Как занимаются любовью в чумах


Традиции малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в гендерном отношении довольно схожи. В новейшее время нормы общения, представления о мужском и женском начале коренных малочисленных народов, несмотря на географическую отдаленность, претерпели настолько существенные изменения, что сегодня возникла реальная угроза исчезновения некоторых из этих этносов.

— Традиционно, конечно, было разделение. Когда рождался мальчик, то обычно дарили лук, аркан, топор могли подарить. А если девочка рождалась, то бисер дарили. В эвенкийской семье родственники дарили оленей, дарили одинаково — мальчику и девочке. Когда исполнялось восемнадцать лет, уже могло быть до семидесяти оленей, до ста. Родители уже с рождения готовили ребенка к будущей семейной жизни.

— Есть какие-то традиционные идеалы?
— Красивым считался человек, который все умел. Мужчина должен очень хорошо из лука стрелять, хорошо бегать, зоркость должна быть, выносливость, ловкость. Мужчина с чувством собственного достоинства. И конечно, ответственность за свою семью, за свой род. А девушка должна была уметь все: шить шапки, унты, хорошо готовить, быть очень внимательной ко всем — к своим детям, к родителям мужа, к своим родителям. И все равно в северной семье, не только эвенкийской, все-таки чувствовалось равенство, потому что мужчина уходил на целый день, за оленями смотрел или на охоту, а хозяйкой стойбища в основном была женщина. И в то же время мужчина мог заболеть — и на охоту вместо него или за оленями могла пойти женщина. Поэтому взаимопонимание и взаимная поддержка — этого требовала природа.

— Случались романы вне семьи, измены, может быть? Как общество традиционное к этому относится?
— В XVII веке ученый посетил эвенкийское стойбище, и там он наблюдал такое явление. Все стойбище вышло на улицу, выстроены были в ряд. Мужчина шел — и его все колотили палками. Оказывается, его жена завела роман с другим мужчиной, и виновата была не женщина, а мужчина, потому что он позволил такое. Романы были, но если рождался ребенок, то этого ребенка принимали и воспитывали как своего.

— Действительно гостю предлагают провести время с женой, если это дорогой гость?
— Вы знаете, это не у всех народов. В основном это описывали чукчи, у эвенков такого не было. Многоженство — может быть. Во-первых, жена очень много работала, она уже старела, и поэтому вынуждены были более молодую женщину брать, для того чтобы семья существовала.

— Мог муж прогнать жену или жена прогнать мужа? Вообще, трудно себе представить, что в тайге можно кого-то куда-то прогнать.
— Нет, такого не было. Эвенкийские женщины себя в обиду не давали. Они могли просто уйти к своему роду, и род спокойно их принимал, и вместе с детьми могла уехать.

— А оленей своих?
— Оленей тоже забирала своих.

— Есть какая-то еда специально для мужчин, для женщин?
— Из потрохов медведей делают бульон — это только подают мужчинам. И к тому же голову медведя есть только мужчина, женщина тоже не ест.

— Еду традиционно готовят женщины.
— Да. Эвенкийская женщина, если мужчины сидят, она не садится с мужчинами. В эвенкийском чуме есть место позади очага — это малу называется, где мужчины сидят. Сбоку — женщины. А с правой стороны сидит молодежь.

Итак, разделение обязанностей мужчин и женщин вовсе не означало отсутствие равноправия. Напротив, в суровых условиях Севера именно традиционный уклад способствовал сохранению семьи, рода, этноса.

О том, как проведение современной политики гендерного равенства может повлиять на жизнь коренных малочисленных народов, я попросила рассказать вице-президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Павла Суляндзигу.

— Это очень серьезный вопрос, потому что, действительно, то, что происходит в реальной жизни сейчас, это достаточно сильные изменения, и они касаются и мужчин, и женщин. То есть женщины лучше адаптируются, в связи с этим мужчинам тяжелее, и они перестают быть той ведущей силой, которая была очень значима для семьи. И если все так удачно сложится, что вернется к прежнему быту, насколько это возможно, то может ли случиться так, что женщины уже утратят ту способность если не к подчинению, то к такому существованию традиционному, которое было принято и которое действительно сохраняет этнос как таковой?
— Так называемые процессы глобализации всегда имеют две стороны. По коренным народам это очень ярко заметно, потому что не только на девушках это сказывается, но и на парнях, которые уезжают в большие города учиться, а потом очень редко возникает желание вернуться обратно. Для их адаптация в своей собственной среде, в среде своих предков достаточно тяжела. Это для России новая проблема, но она не новая для всего мира. Я очень долгое время жил и ездил по американским резервациям, это было в конце 1980-х—начале 90-х годов, и все поднимали проблему городских индейцев. Стали строить в очень больших городах — в Сан-Франциско я был, в Сиэтле — специально за счет федеральных денег культурные центры индейские для городских индейцев.

— Кто больше уезжает в города, девушки или юноши?
— Девушки. Традиционно в России всегда девочки учились лучше в школах, и это означает, что перед ними открываются определенные перспективы для обучения дальше, чаще они были более инициативными.

— Женщины, которые уезжают и остаются в городах, за кого выходят замуж? Это смешанные браки?
— Народ же определяется не физическими данными. Человек, который выходит замуж или женится в городе из числа коренных народов, их дети автоматически фактически принимают культуру доминирующего народа. Но у нас много других примеров, когда в наших селах, национальных поселках там как раз принимают те, кто выходит замуж или женится, представители других национальностей, они принимают культуру доминирующего народа, который есть.

— Значит ли это, что на местах, дома остается больше мужчин, чем женщин?
— Да. По многим северным регионам нет невест, в поселках живут в подавляющем большинстве мужчины молодого возраста, и нет женщин, с которыми они могли бы составить семью, пару. Тоже проблема в большей степени не городская, а поселковая — люди ведут, скажем так, люмпенизированный образ жизни, не могут работать, зарабатывать другим способами, кроме как оленеводством, охотой, рыболовством. Не могут потому, что уже на самом деле не могут, а кто-то уже и не хочет. Одна из самых больших проблем связана с алкоголизмом. Не так давно на Север, к сожалению, пришли наркотики, и они становятся самой большой проблемой. Хотя, что касается агрессии, я не выделял бы это в отдельную проблему, она не больше, чем в других местах. Очень часто, когда коренные малочисленные народы поднимают вопрос о защите своих прав, по защите исконной среды обитания, традиционный образ жизни, очень многие чиновники начинают говорить: «Никаких национальных вопросов мы здесь поднимать не будем. Мы не будем рождать новую Чечню. А в советское время, я помню, в конце 1980-х, говорили про Карабах. То есть это люди, которые вообще не понимают, что такое Север, что такое коренные народы Севера. Я как раз на Общественной палате приводил пример, что на Северном Кавказе, когда человека обижают, он что делает? Он берет ружье и идет мстить. Так воспитаны. На Севере России, тебя если обижают, ты идешь и убиваешь себя. Мы проводили небольшие исследования, и в ряде поселков 30% смертей — это суицид. По одному из поселков Корякского округа мы проводили исследования — средний возраст умерших был 41 год. По эвенкийскому поселку в Амурской области средний возраст умерших — 27 лет.

— И это, как правило, мужское население?
— Абсолютно точно. Просто обидели человека — и многие просто идут и кончают с собой. То есть уходят в тундру, в тайгу, там стреляются, кто-то просто уходит и замерзает. По-разному…

Так, на примере коренных малочисленных народов становится очевидно, что когда, по тем или иным причинам, кардинально меняется структура общества, то разрушается и традиционный семейный уклад, а культура народа сохраняется как музейная ценность.

По статистике в ЯНАО проживает порядка 42 тысяч представителей коренных народов. Это 8% от всего населения автономного округа. Наиболее многочисленная народность ненцы – почти 30 тысяч человек, ханты – 9,5 тысяч и селькупы – около 2 тысяч человек. Порядка 40% представителей коренных народов Ямала ведут традиционный кочевой образ жизни, это 16,5 тысяч человек.

У каждого народа мира есть свои особенности, которые для него - абсолютно нормальны и обыденны, но очень удивляют человека стороннего. Ненецкая культура сегодня воспринимается настолько экзотичной, что не верится, что в век высоких технологий где-то на краю земли, а именно так переводится слово "Ямал" с ненецкого, люди до сих пор живут в чумах и кочуют.


Чум - жилище оленеводов-кочевников Фото: Алексей КОСЕНЧУК

1. Приехав в стойбище, надо обойти все чумы и в каждом из них по правилам гостеприимства принять угощение. Если гости не зашли в какой-то чум, хозяин может обидеться.


Ямальские угощения: оленина, морошка, строганина, ряпушка Фото: Алексей КОСЕНЧУК

4. Хозяин чума, увидев вашу пустую чашку, будет вам подливать чай до тех пор, пока вы не перевернете чашку вверх дном.

5. Гостей – мужчин укладывают на ночевку от середины чума к священному шесту симзы. Гости – женщины, наоборот, располагаются от середины к выходу – ближе к свежему воздуху, подальше от копоти.

6. По тундровому этикету большой оплошностью считается назвать взрослого человека по имени, в иных случаях это может быть воспринято даже как за оскорбление. Ко взрослым обращаются словом, означающим степень родства, по имени старшего сына или дочери.

9. Помогать хозяйке убирать со стола, мыть или вытирать посуду не стоит. Считается, что такая помощь гостей может обернуться для хозяйки неудачей, стол ее обеднеет, а все удачи перейдут к гостье. К посуде не должны прикасаться ни мужчина, ни мальчик. По поверьям, от звона посуды вся дичь испугается и убежит.


Чум-работницы работают едва ли не больше мужчин Фото: Алексей КОСЕНЧУК

12. Очажный круг на полу чума издревле воспринимался как вход в подземный мир. Когда чум разбирали и поднимали очажный лист, то на этом месте оставалось пятно, по которому можно узнать о том, что здесь стоял чум. Второй раз на это же пятно класть очажный лист не разрешается, считается, что это поранит землю.

13.Территорию после себя кочевники обязательно очищают, а мусор сжигают. Опасным считалось оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. Под ним, как считалось, злой дух может погубить человека.

14. Дети в тундре играют клювами птиц. Традиционная ненецкая кукла нухуко сделана из клюва, который играет роль головы куклы, с пришитыми к нему разноцветными лоскутами сукна в качестве туловища. Куклы из утиного клюва — женщины, а из гусиного — мужчины. Любимая игрушка ненецких мальчиков — оленьи рога. Они представляют, что это настоящие оленьи упряжки, и носятся друг за другом, изображая гонки.


кукла нухуко Фото: МВК

15. Только хозяйка может прикасаться к очажным шестам, к очажному крюку. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени.


17. Ненцы едят рога. Летом у оленей отрастают молодые, покрытые мехом рога. Они называются пантами и считаются деликатесом. Нечаянно обломанные в оленьей толчее или аккуратно срезанные, молодые рога сначала опаливают над огнем, потом скоблят и снимают с костяной части лакомый слой кожи.

18. Ненцы не едят грибы, потому что они считаются едой оленя.

19. Во время каслания перерыв для утоления жажды и питания оленей делается в среднем через 25 км, летом, через каждые 5 км.

20. В тундре хозяева стараются не отпускать гостя без подарка. Мужчинам дарят ножны с ножом, пояса, подвязки для мужской обуви (кисы), сорочку для малицы, кисет для табака или курительную трубку. Женщинам - чашки, полоски разноцветного сукна, колокольчики, бусы, цепочки, серьги, платки, выделанные оленьи лапы, песцовую шкурку, кусочек бобрового меха. Детям - игрушки или вещи ровесника.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Олени, кот на привязи и тёплый чум: как на Ямале живут оленеводы-кочевники? (подробнее)

Разделы: Экология

Цели урока: Обобщить, закрепить и расширить знания о быте коренных жителей тундры, формировать у обучающихся любви к природе Ямала, воспитывать чувство уважения к жизни, к традициям и обычаям других народов.

Оборудование: Карта ЯНАО, иллюстрации тундры, макет оленя, нарты, одежда ненцев, куклы, сундук.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Скажите, любите ли вы путешествовать? (Ответы детей)

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправляемся в путешествие, а какое вы сейчас поймете из стихотворения.

Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живем.

На этом занятии мы побываем в гостях у Северных народов-ненцев, посмотрим, где и как живут, чем занимаются, как одеваются.

Ребята, какие коренные жители Севера вы знаете?

Педагог: а что означает слово “ненец” в переводе на русский язык?

Дети: “ненец” в переводе означает – человек.

Ребята, а где живут ненцы?

Педагог: ( Показ иллюстрацию тундры) Правильно, они живут в тундре, в царстве вечной мерзлоты. Ребята, мы с вами живем в своих домах, а что служит им домом?

Педагог: правильно, ребята, как вы думаете, почему они живут в чумах, а не в домах?

Дети: они часто переезжают с места на место, чум удобнее, легко разбирается и собирается.

Педагог: я сейчас предлагаю вам такую игру. Игра называется “Собери чум”. На столе лежат предметы, среди них есть те предметы, которые необходимы для строения чума.

Вы сейчас все вместе подойдете к столу, ваша задача: собрать чум и рассказать из чего он состоит, что мы использовали для сбора чума.

Педагог: что сначала вы поставите?

Чем покроете чум?

Как называется это покрытие?

Что является полом чума?

Что еще бывает в чуме?

Ребята, какое стихотворение мы про чум знаем, кто нам расскажет?

Связали шест, с другим шестом,
Потом еще с одним шестом
Покрыв оленьей шкуркой,
И вот готов ненецкий дом
Мы домом этот дом зовем
Он дарит нам своим теплом
Зимой суровой, хмурой.

Наш чум готов, а теперь ребята, давайте представим, что в чуме живут современные ненцы, что бы вы поставили в чум для современного человека?

Вот ребята мы с вами создали проект нового чума. Это наша творческая коллективная работа. Теперь человек, живущий в тундре, может знать, что происходит в стране, поддерживать отношение с друзьями, и даже спать в мягкой кровати.

Молодцы, ребята вы справились с этой работой, присаживайтесь на свои места. Мы теперь с вами знаем, в каких домах живут ненцы, что у них в чуме есть, а вы знаете, как они одеваются, в чем же интересно они ходят на улицу? Ребята, чтобы вспомнить, как одеваются ненцы, мы с вами оденем ненецкую девочку – Хомани, и мальчика-Хомаку. А кто хочет их одеть?

Одежда ненцев хранится в сундучке. (По одному выходят и одевают)

Ребята, посмотрите, что одела Влада Хомани?

А как называется женская шуба?

Педагог: ребята, расскажите, что вы знаете о женском головном уборе?

Дети: женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, а по краям шапки прикреплены металлические бляшки, монеты, это для того чтобы шапку не сносило.

Педагог: Ребята, есть еще одна деталь в женской одежде – это ложные косы из цветных ниток, к ним тоже прикреплены металлические бляшки, пуговицы, монеты, они очень тяжелые, такие косы нужны, чтобы спина не горбилась. Вот мы и одели Хомани, давайте теперь оденем Хомаку. Кто хочет?

Пока Влад одевает Хомаку, послушайте загадку и отгадайте ”В одну дырку влезешь, а из трех вылезаешь” Что это?

Педагог: а кто хочет нам рассказать про малицу?

Дети: малица – сплошная мужская шубка из оленьего меха с капюшоном.

Педагог: а почему мужчины не носят шапки?

Дети: Они много времени находится на улице, чтобы не сдували сильные ветра, они надевают капюшон от малицы.

Педагог: а как называется у них обувь?

Педагог: правильно, а что обозначает полоски украшающие обувь?

Дети: нельзя воровать, нельзя обижать слабых, нельзя убивать.

Педагог: А что сверху малицы надевают мужчины?

Педагог: правильно, ребята пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не снимает и не бросает.

Посмотрите на Хомани она хорошая, добрая, девочка, любит маме помогать, а Хомаку сильный, трудолюбивый мальчик. Вот мы с вами одели ненецких ребят и вспомнили ненецкую национальную одежду. Все эти вещи шьет хозяйка чума – женщина-мастерица.

Ребята, а как олени помогают человеку на Севере?

Дети: Олени для Северных народов – это и транспорт и одежда и жилье. (Показ макет оленя и ставится рядом с чумом)

Педагог: А теперь немного отдохнем. Физкультминутка.

(Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы)

Ребята, а как вы думаете, чем же занимается хозяин чума?

Дети: он пасет оленей, ловит рыбу, занимается охотой.

Педагог: правильно, ребята, он – оленевод, охотник и рыбак, а в свободное время он так же любит мастерить. Что же он умеет делать?

Дети: мастерит посуду, игрушки детям и делает нарты.

Педагог: правильно, ребята, посмотрите, на что похожи нарты?

Педагог: правильно, а какие нарты бывают?

Дети: грузовые, ездовые.

Педагог: правильно, ездовые или легкие бывают мужские и женские. Женские отличаются тем, что они немного длиннее и со спинкой. Женщины всегда возят с собой детей, чтобы детям было удобно, и они не упали, для этого у нарт спинка. А для чего предназначены грузовые нарты?

Дети: для перевозки грузов.

Педагог: да, грузовые предназначены для перевозки грузов (для шестов, одежды, продукты) Между санками и нартами есть большое различие, на санках летом не покатаешься, а на нартах можно ездить и зимой и летом.

Ребята, в холодные зимние дни дети ненцев всегда собираются в чуме и любят загадывать загадки. Я тоже хочу вам загадать загадки.

Олень от них убегает –
А они не отстают. (Нарты)

Не из камня, не из бревен, из оленьих шкур построен (Чум)

Чуток, строен и высок, гордо голову несет. От рогов густая тень. Вот красивый зверь….(Олень)

В тундре голой и холодной, он стадо оленей пасет, зря тут бродит, волк холодный, к стаду он не подойдет. Потому что это стадо стережет (Оленевод)

Педагог: Ребята, а какие традиционные праздники есть у ненцев?

Дети: День оленевода, вороний праздник, день рыбака.

Педагог: во время этих праздников, какие игры и соревнования проводятся?

Дети: оленьи гонки, прыжки через нарты, бросание аркана, перетягивание палки.

Педагог: а дети ненцев в какие игры играют?

Дети: “Солнце”, “Доброе утро охотник!”, “Олень и медведи” и др.

Педагог: Ребята, а как же ненцы относятся к природе?

Педагог: правильно, ненцы очень бережно относятся к природе, чтобы сохранить ее для будущих поколений. Ненец зря не сорвет ни одной травинки. Поэтому мы, никогда не увидим человека тундры с ярким полевым букетом, или же собирающего ягоды.

И мы с вами должны любить и охранять природу. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом.

Обобщение: Ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие в тундру, побыли в гостях у ненцев, повторяли, закрепили и расширили свои знания о коренных жителях – ненцах.


Любопытно, что…

А где в чуме можно помыться, первым делом спрашивают Любовь Казанжи туристы, явно намекая на почерпнутые в Интернете сведения о том, что народы Крайнего Севера нико­гда не моются.

- Всё это стереотипы,- смеётся хозяйка стойбища.- Я и сама читала, что, мол, намажутся рыбьим жиром и не моются всю зиму. Да, при минус 50 - это проблема, конечно. Но на самом деле, сколько себя по­мню, все­гда находили способ. В специальном домике или чуме топили снег, мылись. А се­го­дня есть бани. И у нас в стойбище в том числе. Ну, если кто‑то из туристов пожелает не мыться, все­гда пожалуйста,- добродушно заключила Любовь Казанжи.


Пока друзья и знакомые собираются в отпуск, кто в Монтенегро, кто в Испанию, решила найти тур по нашей стране, который уж точно захватит дух. Взгляд сразу упал на Ханты‑Мансийский округ - Югру.

Там се­го­дня набирает обороты этнический туризм - это ко­гда можно приехать в стойбище к северянам, поселиться прямо в чуме, есть на обед строганину или дичь, кататься на оленях, участвовать в древних обрядах, выведывать потомственные секреты исцеления - словом, узнавать жизнь аборигенов Крайнего Севера изнутри. Ханты, манси, лесные ненцы, населяющие Югру,- народы во многом уникальные. Значительная часть из них до сих пор живёт вдали от цивилизации и информационных технологий. Тем и привлекают.

При этом девушка‑агент с ходу пре­дупредила:


- Будьте осторожны: сейчас вблизи стойбища могут гулять медведи, в тайге много комаров и мошки…

Предложили жить в стойбище Карамкинское. Чтобы добраться до него из Москвы, три с половиной часа лёту до Нижневартовска или Ханты‑Мансийска, а уже потом несколько часов на машине, зимой - на оленях, до самого таёжного стойбища на реке Аган, там туриста и ждёт специально арендованный чум.

Се­го­дня в Югре занимаются организацией этнических туров уже семна­дцать на­цио­наль­ных общин коренных народов - ханты, манси, лесных ненцев. Это по­чти каждая пятая община. Исключительный приоритет для такого рода предпринимательства именно у коренных народов. Это чтобы ни у кого не возникало желания спекулировать на на­цио­наль­ных традициях, говорят в правительстве Югры.

В стойбище Карамкинском уже несколько лет, как принимает туристов Любовь Казанжи, манси по на­цио­наль­ности. Помогает ей вся её семья: сын, невестка, внуки. Сумели поставить дело на широкую ногу. Как признаётся Любовь Казанжи, в год в её стойбище бывает по пятьсот‑семьсот туристов. Больше всего, конечно, тех, кто приезжает в регион с деловыми целями, например, в нефтяные компании, на различные мероприятия.


- Иностранцев полно,- признаётся хозяйка стойбища,- из США, Европы, Китая. Однажды приехала группа сорок шесть человек, сразу из двена­дцати стран. Всему удивлялись - и тому, что в наших реках огромных ценных рыбин запросто можно поймать- муксуна, осётра, стерлядь, и тому, что строганина, оказывается, такая вкусная. Ну и, конечно, на оленях с удовольствием катались. Китайцы почему‑то особенно были рады.

Сутки пребывания в чуме или на­цио­наль­ном домике, покрытом мхом, с питанием и познавательной программой обходятся от полутора до трёх с половиной тысяч руб­лей в разных этностойбищах. В общей сложности, по­чти в два раза дороже, чем тур в Европу, но любители экзотики считают, что это того стоит.


Любовь Казанжи не скрывает, что ино­гда зарабатывает за один день по 300 тысяч руб­лей. И с удовольствием сообщает, что сама, наработавшись за год, вот‑вот поедет отдыхать в Турцию.

Из обрядов самый распространённый и самый, как говорят местные, действенный - обкуривание: избавление от злой энергии дымом. Туристы активно участвуют в Вороньем дне, Медвежьем празднике и Дне трясогузки - на­цио­наль­ных праздниках.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа

На самом деле здесь не так уж и холодно, температура всего лишь чуть ниже нуля и тем не менее кажется, что от холода застыло даже время. Караван идет по стране снега, льда, пустоты, худеньких деревьев и замерзших речных русел. Он состоит из более сотен северных оленей, запряженных в деревянные сани, соединенные по бокам, некоторые из них идут свободно. На санях все пожитки: чумы — палатки из оленей кожи с оленьими рогами, печки, подушки и матрасы, сверху маленькие дети, предметы домашнего обихода, оленьи шкуры, где-то даже генератор для зарядки смартфонов по вечерам. Поводья держат гордые, сосредоточенные мужчины и женщины с жесткими выражениями на лицах, такими же жесткими, как ландшафт Ямала. Возникает такое впечатление от этой картины, будто последние 500 лет просто прошли мимо. Горные хребты живописно простираются до арктического неба.

Среди народов, которые, несмотря на все это сотни или тысячи лет добиваются от Арктики права на жизнь, ненцы самые выносливые. Часто удручает то обстоятельство, как удалось культурам за полярным кругом, в невероятно скудном окружении, преодолевать долгие зимы с пятидесятиградусными морозами, и за немногие десятилетия подвергнуться опасности погибнуть из-за таких современных явлений, как алкоголизм, депрессия, бытовое насилие и жизненное разочарование.

По всей видимости, ненцам лучше всех удается держаться. Позже я с трудом найду литературу и прочитаю о том, какое воинственное прошлое было у них в борьбе с русскими, в борьбе против христианизации, против Советов. Это трудно себе представить. Попробуйте с ненцами пожить. Однообразные будни женщины проводят за топкой печей, пошивом одежды, сапог и покровом для жилища из оленьих шкур и при этом еще занимаются рубкой дров. Мужчины валят деревья и с помощью цепных пил мастерят изящные сани. Спят в чумах на сказочно теплых оленьих шкурах. Четыре раза в день они едят обжаренное с макаронами мясо оленей, приготовленное весьма грубо, в почти замороженном, как сорбет, виде. Кроме этого, употребляют рыбу, хлеб и печенье. Калория — единица количества теплоты.


Есть такое старое выражение, смысл которого заключается в том, что понять и научиться чему-либо можно лишь посвящая этому время, а мы говорим о мире, в котором время застыло. Мне приходилось бывать у саамов, разводящих северных оленей в Лапландии, поэтому этот принцип мне знаком. Здесь же я недавно, всего одну неделю, но чувствую свою одержимость, как Алексей, которого они научили набрасывать аркан. В прошлом году он поймал своего первого оленя, на днях уже второго и третьего и сейчас усердно трудится над своим первым санным полозом под надзором Владимира. Уже почти как настоящий человек.

Часто возникает вопрос: уж не сломал ли туризм эту традиционную жизнь? Часто я наблюдаю противоположный феномен, что такие люди, как Владимир, саам Миккель или эскимос Кваанаакс целенаправленно подрабатывают туризмом, чтобы иметь возможность продолжать их образ жизни и не смотря ни на что давать возможность своим детям получать образование. Только двое самых младших детей Владимира и Прасковьи находятся дома, а трое старших в интернате. Многие молодые люди, особенно женщины, привыкшие к городской жизни, больше не возвращаются домой. И это уже другая сторона жизни.

На пятый день мы отправляемся в путь всего на 15 километров дальше, на свежую пастбищную землю, но примерно через месяц, в середине мая ненцы потянутся на сотни километров в сторону севера. Мне хочется быть с ними и хочется научиться набрасывать лассо на северных оленей. Это то, что человек должен уметь. А сейчас нужно разобрать чумы. Наш лагерь состоит из трех чумов, то есть из трех семей. Потом с помощью снегохода стадо сгоняется в загон, состоящий из саней и веревок.

Олени с оторопелым взглядом вытягивают свои морды. Мужчины и женщины протискиваются между ними, вытягивают своих вьючных животных и запрягают по четыре оленя в одни сани. После этого начинается поход по тундре. Расстояние — 15 километров. Место для чума определяет Владимир. Мы с Алексеем стараемся помогать и чистим снег до жуткой боли в спине. Посреди расчищенoй поверхности устанавливается печь, половые доски раскладываются вокруг нее, далее мы беремся за сооружение каркаса для чума. На каркас затаскиваются четыре образующих стены слоя из оленьих шкур и войлока. Алексей опытен, я лезу из кожи вон, насколько это возможно, чтобы с одной стороны, не мешать (Правило туристической добродетели № 1), а с другой — помогать.

Через два часа чумы готовы, а Яша, Алексей и я отправляемся валить и рубить сухие деревья. В это же самое время на нас опускается ледяная ночь. Северное сияние — Божий занавес, небрежно вплетен в небосвод. На снегоходе, овладевать которым под руководством Алексея мне приходится ежедневно, откидываюсь назад и созерцаю небо. Смотрю и на эту якобы бескрайнюю землю, где каждый квадратный километр представляет собой интерес для нефте- и газодобывающих фирм, которых здесь до недавнего времени не было веками. Становится ужасно холодно, и я убираюсь в чум.

В этот вечер Прасковья, которой мне хотелось помогать пять дней назад, дает мне чистить картофель. Это вселяет в меня гордость за себя. После этого она показывает, как соорудить светильник. Позже Владимир демонстрирует Алексею и мне, как плести лассо из оленьей кожи. Несколько часов мы ожесточенно возились с этим, пока разобрались и доказали самим себе, что справились с этой задачей. Всем — Владимиру, Прасковье, Яше, Егору и остальным — ясно, что мы хоть и делаем все возможное, но ничего существенного не умеем. Нам ничего не известно про то, как ухаживать за оленями, как сшивать чум, набрасывать лассо и управлять санями, как нам выжить в этом мире из снега и ничего кроме снега под этим небом, накрывшем нас безразличием, звездами, северным сиянием и в беспощадном холоде.

Что произойдет с людьми, оказавшимися на краю земли — это следующий и часто неправильный вопрос. По вечерам, когда олени спят, люди берут в руки свои смартфоны. Они могут уловить сигнал, болтать с друзьями и семьей. Днем они прививают животных и шьют снаряжение, которое лучше, чем большинство хайтек-причиндалов, изготавливают сани с точностью, с которой наши 3D принтеры не справятся через 500 лет. Ненцы по праву считают привилегией побывать у них в гостях. И если очень постараться и заслужить уважение, то, может быть, кому-то они покажут, от чего это зависит. Начнут с малого: с деревянных крючков и установки чума. Потом можно сплести лассо и почистить картошку, шутя при этом немного, как на чуточку больше можно стать человеком.

Во время нашего расставания вьюга утихнет, я сплету лассо, но не смогу его забросить. Алексей ловил своего второго и третьего оленя, но между этим, как правило, не попадал. Прежде чем стать настоящими людьми, нам предстоит еще многому научиться. Эта мысль кажется нам не странной, а логичной. Снег накрывает землю, как нежная гильотина.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции