Раны слишком глубоки и даже если удастся их зашить газовую гангрену

ЕГЭ. Тесты по пунктуации (задания 16-19, с ответами)

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Задание 16. Дружившие с детства (1) они никогда не расставались. Они (2)агрономы, поехали работать в село. Ягоды (3) собранные детьми (4) были вкусны. Дед (5) знал все о далеком времени.

Задание 18. Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.

Задание 19. Раны слишком глубоки (1) и (2) даже (3) если удастся их зашить (4) газовую гангрену не остановишь [Вальтер Запашный].

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Задание 16. Ветер (1) теплый и ласковый (2) разбудил цветы на лугу. Измученные тяжелой дорогой (3) ребята не могли продолжать путешествие. Возглавлял отряд опытный разведчик (4) Сергей Смирнов.

Задание 17 Брат (1) вероятно (2) будет профессором. Существенное изменение климата (3) возможно (4) в ближайшее время.

Задание 18. Давно уже(1) поспела полевая клубника(2) лакомиться (3)которой нам позволяли(4) вдоволь.

Задание 19. Тяжёлый бархатный занавес поднялся (1) и (2) когда прозвучали первые звуки музыки (3) то Воронов внезапно увидел знакомую маленькую фигуру графини (4) которая тоже приехала на премьеру в театр.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Задание 16. Возглавлял отряд Сергей Смирнов (1) опытный разведчик. Все знали Женю (2) как надежного друга. Высокое небо с облаком (3) похожим на кисть винограда (4) отражалось в воде.

Задание 17 . Писатель (1) конечно (2) должен пристально изучать каждого человека, но любить (3) может(4) не каждого.

Задание 18. За равниной (1) тянется чёрная пашня (2) над которой (3) пестрят не то грачи (4) не то галки.

Задание 19 . Рискните поставить одну из них на кон (1) и (2) даже (3) если вы ее проиграете (4) ваш выигрыш будет во много раз более весомый! [Артем Тарасов].

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Задание 16. Совершенно обессиленный (1) мальчик присел. Раненный осколком в плечо (2) капитан Сабуров не покинул строя. Летний дождь (3) обильны й (4) теплый (5) напоил влагой землю.

Задание 18. Берёзки (1) которые (2) при нём только (3) что были посажены (4) около забора (5) выросли (6) и стали теперь высокими (7) ветвистыми деревьями.

Задание 19. Л. Андреев сделал в то далёкое время тысячи фотографий своих родственников, друзей (1) и (2) когда вы приходили к нему в гости (3) он заставлял вас рассматривать все эти тысячи (4) так как хотел всех удивить своим увлечением.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Задание 16. Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех волнами (3) разомлевшего за день (4) разнотравья.

Задание 17 . Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно искали, силились выразить что-то. Вот-вот (2) казалось (3) будет схвачена тема.

Задание 18. Ничего в спокойной наружности его (1) не говорило о том напряжении чувств (2) гул (3) которого (4) мчался во всём его существе (5) оглушительным (6) нервным стоном.

Задание 19. А Медвежонок целыми днями стоял на морковочной опушке с разинутой пастью (1) и (2) только (3) когда темнело (4) хорошенько вылизав все четыре медовые лапы (5) ложился спать [Сергей Козлов].

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Задание 16 Солнце (1) обойдя дом (2) заглядывало под сосны и пихты (3) своими ветвями (4) затенявшие балкон.

Задание18. Литературная пародия (1) главной задачей (2) которой (3) является ирония (4) служила средством полемики ещё со времён Ломоносова и Сумарокова.

Задание19. Минуты ожидания тянулись мучительно долго (1) и (2) когда стрелки подобрались к восьми (3) Сергееву уже казалось (4) что он провёл на этой скамейке целую вечность.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Задание 16. Земля (1) размякшая под дождём (2) поддавалась лопате легко, ход получался широким, и в него (3) захватывая с собой кусочки прелых листьев (4) потекла вода.

Задание 17. Австралийские учёные обнаружили небольшую планету, состоящую (1) вероятно (2) из кристаллического углерода и являющуюся (3) по их предположениям (4) алмазом.

Задание 18. После Берлинского конгресса Болгария (1) геостратегическое положение (2) которой (3) было очевидно (4) стала главной точкой опоры российской политики.

Задание 19. Я просто не готов к тому (1) чтобы проститься со своим увлечением живописью (2) и (3) если мне суждено когда-то стать настоящим художником (4) я им всенепременно стану.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Задание 16. В России (1) в течение века глубоко и органически впитавшей (2) и (3) критически переработавшей западную культуру (4) наряду с Академией выросла и другая наука — университетская, наука Военно-хирургической академии и других специальных школ.

Задание 17. Более трети поверхности Земли (1) как известно (2) занимает Тихий океан, который ещё называют Великим. Его и соседние южные моря (3) даже (4) выделяют в особое океаническое полушарие.

Задание 18. Двор в деревне имел приблизительно полдесятины земли и лежал в плоской низине (1) часть (2) которой (3) занимал широкий пруд.

Задание 19. Огонь к полудню набирал мощь (1) и (2) если ветер был попутный (3) двигался по тайге (4) которая уже не раз горела (5) со скоростью 15—20 км в час

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Задание 16. Как разные улицы (1) переходя одна в другую (2) образуют целый город, так ряд предложений (3) связанных по смыслу и грамматически (4) представляет собой текст.

Задание 17 . Берёзки и осины (1) как будто (2) сбегают по пологому берегу к уносящей свои воды вдаль реке. Этот (3) казалось бы (4) ничем не примечательный пейзаж под кистью Левитана превращается в удивительный поэтический образ.

Задание 18. По тенистой аллее (1) в глубине (2) которой (3) темнела маленькая беседка (4) по вечерам прогуливались влюблённые пары.

Задание 19. Собака сначала всё время (1) бежала впереди охотника (2) но (3) как только она почувствовала дичь (4) шаги её замедлились и стали крадущимися.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Задание 16. Учёные считают, что обнаружены метеориты и астероиды (1) представляющие собой осколки (2) некогда существовавшей в солнечной системе крупной планеты (3) совершавшей своё движение (4) вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера.

Задание 17. С помощью Академии наук Россия (1) поистине (2) осознала себя на всём пространстве от Петербурга до Камчатки, выяснила свою замечательную историю, упорядочила русский язык и создала свою (3) без сомнения (4) великую науку, поэзию и литературу.

Задание 18 . Насыщенная деловая программа (1) в рамках которой (2) были организованы семинары по актуальным вопросам обучения с использованием новейших технологий (3) по традиции сопровождала выставку компьютерной техники.

Задание 19 . Для лодки существует некоторый предельный угол наклона (1) и (2) если вовремя лодку не выровнять (3) то она становится неуправляемой (4) что может привести к тяжёлым последствиям.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Задание 16. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.

Задание 17. Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.

Задание 18. Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью (2) которого (3) издаются звуки (4) падающих дождевых капель.

Задание 19. Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Задание 16. За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.

Задание 17. Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

Задание 18. Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.

Задание 19. Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Задание 18. Провинциальный музей (1) экспозицию которого можно назвать памятником художнику (2) обладает одним и з самых значительных собраний работ(3) знаменитого пейзажиста.

Задание 19. Дарья А лексан д ро вна попробовала было иг рать ( 1) н о дол го не м ог л а по нять игры (2) а (3 ) когда поня ла (4) то т ак у ста ла (5) что се ла с к няжной Варв а р о й и только смотрела на игра ющи х .

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Задание 16. Пётр I (1) подбирая себе помощников (2) стремился выделить людей (3) имеющих разносторонние интересы и склонность к учению (4) готовых верой и правдой служить Отечеству.

Задание 17. Пловец (1) видимо (2) снова запутался в прибрежных водорослях. Но на этот раз (3) к счастью (4) всё обошлось благополучно.

Задание 18. Сплошная трёхэтажная полоса жилых корпусов (1) на углах (2) которых (3) выстроены четыре небольшие церкви (4) сияющие золотыми куполами (5) окружает широкий двор Смольного монастыря.

Задание 19. Чтобы сэкономить электроэнергию (1) мы лишь изредка позволяли себе слушать концерты из Москвы (2) но (3) когда это случалось (4) мы ощущали нашу столицу совсем рядом с нами (5) потому что передача принималась абсолютно ясно и без помех

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Задание 17. Мучительная искренность Л. Толстого и недовольство собой (1) конечно (2) часть его живой души, но важнее всего для нас (3) пожалуй (4) то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве.

Задание 19. Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) то на душе у него становилось (4) легко и просторно.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Задание 16. С трудом я открыл дверь (1) заваленную ночным снегом (2) и (3) пробивая лопатою траншею (4) стал раскидывать белый пух этой ночи и поднимать тяжелые пласты

Задание 17 . Это музыкальное произведение (1) конечно (2) привлекает внимание слушателя. Но в его звучании (3) пожалуй (4) недостаёт собственного чувства исполнителя, его любви и страсти, тихой нежности и светлой грусти.

Задание 19 . Как это ни странно (1) но Фридриху Прусскому (2) который до конца жизни не мог забыть позорного поражения под Кунерсдорфом (3) так и не пришла в голову мысль(4) что решающую роль в этой битве сыграл патриотизм русского народа

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Задание 16. Перифраза — оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте.

Задание 17. Комплиментом (1) как известно (2) называется лестное, любезное замечание или краткая похвала, а умение говорить комплименты — это настоящее искусство, требующее такта, остроумия и (3) конечно (4) внимательного, тёплого отношения к собеседнику.

Задание 18. Лена — главная судоходная восточносибирская артерия (1) значение (2) которой (3) для интенсивно развивающегося хозяйства (4) огромно.

Задание 19. Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Задание 16. По берегам тёмных речушек (1) заваленных (2) буреломом (3) распускаются первые весенние цветы (4) поражающие яркостью красок.

Задание 18. Небольшой дом (1) рассказать (2) о котором (3) я считаю своим долгом (4) стоял на другой стороне озера(5) где ещё в древности было поселение.

Задание 19. Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Задание 16. Российская Академия наук (1) задуманная и основанная Петром Великим (2) получила в развитии культуры нашей страны необычное значение: первоклассные учёные (3) составившие первый Призыв Академии (4) были вовлечены в практические дела и начинания. .

Задание 18. 500 миллиардов электронных писем (1) девяносто пять процентов из которых (2) составит спам (3) будет отправлено в мире в течение 2015-го года.

Задание 19. Собаки любят поскрести дощатый пол лапами (1) и (2) если коготь случайно застрянет в щели между досками (3) животное может получить серьёзную травму (4) которая потребует обращения к ветеринару

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Задание 16. М. В. Ломоносов (1) в возрасте тридцати трёх лет избранный академиком (2) явился живым символом оригинальности русской Академии и её особых положительных черт характерных и для прошлого, и для настоящего: он умел быть одновременно поэтом, художником, физиком, химиком, геологом, историком, географом и лингвистом (4) во всех областях создавая большое и оригинальное.

Задание 17. Светлый предмет на тёмном фоне (1) кажется (2) большим, чем есть на самом деле, а тёмный на светлом (3) наоборот (4) выглядит меньшим по размеру.

Задание 18. На почве Академии взрастала коренная русская наука (1) росту и развитию (2) которой (3) в известной степени способствовали и многие академики-иностранцы.

Задание 19. Мышцы выполняют множество наиважнейших функций (1) и (2) если некоторые из них не справляются с функциями (3) которые на них возложены (4) страдает весь организм.

16. 1,2, 3, 4 № 17 1,2, 3, 4 №18 1 №19 1, 2, 4

16. 1, 2, 3, 4, 5 № 17 1, 2, 3, 4 №18 -1, 5 №19 1, 2, 3, 4


Административный зачет. Пунктуация.

15. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.

2) Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости.

3) Волк меняет шерсть да не повадки.

4) считал работу над портретом оконченной и другой замысел уже волновал его творческое воображение.

5) В декабре мороз усилился и сковал реки и озёра.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дружившие с детства (1) они никогда не расставались. Они (2)агрономы, поехали работать в село. Ягоды (3) собранные детьми (4) были вкусны. Дед (5) знал все о далеком времени.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Раны слишком глубоки (1) и (2) даже (3) если удастся их зашить (4) газовую гангрену не остановишь [Вальтер Запашный].

15. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом .

2) Вечером отец обычно рассказывал мне и сестре сказки или читал стихи.

4) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.

5) Был ли явью или только приснился мне этот странный человек?

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ветер (1) теплый и ласковый (2) разбудил цветы на лугу. Измученные тяжелой дорогой (3) ребята не могли продолжать путешествие. Возглавлял отряд опытный разведчик (4) Сергей Смирнов.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Брат (1) вероятно (2) будет профессором. Существенное изменение климата (3) возможно (4) в лижайшее время.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Давно уже(1) поспела полевая клубника(2) лакомиться (3)которой нам позволяли(4) вдоволь.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тяжёлый бархатный занавес поднялся (1) и (2) когда прозвучали первые звуки музыки (3) Воронов внезапно увидел знакомую маленькую фигуру графини (4) которая тоже приехала на премьеру в театр.

15. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Речной жемчуг можно найти в реках и в озёрах и в ручьях.

2) Животные пустыни могут длительное время обходиться без воды и питаться колючками и молодыми побегами.

3) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

4) А в водоёме всё вода струится и доныне в ней хранится тончайший привкус древнего вина.

5) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Возглавлял отряд Сергей Смирнов (1) опытный разведчик. Все знали Женю (3) как надежного друга. Высокое небо с облаком (4) похожим на кисть винограда (5) отражалось в воде.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Писаконечно (2) должен пристально изучать каждого человека, но любить (3) может(4) не каждого.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

За равниной (1) тянется чёрная пашня (2) над которой (3) пестрят не то грачи (4) не то галки.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рискните поставить одну из них на кон (1) и (2) даже (3) если вы ее проиграете (4) ваш выигрыш будет во много раз более весомый! [Артем Тарасов.

Административный зачет. Пунктуация.

15. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Хозяева и гости зааплодировали и дружно запели песню.

2) Дышать стало гораздо легче и голоса под липами звучали по-вечернему отчётливо.

3) В музыке марта журчание ручьёв и барабанная дробь капели визг пилы и стук топора.

4) Русскому языку можно учиться всю жизнь и так до конца и не выучиться.

5) Изменения в научном методе приводят к изменениям в других методах исследования и в содержании знания.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

Остап (1) воодушевлённый красотами Кавказа (2) кричал что-то (3) стараясь (4) перебороть грохот и стоны Терека.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хлебопашество сближает человека с природой, привязывает его к земле и (1) следовательно (2) к родине. С одной стороны (3) хлебопашество закаляет характер, а с другой стороны (4) сохраняет здоровье, даёт тихие радости.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Привлекает внимание каменная стенка (1) у подножия (2) которой (3) цветут дельфиниум и шалфей.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хорошо известно (1) что (2) если спортсмен не тренируется регулярно (3) то (4) как бы он ни старался (5) хороших результатов ему не достичь.

15. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Я никогда не видел ни тёмных тисовых лесов ни Атлантического океана ни тропиков.

2) Здесь молодость бродит крылата и старость не клонит голов.

3) Творчество Шагала стало одной из интереснейших страниц как русской так и европейской живописи.

4) В былинах поётся о войнах со степняками и о борьбе с разбойниками и о сборе дани с окрестных племён.

5) Он пел и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей (3) напоминающих (4) хребты громадных рыб.

Сразу же за рекой (1) поднимаясь вверх (2) виднелись скалистые горы (3) очерченные внизу (4) ломаной линией чернеющих низеньких кустарников.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По словам французского писателя Проспера Мериме (1) русский язык, богатый, живой и звучный, наделён способностью к передаче тончайших оттенков мысли и чувства и отличается (2) кроме того (3) гибкостью ударений и разнообразием звукоподражаний.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Михаил Васильевич Ломоносов (1) гений (2) которого (3) проявился в различных областях науки и искусства (4) основал первый российский университет.

Холодные осенние тени (1) бродили по лесу (2) деревья (3) в котором (4) замерли в ожидании зимы.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нас не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть поближе..

15. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Я стал много читать и во мне пробудилась охота к литературе.

2) В глубокой древности первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

3) Поэту видится алмазный блеск березняка или бархатный блеск пашен или янтарный блеск свечей.

4) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.

5) К числу самых древних изображений на стенах пещерах эпохи палеолита относятся как оттиски руки человека так и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

В каких заданиях ЕГЭ школьнику необходимо продемонстрировать свое знание теории сложноподчиненного предложения и умение правильно применять правило расстановки знаков препинания в СПП? Ориентируясь на допущенное ФИПИ основное пособие для подготовки к ЕГЭ - Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ-2009: русский язык: тренировочные задания. М., 2009, - мы можем выделить следующие номера теста единого экзамена.

Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания.

1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4

Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой люди (4) совершают прекрасные дела.

1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4

Кони очень устали (1) и (2) когда с них сняли вьюки (3) они легли на холодную землю (4) которую уже успел покрыть легкий снежок.

1) 1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 2, 3, 4

Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где все яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг.

1) 1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3

Итак, при повторении правил пунктуации в сложноподчиненном предложении необходимо сначала повторить типы придаточных.

Напомним, что в русском языке выделяются 13 типов придаточных: определительные, изъяснительные, времени, места, причины, следствия, цели, условия, уступки, сравнительные, меры и степени, образа действия и присоединительные. Некоторые типы придаточных в текстах встречаются чаще (скажем, придаточные изъяснительные и определительные), другие (например, присоединительные и образа действия) можно встретить реже.

Задание 1. Расставьте знаки препинания, определите типы придаточных[iii].

1. Сколько я ему ни доказывал что весь следующий год тоже будет относиться к девятнадцатому столетию он остался при своем суждении.

2. С тех пор как научно доказали вредоносность воздействия алкалоидов на аналитическую функцию мозга Холмс лишился возможности хоть на время сбрасывать с себя путы земного притяжения.

3. Слева от собора расположена улочка где в семнадцатом столетии погиб один влюбленный капитан.

4. Неподалеку отсюда находилась вилла моей бабушки так что я знаю эти места.

5. Более всего я пленился тем с каким сдержанным вкусом изготовители поместили это сияющее чудо кожевенного мастерства в скромный клетчатый чехол.

6. Перед тем как снова выйти на продуваемую ветрами палубу я отхлебнул из термоса чаю с ромом и еще раз перечитал телеграмму.

7. Хотя у меня были кое-какие планы на 31 декабря разве я мог удержаться от соблазна?

8. Холмс стоял у борта ожидая пока наиболее нетерпеливые из пассажиров сойдут на берег.

9. Отчасти это объяснило почему он отнесся к невразумительной и истеричной телеграмме столь серьезно.

10. Я предположил что Холмс с парохода усмотрел своими зоркими глазами торчащий из кармана зеленый хвостик из чего и вывел предположение о любви к лошадям.

11. Этот человек гений почти вундеркинд потому что ему всего двадцать пять лет.

12. Это герой парижских бульварных листков куда он иногда даже посылает письма и объявления.

13. Возница явно хотел чтобы коляска ехала намного быстрее но к помощи кнута ни разу не прибег.

14. Если сегодня до полуночи я не отдам все деньги замок взлетит на воздух.

15. Там было еще что-то чего я не разобрал ибо мое знание французского оставляет желать лучшего.

16. Поскольку вступление звучало не слишком увлекательно я позволил себе отвлечься чтобы оглядеться по сторонам.

17. Хозяин подтвердил свои слова после чего я вообще перестал что-либо понимать.

18. Там где мы оказались действительно вдоль всех стен стояли диваны и кресла.

19. Если я правильно понимаю план то это вход в большую башню что пристроена к дому с северной стороны?

20. Прежде чем рассказ был продолжен нам пришлось переждать новый взрыв рыданий.

21. Когда слуги хотели поднять бедняжку она так закричала от боли что я велел оставить её на месте.

22. Я преодолел эту теснину менее проворно чем это удалось моему другу.

23. К запястьям и щиколоткам девушки были прикреплены веревки так что при всем желании она не смогла бы пошевелить ни единым членом.

24. Все это до такой степени напоминало пыточную камеру времен инквизиции что стоящая рядом медицинская капельница выглядела вопиющим архаизмом.

25. Профессор говорил по-английски – очень правильно но безжизненно как говорят докладчики-иностранцы на научных конференциях.

Задание 2. Расставьте знаки препинания в предлагаемых ниже предложениях. Отметьте количество частей в предложениях.

1. В одном из окон второго этажа где видимо располагались жилые комнаты появился тощий мужчина.

1. 1 2. 2 3. 3 4. 4

2. В большой зале где горел камин мы сели за длинный стол сверху прикрытый большой белой салфеткой под которой угадывались очертания посуды.

1. 2 2. 3 3. 4 4. 5

3. В прошлом году в овраге что у ограды парка осыпалась земля и в склоне открылся подземный ход который очевидно раньше вел к дому.

1. 2 2. 3 3. 4 4. 5

4. Я узнал из газеты что Фандорин сейчас находится в Париже и попросил помочь потому что не был уверен что мистер Холмс приедет.

1. 2 2. 3 3. 4 4. 5

5. Мне стало ясно что светило нейрохирургии давно не проводил эту процедуру которую обычно поручают сиделкам и поутратил навык.

1. 2 2. 3 3. 4 4. 5

6. На лбу у управляющего блестели капельки пота глаза беспокойно перемещались с предмета на предмет и хозяин вдруг догадался что он боится не взорвется ли бомба раньше времени и хочет уйти.

1. 3 2. 4 3. 5 4. 6

Таким образом, фактически задание А 24 фактически проверяет умение не поставить лишнюю запятую в придаточном предложении (или в обособленной конструкции – в варианте 2, с. 27 представлен иной тип задания, в котором предлагается решить, когда обособлять и не обособлять причастный оборот).

С учетом данного комментария предлагаем задание, аналогичное большей части включенных в А 24:

Задание 3. Формулировка задания А 24: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. Из-за мрачных стен (1) о подножие (2) которых (3) бились волны (4) торчали крыши (5) тесно сгрудившихся (6) домов.

А. 1,2,3,4,5,6 Б. 1,3,5,6 В. 3,4,6 Г. 1,4

2. Коронным трюком Люпена (1) при помощи которого (2) он (3) неизменно (4) срывает аплодисменты публики (5) оказывается кража миллиона у какого-нибудь богача.

А. 1,2,5 Б. 1,2,3,4,5 В. 1,5 Г. 1,3,4,5

3. В этой (1) наглой (2) записке даже указан код (3) при помощи (4) которого (5) бомбу можно отыскать.

А. 1,3,5 Б. 1,3 В. 3 Г. 3,5

4. Дальше (1) располагался чулан (2) в углу (3) которого (4) грудой лежали клетки и капканы (5) а с крючков свисало множество разнообразных сеток непонятного назначения.

А. 2,5 Б. 1,2,5 В. 2,4,5 Г. 1,2,3,4,5

5. Здесь (1) мне придется описать одно (2) мучительное для моего самолюбия (3) происшествие (4) в результате которого (5) я оказался на время отлучен от расследования.

А. 1,2,3,4,5 Б. 1,4,5 В. 4,5 Г. 4

6. Как человеку (1) смысл жизни (2) которого (3) заключается в излечении недугов (4) вам это будет очень интересно.

А. 1,3,4 Б. 1,4 В. 2,4 Г. 1,2,3,4

7. Часы тренькнули (1) отбив половину часа (2) а мозговой штурм (3) о необходимости (4) которого (5) говорил русский (6) никак не начинался.

А. 1,2,3,4,5,6 Б. 1,2,5 В. 1,2,3,6 Г. 1,2,3,5,6

8. Вся дубовая панель позади органа (1) которую я во время обхода дома простукивал (2) но (3) в которой (4) не нашел ничего подозрительного (5) отъехала в сторону.

А. 1,2,5 Б. 1,2,3,5 В. 1,2,4,5 Г. 1,2,3,4,5

Задание 4. Формулировка задания А 25: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые[viii]?

1. Во рту у Холмса была курительная трубка (1) и (2) когда он засмеялся (3) с его губ (4) один за другим(5) сорвались маленькие клочки дыма.

А. 1,2,3,4,5 Б. 1,2,3,4 В. 1,2,3 Г. 1,3

2. Не было слышно ни звука (1) и (2) когда он остановил лошадей (3) чтобы дать им отдых (4) безмолвие окружающего мира стало невыносимым.

А. 1,2,3,4 Б. 2,3,4 В. 1,3,4 Г. 3,4

3. Гул нарастал (1) звучала потрясающе красивая песня (2) зал подпевал (3) и (4) когда она кончалась(5) кто-то опять кричал с нечеловеческим надрывом [Алексей Варламов].

А. 1,3 Б. 1,2,3,4 В. 1,2,3 Г. 1,2,3,4,5

4. Пусть будет хоть эта тетрадка (1) и (2) когда память моя вовсе сносится (3) я смогу заглянуть в неё (4) и всё вспомнить [Людмила Улицкая].

А. 1,2,3 Б. 1,2,3,4 В. 1,2 Г. 1,4

5. У подножия этого вавилонского грохота кое-где бесстрашно сидят нищие скрипачи и скрипачки (1) и (2) если вплотную к ним подойти (3) слышно (4) как они трогательно наигрывают классические мелодии [Фазиль Искандер].

А. 1,2,3,4 Б. 1,2 В. 1,2,3 Г. 1,4

6. Я решил взойти на неё (1) ещё раз оглядеться (2) и (3) если не узнаю леса (4) возвращаться к дому по собственным следам [Юрий Коваль].

А. 1,2,3,4 Б. 1,2,4 В. 1,3,4 Г. 1,4

7. Раны слишком глубоки (1) и (2) даже (3) если удастся их зашить (4) газовую гангрену не остановишь [Вальтер Запашный].

А. 1,2,3,4 Б. 1,2,4 В. 1,3,4 Г. 1,4

8. Рискните поставить одну из них на кон (1) и (2) даже (3) если вы ее проиграете (4) ваш выигрыш будет во много раз более весомый! [Артем Тарасов].

А. 1,2,4 Б. 1,2,3,4 В. 1,3,4 Г. 1,4

9. А Медвежонок целыми днями стоял на морковочной опушке с разинутой пастью (1) и (2) только (3) когда темнело (4) хорошенько вылизав все четыре медовые лапы (5) ложился спать [Сергей Козлов].

А. 1,2,3,4,5 Б. 2,4,5 В. 2,3,4,5 Г. 1,4,5

10. Проснулась рано (1) и (2) только (3) когда проснулся Борис (4) и заговорил со мной (5) стало ясно (6) что у меня абсолютно пропал голос! [Татьяна Окуневская].

А. 1,2,3,4,5,6 Б. 2,4,5 В. 1,2,5,6 Г. 1,4,5,6

И последнее задание – В 6, выполнение которого связано с анализом текста. Выше мы указывали, что в данном задании могут быть разные формулировки. Предложим пока выполнить лишь один вариант задания – найти СПП с определенным типом придаточного.

Задание 5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

1. В каком предложении есть придаточное уступки?

2. В каком предложении есть придаточное причины?

3. В каком предложении есть придаточное цели?

4. Сколько в тексте придаточных определительных:

А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4

Укажите номер(а) предложения/ предложений:

5. Сколько в тексте придаточных времени:

А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4

Укажите номер(а) предложения/ предложений:

6. Сколько в тексте придаточных изъяснительных:

А. 3 Б. 4 В. 5 Г. 6

Укажите номер(а) предложения/ предложений:

7. Укажите номера предложений, в которых нет придаточных.

8. Выпишите из текста подчинительные союзы:

9. Выпишите из текста союзные слова в следующую таблицу:

[iii] В заданиях использованы фразы, взятые из произведений Бориса Акунина.

[iv] Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации: Словарь-справочник. – М., 1997, с. 65.

[v] Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации: Словарь-справочник. – М., 1997, с. 150-155.

[vi] Там же, с. 154 (пар. 36, п.4 раздел 1).

[vii] Там же, с. 142 (пар. 33, п. 6).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции