Сказка о чум зверей

Давным-давно жили два брата - Ак-сагыш и Кара-сагыш. Не было у них ничего, кроме двух коней: белого у Аг-сагыша и чёрного у Кара-сагыша.

Ездили братья на своих конях по аалам и кормились тем, что давали им добрые люди.

Однажды застал их в степи большой туман. Долго блуждали братья, сильно проголодались.

- Давай съедим твоего коня, - сказал брату Кара-сагыш,- а на моём вместе будем ездить.

- Хорошо,- согласился Ак-сагыш.

Голодные братья быстро расседлали белого коня, зарезали его и наелись досыта. Потом они стреножили коня Кара-сагыша и пустили пастись. Сами легли спать, положив под голову сёдла.

Дождался Кара-сагыш, когда Ак-сагыш уснул, и ускакал от него на своём коне.

Запечалился Ак-сагыш, да делать нечего - пошёл один куда глаза глядят.

Шёл, шёл и поднялся к верховьям реки Кара-Суг.

Смотрит, стоит чум из конских голов и коры. Заглянул Ак-сагыш в чум - никого нет. Залез он под топчан и стал ожидать - кто же придёт?

Вечером в чум ввалились медведь, волк, лисица и кабан.

- Хороший день выдался сегодня у меня,- заревел медведь. - Вдоволь я полакомился кедровыми орехами. А чем вы поживились, друзья?

- А я накопал своей серебряной палкой столько сараны, что и съесть не смог,- похвалился кабан.

- Ты смотри береги свою палку, а то, не ровен час, украдёт кто-нибудь,- предупредил кабана медведь.

- Не украдут, я спрятал её в надёжное место - под бревно около чума,- ответил кабан.

Потом лисица похвасталась:

- У меня тоже удачный был день. Много наловила я сусликов.

- Я тоже не отстал от вас, - сыто пробурчал волк. - У Караты-хана попировал. Там люди и скот гибнут от жажды. Вода куда-то исчезла.

- А как же найти воду?- спрашивает лисица.

- Я знаю,- ответил кабан. - Чёрный валун величиной с корову завалил родник Караты-хана. Только моей серебряной палкой можно столкнуть его под гору.

- Не болтай лишнего, хоть и дверь закрыта,- остановил его медведь.

Поговорили звери и заснули. Выбрался потихоньку Ак-сагыш из чума, нашёл серебряную палку и отправился в аал Караты-хана.

Зашёл Ак-сагыш прямо в ханскую юрту. Дали служанки Ак-сагышу сыворотки и стали гнать его из юрты.

- Не гоните меня, я хочу помочь вашей беде,- говорит Ак-сагыш.

Услышал хан и сказал:

- Ну что ж, попробуй, простой смертный. Пустишь воду, спасёшь скот - награжу тебя. Отдам за тебя свою дочь, выделю скот из своего скота, добро из своего добра. А не сможешь - прощайся с жизнью.

- Ладно,- согласился Ак-сагыш и пошёл к роднику.

Положил он под огромный валун серебряную палку и легонько скатил его под гору.

Звонко зажурчала вода родника и разлилась широко вокруг.

Скот жадно двинулся к воде, топча и толкая друг друга.

Сдержал своё слово Караты-хан: выдал за него свою дочь, выделил скот из своего скота, добро из своего добра.

Однажды после долгих скитаний пришёл в аал Ак-сагыша голодный и усталый Кара-сагыш. Очень удивился и испугался он, когда увидел своего брата. А тот обрадовался, стал его угощать.

- Как это ты сделался таким богатым?- завистливо спросил Кара-сагыш.

Вечером в чум ввалились медведь, волк, лисица и кабан.

- Расскажите, друзья, кто чем поживился сегодня? - спрашивает медведь.

- Мою серебряную палку кто-то украл. Попадись он мне - разорвал бы его. За весь день с трудом выкопал одну сарану. Пусто в брюхе у меня.

Потом лисица пожаловалась:

- Я тоже сегодня голодная. За весь день только одного маленького мышонка и съела.

- Я тоже ничего не нашёл сегодня, кроме одной обглоданной кости,- зло прорычал волк.- У Караты-хана теперь много воды и весь скот здоров. Кто-то подслушал нас и помог воду пустить. Попадись он мне - загрыз бы его.

Слушает всех медведь, сам помалкивает. Стали звери его расспрашивать.

- У меня сегодня тоже был плохой день,- нехотя начал медведь.- Попался мне всего один кедр с шишкой на макушке. Только я до вершины добрался, как налетел сильный ветер и сшиб меня с кедра. И шишку не достал, и бока помял. Всё болит! - заревел медведь и грохнулся на топчан, да так, что доски затрещали.

Испугался Кара-сагыш и выскочил из-под топчана. Голодные звери схватили его и хотели сгрызть. В это время раздался выстрел. Это был Ак-сагыш, прибежавший искать пропавшего брата.

Все звери в страхе разбежались.

Кара-сагыш сидел на земле с разинутым ртом, чуть живой от смертельного ужаса.

- Никогда не завидуй и не жадничай, - сказал ему Ак-сагыш.

В этом разделе представлен сборник Тувинских сказок на Русском языке. Приятного чтения!

Давным-давно жили два брата - Ак-сагыш и Кара-сагыш. Не было у них ничего, кроме двух коней: белого у Аг-сагыша и чёрного у Кара-сагыша. Ездили братья на своих конях по аалам и кормились тем, что давали им добрые люди. Однажды застал их в степи большой туман. Долго блуждали братья, сильно проголодались. .

Это было давным-давно, когда от жары реки пересыхали и клювы птиц плавились. В устье Кара-Хема жил сирота по прозвищу Анчы-Кара. Родители его умерли, оставив ему трех коз, лук и колчан со стрелами. Сколько ни ходил Анчы-Кара на охоту, каждый раз возвращался без добычи. Пришлось ему заколоть трех коз. .

Жил когда-то старик Мёге-Сарыг. Не было у него ни детей, ни скота. Ходил по аалам, ел что дадут. Однажды на слиянии двух дорог он увидел большой кожаный мешок. 'О, это моя дорожная добыча-удача! ' - радостно подумал он и скорее развязал мешок. Оттуда выскочил голодный серый волк с оскаленными зубами. .

Жили-были четыре брата. Младший на охоту ходил, два средних за скотом и добром приглядывали, а старший брат из тайги дрова приносил. Однажды зашел старший брат далеко в тайгу, смотрит - большая береза стоит. Срубил ее парень, хотел расколоть на дрова, да залюбовался белизной дерева. Вытесал он из березы .

Давным-давно, когда озеро Сут-Холь было ещё маленькой лужей, а гора Сюмбёр-Ула- маленькой сопкой, жил-был старик Боралдай. Не было у него ни скота, ни юрты. Бродил он от аала к аалу. Где голоден был - там и дня не задерживался, а где сыт бывал - там девять ночей ночевал. Однажды сбился старик с пути .

Давным-давно это было - глухарь и дикий селезень жили вместе. Когда становилось холодно, селезень улетал в тёплые края. Глухарь, плача, летел следом за ним. От слёз и холода у бедного глухаря глаза опухли и покраснели. Пожалел селезень его, нащипал из своей шеи синих перышек, а из-под крыльев белого .

Это было тогда, когда рога козла упирались в небо, а хвост верблюда тащился по земле. Шел по дороге голодный хромой волк. Голод его был виден во впалых глазах. Немощь его была видна в подгибающихся ногах. Тридцать дней месяца он лизал лужи и глодал сухие кости на покинутых стойбищах. По ночам он выл, .

Жили-были старик со старухой. Однажды пошёл старик в лес за дровами. Облюбовал он себе высокое дерево и только взмахнул топором, вдруг из дупла выскочила золотая птичка. - Не руби, старик, моё дерево,- заговорила птичка человечьим голосом. Удивился старик, чуть топор на землю не выронил. Взмолилась птичка .

Говорят, когда-то давно верблюд был самым красивым животным. У него был пышный длинный хвост и красивые могучие рога. Однажды он подошел напиться к реке и повстречал марала. - Я иду на праздник, одолжи мне твои рога, братец! - попросил марал. Верблюд согласился и остался ждать его на берегу. В тот же .


Когда-то давно жила серая овца. У нее было двое ягнят. Однажды овца задумала пойти поклониться богдо-бурхану. И пошла вместе с ягнятами. Идет она по степи, а навстречу - волк. - И тебя и твоих ягнят сейчас съем!- кричит. Богдо-бурзсан - святой. - Ах, волк, подожди немного, дай мне помолиться-поклониться .

Давным-давно на свете жил старик Бурел-дёй. Однажды он заколол своего единственного вола, но отдал жене только брюшину, а остальное съел сам. Жадность одолела старика, и он выгнал старуху из юрты. Поплакала старуха да и отправилась по белу свету. Встретила дорогой чёрного ворона. - Почему плачешь, старая? .

Было это давным-давно, когда рога козлов в небо упирались, а хвосты верблюдов по земле волочились. Жили-были семь коз с семью козлятами. Стая голодных волков съела у них всех козлят, кроме одного, с медными рожками. Он резвился на крутой высокой скале, где его нельзя был достать. Козлик - медные рожки .

Это было давным-давно, в незапамятные времена. На берегу реки Густуг-Хем жил богач по имени Бура-Баштыг. У него была белая богатая юрта, тысячи голов скота и много работников. Среди них были старый охотник, его сын Кодур-оол и девушка Биче-кыс, возлюбленная Кодур-оола. Однажды старый охотник, не выдержав .

Жил-был на свете бродячий лама. Ходил он из аала в аал, совершал молебны и обирал тёмных людей. Надоело ему бродить по свету, и решил он на берегу Кара-Суга построить себе хуре (ламаистский монастырь). 'Пусть, - думает,- ко мне ходят верующие, а не я к ним'. Стал жить он ещё лучше прежнего, люди сами .

Жили-были старик со старухой. Был у них сын, у которого была чёрная кобылица. Каждую весну мальчик уходил с карава- . ном, а осенью возвращался, заработав денег. Однажды мальчик вернулся рань- . ше - летом. Старики удивились: - Почему ты так рано вернулся? - Я уже заработал свои деньги,- ответил он. .

Среди слуг Караты-хана был резчик по дереву Ананда и маляр Онанда. Резчика Ананду хан ценил и похваливал, а маляра Онанду часто ругал - то не так, это не так. Маляр Онанда был завистливым, задумал сжить со света искусного резчика. Написал он письмо хану от имени его давно умершего отца. Пришёл к Караты-хану .

Жил-был хан птиц, и была у него сердитая, властная жена. Что захочет она, то и делает, а хан и слова сказать не может. Вздумала раз злая ханша испробовать птичье мясо. Приказал хан исполнить волю жены. Всякого птичьего мяса отведала ханша, а всё ей мало. - Хочу теперь попробовать мяса филина,- сказала .

Когда-то давно в далёком ханстве жило одно племя. В племени было два богача - большой богач, Улуг-бай, и малый богач, Биче-бай,- и два судьи. Первый судья был чином выше второго, а второй - чином ниже первого. Жил в этом племени старик Чолбен с сыном Орлан-оолом. У них была одна корова и одна коза. И .

Это ещё тогда было, когда птицы человеческий язык понимали. Жил на горе Дарбайты орёл. Однажды сидел он голодный на вершине горы и высматривал, не покажется ли из норки сурок - тарбаган. Ждал-ждал, разморился на солнце да и уснул. Проснулся орёл от шума крыльев. Большой серый ястреб схватил тарбагана .

Было это раньше раннего, древнее древнего. В верховьях Кара-Хема жил Караты-хан, а в устье - лама с двумя послушниками. В среднем течении реки в чуме из коры лиственницы жил бедный рыбак Оскюс-оол. У него была огромная черная злая собака. Лама каждый день думал: 'Как бы взять в жены прекрасную дочь Караты-хана, .

Давным-давно жили на земле семь братьев-мышей. У них была своя юрта величиной с ладонь. Однажды утром проснулись они и увидели, что за ночь снегу навалило - стены скрыло! Сделали братья деревянные лопаты и начали разгребать снег. Целый день трудились, очень проголодались. И вдруг на том месте, где только .

В давние времена на южном склоне Арзайты-горы жила старуха со своей единственной дочерью. Девушка пасла коз на небольшом холме, там она в одиночестве играла и пела. Однажды со стороны восхода солнца пришли три брата, очень похожие друг на друга. Заговорили они с девушкой: - Мы видим, что ты славная, .

Жил когда-то белоголовый старик Ак-Сал. И жил в соседнем аале злой дужумет. Он любил издеваться над людьми. Каждому, кто приходил в его аал, он загадывал загадки-головоломки. Каждого, кто не мог их отгадать, он избивал тяжёлой плетью. [Ак-Сал - Белая Борода. Дужумет - ханский чиновник.] - Кто отгадает .

Жили когда-то три брата. У них был один-единственный конь. Однажды они проснулись, и младший брат говорит: - Нашего коня украли. Средний брат говорит: - Скорее пойдём по следам. Старший брат говорит: - Не надо спешить. Давайте сначала сварим чай, попьём, подумаем. Они сварили чай, попили, подумали. - .

В глухом лесу в берестяном чуме жил козлик. Как-то бродяга волк наскочил на его чум. И спрашивает: - Что это у тебя на голове такое белое сверкает? - Это моя сабля, которой я убиваю волков и медведей. - А что это у тебя около рта такое серое болтается? - Это мой платок, которым я утираюсь, когда съем .

Давным-давно, когда озеро Сут-Холь было ещё маленькой лужей, в бедном чуме жила старуха с сыном Эр-Сарыгом, у которого был конь Эгё-Шырбан. Эр-Сарыг охотился на диких зверей в тайге, возвращался всегда с добычей. Однажды, когда сын отдыхал после охоты, мать сказала: - Прошу тебя, сынок, не езди в сторону .

На лесной поляне стоял чум. В чуме жили лисица, корова и ястреб. На краю леса другой стоял чум. Жили в нём медведь, росомаха и волк.

В одном чуме корова хозяйничала: огонь разводила, еду готовила. Лиса и ястреб на охоту ходили. Вечером вернутся, корова их встречает. В чуме чисто прибрано, еда вкусная в котле кипит.

В другом чуме волк хозяйничал. Росомаха с медведем охотились. Волк еду варит, да всё пробует - вкусно ли? Пока сварит, половину съест. Придут росомаха с медведем, есть почти нечего. Так ни сытые, ни голодные спать ложатся.

Зима пришла. Малые звери по норам попрятались. Плохая настала охота.

Лисица с ястребом поменьше добудут, корова их молоком покормит. Вот все и сыты.

Медведь с росомахой поменьше из лесу принесут, волк побольше съест. Совсем голодно в чуме.

Однажды повстречались лиса с медведем. Медведь спрашивает:
- Как живёшь, лиса?

Лиса отвечает:
- Хорошо живу!

- А корова не отощала? Нет, не отощала.

Разошлись медведь с лисицей в разные стороны. Лиса думает: "Зачем это медведь про корову спрашивал? К добру ли?"

Вечером пришла лиса в свой чум и сказала ястребу:
- Слетай в другой чум. Послушай, о чём они говорят.

Ястреб полетел. Сел на конец шеста, слушает через дымовое отверстие.

В чуме медведь говорит:
- Еды у нас не стало. А между тем еда под боком ходит. В чуме на поляне корова жирная, большая. До будем корову, мяса надолго хватит.

Росомаха говорит медведю:
- Завтра, пока мы с тобой охотимся, пусть волк убьёт корову.

Волк отвечает:
- Вот и ладно. Хорошо, сытно поедим.

Слушает ястреб, а у самого по обе стороны крючковатого носа слёзы капают. Жалко ястребу корову. Замолчали звери. Ястреб в свой чум полетел. Лисица у него спрашивает:
- О чём соседи говорили?

Ястреб отвечает:
- Разве скажут они хорошее слово? Так говорят - у нашей коровы мяса много, мясо жирное. Хотят съесть нашу коробу.

- Му-му-му! - заплакала корова. - Теперь мне конец пришёл.

- Погоди слёзы лить, - говорит лисица, - до завтра ещё далеко, а сейчас есть хочется. Накорми нас.

Поели, спать легли. Ястреб заснул, и корова заснула. А лисица встала, тихонько вышла из чума. Побежала к стойбищу, где люди жили. Украла у них волчью шкуру и принесла к себе в чум. Потом тоже спать легла.

Утром проснулась, смотрит - корова для всех еду готовит, а в котел слёзы её так и капают.

- Эй, корова, - говорит лисица, - как бы от твоих слёз еда слишком солёной не стала. Лучше послушай, что я тебе скажу. Видишь эту волчью шкуру? Мы с ястребом на охоту пойдём, а ты вынеси шкуру на снег, выбивай её да приговаривай: "Одного волка поймала и другого поймаю. Из двух шкур сошью себе тёплую одежду на зиму".

Ястреб с лисицей отправились на охоту, а корова, как ей велено было, так и сделала. Топчет волчью шкуру копытами, рогами её вверх подбрасывает и приговаривает:
- Что же второй волк не идёт? Из одной шкуры одежду не сошьёшь.

А волк как раз к чуму подбирался. Увидел волчью шкуру на снегу, услышал, что корова говорит,-испугался и побежал от того страшного места подальше.


Вечером лисица опять к соседнему чуму ястреба подослала. Сел ястреб на шест, слушает. Медведь и росомаха только с охоты пришли.

Медведь спрашивает:
- Волк, еда сварилась?

- А что варить-то было? - отвечает волк.

- Как что, - говорит росомаха,- мясо коровье.

- Эта корова уже одного волка поймала, теперь до моей шкуры добирается, - отвечает волк. - Пойди сама, попробуй одолеть корову.

- И попробую, - сказала росомаха, - не испугаюсь.

Прилетел ястреб в свой чум, рассказал всё, что слышал. Только корова собралась заплакать, лисица ей говорит:
- Там, где я волчью шкуру достала, там и росомашья шкура есть.

Все опять легли, а лисица побежала и притащила шкуру росомахи. Утром корова накормила друзей, проводила их на охоту. Потом вынесла росомашью шкуру на снег и давай её выбивать да приговаривать:
- Одну росомаху рогами забодала. Теперь бы вторую забодать - хорошая одёжка получится.

А росомаха как раз к чуму подкралась. Увидела на снегу росомашью шкуру, услыхала, что корова говорит, - испугалась. Не помнит, как до своего чума добежала.

Вечером ястреб снова полетел к соседнему чуму. Послушал, послушал и назад прилетел.

- Что делать будем, - говорит, - завтра сам медведь в наш чум собирается.

Тут лисица задумалась. Долго думала, нос к земле опустила. Наконец подняла голову, сказала:
- Теперь и в самом деле пропадёт наша корова. Придётся уходить отсюда.

Так и сделали. Не дожидаясь утра, ушли и чум со всем добром бросили. Ястреб летит впереди, лисица за ним бежит, корова за лисицей бредёт, по самое брюхо в снег проваливается.

Всю ночь так шли, весь день так шли. Только смеркаться стало, ястреб вдруг закричал сверху:
- Что делать будем, медведь и росомаха по нашим следам идут. Вот-вот нас нагонят.

Лисица подбежала к толстому сучковатому дереву и говорит:
- Заберёмся на дерево, они нас не найдут.

Ястреб на самую вершину сел, лисица до середины дерева добралась. А корове на дерево никак не залезть. Передние ноги на ветку поставила, а задние не поднять.

Лисица опять на землю спрыгнула. Попробовала носом подтолкнуть корову, та - ни с места. Тогда лисица куснула острыми зубами корову за ногу.

- Ой! - крикнула корова.

- Молчи, медведь услышит, - сказала лисица и куснула её за вторую ногу. Да так больно, что корова подпрыгнула и сразу на ветке очутилась. Правда, невысоко, на самой нижней ветке. И лисица опять на дерево забралась. Посмотрела вниз, а волк, медведь и росомаха уже совсем близко. Слышит, медведь говорит:
- Совсем стемнело, следов не видно. Давайте под этим деревом переночуем. Завтра их догоним.

Улеглись они под деревом, заснули. Среди ночи корова шепчет лисице:
- Не могу больше держаться, сейчас упаду.

- Держись, держись,- отвечает лисица.

Корова ещё немного продержалась. Потом разъехались у неё копыта, соскользнули с ветки. Свалилась корова с дерева, прямо медведю на спину.

Медведь заревел спросонья и бросился бежать, волк в другую сторону помчался, росомаха - в третью. А друзья, только рассвело, дальше пошли. Ястреб летит впереди, лисица за ним бежит, корова за лисицей бредёт. Шаг сделает, застонет:
- Му-му-му, не могу больше идти.

- Не годишься ты для лесной жизни, - говорит лисица, - что с тобой делать, не знаю.

Вот до речки дошли. У речки домик стоял. Жили в доме старик и старуха.

Лисица постучалась хвостом в окошко. Старик и старуха выглянули, лисица и говорит:
- Дедушка, бабушка, не возьмёте ли к себе корову? Она вас молоком будет кормить.

- Что ж, пусть у нас живёт,-отвечают старик и старуха. - Мы для неё отдельный домик построим.

Осталась корова у стариков. С тех пор все коровы около людей живут.

Литература: Медведь и заяц Тэваси. Ненецкие сказки. Издательство "Малыш", Москва, 1984

Русская народная сказка


ил себе старик со старушкой, и у них только и было именья, что один боров. Пошел боров в лес желуди есть. Навстречу ему идет волк.

- Боров, боров, куда ты идешь?

- В лес, желуди есть.

- Возьми меня с собою.

- Я бы взял, - говорит, - тебя с собою, да там яма есть глубока, широка, ты не перепрыгнешь.

- Ничего, - говорит, - перепрыгну.

Вот и пошли; шли, шли по лесу и пришли к этой яме.

- Ну, - говорит волк, - прыгай. Боров прыгнул - перепрыгнул. Волк прыгнул, да прямо в яму. Ну, потом боров наелся желудей и отправился домой.

На другой день опять идет боров в лес. Навстречу ему медведь.

- Боров, боров, куда ты идешь?

- В лес, желуди есть.

- Возьми, - говорит медведь, - меня с собою.

- Я бы взял тебя, да там яма глубока, широка, ты не перепрыгнешь.

- Небось, - говорит, - перепрыгну.

Подошли к этой яме. Боров прыгнул - перепрыгнул; медведь прыгнул - прямо в яму угодил. Боров наелся желудей, отправился домой.

На третий день боров опять пошел в лес желуди есть. Навстречу ему косой заяц.

- Здравствуй, косой заяц!

- В лес, желуди есть.

- Возьми меня с собою.

- Нет, косой, там яма есть широка, глубока, ты не перепрыгнешь.

- Вот, не перепрыгну, - как не перепрыгнуть!

Пошли и пришли к яме. Боров прыгнул - перепрыгнул. Заяц прыгнул - попал в яму. Ну, боров наелся желудей, отправился домой.

На четвертый день идет боров в лес желуди есть. Навстречу ему лисица; тоже просится, чтоб взял ее боров с собою.

- Нет, - говорит боров, - там яма есть глубока, широка, ты не перепрыгнешь!

- И-и, - говорит лисица, - перепрыгну! Ну, и она попалась в яму.

Вот их набралось там в яме четверо, и стали они горевать, как им еду добывать.

Лисица и говорит:

- Давайте-ка голос тянуть; кто не встянет - того и есть станем. Вот начали тянуть голос; один заяц отстал, а лисица всех перетянула. Взяли зайца, разорвали и съели. Проголодались и опять стали уговариваться голос тянуть: кто отстанет - чтоб того и есть.

- Если, - говорит лисица, - я отстану, то и меня есть, все равно! Начали тянуть; только волк отстал, не мог встянуть голос. Лисица с медведем взяли его, разорвали и съели.

Только лисица надула медведя: дала ему немного мяса, а остальное припрятала от него и ест себе потихоньку. Вот медведь начинает опять голодать и говорит:

- Кума, кума, где ты берешь себе еду?

- Экой ты, кум! Ты возьми-ка просунь себе лапу в ребра, зацепись за ребро - так и узнаешь, как есть.

Медведь так и сделал, зацепил себя лапой за ребро, да и околел. Лисица осталась одна. После этого, убрамши медведя, начала лисица голодать.

Над этой ямой стояло древо, на этом древе вил дрозд гнездо. Лисица сидела, сидела в яме, все на дрозда смотрела и говорит ему:

- Дрозд, дрозд, что ты делаешь?

- Для чего ты вьешь?

- Дрозд, накорми меня, если не накормишь - я твоих детей поем.

Дрозд горевать, дрозд тосковать, как лисицу ему накормить. Полетел

в село, принес ей курицу. Лисица курицу убрала и говорит опять:

- Дрозд, дрозд, ты меня накормил?

- Ну, напои ж меня.

Дрозд горевать, дрозд тосковать, как лисицу напоить. Полетел в село, принес ей воды. Напилась лисица и говорит:

- Дрозд, дрозд, ты меня накормил?

- Вытащи ж меня из ямы.

Дрозд горевать, дрозд тосковать, как лисицу вынимать. Вот начал он палки в яму метать; наметал так, что лисица выбралась по этим палкам на волю и возле самого древа легла - протянулась.

- Ну, - говорит, - накормил ты меня, дрозд?

- Вытащил ты меня из ямы?

- Ну, рассмеши ж меня теперь.

Дрозд горевать, дрозд тосковать, как лисицу рассмешить.

- Я,- говорит он, - полечу, а ты, лиса, иди за мною. Вот хорошо - полетел дрозд в село, сел на ворота к богатому мужику, а лисица легла под воротами. Дрозд и начал кричать:

- Бабка, бабка, принеси мне сала кусок! Бабка, бабка, принеси мне сала кусок!

Выскочили собаки и разорвали лисицу.

Я там была, мед-вино пила, по губам текло, в рот не попало. Дали мне синий кафтан; я пошла, а вороны летят да кричат:

- Синь кафтан, синь кафтан!

Я думала: “Скинь кафтан”,- взяла да и скинула. Дали мне красный шлык. Вороны летят да кричат:

- Красный шлык, красный шлык!

Я думала, что “краденый шлык”, скинула - и осталась ни с чем.


Каждый сказочный жанр отличается своеобразием художественного вымысла и повествовательной формы, оригинален по происхождению, характеризуется особыми, только ему присущими типами героев и самостоятельным кругом сюжетов.

Сказки о животных (или животный эпос) выделяются по тому основному признаку, что их главные герои — животные. Особенно популярны были сказки "Лиса крадет рыбу с воза (саней)", "Звери в яме", "Кот, петух и лиса", "Кот и дикие животные", "Волк-дурень", "Коза луплена".

В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов животного эпоса, в русском — 119. Значительная их часть оригинальна. Так, у других народов не встречаются сказки "Лиса-повитуха", "Кот, петух и лиса", "Волк в гостях у собаки", "Терем мухи". Самобытность и свежесть восточнославянского животного эпоса отмечалась не раз. Однако в составе репертуара всех сказок он занимает только около 10% сюжетов и относительно мало распространен (лишь немногие сказки записаны более 10 раз).

В сказках о животных сохранились следы того периода примитивного ведения хозяйства, когда человек мог только присваивать продукты природы, но еще не научился их воспроизводить. Основным источником жизни людей в то время была охота, а хитрость, умение обмануть зверя играло важную роль в борьбе за выживание. Поэтому заметным композиционным приемом животного эпоса является обман в его разных видах: коварный совет, неожиданный испуг, изменение голоса и другие притворства. С опытом древних охотников связана постоянно упоминаемая загонная яма. Умеющий перехитрить, обмануть — побеждает и получает выгоду для себя. Русская сказка закрепила это качество за одним из своих центральных персонажей — лисой.

В сказках часто фигурируют представители дикой фауны. Это обитатели лесов, полей, степей: лиса, медведь, волк, дикий кабан, заяц, еж, лягушка, мышь. Разнообразно представлены птицы: ворон, воробей, цапля, журавль, дятел, тетерев, сова. Встречаются насекомые: муха, комар, пчела, муравей, паук; реже — рыбы: щука, окунь.

По мере исторического развития стали возникать сказки и о прирученных домашних животных и птицах. Славян повседневно окружали и сделались персонажами их сказок вол, лошадь, баран, овца, собака, кот, петух, утка, гусь. В сказки вошел и сам человек как равноправный участник событий. Поскольку JTH сказки уже очень давно предназначались в основном для мирньких слушателей, то и действующие в них люди приобрел м`-зацию, понятную детям: дед, баба, внук, внучка. Ум человека и дружба, взаимопомощь домашних животных стали противопоставляться грубой силе и хитрости обитателей дикой природы.

Наиболее архаичный сюжетный пласт животного эпоса относится к доземледельческому периоду. В этих сказках в основном отражен реальный древний быт, а не мировоззрение людей, которое тогда было в зачаточном состоянии. Прямые отзвуки верований, обожествления зверя, обнаруживаются в единственной сказке — "Медведь на липовой ноге". Поверья восточных славян о медведе, разнообразные сведения фольклора, этнографии и археологии свидетельствуют о том, что здесь, как и у многих других народов, медведь действительно был обожествлен. Сказка "Медведь на липовой ноге" напоминает о существовавшем некогда запрете наносить ему вред. Во всех остальных сказках медведь одурачен и высмеян.

Например: "Жила-была баушка. Поехала в лес по хворост. Вдруг слышит: в болоте хряснуло, в лядине стукнуло — медведь иде.

— Бабка, бабка, съем я кобылку.

— Не ешь, такой-сякой, дам тебе теплушку".

В другой раз она пообещала медведю крепушку, а в третий — по-томболку. Но когда зверь пришел за этим в деревню, то оказалось, что теплушка — это теплая печушка-запечушка, на которой лежит бабушка; крепушка — крепко запертые ворота; потомбалка — "в лес не едет да дров не везет" ("Медведь и старуха").

Здесь можно назвать многие сюжеты: "Кот и дикие животные", "Медведь учится играть на скрипке (или плотничать)", "Мужик, медведь и лиса". Глупее медведя оказывается, пожалуй, лишь волк.

Насмешка над зверем указывает на разложение тотемного культа. Не случайно у восточных славян была распространена "медвежья потеха" — драматизированное увеселение, гротескное глумление над обрядами прошлого. По отношению к основному сюжетному корпусу русского животного эпоса мы вправе говорить не о следах тотемизма, а только о фантастическом приеме наделения зверей человеческой речью и разумом, т. е. о чисто художественной условности этих образов.

Русские сказки о животных связаны со смехом и даже с натуралистическими подробностями, которые, по наблюдениям В. А. Бахтиной, "воспринимаются как фантастические и носят глубокий содержательный характер. Эта смеховая народная фантастика, обыгрывающая телесный низ, физиологический акт голода, еды и нечистот, служит одним из средств характеристики персонажа. ". В животном эпосе сохранились следы профессионального искусства скоморохов — бродячих артистов-увеселителей, разыгрывавших обычно и "медвежью потеху". Не случайно часть репертуара сказок о животных оказалась прямо противоположной задачам народной педагогики. По своему грубому, хотя и остроумному эротическому содержанию такие сказки стали предназначаться исключительно для мужской аудитории, примкнув к определенной группе анекдотических сказок.

Позже под влиянием литературы (в частности, с проникновением в Россию в XVIII в. переводов басен Эзопа) в русском животном эпосе заметно усилилась сатирическая струя, появилась тема социального обличения, подсказываемая самой жизнью.

К примеру, сказка о лисе, вознамерившейся "исповедать" петуха, подверглась ряду литературных переделок в рукописных, печатных сборниках и в лубке. В результате в народное исполнение этой сказки проникли элементы книжного стиля, сатирически имитирующие речь церковнослужителей.

Сатира, а также натуралистическая эротика нашли свое дальнейшее развитие в устном анекдоте с персонажами-животными. В целом сказки о животных широко отражают человеческую жизнь. В них запечатлен крестьянский быт, богатая гамма людских качеств, человеческие идеалы. Сказки образно обобщили трудовой и жизненный опыт людей. Выполняя важную дидак-тико-познавательную задачу, они передавали знания от взрослых к детям.

Сказки о животных существенно отличаются от литературной басни. В баснях аллегория рождается умозрительно, дедуктивным путем, поэтому всегда однонаправленна и абстрактна. Сказки же идут от жизненной конкретности, сохраняя при всей условности своих персонажей их живое обаяние, наивное правдоподобие. Сказки соединяют в образах животных человеческое и звериное с помощью юмора, веселья. Как бы играя словом, забавляясь, сказочники наблюдательно и метко воссоздавали черты реальных обитателей родной фауны. В процесс словотворчества вовлекался и ребенок-слушатель, для которого знакомство с окружающим миром и обучение речи превращалось в увлекательную игру.

А. М. Смирнов провел сопоставление вариантов сказки "Терем мухи". "Весь художественный смысл ее, — писал исследователь, — дать по возможности меткое обозначение, ярко изобразить предмет, в одном-двух словах подчеркнуть его характерную сущность". В поэтической речи сказочника новые слова часто возникали под действием аллитерации, рифмы, ритма — ради словесной игры. Вместе с тем сказка "Терем мухи" содержит многочисленные примеры смыслового происхождения новых слов: каждое животное вызывало свой ряд впечатлений, и это разрабатывалось в вариантах сказки ее разными исполнителями.

Прозвища лягушки связывались со звуками, производимыми ею в воде: на воде рахотуха, жабка-скрякотушка, лягушка-квакушка, на воде балагта. Зайчик возбуждал зрительные впечатления: зайка-белянка Иванов сын, зайчик-побегайчик, зайчик-лапанчик, зайка-поплутайка. Медведь и волк сопровождались прозвищами моторного характера: при берлоге валень, лесной гнет, всем подгнетыш, всех-давишь, "Миша корчин — пришел вас корчить". Лиса получала оценочные характеристики: лиса-краса, лисица-красавица, лиса-кумушка, лисичка-сестричка, при беседе красота, "я лисиця, масляна губиид, дивья красовиця, малинов цвет"; а также: лиса лукава, лиса — ласковые словеса. Лиса Патрикеевна. А вот какими прозвищами наделяли сказки столь известного им кота: котинька, коток, кот-коток — серенький лобок, мур

лышко, кот Васька, Котофей Иванович, серый кот, шкодливый кот, могучий кот, котюга.

Педагогической направленности сказок о животных соответствуют и другие их особенности. Игровое исполнение сочеталось с ясной, дидактически обнаженной идеей сюжета, художественной простотой формы. Сказки имеют небольшой объем и отчетливую композицию, универсальным приемом которой является встреча персонажей и драматизированно разыгрываемый диалог. Писатель и фольклорист Д. М. Балашов отметил, что в детских сказках "медведь говорит низким, грубым голосом, бабка — тоненьким голоском, и т. п. Такая манера не свойственна при рассказывании "взрослых" сказок".

В повествование часто включаются песенки.

Например, песенка колобка конкретно и образно изображает процесс его приготовления. В другой сказке песенка обнаруживает грубый голос волка, прикинувшегося матерью козлят. Волк заставляет кузнеца "перековать" ему горло и снова повторяет песенку козы, но уже тонким голоском. А сказка "Кот, петух и лиса" превращается в своеобразное творческое состязание между коварной лисой и преданным другом — котиком. В природе самым "певучим" среди этих животных является петушок, но сказка отводит ему только роль обольщенного лестью доверчивого слушателя лисьих песен, которого лиса и уносит. Однако в конце концов она сама становится жертвой подобного обмана, так как очарована артистизмом котика:

". Не найдя своего товарища, унесенного злодейкою лисою, кот погоревал, погоревал и пошел выручать его из беды. Он купил себе кафтан, красные сапожки, шапочку, сумку, саблю и гусли; нарядился гусляром, пришел к лисициной избе и поет:

Дома ли Лисафья

Благодаря диалогам и песенкам исполнение каждой сказки превращалось в маленький спектакль.

В структурном отношении произведения животного эпоса разнообразны.

Для композиции сказок о животных большое значение имеет контаминация. Лишь в небольшой своей части эти сказки представляют устойчивые сюжеты, в основном же в указателе отражены не сюжеты, а только мотивы. Мотивы соединяются друг с другом в процессе рассказывания, но почти никогда не исполняются отдельно. Контаминации этих мотивов могут быть как свободными, так и закрепленными традицией, устойчивыми. Например, мотивы "Лиса крадет рыбу с воза" и "Волк у проруби" всегда рассказываются вместе.

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.

Если вы хотите получить больше знаний, быстро и легко изучить английский язык, не выходя из дома, рекомендуем пройти уникальный и эффективный курс английского языка Polyglot.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции