Сказка странствий эпизод с чумой

слоган - режиссер Александр Митта сценарий Юлий Дунский, Валерий Фрид, Александр Митта директор фильма Александра Демидова, Георгета Вилку Савеску, Ярослав Рериха оператор Валерий Шувалов композитор Альфред Шнитке художник Теодор Тэжик жанр фэнтези, приключения , . слова премьера (мир) релиз на DVD для любой зрительской аудитории время 101 мин. / 01:41 Если вам понравился этот , не пропустите. развернуть ↓ Если вам понравился этот , не пропустите Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их. все рекомендации к фильм у ( 20 ) скрытые оцененные фильмы ( 5 ) *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать

Отзывы и рецензии зрителей
  • Добавить рецензию.
  • Все:46
  • Положительные:42
  • Отрицательные:1
  • Процент:95.6%
  • Нейтральные:3


Один из самых памятных и любимых фильмов с детства и на всю жизнь с многократными пересмотрами в меняющихся каждые несколько лет форматах. Образы, сцены и диалоги, ставшие основой личных культурных кодов, вызывающие дрожь и по сей день.

- Куда ты идешь?
- Не знаю.
- Ну, тогда нам по пути — я тоже не знаю

Очень сложно поверить, что автор снобистского, претенциозного, лицемерного и во многом лживого учебника по сценарному мастерству в далеком 1983 году снял фильм-шедевр, настолько поражающий своей искренностью, жесткостью (это при заявленном в названии жанре сказки!), пронзительностью, прошибающий в гениальной финальной сцене на такой катарсис, которого на моей памяти и в моей жизни, возможно, больше и не было.

Если это результат того бессердечного манипулирования зрителем, которому и учит А. Митта в своей книжке — что ж, ему удалось меня обмануть, сломать и опрокинуть. Извинить меня, правда, может тот факт, что первый и самый мощный эффект от просмотра был получен в раннем детстве, а ломать детскую психику гораздо легче.

Но верить хочется, что причиной этого моего экстатического переживания всё же были:

а) гениальный сценарий лучших советских сценаристов за всю историю — Дунского и Фрида (кстати, отсидевших, как и все порядочные люди, в сталинские времена свою десятку — за покушение на убийство тирана, естественно; отсюда и прошибающая на холодный пот жуткая сцена абсурдного суда — сценаристы знали, как отправляется правосудие в нашей чудесной стране не понаслышке);

б) на всю жизнь ставшая одной из любимых пробивающая до дрожи музыка Шнитке;

в) бесподобная актерская игра Миронова, за которым пытались не отставать Дуров, Аксюта (озвучена Нееловой) и остальные;

Обычно, даже в самых лучших фильмах, сильные сцены перемежаются с более простыми, чтобы дать зрителю перевести дух. Здесь же каждая последующая сцена сильнее предыдущей, и отдыха при просмотре не предвидится.

Сказка считается жанром легким, детским и довольно условным. Но данный фильм названием обманывает — это суровая притча о природе человека, которая — ох, как не сказочна. Герои действительно странствуют и, переходя из локации в локацию, сталкиваются с таким набором абсурда, сюрреализма, алчности, жестокости, лицемерия и иных средневековых прелестей, что становится понятно — современный гуманный человек таких нагрузок бы не перенёс. Протагонист же — человек эпохи Возрождения, предтеча, опередивший своё время (обратите внимание: в его записках вперемешку и полный бред и гениальные прозрения, изобретения, которые могли бы изменить лицо мира), справляется гораздо лучше. Через его пример мы видим, что цивилизация всё-таки куда-то движется, прогресс не пустое слово и весь этот ужас рано или поздно закончится. Правда, победить его можно только бесстрашием, готовностью к самопожертвованию, любовью к людям более сильной, нежели любовь к себе, своему ремеслу, таланту и творческому наследию.


Сказка о бессмертии души

Увы, но человечество за тысячелетия, столетия своего существования узнало об устройстве мира много больше: оно научилось покорять космос, изобрело электричество, растратило практически все земные ресурсы, но так и не научилось жить в мире с самим собой

В этом фильме-сказке все по-настоящему ненависть и страдание, любовь и вера сказка, как целая жизнь каждого отдельно взятого человека.

Сказка, которая однажды и навсегда покорила мое сердце, которая каждый раз помогает понять, способна ли я еще верить в людей и в себя и чувствовать по-настоящему

Сказка, которая учит добру, без занудства, без фальши, учит легко и гениально так, как легка и гениальна музыка Шнитке и игра Андрея Миронова.

«- Упрямая Ты что, бросишься спасать человека, если не умеешь плавать.

Это притча о душе человека, которая странствует по жизни, поддаваясь и борясь с пороками, бедами и находя в себе силы несмотря ни на что помогать тем, кто слабее идти дальше.

Очень сложно говорить об этом фильме простыми словами. Фильм прекрасен. Более гармоничного, честного и красивого фильма мне еще никогда не приходилось видеть. Каждый поворот сюжета, каждая сказанная героями фраза выходят за привычные рамки только детского кино.

И все же, если у вас есть дети, посмотрите с ними этот замечательный фильм, уверена, они поймут. В ней нет фальшивого идиотического веселья современных мультфильмов, нет ложных, замыленных истин, нет взрослого неуместного юмора в ней есть доброта, есть надежда, есть искренность, есть человеколюбие и сострадание, одним словом, есть душа.


- Мы летели как ангелы! — А стали как люди.

Прекрасный красивый мудрый фильм.

Здесь сказано все о том, когда жизнь обретает смысл, и когда становится бессмысленной. Здесь каждому есть свое место: мужчине — думать и действовать, быть гением и совершенствовать этот мир, совершать ошибки, женщине — поддерживать в нем веру в себя, не позволять сдаваться, любить и прощать.

А полет! — воплощение извечной мечты быть свободным, как птицы — какая сила и пронзительность в этом торжестве разума и духа над бренностью всего земного.

Лучший фильм Андрея Миронова, и один из лучших в российском кинематографе.


Мы погибнем без этих крыльев, которые нравились мне

Восхитительная кинематографическая притча Александра Митты, прошедшая цензуру и при этом сохранившая свою органичность и философское наполнение, по выразительности своей иносказательности ничуть не уступающая фильмам гениального Марка Захарова.

В ней достаточно просто (пусть и не для детского сознания) через совсем прозрачные аллегории выражено вся мотивация человеческой жизни и все проявление человеческой натуры — как в светлых (любовь, верность, семейные ценности, самопожертвование и желание помочь ближнему несмотря на цену, которую придется заплатить, и самое выразительное — способность мечтать и хранить верность своей мечте), так и в самых низменных ее проявлениях (алчность, предательство, глупость и упоение собственной безнаказанностью).

Пронзительная и будоражащая самое черствое и бесчувственное сердце музыка Шнитке как тест на право считаться человеком, обладающим душой, а не просто биологической прямоходящей оболочкой — одно из самых главных составляющих непередаваемой атмосферы картины. Сильнее по воздействию на зрителя производят разве что музыкальные произведения Эдуарда Артемьева. И если Вы еще не пошевелили и пальцем, чтобы у Вашего ребенка появились понятия добра и зла — пусть он посмотрит этот поистине волшебный фильм. Вместе с вами — потому что к таким фильмам стоит возвращаться в любом возрасте. И не исключено, что тогда у него тоже появятся крылья, чтобы достичь своей светлой и чистой мечты. Без веры в которую каждому из нас, бросающимся в бездну жизни, суждено только разбиться.


Кай, Герда и Миронов

Перед нами не просто проходной квестовый сюжет, а настоящий сеттинг в стиле темного фентези. Удивительно, насколько в СССР умели снимать мрачную фантастику. Девочка и бродячий философ ищут пропавшего брата, проходя через села и веси, олицетворяющие человеческие пороки. Причем сделано это все очень театрально и эстетично, нет никакой пошлости. Характеры героев очень яркие и динамичные, перед зрителем открывается полная картина нравственного поиска нескольких совершенно разных людей. Даже отрицательный персонаж действует в соответствии с определенными ценностями, пусть и спорными.

Относительно главных героев. Совершенно несочетаемая пара, столь модная в наше время. Орландо — рационалист с благородным сердцем, которому не чужды человеческие слабости. Трагикомичный и глубокий персонаж, Миронов справился на 9 из 10. Немного напрягает лишь излишняя экспрессия его героя. С Мартой похуже. В своем идеализме она явно перегибает палку. Ее фанатичная любовь больше похожа на эгоистическое стремление удовлетворить собственные чувства. А ни больше ни меньше истеричное поведение заставляет с жалостью смотреть, как она легко манипулирует простаком Орландо. Врядли конечно авторы вкладывали такой смысл в ее роль, но выглядит все именно так (возможно, впрочем, имеет место быть психоаналитический подтекст, столь распространенный в кинематографе второй половины XX века). Остальные актеры, включая статистов, сработали на ура.


Маленькие сироты, Марта (Татьяна Аксюта) и её младший брат Май, чудесные дети с весенними именами. Они вынуждены жить впроголодь и в нищете. Май обладает необычным даром, он чувствует золото и может находить клады, только дается ему это ценой нестерпимой боли, и любящая сестра не готова платить эту цену.

Марта ни за что на свете не подвергнет брата страданиям, всеми силами она поддерживает его и не теряет веру в лучшее.

Алчный разбойник Горгон (Лев Дуров) услышал их разговор и обманным путем похищает Мая.

Десять лет Марта странствует по миру, чтобы найти брата. Она пройдёт сквозь огонь и воду, встретит на своём пути необычного человека философа, лекаря и учёного — Орландо (Андрей Миронов), который станет самым лучшим другом на всю её жизнь.

Он очень умный, добрый, отзывчивый человек. В его сердце живёт милосердие к людям, а голова полна светлых идей и правдивых истин:

Обширна география съёмок картины: Чехословакия, Румыния и Южный берег Крыма. Целый год проходили съёмки фильма, было отснято много материала, которого бы хватило на две серии, но цензура обрезала до одной. Надеюсь, что возможно найти тот материал, это было бы самым большим подарком для поклонников картины.

Друзья, смотрите настоящее кино, помните о близких и живите душой.


Последняя сказка эпохи

Надкушенная калиострова вилка кажется идеальным символом начала 80-х, времени инертной романтики и будничных чудес. Как никогда незыблем курс Корабля, плывущего без кормчих и ветрил; пассажиры целиком погружены в себя, в самоценное личное на фоне светлого общего. Дремлющая идеология бессильна, не замечает, а может быть, сознательно поддерживает культ лодки, полуразбитой о быт, как нового флагмана в искусстве. Новые капитаны сродни еретику-одиночке Мюнхгаузену: их вызов общественным устоям не интересен и не нужен. Казалось, в аберрации близости лишь модная забава просветлённой души.


Александр Митта после эпичного Экипажа почему-то вернулся к сказочной стилистике, неплохо реализованной в виде русского почти мультипликационного лубка в Сказе о женитьбе Арапе с Высоцким, который прибыл из просвещённой Европы в странноватую петровскую Россию. На сей раз Митта пошёл в обратном направлении — из России в Европу.

Главные герои — прямо из сказок братьев Гримм (почти Гензель и Грета) мальчик Май с сестрой Мартой. Паренька, обладающего даром чувствовать золото, похищает мрачноватый дуэт в лице некого жестокого монгола (похож просто) и не то скифа, не то злобного обманщика из позднего немецкого фольклора (отличная роль Льва Дурова).

Марта отправляется на поиски брата, по пути найдя чудака-изобретателя Орландо, почти невольно взявшегося ей помочь.

Что же в нем ценного? Сразу и не скажешь, ведь экранизаций братьев Гримм, да и вообще готической эстетики в кино не так уж мало — и Гиллиам, и Бёртон. Правда, они были несколько позднее. И если по эстетике кадра Митта близок к Священному Граалю Гиллиама, то по сути — совсем далёк.

Да и эстетика — явно не самое интересное в фильме. Вновь, как и в большинстве советских фильмов, все держится на сценарии и актёрах.

По сценарию Надо сказать, что уровень исторической подкованности советских сценаристов и режиссёров вызывает больше чем уважение. Причём происходит это не на уровне событийной логики (она здесь не столь важна — сказка все-таки), а скорее в идеологическом ключе — фильм построен почти как азбука идеологем малоизвестной нам эпохи.

Первой системой идей выступает сказочная мифология европейских замков и окружающих их волшебных лесов. Кто есть Май? Дитя Средневековья, этакий магистерий алхимиков (магов и волшебников), ищущих философский камень. Разумеется, воспользоваться таковым для поиска кладов смогут только негодяи, ибо он не подкреплен нравственным началом.

Всему этому противопоставлен свободный гуманизм, прежде всего, Орландо и жертвенно-христианское (правда, со значительным числом оговорок) начало Марты.

Сказки всегда о таких вещах и рассказывают, в том числе и взрослые. Вроде бы нет в этом художественного откровения — но это если забыть, что взрослые о прописных истинах детских сказок тоже не вспоминают.

Александр Митта сотоварищи вполне убедительно воскресили прописные истины на исходе советской эпохи. Жаль, что этот манифест о человечности вышел поздновато — разрушение социалистического гуманизма пошло уже во всю Ивановскую, и как режиссёр не предупреждал об этом, но золотой телец все же победил.

Ужасы Детства

В моём детстве (до 10 лет) я редко смотрела страшные фильмы или читала страшные книги. Американские ужастики (типа "Кошмар на Улице Вязов") до нас тогда ещё не дошли. В передаче "В Гостях у Сказки" холодящих кровь "детских фильмов" не показывали. А до прочтения "Дракулы" Брэма Стокера я была слишком мала.

И тем не менее, я помню один фильм и две книги, которые наводили на меня ужас в детстве. Знаете, такой ужас до холодеющих ног и рук. до мурашек на коже. Кстати, с тех пор я больше ничего и никого ТАК не боялась. Наверное, ТАК может бояться лишь маленький ребёнок - полностью отдаваясь бессознательному чувству страха. :)

Вот "ужасы моего детства":

1) Художественный фильм "Сказка Странствий" (1982). Режиссёр - Александр Митта. В ролях - Татьяна Аксюта, Андрей Миронов, Лев Дуров, Владимир Басов, Вениамин Смехов, Кармен Галин и другие. Фильм этот снимался в Чехословакии, Румынии и на южном берегу Крыма. В картине принимали участие чешские, румынские и советские актеры.

На первый взгляд, сюжет прост. Сироты Май и Марта живут в бедности хотя Май и умеет чувстввать золото и находить клады. Однако от золота у Мая сильно болит голова и его любящая сестра Марта не хочет платить такую высокую цену за благополучие. Разбойник Горгон похищает Мая и заставляет его искать клады. Марта отправляется на поиски брата и встречает на своём пути Орландо, философа, лекаря и поэта, с которым они проходят через множество испытаний. Через 10 лет Марта находит своего Мая, точнее, того человека, кем он стал.

"И чего тут такого страшного?", спросите Вы. Даже и не знаю. Наверное, образы добра и зла. И какая-то несвойственная другим детским фильмам чувственность и порочность. Да, именно, порочность. Один образ Женщины-Чумы в исполнении румынской актрисы Кармен Галин чего стоит. От неё веет развратом и чем-то запретным. Чем-то, что непросто осознать маленькой девочке. Чем-то, что вызывает страх и отвращение.

А Вы видели этот фильм в детстве? И какие у Вас остались впечатления?

2) Повесть "Черная Курица, или Подземные Жители" (1829). Автор - Антоний Погорельский (настоящее имя - Алексей Перовский). Погорельский написал эту "сказку" для своего десятилетнего племянника Алёши Толстого, того самого, который впоследствии стал известным русским писателем - Алексеем Константиновичем Толстым. История эта о 10-летнем Алёше, который живёт в школе-пансионе в Санкт-Петербурге. У Алёши есть любимая курочка Чернушка, которую он спасает из-под ножа школьного повара. В знак благодарности, Чернушка раскрывает Алёше свою тайну. Оказывается, что она вовсе и не курица :), а главный министр мира подземных жителей. Чернушка просит Алёшу не раскрывать тайну жителей подземелья. Но мальчику трудно хранить эту тайну и он предаёт Чернушку. Чувство пронзительной вины преследует Алёшу, но он уже ничего не может изменить.

"Многим позже в письме к Алексею дядя признался, что история, изложенная в сказке, - не вымысел, а "страшная быль", случившаяся с ним самим в детстве. "Предательства своего, глупости, гордыни и самонадеянности я и по сей день себе не простил", - писал Погорельский." :)

Из этой сказки я впервые в жизни узнала о предательстве. О том, что это такое. и какова его цена. Я боялась того, что могла оказаться на месте главного героя и предать друзей. И от такой мысли мне становилось невыносимо больно и страшно.

А Вы читали эту сказку в детстве? Какое впечатление она произвела на Вас?

3) Рассказ "Семья Вурдалака" (1839). Автор - Алексей Толстой (дядя которого написал повесть "Черная Курица, или Подземные Жители"). Скажу честно, в раннем детстве я эту историю не читала. Мне её рассказала мамина подруга. как сказку на ночь. :) Помню, что тогда мне было около 9 лет.

Эту мамину подругу я очень любила. Её звали Лена Чечетова. В начале она была маминой студенткой, а после окончания института стала молодым преподавателем и соответсвенно работала вместе с моей мамой. Я помню, что она была доброй, бесшабашной и весёлой. Она не относилась ко мне как ребёнку, а скорее как к маленькой подружке. и частенько рассказывала мне о своём "бойфренде" Пете. Впоследствии Лена вышла замуж за этого Петю, у них родился сын, но семейная жизнь не сложилась и они развелись. Лена Чечетова рано умерла. Но я часто её вспоминаю. Она была светлым. настоящим человекам. хотя и "травмировала мою детскую психику" ночными историями про вурдалаков. :)

А Вы читали этот рассказ? Вам было страшно?

А напоследок несколько иллюстраций по теме.

Татьяна Аксюта и Андрей Миронов, кадр из "Сказки Странствий"

Татьяна Аксюта и Андрей Миронов, афиша "Сказки Странствий"

Румынская актриса Кармен Галин, Женщина-Чума из "Сказки Странствий"

Александр Наумович Митта, режиссёр "Сказки Странствий"

Антоний Погорельский (настоящее имя - Алексей Перовский)

В конце декабря из больницы наконец-то выписали Александра Менакера. Практически сразу же он с женой вернулся в Москву, и они сильно удивили своих друзей, пригласив их на встречу нового 1982 года к себе домой. Естественно, был на той встрече и Андрей Миронов, который явился в родительский дом на улице Танеевых чуть позже всех. Явился не один: с женой Ларисой Голубкиной и дочерью Машей Голубкиной. Застолье получилось очень теплым. Менакер чувствовал себя значительно лучше и в конце застолья произнес тост в честь хозяйки. Он поблагодарил ее за терпение и любовь, без которых он никогда бы так быстро не поправился. Завершил он свой спич пожеланием, чтобы новый 1982 год был лучше года ушедшего. Увы…

7 января состоялись очередные кинопробы с теми же участниками. Стоит отметить, что фильм был интернациональным – он снимался советскими кинематографистами в содружестве с румынами и чехословаками, – и съемки должны были вестись на территории трех государств. Миронова, да и всю съемочную группу это радовало – все-таки путешествовать по миру занятие приятное.

А. Герман вспоминает: «Мы умышленно искали актеров, кинозрителю неизвестных, – исключение только Андрей Миронов. Это тоже решено было вполне сознательно. Ведь все другие из этого города, из маленького замкнутого мирка, а этот пришлый. Для этого образа нужна была или долгая предшествующая биография, места для которой в фильме не было, или популярный актер. Мы примеряли на эту роль еще Анатолия Васильева, Александра Филиппенко, у них были интересные пробы, но выиграл состязание Миронов: за ним в сознании зрителя тянулся шлейф жизненной удачливости, он был эдакий столичный-заграничный – человек с иной планеты…

Там же, в Астрахани, нашлись замечательные улицы с покосившимися деревянными домиками и заросшими камышом трамвайными путями, по которым достаточно было пустить старый трамвайный вагон, чтобы все обрело облик середины тридцатых. Увы, ни одного старого трамвая во всей Астрахани не было – одни новенькие, чешские. Трамвай пришлось доставлять из Ленинграда – каких трудов это стоило, лучше не описывать…

Я начал снимать со сцены опознания убитых в судебно-медицинском морге, настоящем, с настоящим покойником, которого в кадре, правда, не было видно, но все участники съемки могли испытать те же ощущения, что и герои. Актерам это сыграть не помогло, они сфальшивили, сцена не получилась, мы ее выбросили. А вот снятая вслед за тем сцена в предбаннике морга, которой мы в итоге тоже не воспользовались, получилась потрясающе. И актеры и все мы уже впитали в себя это ощущение соприкосновения со смертью.

«…У меня праздник. Сегодня в Доме звукозаписи на улице Качалова, в одной из его студий, должна обрести жизнь наша с композитором Евгением Крылатовым новая шуточная песня „Ну чем мы не пара?“. Но праздник прежде всего от предвкушения встречи с исполнителем песни Андреем Мироновым, милым, обаятельным, жизнерадостным человеком и замечательным актером…

На запись Андрей немного опоздал. Извинился: репетиция. Согласовал с дирижером темп, и началась работа. Через стекло аппаратной, сидя рядом со звукорежиссером возле пульта, наблюдаю за Андреем, восхищаясь тем, как беспощадно он отвергает уже записанные варианты песни.

– Пока не то. Не получается. Чего-то не хватает. Надо поискать…

И напевал новый вариант. При этом жестикулировал у микрофона, улыбался и словно бы исполнял роль, находясь перед съемочной камерой – в кадре. Ему было жарко, он раскраснелся, глаза, чуть грустные и иронично-насмешливые его глаза, слегка поблескивали от возбуждения.

– Может, хватит? По-моему, все нормально, – сказал ему, нажав кнопку на пульте, композитор.

– Концовка не выходит. Ну ничего. Сейчас что-нибудь придумаю. Давайте сделаем еще один дубль, – попросил Андрей.

Спорить с ним бесполезно. Это мы знаем. Пока сам не будет удовлетворен собой, от микрофона не отойдет. Не может позволить себе даже малейшей фальши, малейшей неточности.

– Извини, старик, если чуток изменю твой припев, – обращается он ко мне. – Ну буквально пару слов… Для дела надо, для образа… Кажется, я в него уже вошел.

Припев у песни, поскольку она с юмором, такой:

О любви все твержу тебе заново,

Но когда зря твердить надоест,

Так и знай, я уеду в Иваново,

А Иваново – город невест.

Андрей и вправду, как говорится, вошел в роль героя песни. У нас на глазах происходит чудо: песня превращается в маленькую пьесу, в маленький его, мироновский, спектакль.

Интонации уже несколько иные, более озорные, что ли, даже какие-то залихватские. А в самом конце песни мы вдруг действительно слышим легкую интерпретацию, но такую характерную для него. Он, улыбаясь и подмигивая мне, поет:

Если что… я уехал в Иваново,

А Иваново – город невест.

Запись завершена. Андрей, еще слегка взбудораженный и неостывший, входит к нам в аппаратную.

– Дайте, пожалуйста, послушать последний дубль, – обращается он к звукорежиссеру.

Слушает. Смотрит выжидающе на нас с Крылатовым. Крылатов поднимает большой палец. Я говорю:

– С концовкой согласен? – спрашивает Андрей деликатно, уважая мое авторское самолюбие.

Но вернемся в февраль 82-го.

Именно в те дни в фильме была снята самая жуткая сцена, и выпала она на долю Миронова. Во время облавы на убийцу Соловьева Ханин вызывается помогать сыщикам и становится в оцепление. И убийца выскакивает именно на него. Ханин пытается его задержать, но хитрый преступник ловко притворяется доходягой и, улучив момент, всаживает Ханину в живот ржавый богор. К счастью, рана окажется не смертельной, и герой Миронова выживет.

10 марта состоялись похороны Александра Менакера. Гражданская панихида прошла в Доме актера. Народу пришло много. Лифты там были маленькие, поэтому гроб с пятого этажа пришлось нести на руках. Похороны состоялись на Ваганьковском кладбище.

«Героя „Назначения“ – Лямина играет Андрей Миронов, один из наших популярных артистов, чьи фотографии очень быстро распродаются в киосках „Союзпечати“. Сегодня киноартист А. Миронов переживает ответственный момент в своей жизни. Он расстается ныне с кумиром публики – своим прытким, напористым героем, который поет и мурлычет, зажмурившись от счастья, и бросает „гран-батман“ выше головы. Думаю, что работа Миронова в „Назначении“ в сочетании с недавними „Фантазиями Фарятьева“ – восхождение к новому актерскому измерению. Вместе со зрелостью к Миронову приходит какое-то новое беспокойство, тревожный нерв иного происхождения.

Первая съемка Миронова после перерыва состоялась 15 апреля. На этот раз на студии в Брашове, в павильоне № 1, сняли эпизод, где Орландо и Марта приходят в харчевню. Там на Орландо набрасываются судейские сатрапы, и сначала они избивают его, а потом он избивает их. В роли сатрапов выступали каскадеры, а Миронов снимался без дублеров.

19 апреля съемки возобновились. Снимали эпизод, где Орландо и Марта мечутся по крыше башни. На следующий день снимали тот же объект. На этом съемки в Румынии были закончены, и съемочная группа вернулась в Москву, чтобы оттуда спустя несколько дней отправиться в новую экспедицию – в Чехословакию.

21 июня группа выехала на натуру. В 150 километрах от Ялты, в Саки, снимали эпизод, где Орландо и Марта идут по болоту и встречают людей, выкачивающих воду.

22 июня съемки не проводились.

23 июня в местечке Уган-су снова снимали болото. Съемки длились с восьми утра до шести вечера.

24 июня снимали все то же болото.

15 июля у Симеиза снимали эпизод, где Орландо и Марта бродят по деревне. Марта пытается покинуть деревню, но охранники ее не выпускают, пытаются поймать, и ей на помощь приходит Орландо.

5 октября съемки эпизода «полет „нетопыря“ были продолжены. О сложности работы говорит тот факт, что за 8 часов (14.00–23.00) был отснят всего лишь один кадр.

Вспоминает А. Брискидова: «От имени однокашников поручили выступить Андрею. Дело это довольно ответственное. Аудитория, безусловно, доброжелательная, но при этом возбужденная и придирчивая. Как говорится, на мякине не проведешь. Андрей прекрасно об этом знает, как и то, что шутки в такой вечер – самое милое дело. Что-что, а это он умеет. Но не хочет.

И, подумав, решительно:

– Расскажу о нашем главном учителе, об Иосифе Матвеевиче Рапопорте. Из тех, кто будет в зале, наверное, уже мало кто что-нибудь знает о нем.

…Начинается вечер. Я в зале, встречаю опоздавших наших гостей, высматриваю места, стараюсь потихоньку усадить всех. В какую-то паузу выхожу через малое фойе посмотреть, не приехал ли он. Рядом, на ярко освещенной лестнице, идет своя шумная, говорливая жизнь. Здесь темно и тихо. На фоне большого окна силуэт. Узнаю Андрея. Он стоит ко мне спиной и как-то непривычно неподвижен. На стук двери не обернулся. Мало ли что? Наверно, просто задумался. Что же меня тогда испугало? Отчего на мгновение я обомлела?

А вот еще одно воспоминание о том же дне – однокурсницы Миронова Виктории Лепко, за которой он, как мы помним, некогда ухаживал: «Перед встречей мы все друг друга обзвонили и договорились, что обязательно встретимся и будем отмечать, пришли в училище. И как всегда после официальной части все разошлись по классам, по своим курсам, сидели, пили винцо, вспоминали. И вдруг, не знаю почему, никогда такого не было раньше, почему-то наши мальчики, однокурсники наши, куда-то все растворились, куда-то все спешили, кто-то заболел, не пришел, в общем, получилось так, что у нас остался один Андрей и много девочек. И вдруг Андрюша говорит:

– Поехали все ко мне. Я сейчас всех своих любимых девочек беру к себе. Жена уехала на гастроли, а я сейчас человек холостой, я вас всех приглашаю в гости.

Он жил на Селезневке. И мы, конечно, очень радостные, решили поехать. Я, Эля Суханова, Аля Кремнева, Валя Шарыкина – человек шесть девочек и он. И он нас привез, нескольких в своей машине, остальным взял такси.

Мы приехали к нему. Дом был очень красивый. Он нам сначала показал, как он живет, как объединил две квартиры, сделал из них одну. И посадил нас в гостиной, с изумительной старинной мебелью, открыл бар, стал доставать всякие напитки. Тогда же ничего купить нельзя было.

– Девочки, что хотите, чай, кофе, мартини, кампари, шампанское, коньяки, вино?

Он сам, как художник, каждой из нас надевал шляпку, такую, какую он считал, больше всего каждой из нас идет, в стиле, в образе, и мы все в этих разных шляпках потом пришли, сели за шикарный стол, он включил магнитофон, записи старинные, фокстрот, танго, и он с каждой из нас танцевал. С каждой по-своему, под каждую шляпку была определенная мелодия, определенный танец, вы себе не представляете! Вот я сейчас говорю, а у меня слезы. Воспоминание на всю жизнь. Он нам устроил такой праздник, мы были ему так благодарны. Но я же не знала, какая трагедия у него – совсем недавно умер Александр Семенович. А у меня еще в этот год трагические события в жизни произошли, погиб человек, которого я очень любила. Я была в совершенно невменяемом состоянии.

В тот вечер я забыла даже про это. Андрей ухитрился сделать нам бесценный подарок, он был так нежен со всеми. Такой мужчина, такой кавалер. Заботливый, внимательный, он так за нами ухаживал, он был такой актер, он нам устроил такой изумительный праздник, это был такой театр, в котором мы все принимали участие, для каждой из нас он нашел свою роль. И он сам был главным персонажем, при этом каждая женщина чувствовала, что она главная. В это мгновение, когда он с ней танцует, когда он говорит о ней тост. О каждой он говорил тост. Это было что-то потрясающее. Это я ему никогда не забуду. Мы все всегда вспоминаем, как собираемся.

Мы потом всем остальным рассказывали, нам все завидовали, кто не был на этом вечере.

27 октября Миронов снова озвучивал роль Орландо (17.00–24.00).

20 ноября Миронов закончил озвучивать Орландо (14.00–18.00). За эту роль Миронов удостоился гонорара в сумме 4410 рублей (гонорары остальных были следующими: Л. Дуров – 3262 руб., Т. Аксюта – 2835 руб., В. Басов – 630 руб., В. Сторожик – 443 руб.).

«Однажды я неожиданно стал участником творческого вечера Андрея. Случайно оказавшись со своими друзьями около Дома офицеров, я увидел афишу, извещавшую о проходящем здесь творческом вечере Миронова. У меня тут же мелькнула мысль разыграть его. Розыгрыши были стихией Андрея. Он любил разыгрывать, и его любили разыгрывать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции