Сахих аль бухари хадис о чуме


Чёрная смерть 'Амвас

Один из признаков, отличающих истинного пророка от лжепророка – правдивость в словах. Если пророк предсказывает свершение какого-либо явления, в настоящем или в будущем, то оно неизбежно произойдёт.

В одном из своих изречений Пророк Мухаммад ﷺ перечислял признаки конца света. Причём первым из них он назвал свою смерть, что говорит о том, что обратный отсчёт разрушения Вселенной запущен еще 14 веков назад. Затем он упомянул взятие Иерусалима и только после этого сообщил о массовой гибели, которая постигнет исламскую умму.

С целью максимального понимания смысла Пророк ﷺ в этом хадисе провёл аналогию с болезнью, которая морит домашний скот. Для арабов, привыкших к животноводству, это сравнение было более чем понятным.

Этот хадис поражает не только хронологической точностью сказанного, но и тем, что предстоящая массовая гибель постигла умму в ближайшей перспективе, то есть ударила по первому поколению мусульман, по тем, кто был непосредственным свидетелем этих слов.

Тогда сподвижники едва ли могли знать, что речь идёт об эпидемии, которая беспощадно унесёт множество человеческих жизней. Но они всецело верили словам Пророка ﷺ и, возможно, морально готовились к этой разрушительной чуме.

К слову, чёрная смерть (так иначе принято называть чуму) – одна из самых катастрофических болезней, когда-либо постигавших человечество. Чума несёт массовую погибель, от неё на всём протяжении человеческой истории погибли десятки и десятки миллионов людей. Только в одной Европе чума, по разным данным, истребила до 60 млн человек, что соответствует одной трети всей населения Европы.

Чума может постигнуть людей вне зависимости от их веры или неверия, расовой или конфессиональной принадлежности. Однако для представителей общины Пророка Мухаммада ﷺ чума является милостью, тогда как на народы, жившие до нас, чума насылалась как кара Всевышнего.

В хадисе, переданном от супруги Пророка Айши (да будет доволен им Аллах), говорится, что однажды она задала Посланнику Аллаха ﷺ вопрос о чуме, и он сказал ей:

كَانَ عَذَابًا يَبْعَثُهُ اللهُ تَعَالَى عَلَى مَنْ يشَاءُ، فَجَعَلَهُ اللهُ تعالى رَحْمَةً للْمُؤْمِنينَ، فَلَيْسَ مِنْ عَبْدٍ يَقَعُ في الطَّاعُونِ فيمكثُ في بلدِهِ صَابرًا مُحْتَسِبًا يَعْلَمُ أنَّهُ لا يصيبُهُ إلاَّ مَا كَتَبَ اللهُ لَهُ إلاَّ كَانَ لَهُ مِثْلُ أجْرِ الشّهيدِ

Чума, которую предсказывал Пророк, дала о себе знать в 18-м году по хиджре во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах. Эпицентром заражения стала палестинская деревня 'Амвас. В последующем в зоне заражения окажется весь Шам и Ирак.

Мусульмане оказались не готовы к такой смертоносной и заразной болезни, поэтому пребывали в полном смятении и замешательстве. Конкретного плана по ликвидации чумы, естественно, не было. Некоторые из них предлагали отправиться в соседние регионы, а другие видели в этом бегство от судьбы.

Халиф Умар в это время находился в Шаме и после некоторого обсуждения ситуации решил прервать свою поездку и вернуться в Медину. Примерно в таком духе состоялся диалог между халифом Умаром и командующим Шамом Абу 'Убайдой (да будет доволен ими обоими Аллах).

Таким образом, Абу 'Убайда и другие мусульмане, проживавшие в Шаме и Ираке, оказались в кольце убийственной и беспощадной эпидемии, они были обречены на погибель. Халифу было крайне тяжело смириться с тем, что видный сподвижник Пророка ﷺ Абу 'Убайда погибнет от чумы. Поэтому он сделал попытку вызволить его из Шама и тем самым спасти от заразы.

Всё же халиф сделал попытку защитить мусульман от постигшей их чумы. В своём очередном письме Абу 'Убайде халиф велел ему эвакуировать мусульман на возвышенность, там воздух, как правило, бывает чище.

С аналогичным обращением выступил перед людьми и Му'аз ибн Джабал, который также был поражен чумой. Среди погибших от чумы были также и другие сподвижники Пророка ﷺ : Сухайл ибн 'Амр, Шурахбиль ибн Хасана, Язид ибн Абу Суфьян и другие (да будет доволен ими всеми Аллах).

В общей сложности чума 'Амвас унесла от 25 до 70 тысяч мусульманских жизней. В конечном счёте план по эвакуации мусульман, который был рекомендован халифом, осуществил 'Амр ибн аль-'Ас. Свежий горный воздух сделал своё дело, с чумой наконец-то было покончено, но какой ценой это было сделано…

Подготовил Хаджимурад Алиев


СТАТЬИ

  • Академия Корана: Наша цель – помочь вам получить наивысшую награду Аллаха Об АкадемииОбразование онлайн становится популярнее с каждым днем, ведь.
  • Изучение Арабского языка и Таджвида Отличный Сайт! Я с этого сайта с 0 нуля выучил арабский алфавит, потом научился.
  • Обучение намазу (необходимый минимум) بسم الله.

Заразные болезни и эпидемии – что говорится об этом в Исламе?


Акыда Ахлю-Сунна говорит о том, что заразные болезни не заразны сами по себе. Болезни передаются исключительно по воле Аллаха, и Он лишь один может дать исцеление от болезни.

В разделе, касающемся средств (асбаб), причин и следствий, имам Байджури в своем комментарии на Джаураха ат-Таухид пишет, что существует т.н. талязум ‘адий (привычная связь) между вещами, которую мы принимаем за причины и следствия. Этот вопрос также отражен в некоторых комментариях на акыду Бад’у ль-Амали.

Болезнь происходит не от вступления в контакт с инфицированным человеком, она результат воли Аллаха. Тем не менее, существует связь между воздействием больного человека и заражением (болезнью). Заражение болезнью – это средство, которое использует Аллах, если хочет поразить кого-то болезнью.

Имея в виду вышеприведенный хадис, по мнению некоторых ученых, посещать территорию, охваченную эпидемией, является макрух тахрими (сильно нежелательно), если человек боится, что он заболеет из-за его посещения этой местности, а не по воле Аллаха. Кроме того, также сильно нежелательно покидать район, охваченный болезнью, если это заставит человека поверить, что он был спасен от болезни из-за своего отъезда, а не по воле Аллаха.

Тем не менее, другие ученые считают сильно нежелательным посещать или уезжать из области, охваченной эпидемией болезни, независимо от своих мыслей и убеждений.

В качестве исключения из общего правила будет допустимым для человека оставить область эпидемии, если есть реальная необходимость. Например, если ему нужно лечь в больницу в другой местности для лечения.

Кроме того, Ибн Хаджар, рахимахуллах, сказал, что человек из другой местности, который оказался в районе эпидемии, но уже собрался уезжать, когда там началась эпидемия болезни, будет освобожден от запрета покидать её.

Ниже приведены несколько исламских принципов медицинской этики в отношении борьбы с эпидемиями:

3) Следует избегать употребления потенциально опасных продуктов и пользоваться вещами, которые могут быть средством возникновения болезни.

4) Допускается забивать больных животных.

5) Не пользоваться одними и теми же вещами. Перчатки, иглы, одежду необходимо регулярно менять. Точно так же, постельные принадлежности следует часто стирать.

6) Как можно скорее похоронить умершего: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал общее указание, что умерших следует хоронить без задержек.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди


О чуме и о том, что [чума] есть наказание, так не являйтесь же [туда, где] она [получила распространение, но] и не убегайте от неё.

1499 — Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что [в своё время][1] ‘Умар ибн аль-Хаттаб выступил [в поход] на Шам. Когда он достиг Сарга[2], его встретили командующие войсками[3], а именно — Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах и его товарищи, которые сообщили ему, что в Шаме началась [эпидемия] чумы.

[1] Здесь речь идёт о событиях 639 г.

[2] С а р г — селение между Табуком и Мааном близ границ Шама и Хиджаза.

[3] Здесь имеются в виду войска, которые были расквартированы в Иордании, Палестине, Дамаске, Хомсе и Киннасрине.

[4] Здесь имеются в виду те люди, которые переселились из Мекки в Медину до того, как мусульмане стали молиться, обращаясь лицами к Мекке, то есть до 624 г

[5] Имеется в виду сражение с врагом.

[6] То есть до овладения Меккой мусульманами. Возможно также, что речь идёт о людях, принявших ислам и переселившихся из Мекки в Медину после победы, когда необходимость в переселении по религиозным причинам уже отпала. Несмотря на это, их также называли мухаджирами.

[7] То есть возвращаюсь в Медину.

[8] Таким образом, ‘Умар, не знавший, что по этому поводу говорил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и выслушавший мнения всех авторитетных людей, принял самостоятельное решение.

[9] То есть если бы это сказал кто-нибудь другой, я бы не удивился.

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

В достоверных сборниках имамов аль-Бухари и Муслима, да будет доволен ими Аллах, передается, что когда сподвижники переселились в Медину, одним из первых испытаний, постигших их, стала эпидемия[1]: в Медине свирепствовала лихорадка, которая поразила некоторых сподвижников. Те, кто думает, что наш Пророк ﷺ и его сподвижники прошли свой путь с комфортом, цветами, подарками, сильно ошибаются. Путь Пророка ﷺ и его сподвижников был полон испытаний и бедствий, но они прошли его достойно и показали наилучший пример всем последующим поколениям.

Итак, одним из первых испытаний после переселения была лихорадка, которая свирепствовала тогда в Медине. У мухаджиров, которые только переселились туда, не было никакого иммунитета против этой болезни, и многие из них заболели. Передается, что в числе заболевших были Абу Бакр и Биляль, да будет доволен ими Аллах. Когда Абу Бакра отпускала лихорадка, он говорил:

كُلُّ امْرىءٍ مُصَبَّحٌ فِي أهلِهِ والْمَوْتُ أدْنَى مِنْ شِرَاكِ نَعْلِه

Каждый из нас просыпается и думает, что он будет веками жить в этом мире; и каждый уверен, укладываясь спать, что завтра он проснется и будет жить долго. Однако, на самом деле, смерть ближе к человеку, чем ремешки его сандалий. В то время носили сандалии, и ремешки этих сандалий были самой отдаленной частью одежды человека; чтобы завязать их, нужно было нагнуться или сесть, в то время как остальную одежду надеть гораздо проще. Получается, что обувь — это самая далекая часть одежды, для надевания которой нужно либо присесть, либо нагнуться. Поэтому именно этот пример приводит Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, указывая на близость смерти. Хотя ремешки сандалий и кажутся далекими по сравнению с остальной одеждой, это все равно очень близко. Человек не знает, сколько он проживет.

Что мы видим в этой истории? Мы видим то, что называют эпидемией опасную инфекционную болезнь, которая быстро распространяется и приводит к смертельным исходам. Это не ново. Эпидемии были во времена Пророка ﷺ, были и до него, и после него. Как мусульмане относились к этому бедствию? Именно об этом мы хотим сегодня напомнить себе, в первую очередь, а также нашим братьям и сестрам, которые наблюдают за происходящим сегодня в мире и хотят узнать что-либо из Сунны нашего Пророка ﷺ, имеющее отношение к этим событиям.

Мы приведем десять советов, назиданий и напоминаний, взятых из Священного Корана и достоверной Сунны, и относящихся к эпидемиям и болезням.

Первый совет — не верить всему, что говорят люди. Сегодня газеты, каналы, всевозможные социальные сети переполнены информацией, слухами и прогнозами об этой болезни, и большая часть всего этого не имеет под собой никакой основы.

Всевышний Аллах сказал в Своей Священной книге:

وَإِذَا جَاءَهُمْ أَمْرٌ مِّنَ الْأَمْنِ أَوِ الْخَوْفِ أَذَاعُوا بِهِ ۖ

Многие из этих новостей недостоверны. Мы не должны уподобляться немусульманам, которые берут откуда попало эти новости, в результате распространяется паника и люди становятся подобны диким животным, и специально нагнетается обстановка. Именно в таких экстраординарных ситуациях и проявляются среди мусульман праведные люди, которые следуют Корану и Сунне, — они не идут на поводу у всевозможных слухов, прогнозов, скандальных статей или поддельных роликов.

Второй совет — брать информацию только из официальных достоверных источников. Сказал Всевышний Аллах в том же аяте, который мы упомянули выше:

وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَىٰ أُولِي الْأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنبِطُونَهُ مِنْهُمْ ۗ

Те, кто обладает властью и знанием, выведут правильное решение из имеющихся фактов. Поэтому не надо распространять сведения из недостоверных источников. Информацию следует брать только из проверенных источников, от тех людей, которые известны своей честностью и праведностью, даже если они немусульмане. Мы не говорим, что все немусульмане лжецы, среди них тоже есть честные люди. Есть организации и отдельные люди, которые освещают события только на основании фактов и доводов, не опираясь на эмоции.

Третий совет — полностью уповать на Аллаха. Именно в таких ситуациях видно, насколько люди, которые уповают на Аллаха, отличаются от тех, которые уповают на причины. На причины нельзя уповать, причины нужно создавать, но уповать нужно только на Аллаха.

Говорит Всевышний Аллах в Коране:

وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ ۚ

Этот достоверный хадис привел имам Муслим в своем сборнике, и мусульмане должны знать, что следует прикрывать еду и питье, чтобы болезнь не распространилась и они не стали источником ее распространения.

Десятый совет — возвращаться к вере. Это возвращение к настоящей вере, к единобожию, потому что спасение — только от Аллаха, а Аллах спасает верующих. Когда пророк Юнус, мир ему, оказался в бедствии, из мрака он воззвал к своему Господу, Свят Он и Велик:

فَنَادَىٰ فِي الظُّلُمَاتِ أَن لَّا إِلَٰهَ إِلَّا أَنتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنتُ مِنَ الظَّالِمِينَ . فَاسْتَجَبْنَا لَهُ وَنَجَّيْنَاهُ مِنَ الْغَمِّ ۚ وَكَذَٰلِكَ نُنجِي الْمُؤْمِنِينَ

Аллах спасает верующих, поэтому пора вернуться к Иману. Тем людям, которые отдалились от веры, благочестия, праведности, пора вернуться к ним. Эпидемии приходят для того, чтобы напомнить верующим, что человек может умереть в любую минуту, чтобы они вернулись к вере, чтобы они поняли, что этот мир — лишь испытание. Эта жизнь мимолетна. Кто-то проживет день, кто-то час, кто-то сто лет — но в итоге все умрут, без исключения. Все люди умирают, лучшие из людей умирали, — а кто готов к этому? Кто готов вернуться к Аллаху? Для того, чтобы мы задумались об этом, Аллах и посылает эти испытания.

Аллах посылает эти испытания также для того, чтобы мы обратили внимание на больных, находящихся рядом с нами, на то, что они нуждаются в нашей помощи. Вокруг нас очень много больных и без этой эпидемии. Есть болезни, от которых люди не нашли пока никаких лекарств. Есть инвалиды.

Несомненно, очень много назиданий заключено в этой эпидемии, и каждый верующий должен извлечь из нее полезные уроки, обратить внимание на свои недостатки, вернуться к Аллаху и укрепить свою веру. Пусть это испытание обернется для нас возвращением к Иману, возвращением к единобожию и глубоким осознанием того, что только Аллах может излечить человека и остановить эту эпидемию. Только Он. Все люди собрались сегодня со всеми своими технологиями, со всеми университетами, академиями, научными центрами — и они не могут остановить эту эпидемию. Она не вчера началась, ей уже как минимум несколько месяцев, и ее никто не может остановить. Разве это не знамение, что у Аллаха есть такие воины, такие войска, которые изменят этот мир в одно мгновение, если пожелает Всевышний?

Посмотрите, сколь многое сегодня поменялось. Разве месяц назад кто-нибудь мог предположить, что такие события будут происходить в мире? Никто не думал, что такое вообще возможно. Сегодня мир уже стал другим, не таким, как месяц назад. Просто одна болезнь, просто вирус, который не могут вылечить… Если Аллах пожелает, Он ниспошлет в этот мир что-то иное, отличное от этого вируса, — и мир полностью изменится. У Аллаха есть силы на все, что Он пожелает. Поэтому единственное решение, существующее для нас, — вернуться к Аллаху, следовать Его религии.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ ۚ

Уповающий на Аллаха не переживает по поводу происходящего, он не впадает от этого в истерику, не испытывает стресса или депрессии. Мы видим сегодня, какая истерика у неверующих, у атеистов, у далеких от религии людей, какой ужас на их лицах. Почему? Потому что у них нет веры, нет упования, они живут только этим миром. У них нет ничего другого, кроме этого мира, в отличие от верующих, которые знают, что этот мир — всего лишь краткое испытание.

Поэтому, уважаемые братья и сестры, не забывайте о том, что итогом любой жизни является следующий мир. Все мы направляемся к нему, и все мы вернемся к Аллаху, каждый из нас предстанет перед Ним, и с каждым Аллах будет говорить по отдельности, и у каждого будет свой суд. И не помогут человеку в этот День ни родственники, ни близкие, ни дети, ни родители. Никто ему не поможет. Поможет ему только то, что он сделал из благого, каким он был в этом мире, на чем он умер и как он вернулся к Всевышнему.

Просим Аллаха сделать нас теми, кем Он доволен, чтобы мы вернулись к Нему праведными рабами и были в этом мире благом для всех народов, призывая их к единобожию, призывая их к истине!

А Аллаху известно лучше.

Во многих странах в связи с эпидемией отменены все коллективные молитвы, в том числе и пятничная. Что делать в данном случае: совершать ее дома или совершать вместо нее зухр?

Что касается молитвы в джамаате — нет сомнения, что это является обязательным для верующих. Однако, если в той или иной местности авторитетные, обладающие знаниями мусульмане решили отменить коллективные молитвы по причине опасности распространения болезни из-за больших собраний, то нужно следовать этому решению и не нарушать его. В таких ситуациях на мусульманах нет никакого греха за оставление коллективных молитв. Однако люди, выносящие такое решение, должны подходить к нему очень серьезно. Нельзя брать на себя такую ответственность под влиянием эмоций или под воздействием недостоверной информации, а сегодня очень много информации распространяют всякие газеты, сайты, и не вся она является истиной. Отмена коллективных молитв — это очень непростое и очень ответственное решение, необходимо все тщательно и без спешки взвесить. Если в регионе есть реальная опасность развития эпидемии, тогда можно отменить коллективные молитвы.

Если в данном регионе опасности нет, нет случаев заражения, то нет и необходимости в отмене коллективных молитв. Можно предпринимать другие профилактические меры: предупредить людей, чтобы не приходили те, кто почувствует недомогание; использовать какие-то антисептические или дезинфицирующие средства в мечетях, маски надевать и так далее.

Мы сейчас обращаемся к обеим категориям людей. Простые мусульмане пусть следуют за теми, кто обладает знаниями и властью в данной местности. Пусть делают то, что им сказали, не нужно противиться или что-то придумывать. На них не будет греха, если они оставят коллективные молитвы по решению мусульманских властей, будь то духовное управление или какое-то собрание мусульман. Если те приняли неправильное решение, не имея для него серьезных причин, то грех ляжет на них, а не на простых мусульман. Те же, кто принимает решение, пусть подойдут к этому грамотно и ответственно, с учетом всех факторов, времени и места.

То есть мусульмане не собираются дома и не совершают пятничный намаз, а молятся дома четыре ракаата зухра?

Да, если коллективные молитвы отменены, в пятничный день каждый совершает дома зухр в четыре ракаата, как обычно со своей семьей, и этого достаточно.

Если посуда осталась не накрытой, как наутро следует поступить с продуктами из этой посуды?

Если посуда не была накрыта, то еду, которая в ней находилась, можно есть. Мы не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что именно этого сосуда именно этой ночью коснулась болезнь, у нас нет на это довода. Один Аллах знает, что произошло с этим сосудом или с этими продуктами, поэтому их можно употреблять в пищу, если нет явного доказательства обратного.

Если местность поразила эпидемия, то мусульманину следует оставаться там и стать мучеником, если этого пожелает Аллах, или он имеет право покинуть эту землю?

Хадис Пророка ﷺ относительно подобной ситуации предельно ясен. Если в ту землю, где ты находишься, пришла эпидемия, уезжать оттуда нельзя, чтобы не стать источником дальнейшего распространения болезни. Это ясный приказ Пророка ﷺ, не нужно ему противоречить и пытаться убежать от эпидемии. Поэтому оставайся дома, создавай причины, чтобы не заболеть самому и оградить от болезни свою семью, и полагайся на Аллаха. Все в Руках Всевышнего.

Разъясните, пожалуйста, более подробно, что означает: началась эпидемия? Например, в некоторых регионах зафиксирован один случай заболевания, Это же не говорит о том, что в этом регионе эпидемия уже началась?

Нет, конечно. Один-два человека — это не эпидемия. В любой стране какое-то количество людей умирает от простого гриппа или в результате аварий и несчастных случаев, мы же не называем это эпидемией. Во всемирной организации здравоохранения существуют стандарты, позволяющие определить, затронут регион эпидемией или нет. Условно говоря, когда тысячи людей болеют и сотни умирают — это уже эпидемия. А если несколько случаев на всю страну, как например, говорят, что в России на 150 миллионов человек около несколько сотен заболевших — это не эпидемия. То есть из России сейчас можно выехать, это не будет бегством из местности, где распространилась болезнь. Но несмотря на это, нужно быть внимательным, нужно создавать дозволенные причины.

Можно ли принимать лекарства для профилактики, или это будет означать, что у человека нет упования на Аллаха?

Здесь важно упомянуть и другие причины, кроме лекарств, поскольку эта болезнь особенно распространяется среди старых и больных людей с ослабленным иммунитетом, необходимо обращать внимание на свое здоровье: заниматься спортом, правильно питаться, вести здоровый образ жизни, отдаляться от всего запретного. Без сомнения все это является причинами для того, чтобы избежать болезни, и все эти причины дозволены, лекарства в том числе.

Если сосуд находится в холодильнике, его тоже следует накрывать или нет?

Нет, если сосуд находится в холодильнике или в другой закрытой емкости, он подобен накрытому.

Какие дуа из Сунны лучше делать в этой ситуации?

Дуа, которому Посланник Аллаха обучал своих сподвижников:

اللهم إني أعوذ بكَ مِنْ جَهْدِ البَلاَءِ ، وَدَرَكِ الشَّقَاءِ ، وَسُوءِ القَضَاءِ ، وَشَمَاتَةِ الأَعْدَاءِ

[Аллахумма инни а’узу бикя мин джахди ль-баля, уа дараки ш-шакъа, уа су иль-къада, уа шаматат иль-а’да]

Также можно говорить и другие достоверные дуа, известные из Сунны, и, конечно, утренние и вечерние азкары, которые являются сильной защитой от болезней и для самого человека, и для его семьи.

Если умерший от коронавируса считается шахидом, означает ли это, что его не следует омывать?

Нет, такой человек является шахидом у Аллаха.

Шахиды бывают трех видов.

1. Шахид у Аллаха и у людей — это человек, который погиб в бою на пути Всевышнего. Мы не омываем его тело и не покрываем его саваном, то есть хороним его в той одежде, в которой он погиб, и не совершаем над ним джаназу; он не нуждается во всем этом.

2. Шахид у людей, но не у Аллаха — это тот, кто погиб на пути Аллаха, не обладая правильным намерением. Мы хороним его как шахида, то есть не совершаем над ним джаназу, не покрываем его саваном и не омываем его. В этом мире мы относимся к нему как к шахиду, но перед Аллахом он таковым не является по причине отсутствия у него правильного намерения.

3. Шахиды у Аллаха — это те, о которых идет речь в данном случае: умерший от эпидемии, погибший под обломками, утонувший, женщина, умершая при родах и так далее — все эти люди являются шахидами перед Аллахом, но в этом мире к ним относятся как к простым мусульманам и хоронят их как простых мусульман, омывая их, заворачивая в саван и совершая над ними джаназу.

Стоит ли идти на пятничную молитву, если у тебя признаки ОРВИ, температура, кашель и насморк?

Нет, не стоит. Лучше остаться дома, чтобы не стать причиной распространения болезни. Нужно остаться дома, пройти необходимую проверку, чтобы узнать точно, что это за болезнь, и не соприкасаться с людьми, пока не будет ясности в этом вопросе.

Нужно ли создавать причины, надевать маски и носить перчатки?

Если в этом есть польза, то, конечно, нужно создавать причины. Какие именно — такие вопросы лучше задавать не мне, а врачам, медработникам, специалистам, которые в этом разбираются. Это уже чисто медицинские вопросы: кому именно следует надевать перчатки или маски, какие именно их виды и так далее.

Если я нахожусь в той местности, где уже началась эпидемия, но это не то место, где я живу, и мне нужно попасть домой через какое-то время, можно ли мне совершить эту поездку?

Если это место эпидемии, то лучше не покидать его. Однако если есть крайняя необходимость, виза, например, заканчивается, или есть другая безотлагательная причина, тогда можно выехать, но сразу по приезду следует обратиться в соответствующие учреждения и пройти необходимую проверку, чтобы не стать источником распространения болезни.

В одном из городов России объявили, что пятничная молитва пройдет в онлайн режиме. Дозволено ли подобное?

Пятничную молитву не совершают таким образом. В онлайн режиме коллективная молитва не совершается, потому что ее условиями являются ряды и то, что эти ряды должны быть соединены с имамом, то есть находиться с ним на одной территории, без наличия сплошной преграды. Бывает, что джамаат настолько огромный, в аль-Хараме например, что дальние ряды не слышат непосредственно имама, слышат его слова либо через микрофон, либо посредством людей, стоящих ближе к имаму. Но ряды соединены с имамом, поэтому такая молитва принимается. Понятно, что в онлайн режиме нет рядов, или если собрались несколько мусульман и ряды есть, то они не соединены с имамом, соответственно, такая молитва не принимается.

Болезни являются искуплением только малых грехов или больших тоже?

Болезни являются искуплением грехов, а каких именно — решение за Аллахом. Есть мнение ученых, что большие грехи искупаются только покаянием, и это мнение сильное. Однако милость Аллаха обширна, и Он может простить человеку все его грехи, когда Он пожелает и как Он пожелает.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
25 Раджаб 1441 г. (19.03.2020)

[1] Сахих аль-Бухари, хадис от ‘Аиши под № 1889; Сахих Муслима, хадис № 1376.

[2] Сахих аль-Бухари, хадис от ‘Аиши под № 1889; Сахих Муслима, хадис № 1376.

[3] Сахих Муслима, хадис от Хафса ибн ‘Асыма под № 5.

[4] Муснад Ахмада, хадис от Зейда ибн Сабита под № 21611.

[5] Сахих аль-Бухари, асар от Ибн ‘Аббаса под № 5729; Сахих Муслима, асар №2219.

[6] Сахих Муслима, хадис от Абу Малика аль-Аш’ари под № 233.

[7] Сахих аль-Бухари, хадис от Абу Хурайры под № 5707; Сахих Муслима, хадис № 2220.

[8] Сахих Муслима, асар от Абу Хурайры под № 2221.

[9] Сахих аль-Бухари, хадис от Усамы ибн Зейда под № 3476; Сахих Муслима, хадис № 2218.

[10] Сахих аль-Бухари, хадис от ‘Аиши под № 3474.

[11] Сахих аль-Бухари, хадис от Анаса ибн Малика под № 2830; Сахих Муслима, хадис № 1916.

[12] Сахих Муслима, хадис от Абу Хурайры под № 1914.

[13] Сахих Муслима, хадис от Джабира ибн ‘Абдуллаха под № 2014.

[14] Сахих аль-Бухари, хадис от Абу Хурайры под № 6616; Сахих Муслима, хадис № 2707.

[15] Сахих аль-Бухари, хадис от Абу Хурайры под № 5678.

[16] Сахих аль-Бухари, хадис от Абу Хурайры под № 6616; Сахих Муслима, хадис № 2707.

Не могли бы вы представить исламский взгляд на проблему эпидемий и вопрос заразных болезней в Исламе, можно ли уезжать или оставаться на территории, захваченной эпидемией?

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Акыда Ахлю-Сунна говорит о том, что заразные болезни не заразны сами по себе. Болезни передаются исключительно по воле Аллаха, и Он лишь один может дать исцеление от болезни.

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

В разделе, касающемся средств (асбаб), причин и следствий, имам Байджури в своем комментарии на Джаураха ат-Таухид пишет, что существует т.н. талязум ‘адий (привычная связь) между вещами, которую мы принимаем за причины и следствия (2). Этот вопрос также отражен в некоторых комментариях на акыду Бад’у ль-Амали.

Болезнь происходит не от вступления в контакт с инфицированным человеком, она результат воли Аллаха. Тем не менее, существует связь между воздействием больного человека и заражением (болезнью). Заражение болезнью – это средство, которое использует Аллах, если хочет поразить кого-то болезнью.

Что касается оставления из области, пораженной болезнью, Пророк (мир ему и благословение) сказал:

Имея в виду вышеприведенный хадис, по мнению некоторых ученых, посещать территорию, охваченную эпидемией, является макрух тахрими (сильно нежелательно), если человек боится, что он заболеет из-за его посещения этой местности, а не по воле Аллаха. Кроме того, также сильно нежелательно покидать район, охваченный болезнью, если это заставит человека поверить, что он был спасен от болезни из-за своего отъезда, а не по воле Аллаха. [5]

Тем не менее, другие ученые считают сильно нежелательным посещать или уезжать из области, охваченной эпидемией болезни, независимо от своих мыслей и убеждений. [6]

В качестве исключения из общего правила будет допустимым для человека оставить область эпидемии, если есть реальная необходимость. Например, если ему нужно лечь в больницу в другой местности для лечения. [7]

Кроме того, Ибн Хаджар, рахимахуллах, сказал, что человек из другой местности, который оказался в районе эпидемии, но уже собрался уезжать, когда там началась эпидемия болезни, будет освобожден от запрета покидать ее [8].

Ниже приведены несколько исламских принципов медицинской этики в отношении борьбы с эпидемиями:

1) Карантин (изоляция больных от здоровых)

Пророк (мир ему и благословение) упомянул о карантине в следующем хадисе:

2) Важность обеззараживания и гигиены

Следующий хадис подчеркивает важность соблюдения гигиены [10]:

Кроме того, такие правила как мытье рук при пробуждении, обязательное купание после супружеской близости, регулярные омовения, выпускание крови из забитых животных, мытье рук до и после еды, прикрывание рта при кашле или чихании — все это свидетельствует о важности гигиены в Шариате.

3) Следует избегать употребления потенциально опасных продуктов и пользоваться вещами, которые могут быть средством возникновения болезни. [12] [13]

4) Допускается забивать больных животных [14].

5) Не пользоваться одними и теми же вещами.

Перчатки, иглы, одежду необходимо регулярно менять. Точно так же, постельные принадлежности следует часто стирать. [15]

6) Как можно скорее похоронить умершего:Пророк (мир ему и благословение) дал общее указание, что умерших следует хоронить без задержек [16].

7) Исследование возможных способов излечения от болезни

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

Хотя следует предпринимать все усилия, чтобы излечить опасные болезни, в центре нашего внимания должно быть упование исключительно на Аллаха. Пророк Ибрагим (мир ему) прекрасно выразил это – что мусульманин должен надеяться только на Аллаха, следующим образом:

А Аллах знает лучше.

Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди

Проверено муфтием Файсалом ибн АбдульХамидом аль-Махмуди

[2] حاشية البيجوري ص 167 دار السلام

جامع اللآلي ص 30 دار البشائر

[3] عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ عَوْفٍ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ ‏ ”‏ إِذَا سَمِعْتُمْ بِهِ بِأَرْضٍ فَلاَ تَقْدَمُوا عَلَيْهِ وَإِذَا وَقَعَ بِأَرْضٍ وَأَنْتُمْ بِهَا فَلاَ تَخْرُجُوا فِرَارًا مِنْهُ ‏”‏‏.‏ (رواه البخاري)

[4] والطَّاعُون: الْمَرَضُ الْعَامُّ (لسان العرب)

[5] (وَإِذَا خَرَجَ مِنْ بَلْدَةٍ بِهَا الطَّاعُونُ فَإِنْ عَلِمَ أَنَّ كُلَّ شَيْءٍ بِقَدَرِ اللَّهِ تَعَالَى فَلَا بَأْسَ بِأَنْ يَخْرُجَ وَيَدْخُلَ وَإِنْ كَانَ عِنْدَهُ أَنَّهُ لَوْ خَرَجَ نَجَا وَلَوْ دَخَلَ اُبْتُلِيَ بِهِ كُرِهَ لَهُ ذَلِكَ) فَلَا يَدْخُلُ وَلَا يَخْرُجُ صِيَانَةً لِاعْتِقَادِهِ وَعَلَيْهِ حُمِلَ النَّهْيُ فِي الْحَدِيثِ الشَّرِيفِ مَجْمَعُ الْفَتَاوَى. (رد المحتار ج 6 ص 757 أيج أيم سعيد)

(قَوْلُهُ وَإِذَا خَرَجَ مِنْ بَلْدَةٍ بِهَا الطَّاعُونُ) الْمُنَاسِبُ زِيَادَةُ أَوْ دَخَلَ لِيُنَاسِبَ مَا بَعْدَهُ ط

[6] وأما الفرار من الطاعون، فقد روى البخاري(1) ومسلم(2)، عن عبد الرحمن بن عوف(3)، رضي اللَّه عنه، مرفوعاً: “إذا سمعتم به بأرض، فلا تقدموا عليه، وإذا وقع بأرض، – وأنتم بها – ، فلا تخرجوا فراراً منه”، وبعضُهم حمل هذا النهيَ على صيانة الاعتقاد، فجوّز الدخولَ، والفرارَ، لمن علم عدمَ تغير اعتقاده. ويَرَدُّه أنّ عمر(4) رضي اللَّه عنه، لم يدخلِ الشام، لَّما قدم عليهما، فعلَم أن الطاعون فيها، بعد المشورة من الصحابة رضي اللَّه عنهم، فالصحيح: أنّ النهي وارداً على ظاهره مطلقاً. (الدرر المباحة ص 280-281 دار ابن حزم)

[7] . وقال النووي (رحمه اللَّه تعالى): وفي هذه الأحاديث: منع القدوم على بلد الطاعون، ومنع الخروج منه، فراراً من ذلك، وأما الخروج لعارض، فلا بأس به. (الدرر المباحة ص 281 دار ابن حزم)

وَلَا شَكَّ أَنَّ الصُّوَرَ ثَلَاثٌ مَنْ خَرَجَ لِقَصْدِ الْفِرَارِ مَحْضًا فَهَذَا يَتَنَاوَلُهُ النَّهْيُ لَا مَحَالَةَ وَمَنْ خَرَجَ لِحَاجَةٍ مُتَمَحِّضَةٍ لَا لِقَصْدِ الْفِرَارِ أَصْلًا وَيُتَصَوَّرُ ذَلِكَ فِيمَنْ تَهَيَّأَ لِلرَّحِيلِ مِنْ بَلَدٍ كَانَ بِهَا إِلَى بَلَدِ إِقَامَتِهِ مَثَلًا وَلَمْ يَكُنِ الطَّاعُونُ وَقَعَ فَاتَّفَقَ وُقُوعُهُ فِي أَثْنَاءِ تَجْهِيزِهِ فَهَذَا لَمْ يَقْصِدِ الْفِرَارَ أَصْلًا فَلَا يَدْخُلُ فِي النَّهْيِ وَالثَّالِثُ مَنْ عَرَضَتْ لَهُ حَاجَةٌ فَأَرَادَ الْخُرُوجَ إِلَيْهَا وَانْضَمَّ إِلَى ذَلِكَ أَنَّهُ قَصَدَ الرَّاحَةَ مِنَ الْإِقَامَةِ بِالْبَلَدِ الَّتِي وَقَعَ بِهَا الطَّاعُونُ فَهَذَا مَحَلُّ النِّزَاعِ وَمِنْ جُمْلَةِ هَذِهِ الصُّورَةِ الْأَخِيرَةِ أَنْ تَكُونَ الْأَرْضُ الَّتِي وَقَعَ بِهَا وَخِمَةً وَالْأَرْضُ الَّتِي يُرِيدُ التَّوَجُّهَ إِلَيْهَا صَحِيحَةً فَيَتَوَجَّهُ بِهَذَا الْقَصْدِ فَهَذَا جَاءَ النَّقْلُ فِيهِ عَنِ السَّلَفِ مُخْتَلِفًا فَمَنْ مَنَعَ نَظَرَ إِلَى صُورَةِ الْفِرَارِ فِي الْجُمْلَةِ وَمَنْ أَجَازَ نَظَرَ إِلَى أَنَّهُ مُسْتَثْنًى مِنْ عُمُومِ الْخُرُوجِ فِرَارًا لِأَنَّهُ لَمْ يَتَمَحَّضْ لِلْفِرَارِ وَإِنَّمَا هُوَ لِقَصْدِ التَّدَاوِي وَعَلَى ذَلِكَ يُحْمَلُ مَا وَقَعَ فِي أَثَرِ أَبِي مُوسَى الْمَذْكُورِ أَنَّ عُمَرَ كَتَبَ إِلَى أَبِي عُبَيْدَةَ إِنَّ لِي إِلَيْكَ حَاجَةً فَلَا تَضَعْ كِتَابِي مِنْ يَدِكَ حَتَّى تُقْبِلَ إِلَيَّ فَكَتَبَ إِلَيْهِ إِنِّي قَدْ عَرَفْتُ حَاجَتَكَ وَإِنِّي فِي جُنْدٍ مِنَ الْمُسْلِمِينَ لَا أَجِدُ بِنَفْسِي رَغْبَةً عَنْهُمْ فَكَتَبَ إِلَيْهِ أَمَّا بَعْدُ فَإِنَّكَ نَزَلْتَ بِالْمُسْلِمِينَ أَرْضًا غَمِيقَةً فَارْفَعْهُمُ إِلَى أَرْضِ نُزْهَةٍ فَدَعَا أَبُو عُبَيْدَةَ أَبَا مُوسَى فَقَالَ اخْرُجْ فَارْتَدْ للْمُسلمين منزلا حَتَّى انْتقل بهم فَذَكَرَ الْقِصَّةَ فِي اشْتِغَالِ أَبِي مُوسَى بِأَهْلِهِ وَوُقُوعِ الطَّاعُونِ بِأَبِي عُبَيْدَةَ لَمَّا وَضَعَ رِجْلَهُ فِي الرِّكَابِ مُتَوَجِّهًا وَأَنَّهُ نَزَلَ بِالنَّاسِ فِي مَكَانٍ آخَرَ فَارْتَفَعَ الطَّاعُونُ وَقَوْلُهُ غَمِيقَةً بِغَيْنٍ مُعْجَمَةٍ وَقَافٍ بِوَزْنِ عَظِيمَةٍ أَيْ قَرِيبَةٍ مِنَ الْمِيَاهِ وَالنُّزُوزِ وَذَلِكَ مِمَّا يَفْسُدُ غَالِبًا بِهِ الْهَوَاءُ لِفَسَادِ الْمِيَاهِ (فتح الباري ج 10 ص 188 دار المعرفة)

[8] وَيُتَصَوَّرُ ذَلِكَ فِيمَنْ تَهَيَّأَ لِلرَّحِيلِ مِنْ بَلَدٍ كَانَ بِهَا إِلَى بَلَدِ إِقَامَتِهِ مَثَلًا وَلَمْ يَكُنِ الطَّاعُونُ وَقَعَ فَاتَّفَقَ وُقُوعُهُ فِي أَثْنَاءِ تَجْهِيزِهِ فَهَذَا لَمْ يَقْصِدِ الْفِرَارَ أَصْلًا فَلَا يَدْخُلُ فِي النَّهْيِ (فتح الباري ج 10 ص 188 دار المعرفة)

[10] ولو قلم أظفاره أو جز شعره يجب أن يدفن، وإن رمى فلا بأس، وإن رماه في الكنيف والمغتسل فهو مكروه، ويغسل؛ لأنه يورث الدّاء. (المحيط البرهاني)

[11] عَنْ أَبِي عِمْرَانَ الْجَوْنِيِّ، عَنْ أَنَسٍ قَالَ: ” وَقَّتَ لَنَا رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي قَصِّ الشَّارِبِ، وَتَقْلِيمِ الْأَظْفَارِ، وَحَلْقِ الْعَانَةِ فِي كُلِّ أَرْبَعِينَ يَوْمًا مَرَّةً ” (مسند أحمد)

[12] اعلم أن المضرات للبدن من المأكولات، والمشروبات ثلاثةُ أقسام:

قسم ضرره ظاهر مُهْلك – كالسُّم، والزجاج، والحديد، والزيبق، والجص، وما أشبه ذلك – فيحرم أكله جامداً، وشربُه مائعاً.

وقسم ضرره ظاهر، ولكنه غير مُهْلك – كالتراب، والحجر، ونحوهما – فيكره أكلها جامدة، وشربها مائعة، إلا قليلَ تراب في ماء.

وقسم ضرره غير ظاهر وهو: ما يضر الأمزجة المستعدة لضرره، دون غيرهما (كالمبرودين يضرهم أكل السمك، وشربُ اللبن، والمحرورين يضرهم شربُ العسل، والزيت، وأكلُ الفلفل ونحو ذلك) فلا يحرم ولا يكره، غير أن من عَرف تغيرَ مزاجه به، ينبغي أن يتركه، لئلا يؤدي إلى المرض الشديد (الدرر المباحة ص 44 دار ابن حزم).

أَنَّ الْمُرَادَ بِنَفْيِ الْعَدْوَى أَنَّ شَيْئًا لَا يُعْدِي بِطَبْعِهِ نَفْيًا لِمَا كَانَتِ الْجَاهِلِيَّةُ تَعْتَقِدُهُ أَنَّ الْأَمْرَاضَ تُعْدِي بِطَبْعِهَا مِنْ غَيْرِ إِضَافَةٍ إِلَى اللَّهِ فَأَبْطَلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ اعْتِقَادَهُمْ ذَلِكَ وَأَكَلَ مَعَ الْمَجْذُومِ لِيُبَيِّنَ لَهُمُ إنَّ اللَّهَ هُوَ الَّذِي يُمْرِضُ وَيَشْفِي وَنَهَاهُمْ عَنِ الدُّنُوِّ مِنْهُ لِيُبَيِّنَ لَهُمُ أَنَّ هَذَا مِنَ الْأَسْبَابِ الَّتِي أَجْرَى اللَّهُ الْعَادَةَ بِأَنَّهَا تُفْضِي إِلَى مُسَبَّبَاتِهَا فَفِي نَهْيُهُ إِثْبَاتَ الْأَسْبَابِ وَفِي فِعْلِهِ إِشَارَةٌ إِلَى أَنَّهَا لَا تَسْتَقِلُّ بَلِ اللَّهُ هُوَ الَّذِي إِنْ شَاءَ سَلَبَهَا قُوَاهَا فَلَا تُؤَثِّرُ شَيْئًا (فتح الباري ج 10 ص 160 دار المعرفة)

[13] وَسُئِلَ بَعْضُ الْفُقَهَاءِ عَنْ أَكْلِ الطِّينِ الْبُخَارِيُّ وَنَحْوِهِ قَالَ لَا بَأْسَ بِذَلِكَ مَا لَمْ يَضُرَّ وَكَرَاهِيَةُ أَكْلِهِ لَا لِلْحُرْمَةِ بَلْ لِتَهْيِيجِ الدَّاءِ (الهندية ج 5 ص 341 الرشيدية)

[15] أَنَّ هَذَا مِنَ الْأَسْبَابِ الَّتِي أَجْرَى اللَّهُ الْعَادَةَ بِأَنَّهَا تُفْضِي إِلَى مُسَبَّبَاتِهَا (فتح الباري ج 10 ص 160 دار المعرفة)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции