Пророк мухаммад про чуму


Чёрная смерть 'Амвас

Один из признаков, отличающих истинного пророка от лжепророка – правдивость в словах. Если пророк предсказывает свершение какого-либо явления, в настоящем или в будущем, то оно неизбежно произойдёт.

В одном из своих изречений Пророк Мухаммад ﷺ перечислял признаки конца света. Причём первым из них он назвал свою смерть, что говорит о том, что обратный отсчёт разрушения Вселенной запущен еще 14 веков назад. Затем он упомянул взятие Иерусалима и только после этого сообщил о массовой гибели, которая постигнет исламскую умму.

С целью максимального понимания смысла Пророк ﷺ в этом хадисе провёл аналогию с болезнью, которая морит домашний скот. Для арабов, привыкших к животноводству, это сравнение было более чем понятным.

Этот хадис поражает не только хронологической точностью сказанного, но и тем, что предстоящая массовая гибель постигла умму в ближайшей перспективе, то есть ударила по первому поколению мусульман, по тем, кто был непосредственным свидетелем этих слов.

Тогда сподвижники едва ли могли знать, что речь идёт об эпидемии, которая беспощадно унесёт множество человеческих жизней. Но они всецело верили словам Пророка ﷺ и, возможно, морально готовились к этой разрушительной чуме.

К слову, чёрная смерть (так иначе принято называть чуму) – одна из самых катастрофических болезней, когда-либо постигавших человечество. Чума несёт массовую погибель, от неё на всём протяжении человеческой истории погибли десятки и десятки миллионов людей. Только в одной Европе чума, по разным данным, истребила до 60 млн человек, что соответствует одной трети всей населения Европы.

Чума может постигнуть людей вне зависимости от их веры или неверия, расовой или конфессиональной принадлежности. Однако для представителей общины Пророка Мухаммада ﷺ чума является милостью, тогда как на народы, жившие до нас, чума насылалась как кара Всевышнего.

В хадисе, переданном от супруги Пророка Айши (да будет доволен им Аллах), говорится, что однажды она задала Посланнику Аллаха ﷺ вопрос о чуме, и он сказал ей:

كَانَ عَذَابًا يَبْعَثُهُ اللهُ تَعَالَى عَلَى مَنْ يشَاءُ، فَجَعَلَهُ اللهُ تعالى رَحْمَةً للْمُؤْمِنينَ، فَلَيْسَ مِنْ عَبْدٍ يَقَعُ في الطَّاعُونِ فيمكثُ في بلدِهِ صَابرًا مُحْتَسِبًا يَعْلَمُ أنَّهُ لا يصيبُهُ إلاَّ مَا كَتَبَ اللهُ لَهُ إلاَّ كَانَ لَهُ مِثْلُ أجْرِ الشّهيدِ

Чума, которую предсказывал Пророк, дала о себе знать в 18-м году по хиджре во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах. Эпицентром заражения стала палестинская деревня 'Амвас. В последующем в зоне заражения окажется весь Шам и Ирак.

Мусульмане оказались не готовы к такой смертоносной и заразной болезни, поэтому пребывали в полном смятении и замешательстве. Конкретного плана по ликвидации чумы, естественно, не было. Некоторые из них предлагали отправиться в соседние регионы, а другие видели в этом бегство от судьбы.

Халиф Умар в это время находился в Шаме и после некоторого обсуждения ситуации решил прервать свою поездку и вернуться в Медину. Примерно в таком духе состоялся диалог между халифом Умаром и командующим Шамом Абу 'Убайдой (да будет доволен ими обоими Аллах).

Таким образом, Абу 'Убайда и другие мусульмане, проживавшие в Шаме и Ираке, оказались в кольце убийственной и беспощадной эпидемии, они были обречены на погибель. Халифу было крайне тяжело смириться с тем, что видный сподвижник Пророка ﷺ Абу 'Убайда погибнет от чумы. Поэтому он сделал попытку вызволить его из Шама и тем самым спасти от заразы.

Всё же халиф сделал попытку защитить мусульман от постигшей их чумы. В своём очередном письме Абу 'Убайде халиф велел ему эвакуировать мусульман на возвышенность, там воздух, как правило, бывает чище.

С аналогичным обращением выступил перед людьми и Му'аз ибн Джабал, который также был поражен чумой. Среди погибших от чумы были также и другие сподвижники Пророка ﷺ : Сухайл ибн 'Амр, Шурахбиль ибн Хасана, Язид ибн Абу Суфьян и другие (да будет доволен ими всеми Аллах).

В общей сложности чума 'Амвас унесла от 25 до 70 тысяч мусульманских жизней. В конечном счёте план по эвакуации мусульман, который был рекомендован халифом, осуществил 'Амр ибн аль-'Ас. Свежий горный воздух сделал своё дело, с чумой наконец-то было покончено, но какой ценой это было сделано…

Подготовил Хаджимурад Алиев



Каждый из нас знает, что раби-уль-авваль – это месяц, в который появился на этой Земле Пророк Мухаммад ﷺ, последний из Божьих посланцев, печать всех пророков.

Конечно же, это для нас большая радость, что мы являемся из его уммы, знаем то, с чем он к нам пришёл и чему научил, объясняя нам религию Всевышнего Аллаха. Многие из нас празднуют наступление этого месяца мавлидами или чтением рассказов о нашем Пророке ﷺ, о его жизнеописании, о том, к чему он стремился, о его качествах и т. д. Это всё, конечно же, похвально.

Мы должны стараться каждый день говорить о Посланнике Аллаха ﷺ и заботиться о том, чтобы наши дети знали что-нибудь о Мухаммаде ﷺ.

В Священном Коране Аллах говорит:

وَكُلّا نَقُصُّ عَلَيْكَ مِنْ أَنْبَاءِ الرُّسُلِ مَا نُثَبِّتُ بِهِ فُؤَادَكَ

(سورة هود: الآية 120)

Не следует ограничиваться слушанием мавлидов и рассказов о Пророке (салляллаху аляйхи васаллям), мы должны извлечь из этого урок и самим следовать за ним, и тогда будет польза от отмечания пришествия на эту землю Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).

إنما يزداد اليقين على اليقين باستماع القصص الأنبياء والأمم السافلة

Некоторые учёные говорят:

حكايات الصالحين جند من جنود الله

ما رأيت للقلب أنفع من ذكر الصالحين

Уверование во Всевышнего Аллаха и уверование в Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).

И мы не должны быть из числа тех людей, о которых Всевышний сказал:

﴿أَمْ لَمْ يَعْرِفُوا رَسُولَهُمْ﴾

(سورة المؤمنون: الآية 69)

В Священном Коране Аллах говорит:

﴿قُلْ إِنَّمَا أَعِظُكُمْ بِوَاحِدَةٍ أَنْ تَقُومُوا لِلَّهِ مَثْنَى وَفُرَادَى ثُمَّ تَتَفَكَّرُوا مَا بِصَاحِبِكُمْ مِنْ جِنَّةٍ﴾

(سورة سبأ: الآية 46)

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَمَا كَانَ اللهُ لِيُعَذِّبَهُمْ وَأَنْتَ فِيهِمْ

(سورة الأنفال: الآية 33)

Нужно любить нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), уважать и рассказывать о нём своей семье. Если же будем мучить людей и от нас будет исходить зло, будем убивать и проливать кровь и этим будем нарушать уважение людей между собой, тогда Всевышний будет направлять на нас войско неверных, которые будут оккупировать наши земли и притеснять мусульман. Это всё происходит тогда, когда мы не следуем за сунной нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). И из-за этого в наше время мы видим, как несколько государств неверных вместе могут напасть на одно исламское государство, и все молчат, потому что мы, уважаемые братья, отходим от сунны нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), и это наше наказание на этом же свете.


Восхваление Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) – хорошее дело, но если мы не будем извлекать из этого урок, то будем подобны тому человеку, у которого есть отец-алим, а сам сын не умеет ни читать, ни писать. Сколько бы такой сын ни хвалил отца, говоря, что он учёный, знаток религии, сам сын читать и писать не научится, пока он не последует за отцом, приобретая знания.

Не стоит ограничиваться празднованием мавлида только в день рождения Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), нам следует праздновать его каждый день из нашей жизни, круглый год. Нужно встречать этот месяц рассказами о Пророке (салляллаху аляйхи васаллям), тем самым увеличивая знания о нём, чтобы мы не оказались из тех, кто не знает своего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Поминанием благодетелей увеличивается милость Всевышнего Аллаха; когда мы будем упоминать лучшего из людей, Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), любой собрание (маджлис) станет благодатным (баракатным). А что касается тех мест, в которых не упоминаются Аллах и Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям), такое место становится мрачным, несёт в себе только пустоту, в этом месте не будет человеку никакой пользы. И когда мы идём в гости или к нам приходят гости, нужно постараться не говорить лишнее, а говорить только о хорошем и поминать Всевышнего Аллаха.

В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится:

"مَا مِنْ قَوْمٍ يَقُومُونَ مِنْ مَجْلِسٍ لاَ يَذْكُرُونَ اللهَ فِيهِ إِلاَّ قَامُوا عَنْ مِثْلِ جِيفَةِ حِمَارٍ وَكَانَ لَهُمْ حَسْرَةً"

Всевышний Аллах говорит:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِمَنْ كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيراً

(سورة الأحزاب: الآية 21)

Если же мы не будем знать нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), то как мы будем уподобляться ему, как мы будем следовать его наставлениям?

Далее в аяте Всевышний Аллах говорит:

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا

(سورة الحشر: الآية 7)

Всевышний Аллах в Коране говорит:

قَالَ الَّذِينَ يُرِيدُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا يَا لَيْتَ لَنَا مِثْلَ مَا أُوتِيَ قَارُونُ إِنَّهُ لَذُو حَظٍّ عَظِيمٍ

(سورة القصص: الآية 79)

قَالَ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ وَيْلَكُمْ ثَوَابُ اللهِ خَيْرٌ لِمَنْ آمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا

(سورة القصص: الآية 80)

Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) говорит:

"مَنْ تَوَاضَعَ لِغَنِيٍّ لِأَجْلِ غِنَاهُ ذَهَبَ ثُلُثَا دِينِهِ"

В Священном Коране Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللهَ وَكُونُوا مَعَ الصَّادِقِينَ

(سورة التوبة: الآية 119)

Всевышний Аллах одарил нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) благодатью, о которой Он говорит:

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِنَ اللهِ لِنْتَ لَهُمْ

(سورة آل عمران: الآية 159)

وَلَوْ كُنْتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لَانْفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَ

(سورة آل عمران: الآية 159)

Есть такие люди, которые говорят, что не стоит чересчур проявлять радость по поводу наступления дня, в котором появился на свет Пророк (салляллаху аляйхи васаллям). Как же нам не проявлять радость, если до прихода нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) на этот свет люди совершали такие поступки, о которых говорить даже неприятно?

Вот такие люди были до Ислама. Как же мы не будем радоваться за Пророка Мухаммада ﷺ, с приходом которого прекратились такие жестокие поступки и который наставил людей на истинный путь! До прихода Ислама мужчина мог взять в жёны двух сестёр одновременно, или сын мог жениться на жене своего отца, когда отец разводился с ней. С приходом Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) это тоже прекратилось. До Ислама брак был нескольких видов:

– такой брак, как у нас: отец выдаёт свою дочь;

– когда у жены прекращалась менструация, муж ей говорил: отправляйся к кому-нибудь и забеременей от него; если же она беременела, то муж возвращал её обратно к себе;

– женщина совокуплялась с 10 мужчинами и беременела, и она выбирала себе мужа из этих 10 мужчин;

– прелюбодейка устанавливала знамя на свой дом, и любой мужчина мог прийти к ней; когда она рожала ребёнка, гадалка приходила к ней и решала: кто будет отцом ребёнка.

Было очень много мерзких поступков до Ислама. И с приходом Пророка Мухаммада ﷺ все эти поступки прекратились. Как же мы не можем радоваться его появлению на этом свете!

Некоторые люди говорят, что мы восхваляем нашего Пророка ﷺ выше его степени. Посланник Аллаха ﷺ в хадисе говорит:

"لَا تَطْرُونِي كَمَا أَطْرَتِ النَّصَارَى ابْنَ مَرْيَمَ"

Дорогие друзья, мы должны проявлять радость тому, что мы находимся в религии нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

СТАТЬИ

  • Академия Корана: Наша цель – помочь вам получить наивысшую награду Аллаха Об АкадемииОбразование онлайн становится популярнее с каждым днем, ведь.
  • Изучение Арабского языка и Таджвида Отличный Сайт! Я с этого сайта с 0 нуля выучил арабский алфавит, потом научился.
  • Обучение намазу (необходимый минимум) بسم الله.

Заразные болезни и эпидемии – что говорится об этом в Исламе?


Акыда Ахлю-Сунна говорит о том, что заразные болезни не заразны сами по себе. Болезни передаются исключительно по воле Аллаха, и Он лишь один может дать исцеление от болезни.

В разделе, касающемся средств (асбаб), причин и следствий, имам Байджури в своем комментарии на Джаураха ат-Таухид пишет, что существует т.н. талязум ‘адий (привычная связь) между вещами, которую мы принимаем за причины и следствия. Этот вопрос также отражен в некоторых комментариях на акыду Бад’у ль-Амали.

Болезнь происходит не от вступления в контакт с инфицированным человеком, она результат воли Аллаха. Тем не менее, существует связь между воздействием больного человека и заражением (болезнью). Заражение болезнью – это средство, которое использует Аллах, если хочет поразить кого-то болезнью.

Имея в виду вышеприведенный хадис, по мнению некоторых ученых, посещать территорию, охваченную эпидемией, является макрух тахрими (сильно нежелательно), если человек боится, что он заболеет из-за его посещения этой местности, а не по воле Аллаха. Кроме того, также сильно нежелательно покидать район, охваченный болезнью, если это заставит человека поверить, что он был спасен от болезни из-за своего отъезда, а не по воле Аллаха.

Тем не менее, другие ученые считают сильно нежелательным посещать или уезжать из области, охваченной эпидемией болезни, независимо от своих мыслей и убеждений.

В качестве исключения из общего правила будет допустимым для человека оставить область эпидемии, если есть реальная необходимость. Например, если ему нужно лечь в больницу в другой местности для лечения.

Кроме того, Ибн Хаджар, рахимахуллах, сказал, что человек из другой местности, который оказался в районе эпидемии, но уже собрался уезжать, когда там началась эпидемия болезни, будет освобожден от запрета покидать её.

Ниже приведены несколько исламских принципов медицинской этики в отношении борьбы с эпидемиями:

3) Следует избегать употребления потенциально опасных продуктов и пользоваться вещами, которые могут быть средством возникновения болезни.

4) Допускается забивать больных животных.

5) Не пользоваться одними и теми же вещами. Перчатки, иглы, одежду необходимо регулярно менять. Точно так же, постельные принадлежности следует часто стирать.

6) Как можно скорее похоронить умершего: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал общее указание, что умерших следует хоронить без задержек.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди


О чуме и о том, что [чума] есть наказание, так не являйтесь же [туда, где] она [получила распространение, но] и не убегайте от неё.

1499 — Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что [в своё время][1] ‘Умар ибн аль-Хаттаб выступил [в поход] на Шам. Когда он достиг Сарга[2], его встретили командующие войсками[3], а именно — Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах и его товарищи, которые сообщили ему, что в Шаме началась [эпидемия] чумы.

[1] Здесь речь идёт о событиях 639 г.

[2] С а р г — селение между Табуком и Мааном близ границ Шама и Хиджаза.

[3] Здесь имеются в виду войска, которые были расквартированы в Иордании, Палестине, Дамаске, Хомсе и Киннасрине.

[4] Здесь имеются в виду те люди, которые переселились из Мекки в Медину до того, как мусульмане стали молиться, обращаясь лицами к Мекке, то есть до 624 г

[5] Имеется в виду сражение с врагом.

[6] То есть до овладения Меккой мусульманами. Возможно также, что речь идёт о людях, принявших ислам и переселившихся из Мекки в Медину после победы, когда необходимость в переселении по религиозным причинам уже отпала. Несмотря на это, их также называли мухаджирами.

[7] То есть возвращаюсь в Медину.

[8] Таким образом, ‘Умар, не знавший, что по этому поводу говорил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и выслушавший мнения всех авторитетных людей, принял самостоятельное решение.

[9] То есть если бы это сказал кто-нибудь другой, я бы не удивился.


Широкое распространение инфекционных заболеваний всё чаще волнует работников здравоохранения. Вспышки свиного гриппа, птичьего гриппа, синдрома атипичной пневмонии происходят в глобальном масштабе, а значит, являются вопросом как политики в области здравоохранения, так и мировых лидеров. В развитых и развивающихся странах сотрудники департамента здравоохранения сосредотачивают внимание на научных исследованиях и, основываясь на результатах, принимают политические решения.

Глобализация еще более усугубила ситуацию с подъемом инфекционных заболеваний. Частое и легкое перемещение воздуха позволяет микробам беспрепятственно путешествовать по всему свету. К вопросу по борьбе с инфекционными болезнями присоединяются такие проблемы 21 века, как глобальное потепление, голод, перенаселенность, вырубка лесов, биотерроризм.

Пристальное внимание СМИ делает информацию доступной для всех. Большинство осведомлено об опасности свиного и птичьего гриппа. В 2003 -2004 году, когда вирус атипичной пневмонии заразил 8098 людей, весь мир затаил дыхание в ожидании развязки [1] . Эти три болезни возобновили общественный интерес к заразным заболеваниям. Gideon Informatics [2] -крупнейшая мировая база данных по инфекционным болезням зафиксировала более 20 основных инфекционных заболеваний в 1972 году.

Ислам заботится как о духовном, так и физическом, экономическом, эмоциональном благополучии людей и общин. Забота о личности, безусловно, важна, но привилегия всё-таки на стороне общества. Более 1400 лет назад пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, обучил своих последователей привычкам гигиены, актуальным и в 21 столетии.

В сунне пророка Мухаммада мы видим ясный запрет чихать, не прикрывая рот. [3] Это помогает предотвратить распространение бактерий, переносимых по воздуху.

Согласно данным Центра по Контролю Заболеваний в США, вирус, вызывающий атипичную пневмонию, переносится особенно быстро с дыхательными частицами, выделяющимися, когда зараженный человек кашляет или чихает. Так называемый воздушно-капельный способ передачи происходит, когда эти самые частицы от кашля или чихания, передвигаясь по воздуху, оседают на слизистой оболочке носа, рта, глаза находящихся поблизости людей. Заражение также может произойти, когда человек прикасается к поверхности или объектам, загрязненным зараженными частицами, а затем трогает свой нос, глаза…

Первоочередная мера в попытке предотвратить распространение гриппа –частое и тщательное мытье рук. Мировая организация здравоохранения и Центр по контролю заболеваемости рекомендуют следующее. Прикрыть рот и нос салфеткой во время кашля и чихания, а после использования выбросить ее в мусор. Часто мыть руки мылом, особенно после кашля и чихания. Избегать прикасаться к глазам, носу и рту – так распространяются микробы. Оставаться дома в случае инфицирования. Центр контроля заболеваемости рекомендует оставаться дома и не контактировать с другими, чтобы не заразить их.

Во время вспышки атипичной пневмонии медицинское обслуживание иногда включало изоляцию и ограничение поездок. Центр контроля заболеваний называет изоляцию необходимой мерой не только для пациента, но и здоровых членов общества. Правительства государств всего мира уполномочены приказать инфицированным людям пребывать в карантине, чтобы помешать болезни распространяться.

Учение Ислама призвано принести выгоду всему человечеству. Правила гигиены способствуют благополучию отдельных личностей и целых обществ. Они являются залогом успешного контроля за инфекцией. Мытье рук, прикрытие рта во время кашля и чихания, добровольное уединение при недомогании и ограничение в поездках – эффективные меры и здоровая общественная стратегия. Меры, предпринимаемые в 21 веке для контроля за инфекционными заболеваниями, почти полностью сходятся с практикой, применяемой пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и да приветствует.


Нынешняя вспышка коронавируса пробудила воспоминания о предыдущих пандемиях, пишет Мустафа Абу Снейнех.

Чума, пандемия и мор были в центре внимания писателей, историков и поэтов, начиная от средневекового “Декамерона” Джованни Боккаччо и “Дневника чумного года” Даниэля Дефо и заканчивая недавней “Слепотой” Нобелевского лауреата Жозе Сарамаго.

Особенно это касается Ближнего Востока и в Северной Африки, где существует многовековая традиция писать о болезнях и медицине.

Одна из самых известных работ – “Чума”, написанная франко-алжирским писателем Альбером Камю. Действие романа, опубликованного в 1947 г., происходит в алжирском городе Оран и основано на эпидемии холеры, охватившей город в 1849 г. (Камю предпочел поместить свой роман в современную эпоху).

В том же году Назик аль-Малайка написала рассказ о холере в Каире. Тысячу лет назад Ибн аль-Варди в своей оде выступил против чумы, но через два дня сам умер от этой болезни.

Однако связанные с эпидемией работы из этого региона не относятся лишь к жанру фикшн, а также включают гигиенические руководства, книги путешествий и хадисы.

Работы писателя 9-го века Ибн Аби ад-Дуньи, а также более поздние работы Ибн Хаджара аль-Аскалани давали указания о том, как бороться с болезнями.


В 1947 г. тема холеры преобладала в египетских СМИ / Источник: middleeasteye.net

1947 год: холера в Египте

“Холера”, написанная иракской поэтессой Назик аль-Малайкой (1923-2007), изображает смерть, горе и агонию, которые потрясли Египет в последние месяцы 1947 года.

Эта вспышка, которая сильно ударила по стране, считается одним из самых крупных случаев заболевания в Египте в 20 веке. От нее умерло 10 276 человек, а общее количество заболевших было 20 805 человек. В этот период Египет был отрезан от остального мира на фоне ограничений на поездки.

Хотя происхождение инфекции точно не было установлено, многие египтяне верили, что ее распространили английские солдаты, возвращавшиеся из Индии (в Египте в конце 1940-х гг. было большое количество британских гарнизонов).

Аль-Малайка вызывает в воображении яркие образы экипажей, перевозящих мертвые тела, и тишины, которая обрушилась на египетские улицы; она также использует разговорные фразы для обозначения болезни, такие как “аль-шота” и “аль-хейда”, которые переводятся как “скорая” и “быстрая”.

Ее стиль был высоко оценен критиками, будучи новаторским в использовании свободного стиха, а не традиционной арабской оды, имевшей 1500-летнюю историю.

Прислушайтесь к шагам прохожего,

В тишине рассвета.

Послушайте, посмотрите на траурные процессии,

Десять, двадцать, нет … бесчисленное множество.

Повсюду лежат оплаканные трупы

Без надгробной речи и минуты молчания.

Человечество протестует против преступлений смерти.

Холера – это месть смерти.

Даже могильщик не выдержал,

А кто будет восхвалять мертвых?

О Египет, мое сердце разрывается от разрушительных сил смерти.


На чуму возложили ответственность за обострение напряженности между Сфаксом и Венецией: здесь войска под командованием Анджело Эмо бомбардируют тунисский порт/ Источник: middleeasteye.net

1784 год: чума в Северной Африке

Популярное описание пандемий было сосредоточено на таких вспышках, как средневековая Черная смерть или вспышка гриппа в 1917-1920 годах, которая ошибочно обозначается как “испанский грипп” или “испанка”. Но были и локальные эпидемии.

Книга “Десять лет при дворе Триполи” была написана некоей “мисс Талли”, невесткой Ричарда Талли, британского консула в Триполи, в конце 18 века.

Портовый город в современной Ливии был поражен чумой в 1785 году. Талли пишет о том, как сжигание соломы использовалось в домах в качестве фумигации:

Друга впускают только в обитую циновками комнату, где он уединяется в дальнем конце комнаты на соломенном стуле. Теперь никаких дел не совершается, но между человеком, впущенным в дом, и тем, с кем он разговаривает, постоянно горит солома”.

Но такая же тяжелая ситуация сложилась и в Тунисе. 29 апреля 1785 года Талли писала:

За последние несколько недель несколько курьеров пересекли пустыню от Туниса до этого города, распространяя чуму на своем пути; и поэтому страна вокруг нас повсюду заражена”.

Чума достигла тунисского города Сфакс в 1784 году и должно быть убила приблизительно 15 000 человек, это в портовом городе с населением 30 000 человек, что вдвое больше, чем в Триполи.

Ранее Сфакс был поражен чумой в 1622 году и снова в 1688 году, но вспышка почти столетие спустя была еще более смертельной, уничтожив большую часть правящего класса, включая чиновников, политиков, юристов и поэтов.

Это началось, когда морские купцы прибыли после спасения от чумы в Александрии. Им было отказано во въезде в Сфакс, но некоторым морякам удалось нарушить приказ.


Карта мира XIV века работы Ибн аль-Варди / Источник: Библиотека Конгресса

1349 год: мор в Сирии

Ибн аль-Варди (1292-1349), сирийский историк, родился в Маарат ан-Нумане. Он писал о Черной смерти, которая пронеслась по всему миру в середине XIV века, от Азии до Ближнего Востока, а затем попала в Европу.

Аль-Варди жил в Алеппо, которого чума достигла в 1349 году, опустошив город за 15 лет и унося иногда около 1000 жизней каждый день. Его эссе, посвященное чуме, представляет собой исторический отчет о ее влиянии на Левант.

Чума началась в стране тьмы. Китай от этого не спасся. Чума поразила индийцев в Индии, Синде, Персии и Крыму. Чума уничтожила человечество в Каире. Это остановило все движение в Александрии.

Затем чума перекинулась на Верхний Египет. Чума напала на Газу, захватила Сидон и Бейрут. Затем она направила свои стрелы на Дамаск. Там чума сидела, как лев на троне, и раскачивалась с силой, ежедневно убивая тысячу или больше и уничтожая население.

О Боже, она действует по Твоему приказу. Сними это с нас. Это происходит там, где Ты хочешь; удержи чуму от нас”.

Аль-Варди также написал стихотворение о пандемии:

Меня не пугает Черная смерть как других –

Это всего лишь мученичество или победа.

Если я умру, то отдохну от противоборства,

А если я выживу, то мои глаза и уши заживут.

Он умер через два дня от Черной смерти, которая вызывала воспаление желез на шее, в подмышках и паху.


Мечеть Аль-Азхар в Каире: строительство началось вскоре после того, как в городе жил иракско-сирийский поэт Аль-Мутаннаби / Источник: middleeasteye.net

10 век: лихорадка в Египте

“Ночной гость”, ода иракско-сирийского поэта Аль-Мутаннаби (915-965) лихорадке, считается одним из шедевров классической арабской поэзии.

Ахмед бен аль-Хусейн аль-Кинди родился в Куфе (Ирак) и имел прозвище Аль-Мутаннаби, что переводится как “выдающий себя за пророка”. Он ревностно относился к поэзии и полагался в своем вдохновении на чувства и переживания, а не на простые абстракции.

В “Ночном госте” лихорадка изображается как застенчивый любовник, пробирающийся в постель Мутаннаби после наступления темноты. Читатель может интуитивно почувствовать и увидеть этого непрошеного гостя, поскольку в лихорадке жертва бредит и покрывается потом.

Мутаннаби был в состоянии стресса, когда писал поэму в Египте, только что поссорившись с лучшим другом Сайфом ад-Дауля, правителем Алеппо. Он был убит разбойниками в 965 г. во время путешествия из Ахваза в Иран. Его влияние в то время было так велико, что известие о его смерти разнеслось подобно грому по всему мусульманскому миру.


Аббасидский халиф Аль-Мамун (слева), правивший в первые годы жизни Ад-Дуньи, был убежденным сторонником учености (рукопись 12-13 века) / Источник: Национальная библиотека Мадрида

9 век: руководство из Ирака

Одним из первых ученых, написавших книгу о Черной смерти, был Ибн Аби ад-Дунья (823-894) из Ирака. Он известен тем, что был учителем аббасидских халифов.

В первые века истории ислама о чуме мало писали: до IX века ни один серьезный ученый не посвятил этой теме ни одной книги и не предложил мер, чтобы избежать заражения.

Ибн Аби ад-Дунья был первым, кто изменил эту ситуацию. То, что он имел доступ к самым могущественным правителям того времени, означало, что его слово имело вес.

В “Книгу эпидемий” он включил хадис о лихорадке:

В его “Книге болезней и искупления” приводятся примеры того, как люди, включая Пророка Мухаммада (САВ), лечились от болезней в первые дни Ислама.

Его книга “Подношение милостыни в благодати чумы” была одним из самых популярных произведений о Черной смерти, которая только что охватила Восточное полушарие.


Копия Корана, датируемая концом 7-го века / Источник: Музей исламского искусства в Катаре

639 год: хадисы в Палестине

Палестинская деревня Эммаус находится между Иерусалимом и Рамлей. В 639 году она была поражена чумой, которая распространилась по Леванту и унесла жизни многих сподвижников Пророка Мухаммада (САВ).

Около 25 000 человек погибло во время эпидемии чумы в Эммаусе, в том числе сподвижники Абу Убайда ибн аль-Джаррах, Муад ибн Джабаль, Шурахбиль ибн Хасана. В результате мусульманские ученые начали писать о том, что такое чума, о шагах, которые должны предпринять жители, о правильном питании, о личной гигиене и о том, как переезжать из города в город.

Один из широко цитируемых хадисов Пророка Мухаммада (САВ) в книгах о чуме, советует:

Если вы услышите, что в какой-либо местности разразилась эпидемия, то не идите в эту местность. А если она разразится в том месте, где вы находитесь, то не покидайте ее”.

Еще один хадис гласил:

Не следует больного помещать со здоровым”.

Изоляция и пребывание дома: сейчас это так же актуально, как и 1400 лет назад.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции