Рисование чума в подготовительной группе

Знакомство с жизнью народов Севера.

Задачи. Закрепить знания детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Активизировать и обогащать речь детей словами: нарты, каюр, малица, хорей, чум. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям коренных народов Севера.

Ребята, посмотрите на карту. Кто может показать границу России. Мы с вами уже говорили, что она очень большая, в ней много городов, деревень Назовите, какие города вы знаете. В России много рек. Давайте найдем их и прочитаем названия.(Енисей, Лена, Волга, Обь)

В России живет много разных народов. Мы с вами живем на крайнем севере, на полуострове Таймыр.(слайд) И сегодня мы с вами поговорим о народах Севера. Как называются народы севера, мы узнаем, если выполним правильно задание, в котором надо расставить цифры по порядку и прочитать слово.

Раздаётся 5 комплектов карточек с зашифрованными названиями –

Долганы, эвенки, энцы, ненцы, нганасаны.

Правильно, справились с заданием! (слайд 2)

У нас на Таймыре с давних пор живут ненцы, нганасаны, эвенки, энцы, долганы. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. Профессия этих людей – оленеводы, (слайд 3) они разводят северных оленей. В поисках корма для животных , часто переходят, кочуют с одного места на другое. Съедят олени корм и идут дальше, а за ними и оленеводы. Уходят далеко к берегам Северного Ледовитого океана. То место, где живут оленеводы, уходящие за оленями, называется стойбище. (слайд 4). Живут в стойбищах в чумах. Чум можно разобрать и перевезти на другое место. Чум укрепляется на деревянных жердях. Сверху жерди связаны пучком, внизу растопырены. В середине чума, на земле горит костер, над ним висит чайник с водой или котел с супом. В самом верху чума дыра, куда уходит дым. Возле стенок на дощатом полу размещаются постели, низкий столик, сундучок с посудой, ведро с водой и другие нужные вещи.(слайд 5)

Скачать:

Вложение Размер
narody_severadokument_microsoft_office_word_2.docx 16.4 КБ
narody_severaprezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx 772.67 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с жизнью народов Севера.

Задачи. Закрепить знания детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Ребята, посмотрите на карту. Кто может показать границу России. Мы с вами уже говорили, что она очень большая, в ней много городов, деревень Назовите, какие города вы знаете. В России много рек. Давайте найдем их и прочитаем названия.(Енисей, Лена, Волга, Обь)

В России живет много разных народов. Мы с вами живем на крайнем севере, на полуострове Таймыр.(слайд) И сегодня мы с вами поговорим о народах Севера. Как называются народы севера, мы узнаем, если выполним правильно задание, в котором надо расставить цифры по порядку и прочитать слово.

Раздаётся 5 комплектов карточек с зашифрованными названиями –

Долганы, эвенки, энцы, ненцы, нганасаны.

Правильно, справились с заданием! (слайд 2)

У нас на Таймыре с давних пор живут ненцы, нганасаны, эвенки, энцы, долганы. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. Профессия этих людей – оленеводы, (слайд 3) они разводят северных оленей. В поисках корма для животных , часто переходят, кочуют с одного места на другое. Съедят олени корм и идут дальше, а за ними и оленеводы. Уходят далеко к берегам Северного Ледовитого океана. То место, где живут оленеводы, уходящие за оленями, называется стойбище. (слайд 4). Живут в стойбищах в чумах. Чум можно разобрать и перевезти на другое место. Чум укрепляется на деревянных жердях. Сверху жерди связаны пучком, внизу растопырены. В середине чума, на земле горит костер, над ним висит чайник с водой или котел с супом. В самом верху чума дыра, куда уходит дым. Возле стенок на дощатом полу размещаются постели, низкий столик, сундучок с посудой, ведро с водой и другие нужные вещи.( слайд 5)

Олень – это животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы севера занимаются охотой, рыболовством. Рыбу ловят в реках, озерах, которых много в наших краях.(слайд 5а)

Ездят ненцы, эвенки, долганы и другие северные народы на длинных санях, нартах. (слайд 6) Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади и автомобиле. А управляет оленями каюр (слайд 7). В руке у каюра длинный шест - хорей, чтобы погонять оленей. Как вы думаете жителям Тундры холодно? На них очень теплая одежда. (слайд 8)

Давайте рассмотрим ее внимательно. Малица – длинная одежда из оленьих шкур мехом внутрь с капюшоном и рукавицами мехом наружу (слайд 9). На ногах обувь из оленьего меха – пимы (слайд 10). Женская зимняя одежда – ягушка (слайд 11) из оленьего меха, но с разрезом спереди, с небольшим воротником из меха белого песца, без капюшона, который заменяет двойная теплая шапка.

Одежда северных народов похожа, но в окраске нганасанской одежды присутствуют три цвета - белый, красный и черный. (слайд 12 ). Связано это с легендой, в которой говорится, что нганасаны произошли от краснозобой казарки, (слайд)в оперении которой есть эти 3 цвета.

Народы Севера очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. (слайд 12). В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха.

Дети встают парами, лицом друг к друг и хлопают в ладоши, приговаривая: “Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь-дзинь”, пока не услышат сигнал “Ветер!”. Дети — “льдинки” разбегаются в разные стороны. На сигнал “Мороз!” дети встают в круг и берутся за руки).

Народы севера придумывают много сказок. Эти сказки всегда чему-то нас учат. Одну из них мы сейчас посмотрим.(просмотр любой северной сказки).


Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе.

Скачать:

Вложение Размер
592db3e69f054.docx 27.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Непосредственно - образовательная деятельность в подготовительной группе

Подготовила и провела :Джаватова М.А.

Возрастная группа: старшая, 5-7 лет

Форма совместной деятельности: Интегрированная НОД

Форма организации: групповая, индивидуальная

Предварительная работа: Беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, жилище северных народов.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,

познавательно-исследовательская, продуктивная, художественная.

Наглядный ( показ наглядных иллюстраций)

Словесный (беседа, рассказ, объяснение)

Практический (игровая, продуктивная, трудовая, художественная

Наглядные-куклы в народных костюмах, иллюстрации, макет чума.

Литературные – стихи, загадка.

Оборудование – куклы, конверт с полосками бумаги с изображением орнамента, цветные карандаши, альбомные листы.

Словарная работа: чум, войлок, сукно, брезент, шест, орнамент.

Цель: Способствовать расширению и углублению представлений детей о быте, жизни коренных народов – ненцы .

Расширять знания детей о жилище и быте коренных жителей тундры - ненцев.

Познакомить детей с последовательностью сбора чума.

Дать представление об орнаменте.

Развивать познавательный интерес.

Расширять словарный запас детей.

Развивать диалогическую речь.

Развивать творческие способности и мелкую моторику рук.

Воспитывать чувство толерантности по отношению коренным народностям Севера.

Входит воспитатель в руках ненецкой куклой , здоровается с детьми.

К вам пришла я не одна,

Гостью к вам я принесла,

Будем вместе мы играть,

На вопросы отвечать.

- К нам пришла сегодня гостья, давайте встретим ее. (Дети здороваются куклой).

- Ребята, наша гостья очень любит свой край. И хотела бы рассказать вам о нем.

-Ребята, живу я на далеком севере, коренные жители нашего края – это ненцы, а жилище наше называется –чум. Строят его из оленьих шкур, зимой в нем тепло, а летом прохладно.

- Давайте посмотрим, какие бывают чумы, как их строят и что находиться внутри чума.

Презентация сопровождается рассказом воспитателя.

- Ставят чум быстро, по строго установленным правилам. Сначала определяют центр чума - там будет печь, под неё клали железный лист. Слева и справа раскладывали широкие длинные доски вместо пола.

Главный элемент чума — шест. Их делают из ровной ели или сосны подбирают долго и тщательно.

На одинаковом расстоянии от центра чума в землю втыкают три основных шеста. Верхние концы связаны вместе. Затем по кругу устанавливают другие шесты по порядку. Чем больше шестов у чума, тем он вместительнее.

Верхней части чума находится дымовое отверстие.

Когда каркас готов, на него натягивали покрышки- шкуры, войлок, брезент.

Чтобы в чум не проникал ветер, к основанию подгребали снег, ставили нарты.

Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место чум можно разобрать без очистки.

Когда пастухи вместе со стадом оленей кочуют по тундре, то в местах, где большие и богатые пастбища, они делают временную остановку. Ставят чумы – свои жилища. Раскладывают костры. Вот такое место и называется – стойбище. Место для стойбища люди выбирают там, где повыше чтобы чумы издалека видны были.

Летом чума ставят на открытых местах рядом с водоемом. Чтобы вблизи был ягель, корм для оленей.

Чум - это переносное жилище северных народов - конической формы шатер, покрытый шкурами, корой, войлоком, брезентом.

- Послушайте загадку про чум.

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла –

Ни единого угла.

Чтобы жилище всегда было тёплым, около входа в чум складываются дрова. Женщины собирают дрова для очага, колют их, сушат у входа и разжигает огонь.

Из мебели в чуме - низкий столик высотой 20 сантиметров, за которым едят.

Вещи в чумах хранят в мешках разных размеров из оленьих шкур.

Для перевозки деталей чума необходимо восемь грузовых нарт.

Основная деятельность ненцев–это оленеводство, рыболовство, охота.

- Ребята, а давайте поиграем.

- Ребята, наша гостья к нам пришла с подарком, она принесла всё, что необходимо для строительства чума. Конечно он будет не такой большой как настоящий, но зато вы сможете его сами собрать. Хотите?

- Дети вместе с воспитателем строят чум.

- Вот и готов наш чум.

- Хороший чум у нас получился.

- Теперь каждый из вас знает, как строят чум ненцы.

- Но посмотрите, у нас еще есть конверт.

- Посмотрим, что там?

Воспитатель достаёт из конверта полоски бумаги с изображением орнамента.

- Ребята, что это такое? (Орнамент, узор).

- Правильно это ненецкий орнамент.

- Для чего его используют? (Для украшения одежды, обуви, сумочек).

- Орнаментом ненцы украшают даже свои чумы, чтобы они были красивые. И мы тоже можем украсить свой чум.

Воспитатель раздаёт детям полоски с изображение орнамента и просит его раскрасить, чтобы потом украсить чум, который построили.

Дети украшают чум орнаментом.

- Ребята, что вы сегодня интересного и нового узнали из нашей беседы?

- Что вам больше всего понравилось?

- Ребята, а давайте попросим нашу гостю погостить у нас в группе пожить в чуме, который мы построили.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Конспект занятия по предметному окружению.

Подготовительная группа.

1.Дать знания о своеобразии жизни Хантов: природа, жилище,

2. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

3. Развивать любознательность и интерес.

Словарь: ханты, манси,, оленеводство, рыболовство, береста, ремесло, тайга, коренные народы, стойбище, кумыш, ровдуга, ныр.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами будем говорить о нашей Родине.

- В какой стране мы с вами живем?

- Как вы думаете, какая Россия по величине?

- Правильно, Россия - это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны.

- Что такое Родина.

- Правильно! Там, где вы родились. Это наша малая Родина.

Ребята, скажите, в вашей группе где - то отражена частичка нашей Родины? (Это наш мини-музей).

Давайте мы с вами сейчас подойдем к музею и поговорим о нашей малой Родине.

- Посмотрите на стенд, что за карта на нем находится?

(карта нашего Кондинского района).

- В Кондинском районе находится наш поселок.

- Как называется поселок, в котором вы живете?

Леуши - это Родина многих из вас. А что еще отображено в нашем музее? (жизнь коренного народа нашего края).

И сегодня я для вас приготовила презентацию, чтобы вы познакомились и побольше узнали о жизни, быте коренных народов нашего края, (приглашаю вас пройти на стульчики).

- Ребята, кто из вас знает, как называется наш округ?

Природа нашего округа очень красива и разнообразна.

- Кто из вас был в лесу? 3-5 слайд.

- Кто знает, как называется густой дремучий лес?

- Это - тайга. Как вы думаете, какие деревья могут расти в таком лесу?

В тайге растут высокие ели, сосны, пихты.

- Какие ягоды вы собираете в лесу? 6-12слайд.

(черника, брусника, голубика, морошка, клюква).

- Да, эти ягоды выдерживают сильные морозы и поэтому здесь растут.

- Какие животные живут в наших лесах? 13 - 19 слайд.

(медведь, лось, белка, лиса, заяц, и т. д.).

Кто такие Коренные жители? (это жители которые родились и живут в этой местности).

- Коренные народы, которые жили с давних пор и живут до сих пор - это

Ханты и Манси. Повторите за мной - ХАНТЫ и МАНСИ. 20 слайд.

Поселение Хантов, называется - Стойбище. 21 слайд.

Традиционный дом ханты и манси чум - летнее и зимнее жилище, меняется лишь его покрытие. Летом оно из бересты. А зимой из оленьих шкур. 22 слайд.

Установка чума, издревне была женской обязанностью.

В центр ставился шест

По кругу к нему в наклон ставились жерди. 23 слайд. --Посмотрите, в чуме горит огонь. 24-27 слайд.

А вы знаете, что огонь это для Хантов имеет символическое значение. Символ огня - благопожелание - пусть огонь не гаснет в вашем чуме, то есть пусть никогда не закончится ваш род. Давайте все здесь разглядим. В центре чума разжигали костер. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани. Для чего ханты и манси разбирают и перевозят свои дома - чумы?

Ханты занимаются оленеводством, т. е. держат оленей. 28 слайд.

И поэтому им нужно постоянно передвигаться с места на место что бы искать новые пастбища для пищи оленей. А чем питается олень? Правильно, олень питается мхом который называется ягель.

Олень - это животное, которое кормит и одевает Хантов и Манси. 29 -30 слайд.

А еще олень служит для Хантов и мани средством передвижения.

Кто из вас знает, как называются сани, которые впрягают в упряжку оленей (нарты).

давайте мы с вами сделаем оленьи рожки и немного разомнемся, вспомнив песенку народов ханты.

У оленя дом большой

Он глядит в свое окошко Зайка по полю бежит

И к нему стучит:

Тук-тук, дверь открой Там в лесу охотник злой,

Зайка — зайка забегай Лапу мне давай!

(садимся на стульчики).

Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством. 33-38 слайд

- Какая рыба обитает в наших озерах и реках?

(щука, окунь, чебак, язь).

-Как вы думаете, чем Ханты могут питаться?

Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы - их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей).

Посуду Ханты изготавливают из бересты, дерева. 39-44 слайд.

А как вы думаете, почему посуда у народов ханты и манси не Стеклянная? Чтобы не разбилась при перевозке.

Дети Хантов помогают своим родителям: девочки - мамам, мальчики - папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д., а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться. Давайте посмотрим на детей - Хантов. 45 слайд.

- Ребята, как вы думаете, детям холодно? (нет).

- Почему вы решили, что не холодно?

(на них теплая одежда).

- Рассмотрим внимательно эту одежду. 46 слайд.

Из чего она сшита? (из меха).

Кумыш шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде Ханты ходят и работают. Кумыш - очень теплый, даже в сильные морозы в нем не холодно. Некоторые женщины Ханты - рукодельницы, очень красиво украшают кумыш. На ногах у детей обувь, тоже из оленьего меха, которая называется - унты. Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются - Миль.

- Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает Хантов, но и являются для них транспортом (оленьи упряжки). Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т. д.

И я хочу, чтобы мы с вами тоже немножко чему-то научились.

У меня есть узор, но он весь разрознен на половинки, его нужно собрать.

Для этого мне нужно 4 человека.

А с остальными мы попробуем установить чумы, это будет наше небольшое стойбище. Давайте вспомним, с чего начинали устанавливать чум?

(3 команды устанавливают макеты чума).

Посмотрите, какое стойбище у нас получилось, и я предлагаю наш макет поместить в групповой музей, что бы вы вспоминали с чем я вас сегодня познакомила.

Решение задач образовательных областей:

Цель: Учить детей создавать несложный сюжет из жизни оленеводов. Закреплять умение рисовать простым карандашом и закрашивать, не выходя за контур рисунка. Закреплять умение передавать движение животного. Воспитывать доброжелательное отношение к жителям тундры, уважение к нелёгкому труду оленевода.

Материал и оборудование. Альбомные листы, карандаши, краски, кисточки, стаканы с водой, палитра, салфетки. Магнитофон, музыка на CD диске. Выставка рисунков на оформленная на ширме.

Предварительная работа . Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, знакомящих с жизнью людей и домашних животных на Крайнем Севере. Чтение художественной литературы о Севере. Знакомство с писателями и поэтами народов Крайнего Севера, с произведениями декоративно-прикладного искусства народов Севера.

Ход занятия

Дети сидят за столами. Звонит телефон. Воспитатель поднимает трубку.

- Алло! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна. Я звоню из Москвы. Наша воспитательница много рассказывала про тундру. Скажите, правда ли, что в тундре живут олени?

Дети. Да, это правда. В тундре пасутся олени. Их так много, что невозможно сосчитать.

Алёна. Я оленей видела только на картинках и в зоопарке. Расскажите мне об олене. Зачем олень нужен в тундре человеку?

Дети. Олень очень нужен человеку. На оленях ездят. Из оленьих шкур делают одежду (ягушку, малицу, шапку, кисы), постели.

Воспитатель: Оленье мясо - хорошая еда. Из молодых весенних рогов (пантов) делают лекарство.

Алёна. Ребята, а вы можете нарисовать оленя и отправить рисунки к нам в детский сад.

Дети внимательно слушают.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какой олень?

Дети: У оленя большие глаза, ветвистые красивые рога. Вытянутые большие голова и туловище, короткий хвост, длинные мощные ноги и широкие копыта. У него густая шерсть.

Воспитатель. Чем питается олень?

Дети. Олени сами себя кормят. Они любят белый мох – ягель. Зимой находят его под снегом. Разгребают копытом снег и находят себе еду. Когда ягель заканчивается, люди перегоняют оленей на новое место.

Воспитатель . Кто пасёт оленей?

Дети. Оленеводы пасут оленей.

Воспитатель . Правильно, дети. Оленеводы – это ненцы. Они очень давно живут на Ямале. Оленеводы-кочующие люди. Они постоянно кочуют вместе с оленями. А знаете ли вы, дети, где живут оленеводы?

Дети. В чуме. Чум – это жилище оленевода. Он сделан из шкур оленя.

Воспитатель . А теперь, дети, будем рисовать нашу тундру: оленей и оленеводов. (Воспитатель демонстрирует детям макет тундры, который был изготовлен детьми ранее)

Будем рисовать то, что вы можете рассказать про нашу тундру для того, чтобы наши друзья в Москве могли представить себе её, рассматривая ваши рисунки.

На оленях золоторогих лечу.

На нарте поющей лечу.

Пучеглазые зайцы смотрят,

Удивляются, как я быстро лечу

Над землёю лечу!

Синюю весну на золотых рогах оленей несу!

Анализ детских работ.



1. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Старшая разновозрастная группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2. Дыбина О.В. Занятия по ознокомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

4. Лапцуй Л.В. Эдейка. Свердловск, Средне-Уральское кн. Изд-во, 1978.

7. Шесталов Ю.Н. Сначала была сказка; Повесть, стихи, сказки, загадки, песни/Рис. А.Ковкина.-Л.:Дет.лит., 1984.

Цель: создание условий для формирования умений рисовать животных по образцу, развитие изобразительных способностей.

Уточнить и знания детей о северных оленях.

Продолжать развивать детское изобразительное творчество.

Учить выразительно передавать образ оленя.

Закреплять технические навыки и умения в рисовании.

Оборудование: листы с голубым фоном, краски акварель, кисти мягкие и жёсткие, иллюстрации северного оленя.

Утоляет голод мхами,

Хоть укрыла их пурга,

Как лопатою, копытом

Разгребает он снега.

Воспитатель: Кто это? Почему думаете, что олень? (Воспитатель вносит плакат с изображением северного оленя).

- Правильно, сегодня мы поговорим о северном олене – об одном из самых красивых животных Севера, украшением тундры.

2. Основная часть.

Воспитатель: Северные олени прекрасное, могучее животное. У них крупное туловище, большая голова, увенчанная, словно царской короной, ветвистыми рогами, короткие, мощные ноги.

Длина тела взрослого животного больше 2 метров, высота около 1.5 метров, а весит он 100-220 килограммов.

Воспитатель: Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы.

Их тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода.

Зимний мех длинный, особенно на шее, где образуется свисающая вниз грива(подвес). Толстая сердцевина волоса наполнена воздухом, поэтому волос очень легкий, ломкий, но теплый.

На ногах волосы короткие, но прочные (камус).

Зимой окраска оленьего полушубка очень красивая – светлая, серебристо – белая.

Летом олени линяют, меняют густой и длинный мех на более короткий. Меняется и цвет шерсти. Она становиться коричневой или серовато – бурой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему происходит линька меха у оленей?

Летом в тундре намного теплее и животному не нужен густой, теплый мех. А почему меняется окраска меха? (Ответы детей)

Зимой, среди бесконечных снежных просторов белый северный олень незаметен для стаи хищных голодных волков.

Летом, олени почти сливаются с болотными коричневатыми и бурыми кочками. Такая окраска называется защитной.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем кормится олень?

Зимой основной корм оленя – ягель, который они добывают из-под снега. Его даже называют оленьим мхом.

Снег копытом целый день

Роет Северный олень

Нелегко ему трудяге

Отыскать под снегом ягель

Воспитатель: Олени — вегетарианцы: они питаются мхом , корой, почками или водными растениями. Летом они угощаются сочными травами, растущими по берегам тундровых рек и озер, веточками и листьями карликовой березы , ягодами морошки, брусники и грибами.

Воспитатель: Как вы думаете, олень дикое животное или домашнее?

Существует два вида оленей: дикие и домашние. Дикие олени сами по себе кочуют по тундре. У них шерсть темной окраски, симметричные, ветвистые рога, которыми они защищаются от нападения врагов. Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает пастух - оленевод.

Воспитатель: Основное занятие жителей Севера – оленеводство (олени перевозят детей, из оленей они шьют себе одежду и обувь, покрывают чумы, оленье мясо и молоко употребляют в пищу), рыболовство, охота.

Воспитатель: Олень служит как транспорт во все времена года. Северные сани называются нартами. Они бывают грузовые и легковые.

Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь.

Воспитатель: Какая у него форма головы?

(Овальная, удлиненная) . Передние ноги сгибаются в коленях так, (показываю) а задние наоборот.

- Рога у оленей имеют очень много веточек.

Поэтапное рисование оленя:

1. рисуем большой овал – это будет туловище оленя

2. рисуем небольшой овал – это будет голова

3. рисуем шею, соединяя голову с туловищем

5. рисуем ветвистые рога

6. рисуем ноги с широкими копытами

7. рисуем маленький хвостик

8. рисуем белой краской гриву

9. рисуем чёрным цветом глаза

По ходу занятия уточняется, как получить на палитре серый цвет или светло-коричневый. Затрудняющимся детям индивидуально показывается способ рисования животных красками.

В конце занятия все рисунки рассмотреть, обсудить с детьми. Предложить ребятам выбрать те работы, где похоже, с передачей характерных особенностей изображены олени, объяснить свой выбор.


Дата публикации: 04.03.2019 2019-03-04

Статья просмотрена: 439 раз

Цель занятия: продолжать формировать представления у детей о России, а именно о Севере, познакомить с природным явлением — Северное сияние, подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России.

Материал: Карта России, иллюстрации с изображением Севера, Северного сияния, тонированные листы черного цвета по количеству детей, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки под кисти, подложки (клеенки) для рисования, целлофановые пакеты по количеству детей.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1. Введение вситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Предлагаю детям заглянуть в почтовый ящик. Зачитываю письмо.

Ребята, вы хотите помочь Луи увидеть красоту Северного сияния?

— А почему вы решили ему помочь? А вы сможете помочь?

— Ребята, а вы сами видели Северное сияние? Что такое Северное сияние?

— Чтобы помочь Луи, мы с вами сами должны хорошо знать о таком чудо явлении природы — Северном сиянии, которое бывает только на Севере.

— Итак, перед нами задача — вспомнить все, что мы знаем о Севере, о его народе и обитателях.

— А что нам может в этом помочь?

— Конечно, давайте станем волшебниками и отправимся на Северный полюс.

Предлагаю закрыть глаза и произнести волшебные слова:

Слайд №1 (северный полюс)

Подходят, вытаскивают письмо, рассматривают, выдвигают версии,

Называют причины желания оказать помощь.

Введение в игровую ситуацию.

Создание интереса к содержанию и предстоящей деятельности

Появление желания оказать помощь Сереже

Принимают поставленную задачу.

2. Актуализация (повтор, закрепление знаний об осени)

-Вот мы с вами оказались на Северном полюсе.

— Вам нравится здесь? Что вам нравится?

— Природа всегда прекрасна, но на Севере она особенно красива в своем белоснежном наряде. Север — удивительный и суровый край. Край, в котором живут сильные и выносливые люди.

— Как вы думаете почему?

— Правильно, мы с вами знаем, что здесь живут народы севера. Сами строят себе дома.

— Кто мне подскажет, как называется их дом? (Чум)

Слайд №2 (чум жителей крайнего севера)

— Ребята, вы знаете, что на Севере бескрайняя тундра, мало растительности.

—А из каких материалов северные народы строят свои чумы? (деревянные шесты, оленьи шкуры). Чум получается крепкий, тёплый, уютный.

—Что еще вы знаете о северном народе?

Слайд №3 (рыболовство иохота)

— Северные народы очень трудолюбивы. Традиционные занятия северных народов тесно связаны с животным миром их края. Правильно, еще северные народы занимаются оленеводством, они заботятся об оленях, потому что олень для них — это средство передвижения, и пища (из мяса оленя они готовят разнообразную еду, и одежда (из оленьих шкур они изготавливают себе шубы — малицы, сапоги — унты, варежки, шапки).

— Северные народы очень много трудятся, чтобы не голодать, и не замёрзнуть в суровой тундре. Север — удивительное место, только здесь можно увидеть необычное явление, которое хочет увидеть Луи — северное сияние.

— Посмотрите вокруг, кажется, будто с черных бездонных небес спустился разноцветный шелковый шатер. Или переливается всеми цветами радуги сказочный занавес.

Слайд №4 (Северное сияние)

Дети рассматривают картины, фотографии Северного сияния.

Нравится Вам, ребята, Северное сияние?

— Да, это чудо природы! Это великолепие ни с чем не сравнимо!

— Посмотрите, какая игра цвета! Какие переливы! Какие цвета вы видите? (перечисление цветов).

— Вы когда-нибудь видели такое чудо природы у нас, в Иркутске?

Послушайте, как описал это чудо поэт Максим Дудин:

Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной

Ему наверно по натуре

Холодной страсти красота

Усилием магнитной бури

Преображенная в цвета.

Проблемный вопрос:

Но, как же нам Луи показать всю эту красоту, как сделать так, чтобы Северное сияние было и у нас в Иркутске?

(возможные версии детей –сфотографировать, нарисовать, рассказать и т. п.). Хорошая идея нарисовать Северное сияние, мы вернемся в детский сад и обязательно нарисуем его для Луи.

— А хотите, чтобы у нас с вами было сейчас настоящее Северное Сияние?

— Давайте проведем с вами небольшой эксперимент и сделаем сами Северное сияние.

Эксперимент смолоком ижидкими красителями.

(в тарелку наливаем молоко, капаем несколько капель жидких красителей, затем капаем каплю средства для мытья посуды. Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение, поэтому пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. После выливаем молоко, и на дне тарелки остаются красители, плавно перетекающие из одного цвета в другой, напоминая северное сияние)

Молодцы, у нас с вами получилось настоящее Северное сияние.

— Вы, наверное, замерзли, пока мы с вами наблюдали за Северным сиянием, предлагаю немного согреться.

Представьте, что вы пушистые легкие снежинки танцуете под нежную музыку ветра.

Тихо падают снежинки

Легкий ветер гонит их.

То построит хороводы,

То, как в вальсе, закружит.

Ветер стих, снежинки плавно

Собрались в комок пушистый,

На ветру качаются.

Рассматривают картины северного полюса, отвечают на вопросы.

Называют и доказывают свои версии.

Делятся знаниями о Севере, его жителях.

Отвечают на проблемный вопрос.

Рассматривание картин, фотографий с Северным сиянием.

Отвечают на проблемный вопрос.

Внимательно слушают стихотворение Максима Дудина.

Участвуют в двигательной деятельности.

Выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Постановка и принятие образовательной задачи.

Обогащение активного словаря детей.

Используют речь для выражения своих мыслей, чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Развитие активного словаря детей.

Умение выслушивать друг друга, не перебивать.

3. Затруднение вситуации

- Ребята, как много нового мы узнали о Севере, посмотрели на чудо природы, Северное сияние, теперь мы с вами сможем нарисовать эту красоту и подарить Луи.

Наше путешествие на северном полюсе закончилось, возвращаемся в детский сад.

— А теперь предлагаю сесть за столы и нарисовать настоящее Северное сияние.

— Почему вы не можете нарисовать Северное сияние?

— Можно сказать, что у вас возникло затруднение?

— Скажите, а как узнать то, чего не знаешь?

— Хорошая идея — посмотреть в энциклопедии. Из энциклопедии можно узнать о многом интересном. Или спросить.

Отвечают, что испытывают затруднения, так как не знают, как нарисовать северное сияние.

Выдвигают свои варианты ответов (посмотреть в интернете, спросить у папы, у ученых)

Формирование опыта фиксации затруднения и понимания его причины.

Выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Развитие мыслительных операций, логического мышления.

- Давайте попробуем сами догадаться, как же нам с вами можно нарисовать Северное сияние, что нам для этого может пригодиться?

— Правильно, нам помогут краски гуашь, кисти.

— Рисовать Северное сияние мы будем необычным способом, с помощью пакета. Рисовать мы будем на альбомном листе. Фон у нас готов — это ночное небо. Кладем пакет перед собой, рисуем на пакете Северное сияние разными красками. Еще раз обратите внимание, на что похоже Северное сияние (на полоски, заборчики, зигзаги, волны, цветомузыку и т. д.). Не забываем перед сменой краски промывать кисть водой. Переворачиваем пакет и прижимаем его к верхнему краю альбомного листа, разглаживаем и снимаем.

Дети рассуждают, рассказывают, ка будут рисовать.

Развитие исследовательских навыков.

Развитие творческого воображения.

5. Включение нового знания всистему знаний иумений

Дети выбирают краски и рисуют ими на пакетах, затем прижимают пакет к верхнему краю листа, разглаживают, получается северное сияние)

Получилось настоящее Северное сияние.

— Можно дополнить свои картины горами, покрытыми снегом, вечнозелеными елями и звездами.

— Ребята, получилось волшебство! У вас у всех получилось необыкновенно красивое северное сияние.

Делают выбор красок.

Закрепление у детей нового знания в творческой деятельности.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

- Трудно было рисовать Северное сияние?

— Зачем мы все это делали?

— Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?

—А что вам понравилось больше всего?

— Вам понравилось рисовать Северное сияние с помощью пакетов?

— Я рада, что вам понравилось.

Ответы детей (например, в школе, в детском саду, при составлении рассказов друзьям и т. п.)

Создание ситуации успеха.

Формирование умения делать самооценку.

Похожие статьи

Педагог: Дальше, мы будем изучать животный мир Северного полюса. Как ни сурова природаСеверного полюса, там обитают

Основные термины (генерируются автоматически): Крайний Север, ребенок, старшая группа, развитие живых существ, природа, программа.

· познавательные – расширять представления о географическом расположении Северного и Южного полюса, о растительном и животном мире, климате; развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, познакомить детей с особенностями природных условий Арктики.

Цель: актуализировать знания детей о лесе, как сообществе растений и животных, обитающих на одной территории; об

Воспитатель: Ну, что ж друзья, вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. Крепче за руки возьмитесь и в детском саду окажитесь!

Расширять знания детей о животном мире, показать его разнообразие; воспитывать бережное отношение к живой природе; закреплять знания о геометрических фигурах, счет в пределах 10. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая. Развивать крупную и мелкую моторику.

Наша игра будет путешествием в мир природы. Но чтобы отправиться в это путешествие, нам нужно познакомиться с правилами игры

Ствол этого дерева имеет серовато-зеленую окраску. Летом особенно заметна характерная особенность –подвижность листьев.

А у каких — листья? А как называют ель, сосну, кедр одним словом?

Тогда мы возвращаемся в детский сад и если есть у вас желание, то вы можете нарисовать наше.

Растим будущих инженеров в детском саду. №46 (232) ноябрь 2018 г. Авторы: Бакшеева Наталья Петровна, Снаткина Наталья Юрьевна

Дети: Наш детский сад находится в Белгородской области. Скоморох: А как её ещё называют?

Представьте, что стоит прекрасная погода, у вас хорошее настроение, и мы вышли из

1 ребенок: В герб положена идея изображения главной особенности нашей местности.

(Ответы детей). Воспитатель: Ребята, вы мне не могли бы подсказать, что такое пробуждение природы? Дети: От солнечных лучей таит снег, бегут ручьи, слышны весенние голоса птиц, почки на деревьях набухают, просыпаются насекомые.

Воспитатель: — Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть феям волшебство! Ой, смотрите, что отправили вам феи в.

Похожие статьи

Педагог: Дальше, мы будем изучать животный мир Северного полюса. Как ни сурова природаСеверного полюса, там обитают

Основные термины (генерируются автоматически): Крайний Север, ребенок, старшая группа, развитие живых существ, природа, программа.

· познавательные – расширять представления о географическом расположении Северного и Южного полюса, о растительном и животном мире, климате; развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, познакомить детей с особенностями природных условий Арктики.

Цель: актуализировать знания детей о лесе, как сообществе растений и животных, обитающих на одной территории; об

Воспитатель: Ну, что ж друзья, вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. Крепче за руки возьмитесь и в детском саду окажитесь!

Расширять знания детей о животном мире, показать его разнообразие; воспитывать бережное отношение к живой природе; закреплять знания о геометрических фигурах, счет в пределах 10. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая. Развивать крупную и мелкую моторику.

Наша игра будет путешествием в мир природы. Но чтобы отправиться в это путешествие, нам нужно познакомиться с правилами игры

Ствол этого дерева имеет серовато-зеленую окраску. Летом особенно заметна характерная особенность –подвижность листьев.

А у каких — листья? А как называют ель, сосну, кедр одним словом?

Тогда мы возвращаемся в детский сад и если есть у вас желание, то вы можете нарисовать наше.

Растим будущих инженеров в детском саду. №46 (232) ноябрь 2018 г. Авторы: Бакшеева Наталья Петровна, Снаткина Наталья Юрьевна

Дети: Наш детский сад находится в Белгородской области. Скоморох: А как её ещё называют?

Представьте, что стоит прекрасная погода, у вас хорошее настроение, и мы вышли из

1 ребенок: В герб положена идея изображения главной особенности нашей местности.

(Ответы детей). Воспитатель: Ребята, вы мне не могли бы подсказать, что такое пробуждение природы? Дети: От солнечных лучей таит снег, бегут ручьи, слышны весенние голоса птиц, почки на деревьях набухают, просыпаются насекомые.

Воспитатель: — Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть феям волшебство! Ой, смотрите, что отправили вам феи в.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции