Сестринский процесс при сепсисе у новорожденного

Категория: Сестринское дело в педиатрии/Болезни новорождённых

Несмотря на значительное снижение заболеваемости среди детей раннего возраста, проблема сепсиса у новорождённых привлекает широкое внимание. При современном уровне знаний сепсис нужно рассматривать как состояние измененной реактивности организма в результате воздействия микробов, токсинов и белковых тел, возникающих вследствие местного воспаления, и распада клеточных элементов, являющихся антигенами.

Сепсис относится к полимикробным заболеваниям. Стафилококки, стрептококки, пневмококки, кишечная палочка, гонококк, диплококки, синегнойная палочка и другие бактерии могут обусловить развитие сепсиса новорожденных. Однако роль различных возбудителей в возникновении этого заболевания неодинакова. В настоящее время стафилококк является наиболее частым возбудителем септических заболеваний у детей 1-х месяцев жизни. Ребёнок рождается обычно стерильным, а в процессе родового акта и в первые минуты жизни начинается заселение его кожных покровов и слизистых оболочек микрофлорой, которая в большинстве случаев превращается в физиологический симбиоз или вызывает гнойно-воспалительное заболевание.

Инфицирование ребёнка может произойти до рождения, во время родов и после рождения.

Лихорадочные и инфекционные заболевания беременных являются угрозой трансплацентарного инфицирования плода. Внутриутробно инфекция может проникать гематогенным путём или с инфицированными околоплодными водами через кожу, желудочно-кишечный тракт и воздухоносные пути.

Во время родов заражение может быть вызвано околоплодными водами или загрязнённым и инфицированным отделяемым родовых путей при его аспирации или заглатывании. Чаще заражение новорождённого происходит после рождения.

Основным источником патогенных штаммов стафилококков являются слизистые оболочки верхних дыхательных путей здоровых людей (матери и обслуживающий персонал). Послеродовые заболевания матери (ангина острая респираторная инфекция, мастит) представляют наибольшую эпидемическую опасность для новорождённых.

Местами скопления стафилококков в лечебных учреждениях могут быть белье, шерстяные одеяла, халаты обслуживающего персонала, предметы ухода. Инфекция может проникать из воздуха, при смешанном и искусственном вскармливании возможна передача её через молоко.

Следовательно, наиболее часто заражение ребёнка происходит при неудовлетворительных санитарно-гигиенических условиях путём капельной и в значительно меньшей степени контактной передачи инфекции. Наиболее часто заражение происходит в период от момента рождения до 15-го дня жизни, но, безусловно, инфицирование может наступить и в более поздние сроки.

Входные ворота инфекции при сепсисе новорождённых могут быть различными. Чаще инфекция проникает через остаток пупочного канатика и через пупочную рану (70-80%). Значительно реже (12-15%) входными воротами инфекции могут быть незначительные повреждения или заболевания кожи, слизистых оболочек рта, носа, зева. В редких случаях возбудитель может проникнуть через дыхательные, пищеварительные органы, через конъюнктиву, ухо и половые органы у девочек.

Новорождённые сравнительно чаще, чем дети других возрастов болеют сепсисом, и это заболевание протекает у них тяжело и своеобразно, что в основном обусловлено состоянием макроорганизма.

Факторами, снижающими сопротивляемость организма новорождённого инфекции, являются недоношенность, неправильное вскармливание, пониженная неустойчивая температура окружающей среды. Одним из факторов, предрасполагающих к заболеванию сепсисом, может служить и внутричерепная травма.

Симптоматика сепсиса новорожденных детей отличается большим полиморфизмом.

В типичных случаях основными симптомами сепсиса новорожденного являются:

  • нарушение общего состояния, проявляющееся возбуждением, нарушением сна, криком или вялостью;
  • снижение активности сосания или полный отказ от груди;
  • значительная первоначальная потеря массы тела или вторичное падение массы после 5-го дня жизни при достаточном количестве молока у матери;
  • изменение окраски кожи, ухудшение тургора, появление высыпаний различного характера;
  • температурная реакция различного характера и продолжительности;
  • срыгивания, рвота, диспепсический стул;
  • иногда увеличение печени и селезёнки;
  • учащение ритма и уменьшение глубины дыхания, одышка, цианоз без ясных морфологических изменений в лёгких;
  • глухие тоны сердца, тахикардия, понижение артериального давления;
  • уменьшение диуреза, частое обнаружение в моче белка, эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров;
  • лейкоцитоз с нейтрофильным сдвигом в периферической крови, анемия, увеличение СОЭ;
  • обнаружение стафилококка в посевах крови, кала, слизи из носа (хотя следует отметить, что отрицательный результат не исключает диагноза сепсиса).

В настоящее время чаще наблюдается подострое, волнообразное течение сепсиса с менее яркой клинической картиной, все проявления нарастают медленно.

В зависимости от преобладания общих или очаговых изменений различают септицемию и септикопиемию.

Септицемия обычно развивается у новорождённых первых 2 нед жизни, характеризуется острым началом, высокой температурой, резкой интоксикацией организма. Гнойные очаги при этой форме обычно не успевают развиваться.

Септикопиемия чаще встречается у детей старше 2 недель жизни. При этой форме сепсиса на фоне свойственного септицемии тяжёлого течения процесса образуются метастатические гнойные очаги. Метастазы появляются в ранние сроки заболевания, обычно их бывает два и больше (отит, пневмония, флегмона, менингит, плеврит, перитонит, остеомиелит).

При наличии выраженного местного очага, например нагноения пупочной раны, поставить диагноз сепсиса нетрудно, но вообще диагностика этого заболевания в современных условиях трудна. Это обусловлено тем, что нет ни одного специфического признака сепсиса, а бактериологические исследования не всегда возможны и отрицательные результаты их не всегда имеют решающее значение. Кроме того, пупочные сосуды, в которых часто локализуется септический очаг, оказываются почти недоступными для клинического исследования. Установление диагноза сепсиса, протекающего скрыто, представляет ещё большие трудности; в этом случае возможны ошибки, заключающиеся как в недооценке симптомов, так и гипердиагностике.

При диагностике сепсиса надо обязательно учитывать анамнестические данные и общую реактивность организма ребёнка. Последнее особенно важно, так как обычно местные процессы не сопровождаются общей реакцией или вызывают незначительные нарушения общего состояния и, главное, при правильном лечении быстро проходят.

К симптомам, свидетельствующим о вовлечении в процесс всего организма (в отличие от местного процесса), относятся: нарастающая вялость, снижение активности сосания или отказ от груди, первоначальное значительное падение массы тела или вторичное падение массы на 5-й день жизни при достаточном количестве молока у матери и общем удовлетворительном состоянии, срыгивания, диспепсические расстройства, бледно-серая окраска кожных покровов.

Такие симптомы, как повышение температуры тела, изменение гемограммы, снижение активности сосания встречаются как при общем, так и при местном (омфалит, пиодермия) заболевании, однако при сепсисе все эти симптомы носят длительный и стойкий характер. При оказании соответствующей помощи при местном процессе эти проявления заболевания быстро проходят и не оказывают значительного влияния на функции других органов и систем.

Прогноз при сепсисе новорожденных и в настоящее время является очень серьезным. Летальность при сепсисе хотя и значительно снизилась, но все же остается довольно высокой. Исход заболевания в значительной степени зависит от ранней диагностики и своевременного применения комплексного лечения.

При сепсисе новорождённых проводят комплексное, энергичное лечение с учётом характера заболевания - острое, подострое и затянувшееся или хроническое.

В острой фазе сепсиса особое значение приобретает применение антибиотиков, когда ещё сохранена чувствительность к ним микроба-возбудителя, и хирургическое лечение. При затянувшемся и хроническом сепсисе, когда повышается устойчивость бактериальной флоры к антибиотикам, решающее значение в терапии принадлежит средствам, повышающим иммунные силы организма и воздействующим на реактивность ребёнка.

Антибиотики при сепсисе следует применять с учётом чувствительности к ним возбудителей, хотя не всегда можно наблюдать параллелизм между данными антибиотикограммы и клиническими результатами применения того или иного препарата.

При сепсисе можно применять различные антибиотики: пенициллин (100000-300000 ЕД/кг в сутки, внутримышечно 4-6 раз), метициллин (разовая доза 25-30 мг/кг, внутримышечно 4 раза, внутривенно 3 раза), оксациллин (50-100-150 мг/кг в сутки, внутрь на 4-6 приемов), тригидрат ампициллина (внутрь 150-200 мг/кг в сутки, 4 раза); натриевая соль ампициллина (парентерально 100 мг/кг в сутки), цефалоридин (40-100 мг/кг в сутки, внутримышечно 3-4 раза, внутривенно 2 раза), канамицин (20-30 мг/кг в сутки, внутримышечно 2 раза), гентамицин (2-6 мг/кг в сутки, внутримышечно 3 раза).

Детям 1-го месяца жизни не назначают стрептомицин, неомицин, мономицин ввиду их побочного действия на слуховой нерв и почки; в период новорождённости не применяют также левомицетин, тетрациклин.

При сепсисе следует назначать одновременно два, а иногда и три антибиотика. Их целесообразно сочетать, учитывая синергизм действия и методы введения. Антибиотики, введенные различными путями (внутривенное действие в сочетании с внутримышечным или внутрь, или в свечах), сохраняют более постоянную концентрацию в крови, что позволяет добиться более выраженного эффекта.

В тяжёлых случаях антибиотики вводятся 4, а иногда и 6 раз в сутки, в период стихания клинических проявлений можно переходить на трёх- или двукратное введение препарата.

При назначении антибиотиков следует иметь в виду, что даже при наличии чувствительности к ним микробной флоры необходимо менять препараты через 7-10 дней во избежание привыкания к ним возбудителя. Если после введения антибиотика в течение 3-5 дней улучшения состояния не наступает, его следует заменить другим средством.

В ряде случаев используют антибиотик растительного происхождения - хлорофиллипт. Его применяют местно в виде 1% спиртового или 2% масляного раствора, внутрь при поражениях кишечника (10-15 капель 1% спиртового раствора 3 раза в день до еды), при тяжёлых формах вводят внутривенно (0,5 мл 0,25% спиртового раствора разводят в 20 раз стерильным изотоническим раствором хлорида натрия, вводят 2 раза в день в течение 5 дней).

В комплексной терапии сепсиса применяют нитрофурановые препараты: фуразолидон - 2-3 мг/кг, фуразолин, фурадонин, фурацилин, фурагин - 0,01-0,015 г на приём 3 раза в течение 10 дней.

При подостром и хроническом течении сепсиса для стимуляции синтеза белков в организме следует назначать препараты анаболического действия: нерабол или метандростенолон из расчета 0,05-0,1 мг/кг в сутки, в течение 10-14 дней.

Для повышения сопротивляемости организма при остром течении сепсиса назначают повторные вливания сухой сыворотки, плазмы по 20-40 мл через 2-3 дня, ежедневные введения 10-20% раствора глюкозы, капельные вливания 5% раствора глюкозы с раствором Рингера и гидрокарбоната натрия, внутримышечные инъекции гамма-глобулина по 3 мл через 2-3 дня.

Аналогичное действие оказывает антистафилококковый гамма-глобулин, который вводят по 3 мл (титр 100 АЕ в 1 мл) 3-4 раза через 2 дня. При отсутствии гипериммунной плазмы и специфического антистафилококкового гамма-глобулина можно применять обычный гамма-глобулин.

Анатоксин вводят подкожно через 2-3 дня в возрастающих дозах. Курс лечения состоит из 7-10 инъекций. При этом дозы анатоксина следующие: 0,1; 0,2; 0,3; 0,5; 0,6; 0,7; 1,0; 1,5 мл. Если местная реакция на введение анатоксина сильная, то дозу на следующую инъекцию не увеличивают.

Как средства специфической терапии могут быть назначены стафилококковый бактериофаг (местно в виде орошений, примочек, тампонов, внутрь и в клизмах по 10-20 мл ежедневно в течение 5 дней, подкожно или внутримышечно ежедневно или через день в дозе 0,5-1,0; 1,5-2,0-2,0 мл), стафилококковый антифагин (подкожно по 0,2; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,7; 0,8; 0,9; 1,0 мл ежедневно или по 0,5; 0,5; 0,5 мл через 1 неделю).

Во всех периодах течения сепсиса необходимо энергичное и длительное введение витаминов, главным образом B1, B2, В6 (по 0,5 мг или по 0,5 мл 2,5% раствора внутримышечно, 10 инъекций), B12 (30-50 мкг внутримышечно, 10-15 инъекций), С (до 300 мг внутрь или 1 мл 5% раствора внутривенно или внутримышечно).

При необходимости производят хирургическое вмешательство.

После выписки из стационара ребёнок должен находиться под диспансерным наблюдением не менее 1-3 месяцев в зависимости от тяжести процесса. Только при отсутствии новых очагов инфекции и хорошем физическом и психомоторном состоянии можно говорить о полном излечении сепсиса.

Профилактика сепсиса должна начинаться с предотвращения у женщин остролихорадочных, инфекционных заболеваний, а также проведения энергичного лечения воспалительных процессов у беременных.

Необходимо асептическое проведение родов с минимальным травмированием ребёнка. Родильницы должны находиться в строго гигиенических условиях (подмывание, дезинфекция, частая смена подкладных клеенок, пелёнок, суден; частое мытье рук, обмывание и обработка сосков перед каждым кормлением; ежедневная смена белья, надевание маски при кормлении ребенка).

Уход за остатком пуповины, за кожей и слизистыми оболочками должны быть в центре внимания врача и среднего медицинского персонала.

Необходимо избегать скученности детей в палатах, так как это является одной из основных причин возникновения инфекционных заболеваний новорожденных.

Все дети с наличием элементов пиодермии, катарального омфалита, после выписки из родильного дома должны находиться под особым наблюдением.

Следует широко проводить санитарно-просветительную работу среди беременных и матерей.

  1. Тульчинская В. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. М Сестринское дело в педиатриии. Серия 'Медицина для вас'. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  2. Бисярина В.П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологическими особенностями детского возраста - Москва: Медицина, 1981.

Прогноз при сепсисе зависит от вирулентности возбудителя, состояния иммунитета ребенка, своевременности и адекватности терапии. Он остается серьезным у детей из группы риска (погибают в 15-30% случаев).

Основные принципы лечения сепсиса новорожденных:

1. Охранительный режим, по возможности отдельный стерильный бокс, использовать стерильное белье.

2. Кормление ребенка грудным молоком, способ вскармливания по состоянию.

3. Лекарственная терапия:

- Антибактериальные препараты: комбинация нескольких антибиотиков разными путями введения (ампициллин с аминогликозидами или цефалоспоринами). Смена курсов каждые 7-10 дней.

- Дезинтоксикационная терапия, поддержание ОЦК: плазма, 5% раствор глюкозы, изотонические растворы электролитов, альбумин, реополиглюкин.

- Иммунокорригирующая терапия: специфический иммуноглобулин, препараты крови, плазмы.

- Местное лечение пиемических очагов (омфалит, пиодермия и т.д.).

- Патогенетическая и симптоматическая терапия: ферменты, витамины, сердечные препараты, биопрепараты, ангиопротекторы, дезагреганты, антикоагулянты и т.д.

5. Фитотерапия: лечебные ванны с настоями череды, ромашки, зверобоя, отварами коры дуба, березовых почек.

1. В антетанатальном периоде:

- Профилактика, своевременное выявление и лечение заболеваний и осложнений беременности

- Санация очагов хронической инфекции

- Рациональное питание и режим дня, достаточное пребывание на свежем воздухе

2. В постнатальном периоде:

- Соблюдение правил асептики и антисептики при уходе за ребенком.

- Профилактика внутрибольничной инфекции.

- Своевременное лечение локальных форм гнойно-септических заболеваний у ребенка.

- Санация очагов хронической инфекции у матери.

- Раннее прикладывание ребенка к груди, длительное естественное вскармливание.

После выписки из стационара ребенок поступает под наблюдение участкового педиатра детской поликлиники. Динамическое наблюдение осуществляется не менее 1 года, проводится профилактика и своевременное выявление и лечение интеркуррентных заболеваний, по показаниям ребенок консультируется врачами-специалистами – отоларингологом, хирургом и т.д.

Возможные проблемы больного ребенка:

  • Нарушение питания вследствие интоксикации
  • Нарушение процессов терморегуляции
  • Неадекватное дыхание
  • Нарушение жизненно важных функций
  • Нарушение двигательной активности
  • Нарушение сна
  • Высокий риск присоединения осложнений: деструктивной пневмонии, гнойного менингита, остеомиелита, парапроктита, отита и т.д.
  • Угроза для жизни

Возможные проблемы родителей:

- Тревога за ребенка

- Дефицит знаний о заболевании, причинах его возникновения, особенностях течения, возможном прогнозе.

- Трудность осознания и адекватной оценки случившегося

- Неуверенность в благополучном исходе

- Чувство вины перед ребенком

Сестринские вмешательства:

1. Помочь родителям восполнить дефицит знаний о причинах и факторах риска развития гнойно-септических заболеваний, особенностях течения, возможном прогнозе.

2. Убедить родителей в необходимости срочной госпитализации ребенка в специализированное отделение. Оказать помощь в организации госпитализации, объяснить преимущества проведения своевременного комплексного и этиотропного лечения для благополучного прогноза.

3. Помочь родителям увидеть перспективу выздоровления ребенка, оказать психологическую поддержку.

4. Создать комфортные условия содержания ребенка в палате (по возможности, обеспечить его пребывание в стерильном боксе), использовать теплое стерильное белье. Поддерживать оптимальный температурный режим в палате.

5. Соблюдать асептику и антисептику при выполнении манипуляций и осуществлении ухода с целью профилактики внутрибольничной инфекции.

6. Осуществлять постоянный мониторинг ребенка, специализированный уход за тяжелобольным, проводить медицинское документирование сестринского процесса: контроль общего состояния, ЧДД, ЧСС, АД, характер температурной кривой, массы тела, частоту срыгивания, рвоты, стула, учитывать объем и состав получаемой жидкости.

7. Несколько раз в день проводить ревизию кожных покровов и слизистых оболочек, пупочной ранки и обрабатывать их растворами антисептиков и средствами этиотропной терапии (аэрозоли с антибиотиками, гели и мази с репарантами, повязки с бактериофагом).

8. Взаимодействовать в бригаде, строго выполнять врачебные назначения. Оценивать эффективность проводимой терапии. Вносить изменения в план ухода при присоединении осложнений.

9. Обеспечить ребенку адекватное питание и способ кормления по состоянию. Выбрать правильное положение ребенка при кормлении. Кормить медленно, делать частые перерывы. Регулярно проводить контрольные кормления при вскармливании ребенка грудью.

10. Обучить родителей уходу за ребенком в домашних условиях. Помочь им правильно оценивать состояние ребенка и его возможности, убедить в необходимости проведения регулярного контроля над температурой тела, состоянием кожных покровов, слизистых оболочек, нарастанием массы тела, нервно-психическим развитием, характером стула и т.д.

11. Убедить родителей соблюдать гигиенические правила ухода за ребенком (тщательно мыть руки, своевременно и правильно обрабатывать игрушки, пустышки, соски, бутылочки и т.д.)

12. Обучить родителей технике проведения туалета кожи, слизистых оболочек, наружных половых органов, проведению лечебных ванн с настоями череды, ромашки, зверобоя, отварами коры дуба, березовых почек.

13. Посоветовать удовлетворять физические, эмоциональные, психологические потребности ребенка (чаще брать его на руки, поддерживать телесный контакт, ласково разговаривать, поощрять игровую деятельность).

14. Посоветовать родителям своевременно проводить профилактику интеркуррентных заболеваний (рациональное питание с достаточным введением овощей и фруктов, избегать контактов с больными детьми и взрослыми, проводить общеукрепляющие и закаливающие мероприятия, иммунокорригирующую и витаминотерапию).

15. Убедить родителей в необходимости динамического наблюдения за ребенком в периоде реконвалесценции врачом-педиатром, отоларингологом, хирургом и другими специалистами по показаниям.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы причины возникновения неинфекционных заболеваний кожи у новорожденного ребенка?
  2. Какие клинические проявления потницы и опрелостей?
  3. Как лечить потницу и опрелости у новорожденного ребенка?
  4. Какие факторы риска возникновения гнойно-септических заболеваний у новорожденных?
  5. Какие локальные формы гнойно-септических заболеваний Вы знаете?
  6. Какие клинические проявления везикулопустулеза?
  7. Какие клинические признаки характерны для пузырчатки?
  8. Какие клинические признаки характерны для эксфолиативного дерматита?
  9. Какие клинические признаки характерны для омфалита?
  10. Какое этиотропное лечение проводят при локализованных формах гнойно-септических заболеваниях?
  11. Какие возбудители вызывают сепсис новорожденных?
  12. Какие факторы способствуют развитию сепсиса?
  13. Какие клинические признаки характерны для периода разгара сепсиса?
  14. Какие выделяют клинические формы сепсиса?
  15. Каковы принципы лечения сепсиса?
  16. Каков прогноз локализованных и генерализованного гнойно-септических заболеваний у новорожденных?

Источники информации:

· Учебник Святкиной К.А.,стр.76-80.

· Учебник Ежовой Н.В.,стр.184-197.

· Учебное пособие Севостьяновой Н.Г., стр.238-255.

· Учебное пособие Тульчинской В.Д., стр. 27-37.

Цель: сформировать у студентов представления и знания о неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.

Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях.

Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами.

Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники.

АФО кожи и подкожно-жирового слоя у детей грудного возраста.

Факторы риска, причины и пути инфицирования новорожденных детей.

Основные клинические проявления изучаемых заболеваний, проблемы пациентов и их родителей, осложнения, принципы лечения, особенности сестринского ухода, профилактику.

Принципы организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

Классификация заболеваний кожи и пупочной ранки у новорожденных детей.

Неинфекционные заболевания кожи и пупочной ранки. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика.

Пиодермии. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения заболеваний. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика.

Сепсис новорожденных. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика.

Сестринский процесс при гнойно-септических заболеваниях новорожденных.

Классификация заболеваний кожи и пупочной ранки у новорожденных детей.

Все заболевания кожи и пупочной ранки можно разделить на две большие группы:

Инфекционные заболевания (бактериальные, локализованные гнойно-септические)

К генерализованным гнойно-септическим заболеваниям относится сепсис новорожденных.

Неинфекционные заболевания кожи и пупочной ранки. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика.

Неинфекционные заболевания кожи новорожденного ребенка:

Потница. Представляет собой красную мелкоточечную сыпь на туловище, шее, внутренних поверхностях конечностей. Появляется в связи с задержкой пота в выводных канальцах потовых желез при перегревании ребенка или недостаточном гигиеническом уходе за кожей. Общее состояние ребенка не нарушается, Т о тела нормальная. Элементы сыпи могут инфицироваться с развитием пиодермий.

Лечение заключается в устранении причины повышенного потоотделения, проведении гигиенических ванн с калия перманганатом, отварами ромашки, календулы, череды ежедневно.

Опрелости. Возникновение опрелостей связано с дефектами ухода – редкая смена подгузников и пеленок, нерегулярные гигиенические ванны и подмывание, повторное использование подсушенных пеленок. У детей с диатезом наблюдается склонность к быстро возникающим и упорным опрелостям. Опрелости чаще располагаются в области ягодиц, половых органов, а также в кожных складках. Различают три степени опрелости:

Умеренное покраснение кожи

Яркая краснота с большими эрозиями.

Яркая краснота и мокнутие в результате слившихся эрозий.

Опрелости с нарушением целостности кожных покровов могут инфицироваться.

Лечение предусматривает смену подгузников и пеленание или переодевание ребенка перед каждым кормлением, воздушные ванны, УФО. При гиперемии кожи ее смазывают прокипяченным растительным маслом, жировым раствором витамина А, детским кремом, используют дезинфицирующие и защищающие кожу присыпки. Не разрешается одновременное использование на одни и те же участки кожи присыпок и масел. При эрозиях кожу обрабатывают 0,5% раствором резорцина, 1,25% раствором нитрата серебра, болтушками с тальком. Рекомендуется в воду при проведении гигиенических ванн добавлять отвар коры дуба, ромашки.

Склередема и склерема. Это деревянистой плотности отеки кожи и подкожной клетчатки. Чаще наблюдаются у недоношенных детей при переохлаждении. При склередеме очаги уплотнения появляются на голени, стопах, над лобком, на половых органах, могут захватывать и другие участки тела. В отличие от склеремы не имеют наклонности к генерализации. Кожа над очагом поражения напряжена, холодная на ощупь, имеет цианотичный оттенок, в складку не собирается. При надавливании пальцем остается углубление, исчезающее очень медленно. Хороший уход и согревание ребенка приводят через несколько недель к исчезновению уплотнений.

Склерема характеризуется появлением диффузного уплотнения, чаще в области мышц голени и на лице, далее распространяется на туловище, ягодицы и конечности. Углубления при надавливании на кожу не образуется. Пораженные участки кажутся атрофированными, лицо маскообразное, движения в конечностях ограничены. Т о тела пониженная. Дети вялые, сонливые, плохо берут грудь. Общее состояние тяжелое.

Для лечения ребенка помещают в кувез или обкладывают грелками, применяют теплые ванны. Показаны сердечные средства, кортикостероидные гормоны, оксигенотерапия. Прогноз неблагоприятный.

Неинфекционные заболевания пупка новорожденного ребенка:

Пупочная грыжа это выпячивание в области пупочного кольца, увеличивающееся при крике или беспокойстве ребенка. При пальпации определяется широкое пупочное кольцо. Состояние ребенка не нарушается, но в случае ущемления при небольших размерах и плотных краях пупочного кольца возможны болевые реакции.

Лечение,как правило, консервативное: Массаж передней брюшной стенки, выкладывание ребенка перед каждым кормлением на живот на 10-15 минут. При появлении резкого беспокойства под контролем врача проводится вправление пупочной грыжи в ванне с Т о воды 36-37 о С. Необходимость в оперативном лечении возникает редко.

Свищи пупка бывают полные и неполные. Полные свищи связаны с незаращением желточного протока, расположенного между пупком и петлей кишки, или сохранением мочевого протока, соединяющего мочевой пузырь с аллантоисом. Неполные свищи возникают вследствие незаращения дистальных отделов мочевого или желточного протоков.

Свищи проявляются упорным мокнутием пупочной ранки. Возможно выделение кишечного содержимого через желточный проток или мочи через мочевой проток при полных свищах. Вокруг пупка отмечается раздражение и мацерация кожи. В случае наслоения инфекции отделяемое из пупочной ранки приобретает гнойный характер.

Для подтверждения диагноза проводят рентгенологическое исследование и зондирование свищевого канала.

Фунгус пупка – грибовидное разрастание грануляционной ткани на дне пупочной ранки размером 1-3 см. в диаметре.

Лечение. После обработки пупочной ранки грануляции прижигают 5% раствором нитрата серебра или ляписным карандашом. В редких случаях возникает необходимость оперативного лечения.

3. Пиодермии. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения заболеваний. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика.

В структуре заболеваемости и смертности новорожденных и детей раннего возраста ведущее место занимают гнойно-септические заболевания.

Наиболее часто возбудителями являются:

Методическая разработка практического занятия "Сестринская помощь и сестринский процесс при инфекционных заболеваниях новорожденных"

СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

от ______________2016 г. №

Зам. директора по учебной работе

Профессиональный модуль: ПМ.02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Раздел 2. Сестринский уход в педиатрии

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Автор Серебренникова О.В.

Севастополь 2016 г

Технологическая практического занятия

Тип практического занятия: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Вид урока: практическое занятие

Количество часов – 6 (270 минут)

Место проведения занятия: кабинет доклинической практики педиатрии

1. Актуальность темы

Период новорожденности — это период жизни ребенка крайне своеобразный по своим физиологическим особенностям и по совершенно особенной патологии.

По статистическим данным различных стран, заболевания новорожденных занимают 1 место в структуре детской смертности. Проблема гнойно-воспалительных заболеваний и сепсиса актуальна в раннем, детстве, т. к, иммунная система ещё не зрелая. Эта патология чаще развивается у детей, которые родились недоношенными, с малой массой, родовой травмой, асфиксией. Заболеваемость сепсисом у доношенных составляет 0.1%, а у недоношенных 1 — 1,5%. Летальность среди новорождённых от сепсиса в среднем составляет 20 — 24% и 40 — 43% у недоношенных.

Кроме того, установлено, что многие патологические процессы новорождённых оставляют глубокий след и проявляются в последующей жизни человека.

Профилактика и лечение болезней новорожденных является важной медико-социальной проблемой.

Прогноз для жизни новорождённых зависит от времени выявления и эффективности лечения, поэтому медицинский работник обязан уметь оказать неотложную помощь и принять меры для госпитализации и лечения ребёнка.

а) Образовательные (обучающие) цели

2.1 Представлять, понимать:

- группы риска, проявления и осложнения гнойно-септических заболеваний.

- сестринский процесс при гнойно-септических заболеваниях у новорожденных;

- клинические проявления заболеваний кожи, пупочной ранки и сепсиса;

- разведение антибиотиков и ведение необходимой дозы ребенку

- осуществление сестринского процесса при гнойно-септических заболеваниях новорожденных;

- оказание помощи новорожденных при пиодермиях.

- выявить, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка;

- определить проблемы пациента;

- сформулировать цели СВ и составить план ухода;

- выполнять врачебные назначения;

- уметь выполнять уход за кожей и слизистыми оболочками,

- измерение температуры тела и ее графическое изображение;

- провести ежедневный туалет новорожденного;

- проведение гигиенической и лечебной ванны;

- обрабатывать пупочную ранку при омфалите;

- провести обработку кожных складок при опрелости у новорожденного ребенка;

- разводить антибиотики и вводить необходимую дозу ребенку;

- выполнять внутримышечные иньекции;

- проводить профилактические и реабилитационные мероприятия;

- проводить санитарно-эпидемические мероприятия, направленные на профилактику
ВБИ;

- проводить санитарно-просветительную работу с родителями.

- Развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ и
сравнения, делать необходимые выводы;

- Развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли.

в) Воспитательные цели

- обратить особое внимание на роль медсестры в профилактике заболеваний новорождённых при работе с беременными.

- на соблюдение правил асептики и антисептики при уходе за новорождёнными;

- воспитание интереса к своей будущей профессии.

2.3 Формирование компетенций:

2.4. Формирование профессиональных и общих компетенций:

Наименование результата обучения

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

Осуществлять реабилитационные мероприятия

Оказывать паллиативную помощь

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

4. Межпредметные связи

ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ (обеспечивающие дисциплины)

- основы сестринского дела;

- Сестринское дело в акушерстве,

- Анатомо-физиологические особенности органов и систем у детей разного возраста;

- Технику профессиональной безопасности во время работы с кровью;

Особенности создания среды для детей разного возраста.

Правила техники безопасности при работе с медицинской аппаратурой.

Применять знания, полученные при изучении сестринского процесса в педиатрии.

Выполнять сестринские манипуляции с учетом особенностей у детей.

- применять полученные знания в стационаре для новорожденных;

- использовать знания по технике безопасности.

ПОСЛЕДУЮЩИЕ (обеспечиваемые дисциплины)

- Сестринское дело в
педиатрии,

- санитарно-эпидемиологический режим в родильном стационаре;

- выполнять санитарно-эпидемиологический режим в отделении патологии новорожденных.

Анатомо-физиологические особенности органов и систем детей;

Анатомо-физиологические особенности доношенного и недоношенного новорожденного ребенка;

Вскармливание грудного ребенка.

- Анатомо-физиологические особенности органов и систем детей;

Анатомо-физиологические особенности доношенного и недоношенного новорожденного ребенка;

- особенности физического и нервно-психического развития детей;

- Основные принципы вскармливания детей раннего возраста.

- Проводить сестринское обследование ребенка по органам и системам;

- Оценивать результаты обследования;

- Проводить сестринское обследование доношенного и недоношенного ребенка;

- Организовывать среду и уход в соответствии с действующими приказами;

- Составлять схемы разных видов вскармливания детям до 1 года

5. Структурно-логическая схема теоретических сведений.





Врожденные Инфекционные Неинфекционные





Э

тиология









Клиника

По времени По клинической По течению По периоду
инфицирования: форме: болезни: болезни:

- Антенатальное - Септицемия - Молниеносное - Начальный

- Интранатальное - Септикопиемия - Острое - Разгар

- Постнатальное - Гранулематозная - Подострое -Восстановительный

К



линика

Начальный период Период разгара болезни Септикопиемия





Бактериологические исследования Лабораторная диагностика

Вводная часть (35 минут)

• Организационный момент - 3 минут

• Формулировка темы и её обоснование - 5 минут

• Определение целей занятия и плана его проведения - 5 минут

• Предварительный контроль - 30 минут

Основная часть (230 минут)

• Изучение нового материала - 10 минут

• Демонстрация преподавателем практических умений - 10 минут

• Имитация практических умений студентами - 20 минут

• Самостоятельная работа студентов:

- инструктаж к выполнению самостоятельной работы - 5 минут

- выполнение самостоятельной работы - 180 минут

- подведение итогов самостоятельной работы - 5 минут

Заключительная часть (50 минут)

• Итоговый контроль знаний и умений - 20 минут

• Оформление дневников - 10 минут

• Подведение итогов занятия - 10 минут

• Домашнее задание - 10 минут

компьютер, мультимедийный проектор, экран, выход в Internet; электронная презентация по теме занятия, учебные фильмы.

6. Организационно-деятельностная структура практического занятия

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции

1. Организация занятия:

- проверка внешнего вида, заполнение журнала. (1-3 мин)

Цель: организация пространства.

Проверяют готовность рабочего места к практическому занятию, настраиваются на успешную работу.

Оценивает готовность студентов к занятию, фиксирует отсутствующих, заполняет журнал.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Формулирование темы занятия.

Постановка учебных целей и мотивирование занятия. (5 мин)

Цель: формулирование целей занятия.

Принятие и осмысление целей и задач занятия, сосредоточение внимания.

Демонстрация слайдов с темой, целями и задачами занятия. Организует работу по определению целей занятия.

Самостоятельно формулируют цели и задачи занятия.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции