедушкой уходят. Коза и баран идут по дороге.)

Коза : Ой, как устали. Давай, посидим, поедим, отдохнём.

Баран : Да, по этим лесам ходить для нас не страшно. Помнишь, в тот раз как мы проучили волков. Теперь они к нам близко не подходят.

Коза : Слышишь, какая-та музыка слышится. Может волки развлекаются?

Баран : Поели, отдохнули. Пора в путь.

( Идут по дороге. На мостике сидит водяная, плачет. )

Коза: Кто ты? Зачем плачешь?

Водяная: Я – водяная, из сказки Г. Тукая. Свой золотой гребешок оставила на мостике, когда вышла из воды, его уже украли. Неужели, среди детей есть такие нехорошие мальчики?

Баран: Ребята, вы не брали гребешок? А вы не знаете, где он может быть?

( Открывают сундук, вынимают из сундука золотой гребешок).

- Эссе! (Вытирает пот со лба) .

Суга карыйм әле,

Чәчемне тарыйм әле.

Водяная: - Стой! Стой! Отдай мой гребень золотой.

- Зачем ты взял его? Ведь он не твой!

Мальчик: - Мама! Смотри! Я нашёл, гребень золотой! Красивый!?

Мама: - Зачем ты взял его? Ведь он не твой!

(горестно качает головой)

(Слышится шум вечернего леса)

И в избу вошёл прохладный и вечерний дух. Стук да стук. Стучится кто-то в окно.

Мама: - Кто там ?Кто стучится громко? Кто людей пугает ночью?

Водяная: - Это я - Водяная! Сегодня днём твой сын-воришка, украл мой гребень золотой!

Мама: - Ох, сынок, что ты наделал?

Мальчик: - Прости меня, мама! Я больше никогда не возьму чужую вещь!

Водяная: Спасибо, друзья

Баран : Как приятно помогать друзьям.

Коза : Да, леса Кырлая очень густые. Каких только зверей нет в этом лесу!

Баран: Слышишь, какой-то страшный голос слышится.

(Заходит шурале, тащит с собой бревно)

Коза : Кто ты? Зачем кричишь?

Шурале: Я всем известный Шурале

Я не плохой поверьте.

Любимое мое занятие –

Всех щекотать до смерти.

У меня 10 пальцев безобразных, острых, длинных, прямых. Каждый палец приспособлен, чтобы злее щекотать, заставляя хохотать.

Ведущая: Друзья не бойтесь лешего

Чертей и домовых

Все это только выдумки

Не стоит верить в них.

Шурале: Ах, вы не верите? Ну что ж

Поклялся я что буду мстить

О, род ваш человечий!

Джигит Батыр мне в том лесу

Все пальцы изувечил…

Ведущая: Послушай, если ты из сказки, что Тукай когда – то сочинил то знай, что дети очень тебя любят…каким бы страшным ты не был.

Шурале: Ой, совсем я растерялся

И не знаю как мне быть?

Шёл сюда я злой, сердитый

А всему добрые ребята

В этом садике живут

Приветливо встречают всех

Баран : Зачем тебе это бревно?

Шурале : Ой, я сам виноват. Забыл своё обещание и пальцы прищемились, остались в щели бревна.

Коза: Тогда тебе надо от всей души попросить прощения от людей.

Шурале: Друзья! Простите меня. Никогда, никому не буду делать ничего

Ой, мои пальцы освободились!

Шурале: а теперь можно и поиграть .( Достает мешки и проводится игра )

Шурале: Мне понравилось у вас

Все хорошее я вижу.

Приходите в гости в лес.

А теперь мне в лес пора

До свидания, друзья!


Баран: Коза, пошли домой. Я очень соскучился по бабушке и дедушке.

Коза: Я тоже хочу домой. До свидания, друзья. ( Уходят)

Ведущий: Произведения Г .Тукая раскрывают нам все секреты жизни и ими нужно правильно воспользоваться. И наш праздник мы закончим песней “Туган тел”. Слова этой песни написал Г.Тукай , а музыку придумал татарский народ.


Нурмухаметова А.С.

Конспект занятий в детском саду

  • Закрепить знания об удмуртской и татарской национальной культуре.
  • Способствовать выразительности речи детей.
  • Развивать коммуникативные умение, положительных эмоции, радостные чувства от общения.
  • Упражнять в умении самостоятельно подбирать цвета, исходя из особенностей колорита удмуртского и татарского орнамента.
  • Воспитывать доброжелательные отношения к удмуртскому и татарскому народу.

Знакомство детей с географическим расположением, историей и народным прикладным искусством татарского и удмуртского народов. Вырезание орнаментов для аппликации фартуков татарского и удмуртского народов.

Материал: флаги, гербы, национальная одежда, образцы национальных орнаментов, природа; оборудование для аппликации ножницы, клей, салфетка, кисточка, заготовки фартуков разной формы удмуртского и татарского народа.

1 ребенок: Мы удмурты и наша родина Удмуртия. Это красивый край со снежными морозными зимами и жарким летом. В Удмуртии много лесов, рек, родников. Крупная река Кама берет свое начало в Удмуртии.

2 ребенок: Мы доброжелательные, бережливые люди. Добрые и вежливые слова: зеч бур – здравствуйте, зеч луя – до свидания, тау – спасибо.

3 ребенок: Народные умельцы Удмуртии делают ювелирные изделия из золота и серебра, катают валенки и шьют шляпы, красиво вышивают, режут по дереву, делают гончарные изделия. В украшении изделий используют рисунки деревьев, зверей и солнца; геометрические узоры, главный элемент орнамента – ромб.

4 ребенок: Живем мы в деревянных домах, главное украшение жилища удмурта – ворота. Распространенное кушанье – каша (жук), пельмени (пельмянь), овсяной кисель, ржаной хлеб.

5 ребенок: Мы хотим вам загадать наши удмуртские загадки:

У железной мышки два хвоста (иголка)

Желтый клубок за белым скок (лиса и заяц)

На привязи лошадь жиреет (веретено)

6 ребенок: За то, что вы отгадали наши загадки, мы хотим подарить Вам наш символ – флаг Удмурт. Черный цвет является символом земли и стабильности. Красный цвет –символ жизни и солнца. Белый – космоса и чистоты. А восьмиконечный солярный знак является оберегом. Этот знак можно увидеть на каждом доме у удмуртов. И мы хотим, чтоб этот знак оберегал вас тоже.

Водяной, водяной
Что сидишь ты под водой?
Выйди, выйди хоть на час посмотреть, который час.
Ты глаза не открывай по одежке узнавай.

7 ребенок: Мы - татары, живем в Татарстане, вежливый, гостеприимный и доброжелательный народ. Вежливые и добрые татарские слова:

исэнмесез – здравствуйте,
сау булыгыз – до свидания,
рэхмэт – спасибо,
зинhар – пожалуйста.

8 ребенок: Наши народные промыслы: резьба по дереву, художественная керамика, ювелирное и золотошвейное искусство: растительные узоры на калфаках, тюбетейках, жилетах.

9 ребенок: У нас свои традиции и обычаи, своя национальная кухня: лапша, бэлеш, чак- чак.. Свои праздники : Науруз, Сабан туе, Карга туе.

10 ребенок: Мы тоже хотим загадать наши загадки:

На крыше дома медведь пляшет (дым).

Старик- шутник
На улице стоять не велит
За нос домой тянет (мороз).

11 ребенок: Мы тоже хотим вам подарить наш флаг: красный цвет означает – храбрость, борьбу, радость и жизнь; белый цвет – миролюбие и чистоту; зеленый - на осуществление мечты.

Чума урдэк, чума каз
Тирэн кулне ярата, ярата,
Алсу узенэ иптэш эзли

Воспитатель: Мы рады нашим гостям. Дети ждали вас с нетерпением, давайте своими руками сделаем друг другу подарки. ( Делают удмуртский и татарский фартук и дарят друг другу).

Воспитатель: Как татары благодарят (рэхмэт), удмурты – (тау). Сегодня на занятие мне понравилась, как вы все занимались. Молодцы!

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Конструирование из конструкторов Лего в детском саду
Занятие по формированию у детей дошкольного возраста навыков нетрадиционной лепки "Рыбка"
Новогодние каникулы вместе с ребенком. Консультация для родителей дошкольников
Развитие речи дошкольников в предшкольный период
Сенсорное воспитание детей 2–3 лет. Развивающее занятие "Подбери по цвету"
Экологический проект "Птицы нашего города"
| конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | подготовительной | подготовительная группа | группе | группы песен | тему | и тем и тем | удмуртские | удмуртская республика | госте | гости | татарстане | республика татарстан | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Конспект занятия в подготовительной группе на тему Удмуртские гости в Татарстане Детский сад
Реклама:

Распечатать Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Удмуртские гости в Татарстане". Детский сад 50. Конспект занятия
Поделится ссылкой Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Удмуртские гости в Татарстане". Детский сад 50. Конспект занятия с друзьями в:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции