Постановление о массовой иммунизации населения против дифтерии

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Г. Г. Онищенко, проанализировав ситуацию по заболеваемости российских граждан дифтерией, отмечаю.

В течение последних 3-х лет в России уровень заболеваемости дифтерией стабилизировался на уровне 0,5 - 0,6 случая на 100 тыс. населения. Однако наметились отрицательные тенденции в развитии эпидситуации.

В 2002 году процент тяжелых клинических форм заболевания достиг 25%, умерло от дифтерии 53 человека, в том числе 8 детей.

Несвоевременно устанавливается диагноз у больных токсической дифтерией, что приводит к поздней госпитализации и влияет на исход заболевания. Среди больных токсической формой дифтерии 17% госпитализируются на 3 и более поздний день со дня обращения за медицинской помощью. Иногда диагноз устанавливается лишь на секции.

Группами риска по тяжести течения дифтерии и летальности среди детей являются дети из асоциальных семей, бомжи и дети мигрантов из ближнего зарубежья, а у взрослых - лица в возрасте старше 50 лет, а также неработающие люди трудоспособного возраста, лица, страдающие алкоголизмом, инвалиды и мигранты, которые труднодоступны для иммунизации и поздно обращаются за медицинской помощью.

В течении последних лет доля не привитых граждан среди заболевших составляет у детей - 13%., в возрастных группах от 30 до 50 лет - 44 - 48%, а среди лиц 60 лет и старше - 68,8%. на фоне продолжающейся циркуляции возбудителя дифтерии с высокой степенью токсинообразования. Это приводит к ежегодному увеличению удельного веса токсических форм заболевания и количества умерших.

На долю лиц старше 60 лет приходится 51,3% заболеваний токсической формой дифтерии, а среди умерших их доля увеличилась до 68%

Результаты выборочных серологических обследований взрослых в ряде субъектов Российской Федерации, проводимые ФГУП МНИИЭМ им. Г. Н. Габричевского Минздрава России, демонстрируют несоответствие официальных данных охвата прививками против дифтерии и реальным количеством граждан, имеющих защитный титр антител в крови. Среди лиц 40 лет и старше защитные антитела к дифтерии имеют не более 50 - 75% обследованных при охвате прививками по данным официальных отчетов 94,7%. Анализ карт эпидемиологического обследования больных токсиче-скими формами заболевания дифтерией также свидетельствуют о фальси-фикации записей о прививках.

В целях снижения заболеваемости дифтерией, повышения уровня за-щиты населения, профилактики тяжелых случаев и летальных исходов и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30. 03. 1999 г. N 52-ФЗ, ст. 35 (Собрание законо-дательства Российской Федерации,1999, № 14, ст. 1650), Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17. 09. 1998 N 157-ФЗ, ст. 9, п. 1 (Собрание законодательства Российской Федера-ции, 1998, N 38, ст. 4736) и СаНПиН "Профилактика дифтерии" от 20. 02. 2002 N СП.3.1.2.1108-02 (Российская газета от 28. 05. 2002 N 93, регистрация в Минюсте России 16. 05. 2002 N 3439) постановляю:

1. Главам администраций субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Активизировать работу в средствах массовой информации и трудовых коллективах по информированию населения о ситуации по диф-терии и мерах по её профилактике.

1.2. Оказывать содействие органам управления здравоохранени-ем, учреждениям здравоохранения и учреждениям госсанэпидслужбы в организации и проведении массовой иммунизации населения, обратив особое внимание на обеспечение прививками неработающих и лиц без определенного места жительства, привлекая, при необходимости, в помощь медицинским работникам сотрудников управления внутренних дел.

2. Руководителям органов управления здравоохранением в субъек-тах Российской Федерации:

2.1. Организовать и провести в течение 2003 - 2005 гг. массовую иммунизацию населения против дифтерии, обратив особое внимание на группы риска. Обеспечить контрольные уровни охвата профилактическими прививками:

  • взрослых в 2003 году - 40%, в 2004 году - 60%, в 2005 г. не менее 90%;
  • детей - в возрасте 12 месяцев законченной вакцинацией не менее 95%, в 24 месяца первой ревакцинацией- 95% и дальнейшими ревакцинациями 97-98%.

    2.2.Создать бригады медицинских работников для проведения массо-вой иммунизации работающих и служащих на промышленных предприяти-ях, организациях, в сельской местности, в приемниках распределителях лиц без определенного места жительства.

    2.3. Обеспечить ежегодное повышение квалификации врачей поликли-ник, учреждений скорой и неотложной медицинской помощи, стационаров инфекционного, отолярингологического и челюстно-лицевого профилей по ранней и дифференциальной диагностике всех форм дифтерии.

    3. Рекомендовать Министерству путей сообщения Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству юсти-ции Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации организовать и провести в 2003-2005 гг. массовую иммунизацию опекаемых групп населения против дифтерии, обеспечив контрольные показатели охвата привиками.

    4. Руководителям органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

    4.1. Активизировать работу в средствах массовой информации и трудовых коллективах по информированию населения о ситуации по дифтерии, её профилактике, о неблагоприятном течении дифтерии у не привитых детей и взрослых.

    4.2. Пересмотреть заявку на противодифтерийные вакцины 2003 г. (второй и третий квартал) с учетом контрольных уровней иммунизации взрослого населения и, при необходимости, представить заявку в Мин-здрав России.

    4.3. Осуществлять строгий контроль выполнения требований национального календаря прививок.

    4.4. О ходе реализации настоящего Постановления докладывать к 1 февраля 2004, 2005, 2006 г. г.

    Минюстом России (07/6168 ЮД от 19.06.03) постановление признано не нуждающимся в государственной регистрации.

    (c) Федеральное бюджетное учреждение науки "Научно-исследовательский институт дезинфектологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2006-2020 г.

    Адрес: 117246, Российская Федерация, Москва, Научный проезд, д. 18

    Постановление Главного государственного санитарного врача по Оренбургской области от 2 июня 2005 г. N 4
    "Об эпидобстановке по дифтерии и о ходе выполнения Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 г. N 139 "О массовой иммунизации населения против дифтерии"

    Я, Главный государственный санитарный врач по Оренбургской области Н.Е. Вяльцина, проанализировав ситуацию по заболеваемости населения области дифтерией и ход выполнения Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 г. N 139 "О массовой иммунизации населения против дифтерии" отмечаю, что принимаемые меры по иммунизации населения против дифтерии недостаточны и не позволяют добиться предупреждения тяжелых клинических форм болезни и летальных исходов.

    В течение последних 4-х лет показатели заболеваемости дифтерией в Оренбургской области стабилизировались на низком уровне 0,2-0,3 случая на 100 тыс. населения. Однако высоким остается число токсических форм болезни и летальных исходов от этой инфекции. Так в 2001-2004 годах коэффициент тяжести составлял от 33,3 до 66,6%, летальность - 16,6%.

    В г. Оренбурге диагноз умершему от токсической дифтерии ребенку был установлен только на третий день со дня обращения за медицинской помощью, что привело к поздней госпитализации и повлияло на исход заболевания.

    Особенно неблагополучная эпидемиологическая обстановка по заболеваемости сложилась в п. Первомайский Тоцкого района, где зарегистрирован очаг дифтерии среди цыганских детей с общим числом пострадавших 5 человек, один ребенок умер. Диагноз дифтерии первому заболевшему был установлен несвоевременно, только на 4 день после обращения за медицинской помощью в Тоцкую ЦРБ. В результате проведение противоэпидемических мероприятий по ликвидации очага дифтерии начато с опозданием, что послужило одной из причин распространения заболеваемости. На момент возникновения групповой заболеваемости охват прививками против дифтерии детей и взрослых из цыганских семей, проживающих в п. Первомайский, составлял лишь 46,6%.

    Отсутствие необходимого уровня специфической защиты от дифтерии у выше названных контингентов явилось главной причиной возникновения и распространения заболеваемости.

    Кроме того, в Тоцком районе низкими темпами осуществляется иммунизация взрослого населения против дифтерии. Так в целом по району план вакцинаций и ревакцинаций против дифтерии взрослым за 1 квартал 2005 года выполнен только на 14%.

    До настоящего времени не приняты исчерпывающие меры по выполнению мероприятий, предусмотренных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 г. N 139 "О массовой иммунизации населения против дифтерии" и в ряде других административных территориях области.

    В г.г. Бузулуке, Медногорске, Оренбурге, Акбулакском, Асекеевском, Кваркенском, Красногвардейском, Кувандыкском, Курманаевском, Матвеевском, Переволоцком, Ташлинском, Тюльганском, Ясненском районах план ревакцинаций против дифтерии взрослым за 1 квартал 2005 года выполнен лишь в пределах от 2,5% до 21% при среднем показателе по области - 22%. В г.г. Бузулуке, Медногорске, Адамовском, Акбулакском, Домбаровском, Октябрьском, Новосергиевском, Соль-Илецком, Саракташском, Матвеевском, Первомайском, Переволоцком, Ташлинском, Шарлыкском, Ясненском районах показатели выполнения планов прививок против дифтерии детскому населению за 1 квартал 2005 года ниже 25%.

    В целом по области охват прививками против дифтерии цыганского населения составил лишь 63,6%, в том числе в г.г. Бугуруслане, Бузулуке, Асекеевском, Сорочинском, Переволоцком, Тюльганском районах от 26% до 52,9%.

    Не во всех случаях учреждениями здравоохранения проводится серологическое исследование крови на наличие дифтерийных и столбнячных антител у привитых детей и взрослых, заболевших дифтерией, с целью верификации прививочного анамнеза.

    Все выше перечисленное свидетельствует об ослаблении внимания со стороны органов управления здравоохранением и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к вопросам диагностики и профилактики дифтерии.

    В целях повышения уровня защиты населения от дифтерии, профилактики тяжелых случаев и летальных исходов и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ ст. 35 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ пунктом 1 ст. 9 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38 ст.4736), Санитарно-эпидемиологических правил от 20.02.2002 г. СП 3.1.2.1108-02 (Российская газета от 28.05.2002 г. N 93, регистрация в Минюсте России 16,05.2002 г. N 3439), Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 г. N 139 "О массовой иммунизации населения против дифтерии" постановляю:

    1. Рекомендовать главам муниципальных образований городов и районов области оказывать содействие учреждениям здравоохранения в организации и проведении массовой иммунизации населения против дифтерии, обратив особое внимание на обеспечение прививками неработающих и лиц без определенного места жительства, привлекая, при необходимости, в помощь медицинским работникам сотрудников управления внутренних дел.

    См. Методические указания МУ 3.3.1252-03 "Тактика иммунизации взрослого населения против дифтерии", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 30 марта 2003 г.

    2. Предложить начальнику главного управления здравоохранения области Естефееву В.М.:

    2.1. Принять дополнительные меры к улучшению качества диагностики дифтерийной инфекции и организации профилактических прививок в административных территориях с низким охватом прививками против дифтерии подлежащих контингентов.

    2.2. Поручить главному инфекционисту области проводить служебное расследование по каждому случаю заболевания тяжелой формой дифтерии и смертельного исхода.

    2.3. Определить лабораторную базу для проведения серологических исследований сывороток крови на наличие дифтерийных и столбнячных антител у привитых лиц, заболевших дифтерией в целях верификации прививочного анамнеза в соответствии п. 5.5. СП 3.1.2.1108-02 "Профилактика дифтерии".

    3. Начальникам управлений здравоохранения городов, главным врачам ЦРБ, главным врачам областных лечебно-профилактических учреждений, начальникам территориальных отделов Территориального управления Роспотребнадзора по области:

    3.1. Обеспечить высокие, не снижаемые уровни охвата населения профилактическими прививками против дифтерии: взрослых не менее 90%, детей в возрасте 12 и 24 месяцев не менее 95%, детей в возрасте 7 и 14 лет не менее 97 - 98%.

    3.2. Осуществлять постоянный контроль за проведением исчерпывающего учета неработающего населения трудоспособного возраста, пенсионеров, инвалидов, лиц проживающих в асоциальных семьях и в общежитиях, цыганского населения, беженцев, мигрантов, медицинских работников, других групп риска и обеспечения их профилактическими прививками в установленные сроки.

    3.3. Обеспечить ежегодную подготовку врачей поликлиник, учреждений скорой и неотложной медицинской помощи, стационаров инфекционного и отолярингологического # профилей по ранней и дифференциальной диагностике всех форм дифтерии.

    3.4. Активизировать работу в средствах массовой информации по информированию населения о ситуации по дифтерии, ее профилактике, о неблагоприятном течении дифтерии у не привитых детей и взрослых.

    4. Начальникам управлений здравоохранения городов, главным врачам ЦРБ:

    4.1. Создать бригады медицинских работников для проведения массовой иммунизации работающих и служащих на промышленных предприятиях, организациях, в сельской местности, в приемниках распределителях лиц без определенного места жительства.

    4.2. Обеспечить забор и исследование крови на определение антител к дифтерии и столбняку у привитых лиц, заболевших дифтерией, с целью верификации прививочного анамнеза в соответствии п.5.5. СП 3.1.2.1108-02 "Профилактика дифтерии".

    5. Рекомендовать Управлению внутренних дел Оренбургской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Оренбургской Федеральной службе безопасности, Оренбургскому отделению филиала ЮУЖД ОАО "Российские железные дороги" обеспечить контрольные уровни охвата прививками против дифтерии обслуживаемых и подведомственных контингентов.

    6. Начальникам территориальных отделов Территориального управления Роспотребнадзора по области:

    6.1. Обеспечить организацию практических мероприятий, направленных на профилактику дифтерии и установить контроль за исполнением настоящего Постановления.

    6.2. Доложить о ходе реализации настоящего Постановления к 10 января 2006 года.

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Постановление Главного государственного санитарного врача по Оренбургской области от 2 июня 2005 г. N 4 "Об эпидобстановке по дифтерии и о ходе выполнения Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 г. N 139 "О массовой иммунизации населения против дифтерии"

    Текст постановления официально опубликован не был

    Приложение 1. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ, МЕТОДИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ВОПРОСАМ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

    1. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.93 N 5487-1.

    2. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 N 52-ФЗ.

    3. "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17.09.98 N 157-ФЗ.

    4. "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" от 18.06.01 N 77-ФЗ.

    5. "О лекарственных средствах" от 22.06.98 N 86-ФЗ.

    6. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.98 N 124-ФЗ.

    1. "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" от 15.07.99 N 825.

    2. "Об утверждении перечня поствакцинальных осложнений, вызванных профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок и профилактических прививок по эпидемическим показаниям, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий" от 02.08.99 N 885.

    3. "О порядке выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений" от 27.12.00 N 1013.

    4. "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" от 25.12.01 N 892.

    5. "О государственном контроле за медицинскими иммунобиологическими препаратами" от 18.12.95 N 1241.

    1. "О массовой иммунизации населения против дифтерии" от 09.06.03 N 139.

    2. "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 29.09.04 N 2.

    3. "О дополнительной иммунизации населения Российской Федерации" от 03.11.05 N 25.

    4. "О дополнительной иммунизации населения Российской Федерации в 2007 году" от 25.08.06 N 25.

    5. "Об иммунизации населения Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2008 г." от 05.09.2007 N 69.

    6. "Об усилении мероприятий по реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 г." от 28.08.2007 N 63.

    1. "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней. СП 3.3.2367-08".

    2. "Обеспечение безопасности иммунизации. СП 3.3.2342-08".

    3. "Профилактика полиомиелита в постсертификационный период. СП 3.1.1.2343-08".

    4. "Профилактика вирусного гепатита B. СП 3.1.1.2341-08".

    5. "Профилактика клещевого вирусного энцефалита. СП 3.1.3.2352-08".

    6. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. СП 3.1/3.2.1379-03".

    8. "Профилактика кори, краснухи, эпидемического паротита. СП 3.12.1176-02".

    9. "Профилактика коклюшной инфекции. СП 3.1.2.1320-03".

    10. "Профилактика менингококковой инфекции. СП 3.12.1321-03".

    12. "Дополнения и изменения к СП 3.1.2.1319-03. Профилактика гриппа. СП 3.1.2.1382-03".

    13. "Профилактика туберкулеза. СП 3.1.1295-03".

    14. "Профилактика столбняка. СП 3.1.1381-03".

    15. "Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов. СП 3.3.2.1248-03".

    16. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортирования, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения. СП 3.3.2.1120-02".

    17. "Изменения и дополнения 1 к СП 3.3.2.1120-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортирования, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения. СП 3.3.2.2330-08".

    18. "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. СанПиН 2.13.1375-03".

    19. "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. СанПиН 2.1.7.728-99".

    20. "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. СП 3.5.1378-03".

    1. "О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям" от 27.06.01 N 229 с изменениями (Приказы Минздравсоцразвития России от 17.01.2006 N 27 и от 11.01.2007 N 14).

    2. "О внесении изменений в Приказ Минздрава России от 27 июня 2001 г. N 229 "О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям" от 30.10.07 N 673.

    3. "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера" от 31.05.05 N 376.

    1. "Эпидемиологический надзор за дифтерийной инфекцией. МУ 3.1.1082-01".

    2. "Тактика иммунизации взрослого населения против дифтерии. МУ 3.3.1252-03".

    3. "Эпидемиологический надзор за корью, краснухой, эпидемическим паротитом. МУ 3.1.2.1177-02".

    4. "Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и острыми вялыми параличами. МУ 3.1.1.1119-02".

    5. "Мониторинг поствакцинальных осложнений и их профилактика. МУ 3.3.1.1123-02".

    6. "Расследование поствакцинальных осложнений. МУ 3.3.1879-04".

    7. "Порядок проведения профилактических прививок. МУ 3.3.1889-04".

    8. "Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок. МУ 3.3.1.1095-02".

    9. "Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад. МУ 3.3.1891-04".

    10. "Организация и проведение серологического мониторинга состояния коллективного иммунитета против "управляемых" инфекций (дифтерия, столбняк, корь, краснуха, эпидемический паротит, полиомиелит). МУ 3.1.1760-03".

    11. "Порядок обеспечения государственных и муниципальных организаций здравоохранения МИБП для проведения профилактических прививок национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям. МУ 3.3.2.1172-02".

    12. "Организация контроля за соблюдением правил хранения и транспортирования медицинских иммунобиологических препаратов. МУ 3.3.2.1121-02".

    13. "О порядке уничтожения непригодных к использованию вакцин и анатоксинов. МУ 3.3.2.1761-03".

    14. "Экономическая эффективность вакцинопрофилактики. МУ 3.3.1878-04".

    15. "Методы контроля медицинских иммунобиологических препаратов, вводимых людям. МУК 4.1/4.2.588-96".

    16. "Порядок государственного надзора за качеством медицинских иммунобиологических препаратов. МУ 3.3.2.1081-01".

    17. "Сертификация медицинских иммунобиологических препаратов. МУ 3.3.2.684-98".

    18. "Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения. МУ от 30.12.98 N МУ-287-113".

    19. "Порядок использования, сбора, хранения, транспортирования, уничтожения, утилизации (переработки) самоблокирующихся (саморазрушающихся) СР-шприцев и игл инъекционных одноразового применения. МР от 11.11.2005 N 0100/9856-05-34".

    Для борьбы с инфекционными заболеваниями вакцинация является самым эффективным средством. Кроме того, прививки экономически выгодны: при минимальных вложениях государство обеспечивает надежную защиту населения от инфекций. В странах, где вакцинация узаконена на государственном уровне, количество инфекционных заболеваний значительно ниже, чем там, где прививки не делаются.

    Иммунизация – метод индивидуальной или массовой защиты населения от инфекционных заболеваний путем создания или усиления искусственного иммунитета при помощи вакцин.

    В XVIII веке Эдвард Дженнер был первым врачом, который провел вакцинацию людей коровьей оспой, чтобы защитить их от натуральной оспы. В 1777 году он основал в Лондоне первый в мире оспопрививальный пункт. Через 100 лет Луи Пастер произвел первую успешную вакцинацию человека против бешенства.

    Сейчас же вакцинация во всём мире признана идеальным средством профилактики, сдерживания и ликвидации инфекционных заболеваний. Вакцинопрофилактика занимает приоритетное положение среди государственных мер по защите населения от эпидемий.

    Зачем нужна вакцинация и иммунопрофилактика

    Основные положения концепции вакцинопрофилактики были сформулированы в рамках Расширенной программы иммунизации, разработанной ВОЗ. В обобщенном виде основные положения концепции сводятся к следующему:

    • вакцинопрофилактика – наиболее доступный и экономичный способ снижения заболеваемости и смертности от детских инфекций;
    • каждый ребенок в любой стране имеет право на вакцинацию;
    • выраженный эффект при вакцинопрофилактике достигается только в тех случаях, когда в рамках календаря прививок иммунизируется не менее 95% детей;
    • дети с хронической патологией относятся к группе высокого риска при массовых детских инфекциях, в связи с чем, иммунизация для них должна быть обязательной;
    • в Российской Федерации Национальный календарь профилактических прививок не имеет принципиальных отличий от календарей других государств.

    Цель вакцинации

    Создание специфической невосприимчивости к инфекционному заболеванию путем имитации естественного инфекционного процесса с благоприятным исходом. Активный поствакцинальный иммунитет сохраняется в течение 5-10 лет у привитых против кори, дифтерии, столбняка, полиомиелита, или в течение нескольких месяцев у привитых против гриппа, брюшного тифа. Однако при своевременных повторных прививках он может сохраняться всю жизнь.

    Виды иммунопрофилактики

    Основных видов иммунопрофилактики два:

    • специфическая — направленная против конкретного возбудителя. Это и есть та самая прививка;
    • неспецифическая — активизация иммунной системы организма в целом. Сюда как раз и относятся правильный образ жизни, режим труда и отдыха, полноценное питание, витамины и микроэлементы.

    Специфическая иммунопрофилактика бывает:

    • активная (выработка защитных антител самим организмом в ответ на введение вакцины);
    • пассивная (введение в организм готовых антител).

    Механизм действия вакцин

    Любое чужеродное вещество, прежде всего белковой природы, – его называют антигеном, попав в организм, вызывает специфические изменения в системе иммунитета, результатом которых является выработка собственных защитных факторов – антител, цитокинов (интерферонов и других аналогичных факторов) и ряда клеток. После введения вакцины, как и после перенесения заболевания, формируется активный иммунитет, когда организм вырабатывает факторы иммунитета (антитела), помогающие ему справиться с инфекцией.

    Вырабатываемые антитела строго специфичны, то есть они нейтрализуют только тот агент, который вызвал их образование. После введения вакцины требуется время, чтобы организм успел выработать необходимые защитные факторы. Обычно для этого требуется от одной до нескольких недель.

    Впоследствии, если происходит встреча человеческого организма с возбудителем инфекционной болезни, антитела, как один из факторов иммунитета, соединяются с вторгшимися микроорганизмами и лишают их способности вызывать инфекционное заболевание.

    Благодаря клеткам памяти иммунная система способна гораздо сильнее отвечать на повторную встречу с данным антигеном. Такой вторичный ответ развивается быстрее и более эффективен, чем первичный.

    Среди микроорганизмов, против которых успешно борются при помощи прививок, могут быть вирусы (например, возбудители кори, краснухи, свинки, полиомиелита, гепатита А и В и др.) или бактерии (возбудители туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка и др.).

    Выработка специфического иммунитета может быть достигнута при однократной вакцинации (туберкулез) или при многократной (АКДС, полиомиелит, корь и так далее). Ревакцинация (повторное введение вакцины) направлена на поддержание иммунитета, выработанного предыдущими вакцинациями.

    Иммунитет, который формируется при введении вакцин, различается в зависимости от вида вакцины. В ответ на введение убитой вакцины (например, коклюшной) или обезвреженного токсина (например, дифтерийного или столбнячного) формируется нестойкий иммунитет (т. к. вакцинные микроорганизмы не размножаются в организме), поэтому, чтобы выработка антител была полноценной и продолжительной, их приходится вводить повторно. Живые ослабленные вакцины (против туберкулеза, кори, паротита, полиомиелита, краснухи) действуют иначе: вакцинные микроорганизмы размножаются в организме, вызывая очень легкую, большей частью незаметную инфекцию, в ответ на которую вырабатывается стойкий, часто пожизненный иммунитет, то есть невосприимчивость.

    К чему приведет отказ от иммунизации

    Административные последствия отказа от вакцинации:

    • при карантине и эпидемии (или угрозе эпидемии) Вам могут временно отказать в приеме в учебное или оздоровительное учреждение (пока не пройдет риск заражения);
    • вам могут запретить въезд в страны, пребывание в которых, в соответствии с международными медико-санитарными правилами, либо международными договорами Российской Федерации, требует конкретных профилактических прививок;
    • вам могут отказать в приеме на работу, детское дошкольное учреждение или отстранить от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

    Все инфекции, профилактические прививки против которых включены в Национальный календарь, несут прямую угрозу жизни и здоровью. Как только прекращается иммунизация или снижается ее объем, происходит активизация длительно не регистрировавшихся или регистрировавшихся на низком (спорадическом) уровне инфекций. Причины, которые привели к отмене или ограничению иммунизации были различны, но результат один – подъем заболеваемости, перерастающий в ряде случаев в эпидемии.

    И таких печальных примеров имеется достаточно:

    - начиная с конца 90-х гг. прошлого века в России произошло резкое ухудшение эпидемической обстановки по дифтерии, когда заболеваемость в 1993г. возросла по сравнению с таковой в 80-е гг. в 20 раз, а в 1994 г. – в 54 раза (зарегистрировано почти 40 тысяч случаев заболевания). Если в 80-е годы, на всей территории Советского Союза, в основном в Средней Азии, регистрировалось всего порядка 200 случаев дифтерии, то уже в 1994г. только в Москве умерли 155 человек, в том числе 19 детей. Ситуация по дифтерии начала выправляться только сейчас;

    - основной причиной возникновения эпидемии дифтерии явились серьезные недостатки в организации и проведении иммунизации населения, массовая и агрессивная кампания в средствах массовой информации о вреде прививок, низкая информированность населения о последствиях отказа от прививок и, как следствие этого, низкий уровень коллективного иммунитета;

    - в те же годы во время правления в Чечне Дудаева были запрещены все прививки. Следствием этого стала эпидемия полиомиелита с вовлечением 156 детей, ставших инвалидами и в 6 случаев смерти;

    - аналогичная ситуация возникла летом 2003г. в Нигерии, где появилось мощное противодействие кампании по вакцинации против полиомиелита, проводимой ВОЗ. Распространение слухов среди населения, что вакцина является опасной, содержит ВИЧ и гормоны, которые сделают мусульманских женщин бесплодными, привели к задержке завершения вакцинации на 11 месяцев. Через 1 год заболевание распространилось на 10 соседних стран, считавшихся свободными от полиомиелита. Результат – более 700 детей стали инвалидами и в 4 странах, где полиомиелит был ликвидирован, он вновь стал эндемичным заболеванием;

    - точно также в Великобритании еще в 70-х годах прошлого столетия охват вакцинацией против коклюша упал с 79 до 31% благодаря широкой циркуляции слухов о якобы имеющейся связи вакцинации с тяжелой энцефалопатией. Следствием стало более 5 000 случаев госпитализации, тяжелой пневмонии, судорожных конвульсий, 28 случаев смерти. В результате тщательного расследования связь вакцинации против коклюша с энцефалопатией не подтвердилась. Аналогичные события происходили в Швеции, Японии, Германии.

    Эти отдельные примеры (а их гораздо больше) четко показывают зависимость заболеваемости управляемыми инфекциями от уровня вакцинируемых, охвата прививками. Поэтому даже на фоне небольшой заболеваемости надо проводить систематическую вакцинацию 95% детей. Это тот критический уровень, который позволяет обеспечивать безопасность каждого из нас и каждого нашего ребенка.

  • Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции