Сестринский уход и наблюдение при менингококковой инфекции

Сестринский процесс при менингококковой инфекции.

Ø Сильная головная боль (усиливается при перемене положения тела, звуке, свете);

Ø Обильная рвота фонтаном, не приносящая облегчения;

Ø Повышенная кожная чувствительность;

Ø Инфицированы сосуды склер;

Ø Возможна характерная поза;

Ø снижена способность обслуживать себя;

Ø высокий риск ухудшения состояния больного;

Ø геморрагическая сыпь

быстрое уточнение и подтверждение диагноза:

План сестринского вмешательства.

Ø забор материала и посев у постели больного, оформление направления, своевременная и правильная доставка материала в бак лабораторию (в переносном термостате или обложенном грелками, не позже 2-х часов с момента взятия);

Ø оказание помощи врачу при люмбальной пункции, взятие ликвора в 2 стерильные пробирки, оформление направления, своевременная и правильная доставка материала в бак лабораторию (в переносном термостате или обложенном грелками, не позже 2-х часов с момента взятия);

Ø взятие крови для серологического исследования, оформление и своевременная доставка в лабораторию.

Ø ежедневное наблюдение за состоянием, его осмотр ;

Ø ежедневная двух кратная термометрия

Действия, направленные на облегчение состояние пациента, предупреждения распространения заболевания

Ø обсуждение с пациентом возможности тяжелых осложнений, необходимости соблюдении рекомендаций для облегчения состояния пациента, его выздоровление;

Ø обеспечение соблюдения пастельного режима;

Ø контроль за осуществлением дезрежима (кварцевание бокса (палаты), проведение ежедневной влажной уборки с использованием дезсредств, регулярное проветривание бокса (палаты));дезинфекция посуды;

Ø дезинфекция предметов обихода больного, лотков, тазиков, судна;

Ø постоянный контроль за состоянием постельного и нательного белья больного, его замена по мере загрязнения, дезинфекция белья.

Проблемы пациента потенциальные:

Ø молниеносное течение менингита с синдромом набухания и отека головного мозга;

Ø возможность развития смешенной формы менингита с менингококкцемией;

Ø инфекционно- токсический шок;

Ø формирование бактерионосительства

Цели сестринского вмешательства долгосрочные:

Ø профилактика осложнений;

Ø выздоровление пациента

независимое сестринское вмешательство:

Ø оказание помощи при рвоте;

Ø наблюдение за мочеиспусканием пациента, по назначению врача катетеризация мочевого пузыря;

Ø тщательное обработка наружных половых органов (подмывание, обсушивание салфеткой, смазывание детским кремом (возможно омывание наружных мочеполовых органов раствором асептика: слабым раствором перманганат калия или 1-2% раствором соды) );

Ø профилактика пролежней, при менингококкцемии- тщательный ежедневный туалет больного;

Ø профилактика пневмонии: контроль за выполнением больным элементарной дыхательной гимнастики, чаще менять положение больного в постели;

Ø уход за полостью рта: язык, зубы, десна несколько раз в день протирать тампоном смоченный в слабом дезинфицирующим растворе (1 чайная ложка 2% раствора гидрокарбоната натрия на стакан воды);

Ø соблюдение охранительного режима в помещении, где находится больной;

Ø кормление больного небольшими порциями 4-6 раз в день;

Ø умывание, причесывание;

Ø смазывание губ несколько раз в день детским кремом, глицерином или сливочным маслом;

Ø очищать нос и уши несколько раз в день от выделений;

Ø внимательное наблюдение за пациентом, при первых признаках ухудшения состояния, сообщить врачу.

Начальные признаки инфекционно- токсического шока являются:

Ø бледность кожи;

Ø цианоз губ и ногтей;

Ø учащение пульса, снижение АД;

Ø спутанность сознания;

Ø нарастание цианоза;

Ø сыпь с некрозами;

Ø кровоизлияние в слизистые оболочки;

Ø снижение диуреза;

Ø продолжение учащения пульса и снижение АД;

крайняя степень клинических проявлений шока:

Ø нитевидный пульс, АД не определяется;

Ø обильная сыпь с некрозами;

Начальные признаки отека головного мозга :

Ø сильная головная боль;

Ø психомоторное возбуждение;

Ø потеря сознания;

Ø гиперемия лица;

Ø сужение зрачков;

Ø часто повышение АД;

Ø урежение пульса;

Ø аритмичное дыхание

Ø обеспечение правильного и регулярного приема лекарств:

Ø выполнение парентеральных процедур;

Ø дача кислорода пациенту;

Ø измерение почасового и суточного диуреза

Учебная карта манипуляции.

Что должен знать уч-ся:

Что должен уметь уч-ся:

1.Цель проведения спинномозговой пункции.

1.подготовить пациента и всё необходимое.

2.Правила подготовки пациента и всего необходимого.

2.оформить направление в лабораторию.

Оснащение: 5% спиртовой раствор йода, спирт 96%, стерильные пробирки, шарики, салфетки, клеол, шприц емкостью 5мл, инъекционные иглы длиной 9-10 см, диаметром 1- 4 мм с мандреном (игла Бира), манометр для измерения ликворного давления, стерильная клеенка, 0,25 % раствор новокаина.

Методика выполнения манипуляции

Подготовить пациента и все необходимое для спинномозговой пункции

М/с беседует с пациентом о предстоящей пункции: её цели и ходы выполнения

Взять из лаборатории стерильные пробирки и предметное стекло, чашку Петри

Обработка рук м/с

М/с моет руки с мылом, обрабатывает ногтевые ложа йодовой настойкой и одевает стерильные перчатки.

Положение пациента во время пункции.

На боку, привести бедра к животу, голову к груди.

Участие в проведении пункции.

М/с следит за состоянием пациента (окраска кожных покровов, пульсом, АД)

После проведения пункции обработать место пункции спиртом, затем 5% йодной настойкой и наложить асептическую повязку.

Оформление направления в лабораторию и доставка.

М/с указывает ФИО пациента, возраст, отделение, палату, цель исследования, дату. М/с отправляет материал в лабораторию сразу после взятия.

Уход и наблюдение.

Пациента транспортируют в палату на каталке.

2-3 часа лежать на животе без подушки. Постельный режим на 1 сутки.

Катетеризация мочевого пузыря.

Что должен знать уч-ся:

Что должен уметь уч-ся:

1.показания и противопоказания к проведению катетеризации.

1.подготовить пациента и всё необходимое для катетеризации.

Оснащение: стерильный катетер, пинцет, лоток, глицерин или вазелиновое масло, антисептический препарат 0,02 % раствор фурациллина, ватные шарики, пинцет, мочеприемник, стерильные перчатки.

Методика выполнения манипуляции

Провести беседу с пациентом о манипуляции. Отгородить ширмой. Подмыть пациента.

Обработка рук м/с.

М/с моет руки с мылом, просушивает полотенцем, одевает перчатки

Несоблюдение асептики ведет к инфицированию мочевыводящих путей

Приготовление всё необходимое

Смотри все в оснащении

М/с встает справа от пациента, левой рукой раздвигает половые губы, а правой рукой сверху в низ (в направлении к заднему проходу) тщательно протирает половые органы и отверстие мочеиспускательного канала дезинфицирующим раствором (фурацилином).

М/с пинцетом берет катетер облитый стерильным глицерином осторожно водит катетер.

Появление мочи из катетера указывает о его нахождении в мочевом пузыре.

Когда моча прекратит самостоятельно вытека тельный канал.

Если при ведении катетера ощущается препятствие, не пытайтесь преодолеть его насильственно т.к. это может вызвать повреждение слизистой оболочки мочеиспускательного канала

Уход за пациентом.

Убрать судно, ширму. Убедиться, что пациентка не испытает проблем.

Дезинфекция и стерилизация по ОСТУ 42- 21-2-85.

Забор материала на менингококк из носоглотки.

Цель: выявить возбудителя заболевания

Ø Штатив со стерильной пробиркой, плотно закрывающийся ватно-марлевым тампоном, в котором стержень с накрученным сухим ватным тампоном для забора материала;

Ø Шпатель стерильный в Крафт пакете;

Ø Флакон или пробирка с питательной средой , полученные в бактериологической лаборатории;

Ø Бикс с паралоном, грелка, термометр для укладки пробы и поддержания температуры в пределах 38° С в момент транспортировки;

Ø Спецодежда для м/с;

Ø Бланк направления (учётная форма 204/у);

Ø Штатив для пробирок с пробами;

Ø Стеклограф для маркировки пробирок.

Обязательные условия: забор материала производят утром,

натощак, до лечения

подготовка к процедуре:

1. Объяснить пациенту смысл и необходимость предстоящего исследования и получит согласие;

2. Вымыть руки с мылом, надеть перчатки, халат, маску;

3. Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру направления;

4. Установить пробирку в штатив

1. Налить в пробирку 3-5 мл. питательной среды;

2. Изогнуть стерильный ватный тампон о край пробирки под углом 45° на расстоянии 3- 4 см от конца;

3. Предложить пациенту широко раскрыть рот;

4. Надавить шпателем, который находится в левой руке, на корень языка;

5. Ввести тампон концом вверх под мягкое нёбо в носоглотку и осторожным движением собрать слизь

Примечание: необходимо провести тампон под мягким нёбом 2-3 раза.

6.извлечь тампон, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов;

7.поместить в пробирку с питательной средой, не касаясь её стенок;

8.поставить пробирку в штатив, затем штатив в бикс. Проверить соответствие номера пробирки номеру направления и ФИО пациента;

9. положить грелку в бикс, уплотнив поролоном, термометр для подержания температуры в пределах 38°С в момент транспортировки. Закрыть бикс на замок.

Примечание: менингококк погибает при температуре ниже 37°С. На биксе имеются специальные приспособления для надежного укрепления крышки бикса.

1. Снять перчатки, маску и погрузить их в дезраствор;

2. Доставить взятый материал в биксе с направлением в бактериологическую лабораторию.

Примечание: биологический материал доставляется как можно быстрее, в течение 1 часа.

Менингококковая инфекция — острое инфекционное заболевание с широким диапазоном клинических проявлений, обусловленное менингококком.

Этиология. Возбудитель менингококковой инфекции имеет несколько разновидностей, различающихся по иммунологическим свойствам капсулы (А, В,С, D и др.). Возбудитель неустойчив во внешней среде, очень чувствителен к дезинфектантам.

Эпидемиология. Менингококковой инфекцией болеет только человек. Механизм передачи инфекции воздушно-капельный (аэрозольный). Источник инфекции больные дети и внешне здоровые носители. Заболевание распространяется в результате выделения носоглоточной слизи во внешнюю среду при кашле, чихании и разбрызгивании слюны. Больной наиболее заразен в начале болезни и особенно, если у него имеются катаральные явления в носоглотке. В эпидемиологическом смысле наиболее опасны носители, поскольку на одного заболевшего приходится 2—4 тыс. носителей. Эпидемиологический процесс при менингококковой инфекции поддерживается широко распространенным бактерионосительством.

Поскольку менингококки нестойки во внешней среде, для заражения имеет значение длительность контакта, скученность детей в помещениях, особенно в спальных комнатах, в плохо проветриваемых жилых комнатах, общественных местах. Восприимчивость к менингококку невысокая. Контагиозный индекс составляет 10—15%.

Заболеваемость повышается в зимне-весенний период. Около 80% всех заболевших —дети и подростки, из них надетей в возрасте 1—5 лет приходится 50%. Среди взрослых чаще болеют молодые люди в возрасте до 30 лет.

Патогенез. Активизации менингококка в организме ребенка способствуют предшествующие вирусные заболевания, травмы, повреждения иммунной системы, резкая смена климатических условий. Реакция организма зависит от возраста, питания, социально-бытовых факторов. Однако нет точного ответа, почему в одних случаях наблюдается бессимптомное носительство, а в других развивается менингококковая инфекция.

Входными воротами для менингококковой инфекции являются слизистая оболочка носоглотки и ротоглотки, на которой возбудитель при определенных условиях размножается и выделяется с носоглоточной слизью во внешнюю среду. В 10—15% случаев на месте внедрения возникают воспалительные изменения с формированием на- зофарингита. У 1% больных менингококк преодолевает местные защитные барьеры и лимфогенным путем попадает в кровь. При определенных условиях может развиться менингококковый сепсис.

С током крови менингококк распространяется в различные органы (кожа, мозговые оболочки, суставы, сетчатая оболочка глаза, надпочечники, легкие, миокард и другие органы) или преодолевает гематоэнцефалический барьер и вызывает клиническую картину гнойного менингита/менингоэнцефалита. При нарастании бактериемии и токсинемии возникают нарушения свертываемости крови и повреждение сосудов, приводящие к тяжелому, нередко необратимому, поражению жизненно важных органов, развитию обширных кровоизлияний в кожу и внутренние органы, инфекционно-токсического шока, токсического отека мозга.

После перенесенной инфекции развивается стойкий типоспецифический иммунитет — невосприимчивость к тому типу возбудителя, который явился причиной перенесенного ребенком заболевания. Это означает, что при попадании в организм возбудителя другого типа может вновь развиться картина менингококковой инфекции.

Клиническая картина. Инкубационный период — 1-10 дней, чаще

Менингококковая инфекция протекает в разных формах (табл. 8.2).

Клиническая формы менингита_

Носительство (клинические симптомы отсутствуют). Назофарингит

Менингококковый сепсис (менингококкемия) — при проникновении бактерии в кровь.

Менингит — воспаление мягкой мозговой оболочки при проникновении бактерии в головной мозг.

Смешанная форма (менингит + менингоэнцефалит)

Эндокардит, миокардит, перикардит. Артрит, полиартрит.

Гнойные поражения печени

Для менингококковой инфекции характерно острое начало, высокая температура тела, симптомы раздражения мозговых оболочек — головная боль, рвота, гиперестезия, геморрагическая звездчатая сыпь (рис. 8.1).

У детей первого года жизни выражены симптомы интоксикации, беспокойство, гиперестезия, тремор рук, подбородка, судороги. Нередко наблюдаются набухание, напряжение, а иногда усиленная пульсация большого родничка (в ряде случаев это является ведущим симптомом).

Наибольшую угрозу для жизни детей представляют гипертоксические (молниеносные) формы менингококковой инфекции, клиническая картина которых обусловлена инфекционно-токсическим шоком:

  • • бледность, мраморность, цианотичность кожных покровов;
  • • тахикардия, слабый, нитевидный пульс;
  • • снижение артериального давления;
  • • одышка, нарушение ритма дыхания;
  • • олигурия или анурия;
  • • беспокойство, возбуждение, переходящее в спутанное сознание и кому.

Основной менингеальный симптом — ригидность мышц затылка: попытка пассивно пригнуть голову больного к груди затруднена из-за напряжения мышц (рис. 8.2). У ребенка младшего возраста можно проверить этот симптом, посадив его на колени к матери, чтобы он не плакал, был спокоен; привлечь его внимание к пальцам стопы или пупку, чтобы посмотрел вниз. Если ребенок свободно двигается и наклоняет голову вниз, у него нет ригидности затылочных мышц.

У новорожденных и детей первых месяцев жизни менингеальным симптомом является выбухание и пульсация большого родничка: младенец не должен плакать, голова в вертикальном положении.

В грудном возрасте менингеальные симптомы часто слабо выражены или отсутствуют. Основным признаком менингита у детей этого возраста является симптом подвешивания (Лессажа), когда при поднимании ребенка под мышки его ноги сгибаются в тазобедренных и коленных суставах, подтягиваются к животу, оставаясь в таком положении длительное время.

Реже, преимущественно при тяжелых формах болезни, наблюдается ригидность мышц спины: больной лежит на боку, ноги приведены к животу, руки согнуты, голова запрокинута назад, позвоночник выгнут дугой (рис.8.3).


Рис. 8.3. Менингококковый менингит (характерная поза больного) [https://referat. znate.ru/pars_docs/tw_refs/30/23830/2383Q_html_32SeS5f3.jpg)

Диагностика проводится на основании опорных клинических признаков: острого начала, интоксикации, геморрагической сыпи и менингеального синдрома. Своевременная диагностика и неотложная помощь на догоспитальном этапе решают судьбу больного. Следует помнить, что для судьбы ребенка лучше гипердиагностика, чем несвоевременно поставленный диагноз. Верификация диагноза включает биологический, микроскопический и серологический методы исследования, а также экспресс-диагностику. Исследованию подлежат носоглоточная слизь, кровь, цереброспинальная жидкость. При летальном исходе исследуется трупный материал.

Оказание медицинской помощи детям с генерализованными формами инфекции на догоспитальном этапе осуществляется любым медицинским работником или бригадой скорой медицинской помощи.

Госпитализация. Носители менингококка госпитализации не подлежат. Госпитализация больных менингеальным назофарингитом осуществляется по клиническим, а также по эпидемическим показаниям при наличии в квартире детей дошкольного возраста, лиц, работающих в дошкольных учреждениях, и невозможности изоляции больных в домашних условиях. Дети с генерализованной инфекцией подлежат немедленной госпитализации.

Транспортировка. Пациенты со среднетяжелыми и тяжелыми формами госпитализируются в сопровождении врача на машинах неотложной или скорой медицинской помощи, а больные гипертоксической формой в сопровождении реанимационной бригады. Неотложная помощь, характер которой зависит от ведущего клинического синдрома, оказывается уже на догоспитальном этапе и во время транспортировки. Начинается оксигенотерапия, обеспечивается периферический венозный доступ для проведения инфузионной терапии.

Симптомами опасности и предметом сестринского диагноза при менингококковой инфекции могут быть: падение АД, одышка, гиперестезия, повышение температуры тела, головная боль, затрудненное глотание, напряженный пульсирующий родничок, судороги и др. — это свидетельствует о генерализованных формах инфекции.

О выявленных изменениях медицинская сестра должна своевременно информировать лечащего врача. На основании этих данных принимается решение о дальнейшей тактике ведения пациента.

В каких случаях больные переводятся в отделение или палату интенсивной терапии?

При развитии инфекционно-токсического шока, острого отека головного мозга предусматривается перевод больного в палату интенсивной терапии.

При менингококковой инфекции возможны осложнения: парезы и параличи, различные кровотечения, резкое падение артериального давления, инфекционно-токсический шок и острый отек головного мозга. При обнаружении подобных симптомов медицинская сестра должна вызвать к больному врача.

В период клинических проявлений больному назначается постельный режим. Лечение комплексное, включающее этиотропную терапию, в основе которой применение антибиотиков в адекватной дозе, а также мероприятия, направленные на борьбу с токсикозом, отеком мозга и нормализацию обменных процессов.

Выписывают больных из стационара после отрицательных результатов однократного бактериологического исследования, проведенного не ранее, чем через 3 суток после окончания антибактериальной терапии.

Реконвалесценты генерализованных форм инфекции наблюдаются инфекционистом и невропатологом не менее 3 лет (в течение первого года — 1 раз в 3 мес., в последующем году — 1 раз в 6 мес. и 1 раз в конце 3 года).

В школы, санатории, учебные заведения дети, перенесшие менин- гококковую инфекцию, допускаются после одного отрицательного бактериологического обследования. Реконвалесцентов острого на- зофарингита без бактериологического подтверждения допускают в коллективы после исчезновения острых явлений.

Ребенок, перенесший нейроинфекцию, освобождается от профилактических прививок на 6 мес., а в дальнейшем вопрос о прививках решается педиатром совместно с невропатологом и иммунологом.

Уход направлен на соблюдение режима активности, питания, выполнение лекарственных назначений, а также на создание условий, способствующих облегчению страданий и предотвращению осложнений. В процессе ухода обеспечивается помощь больному при санитарно-гигиенических и лечебных процедурах, физиологических отправлениях, диагностических обследованиях.

В домашних условиях при менингококковом назофарингите помимо антибактериальной терапии рекомендуется полоскание ротоглотки теплыми растворами фурацилина, гидрокарбоната натрия, слабым раствором марганцовокислого калия. Используются препараты для повышения местного иммунитета в ротовой полости (лизобакт и др.).

В условиях стационара больному с генерализованной формой ме- нингококковой инфекции обеспечивается постельный режим и соблюдение гигиенических мероприятий, проветривание палаты. При тяжелых формах развивается полиморфная картина гиперестезий, поэтому в помещениях, где находится больной, важно организовать и поддерживать охранительный режим.

Необходимо следить, чтобы на простынях и пеленках не образовывались складки. При наличии небольших поверхностных геморрагических элементов уход за кожей складывается из общих гигиенических мероприятий: умывание, обтирание. Места кожных складок моются теплым слабым раствором перманганата калия, тщательно просушиваются, смазываются жирными кремами, вазелином или растительным маслом. При поражении кожи с образованием массивных некрозов уход за кожными покровами должен быть особенно тщательным. Некрозы необходимо сохранять в сухом виде, не допуская увлажнения их, поскольку через мокнущие поверхности легко происходит инфицирование. В связи с этим марлевые повязки и наклейки до отторжения некротических масс не используются, ограничиваются лишь общегигиеническими мероприятиями. При отторжении некрозов поверхности ран обрабатывают маслом облепихи или шиповника, мазями солкосерила. Можно чередовать эти препараты. Слизистые оболочки полости рта не реже трех раз в сутки обрабатываются 2%-ным раствором гидрокарбоната натрия или слабым раствором перманганата калия. Налеты на слизистой оболочке языка удаляют смесью 2%-ной соды с глицерином (1:1). Губы смазывают вазелином или глицерином, а при выраженной сухости и появлении трещин — маслом облепихи или шиповника. Глаза не реже 3-х раз в сутки обрабатывают 20%-ным раствором сульфацила натрия или 0,25%-ным раствором левомицетина. Если больной находится в бессознательном состоянии и веки его полностью не смыкаются, во избежание развития кератита следует закапывать в глаза масляный раствор ретинола.

Для профилактики осложнений со стороны легких ребенка следует чаще поворачивать с боку на бок, проводить легкий массаж грудной клетки. Отсасывание слизи из верхних дыхательных путей при гипертоксических формах менингококковой инфекции следует осторожно производить электроотсосом, чтобы не травмировать слизистую оболочку и избежать развития тяжелого носового кровотечения. При появлении застойных явлений, хрипов в легких используют физиотерапевтические процедуры. Оксигенотерапия проводится увлажненным кислородом через носовые катетеры или маску.

Одним из грозных осложнений менингококковой инфекции является инфекционно-токсический шок (резкое падение АД, острая почечная недостаточность, сопровождающаяся олигурией или анурией, повышение температуры тела, нарушение сердечного ритма). В связи с этим по назначению врача необходимо тщательно контролировать диурез в первые дни заболевания, поскольку от диуреза зависит объем инфузионной терапии и мероприятия по ликвидации острой почечной недостаточности. При генерализованных формах точно учитывается количество вводимой жидкости. Учет диуреза проводится с помощью взвешивания пеленок, сбора мочи в мочеприемник. При инфекционно-токсическом шоке необходима катетеризация мочевого пузыря на срок от 24 до 72 ч (до выведения из состояния шока) с обязательными промываниями его раствором фурацилина 1:5000. При задержке стула необходимо ежедневно очищать кишечник с помощью клизм.

Нужно учитывать, что тяжелое состояние ребенка требует большого внимания ухаживающего персонала при его кормлении. Питание должно быть полноценным, калорийным, легкоусвояемым, богатым витаминами. Для грудных детей лучшим питанием является грудное молоко. Однако в остром периоде болезни приходится на время отказаться от прикладывания к груди матери и кормить ребенка сцеженным молоком небольшими порциями. При смешанном и искусственном вскармливании следует использовать питательные смеси, давая их каждый раз в небольших количествах. Частоту кормления в течение дня приходится увеличивать до 8— 10 раз в сутки. С улучшением состояния больного количество пищи может быть, по указанию врача, увеличено, а число кормлений уменьшено.

При генерализованных формах назначаются фруктовые смеси, морсы, протертые фрукты и овощи (в соответствии с возрастом ребенка). Если ребенок категорически отказывается от пищи или при нарушении сознания, показано зондовое кормление.

Потеря аппетита и запор при менингите встречаются часто. В тяжелом состоянии больные самостоятельно не просят пить, но когда им дают воду, пьют много и с жадностью. Отказ от приема жидкости является прогностически неблагоприятным признаком. Питьевой режим необходимо поддерживать, независимо оттяжести состояния больного.

При гипертоксических формах менингококковой инфекции до выведения из шока больной находится на парентеральном питании.

Мероприятия в очаге инфекции. Очаг менингококковой инфекции характеризуется появлением в семье, детском учреждении, школе и других коллективах больного генерализованной формой.

Госпитализации подлежат все случаи генерализованной инфекции, о которых подается экстренное извещение в центры Госсанэпиднадзора.

После госпитализации больного в очаге инфекции осуществляются противоэпидемические мероприятия.

Выявляются лица, контактные с больным, с учетом продолжительности и близости общения; они осматриваются врачом-отоларингологом с целью выявления больных острым назофарингитом. Выявленные больные подлежат госпитализации (по клиническим показаниям). Всем детям без воспалительных изменений в носоглотке проводится химиопрофилактика одним из антибиотиков, с учетом противопоказаний. Дети, получающие химиопрофилактику, из коллектива не выводятся.

После выявления больных назофарингитом и перед назначением химиопрофилактики проводится бактериологическое обследование всех лиц, находившихся в разной степени общения с заболевшими (дети и персонал в группе дошкольного учреждения, классе школы, учебной группе или комнате общежития).

За контактными в очаге инфекции на протяжении 10 дней после госпитализации больного генерализованной формой устанавливается медицинское наблюдение с термометрией, осмотром носоглотки и кожного покрова.

В случае возникновения в детских дошкольных учреждениях, домах ребенка, детских домах, школах, школах-интернатах, детских оздоровительных учреждениях вторичных заболеваний генерализованной формой инфекции или одномоментном заболевании двух детей устанавливается карантин на 10 дней с момента изоляции последнего больного. Навремя карантина не допускается прием новых и временно отсутствующих детей, перевод персонала из групп (класса, отделения) в другие группы. В течение всего времени карантина проводится медицинское наблюдение.

После госпитализации больного или подозрительного на это заболевание ребенка заключительная дезинфекция в очагах не проводится. В помещении осуществляется ежедневная влажная уборка, частое проветривание, облучение ультрафиолетовыми лучами или бактерицидными лампами.

Специфическая профилактика менингококковой инфекции предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Вакцинируются дети, подростки, взрослые в очагах менингококковой инфекции, вызванной менингококками серологических групп А или С, в соответствии с инструкциями по применению вакцин.

Вакцинация проводится в эндемичных регионах, а также в случае эпидемии, вызванной менингококками серогрупп А или С.

Разработаны вакцины, защищающие от одного (тип А или тип В), двух (A+Q и нескольких (А, С, Y, W-135) типов инфекции.

Методические пособие для проведения практического занятия.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskoe_posobie_pm_02_mdk_02.01_tema_13_po_mete_sestrinskaya_pomoshch_pri_grippe_orvi_i_meningokokkovoy_infektsii.doc 127 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения г. Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Медицинский колледж №1 филиал №4

Для самостоятельной работы студентов

Для практического занятия

На заседании дисциплин

Председатель /Розова Е.В.

Зам.директора по учебной работе / Гусева И.В.

1.Технологическая карта занятия…………………………………………стр. 4-15

2.Часть1 «Контроль исходного уровня теоретический знаний.стр.16-19

3.Часть2 «Противоэпидемические мероприятия в очаге……..стр.20-22

Технология карта занятия

2.курст 3 Семестр 6

3. Тема занятия: Сестринская помощь при гриппе, ОРВИ и менингококковой инфекции

4.Вид занятия: практическое

  • Применение новых знаний ,умений ,навыков;
  • Повторения и закрепления

Место проведения занятия и время проведения занятия:

МК 1 филиал 4 кабинет №36

8. Мотивация темы:

Проблема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), до сегодняшнего дня остается актуальной. Другие острые вирусные респираторные инфекции (ОРВИ) по-прежнему остаются самыми массовыми и занимают лидирующую позицию в структуре инфекционных заболеваний.

Ежегодно в РФ болеют гриппом и ОРВИ приблизительно 40 млн. человек

По данным ВОЗ ,летальность от гриппа и его осложнений составляет около 6%. В целом, с вирус- ассоциированными респираторными болезнями связанно около 60% случаев смерти . Непосредственной причиной летальных исходов обычно являются тяжелые осложнения : пневмонии , бронхиты, синуситы, энцефалопатии, бронхиальная астма.

Группы высокого риска тяжелого течения заболевания и летального исхода вследствие гриппы являются:

  • Дети в возрасте от 1 года
  • Пациенты учреждений длительного ухода
  • Дети и взрослые с хроническими заболеваниями дыхательной, сосудистой, эндокринной, выделительной систем или гемоглобинопатиями;
  • Пациенты с иммунодефицитами различного генеза
  • Дети и подростки, длительно принимающие ацетилсалициловую кислоту
  • Беременные
  • Лица старше 60 лет
  • Лица с избыточной массой тела

Рост заболеваемости ОРВИ (включая грипп) является серьезной социально-экономической проблемой для любой страны . в России ежегодный суммарный экономический ущерб от гриппа оценивается примерно в 4- млрд.руб. По оценкам специалистов ,в РФ до 67% всех больничных листов связано с диагнозом ОРВИ . Средняя продолжительность нетрудоспособности для городского населения России составляет 8-9 дней.

Общая цель: способствовать формированию общих и профессиональных компетенций будущего выпускника

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Демонстрация интереса к будущей профессии

Понимание социальной значимости инфекционных заболеваний

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при проведении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий при инфекционных заболеваниях

Умение дать адекватную оценку эффективности и качества выполнения своих действий

ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при проведении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий при инфекционных заболеваниях

ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

эффективный поиск необходимой информации; умение анализировать найденную информацию

Знать новейшие технологии выполнения лечебно-диагностических , паллиотивных и реабилитационных сестринских мероприятий

ОК12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности при осуществлении лечебно-диагностических, паллиотивных и реабилитационных сестринских мероприятий6

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде , объяснить ему суть вмешательств.

Устанавливать контакт с пациентом / членом его семьи.

Производить оценку исходного уровня знаний пациента о вмешательстве. Представлять информацию в доступной форме для конкретной возрастной или социальной категории. Получать согласие на вмешательство . Контролировать усвоение полученной информации

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства взаимодействуя с участниками лечебного процесса

Выбирать дистанцию максимального комфорта для взаимодействия с пациентом и его окружающими . Совместно со всеми участниками лечебно – диагностического процесса готовить пациента и участвовать в проведении вмешательств в соответствии с протоколами , принятыми в ЛПУ. Целесообразно и адекватно оснащать рабочее место. Обеспечивать постоянную обратную связь с пациентом в процессе вмешательства .

ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

Взаимодействовать с медицинскими , социальными и правоохранительными организациями в соответствиями с нормативно правовыми документами

ПК 2.4 Применять медикоментозные средства в соответствии с правилами их использования

Обеспечивать применения годного препарата в соответствии назначения . Информировать об особенностях приемов медикаментозных средств и их воздействия на организм. Владеть методиками введения медикаментозных средств.

ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

Использовать , обрабатывать и хранить аппаратуру согласно инструкции по применению.

Обучать пациента и родственников применению изделий медицинского назначения и ухода за ними.

Обучать пациента и родственников регистрации полученных результатов

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию

Точно, грамотно, полно ,достоверно, конфиденциально Вести утвержденную медицинскую документацию.

Правильно регистрировать и хранить документы.

Конкретные цели (задачи):

С целью формирования выше указанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен знать:

1. Вопросы этиологии ,эпидемиологии, патогенеза, гриппа и менингококковой инфекции

2. Основные проблемы пациента, возникающие при гриппе и менингококковой инфекции

3. Диагностические исследования

4.Очновные принципы лечения больных механизм действия основных лекарственных препаратов, правила приема, побочные действия

5. Уход за больными с гриппом и менингококковой инфекцией

6.Методы профилактики гриппа и менингококковой инфекцией

7. Санитарно-эпидемический режим и правила сбора эпидемического анамнеза

8.Показание и правила поведения дезинтоксикационой терапии

9.Осебенности подготовки пациента к спинномозговой пункции

10. Правила и сроки вакцинопрофилактики гриппа и менингококковой инфекции

11.Знать алгоритм оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях

С целью формирования выше указанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен уметь:

1.Брать патологический материал для исследования:

  • Мазки из зева на менингококковую инфекцию
  • Вводить противогриппозный иммуноглобулин, менингококковый иммуноглобулин
  • Выполнять вакцинацию против гриппа , менингококковой инфекции
  • Подготовить набор для спинномозговой пункции
  • Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях

Всем манипуляции на доклинических занятиях проводятся на фантомах!

Развивающие цели: Развивать логическое мышление, память, навыки самостоятельной работы

Воспитательные цели: Воспитывать добросовестное отношение к работе, умение устанавливать контакт с пациентами , его окружением и коллегами в стандартных и не стандартных ситуациях

11.Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции