Чума во флоренции медичи

ИТАЛИЯ ПОСЛЕ ЧУМЫ

И талия была центром европейской цивилизации, самой населенной и богатой страной Запада. Здесь раньше, чем в других странах, началось Сжатие и выросли большие города, возродились торговля, ремесла, искусства. В середине XIII века для Италии настало время социальных революций, "благородные" дворяне лишились власти, а крестьяне получили свободу. В некоторых городах революции привели к власти самодержавных правителей; их звали "синьорами", и они были первыми абсолютными монархами Европы.

В 1348 году пришла Черная Смерть, города и деревни наполнились стенаниями, трупы умерших лежали в домах и на улицах, и нанятые коммунами могильщики свозили их к вырытым на окраинах огромным ямам. Погибло около половины населения Италии; некоторые города были покинуты бежавшим в ужасе населением; дома стояли пустые, с зияющими глазницами окон и провалившимися крышами. Торговля и ремесла пришли в упадок; флорентинское ткачество сократилось вчетверо, и богатые горожане стремились вложить свои деньги в землю, скупая поместья разорившихся дворян. Купцы и ростовщики покупали замки и титулы и превращались в новых баронов и графов, а дворяне становились наемниками, жившими войной и грабежом. Иногда они объединялись в большие отряды - "бандерии" (то есть банды) во главе с "капитанами удачи"; во время войны эти банды нанимались к какому-нибудь синьору или городу, а во время мира грабили всех подряд. Из охваченной огнем Столетней войны Франции приходили французские и английские бандерии - это было бедствие хуже чумы, и так же, как во Франции, гарантом мира и порядка могла стать лишь абсолютная власть монарха.

История двигалась по одной и той же торной дороге - к абсолютной монархии. В 1388 году синьор Милана Джан-Галеаццо Висконти провел налоговую реформу и, забрав в свои руки городскую казну, создал сильную наемную армию; недовольная знать была изгнана или подверглась репрессиям. Висконти начал войну против банд и нанимавших их городов, он мечтал об объединении страны; его войска овладели всей Северной Италией и подступили к стенам Флоренции. Во Флоренции в это время шла борьба между простым народом, "плебеями", и владевшими властью купцами и ростовщиками - городскими патрициями. Патриции жестоко расправлялись с восстаниями угнетенного плебса и одновременно призывали итальянцев на борьбу против миланского "тирана" в защиту "свободы"; не доверяя своим согражданам, они нанимали для этой борьбы французские "бандерии". Джан-Голеаццо разгромил французские банды в битве под Алессандрией и был провозглашен герцогом Ломбардии - однако в ход событий внезапно вмешалась чума; в 1402 году герцог скончался, и Северную Италию снова охватили смуты.

Через двадцать лет сын Джан-Голеаццо герцог Филиппо-Мариа предпринял новую попытку объединения Италии. Флорентинские наемники были разбиты войсками герцога, и во Флоренции начались народные волнения; к восставшему народу присоединился один из патрицианских кланов, клан Медичи, имевший личные счеты с тогдашними правителями. Козимо Медичи был крупнейшим банкиром Европы; его банк был уполномочен папой собирать церковную десятину, и конторы Медичи имелись в каждом крупном городе. Заработанные тяжким трудом монеты, которые приносили крестьяне своим священникам, сливались в сплошной поток, перетекавший в Рим через сундуки и сейфы Медичи, - и этот поток оставлял на дне сейфов золотой осадок, питавший Флоренцию. Все, чего не хватало Козимо Медичи, - это власти над собственным городом, власти, которая позволила бы подавить конкурирующие банки и торговые дома, - и великий банкир решил захватить власть, встав во главе простого народа. В 1433 году народ одержал победу, патрициям пришлось бежать из Флоренции, а те, что остались, были вынуждены платить огромные налоги - и, в конце концов, разорились.

Козимо Медичи стал единственным хозяином города - и в жизни Флоренции произошли удивительные перемены. Банкир, заботившийся лишь о своей выгоде, стал заботиться о своем народе; финансист стал монархом, а банк Медичи - банком Флоренции. На деньги Медичи мостили улицы, создавали мастерские и выдавали пособия беднякам; Флоренция постепенно оживала после Великой Чумы и снова наполнялась трудовым людом. Как раньше, шумели огромные рынки и купцы с гордостью выставляли на продажу свой товар - только теперь главным товаром Флоренции было не сукно, а шелк, переливающиеся шелковые ткани, излюбленная одежда богатых и знатных. Козимо, как рачительный хозяин, ходил по рынкам и вникал во все дела; он не выставлял напоказ своей власти и оставался с виду обычным добрым буржуа. Он страдал подагрой и опирался на палку - но всегда уступал дорогу старикам; на своей вилле он ухаживал за виноградником, словно простой крестьянин, и любил поговорить с сельчанами о хозяйстве. Козимо помогал беднякам, щедро раздавал милостыню и построил много церквей: летописцы говорят, что его до конца жизни мучили укоры совести - ведь Иисус запретил ростовщичество, и Козимо чувствовал себя виноватым перед Господом Богом. В старости его часто видели задумчивым и печальным; Козимо стоял, опершись на посох, в саду своей виллы и часами смотрел на раскинувшийся внизу город, на огромный людской муравейник - он, наверное, не раз сравнивал его в мыслях с древним Вавилоном, где некогда люди вознамерились построить башню высотой до небес. Флоренция была Новым Вавилоном, и на глазах Козимо здесь возводили новую "Вавилонскую башню" - огромный собор Санта Мария дель Фьоре; здесь рождались новая цивилизация и новая культура - и Козимо, опершись на посох, смотрел, как начинается Возрождение.

Флоренция

Покровителем города считается Иоанн Креститель. Праздник города — 24 июня.

Возрождение города началось в X веке, а с 1115 года Флоренция превратилась в независимую коммуну. XI—XII века отмечены строительством Баптистерия и церкви Сан-Миниато.

В XIII веке под руководством Арнольфо ди Камбио были возведены Санта Мария дель Фьоре (флорентийский Дуомо) и Палаццо Веккьо.

В 1434 году к власти приходит династия Медичи, однако их главенство было недолгим, уже в конце века народ изгоняет их и провозглашает Флорентийскую республику. В республиканский период вписали свои имена в историю Флоренции такие великие личности, как Леонардо да Винчи, Савонарола, Макиавелли, Микеланджело. Козимо I Медичи вернул себе господство во Флоренции уже в XVI веке, существенно укрепив вновь созданное им великое герцогство Тоскана.

1448 год был одним из самых страшных в истории города. Во Флоренции свирепствовали чума и голод, и история донесла до настоящего времени праведные труды Святого Антонина епископа Флорентийского, который не только поддерживал горожан проповедями и благими поступками, но и пытался пытался изготавливать средства борьбы с болезнью и лекарства поддерживающие иммунитет.

Значительный ущерб был нанесён городу бомбардировками во время Второй мировой войны. При отходе из города немецкие войска также взорвали все исторические мосты через Арно, кроме спасённого бойцами Сопротивления — Понте Веккьо.

Большое культурное бедствие постигло Флоренцию 4 ноября 1966 года, когда на город хлынула огромная масса воды объёмом около 250 000 000 м³ из реки Арно. Опустошительное наводнение, затопившее центр города на 2-3 метра, привело к гибели 34 человек (5 000 семей лишились крова), а также по самым скромным подсчётам были повреждены более 3 000 000 книг и рукописей и 14 000 иных произведений искусства, навсегда утрачены бесценные фрески на первых этажах затопленных зданий. Спасение сокровищ Флоренции (поиск и очистка от тонн грязи, просушивание, консервация) стало в последующие дни подвигом многочисленных добровольцев из Италии и остального мира.

Соборы, базилики, церкви:

  • Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо) (Cattedrale di Santa Maria del Fiore)
  • Базилика Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo)
  • Базилика Сан-Марко (Basilica di San Marco)
  • Базилика Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce)
  • Базилика Санта-Мария-Новелла (Basilica di Santa Maria Novella)
  • Базилика Санта-Тринита (Basilica di Santa Trinita)
  • Церковь Оньиссанти (Chiesa di Ognissanti)
  • Церковь Орсанмикеле (Chiesa di Orsanmichele)
  • Церковь Сантиссима-Аннунциата (Basilica della Santissima Annunziata)
  • Церковь Сан-Сальви
  • Церковь Санто-Спирито (Basilica di Santo Spirito)
  • Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца (православный храм)

Музеи, галереи:

  • Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi)
  • Музеи палаццо Питти (Palazzo Pitti)
  • Галерея Академии (Galleria dell’Accademia)
  • Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore)
  • Палаццо Барджелло, Национальный музей (Palazzo Bargello)
  • Флорентийский университет

Дворцы (палаццо):

  • Палаццо Веккьо (palazzo Vecchio), он же дворец Синьории (palazzo della Signoria)
  • Палаццо Питти (palazzo Pitti)
  • Палаццо Ручеллаи (palazzo Rucellai)
  • Палаццо Строцци (palazzo Strozzi)
  • Палаццо Барджелло (palazzo Bargello)
  • Палаццо Медичи-Риккарди (palazzo Medici Riccardi)

Площади (пьяцца):

  • Триумфальная арка на площади Свободы
  • Площадь Синьории (итал. Piazza della Signoria)
  • Площадь Республики (итал. Piazza della Repubblica)
  • Площадь Сантиссима-Аннунциата (итал. Piazza della Santissima Annunziata)
  • Площадь Свободы (итал. Piazza della Liberta)
  • Площадь Всех Святых (итал. Piazza Ognissanti)
  • Площадь Святого Марка (итал. Piazza San Marco)
  • Площадь Святой Троицы (итал. Piazza Santa Trinita)

Мосты:

  • Понте Веккьо (ponte Vecchio)
  • Понте Санта-Тринита (ponte Santa-Trinita)

В XIV веке, в годы расцвета гражданской жизни флорентийской коммуны, гуманисты и общественные деятели видели в республиканском Риме прежде всего образец общественного устройства, а также неисчерпаемый источник воспитания идеальных граждан.

Интересные факты о Флоренции:

  • 16 июня 2016 года пьяцетта Палаццо Коппини была названа в память вице-президента и соучредителя Флорентийского общества — безвременно ушедшей от нас Екатерины Юрьевны Гениевой (1946-2015).
  • 9 марта 2016 года был подписан Протокол о сотрудничестве между Московской городской Думой и Региональным советом Тосканы.
  • 6 марта 2003 года был подписан Протокол о сотрудничестве между Московской городской думой и администрацией города Флоренции.
  • Русский поэт Иосиф Бродский был избран почётным гражданином Флоренции.
  • Русский режиссер Андрей Тарковский был избран почётным гражданином Флоренции.


Тоскана

Тоскана (итал. Toscana, лат. T(h)uscia, Hetruria) — область (регион) Италии. Столица области — Флоренция. Территория — 22,990 км², население — 3 516 296 человек.

На северо-западе Тоскана граничит с Лигурией, на севере с Эмилией-Романьей, на востоке с Марке и Умбрией, на юге с Лацио. 320 км побережья на западе омываются Тирренским морем. Территория холмиста на две трети и гориста на четверть. Только 8,4 % территории занимает равнинная местность (долина реки Арно).

Главная горная цепь — Апеннины, которые окружают Тоскану на севере и на востоке. Другие важные рельефы — Апуанские Альпы в провинции Масса-Каррара и в провинции Лукка, где добывают известный каррарский мрамор и циполин; Металлоносные Холмы в центре региона; Пизанские Горы между Пизой и Луккой; Гора Амиата, старый потухший вулкан и Пратоманьо в провинции Флоренция.

Ареццо – Вольтерра – Гроссето – Каррара и Масса – Лукка – герц. Лукка – Пиза – Пистойя – Прато – Пьомбино – Сиена – Тосканская марка – вел. герц. Тоскана – Флоренция (респ.) – Флоренция (герц.) – Фьовичино – Этрурия

Доэтрусская история региона параллельна истории Греции того времени. В тосканской области жил народ Апеннинской культуры во второй половине 2-ого тысячелетия до н. э. (1350—1150 до. н. э.), который торговал с минойской цивилизацией Эгейского моря. После того, культура Виллановы развилась (1100—800 до н. э.) но кончилась из-за развития (или из-за приезда) цивилизации этрусков.

Этруски были первой крупной цивилизацией в северной Италии. Они создали транспортную инфраструктуру, развили земледелие и горное дело, создали яркие произведения искусства. Учёные не знают, жили ли этруски в этой области от доисторического периода или происходили из другой страны. Цивилизация росла в зоне между реками Арно и Тибром от VII века до н.э, была величайшей державой в VI веке до н.э и в дальнейшем передала своё могущество и свою территорию римлянам в III веке. Римляне не разрушили этрусскую цивилизацию, но ассимилировали её.

Тоскана — место происхождения итальянского Ренессанса и её художественное наследие включает архитектуру, живопись и скульптуру, с многими произведениями в музеях целого региона, из которых самые известные — Уффици и Барджелло во Флоренции. Тоскана была родиной Леонардо Да Винчи, Микеланджело и Данте Алигьери (Отец итальянского языка). Старинный тосканский патрицианский род Ингирами дал миру троих известных учёных — Джованни, Франческо и Томмазо Ингирами.

Источник: Русская Википедия: [1], [2].


История Флоренции неразрывно связана с историей семьи Медичи, которые правили городом на протяжении трех с половиной веков. И конечно же очень интересно узнать, за счет чего эта простая семья из окресностей Флоренции вырвалась к власти?!


Первый успех в банковском деле приписывается прародителю двух главных родовых ветвей династии Медичи – Джованни ди Биччи. Его успех в банковском деле не был связан, как у многих банкиров, с торговлей тканями во Флоренции, а был построен на дружбе с папой Иоаном 23 и управлении папской казной, что давало ему большие возможности в использовании инвестиционного капитала, так как это была самая богатая казна в средиземноморье. Именно Джованни де Биччи удалось открыть два филиала банка Медичи в Риме, а также филиалы во Франции, Англии, Нидерландах и Германии.

Дважды Джованни ди Биччи занимал политическую должность Гонфалоньера, опираясь на простой народ, за что его недолюбливали аристократические семьи Флоренции, привыкшие держать власть в своих руках.


С начала 15го века Джованни принимает активное участие в финансировании различных проектов по реконструкции города. Так, Джованни ди Бичичи принимает участие в финансировании новых бронзовых дверей Баттистерия в исполнении Лоренцо Гиберти, а также в реконструкции и расширении Церкви Сан Лоренцо, которая в последующем станет родовой церковью семьи Медичи. Помимо семейной капеллы, Джованни заказывает архитектору Брунеллески построить ризницу для него, впоследствии Старая Ризница. В 1419 году он финансирует строительство благотворительного госпиталя Оспедали Дельи Инноченти по проекту того же Брунеллески. В этот же период другой архитектор Микелоцци завершает расширении церкви Сантиссима Аннунциата. Кроме того, Джованни заказывает гробницу своему другу антипапе Иоанну 23, над которой работают два великих скульптора того времени: Микелоццо и Донателло.

Следует также остановиться на том времени, в котором жил Джованни де Биччи. Начало 14го века для Флоренции выдалось достаточно трудным. Флоренция потерпела военное поражение в сражении против Пизы в 1315 году и против Лукки в 1325 году. В первые несколько десятилетий 14го века обанкротилось сразу несколько крупных флорентийских банков. В 1333 году Флоренция потерпела одно из самых сильных наводнений. А в 1348-1351 великая чума уничтожила 2/3 населения города, что позволило новым людям занять освободившиеся социальные ниши, сменив привычный круг флорентийской аристократии. Этим моментом и воспользовался молодой Джованни де Биччи.


Его дело продолжил старший сын Козимо иль Веккьо или Козимо Старший. Он с малых лет начал работать в семейном банке, перенимая от отца искусство управления финансами. С 1415 года Козимо начал участвовать в политической жизни города, будучи избранным одним из приоров (членом городского совета). Козимо порой занимал престижные политические должности, но при этом он никогда не стремился официально и единовластно управлять городом, предпочитая оставаться в тени и проводить выгодную для себя политику путем продвижения на политические должности доверенных лиц. Благодаря экономическим маневрам Козимо сумел завоевать авторитет и союзников в городе.

Таким образом, в начале 15го века во Флоренции зародилась так называемая криптосиньория, то есть официально во Флоренции существовала республиканская форма правления, а де факто это была скрытая монархия. Поэтому Козимо Старшего принято считать основателем политической династии Медичи, несмотря на то, что он никогда не являлся официальным правителем города.


Козимо был человеком скромным, несмотря на значительное состояние, доставшееся ему от отца и приумноженное им. Так, например он отверг излишне величественный проект дома, представленные ему известным архитектором того времени Брунеллески, и отдал предпочтение более скромному проекту молодого архитектора Микелоцци, утверждая, что “Зависть – это семя, которое лучше никогда не подпитывать”. Именно поэтому Козимо никогда не стремился выставлять свое богатство напоказ. Но несмотря на всю свою скромность у Козимо Старшего было достаточно врагов в городе. И в результате заговора, устроенного одним из главных противников из аристократической семьи Альбицци в 1432 году, Козимо Старший был заточен в башню Палаццо Веккьо в ожидании свое наказания. Но имея достаточное количество союзников и приверженцев во Флоренции и за ее пределами, Козимо удалось избежать смертной казни и отделаться изгнанием в Падую. Однако, обладая экономическим могуществом и опираясь на симпатию флорентийского народа, уже в 1433 году Козимо удалось вернуться во Флоренцию, где его торжественно приняли.

Козимо был мудрым правителем и хорошим дипломатом. Он никогда не правил городом напрямую, оставляя это для других, также как и выполнение неприятных поручений, вследствие чего его имя никогда не было связано с сомнительными или неприятными решениями в отношении городского управления. Кроме того, Козимо Старший как и его отец потратил огромные средства на строительство и реконструкцию многих зданий и монастырей во Флоренции. Так, за счет его средств был полностью реконструирован монастырь Сан Марко, где Козимо имел свою келью для уединения.


Очень важным с дипломатической и экономической точек зрения стало решение Козимо перенести Вселенский Собор Двух Церквей 1439 года из Феррары во Флоренцию. На данном собрании Восточная и Западная Церковь пришли к консенсусу по главному вопросу, вызывавшему разногласия – вопросу о происхождении Святого Духа. Вселенский Собор стянул во Флоренцию всю религиозную элиту Ватикана и Константинополя. Помимо этого на встречу приехал сам Немецкий Император. Это мероприятие не только укрепило и расширило торговые связи Флоренции, но и во многом способствовало распространению древнегреческих текстов и идей гуманизма в Флорентийской Республике. Впоследствии одним из первых гуманистов и близких друзей Козимо стал Марсильо Фичино. Наличие в городе большого числа иностранных граждан в сопровождении экзотических зверей и слуг вдохновило многих художников того времени, среди которых стоит отметить Джентиле да Фабриано и Беноццо Гоццоли.

Козимо имеет двух сыновей:

1. Пьеро – достаточно меланхоличный и страдающий подагрой.
2. Джованни – любитель празднеств и гуляний.

Козимо очень привязан к своему сыну Джованни и внуку Козимино. Но и тот и другой умирают раньше Козимо, что омрачает последние годы жизни великого правителя Флоренции, которые он по большей части проводит в своей загородной резиденции в Каредджи.


Козимо не желал для себя пышных похорон, однако на его погребение собралась длинная процессия и похороны были проведены со всеми почестями. В народе Козимо называли “Отцом Отечества” и эта надпись была сделана на его захоронении в Сан Лоренцо, где над его могилой был возведен мраморный столб, выходящий в церковь с украшенным полом в виде инкрустированного мрамора.

Какими были последние представители из династии Медичи и почему они вымерли, Вы можете узнать по время экскурсии “Загадки семьи Медичи”.

Живописные долины итальянской Тосканы облюбовали еще этруски в 1 тыс. до н.э. Но город, который прославил эти места на весь мир, был основан только спустя тысячу лет.

В 59 году до н. э., готовясь к завоеванию Галлии, Юлий Цезарь основал на берегу Арно военную колонию, названную Кастра Флоренция (Процветающий лагерь). Ее застройка повторяла план римских военных лагерей: укрепленный квадрат со сторонами около полукилометра длиной, разбитый на прямоугольные кварталы. Со временем колония, оправдывая свое название, превратилась в цветущий город, и в III веке император Диоклетиан сделал Флоренцию столицей провинции Туския — будущей Тосканы.

Во второй половине этого столетия небесным покровителем города становится Иоанн Креститель, пришедший на смену богу войны Марсу. Тогда же Флоренция обрела и своего единственного святого — великомученика Миньято (армянина по происхождению).



Церковь св. Миньято

После падения Западной Римской империи Флоренция надолго пришла в упадок. Новый рост города начался в составе Франкской империи Карла Великого и стал особенно заметным в XI–XIII веках, когда в Италии разгорелась борьба римских пап с императорской властью. Во Флоренции это противоборство привело к разделению городской общины на враждующие группировки — пропапски настроенных гвельфов и гибеллинов, сторонников германского императора. Город разбился на кварталы, в которых жили товарищи по борьбе. Строения возводились безо всякого плана, а узкие улочки между ними сплетались в запутанный лабиринт.



Штаб-квартира гвельфов на протяжении многих веков. Отсюда

В ходе этого конфликта во Флоренции родилась новая форма социально-политической организации — коммуна. Ее характерными чертами были демократическое участие граждан в управлении городскими делами, а также преобладание в городской экономике торгово-ремесленной деятельности. Один только цех шерстяников объединял почти 20 тысяч работников, четверть всего населения города.

Флоренция тех лет уже была бесспорным центром культурной жизни Италии. Бессмертные произведения Бокаччо, Петрарки и великого Данте, написанные на флорентийском диалекте, возвели его в ранг национального языка.

Золотой флорин 1252 г.

В 1252 году Флоренция начала чеканить первую в Европе золотую монету — флорин. К этому времени относится и образование финансового учреждения, характерного для экономики всех современных стран — банка. Структура флорентийских банков со множеством европейских филиалов была настолько развитой, что напрашивается ее сравнение с нынешней холдинговой системой. Средневековые векселя и правила банковской отчетности дошли почти в неизменном виде до наших дней.

Флоренция представляет единственный случай в мировой истории, когда банкир основал правящую династию.



Флоренция, 1472 г.

Основателя династии Медичи, которая правила Флоренцией в течение почти трехсот лет, звали Козимо Старший. Он возглавлял процветающий банкирский дом и был самым богатым человеком в Европе. В должниках у него ходили римские папы, короли Англии и Франции и даже целые государства, как, например, Венеция. Конечно, жизнь такого человека не была безоблачной. Когда Козимо обнаружил свое стремление встать у государственного кормила, политические противники схватили его и хотели казнить, но он выкупил свою голову, бежал из города, а в 1434 году вернулся и подчинил Флоренцию своей власти. Причем формально он оставался частным лицом, однако в правительстве находились угодные ему люди.

Отец Отечества Козимо Старший

Дворец Питти, XVIII в.

Несмотря на личную прижимистость, Козимо являл собой образец правителя эпохи Ренессанса. При нем во Флоренции была учреждена Платоновская академия — уникальное явление в истории европейской культуры. К этой эпохе относятся бронзовый Давид скульптора Донателло, купол Кафедрального собора Бруннелески и фрески фра Беато Анжелико в монастыре Сан Марко. И это было только началом расцвета флорентийского искусства.

Торговля родиной не всегда была главным занятием олигархов.

В 1469 году правителем Флоренции стал внук Козимо Старшего — Лоренцо, прозванный Великолепным. Как и его дед, Лоренцо не занимал никаких официальных должностей. Его власть покоилась на популярности, которую он приобрел широкими тратами на роскошные постройки, произведения искусства и блестящие празднества.



Лоренцо Медичи. Худ. Дж. Вазари.

По семейной традиции, Лоренцо пополнял библиотеку (позже названную его именем), приобретая для нее раритеты по всей Европе. Сам не чуждый занятиям словесностью, он поддерживал Флорентийскую академию, с удовольствием участвуя в ее заседаниях. Кроме того, у него был подлинный художественный вкус. Приглашенный во дворец Медичи Леонардо да Винчи, — в ту пору молодой красавец, прозябавший без работы, — пришел с лютней собственного изобретения в форме лошадиной головы и получил первые серьезные заказы. В кругу правителя Флоренции появляется и юный Микеланджело, принятый в семью Лоренцо как сын. По сути для него одного в Садах Медичи была открыта школа скульпторов.

А как не приветить 22-летнего стервеца, который показывает тебе такую свою работу?
Микеланджело. Вакх. 1497.

Однако во Флоренции нашлись и те, кто не одобрял правление Медичи. В 1478 году члены знатного семейства Пацци решили убить Лоренцо и его брата Джулиано. Заговорщики набросились на братьев во время пасхальной мессы в кафедральном соборе. Джулиано пал под ударами кинжалов, но Лоренцо со своими сторонниками выгнал убийц из церкви на площадь, где их растерзала толпа.

Между тем римский папа со своим союзником неаполитанским королем вторглись во владения Флоренции, заявив, что ведут войну лишь против дома Медичи. В этих условиях Лоренцо решился на крайне опасный шаг: он отправился в Неаполь, дабы убедить короля в необходимости всеобщего примирения.

Неаполитанский король держал Лоренцо у себя при дворе три месяца, по сути, как пленника. Папа очень надеялся, что в это время во Флоренции случится переворот. Но флорентийцы не предали Лоренцо, несмотря на тяготы войны и бедствия чумы. В конце концов Лоренцо, к величайшей досаде папы, заключил союз с королем Неаполя, вернув Флоренции утраченные земли и политическое значение.

Впрочем, и папа пошел на мировую, когда Лоренцо отправил в Рим лучших флорентийских художников для росписи Сикстинской капеллы.

Но любовь народа – вещь недолговечная.

Незадолго до смерти Лоренцо Великолепного Флоренция нашла себе кумира совсем другого рода. Им стал настоятель монастыря Святого Марка — Джироламо Савонарола.


Этот незаурядный человек родился в 1452 году в семье богатого купца и в юности готовился стать врачом. Но безответная любовь к девушке из богатой флорентийской семьи, привела к отречению Савонаролы от мира и уходу в монахи доминиканского ордена.

Келья и рабочий стол Савонаролы в монастыре Св. Марка

Время было беспокойное. Лоренцо Медичи был неизлечимо болен. Флоренция жадно прислушалась к проповедям брата Джироламо, обличавшим неправедное богатство светских и церковных князей, языческие увеселения и фривольное искусство. Его речи были просты и грубы, но тем и нравились простонародью.

Друзья Лоренцо посоветовали ему призвать Савонаролу и исповедаться перед ним — в надежде на замирение во благо Флоренции. Лоренцо уступил, но Савонарола, явившись у его постели, вместо отпущения грехов проклял умирающего сибарита.

В 1495 году Флоренция была захвачена французскими войсками, семья Медичи скрылась в изгнании.

И тогда брат Джироламо, выйдя из своего уединения в монастыре Сан-Марко, обратился к народу с такой проповедью: грехи флорентийцев безмерны, но Всевышний милостив, Он простил их и дает Флоренции в короли Своего Сына — Иисуса Христа. И теперь флорентийцы будут строить Царство Божие на земле.



Проповедь Савонаролы

Конец этого строителя Царства Божия на земле был печален: его обвинили в ереси и сожгли на костре, а пепел бросили в реку Арно.



Казнь Савонаролы.

Конец правления Медичи

После смерти Савонаролы в 1498 году Флоренция пережила множество бедствий — войны, эпидемии, пожары. На протяжении многих лет Медичи пытались вернуть себе власть, и, наконец, город почувствовал твердую руку. В 1537 году правителем Флоренции стал Великий герцог Тосканский Козимо I Медичи (его не следует путать с основателем династии Козимо, которого называют не Первым, а Старшим именно потому, что его власть была неофициальной).

Герцог Козимо не отличался скромностью своего тезки и предшественника. Поначалу он перебрался из дворца Медичи в палаццо Синьории, а потом купил себе новые великолепные чертоги. Но поскольку герцогу часто приходилось посещать палаццо Синьории, он выстроил себе отдельный переход, чтобы не смешиваться с простонародьем. Эта галерея идет над мостом Понте-Веккьо, который именно из-за Козимо I Понте-Веккьо до сих пор заставлен ювелирными лавками. Прежде здесь торговали мясники. Но запах тухлого мяса и назойливые мухи так раздражали властителя Флоренции, что он велел изгнать мясников и передать их лавки золотых дел мастерам. С тех пор они уже не покидали этого места.



Ж.Калло. Мост Понте-Веккьо. 1617

Понте-Веккьо с гравюры XIX в.

С Козимо I начался новый период счастливой жизни для Флоренции, которая украсилась такими архитектурными шедеврами, как форт Бельведер (произведение Бернардо Буонателли) и канцелярия Уффици (создание Джорджо Вазари).



Форт Бельведер

Герцог Козимо разделался со всеми врагами своего семейства. Однако он стал последним из великих Медичи, и после его смерти Флоренция постепенно превратилась во второстепенное государство. Наследники Козимо I унаследовали лишь культурные и художественные интересы семьи. На рубеже XVI–XVII веков во Флоренции родилась новая музыкальная форма представления – опера, ставшая популярной в последующие столетия. Под покровительством Медичи во Флоренции жил астроном из Пизы Галилео Галилей.

Род Медичи пресекся в 1743 году. Титул Великих герцогов Тосканских перешел к австрийскому семейству Лорена, что привело к подчинению Тосканы австрийской короне. Лорена правили Флоренцией до 1859 года, когда Великий герцог Тосканский Леопольд II добровольно покинул город, предоставив ему возможность объединиться с другими итальянскими землями.

Тоскана вошла в состав Объединенного королевства Италии в 1861 году и несколько лет играла в нем первую скрипку. С 1865 года во Флоренции заседал первый парламент страны, но шесть лет спустя столицу итальянского государства перенесли в Рим и великому городу Италии пришлось удовольствоваться ролью музея под открытым небом.

Пьяцца делла Синьория вот уже более семи веков выполняет роль сердца города.

Площадь Синьории в XVIII в.

Площадь Синьории была образована в 1268 году, когда партия гвельфов в очередной раз победила своих соперников из партии Гибеллинов и решила сравнять с землей их дома. Всего было разрушено 36 зданий, в результате чего площадь приобрела необычную форму в виде латинской буквы L.

Свое название площадь получила от Дворца Синьории, построенного в 1302 году по проекту архитектора Арнольфо ди Камбио. В этом здании почти два с половиной столетия заседало правительство Республики. Но в 1565 году герцог Козимо I Медичи перебрался в новый дворец Питти, и Палаццо Синьории стало называться Палаццо Веккьо (Старый дворец). Сегодня здесь размещается городской муниципалитет.

Площадь Сеньории — это еще и великолепный музей под открытым небом. Ее окружают здания, построенные в XIV–XVI веках. Фасад Палаццо Угуччони, как считается, спроектирован самим Рафаэлем.

Особого внимания заслуживают статуи на площади.

В центре площади возвышаются Фонтан Нептуна работы Амманнати и конная статуя Козимо I работы Джанболоньи. Рядом круглая мраморная плитка на земле отмечает то место, где 23 мая 1498 года был сожжен несчастный фанатик Савонарола.



Место казни Савонаролы

И точно, отливка Персея превратилась для Челлини в настоящую битву с судьбой.

Три месяца он тщательно обмазывал скульптуру глиной и воском, а затем еще двое суток непрерывно жег отборные сосновые бревна, чтобы раскалить печь до нужной температуры.

Нет худа без добра: испытанное мастером нервное потрясение победило болезнь, и он вернулся к работе здоровее прежнего.

Кафедральный собор — самый затяжной долгострой в истории Флоренции.

Эта грандиозная цель и объясняет, почему собор строился невероятно долго. Для начала расчистили место под строительство, разрушив старый собор V века, который назывался Санта Репарата — в честь особо почитаемой в городе святой. Новый собор посвятили Богородице, и он получил название Санта-Мария-дель-Фьоре (собор Святой Девы Марии с цветком лилии в руках).

Выполнить проект собора поручили лучшему архитектору своего времени — Арнольфо ди Камбио, который спроектировал его так, чтобы в нем могло поместиться всё взрослое население города (на тот момент — 50-60 тысяч человек). То есть новый собор должен был стать чем-то вроде огромной крытой площади. Поэтому он имел и соответствующие размеры: длина — 153 метра, ширина — 90 метров.

Арнольфо скончался в 1302 году, успев построить только фасад и частично боковые стены. После его смерти строительство прервалось на долгие годы. Работы возобновились лишь в XV столетии. Купол собора, который стал символом всей Тосканы, был спроектирован гениальным архитектором Возрождения Филиппо Брунеллески. Вся Флоренция видна оттуда как на ладони.

А затмить своим собором всех на свете у флорентийцев так и не получилось: по величине собор Санта-Мария-дель-Фьоре является всего лишь четвёртым в Европе, после римского собора Святого Петра, лондонского собора Святого Павла и кафедрального собора в Милане.

Во Флоренции насчитывается 87 музеев. Самый известный из них — галерея Уффици.

Галерея Уффици (буквально — галерея канцелярий) — не только один из старейших музеев Италии. Это еще и самое значительное в мире собрание итальянской живописи. Бесполезно даже пытаться осмотреть за один раз это грандиозное собрание, которого вполне достаточно, чтобы детально изучить по нему историю искусства Италии.

История Уффици берет начало в июле 1559 года, когда правитель Флоренции герцог Козимо I Медичи замыслил объединить все административные службы города в общем просторном дворце. Для реализации проекта был приглашен архитектор и художник Джорджо Вазари. Однако в 1574 году он умер, и заканчивал строительство уже его преемник, Бернардо Буонталенти. С 1575 года в здании Уффици началось формирование музея, основу которого составила семейная коллекции Медичи. После заката династии Медичи собрание продолжало пополняться.


Итальянское собрание составляет львиную долю экспозиции галереи Уффици, но не исчерпывает ее. Здесь также немало образцов античного, французского, испанского, голландского и немецкого искусства, в том числе целых шесть полотен Альбрехта Дюрера.

Музей Ангельского брата

Музей Святого Марка, или иначе, музей Беато Анжелико — один из уникальных музеев Флоренции.

Само здание музея — это бывший доминиканский монастырь Святого Марка. В 1427 году Козимо Медичи Старший приказал архитектору Микелоццо реконструировать его, приспособив для нужд монастырской общины. Но прославил монастырь не архитектор, а монах-доминиканец, переселившийся сюда лет через десять после завершения перестройки.

Его мирское имя — Гвидо ди Пьетро — немного скажет сегодняшнему туристу, как, впрочем, и церковное — фра (то есть брат) Джованни. Впоследствии фра Джованни, причисленного Католической церковью к лику святых, стали именовать фра Беато Анджелико — блаженный ангельский брат. Под этим именем фра Джованни и вошел в историю искусства как один из величайших художников итальянского Кватроченто.



Посмертный портрет Фра Беато Анджелико кисти Лука Синьорелли,
фрагмент фрески "Деяния Антихриста" (1501 г.) в Соборе Орвието, Флоренция

Фра Беато Анджелико создал для монастыря Сан Марко росписи, которые ныне привлекают поклонников живописи со всего мира. Фрески и картины фра Беато украшают кельи монахов на втором этаже и некоторые залы. Яркая палитра с преобладанием голубого цвета, средневековое простодушие и чистота восприятия сразу обнаруживают кисть великого доминиканца.

Фра Беато Анджелико. Благовещение

В 1866 году монастырь Сан Марко перешел в государственную собственность, а спустя три года там открылся для публики музей Сан-Марко или музей Беато Анджелико — крупнейший в мире монографический музей художника XV века.
---------------------------------------- ---------------------------------------- ----------------------------
Рад представить вам свой новый, третий по счету проект "Князь Владимир и рождение Руси"!
Ссылка на карудфандинговый сайт Планета.ру.
Срок до 31 декабря. Делайте предзаказ!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции