Презентация про дом чум

Презентация предназначена для урока искусство в 5 классе по теме: "Чум, жилище народов ханты".

Скачать:

Вложение Размер
traditsionnoe_letnee_zhilishche_hantov._chum.rar 2.95 МБ

Подписи к слайдам:

Сначала ставят остов чума из гладко обструганных жердей. Обычно это три, четыре жерди, которые обвязывают вверху тонкими корнями. Затем накрывают нижнюю часть чума покрытием , а после этого натягивают верхнюю часть покрышки, которая закрепляется жердочкой с обеих сторон покрытия. Обычно эти укрепляющие жердочки устанавливают на противоположной стороне от дверей.
Сборка чума
Макет

-по содержанию: знать о традиционном жилище
хантов
;
-по способу работы:
освоить приемы работы над макетом.
Задачи урока:
Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности.
Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом коренных народов округа.
Дать детям понятие о древнем переносном жилище - чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается); об очаге - как центре Вселенной.
Развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Сборка чума
Размеры чума в диаметре от 3 до 5 метров. Устанавливает чум всегда женщина. На то чтобы собрать и разобрать чум уходит от 3 до 5 часов.
Стойбище

поселение
хантов
и манси состоящее из нескольких чумов
Закончи фразу

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…"

Переносное жилище
хантов
и манси в виде конуса.
Последовательность изготовления чума
1
. Обводим шаблон чума (развёртка конуса)
2.
Аккуратно вырезаем чум соблюдая
технику безопасности при работе ножницами
:

Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).
При пользовании ножниц, нельзя отвлекаться, внимательным.
Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.
Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными от себя.
При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.
3
.
Украшаем развёртку чума орнаментом народов ханты и манси
4.Склеиваем развёртку чума
В чуме

Слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами.
По бокам — постель хозяев. Здесь же находится место хранения одежды и других женских принадлежностей для шитья и других работ в берестяных коробках или меховых сумках.
Справа от двери — место для детей или ближайших родственников.
За костром, напротив двери, расположено место для гостей — малу, а когда их нет, место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами.

Физкультминутка
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа представлена в форме переписки друзей из разных стран. Приведены электронные письма, из которых они узнают о праздниках народов ханты и о нравах и обычаях коренных жителей Северной Америки – ин.

Знакомство с творчеством народов ханты и манси, просмотр тематических мультфильмов, открывающих особенности поэзии народов севера.

Цель работы: исследовать тематику и сюжеты некоторых фольклорных жанров народа ханты.Поставленные задачи:- изучить содержание загадок и пословиц народа ханты.

Цель работы: исследовать тематику и сюжеты некоторых фольклорных жанров народа ханты.Поставленные задачи:- изучить содержание загадок и пословиц народа ханты.

В презентации рассказывается об использовании бисера в традиционном декоративно- прикладном искусстве народов ханты- в украшении одежды, пре.

Данная презентация ярко и красочно рассказывает о жизни и быте народов ханты.

Закрепление пройденного материала и знакомство с чем-то новым. Информация о возникновении традиционных хантыйских праздников.


В презентации рассказывается о видах домов и из чего они строятся

Скачать:

Вложение Размер
Презентация "Виды домов" 2.1 МБ

Подписи к слайдам:

Пускай мне хорошо в гостях, Но лучше дом родной. В каких бы ни был я местах – Всегда вернусь домой. Меня родные стены ждут – Помогут, защитят. Ведь дома нас всегда поймут, утешат и простят.

ВИДЫ ДОМОВ ШАЛАШ ЧУМ ЯРАНГА ЮРТА ИГЛУ РУССКАЯ ИЗБА ЗАМОК ДВОРЕЦ КОТТЕДЖ МНОГОЭТАЖНЫЙ ДОМ

ШАЛАШ Шалаш - это временное жилище, простейшее лёгкое укрытие. Он защищает от непогоды и служит укрытием на ночь путешественникам, охотникам, рыбакам. Шалаш широко использовали в прежнее время. Его можно было быстро установить, легко разобрать, отремонтировать. Из чего строится Чтобы построить шалаш, сначала надо найти ровную площадку. Хорошо, если вокруг площадки будут расти деревья, потому что они защитят от ветра. Затем строят каркас из жердей, палок и веток, воткнутых в землю или прислонённых к дереву. Сверху каркас сначала покрывают ветками хвойных деревьев, а потом для тепла укладывают траву, опавшую листву, сено или солому. Внутри делают подстилку из сухого мха или лапника

ЧУМ ЯРАНГА Чум и яранга - жилища северных народов. В чумах живут ненцы, ханты и манси. Жители севера кочуют вместе с северными оленями. Поэтому их жилища легко собираются. Из чего строится Чум строят в виде конического шалаша из жердей. Летом чум покрывают парусиной или корой бересты. Зимой - шкурами оленей или лосей. Вход завешивается шкурой или грубой материей. Летом низ чума не укрепляют и оставляют открытым для проветривания. Зимой утепляют снаружи слоем снега. Пол чума устилают слоем хвойных веток. В центре жилища расположен очаг. Слева и справа от очага спят люди. Они спят на шкурах, настеленных поверх хвои. Если хвои не было, клали сухую траву или берёзовую кору. В ярангах живут чукчи. Из чего строится Яранга обычно имеет большие размеры до 5 м в высоту и до 8 м в диаметре. Его строят в виде усечённого конуса. Каркас собирают из лёгких деревянных шестов, слегка наклоняя их внутрь и скрепляя вверху. Сверху каркас покрывают оленьими или моржовыми шкурами. В среднем на ярангу обычного размера требуется 40-50 шкур. Чтобы спать было теплее, чукчи устраивают отдельную спальню, которую завешивают шкурами со всех сторон и даже сверху и отапливают её жировыми лампами.

ЮРТА Юрта - это переносное жилище народов, населяющих Среднюю Азию. Чаще всего эти народы занимались разведением скота: лошадей, овец, баранов. Им приходилось много передвигаться с места на место, поэтому их жилища легко разбирались и собирались. Средняя юрта помещалась на одном верблюде. Из чего строится Юрта всегда делается из природных материалов: шерсти, дерева, кожи. Округлые стенки юрты состоят из нескольких деревянных решёток, связанных вместе кожаными ремнями. Свод юрты делали из длинных изогнутых жердей. Нижние концы их привязывали к решёткам, а верхние, заострённые, составляли крышу. Деревянный круг, который располагался на самом верху, служил отверстием для дыма и света. Во время дождя или снега его можно было прикрыть кошмой. Поверх решёток и жердей накидывали войлок. Куском войлока прикрывали и двери. Посередине юрты отводилось место для очага. Весь пол, за исключением места для очага, застилали кошмой.

ЗАМОК Замок - это укреплённое жилище богатого землевладельца. В древности замки возводились в труднодоступных местах, например, на островах, в излучинах рек, на высоких холмах, в горах. Из чего строится Замок был обнесён каменной стеной. По углам стен размещались башни. В башнях были амбразуры - окошки, из которых можно было стрелять. Верхний край стен был зубчатый. За зубцами прятались от неприятельских стрел защитники замка, а из пространства между зубцами стреляли сами. Замок окружал глубокий ров с водой, через который был переброшен подъёмный мост на цепях. На ночь его поднимали. Территория замка делилась на две части внутренней стеной. По одну сторону был дом самого землевладельца, а по другую устраивался лагерь подданных, когда они прятались в замке. Жилые покои феодала располагались в высокой башне - так было легче отбиваться от нападения.














Описание презентации по отдельным слайдам:

Гипотеза: Возможно ли выполнить макет чума с использованием традиционных материалов и технологии? Актуальность: Проблема сохранения традиционного уклада жизни эвенков.

Цель: Изучение и сохранение жизненного уклада моих предков со стороны отца Задачи: 1. Сбор информации для практической и теоретической базы 2. На основании собранного и проанализированного материала собрать макет чума. Методы исследования: Интервью Личные наблюдения Практический метод

Эвенкийский шалаш строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диаметре 2м, в высоту 2-3м

Технология сборки чума

Выводы В быстром и скоротечном ритме нашей жизни, всё эволюционирует, изменяется, не всегда в лучшую сторону, забываются традиции, национальные праздники, игры, традиционный жизненный уклад. Поэтому важно знать, помнить, ценить прошлое, и передавать информацию из поколения в поколение.

Благодарю за внимание!

Выберите книгу со скидкой:


ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


350 руб. 171.00 руб.


ЕГЭ-2019. География. Теория и практика

350 руб. 213.00 руб.


ШСГ Шестой год обучения. География для малышей.

350 руб. 122.00 руб.


ЕГЭ-2020. География. Тематические тренировочные задания

350 руб. 171.00 руб.


ОГЭ. География в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ

350 руб. 131.00 руб.


География в таблицах и схемах. Справочное пособие. 5-9 кл.

350 руб. 131.00 руб.


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


ЕГЭ-2020. География. Теория и практика

350 руб. 236.00 руб.


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 171.00 руб.


ОГЭ-2019. География (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 171.00 руб.


350 руб. 213.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




Исследовательская часть.

Из интервью с Барановым Ермилом Николаевичем я узнала, что снятая береста очищалась от наростов, сворачивалась в рулоны и варилась в

В настоящее время такие покрытия не используются оленеводами. Достижения современной промышленности позволили оленеводам использовать брезент, более быстрый в изготовлении и удобный в транспортировке. Материалы для изготовления чума являются удобными при частых переездах, служат для защиты от внешнего воздействия. Зимние шалаши строились из досок в форме многогранной пирамиды, покрытой землей, войлоком, нюками, сшитыми из оленьих шкур или ровдуги.
Из интервью с Барановым Константином Ермиловичем- он эвенк, охотник. Мне стало известно, что остов шалашей при перекочевках, перевозился эвенками с одного места на другое. Эвенкийский шалаш строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диаметре 2м, в высоту 2-3м. Остов переносного шалаша покрывался сверху специальными покрышками. Покрышки, сшитые из кусочков бересты, назывались тисками, сшитые же из оленьих шкур, ровдуги — нюками. В прошлом внутри шалашей устраивали очаг. В конце XIX и начале XX вв. устанавливали железную печь, для дымоходной трубы с левой стороны стойки переднего фасада оставляли отверстие.
Использовались также и срубы с двухскатной крышей, покрытые корой. (Историко-этнографический атлас Сибири, М.-Л.1961.с.138,140,142,144, 145.)
В настоящее время большинство эвенков живет в современных типовых срубных домах. Традиционные жилища используются только на промыслах. Итог : проблема сохранения традиционного уклада жизни эвенков.


Снаружи — минус пятьдесят, а внутри — тепло…







Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.



Летом чум обычно покрывают корой или грубой тканью. Вход также завешивают тканью.


Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.


Вход также завешивают шкурой. Никаких дверей не предусмотрено.



Ставится чум просто. На специальные шесты (их обычно от 20 до 40) натягиваются шкуры. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум.



Внутренний интерьер чума прост и бесхитростен. В центре обязательна печь. Она дает тепло, и на ней готовят еду. Снег, попадающий в чум, тает от тепла печи. Влажность внутри чума сравнительно высокая, но зато — тепло, не меньше 15-20 градусов.



После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).


Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.


Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.

Яранга



Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.



В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.



Вход в ярангу занавешивается шкурами или специальным пологом.


Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.



Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.


Никакой мебели в традиционной яранге обычно не бывает. Во-первых, она занимает лишнее место. Во-вторых, в ней никогда не было необходимости. Спали всегда жильцы яранги на полу на шкурах, там же и обедали.


В настоящее время, помимо традиционной яранги, во многих северных городах строят и другого вида яранги — со всевозможными удобствами: мебелью, электричеством, канализацией. В них время от времени живут ностальгирующие потомки древних чукчей, там же проводятся всяческие национальные фестивали.



Современные стилизованные яранги стали заметной архитектурной особенностью многих северных городов, к примеру, Анадыря.


Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто. Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы?


Поэтому иглу строились изо льда и снега. Это — куполообразные сооружения высотой около 2 м и диаметром около 4 м.


Вход в иглу располагается ниже уровня пола: это позволяет кислороду поступать внутрь, а также выводить наружу углекислый газ.



Освещаются иглу сквозь ледяные стены.



Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.


Обогревались иглу с помощью плошек с жиром. Примечательно, что такого скудного обогрева вполне хватало. Из-за тепла ледяные стены обычно подтаивают, но полностью никогда не тают, так как снег удаляет избыток тепла наружу помещения. Кроме того, стены впитывают влагу, поэтому в иглу всегда сухо.


При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы. К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали.



Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…




Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

познакомить детей с культурой и бытом народом ханты, особенностями хантыйского костюма, его орнаментом, расширить представление о родном крае, продолжать знакомить с малой родиной, в котором живут дети, приобщить дошкольников к глубинному наследию югорских народов с целью реализации в дальнейшем преемственности поколений; воспитывать внимательное и ответственное отношение к народным традициям; формировать нравственные основы личности.

Материал: магнитофон с аудио записью песни “Звездочка моя ясная” в исполнении Б.Моисеева, ноутбук (для презентации), атрибуты для подвижных игр, бумажный чум, иллюстрации одежды, обуви, утвари, тайги, традиционная детская одежда: сак, кумыш, платье, пояс.

На прогулке: обратить внимание на красоту нашей северной природы.

Поход в этнографический музей, расположенный в НГДУ “НСН”.

Группа оформлена в стиле хантыйских узоров.

Сюрпризный момент: Вбегает Незнайка и кричит:

– Помогите там на улице какие-то странные девочки

Воспитатель: Где они покажи нам их.

Незнайка завет странных девочек.

Входят девочки из другой группы переодетые в хантыек и исполняют хантыйский танец.(под песню “Звездочка моя ясная” в исполнении Б.Моисеева).

После танца девочки уходят.

Дорогой ты наш Незнайка эти странные девочки это ханты, коренные жители Югорской земли на которой мы живем. Садись вместе с детьми я сейчас всем вам покажу и расскажу про них, про их одежду, и конечно же про их праздники.

Живут ханты глубоко в тайге в стойбищах. Традиционный дом ханты – это чум– летнее и зимнее жилище, меняется лишь его покрытие. Летом оно из бересты, а зимой из оленьих шкур. Установка чума издревле была женской обязанностью.

За окном гнездо зиме
Ветер с ночью вьют.
– Спой мне бабушка про жизнь свою…
– Песня, внучка, как Обь длинна.
У людей зима, а мне всё весна.
Я про первую жизнь вспоминать хочу,
Как любила я наш весёлый чум…(слайд 4)

Ездят они на оленях, правда современные ханты ездят на БУРАНАХ. Вы наверно все видите они часто ездят в нашем поселке.

Лабаз – это небольшая избушка на высоких сваях (для того чтобы не забрались дикие звери), где хранятся снасти, одежда, утварь и мясо. Лабаз и место вокруг него считается священным, там нельзя находиться и тем более что-либо брать оттуда с наступлением сумерек. В лабазах, кроме всего прочего, хранятся идолы, а идол это медведь.(слайд 5).

Ребята, а хотите узнать во что они одеваются?

Давайте с вами посмотрим в ноутбук, я для вас приготовила фотографии, на которых представлены и зимняя и летняя одежда хантов. Костюм женский (платок, сак, сумочка, кисы) (слайды 6,7). Обувь зимняя – унты (слайд 8). Сумочка (слайд 10). Вся одежда (костюм, обувь и сумки шьют ханты сами из оленьих шкур) (слайд 9).

Незнайка: Скажите мне, пожалуйста, что за странные узоры на их одежде.

Воспитатель: Потерпи Незнайка, я сейчас вам все покажу и расскажу. Но сначала послушайте:

“Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб”.

И действительно название этих узоров связаны с животными. Вот например “пасть большого коня”, крыло чайки (слайд 12 ), большие уши, оленьи рога (слайд 13).

Воспитатель: Незнайка, ты теперь понял, почему они выглядят так странно, и совсем не похожи на нас?

Незнайка: Да, я все понял.

  1. Сын Бога играет на инструменте, а женщина лымс-лымс танцует (ветер дует, деревья качаются)
  2. Волшебник на железе посреди чума сидит – угостить может. (огонь очага)
  3. Черный чум три месяца в тундре стоит, а румяный хозяин тундры за ледовым океаном кочует. (полярная ночь и солнце)
  4. С неба летит – пляшет. Всё, что есть в тундре, – прячет. А в чум попадёт – плачет. (Снег)

Незнайка: Ой ребята вы такие молодцы, все загадки отгадали. А я знаю хантыйские игры. Давайте с вами мы поиграем.

1. Игра “Северные олени”

Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве. Передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.

Подготовительной работой к игре является рассматривание иллюстраций, фотографий, вспоминаем сказку Г.Х.Андерсена “Снежная королева”. На занятиях воспитатели с детьми лепят животных. Всё это способствует созданию интереса к игре об оленях, накоплению знаний об этих животных. Уточняем, кто является врагом оленей (дети называют медведей, волков). Сергей предложил изобразить рога оленей, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками. Коллективно решили, что олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен. “Олени” убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют.

2. Игра “Важенка и оленята”

Правила игры: Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был пойман.

На полу лежат несколько обручей. В каждом из них находиться важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце группы). На слова ведущего:

– Бродит в тундре важенка, с нею оленята. Топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставленья мамины…

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Воспитатель: А какие вы знаете хантыйские праздники (день оленевода)

Воспитатель: Правильно ребята. Вы все бываете на этом замечательном празднике. А что вам на нем больше всего нравиться?

Дети: гонки на оленях.

Воспитатель: Молодцы, а скажите вам было интересно на сегодняшнем занятии? (итог занятия)

На следующем занятии мы с вами попробуем украсить платье с хантыйскими узорами.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции