Первые шаги трубача чумов ноты

5 Итоговая аттестация - экзамен. Проводится в выпускных классах в мае месяце и определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Важнейшими принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: - систематичность - учет индивидуальных особенностей учащегося - коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся). В школе применяются следующие системы оценок успеваемости учащихся: 1. Дифференцированная система оценок - пятибалльная. 2. Зачетная (недифференцированная) система оценок (зачет, незачет). Основными критериями оценок учащихся во время его выступлений на промежуточной и итоговой аттестации является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, техническая подготовленность. При выставлении оценок учитывается так же характеристика учащегося, данная преподавателем в его индивидуальном плане. Дополнительные сведения о формах и методах работы с учеником в классе преподаватели могут получить в специальной методической литературе (см. список методической литературы в конце программы). Учебно-тематический план семилетний курс обучения по классу трубы Наименование разделов и тем Количество часов ПЕРВЫЙ КЛАСС Первое полугодие 32 часа 1. Знакомство с инструментом, его историей, устройством, 1 правилами ухода за ним 2. Постановка исполнительского аппарата и дыхания. Приемы звукоизвлечения на трубе или корнете 3. Изучение нотной записи в скрипичном ключе 1. Изучение натурального звукоряда в пределах октавы 3 5. Изучение гамм мажорных и минорных до 1 знака, трезвучия и их обращения этюда и упражнений разнохарактерных пьес Контрольный урок 1

7 3. Изучение мажорных и минорных гамм до трех знаков, 6 трезвучий и их обращений в 1-2 октавы. -5 этюдов и упражнений на различные виды техники разнохарактерных пьес, 1-2 ансамбля Чтение нот с листа и изучение оркестровых партий 2 7. Технический зачет 1 8. Контрольный урок 1 Второе полугодие 36 часов 1. Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата, дыхания учащегося и навыков координации работы языка, губ, пальцев. Расширение диапазона звучания трубы 2. Отработка мажорных и минорных гамм до трех знаков, трезвучий и их обращение в 1-2 октавы этюдов и упражнений на различные виды техники разнохарактерных пьес, 1-2 ансамбля Чтение нот с листа и изучение оркестровых партий 2 6. Академический зачет 1 ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС Первое полугодие 32 часа 1. Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата, дыхания учащегося и навыков координации работы языка, губ, пальцев 2. Расширение диапазона звучания трубы. Знакомство со вспомогательной аппликатурой 3. Из>шение мажорных и минорных гамм до четырех знаков, 6 трезвучий и их обращений, доминантсептаккорда и уменьшенного вводного септаккорда в 1-2 октавы. Изучение хроматической гаммы. 5-6 этюдов и упражнений на различные виды техники разнохарактерных пьес, в том числе одно 9 произведение крупной формы 6. Чтение нот с листа, 1-2 ансамбля и изучение оркестровых 1 партий 7. Технический зачет 1 8. Контрольный урок 1 Второе полугодие 1. Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата, дыхания учащегося и навыков координации работы языка, губ, пальцев. 36 часов

8 2. Отработка мажорных и минорных гамм до четырех знаков, трезвучий и их обращение, доминантсептаккорда и уменьшенного вводного септаккорда в 1-2 октавы этюдов и упражнений на различные виды техники разнохарактерных пьес, в том числе одно 13 произведение крупной формы 5. Чтение нот с листа, 1-2 ансамбля и изучение оркестровых 6 партий 6. Академический зачет 1 ПЯТЫЙ КЛАСС Первое полугодие 32 часа 1. Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата, дыхания учащегося и навыков координации работы языка, губ, пальцев 2. Повторение всех пройденных гамм, тонических трезвучий, доминантсептаккордов и уменьшенных вводных септаккордов и их обращений этюдов и упражнений на различные виды техники разнохарактерных пьес, в том числе одно 9 произведение крупной формы 5. Чтение нот с листа, 1-2 ансамбля и изучение оркестровых 5 партий 6. Технический зачет 1 7. Контрольный урок 1 Второе полугодие 36 часов 1. Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата, дыхания учащегося и навыков координации работы языка, губ, пальцев. Расширение диапазона звучания трубы 2. Закрепление всех пройденных гамм, тонических трезвучий, доминантсептаккордов и уменьшенных вводных септаккордов и их обращений этюдов и упражнений на различные виды техники разнохарактерных пьес, в том числе одно 1 произведение крупной формы 5. Чтение нот с листа, 1-2 ансамбля и изучение оркестровых 5 партий 6. Академический зачет 1

11 И.С.Бах. Пьеса И. Брамс. Колыбельная А. Гедике. Русская песня A. Диабелли. Анданте B. Калинников. Тень-тень В. Калинников. Журавель Р. Кросс. Коломбина Ж. Оффенбах. Галоп И. Потоловский. Охотник Н. Римский-Корсаков. Ладушки Л. Сигал. Первые шаги Л. Сигал. Напев П. Чайковский. Старинная французская песня П. Чайковский. Зима проходит П. Чайковский. Шарманщик поет Т. Чудова. Зайка Т.Чудова. Барыня Т. Чудова. Золотой петушок Т. Чудова. Дятел Т. Чудова. Праздник Примеры программ переводного зачета I вариант П. Чайковский. Старинная французская песенка. И.С.Бах. Менуэт II вариант В. Калинников. Журавель Ж.Оффенбах. Г алоп III вариант И. Брамс. Колыбельная И.С.Бах. Пьеса Мажорные и минорные гаммы 8-10-этюдов 6-8 пьес II класс Годовые требования

15 Примерный репертуарный список Ежедневные упражнения Ж. Арбан. Школа игры на трубе/ Разделы: Гаммы диатонические мажорные, минорные, хроматические Ч. Колин. Школа игры на трубе, ч. 3 А. Митронов. Школа игры на трубе, ч. 2 М. Табаков. Первоначальная прогрессивная школа для трубы, ч. Ю. Усов. Школа игры на трубе A. Ян-Борисов. Ежедневные упражнения для трубы, ч. Гаммы: до четырех знаков Этюды Ж. Арбан. 12 разнообразных мелодических этюдов B. Вурм. 5 этюдов для трубы А. Иогансон. Этюды для трубы Пьесы Ю. Усов. Хрестоматия для трубы для старших классов ДМШ И.С. Бах. Сицилиана Б. Краггез. Колыбельная Р. Глиэр. Вальс М. Глинка. Северная звезда Э. Григ. Маленький Астрид Ш. Гуно. Серенада Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя Г. Свиридов. Спокойная ночь Д. Скарлатти. Соната 17 Д. Тартини. Ларго и Аллегро П. Чайковский. Юмореска Ф. Шопен. Этюд Н. Власов. Золотая труба: Школа для трубы, ч. II Л. Бетховен. Романс Г. Гендель. Пассакалия X. Глюк. Мелодия Ф. Госсек. Гавот Б. Марчелло. Аллегро из сонаты 3 B. Моцарт. Рондо C. Рахманинов. Русская песня С. Рахманинов. Слава И. Фиокко. Аллегро Г. Форе. Пробуждение Ф. Шуберт. Ave Maria

16 Д. Тартини. Ларго Д. Тартини. Аллегро X. Глюк. Мелодия П. Чайковский. Юмореска Примеры программ переводного зачета I вариант Р. Глиэр. Вальс Б. Марчелло. Аллегро из Сонаты 3 II вариант III вариант Мажорные и минорные гаммы 8-10 упражнений и этюдов 6-8 пьес V класс Г одовые требования Примерный репертуарный список Ежедневные упражнения Ж. Арбан. Школа игры на трубе/разделы: Двойное, тройное стаккато. Губные трели. Группетто. Трели. Мордент. Интервалы. Мажорные и минорные трезвучия. Доминантсептаккорд, уменьшенный септаккорд. Ж. Арбан. Дуэты для двух труб. Т. Докшицер. Система комплексных упражнений трубача А. Иогансон. Ежедневные упражнения Ч. Колин. Школа игры на трубе, ч. X. Кларк. Школа игры на трубе. А. Митронов. Школа игры на трубе, ч. 2 М. Табаков. Первоначальная прогрессивная школа для трубы, ч. Ю. Усов. Школа игры на трубе. А. Ян-Борисов. Ежедневные упражнения для трубы, ч. 5 Гаммы: до пяти знаков В. Бранд. 3 этюда В. Вурм. 62 этюда Этюды

20 И. С. Бах. Сицилиана М. Глинка. Рыцарский романс Примеры программ переводного зачета I вариант II вариант П. Чайковский. Колыбельная песнь в бурю В. Щелоков. Баллада III вариант Р. Валентини. Соната соль минор, часть В. Калинников. Грустная песня мажорные и минорные гаммы 8-10 упражнений и этюдов 6-8 пьес VII класс Годовые требования Примерный репертуарный список Ежедневные упражнения Ж. Арбан. Школа игры на трубе. Разделы: каденции. Форпшаг с двумя, тремя нотами. Коротки форшлаг, триоли, шестнадцатые ноты. Т. Докшицер. Система комплексных упражнений трубача. А. Митронов. Школа игры на трубе, ч. 2 М. Табаков. Первоначальная прогрессивная школы для трубы, часть Ю. Усов. Школа игры на трубе. С. Баласанян. Этюды и упражнения А. Ян-Борисов. Ежедневные упражнения для трубы, 5 часть Гаммы: до 7 знаков В. Брандт. 3 этюда В. Вурм. 62 этюда 31-0 Этюды

22 в процессе обучения преподаватель должен решить ряд технологических, музыкально-художественных и воспитательных задач: - технологические: сформировать губные и лицевые мышцы, организовать действие языка, развить в дыхательном аппарате ощугцение опоры воздуха, добиться устойчивого звучания инструмента, чистого по интонации, полного и яркого по тембру, разнообразного по громкости, овладеть основными штрихами. - музыкально-художественные: развить музыкально-слуховые представления, умение воспринимать и передавать жанровые особенности песни, танца, марша, образное мышление, умение настраивать на образы исполняемого произведения при игре наизусть. Совершенствовать навыки игры в ансамбле с фортепиано и с другими инструментами. Развить умение слушать одновременно несколько музыкальных планов произведения. - воспитательные: воспитать заинтересованное, целостное отношение учап];егося к музыкальному произведению, правила поведения при выступлениях на различных концертах и конкурсах. Для активации учебного процесса следует организовывать классные выступления учап;ихся, концерты для родителей, принимать участие в концертах отдела духовых и ударных инструментов и школы. Полезно устраивать совместные прослушивания записей с концертов знаменитых хороших исполнителей с последующим обсуждением, а также посещать концертные залы, слущая живое звучание музыки. Виды учебно-воспитательной работы с учащимися: - индивидуальные занятия по каждой теме; - посещение учащимися и преподавателями концертов, оперных и балетных постановок, в исполнении известных артистов и музыкантов; - прослущивание выступлений выдающихся музыкантов на видео или в аудиозаписи вместе с учениками; - концерты студентов ВУЗов и ССУЗов в концертных залах школы для учащихся; - тематические концерты учащихся и преподавателей в щколе; - повыщение преподавателями уровня квалификации на курсах, педагогических чтениях; - сотрудничество с преподавателями других отделов в проведении мероприятий; - участие в окруж)зых и городских концертах; - сотрудничество с преподавателями округа для проведения совместных мероприятий; - сотрудничество с родителями в подготовке и проведении мероприятий класса и школы; - отчетный концерт отдела; - участие в конкурсах и фестивалях; - подведение итогов на зачетах и экзаменах.

24 8. О. П. Белофастов. Учебный репертуар ДМШ, ч. 1, Киев, Музыка Украины, О. П. Белофастов. Учебный репертуар ДМШ, ч., Киев, Музыка Украины, О. П. Белофастов. Учебный репертуар ДМШ, ч. 5, Киев, Музыка Украины, Ю. Литовко. Маленький трубач. С.-П. Союз художников, Л. Чумов. Нотная папка трубача. М. Дека-ВС, Ю. Усов. Техника современного трубача. М. Советский композитор, Ж. Арбан. Школа игры на трубе. М. 195, М. 196, М С. Баласанян. Школа игры на трубе. М С. Баласанян. Школа игры на трубе. М И. Кобец. Начальная школа игры на трубе. Киев, А. Митронов. Школа для трубы. М.-Л., С. Прокофьев. Практическое пособие игры на трубе. Л М. Табаков. Первоначальная прогрессивная школа для трубы, ч. 1. М М. Табаков. Первоначальная прогрессивная школа для трубы, ч. 2. М М. Табаков. Первоначальная прогрессивная школа для трубы, ч. 3, М Ю. Усов. Школа игры на трубе. М Л. Чумов. Школа начального обучения игры на трубе. М П. Волоцкой. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы, ч. 1: 1-3 классы ДМШ. М П. Волоцкой. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы, ч. 2: -5 классы ДМШ. М Ю. Усов. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. 1-2 классы ДМШ. М., 1973, Р. Гехт. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы, ч. 1, 29. Ю. Усов. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Старшие классы ДМШ. М., Ю. Усов. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. 1-3 классы ДМШ. М С. Баласанян. Избранные этюды для трубы. М., С. Баласанян. Этюды для трубы, тетр. I, М., М. Вурм. Избранные этюды (62) для трубы. М., Л. Чумов. Легкие этюды и упражнения для трубы. М Зарубежные классики. Сборник легких пьес. М., 1959

27 Итоговая аттестация - экзамен. Проводится в выпускных классах в мае месяце и определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Важнейшими принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: - систематичность - учет индивидуальных особенностей учащегося - коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся). В школе применяются следующие системы оценок успеваемости учащихся: 1. Дифференцированная система оценок - пятибалльная. 2. Зачетная (недифференцированная) система оценок (зачет, незачет). Основными критериями оценок учащихся во время его выступлений на промежуточной и итоговой аттестации является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, техническая подготовленность. При выставлении оценок учитывается так же характеристика >шащегося, данная преподавателем в его индивидуальном плане. Дополнительные сведения о формах и методах работы с учеником в классе преподаватели могут получить в специальной методической литературе (см. список методической литературы в конце программы). Учебно-тематический план пятилетний курс обучения по классу трубы Наименование разделов и тем Количество часов ПЕРВЫЙ КЛАСС Первое полугодие 32 часа 1. Знакомство с инструментом, его историей, устройством, 1 правилами ухода за ним 2. Постановка исполнительского аппарата и дыхания. Приемы звукоизвлечения на трубе 3. Из)шение нотной записи в скрипичном ключе 1. Изучение натурального звукоряда в пределах октавы 3 5. Изучение гамм мажорных и минорных до одного знака, трезв>шия и их обращения этюда и упражнений разнохарактерных пьес Контрольный урок 1

29 3. Изучение мажорных и минорных гамм до трех знаков, 6 трезвучий и их обращений в 1-2 октавы. -5 этюдов и упражнений на различные виды техники разнохарактерных пьес, 1-2 ансамбля Чтение нот с листа и изучение оркестровых партий 2 7. Технический зачет 1 8. Контрольный урок 1 Второе полугодие 36 часов 1. Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата, дыхания учащегося и навыков координации работы языка, губ, пальцев. Расширение диапазона звучания трубы 2. Отработка мажорных и минорных гамм до трех знаков, трезвучий и их обращение в 1-2 октавы этюдов и упражнений на различные виды техники разнохарактерных пьес, 1-2 ансамбля Чтение нот с листа и изучение оркестровых партий 2 6. Академический зачет 1 ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС Первое полугодие 32 часа 1. Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата, дыхания учащегося и навыков координации работы языка, губ, пальцев 2. Расширение диапазона звучания трубы. Знакомство со вспомогательной аппликатурой 3. Изучение мажорных и минорных гамм до четырех знаков, 6 трезвучий и их обращений, доминантсептаккорда и уменьшенного вводного септаккорда в 1-2 октавы. Изучение хроматической гаммы. 5-6 этюдов и упражнений на различные виды техники разнохарактерных пьес, в том числе одно 9 произведение крупной формы 6. Чтение нот с листа, 1-2 ансамбля и изучение оркестровых 1 партий 7. Технический зачет 1 8. Контрольный урок 1 Второе полугодие 1. Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата, дыхания учащегося и навыков координации работы языка, губ, пальцев. 36 часов

30 2. Отработка мажорных и минорных гамм до четырех знаков, трезвучий и их обращение, доминантсептаккорда и уменьшенного вводного септаккорда в 1-2 октавы этюдов и упражнений на различные виды техники разнохарактерных пьес, в том числе одно 13 произведение крупной формы 5. Чтение нот с листа, 1-2 ансамбля и изучение оркестровых 6 партий 6. Академический зачет 1 ПЯТЫЙ КЛАСС Первое полугодие 32 часа 1. Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата, дыхания учащегося и навыков координации работы языка, губ, пальцев 2. Повторение всех пройденных гамм, тонических трезвучий, доминантсептаккордов и уменьшенных вводных септаккордов и их обращений этюдов и упражнений на различные виды техники разнохарактерных пьес, в том числе одно 9 произведение крупной формы 5. Чтение нот с листа, 1-2 ансамбля и изучение оркестровых 5 партий 6. Технический зачет 1 7. Контрольный урок 1 Второе полугодие 36 часов 1. Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата, дыхания учащегося и навыков координации работы языка, губ, пальцев. Расширение диапазона звучания трубы 2. Закрепление всех пройденных гамм, тонических трезвучий, доминантсептаккордов и з^еньшенных вводных септаккордов и их обращений этюдов и упражнений на различные виды техники разнохарактерных пьес, в том числе одно 1 произведение крупной формы 5. Чтение нот с листа, 1-2 ансамбля и изучение оркестровых 5 партий 6. Выпускной экзамен 1

33 Примеры программ переводного зачета I вариант П. Чайковский. Старинная французская песенка. И.С.Бах. Менуэт В. Калинников. Журавель Ж.Оффенбах. Галоп И. Брамс. Колыбельная И.С.Бах. Пьеса Мажорные и минорные гаммы 8-10-этюдов 6-8 пьес II вариант III вариант II класс Г одовые требования Примерный репертуарный список Ежедневные упражнения Ж. Арбат. Школа игры на трубе (первые упражнения) Ч. Колин. Школа игры на трубе, ч. 1 А. Митронов. Школа игры на трубе, ч.1 М. Табаков. Первоначальная прогрессивная школа трубы, ч. 2 Ю. Усов. Школа игры на трубе Л. Чумов. Первые шаги трубача А. Ян-Борисов. Ежедневные упражнения для трубы, ч.2 Гаммы: до двух знаков Этюды А. Иогансон. Этюды для трубы Пьесы Н. Власов. Золотая труба: Школа для трубы, ч. 1 Л. Бетховен. Контрданс Дж. Бонончини. Рондо А. Варламов. Красный сарафан

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции