Столбняк материал для микробиологических исследований

Возбудитель Clostridium tetani входит в семейство Bacillaceae, род Сlostridium.

Материалом для исследования служит отделяемое раны, кусочки ткани, выделения из влагалища и матки (при наличии столбняка после родов или аборта), выделения из пупочного канатика (при наличии столбняка новорожденных), экссудат, перевязочный и шовный хирургический материал, образцы почвы, воздуха, пыли. В некоторых случаях исследуют слизь из носа, глотки, бронхов, налет с миндалин.

Микробиологическую диагностику столбняка проводят с целью подтверждения клинического диагноза болезни, хотя к этому прибегают нечасто в связи с типичностью клинической картины заболевания.

Чаще всего выявление возбудителя столбняка и его спор проводят для проверки стерильности перевязочного материала, препаратов для парентерального введения, а также для определения распространения спор возбудителя в объектах окружающей среды.

Микробиологическую диагностику столбняка проводят микроскопическим, бактериологическим, биологическим методами.

Микроскопический метод. Из исследуемого материала готовят мазок и окрашивают по Граму. Плотный материал растирают в ступке со стерильным кварцевым песком и физиологическим раствором, делают мазок по общепринятой методике.

Во время микроскопии окрашенного по Граму препарата обнаруживают грамположительные большие прямые палочки с закругленными концами, располагающиеся одиночно, небольшими группами или в виде коротких цепочек. Наличие типичных бацилл в виде барабанных палочек с терминальными круглыми спорами, превышающими толщину бактерии, является показателем к проведению бактериологического метода.

Применяют также фазово-контрастную и люминесцентную микроскопию. Для РИФ мазки на предметных стеклах обрабатывают противостолбнячной флуоресцентной сывороткой и микроскопируют с помощью люминесцентного микроскопа.

Бактериологический метод. Классическим методом выявления возбудителя столбняка и его токсина является выделение чистой культуры C. tetani с последующим подтверждением специфичности токсина. Исследуемый материал, полученный от больного или с трупа, после растирания фильтруют через бумажный фильтр и производят посев в пробирки со средой Китта-Тароцци. Для уничтожения посторонней неспороносной микрофлоры часть исследуемого материала после посева прогревают на водяной бане при температуре 85°С в течение 20 минут.

Из проросшей питательной среды готовят мазок, окрашивают по Граму и микроскопируют. Наличие типичных микробов позволяет сделать посев на чашки с кровяным агаром и в столбик агара в пробирках. Поверхность кровяного агара в одной из чашек смачивают антитоксической сывороткой без консерванта. Посевы помещают в термостат при температуре 37°С и инкубируют в вакууме в течение суток. На кровяном агаре без антитоксической сыворотки вырастают прозрачные колонии в виде капелек росы с зоной гемолиза. На кровяном агаре с антитоксической сывороткой гемолиз не наблюдается (нейтрализация антитоксином).

В глубине столбика агара колонии столбнячных клостридий имеют вид нежных комочков ваты. Из выросших колоний готовят мазок, окрашивают его по Граму и микроскопируют.

Проросший бульон среды Китта-Тароцци исследуют на наличие столбнячного токсина с помощью биологической пробы в реакции нейтрализации. С этой целью фильтрат исследуемой культуры делят на две части. Одна из них, являющаяся фильтратом выделенной культуры микробов, составляет контроль, а другую смешивают с антитоксической противостолбнячной сывороткой и оставляют на 1 час при комнатной температуре (опыт). Белых мышей заражают контрольным и опытным фильтратом полученной культуры. За животными наблюдают 1-2 суток. Контрольные мыши погибают, а опытные остаются живыми.

Наличие столбнячного токсина можно обнаружить с помощью реакции обратной пассивной гемагглютинации с использованием эритроцитарного антительного диагностикума.

Биологический метод. Исследуемый материал эмульгируют в физиологическом растворе, фильтруют и вводят белым мышам по 0,5 мл под кожу или в мышцу у корня хвоста (опытная группа). Контрольным животным вводят фильтрат, смешанный с антитоксической сывороткой.

Исследование на присутствие возбудителя столбняка - С. tetani проводят в следующих случаях:

- для подтверждения клинического диагноза столбняка у больного или умершего;

- для проверки на стерильность перевязочного, шовного материала, изделий медицинского назначения, применяемых для парентерального введения;

- для оценки состояния окружающей среды и эпидзначимых объектов (почва, пыль, воздух в операционных и перевязочных и др.).

Так как клиническая картина столбняка бывает весьма характерна, лабораторная диагностика может служить для подтверждения диагноза чаще всего ретроспективно, поскольку манифестная клиника обычно свидетельствует о далеко зашедшем процессе.

Серологические исследования материала от больных столбняком не имеют диагностического значения.

При типичной клинической картине лабораторная диагностика может не требоваться. Необходимость в ней возникает при спорных и неясных случаях, и когда требуется подтверждение диагноза после операций, абортов, родов на дому без медицинской помощи.

Возбудителем столбняка является Clostridium tetani, прямая палочка длиной 2,4 - 5,0 мкм, диаметром 0,5 - 1,1 мкм, иногда образующая длинные нити. Большинство штаммов подвижны. Споры круглые, располагаются терминально, придавая возбудителю вид булавки или барабанной палочки. Грамположительна, но в старых культурах становится грамотрицательной. Капсулы не образует. Оптимальная температура для роста 37 °С (диапазон роста 14 - 45 °С). На среде Китта-Тароцци рост медленный, с равномерным помутнением и редким газообразованием (с сахоролитическими свойствами не обладает, лишь редкие штаммы ферментируют глюкозу). Культура издает своеобразный неприятный запах выгребной ямы. На кровяном агаре колонии размером 4 - 6 мм, круглые, плоские с неровными краями, полупрозрачные, серые, нередко в виде переплетающихся нитей напоминающих паучков; вокруг колоний - зона гемолиза. В столбике агара колонии в виде комочков ваты. С. tetani обладает слабыми протеолитическими свойствами, медленно гидролизуют желатин, молоко свертывают к 4 - 7 дню в виде мелких хлопьев, затем наступает его пептонизация; не образует индола, восстанавливает нитраты в нитриты.

Главным фактором патогенности С. tetani определяющим патогенез и клинику столбняка, является вырабатываемый им сильнейший экзотоксин. Экзотоксин состоит из двух фракций тетраноспазмина (нейротоксина) и тетополизина (разрушает эритроциты).

Резистентность. Вегетативные формы С. tetani не отличаются особой устойчивостью. При кипячении они разрушаются в течение 5 мин. Напротив, споры С. tetani обладают исключительно высокой резистентностью к различным физическим и химическим воздействиям. Для их разрушения требуется кипячение в течение 1 - 3 часов; автоклавирование при 120 °С они переносят до 40 мин. Споры нечувствительны к низким температурам, к рассеянному солнечному свету. Они практически нечувствительны к химиотерапевтическим препаратам. В высушенном состоянии споры сохраняют жизнеспособность несколько десятков лет, в почве сохраняются длительное время, а при благоприятных условиях могут в ней прорастать и размножаться. Поэтому почва, особенно загрязненная испражнениями животных и человека, является неиссякаемым резервуаром С. tetani и постоянным потенциальным источником заражения людей и животных столбняком.

Возбудитель столбняка распространен повсеместно в почве и других объектах внешней среды, поэтому проблема столбняка имеет глобальное значение. Больной столбняком человек неконтагиозен - передачи возбудителя столбняка от больного не происходит. Основным путем заражения является проникновение возбудителя через поврежденные кожные покровы и слизистые оболочки. Местом входных ворот служат различные раны: огнестрельные, колотые, резаные, занозы, потертости, ожоги, обморожения, травмированные родовые пути (послеродовый или послеабортный столбняк), операционные раны при инфицировании их руками, инструментами или перевязочным материалом. Иногда травмы настолько ничтожные, что входные ворота остаются необнаруженными (криптогенный столбняк). Особенно серьезную глобальную проблему представляет столбняк новорожденных (tetanus neonatorum). Он связан с тем, что в целом ряде развивающихся стран при обработке пуповины применяют такие традиционные методы (при родах на дому), как использование золы, земли, глины, навоза, помета птиц, порошков, приготовленных из различных растительных продуктов и других субстратов, которые часто содержат споры С. tetani. Попадая через пупочный канатик, они и служат причиной столбняка новорожденных. Летальность при этой форме столбняка составляет в среднем 85 % и достигает максимальных значений на 6 - 8 день жизни больного ребенка. По оценке ВОЗ, в 80-х годах XX в. ежегодно в развивающихся странах от столбняка новорожденных умерло более 1 млн. детей, а общее число случаев столбняка в них составляло более 2,5 млн.

4.1. Материал для исследования

Соответственно данным о патогенезе столбнячной инфекции, возбудителя можно обнаружить на месте проникновения в организм. Исследованию подвергают ткани вокруг предполагаемых входных ворот, а также гнойной, перевязочный материал (тампоны), лоскуты одежды, попавшие в рану, и пр. При столбняке у женщин после родов или аборта исследуют выделения из матки, у новорожденных берут выделения из пупка. Гной при большом его количестве (5 - 7 мл.) транспортируют непосредственно в шприце или помещают в стерильную пробирку. Для взятия материала из глубины раны используют стерильные ватные тампоны. Материал для исследования стерильного перевязочного материала и почвы берут как обычно.

При сборе материала от трупа рекомендуется, кроме сказанного, обратить внимание на старые рубцы и воспалительные очаги, а также взять кровь (5 мл) и кусочки печени и селезенки (по 20 г).

4.2. Подготовка проб к исследованию

Микробиологическая диагностика включает в себя следующие 3 этапа:

1) бактериоскопия исходного материала;

2) посев для выделения возбудителя и его идентификации;

3) обнаружение столбнячного токсина.

На первом этапе исследования производят микроскопию нативного материала. Приготовить из растертого материала, а также из гноя и отделяемого ран мазки и окрасить их по Граму. Наличие типичных бацилл с терминальной спорой (барабанные палочки), окрашивающихся по Граму положительно, заставляет настойчиво искать подтверждение бактериологическим методом. Изучение мазка позволяет также ориентироваться в наличии и составе сопутствующей флоры.

Целью второго этапа бактериологического исследования является выделение возбудителя. Для этого собранный для исследования материал, кроме жидкого, переводят в жидкую фазу путем растирания его физиологическим раствором в стерильной фарфоровой ступке. Посев производят в регенерированную среду Китта-Тароцци - в двойное количество пробирок и один ряд пробирок прогревают при 80 °С 20 минут. Эта процедура позволяет избавиться от находящихся в пробе вегетативных форм бактерий и существенно упрощает выделение спорообразующих анаэробов. Исследование гретого и негретого материала в дальнейшем ведут параллельно.

Посевы культивируют при 37 °С. Через 2, 4, 6 и 10 дней приготовляют мазок и микроскопируют после окраски по Граму. Наличие типичных микробов позволяет произвести высев на кровяной агар в чашках (инкубирование в условиях анаэростата) или в высокий столбик агара в пробирках, где наблюдают появление типичных колоний.

На поверхности кровяного агара клостридии столбняка растут в виде нежных прозрачных колоний, похожих на капельки росы, которые быстро распространяются и образуют нежную сетчатую пленку, покрывающую всю чашку и плохо видимую невооруженным глазом. Полезно воспользоваться нейтрализацией гемолизина при помощи антитоксической сыворотки. С этой целью перед посевом половину поверхности агара в чашке смачивают сывороткой, дают подсохнуть и производят посев на всей чашке. Сравнение роста на обеих половинах позволяет обнаружить специфическое угнетение гемолиза на той части чашки, где был нанесен антитоксин (Антитоксическая сыворотка не должна содержать консерванта, который может задержать рост клостридий столбняка).

В пробирки с высоким столбиком агара бульонную культуру высевают из пробирки, которая была предварительно прогрета, чтобы избежать загрязнения аэробами. Для посева агар растапливают и охлаждают до 45 °С. Чтобы получить рост отдельных колоний, посев производят запаянной пастеровской пипеткой, которую смачивают в посевной жидкости, а затем последовательно переносят в 2 - 3 пробирки расплавленного агара, после чего быстро опускают последние в холодную воду, чтобы задержать распространение подвижных клостридий. Через 1 - 2 дня пребывания засеянных пробирок в термостате палочка столбняка вырастает в виде плотных чечевицеобразных колоний или в виде колоний пушинок.

Решающим признаком для диагностики столбняка является обнаружение токсина. Для выявления токсического действия культуры или первичного материала ставят биологический опыт-реакцию нейтрализации на белых мышах. Исходный материал, полученный от больного или трупа, после растирания и посева оставляют в ступке на 1 час для экстрагирования токсина. Экстракт или культуру на жидкой среде фильтруют через ватно-марлевый фильтр. Часть приготовленного фильтрата смешивают с антитоксической сывороткой таким образом, чтобы на каждый мл экстракта приходилось 0,5 мл антитоксической сыворотки, разведенной до содержания 400 АЕ в 1 мл. Двум мышам внутримышечно в бедро задней лапки вводят по 0,5 или по 1 мл фильтрата, а двум - 0,75 или 1,5 мл смеси фильтрата с антитоксином.

Симптомы столбняка развиваются у животных на 2 - 3 сутки в мышцах той стороны, на которой введен токсин (ригидность хвоста, взъерошивание шерсти). Затем быстро наступает паралич, сначала конечностей, а вслед за ними остальных мышц тела. Гибель животного наступает при общем параличе мышц. Мыши погибают в характерной позе, вытянув задние лапки (поза тюленя). У животных, получивших смесь фильтрата с антитоксином, заболевание не наступает. Зараженных животных наблюдают 4 - 5 дней, инкубационный период равен 2 - 4 дням.

Таким образом, наиболее простым и эффективным методом лабораторной диагностики столбняка является биологическая проба на белых мышах.

Перечень нормативно-методической документации:

Глава 34. Возбудитель столбняка

Возбудитель столбняка Clostridium tetani описал Николайер в 1884 г. В чистой культуре получил Китазато в 1889 г.

Морфология. С. tetani - палочки размером 4-8 × 0,4-1 мкм с закругленными краями. Подвижны. Жгутики располагаются перитрихиально. Капсул не образуют. Образуют споры шаровидной формы, расположенные терминально, что придает бацилле вид барабанной палочки. Грамположительны. Старые культуры иногда теряют способность окрашиваться по Траму. Споры при окраске по Траму или метиленовым синим имеют вид колечек (см. рис. 4).

Культивирование. Возбудитель столбняка - строгий анаэроб. Высокочувствителен к кислороду. Поэтому палочки хорошо размножаются в глубине высокого столбика агара. Специальными средами для их выращивания служат: среда Вейнберга в модификации ЦИЭМ, среда Виллиса и Хоббса, среда Китта - Тароцци и др. Жидкие среды заливают слоем вазелинового масла для создания анаэробных условий. Перед посевом из среды удаляют кислород путем кипячения в водяной бане и быстрого охлаждения до температуры 40-50° С. Возбудители столбняка растут при температуре 35-37° С и рН среды 6,8-7,4. На плотных питательных средах рост появляется на 3-4-й день. Выросшие колонии сероватого цвета, иногда прозрачные с неровной зернистой поверхностью и вытянутыми краями - R-форма. В высоком столбике агара С. tetani образуют колонии в виде пушинок, иногда колонии бывают темные и напоминают чечевичные зерна. На кровяных средах вокруг колоний отмечается зона гемолиза. При посеве возбудителей столбняка на среду Китта - Тароцци среда мутнеет. Рост на среде Вильсона-Блера характеризуется почернением среды. Посевы на чашках ставят в анаэростат.

Ферментативные свойства. С. tetani обладают слабой ферментативной активностью. Углеводы не расщепляют (встречаются штаммы, расщепляющие глюкозу). Протеолитические свойства выражаются в восстановлении нитратов в нитриты, медленном свертывании молока и медленном разжижении желатина.

С. tetani образует фибрилизин.

Токсинообразование. С. tetani вырабатывают сильный экзотоксин, состоящий из двух компонентов: тетаноспазмина и тетанолизина. Тетаноспазмин (нейротоксин) поражает двигательные клетки нервной ткани, что приводит к спазматическому сокращению мышц. Тетанолизин гемолизирует эритроциты. Токсин, полученный из бульонной культуры в дозе 0,0000005, убивает белую мышь массой 20 г.

Антигенная структура. Клостридии столбняка делят на 10 сероваров. Разделение на серовары производят по Н-антигену, а на серогруппы - по О-антигену, Возбудители всех сероваров продуцируют токсин, который нейтрализуется антитоксической сывороткой любого типа.

Устойчивость к факторам окружающей среды. Вегетативные формы С. tetani при температуре 60-70° С погибают через 20-30 мин. Споры обладают большой устойчивостью, они выдерживают кипячение в течение 1-1,5 ч. В почве и на других предметах споры длительно сохраняются. Прямой солнечный свет убивает их через несколько часов.

Дезинфицирующие растворы: 5% раствор фенола, 1% раствор формалина губит их через 5-6 ч.

Восприимчивость животных. В естественных условиях столбняком болеют лошади и мелкий рогатый скот. Из экспериментальных животных к столбнячному токсину высоко чувствительны белые мыши, кролики, крысы. Заболевание у них протекает по типу восходящего столбняка. Начинается оно с сокращений поперечнополосатых мышц задних конечностей, затем вовлекаются мышцы туловища и т. д. Гибель наступает от паралича сердечной мышцы.

Источники инфекции. Возбудители столбняка широко распространены в природе. Многие животные являются носителями этих микроорганизмов, поэтому С. tetani обнаруживают в почве, куда они попадают из кишечника животных и человека. Заболевания столбняком чаще наблюдаются в сельской местности, особенно в районах с развитым животноводством. Споры могут разноситься с пылью, попадая на одежду и другие предметы.

Пути передачи и входные ворота. Входными воротами является поврежденная кожа и слизистые оболочки. Столбняк является раневой инфекцией и заболеваемость связана с травматизмом (особенно в военное время). Опасны ранения с глубокой травматизацией тканей, в которые заносится земля, инородные тела и т. д. Однако для возникновения заболевания иногда достаточно проникновения небольшой занозы.

Патогенез. Проникнув в глубину ткани, споры на месте внедрения начинают прорастать в вегетативные формы. Размножаясь, столбнячная палочка выделяет экзотоксин. Столбнячный токсин избирательно действует на клетки центральной нервной системы и обусловливает спазм двигательных мышц. У человека наблюдается нисходящий столбняк. Наиболее ранними признаками являются судороги жевательных мышц (тризм), затем начинается спазм лицевой и затылочной мускулатуры. Появляется "сардоническая улыбка". Затем сокращаются мышцы живота и нижних конечностей. Смерть наступает от асфиксии вследствие спазма дыхательной мускулатуры.

Иммунитет. Постинфекционного иммунитета нет, так как исход этого заболевания часто смертельный.

Искусственный иммунитет достигается путем введения анатоксина. Иммунитет антитоксический.

Специфическая профилактика. Основана на иммунизации анатоксином, являющимся компонентом АКДС. Прививки вакциной АКДС проводят всем детям в возрасте от 5-6 месяцев до 12 лет с последующей ревакцинацией, а также работникам сельского хозяйства, строителям и др. Специфическое лечение. Вводят внутримышечно противостолбнячную сыворотку. Хороший результат дает иммуноглобулин, полученный из крови доноров, иммунизированных против столбняка. Кроме этого, вводят антибиотики тетрациклиного ряда и пенициллин.

Цель исследования: обнаружение возбудителя столбняка и столбнячного токсина (практически проводят редко).

1. Содержимое раны.

2. Кусочки ткани с пораженного участка.

3. Инородные тела, попавшие в рану.

4. С профилактической целью исследуют на стерильность перевязочный материал, кетгут, шелк и препараты для подкожного введения (см. "Санитарная микробиология").

5. Почва (см. "Санитарная микробиология").



Способы сбора материала

3. Бактериологический (выделение возбудителя столбняка).



Первый день исследования

1. Если животные не погибли, продолжают за ними наблюдение. Признаки столбняка у мышей: взъерошенная шерсть, ригидность конечностей и хвоста ("хвост трубой"), паралич лапки, в которую введен токсин. Животные погибают в характерной позе: поджав передние лапки и вытянув задние. После гибели животного производят микроскопическое и бактериологическое исследование тканей из органов.

У контрольных мышей, получивших токсин одновременно с антитоксином, заболевание столбняком не возникает.

2. При отрицательном результате биологической пробы изучают посевы. Подозрительные колонии пересевают для выделения чистой культуры на среду Китта - Тароцци.

Изучают культуральные свойства выделенных микроорганизмов. Делают мазки и микроскопируют их. Полученную культуру испытывают на наличие столбнячного токсина в биологической пробе (по той же схеме, табл. 51).



Таблица 51. Морфологические, культуральные и ферментативные свойства основных видов патогенных анаэробов

1. Опишите морфологические свойства возбудителя столбняка.

2. Каковы ферментативные свойства бацилл столбняка?

3. Токсинообразование и антигенная структура бацилл столбняка.

4. Патогенез столбняка.

5. Специфическая профилактика и лечение столбняка.

6. На каких животных и как ставят биологическую пробу?

Основные факты

  • Причиной столбняка является инфицирование пореза или раны спорами бактерии Clostridium tetani, и в большинстве случаев болезнь развивается в течение 14 дней после инфицирования. Столбняк не передается от человека человеку.
  • Столбняк можно предотвращать с помощью иммунизации вакцинами, содержащими столбнячный анатоксин. Вместе с тем, у людей, перенесших столбняк, не вырабатывается естественный иммунитет, и они могут быть снова инфицированы.
  • Большинство зарегистрированных случаев столбняка связаны с родами и происходят среди новорожденных детей и матерей, которые не были в достаточной мере вакцинированы против столбняка.
  • В 2015 г. примерно 34 000 новорожденных детей умерли от столбняка новорожденных, то есть с 1988 г. смертность снизилась на 96%, в значительной мере, благодаря расширению масштабов противостолбнячной вакцинации.
  • В 2016 г. 86% детей грудного возраста в мире были вакцинированы 3 дозами вакцины против коклюша-дифтерии-столбняка (АКДС).

Столбняк – это острая инфекционная болезнь, вызываемая спорами бактерии Clostridium tetani. Эти споры обнаруживаются повсюду в окружающей среде, особенно в почве, золе, кишечнике/фекалиях животных и людей и на поверхности кожи и ржавых инструментов, таких как гвозди, иглы, колючая проволока и другие. В связи с высокой устойчивостью спор к высоким температурам и большинству антисептиков, они могут жить годами.

Болезнь остается серьезной проблемой общественного здравоохранения во многих частях мира, особенно в странах и районах с низким уровнем дохода, в которых уровни охвата иммунизацией остаются низкими, а роды протекают в антисанитарных условиях. Столбняк новорожденных развивается в случае перерезания пуповины нестерильными инструментами или прикрытия остатка пуповины загрязненными материалами. Факторами риска являются также принятие родов людьми с грязными руками или на загрязненных поверхностях.

В 2015 г. около 34 000 новорожденных детей умерли от столбняка новорожденных – это на 96% меньше по сравнению с 1988 г., когда, по оценкам, 787 000 новорожденных детей умерли от столбняка в первый месяц жизни. Вместе с тем, существует повышенный риск развития столбняка у подростков мужского пола и взрослых мужчин, которым проводится обрезание, из-за снижающегося иммунитета и ограниченной возможности получить бустерные дозы во многих странах.

Симптомы и диагностика

Инкубационный период столбняка длится от 3 до 21 дня после инфицирования. В большинстве случаев болезнь развивается в течение 14 дней.

Симптомы могут включать:

  • спазм челюсти или невозможность открыть рот
  • внезапные болезненные мышечные спазмы, часто провоцируемые случайными шумами
  • затрудненное глотание
  • конвульсии
  • головная боль
  • высокая температура и потоотделение
  • изменение показателей кровяного давления и учащенное сердцебиение.

Симптомы столбняка новорожденных включают мышечные спазмы, которым часто предшествует неспособность новорожденных сосать или брать грудь, и чрезмерный крик.

Столбняк диагностируется на основе клинических признаков и не требует лабораторного подтверждения. По определению ВОЗ, подтвержденным случаем столбняка новорожденных является случай болезни у ребенка, обладавшего нормальной способностью сосать и кричать в первые 2 дня жизни, который утратил эту способность в период от 3 до 28 дня жизни и у которого развилась ригидность или появились спазмы.

По определению ВОЗ, для диагностики столбняка (не столбняка новорожденных) необходимо наличие, по меньшей мере, одного из следующих признаков: устойчивый спазм лицевых мышц, при котором кажется, что губы человека растянуты в улыбке, или болезненные мышечные сокращения. По данному определению, необходимо, чтобы этому предшествовала травма или рана. Однако столбняк диагностируется и у тех пациентов, которые не могут припомнить наличие у них каких-либо ран или травм.

Лечение

При развитии столбняка требуется неотложная медицинская помощь, в частности:

  • медицинская помощь в условиях больницы
  • незамедлительное лечение с использованием противостолбнячного
  • иммуноглобулина человека
  • интенсивная обработка раны
  • препараты против мышечных спазмов
  • антибиотики
  • противостолбнячная вакцинация.

Люди, выздоровевшие после столбняка, не имеют естественного иммунитета и могут быть снова инфицированы. Поэтому им необходима иммунизация.

Столбняк можно предотвращать путем иммунизации вакцинами, содержащими столбнячный анатоксин. Эти вакцины включены в программы регулярной иммунизации в глобальных масштабах и вводятся женщинам во время дородового наблюдения.

Для обеспечения защиты на протяжении жизни ВОЗ рекомендует, чтобы каждый человек получал 6 доз (3 первичные и 3 бустерные дозы) вакцины, содержащий столбнячный анатоксин. Серию из первых 3 доз следует начинать в возрасте 6 недель с минимальным интервалом в 4 недели. 3 бустерные дозы желательно вводить в течение второго года жизни (12-23 месяца), в 4-7 лет и в 9-15 лет. В идеале между бустерными дозами должен быть, по меньшей мере, четырехгодичный перерыв.

Существует много видов вакцин против столбняка, все из которых комбинируются с вакцинами против других болезней:

  • Вакцины против дифтерии и столбняка (DT)
  • Вакцины против дифтерии, столбняка и коклюша (DTaP)
  • Вакцины против столбняка и дифтерии (Td)
  • Вакцины против столбняка, дифтерии и коклюша (Tdap)

Столбняк новорожденных можно предотвращать путем иммунизации женщин репродуктивного возраста вакциной, содержащей столбнячный анатоксин, во время или вне беременности. Кроме того, профилактике столбняка может также способствовать надлежащая медицинская практика, включая обеспечение надлежащих санитарных условий для родов и перерезания пуповины, а также надлежащая обработка ран во время хирургических и стоматологических процедур.

В странах, в которых национальные программы поддерживают высокий уровень охвата иммунизацией на протяжении нескольких десятилетий, наблюдаются очень низкие уровни заболеваемости столбняком.

Деятельность ВОЗ

На Всемирной ассамблее здравоохранения в 1989 г. была выдвинута цель по глобальной элиминации столбняка новорожденных в качестве проблемы общественного здравоохранения (определяется как менее одного случая столбняка новорожденных на 1000 живорождений в каждом районе) во всех странах.

В 1999 г. ЮНИСЕФ, ВОЗ и Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА) провозгласили Инициативу по элиминации столбняка матерей и новорожденных (ЭСМН) для придания нового стимула усилиям по ЭСМН в качестве проблемы общественного здравоохранения.

По состоянию на апрель 2018 г. 14 стран не достигли цели по ЭСМН.

После достижения цели по ЭСМН для поддержания необходимых уровней необходимо непрерывно усиливать мероприятия по регулярной иммунизации беременных женщин и детей, поддерживать и расширять доступ к родам в надлежащих санитарных условиях, проводить надлежащий эпиднадзор за столбняком новорожденных и вводить и/или усиливать иммунизацию в школах там, где это возможно.

Для поддержания уровней ЭСМН и защиты всех людей от столбняка ВОЗ рекомендует, чтобы все люди в детском и подростковом возрасте получали 6 доз вакцины, содержащей столбнячный анатоксин.


Курский государственный медицинский университет входит в число ведущих образовательных медицинских организаций Российской Федерации. В его стенах впервые началось преподавание врачебного искусства на английском языке, а в настоящее время обучаются более двух тысяч иностранных граждан из Малайзии, Нигерии, Бразилии, Индии, Республики Шри-Ланка, Таиланда и других стран. Большая заинтересованность в обучении на базе КГМУ позволяет говорить о достойной репутации и качественной подготовке специалистов.

Подготовка иностранных учащихся в высших образовательных учреждениях Российской Федерации имеет много особенностей. Это связано прежде всего с тем, что иностранный учащийся оказывается в совершенно новой для него среде, имеющей ряд принципиальных отличий от привычного уклада в психологических, нравственных, духовных и культурных аспектах. С первых дней обучения в вузе иностранные учащиеся проходят сложные процессы адаптации к российской действительности и преодоления барьеров. Они адаптируются к окружающим людям, к нормам поведения в студенческом коллективе и в университете, к особенностям самостоятельной жизни вдали от семьи и связанной с этим необходимости рационально вести бюджет, организовывать быт, учатся справляться с языковым барьером, продуктивно организовывать подготовку к занятиям в высшей школе.

Кроме того, адаптационный период у иностранных студентов иногда затягивается на несколько лет, что совпадает с периодом изучения сложнейших базовых, теоретических дисциплин. В этот момент студент сталкивается с большим объемом самостоятельной работы при отсутствии навыков ее выполнения.

Все вышесказанное обусловливает необходимость создания оптимальных условий для безболезненной интеграции иностранных учащихся в студенческую жизнь, вузовскую систему образования. При этом необходимо сформировать такую систему взаимоотношений, которая позволит им свободно и комфортно действовать в чужой стране, получая актуальные медицинские знания и профессиональные навыки международного уровня. С этой целью необходимо сделать правильный выбор в подборе методов и средств обучения [1].

Цель исследования. Обобщение опыта преподавания микробиологии на международном факультете.

Материал и методы исследования. В рамках настоящего исследования были изучены современные данные о методах и средствах обучения, систематизированы и проанализированы подходы к преподаванию микробиологии студентам международного факультета на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии.

Основополагающие принципы обучения на современном этапе: сознательность, активность обучающихся при руководящей роли педагога, наглядность обучения; сочетание различных методов и средств в зависимости от задач и содержания обучения [4].

Это связано с необходимостью перехода от информативных форм и методов обучения к активным, с поиском возможностей синтеза теоретических знаний студентов и их практических потребностей.

Высокий уровень компетенции в любой из областей уже недостаточен для успешной деятельности в современных условиях информатизации и глобализации.

Специалисты, руководствующиеся стандартными методами и алгоритмами, всегда находятся на более низком уровне, чем те, кто имеет опыт творческой деятельности. Креативные субъекты легко адаптируются к меняющимся потребностям, находят нестандартные способы решения проблем, способны развиваться и саморазвиваться в любом познавательном процессе, скорее и рациональнее воспринимают и внедряют прогрессивные идеи, творчески подходят к поставленным задачам [5].

В связи с вышесказанным будущий врач международного класса должен не только обладать высоким профессиональным и моральным потенциалом, но и быть способным к выходу за пределы стандартных ситуаций, готовым к постоянному саморазвитию, поиску и росту, владеть универсальными приемами для легкой интеграции в современные условия системы здравоохранения и адаптации к возникающим потребностям в зависимости от страны проживания.

Прежде всего это связано с правильно организованной учебной деятельностью студентов, которая базируется на основе сотворчества, диалога, обсуждения, постановки и решения научных и практических проблем.

Задания к каждой теме построены таким образом, чтобы студент мог задействовать зрительную и механическую память, логику, последовательно выполняя рисунки, заполняя схемы и таблицы. При этом студент не может не производить всех операций в ходе работы, его ошибка на каждом этапе учебного познания должна быть замечена педагогом, при этом она исправляется сразу на месте, где была совершена.

Рабочая тетрадь является современным способом ведения учебного процесса, который имеет несомненные преимущества: контроль самоподготовки и мыслительной деятельности учащихся, возможность подключить абстрактное и наглядно-образное мышление в исполнении рисунков и схем, проверка усвоения материала и полученных знаний. Занятия проходят более разнообразно и, как следствие этого, повышают интерес аудитории, дают возможность исправлять ошибки в момент, когда они делаются. Применение рабочей тетради улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса [6].

Являясь способом межличностной коммуникации (целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия) учащихся и педагога, интерактивные методы обучения создают оптимальные условия для создания образовательной среды, которая характеризуется взаимодействием участников, равенством их аргументов, открытостью, возможностью взаимной оценки, способствует включенности в учебный процесс всех членов группы.

Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий [6].

Предлагаемая ролевая игра позволяет студентам использовать знания, накопленные в процессе самоподготовки, применимо к конкретным клиническим ситуациям, ощутить себя в новых для них ролях. Игра подготовлена в форме практической ситуации – case studies и рассчитана на группу играющих из 10–12 человек: три пациента, врач, медицинская сестра, врач-эпидемиолог, врач-инфекционист, дежурный врач бактериологической лаборатории, два врача-бактериолога, представители проверяющих органов. Преподаватель знакомит студентов с целями, задачами, технологией проведения игры, после короткого инструктажа распределяются роли. Для этого каждый студент выбирает карточку, на которой указаны его роль, краткая легенда и задания. Согласно фабуле игры в приемное отделение клиники обращаются три пациента, врач определяет тактику действий в каждом случае, остальные играющие действуют в соответствии со своими обязанностями. Представители проверяющих органов из числа хорошо успевающих студентов контролируют правильность действий, при необходимости корректируют их. Преподаватель осуществляет общий контроль за ходом ролевой игры, консультирует по выполнению заданий, оценивает уровень теоретической подготовки и практических навыков, умений, сформированных компетенций. По окончании игры подводятся итоги.

Использование ролевой игры позволяет объективно оценить подготовку студента к занятию, развивает коммуникабельность, творческое мышление, активную жизненную позицию, умение формулировать мысль с использованием профессиональных терминов, навыки публичных выступлений, формирует стереотипы профессионального поведения и его коррекции в общении с окружающими.

Особенное место в преподавании микробиологии на международном факультете занимают ситуационные задачи. В связи с тем, что преподавание дисциплины ведется преимущественно на втором курсе университета, зачастую студентам сложно понять значимость изучаемого предмета в будущей врачебной деятельности, представить практическое применение получаемых знаний. Предлагаемые ситуационные задачи позволяют использовать знания, накопленные в процессе самоподготовки, применимо к конкретным практическим ситуациям, развивают умение рассуждать, стимулируют стремление студентов понимать механизмы и сущность изучаемых процессов, а не механически заучивать определения и классификации, позволяют четко представлять этапы и результаты проводимых микробиологических исследований.

На современном этапе вирусные заболевания – самая распространенная инфекционная патология. Однако у студентов отсутствует возможность овладеть практическими навыками, связанными с диагностикой данных заболеваний. Это связано со сложностью методов культивирования и обнаружения вирусов, а также с необходимостью соблюдения особенных правил противоэпидемического режима. В таких обстоятельствах реферативная конференция и последующая дискуссия являются оптимальным способом всесторонне осветить крайне актуальный вопрос вирусных заболеваний, при этом раскрывая и формируя важные для будущего врача качества.

Схема проведения реферативной конференции относительно проста и требует минимальной предварительной подготовки от преподавателя. Каждый студент получает определенную тему (например, онкогенные вирусы, прионы, ВИЧ, вирусные гепатиты) и план изложения материала. Следуя плану, студент конструирует свое реферативное сообщение, прибегая к использованию учебной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов. При изложении материала студент представляет его в наглядной форме, используя мультимедийные технологии (например, программу Power Point, видеопроигрыватели и др.). Участники конференции заслушивают доклад, после чего задают вопросы по услышанному материалу, причем в этот процесс вовлекаются все студенты и преподаватель. По окончании конференции среди всех докладчиков выбирается лучший, подводятся итоги, еще раз подчеркивается значимость вирусов в возникновении инфекционных патологий.

С нашей точки зрения, этот вид деятельности дает возможность максимально раскрыться таким личностным качествам студентов, как коммуникабельность, мобильность, ответственность, ораторское искусство. Кроме того, развивается умение реферировать материал, оттачиваются навыки публичного выступления, умение отстаивать свою точку зрения и презентировать идеи.

Заключение. На протяжении последних лет российская система образования претерпевает модернизацию процесса обучения. Постоянные изменения открывают перед каждым педагогом необходимость поиска таких педагогических технологий, которые будут мотивировать обучающихся, позволят заинтересовать их в изучении дисциплины.

Перед педагогом стоит задача увлечь студентов, чтобы они, играя, могли получать новые знания, оценивать совместный труд и свои личные достижения, а в конечном итоге демонстрировали высокие результаты по изучаемой дисциплине.

Таким образом, для успешного формирования эффективной учебной деятельности иностранных студентов необходимы наличие учебно-методической литературы (учебно-методических пособий, рабочей тетради), организация самостоятельной работы студентов, направленной на широкое использование активных методов обучения (групповых дискуссий, деловых игр), работу с информацией, постановку и решение научно-практических проблем, участие преподавателей и студентов в совместной научно-исследовательской работе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции