Санитарно-эпидемиологических правилах сп 3 1 7 2629-10 профилактика сибирской язвы

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 мая 2010 года N 56

Об утверждении СП 3.1.7.2629-10

(с изменениями на 29 марта 2017 года)



В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2006, N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; 2007, N 27, ст.3213; 2007, N 46, ст.5554; 2007, N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; 2008, N 30 (ч.II), ст.3616; 2008, N 44, ст.4984; 2008, N 52 (ч.I), ст.6223; 2009, N 1, ст.17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; 2004, N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы" (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарные правила с момента официального опубликования.

Приложение. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7. 2629-10. Профилактика сибирской язвы


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации
от 13 мая 2010 года N 56


Профилактика сибирской язвы

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10

(с изменениями на 29 марта 2017 года)

____________________________________________________________________
В документе учтены:
Изменения от 29 марта 2017 года (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 марта 2017 года N 45).
____________________________________________________________________

1.1. Санитарные правила устанавливают основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний сибирской язвой среди людей.

1.2. Соблюдение санитарных правил является обязательным для выполнения на всей территории Российской Федерации государственными органами, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами.

1.3. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил возложен на органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

2.1. Сибирская язва (Anthrax) представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко II группе патогенности. Болезнь у человека чаще всего протекает в кожной форме, в отдельных случаях осложняется сибиреязвенным сепсисом; может развиться генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной и кишечной формах.

2.2. Биологические свойства возбудителя.

Возбудитель сибирской язвы - Bacillus anthracis существует в двух формах - бациллярной (вегетативной) и споровой. Споровая форма устойчива к внешним воздействиям и может сохранять в почве жизнеспособность и вирулентность возбудителя в течение нескольких десятилетий.

2.3. Основными источниками возбудителя сибирской язвы для человека являются сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, свиньи), больные сибирской язвой.

Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах.

2.4. Механизм передачи возбудителя зависит от условий заражения и реализуется преимущественно контактным, пищевым (алиментарным) и аспирационным (воздушно-пылевым) путем.

Трансмиссивная передача возбудителя сибирской язвы возможна при укусах инфицированными кровососущими членистоногими.

2.5. Инкубационный период заболевания может быть от нескольких часов до 8 дней, чаще он составляет 2-3 дня.

2.6. Клинические формы заболевания сибирской язвой разнообразны и зависят от механизма и путей передачи возбудителя: кожная, легочная, желудочно-кишечная формы сибирской язвы, сибиреязвенная септицемия, другие формы сибирской язвы.

2.7. Сибирская язва у людей часто носит профессиональный характер. Контингентами высокого риска заражения являются сельскохозяйственные рабочие, работники животноводческих ферм и ветеринары, рабочие мясобоен и мясокомбинатов, кожевенных заводов, шерстомойных фабрик и цехов по изготовлению мясокостной муки и костного клея и другие.

Выделяют три типа сибирской язвы: профессионально-сельскохозяйственный (встречается у пастухов, животноводов и ветеринаров); профессионально-индустриальный (наблюдается у лиц, работающих на кожевенных, щетиношерстяных, шерстеобрабатывающих производствах); бытовой (возможен при ношении меховой или кожаной одежды из инфицированных материалов, использовании инфицированных кисточек для бритья, обработке шерсти в домашних условиях).

При этом профессионально-сельскохозяйственная и трансмиссивная инфекции имеют выраженную летне-осеннюю сезонность, профессионально-индустриальные заболевания возникают в любое время года.

Восприимчивость к сибирской язве людей тесно связана с путями заражения и величиной инфицирующей дозы.

2.8. При организации и проведении эпидемиологического надзора и планировании противосибиреязвенных мероприятий следует различать следующие понятия: эпизоотический очаг, эпидемический очаг, стационарно неблагополучный пункт, почвенный очаг и угрожаемую территорию.

2.8.1. Эпизоотический очаг - место нахождения источника или факторов передачи возбудителя инфекции в тех границах, в которых возможна передача возбудителя восприимчивым животным или людям (участок пастбища, водопой, животноводческое помещение, предприятие по переработке продукции животноводства и другие).

2.8.2. Эпидемический очаг - территория, на которой зарегистрирован случай (случаи) заболевания людей.

Границами очага является территория, на которой находятся люди, имеющие риск заражения с учетом особенностей социально-бытовой обстановки и среды, в которой пребывает источник инфекции.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года.

2.8.3. Стационарно неблагополучный пункт - населенный пункт, животноводческая ферма, пастбище, урочище, на территории которого обнаружен эпизоотический очаг независимо от срока давности его возникновения.

2.8.4. Почвенными очагами считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, "моровые поля").

"Моровые поля" - территория, на которой отмечался падеж животных, без четких границ захоронения. Территория "моровых полей" отмечается на картах и считается угрожаемой территорией.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года.

2.8.5. Угрожаемой территорией считаются животноводческие хозяйства, населенные пункты, административные районы, где имеется угроза возникновения случаев заболевания животных или людей сибирской язвой. Границы угрожаемой территории определяют органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор с учетом эпизоотической ситуации, почвенно-географических, природно-климатических условий и хозяйственно-экономических связей хозяйств, населенных пунктов, заготовительных и перерабатывающих организаций и предприятий (перегоны животных на сезонные пастбища, наличие рынков, кожевенно-сырьевых предприятий, заготовительных баз и другие).

На угрожаемых территориях в обязательном порядке формируются эпидемиологические запасы (резервы медицинских иммунобиологических препаратов, лекарственных, дезинфекционных средств, средств индивидуальной защиты, используемых при ликвидации очагов сибирской язвы). Организацию работы по формированию и хранению эпидемиологических запасов обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года)

Эпидемиологический запас должен быть сформирован из расчета не менее 10% от количества лиц, относящихся к группам риска, проживающих, в том числе временно работающих, на угрожаемых территориях.
(Абзац дополнительно включен с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года)

2.9. В зависимости от кратности и периодичности проявления эпизоотической и (или) эпидемической активности стационарно неблагополучные по сибирской язве пункты подразделяются на манифестные, или активно неблагополучные, и неманифестные, или неактивные.

Манифестными являются пункты, периодически проявляющие эпизоотическую и (или) эпидемическую активность. Они могут быть постоянно действующими, когда заболевания сибирской язвой возникают в них ежегодно или с интервалами один - четыре года, либо рецидивирующими, когда заболевания возникают периодически, с промежутками в пять и более лет.

К неманифестным относятся пункты, которые в течение многих лет не проявляли эпизоотической активности, то есть после регистрации в них последних заболеваний прошло 10 и более лет.

Манифестные пункты могут превращаться в неманифестные и наоборот.

3.1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за сибирской язвой среди людей представляет собой динамическое наблюдение за эпидемическим процессом сибирской язвы, целью которого является оценка ситуации и разработка адекватных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на недопущение распространения инфекции среди людей и формирования эпидемических очагов.

3.2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за сибирской язвой среди людей включает:

- мониторинг заболеваемости сибирской язвой среди людей, учет всех случаев сибирской язвы;

- мониторинг за циркуляцией возбудителя, выявление, учет, паспортизацию и постоянное слежение за санитарным состоянием и проявлением активности стационарно неблагополучных пунктов;

- составление кадастра эпидемических проявлений сибирской язвы и постоянный обмен информацией между заинтересованными органами об эпидемических и эпизоотических проявлениях сибирской язвы на данной территории;

- ежегодное проведение анализа ситуации по сибирской язве с учетом количества выявленных стационарно неблагополучных пунктов и динамики проявления их активности;

- слежение за проведением профилактической вакцинации лицам, профессиональная деятельность которых связана с риском заражения сибирской язвой;

- оценку эффективности проводимых мероприятий;

- прогнозирование развития эпидемиологической ситуации.

3.3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за сибирской язвой среди людей проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4.1. Выявление больных сибирской язвой осуществляют специалисты лечебно-профилактических учреждений, независимо от организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности при оказании всех видов медицинской помощи на основании клинико-эпидемиологических и лабораторных данных.

4.2. Случаем, подозрительным на заболевание сибирской язвой, считается:

- случай любых проявлений инфекционного заболевания с наличием в анамнезе контакта с животным с подтвержденным диагнозом сибирской язвы;

- случай заболеваний с характерной клинической картиной у лиц, профессионально связанных с обслуживанием животных или переработкой сырья животного происхождения;

- случай с типичной клинической картиной сибирской язвы.

4.3. Лица с подозрением на заболевание сибирской язвой подлежат немедленной госпитализации в инфекционные отделения.

4.3.1. При массовом поступлении пациентов в инфекционный стационар (отделение) проводится медицинская сортировка с целью распределения на группы и недопущения совместного пребывания лиц с характерной типичной клинической картиной заболевания и лиц с другими проявлениями инфекционных болезней.
(Пункт дополнительно включен с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года)

4.3.2. Лица, контактировавшие с больными (подозрительными на заболевание) людьми или животными (трупами животных), а также обсемененными спорами возбудителя сибирской язвы объектами внешней среды (далее - контактные лица), могут быть госпитализированы в провизорное отделение.

В случае необходимости ухода за детьми, инвалидами, а также за другими лицами, нуждающимися в уходе, контактные лица могут госпитализироваться совместно.
(Пункт дополнительно включен с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года)

4.3.3. Лечение больных сибирской язвой проводится в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.
(Пункт дополнительно включен с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года)

4.3.4. При поступлении больных с тяжелыми формами сибирской язвы, оказание им реанимационной помощи в общих отделениях реанимации не допускается. При наличии таких больных в инфекционном отделении разворачивается отделение реанимации (палата интенсивной терапии).

Оказание медицинской помощи больным сибирской язвой в общих терапевтических отделениях не допускается.

Приложение

2.1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

2.2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера".

2.3. СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации".

2.4. СП 3.1./3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".

2.5. Международные медико-санитарные правила (2005 г.)

2.6. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр, Женева, 1995 г. (МКБ-10, Женева, 1995).

2.7. СП 1.3.1285-03 "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)".

2.8. СП 1.2.036-95 "Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I - IV групп патогенности".

2.9. СП 3.1.7.2492-09 "Профилактика чумы".

2.10. СП 3.1.1.2521-09 "Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой на территории Российской Федерации".

2.11. СП 3.1.7. 2629-10 "Профилактика сибирской язвы".

2.12. СП 3.1.7. 2613-10 "Профилактика бруцеллеза" СП 3.1.7. 2613-10.

2.13. СП 3.1.7.2642-10 "Профилактика туляремии" СП 3.1.7.2642-10.

2.14. СП 3.1.2.1319-03 СП 3.1.2.1382-03 "Профилактика гриппа".

2.15. СП 3.1.084-96. Ветеринарные правила ВП 13.3.4.1100-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных"

2.16. СП 3.1.2951-11 "Профилактика полиомиелита".

1.17. СП 3.1.2.2512-09 "Профилактика менингококковой инфекции".

: В электронном документе нумерация подпунктов соответствует официальному источнику.

2.16. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17.03.2008 N 88 "О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней".

2.17. МУК 1.3.1877-04 "Порядок сбора, упаковки, хранения, транспортирования и проведения лабораторного анализа биологического материала от больных (и умерших) пациентов с подозрением на тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС)".

2.18. МУ 3.1.1. 2232-07 "Профилактика холеры. Организационные мероприятия. Оценка противоэпидемической готовности учреждений на случай возникновения очага холеры".

2.19. МУК 4.2.2413-08 "Лабораторная диагностика холеры".

2.20. МУК 4.2.2218-07 "Лабораторная диагностика и обнаружение возбудителя сибирской язвы".

2.21. МУ 3.1.7.1189-03 "Профилактика и лабораторная диагностика бруцеллеза людей".

2.22. МУ 3.1.2007-05 "Эпидемиологический надзор за туляремией".

2.23. МУ 3.1.1.2488-09 "Организация и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий против Крымской геморрагической лихорадки".

2.24. МУ 3.1.1128-02 "Эпидемиология, диагностика и профилактика заболеваний людей лептоспирозами".

2.25. МУ 3.4.2552-09 "Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевания инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения".

2.26. МУ 3.1.3.2355-08 "Организации и проведение эпидемиологического надзора в природных очагах чумы на территории Российской Федерации".

2.27. МУ 3.1.3.2600-10 "Мероприятия по борьбе с лихорадкой Западного Нила на территории Российской Федерации".

2.28. МУК 4.2.2940-11 "Порядок организации и проведения лабораторной диагностики чумы для лабораторий территориального, регионального и федерального уровней" МУК 4.2.2940-11.

2.29. МУК 4.2.2941-11 "Порядок организации и проведения лабораторной диагностики сибирской язвы для лабораторий территориального, регионального и федерального уровней".

2.30. МУК 4.2.2939-11 "Порядок организации и проведения лабораторной диагностики туляремии для лабораторий территориального, регионального и федерального уровней".

2.31. Руководство по профилактике чумы / Под ред. А.В. Наумова и Л.В. Самойловой.

2.32. Руководство по клинике, диагностике и лечению опасных инфекционных болезней / Под ред. Покровского В.И. и Иванова К.С. - М., 1994.

2.33. Лабораторная диагностика опасных инфекционных болезней: Практическое руководство / Под ред. Г.Г. Онищенко, В.В. Кутырева.

2.34. Специфическая индикация патогенных биологических объектов: Практическое руководство / Под ред. Г.Г. Онищенко.

М-658/2015 М-658/2015 от 18 июня 2015 г. по делу № 2-608/2015

гражданское дело № 2-608/2015

Именем Российской Федерации

город Славянск-на-Кубани 18 июня 2015 года

Славянский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Пелюшенко Ю.Н.,

при секретаре судебного заседания Барнаковской Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению территориального отдела в Славянском, Красноармейском, Калининском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю к администрации МО Славянский район, администрации Славянского городского поселения Славянского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении требований санитарного законодательства в отношении неопределенного круга лиц, в порядке ст. Раздел I. Общие положения > Глава 4. Лица, участвующие в деле, и другие участники процесса > Статья 46. Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц' target='_blank'>46 ГПК РФ,

Территориальный отдел в Славянском, Красноармейском, Калининском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю обратился в Славянский городской суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации МО Славянский район о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении требований санитарного законодательства в отношении неопределенного круга лиц, в порядке ст. Раздел I. Общие положения > Глава 4. Лица, участвующие в деле, и другие участники процесса > Статья 46. Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц' target='_blank'>46 ГПК РФ.

Представитель истца в лице начальника территориального отдела в Славянском, Красноармейском, Калининском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю Осмоловский С.А. в судебном заседании уточнил исковые требования. Просил суд возложить обязанность на администрацию МО Славянский район до 01.12.2015 года определить статус места, обозначенного на генеральном плане как закрытый скотомогильник с координатами, указанными в исковых требованиях.

Представитель ответчика от администрации Славянского городского поселения Славянского района Карпусенко О.В., действующая в рамках полномочий установленных ей доверенностью в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований.

Представитель третьего лица от Государственного управления ветеринарии Краснодарского края Казак С.В., действующий в рамках полномочий, установленных ему доверенностью, в судебном заседании не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований, поддержав доводы, изложенные ранее в отзыве на исковое заявление.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. Раздел I. Общие положения > Глава 4. Лица, участвующие в деле, и другие участники процесса > Статья 46. Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц' target='_blank'>46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 8.40 положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Краснодарском крае, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 709 от 09.07.2012 года территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Славянском, Красноармейском, Калининском районах имеет право предъявлять иски в случае нарушения санитарного законодательства, обращаться в суд с заявлениями в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.

Судом установлено, что при рассмотрении обращения БИС, о возможном нарушении требований санитарных норм при эксплуатации закрытого скотомогильника в городе Славянск-на-Кубани, поступившего в адрес Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю 13.04.2015 года установлено, что на территории Славянского городского поселения, между улицами Пролетарской, Рыночной, Фурманова и Щорса, в непосредственной близости от жилой застройки, расположен закрытый скотомогильник, что отражено в генеральном плане развития города Славянск-на-Кубани.

Однако, из справки главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Славянском, Красноармейском, Калининском районах ТИА № 26/1586-15-30 от 01.06.2015 года следует, что на день проверки ответчиками меры на скотомогильнике в городе Славянске-на-Кубани не проведены, а именно отсутствует ограждение по периметру места захоронения, предупреждающие таблички не установлены, не исключен доступ людей и животных на территорию места захоронения, так как обваловка нарушена, а земляной ров со стороны улицы Пролетарской большей частью засыпан, непосредственно рядом со скотомогильником продолжается строительство индивидуальных жилых домов, при этом производится разрытие грунта при устройстве фундаментов. Индивидуальные жилые дома расположены по периметру закрытого скотомогильник на расстоянии 50-120 м. До настоящего времени работы по сокращению размеров ориентировочной 1000 м зоны скотомогильника не ведутся.

Таким образом, в целях обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека, защиты прав граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, недопущения опасности причинения вреда в будущем, суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению.

Уточненные исковые требования территориального отдела в Славянском, Красноармейском, Калининском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию МО Славянский район до 01.12.2015 года определить статус места, обозначенного на генеральном плане как закрытый скотомогильник с координатами 45 16 17,46 северной широты и 35 5 38.08 восточной долготы.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд в течение одного месяца.

Мотивированный текст решения изготовлен: 22.06.2015 года.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волова Людмила Юрьевна

Сохранение устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера , проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, создание условий, необходимых для их культурного развития, традиционного кочевого образа жизни, традиционной хозяйственной деятельности и промыслов задача, которая стоит перед современным обществом. В условиях чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера возникновения очага сибирской язвы в Ямальской тундре, который был зафиксирован в июле 2016 года, необходимо было действовать быстро, четко, слаженно и при этом учитывать особенности сложившегося быта и кочевого образа жизни коренного населения. В представленной работе анализируются проблемы, которые возникли при проведении комплекса противоэпидемических мероприятий , а именно вакцинации против сибирской язвы коренных малочисленных народов Севера , ведущих кочевой образ жизни и пути их решения. Очевидно, что приобретенный опыт работы в чрезвычайной ситуации позволил нам обобщить основные аспекты деятельности в условиях тундры и еще раз убедиться в важности соблюдения уклада жизни, особенности культуры, сохранение исконной среды обитания коренных северян, при организации мероприятий, от которых зависит их дальнейшее гармоничное существование и благосостояние.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Волова Людмила Юрьевна

Organization of vaccination against anthrax in a planned manner and for epidemic indications in Yamalo-Nenets Autonomous District

The one of the main aims of contemporary society is sustainable development of the Small Peoples of the Far North in Yamalo-Nenets Autonomous district, create the conditions for cultural development, traditional nomadic life, traditional crafts. There was emergency situation, the outbreak of Аnthrax, in Jule 2016. It was necessary to act rapid, accurately, coordinately, taking into account the traditional lifestyle features and nomadic life of Small Peoples of the Far North . In this article there are analysis of problems and their solutions, which were detected in set of anti-epidemic measures , namely in vaccination of the indigenous population of The Far North. Obviously, acquired experience of the emergency situation allowed us to summarize course of anti-epidemic action in the tundra аnd to confirmed of importance of protection the traditional nomadic life and traditional culture once more. Harmonious existence of indigenous population and their welfare are depend on correctly anti-epidemic measures .

ОРГАНИЗАЦИЯ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВ СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ В ПЛАНОВОМ ПОРЯДКЕ И ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ ПОКАЗАНИЯМ НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Дата поступления 28.08.2018

Сохранение устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, создание условий, необходимых для их культурного развития, традиционного кочевого образа жизни, традиционной хозяйственной деятельности и промыслов - задача, которая стоит перед современным обществом. В условиях чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера - возникновения очага сибирской язвы в Ямальской тундре, который был зафиксирован в июле 2016 года, необходимо было действовать быстро, четко, слаженно и при этом учитывать особенности сложившегося быта и кочевого образа жизни коренного населения. В представленной работе анализируются проблемы, которые возникли при проведении комплекса противоэпидемических мероприятий, а именно вакцинации против сибирской язвы коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни и пути их решения. Очевидно, что приобретенный опыт работы в чрезвычайной ситуации позволил нам обобщить основные аспекты деятельности в условиях тундры и еще раз убедиться в важности соблюдения уклада жизни, особенности культуры, сохранение исконной среды обитания коренных северян при организации мероприятий, от которых зависит их дальнейшее гармоничное существование и благосостояние.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера, противоэпидемические мероприятия, вакцинация против сибирской язвы в условиях тундры.

Волова Людмила Юрьевна -e-mail: volova l@mail.ru

The one of the main aims of contemporary society is sustainable development of the Small Peoples of the Far North in Yamalo-Nenets Autonomous district, create the conditions for cultural development, traditional nomadic life, traditional crafts. There was emergency situation, the outbreak of Anthrax, in Jule 2016. It was necessary to act rapid, accurately, coordinately, taking into account the traditional lifestyle features and nomadic life of Small Peoples of the Far North. In this article there are analysis of problems and their solutions, which were detected in set of anti-epidemic measures, namely in vaccination of the indigenous population of The Far North. Obviously, acquired experience of the emergency situation allowed us to summarize course of anti-epidemic action in the tundra and to confirmed of importance of protection the traditional nomadic life and traditional culture once more. Harmonious existence of indigenous population and their welfare are depend on correctly anti-epidemic measures.

Key words: the Small Peoples of the Far North, anti-epidemic measures,

vaccination against Anthrax in the tundra.

Ямал - историческая родина коренных малочисленных народов Севера. Численность их составляет около 40 тысяч человек. Оленеводство и рыболовство является их традиционно сложившейся основой хозяйствования, их источником жизнеобеспечения.

23 июля 2016 года получена информация из ветеринарной службы о падеже 1500 голов оленей в Яр-Салинской тундре. 24 июля 2016 года из материала павших животных выделена Bacillus anthracis.

Возникновение очага сибирской язвы связано с оттаиванием грунта в условиях аномально жаркого лета и кас-ланием оленей в зоне мора прошлых лет.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: оценка эффективности организации вакцинопрофилактики против сибирской язвы при проведении комплекса противоэпидемических мероприятий в условиях тундры среди коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни.

Применялись методы полевых исследований, экспертных интервью, анализа медицинской литературы.

Распоряжением губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) от 25 июля 2016 года № 181-Р «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории выпаса северных оленей, принадлежащих частным оленеводческим хозяйствам, в районе

С целью проведения противоэпидемических мероприятий в очаге сибирской язвы была организована вакцинация против сибирской язвы по эпидемическим показаниям населения и поголовья оленей 4. Всего в период проведения мероприятий по ликвидации очага были вакцинированы 14 476 человек: взрослых - 13 821, из них 7 336 лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, детей старше 14 лет - 804, из них 655 из числа коренных малочисленных народов Севера. Так же были вакцинированы 247 353 оленей.

Вакцинация была организована в соответствии с инструкцией по применению вакцины сибиреязвенной живой [5], которая предусматривала проведение первичной двукратной иммунизации по эпидемическим показаниям подкожным способом введения вакцины с интервалом между прививками 20-30 дней и последующей плановой ревакцинацией.

Учитывая традиционный кочевой образ жизни коренных малочисленных народов Севера, при осуществлении мероприятий по вакцинопрофилактике и ее дальнейшей эффективной организации необходимо было решить следующие вопросы:

1. Можно ли лицам, получившим двукратную вакцинацию против сибирской язвы в августе - сентябре 2016 года провести ревакцинацию в марте - апреле 2017 года?

2. При организации первичной вакцинации против сибирской язвы допустимо ли увеличение интервала между первой и второй прививками, если допустимо, то какой максимальный временной промежуток?

3. По эпидемическим показаниям вакцинацию против сибирской язвы проводят методом подкожного введения, вакцинацию в плановом порядке должны проводить накожным методом или можно продолжать введение подкожно?

По итогам проведенной работы по решению поставленных задач, в соответствии с полученными разъяснениями ведущих специалистов в сфере вакцинопрофилактики и инфекционных заболеваний 8, мероприятия по организации иммунизации осуществлялись в следующем порядке:

1. Плановая ревакцинация коренных малочисленных народов Севера была осуществлена в первом квартале 2017 года - через 6 месяцев после проведенной ранее двукратной вакцинации, т. е. перед наиболее опасным в отношении заражения сибирской язвой периодом (весенне-летний период), тогда как, согласно инструкции по применению вакцины сибиреязвенной живой, дальнейшая ревакцинация должна проводится через 12 месяцев.

2. При проведении первичной вакцинации и возникновению затруднений соблюдения интервалов между первой и второй прививками допускается увеличение интервала до 2 месяцев.

3. В плановом порядке первичная вакцинация коренных малочисленных народов Севера проводится подкожным способом введения, т. к. кочевой образ жизни не создает возможности для осуществления правил личной гигиены, что при накожном способе введения вакцины может способствовать развитию нежелательных явлений (расчесы, нагноения и пр.) и как следствие снижение приверженности вакцинации.

В настоящее время вакцинопрофилактика против сибирской язвы проводится в плановом порядке. Ежегодно из бюджета ЯНАО выделяются денежные средства на приобретение вакцины для профилактики сибирской язвы. Для организации своевременных мероприятий по проведению иммунизации против сибирской язвы коренного кочующего населения, проживающего в условиях тундры, а именно организации перевозки медицинских работников авиатранспортом к местам проведения иммунизации против сибирской язвы оленеводов и членов их семей, проживающих в условиях тундры, и как следствие обеспечение полного охвата прививками указанных контингентов, организована работа по оказанию услуг по выполнению воздушных перевозок вертолетами [10]. В 2017 году из запланированных 799 полетных часов израсходованы 752,55 часов. В 2018 году работа в данном направлении активно продолжается, регулярно совершаются вылеты по маршрутам каслания семей оленеводов.

В 2017 году всего вакцинировано против сибирской язвы 1297 человек, в том числе 1017 коренных малочисленных народов Севера, из них 652 ребенка старше 14 лет; ревакцинированы 7 640 человек, в том числе 6 801 коренных малочисленных народов Севера, из них 675 детей старше 14 лет.

В 2018 году, по состоянию на 26 июня, всего вакцинированы против сибирской язвы 335 человек, в том числе 311 коренных малочисленных народов Севера, из них 286 детей старше 14 лет; ревакцинированы 4 584 человека, в том числе 4 140 коренных малочисленных народов Севера, из них 577 детей старше 14 лет.

2. Профилактика сибирской язвы: СП 3.1.7.2629-10 (с изменениями): утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ 29 марта 2017 г.

Profilaktika sibirskoj yazvy: SP3.1.7.2629-10 (s izmeneniyami): utverzhdennye glavnym gosudarstvennym sanitarnym vrachom RF 29 marta 2017 g.

Osushhestvleniya profilakticheskikh, diagnosticheskikh, lechebnykh, ogranichitel'nykh i inykh meropriyatij, ustanovleniya i otmeny karantina i inykh ogranichenij, napravlennykh na predotvrashhenie rasprostraneniya i likvidatsiyu ochagov sibirskoj yazvy [ehlektronnyj resurs]: Veterinarnye pravila,

5. Инструкция по применению вакцины сибиреязвенной живой, утвержденной главным государственным санитарным врачом РФ 04 июля 2017 г. № 01-11/121-07.

Instruktsiya po primeneniyu vaktsiny sibireyazvennoj zhivoj, utverzhdennoj glavnym gosudarstvennym sanitarnym vrachom RF 04 iyulya 2017 g. № 01-11/121-07.

6. Письмо начальника научно-исследовательского центра 48 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации Туманова А.С. от 28 октября 2016 г. № 3005.

Pis'mo nachal'nika nauchno-issledovatel'skogo tsentra 48 TSentral'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta Ministerstva oborony Rossijskoj Federatsii Tumanova AS. ot 28 oktyabrya 2016 g. № 3005.

8. Письмо заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Краевого С.А. № 27-3/10/2-1370 от 28 февраля 2017 года.

Pis'mo zamestitelya ministra zdravookhraneniya Rossijskoj Federatsii Kraevogo S.A., № 27-3/10/2-1370 ot 28 fevralya 2017 goda.

9. Письмо главного внештатного специалиста по инфекционным болезням Министерства здравоохранения Российской Федерации Шестаковой И.В. № 412 от 05 января 2017 года.

Pis'mo Glavnogo vneshtatnogo spetsialista po infektsionnym boleznyam Ministerstva zdravookhraneniya Rossijskoj Federatsii SHestakovoj I.V. № 412 ot 05 yanvarya 2017 goda.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции