Папа климент 6 и чума


Роже оказывал покровительство франц. кор. Филипп VI Валуа (1328-1350); по поручению короля прелат выполнял различные дипломатические миссии. В 1328 г. он отправился в Англию, чтобы добиться от кор. Эдуарда III принесения оммажа новому франц. монарху за герц-ство Аквитания, сюзереном к-рого являлся король Франции. Будучи членом королевского совета, Роже высказался за конфискацию доходов герц-ства Аквитания (и сам руководил ею в 1328), пока англ. король не принесет оммаж. Видимо, в это же время он был назначен в следственную палату Парижского парламента, высшей судебной инстанции Французского королевства (следственная палата готовила дела для последующих судебных разбирательств). При поддержке кард. Пьера де Мортмара Роже был назначен на епископскую кафедру Арраса (3 дек. 1328), через год занял архиепископскую кафедру Санса (24 нояб. 1329), еще через год стал архиепископом Руана (14 дек. 1330).

После смерти папы Бенедикта XII франц. кор. Филипп VI отправил своего наследника Нормандского герц. Иоанна (впосл. франц. кор. Иоанн II Добрый) в Авиньон, чтобы способствовать избранию кард. П. Роже на Папский престол. Однако на продолжавшемся 4 дня конклаве единогласно и без вмешательства герцога Роже был избран папой. На папской коронации 19 мая 1342 г. присутствовали влиятельные франц. сеньоры - герцоги Нормандии, Бургундии и др. Тиара нового понтифика была украшена большим алмазом. Последовавший за торжественной церемонией банкет поразил современников богатством и разнообразием блюд; на его организацию было потрачено свыше 14 тыс. флоринов.


Во время Столетней войны (1337-1453) К. проводил профранц. политику и щедро помогал франц. монарху. Папа способствовал заключению перемирий между франц. и англ. королями (1343, 1347), а также соглашению между кор. Филиппом VI и Умбертом II, дофином Вьеннским, о покупке короной его владений. В 1349 г. дофин окончательно отказался от своих владений в пользу франц. короля. Отношения с англ. кор. Эдуардом III осложнялись спорами из-за раздачи бенефициев (король, желая видеть на церковных кафедрах своих ставленников и постоянно противясь вмешательству, по его мнению, понтифика в дела католич. Церкви в Англии, в июне 1343 объявил пожалование бенефициев королевской прерогативой) и уплаты пожертвований в пользу Папской курии, которые к тому же нередко шли на поддержку франц. короля.


Опасаясь чрезмерного усиления претендовавшего на неаполитанский трон венг. кор. Людовика (Лайоша) I и объединения 2 королевств под властью одной династии, К., как сюзерен (король Неаполя был вассалом папы Римского), в этой борьбе поддержал Джованну I, внучку Роберта Анжуйского, кор. Неаполя и гр. Прованса, и его единственную наследницу. В 1344 г. папа Римский дал согласие на брак Джованны и брата венг. короля Андрея (Андраша), герц. Калабрии; понтифик разрешил короновать их королевой и королем Неаполя при условии, что после смерти Джованны королевство унаследуют их дети или Мария Анжуйская, сестра королевы. Однако в 1345 г., когда сведения о папском разрешении еще не достигли Неаполя, герц. Андрей погиб в результате заговора знати. Кор. Людовик I обвинил Джованну в убийстве брата и в нояб. 1347 г. выступил в поход на Неаполь. Джованна I заключила брак со своим родственником Людовиком Тарентским; она прибыла к папскому двору в Авиньон, чтобы просить у понтифика одобрения брака и помощи в отвоевании Неаполя. К. одобрил брак и инициировал переговоры между представителями венг. короля и Джованны. К. также создал комиссию для расследования убийства герц. Андрея; в результате работы комиссии Джованна была оправдана. В обмен на эти услуги Джованна продала папе г. Авиньон за 80 тыс. флоринов (9 июня 1348); имп. Карл IV, вассалом к-рого являлся граф Прованса, одобрил сделку и освободил понтифика от оммажа и службы за эту землю. Кор. Людовик I прервал переговоры с К. и после победы над войском Людовика Тарентского (янв. 1348) вступил в Неаполь. Однако из-за эпидемии чумы и недовольства жителей города королю пришлось покинуть Италию. После возвращения Джованны в Неаполь К. способствовал заключению перемирия с королем Венгрии; в 1352 г. был подписан мирный договор. Перед коронацией (27 мая 1352) Людовик Тарентский подтвердил сюзеренитет Папского престола над Неаполитанским королевством.

К. продолжил политику своих предшественников в отношении имп. Людовика Баварского, к-рый в 1328 г. был коронован в Риме без согласия папы Иоанна XXII. К. подчеркивал, что коронация императора, не получившего одобрения Римского понтифика, не была легитимной. Враждебному отношению К. к Людовику Баварскому способствовала также проангл. позиция императора в начале Столетней войны. Людовик Баварский даже назначил Эдуарда III имп. викарием с правом сбора войск, чеканки монеты и судебными функциями. К. поддерживал основного соперника Людовика Баварского - кор. Чехии Иоанна Люксембургского (1310-1346), с к-рым он был хорошо знаком еще со времени пребывания при дворе франц. короля. К. подтвердил отлучение Людовика Баварского от Церкви (1343) и в 1346 г. инициировал избрание герм. королем кор. Чехии Карла IV, наставником к-рого он являлся при франц. дворе. После смерти Людовика Баварского герм. знать признала Карла IV королем; в 1349 г. он был повторно избран и вскоре коронован в Ахене.

В 1344 г. К. организовал Свящ. лигу (в нее вошли Венеция, Кипр и орден госпитальеров) для борьбы с тур. пиратами, действия к-рых угрожали морским путям в Средиземноморье. Однако единственным успехом лиги стало взятие 28 окт. 1344 г. Смирны (ныне Измир). В 1349 г. отправил письмо литов. кн. Кейстуту, брату и соправителю вел. кн. Ольгерда, о возможности принять крещение и о христианизации Великого княжества Литовского. В том же году папа писал архиепископу Гнезно о необходимости отправить в Литву католич. миссионеров.


Для понтификата К. была характерна централизация в управлении и финансах католич. Церкви; папа утверждал, что распределение бенефициев и контроль над доходами Церкви являются прерогативами Римской курии. Недовольство современников вызывала проводившаяся папой политика непотизма: из ок. 30 назначенных К. кардиналов 2/3 были французами, а половина из них являлись родственниками папы, в т. ч. Пьер Роже де Бофор (впосл. папа Григорий XI).

Огромные расходы на содержание папского двора и на политическую деятельность (прежде всего субсидии франц. королю) привели к усилению налогового гнета в Папском гос-ве и увеличению выплат в Римскую курию. Сторонники возвращения папы в Рим, гл. обр. итальянцы (в т. ч. Петрарка), критиковали К., пожелавшего перестроить резиденцию в Авиньоне. Противники папы (францисканец Уильям Оккам, католич. св. Биргитта Шведская и др.) осуждали его политическую позицию, попытки сосредоточить церковные доходы в распоряжении Римской курии (это привело к разрастанию бюрократического аппарата курии), покровительство, к-рое понтифик оказывал французам в ущерб итальянцам и представителям др. народов. К. обвиняли не только в пристрастии к роскоши, но и в содержании любовниц и незаконнорожденных детей (эти обвинения не были подтверждены).

Чума, бушевавшая в Европе, многим казалась гневом божьим и началом Апокалипсиса. Церковь легко нашла объяснение болезни и даже воспользовалась ситуацией.

Европа XIV века: приход чумы

Прибыв с Востока, чума, которую прозвали черной смертью, застала Европу не в самом крепком состоянии. Старый Свет всё ещё пребывал в состоянии феодальной раздробленности, что подразумевало бесконечные распри, интриги и непрекращающиеся войны.


Сама же папская власть всё более стала походить на монархию. Епископы и аббаты больше не избирались местным духовенством, они назначались сверху. Церковь постепенно обрастала необходимыми каждому государству институтами, а бюрократическое влияние папства было таково, что папы контролировали все сферы жизни церкви. Из-за возросших доходов пришлось создать центральный финансовый орган папской администрации, одними из методов пополнения казны которого стала продажа индульгенций, торговля церковными должностями, сборы крестоносной десятины, а также налог, под который попадали лица, имеющие право на получение дохода с церковной должности. И значительная, если не большая, часть этих доходов шла на содержание папского дворца.


Тяжелая ноша быть папой в столь непростое время выпала Клименту VI, человеку, оставившему о себе крайне противоречивые воспоминания.


Климент VI

Климент VI (в миру Пьер Роже) был избран папой в 1342 году. Период его правления связан со временем сильного влияния французов на папскую власть. Большинство кардиналов, а зачастую и сами папы, были французами. Практически все духовные должности приближенных папы были отданы его родственникам. Конечно же, политика папского государства в этой ситуации естественным образом была направлена в пользу Франции.

Папа Климент VI остался в истории как покровитель искусств, страстный любитель музыки. Он старался сделать Авиньон столицей искусств, обогатить его культурное наследие.

Холокост евреев

Чума вызвала панику. Люди не знали, как бороться с напастью, не знали даже природы болезни. Не было научных обоснований недуга, но активно распространялись мистические версии. Доходило до жутких крайностей: люди, веря, что от чумы можно избавиться посредством передачи её другому, приходили на многолюдные рынки и пытались подловить случайных прохожих.

В поисках виновных во всех бедах общественность обрушила свой гнев на евреев, которых называли проклятым народом за убийство Христа. К сожалению, такая точка зрения была крайне удобна всем, и вскоре во многих европейских городах зажглись костры. Имущество евреев разграбляли, а их самих убивали. Только за год чумы в Италии и Германии было уничтожено около 350 еврейских общин.



Флагеллантство

Сторонники движения полагали, что люди заслужили гнев божий как кару за разврат и коррумпированность церкви. Спасение было в отречении от бренного мира и ежедневных молитвах с самобичеванием. Флагелланты верили, что намеренное причинение себе боли разжалобит бога и, увидев их страдания, он оградит их от болезни или поможет излечиться.

Церковь поначалу терпеливо относилась к флагеллантам, но после быстрого распространения нового учения по всей Европе начала активную борьбу с её адептами. Климент VI выпустил буллу, клеймившую всех последователей флагеллантства распространителями ереси.


Юбилей Рождества Христова

В 1350 году Климент объявил юбилей церкви, который раньше праздновался раз в сто лет. Определенные причины, в том числе и экономические (недостаток денег в казне) вынудили Климента VI принять решение о праздновании этого юбилея раз в 50 лет. Вместе с юбилеем понтифик объявил, что каждый, кто умрет от чумы в паломничестве на пути в Рим или возвращаясь домой, обязательно попадет в рай. Это вызвало ажиотаж, и на Рождество Христово в Риме собралось около 1.5 млн человек, к которым позже на Святую Троицу добавился ещё миллион.

Люди шли в Рим в наивной надежде обрести спасение души или хотя бы защиту от чумы. Улицы города в святой праздник омрачились ужасающей картиной: сотни, чуть ли не тысячи трупов, больных, ищущих спасения у папы людей.



Папы Климента VI в этот момент и близко не было в Риме. Он ещё в начале эпидемии по совету своих врачей заперся в Авиньонском дворце, окруженный факелами. Позже, правда, Папа скептически отнесется к последней практике (хотя тепло от факелов отпугивало вшей, что не давало активно распространяться чуме). Несмотря на то, что Климент VI был человеком образованным и имел высший духовный сан, он отдавал должное и языческим поверьям: на руке он носил особый изумруд, который, будучи повернутым к югу, якобы ослаблял действие чумного яда, а будучи повернутым к востоку, уменьшал опасность заражения.

А Рим, между тем, переполнялся трупами и… деньгами. В церковь поступили немыслимые по тем временам пожертвования. Люди ради спасения жизни отдавали всё, что было. Церкви удалось собрать 17 млн флоринов (для сравнения: Климент VI полностью выкупил Авиньон всего за 80 тыс. флоринов).


Справедливости ради необходимо отметить, что в Авиньоне Климент VI серьёзно занимался проблемой чумы, пытался найти лекарство, помогал больным, курировал их лечение. Однажды ему даже пришлось освятить реку, в которую позже начали сбрасывать трупы.

В 1350-е чума постепенно начала уходить из Европы. Вскоре за ней последовал и Климент VI. В 1352 году он скончался от многочисленных болезней: от камней в почках до опухоли, которая переросла в абсцесс с лихорадкой. После себя он оставил церковь в не самом лучшем положении, хотя последней ещё только предстояло пережить свои главные потрясения.


папство начало 7 мая 1342 папство закончился 6 декабря 1352 предок Бенедикт XII правопреемник Иннокентий VI заказы освящение 1329 Создано кардинальное 18 декабря 1338
по Бенедикту XII Персональные данные Имя при рождении Пьер Роже Родившийся 1291
Maumont, Розье-д'Эглетон , Лимузен , Королевство Франция умер 6 декабря 1352 (1352-12-06) ( в возрасте 60-61)
Авиньон , Папский Другой пап по имени Климент

Климент VI ( Latin : Clemens VI ; 1291 - 6 декабря 1352), родился Пьер Роже , был папой от 7 мая 1342 до его смерти в 1352 году он был четвертым Авиньон папой . Климент царствовал во время первого посещения в Черной смерти (1348-1350), в ходе которого он дал прощение грехов всем , кто умер от чумы.

Роджер стойко сопротивлялся временные ущемления церковной юрисдикции Церкви и, как Климент VI, укоренившееся французское господство церкви и открыл свою казну , чтобы усилить царскую пышность папства. Он нанял композитор и теоретик музыки для своего двора, включая рисунки , связанные с тогдашним инновационной Ars Nova стиле Франции и стран Бенилюкса . Его кумовство в конечном счете отражены в 44 статуй родственников , которые окружали его саркофаг.

содержание

Ранний период жизни

Пьер Роже (также пишется Рогир и Rosiers) родился в шато в Maumont , сегодня часть коммуны Розье-д'Эглетон , Corrèze , в Лимузен , Франция, сын владыки Maumont-Розье-д'Эглетон. У него был старший брат, Гийом, который женился три раза и имел тринадцать детей; и младший брат Гуго, который стал кардинал Жрец Сан Лоренцо в Дамазо и кто мог бы стать папой в 1362 году Пьер также было две сестры: Дельфина, вышедшая замуж за Жака де Бесс; и Alienor, который женился Жак - де - ла Jugie. Его брат Гийом стал сеньором де Chambon, благодаря приданое его жены, и, с пользой влияния своего папского брата на короля Филиппа VI, стал виконт де Бофор.

Роджер вошел в порядок бенедиктинского как мальчик в 1301 году , в монастыре Ла - Шез-Дье в епархии Клермоне в Оверни. После шести лет там, он был направлен на высшее образование епископ Ле - Пюи, Жан де Cumenis, и его собственного аббата Гуго d'Arc. В 1307 году он принял исследований в Париже в Коллеж де Сорбонны , где он вошел в Коллеж де Нарбонн. Для того, чтобы поддержать его, за то , что было поставлено его епископом и его настоятеля, он получил должность До Санкт - Пантелеимона в епархии Лимож. Летом 1323 года , после того, как Пьер изучал как богословие и каноническое право в Париже в течение шестнадцати лет, канцлер Парижа был заказан папой Иоанном XXII, по рекомендации короля Карла IV, чтобы даровать ему степень доктора богословия, стул, и лицензия для обучения. Пьер был в его тридцать первый год. Он читал лекции публично на сентенция из Питера Ломбарда , и защищал и пропагандировал произведения Фомы Аквинского . Он был потрясен Defensor Pacis из Марсилия Падуанского, и написал трактат в 1325 осуждая его принципы и защиты Папы Иоанна XXII.

Он получил Монастыря св Baudil, в зависимости от аббатства Ла Шез-Дье, 24 апреля 1324, по личному приказу папы Иоанна XXII ; а затем, на 23 июня 1326 года он был назначен настоятелем Fécamp , королевского аббатства и одним из самых важных монастырей во Франции. Он занимал должность до 1329.

Пьер Роже был вызван в Авиньон под влиянием своего друга и покровителя кардинала Пьера де Mortemart (который был назван кардиналом 18 декабря 1327), оба из которых были близки к королю Карлу IV. К сожалению, король Карл IV умер 1 февраля 1328, последний Капетингов король Франции в прямой линии.

Как игумена Fécamp, и поэтому феодального предмет Эдуарда III, Пьер была поставлена задача в 1328 году призыва Эдуарда III Англии , чтобы воздать должное Филиппу VI Франции для герцогства Аквитании . Он не получил никакого ответа, однако, от короля Эдуарда, и был вынужден вернуться во Францию, его миссия несостоявшейся.

епископство

На 3 декабря 1328 Питер Роджер был назван епископ Арраса , и в этом качестве он стал королевским советником короля Филиппа VI. Он держал епархию Арраса только до 24 ноября 1329, менее чем через год, когда он был повышен до архиепархии Санса . Он держал архиепископство Санса в течение одного года и одного месяца до его продвижения на Престол Руана 14 декабря 1330.

В 1329 году , в то время как Пьер Роже был еще архиепископ избранный Санс, главным собрание французского духовенства состоялось в Венсенне в присутствии короля Филиппа VI (1328-1350), для решения вопросов , связанных с судебной властью церковных властей. Многие предложения были выдвинуты против церковной юрисдикции, которые были умело спорили Пьер де Cugnières (Петрус де Cugneriis). Пьер Роже сделал реплики 22 декабря 1329, от имени церковной власти.

Когда Пьер Роже стал архиепископом Руане в декабре 1330, он должен был присягнуть на верность своему феодальному сюзерену. Король Филипп VI, недавно дал его сын Жан герцогства Нормандии как цивильный и Пьер беспокоился о том, что может произойти, если кто-то, кроме члена французской королевской семьи может стать герцогом Нормандии. Поэтому он попросил король на время, чтобы рассмотреть его позицию, но король был тверд и захватил темпоральность архиепископа. Пьер был вынужден ехать в Париж, где договор был разработан, что, если кто-то, кроме члена королевской семьи стал герцогом, то архиепископ бы присягнуть непосредственно королю.

Как архиепископ Руана, Роджер был один из пэров Франции, и он был членом посольства, посланного короля Филиппа и принца Джона, в 1333 году, чтобы поклясться в их имени, чтобы взять крест и служить в крестовый поход в Святую Землю , Позже в том же году, в Париже в Пре де Clercs, король получил крест лично из рук архиепископа Роджера.

Говорят , что он был назначен на должность канцлера Франции , хотя нет никаких документальных доказательств. Самое раннее утверждение , что он был канцлер сделан Альфонсо Чакона (Ciaconius) (1530-1599).

В 1333 году , вопрос о Блаженного Видения , которые были предметом обсуждения , поскольку проповедь Папы Иоанна XXII в 1329 году , достиг серьезного этапа. Французский королевский суд слышали жалобы от разных сторон, а король и королева , наконец , решили обратиться за компетентную консультацию. Папа знал , что университет Парижа был враждебен к его идеям, и поэтому он послал Gerard Odonis, министр генерал францисканцев и доминиканский проповедник, в Париж , чтобы проповедовать взгляды Папы на публике. Король Филипп ответил на общее возмущение, вызвав Мастер теологии университета в Венсенне как раз перед Рождеством 1334, где она появилась , что было достигнуто общее согласие с Папой. Король конфиденциально сообщил Папе их мнения, но папа жестко ответил королю , что он должен прекратить одобряя мнение , которое еще не окончательно решен папа. Папа приказал архиепископ Руана, Пьер Роже, чтобы установить вид Пап в письменном виде и объяснить его к королю. Как ни странно, Пьер Роже был не на стороне Папы аргумента. Комитет, в который вошли архиепископ Роджер, богослов Пьер де ла Палю (Petrus Paludensis), канцлер Франции Гийом де Сен-Мор, архидиакон Руан Жан де Polenciac, и другие, пытались поговорить с Папой из его понятий. В начале 1334 года папа Иоанн XXII сообщил королю , что он приказал кардиналов и прелатов и докторов богословия и канонического права в Папском суде смотреть в предложениях тщательно и доложить ему о своих выводах. Иоанн XXII пытается сохранить лицо, поставив этот вопрос в руках комитета, но в конце концов, на смертном одре, он был вынужден отказаться от своего мнения, которые были официально осуждены его преемником Бенедиктом XII.

С 14 апреля 1335 г., друг и покровитель Пьером Роже, кардинал Пьер де Mortemart умерли, назвав Пьер Роже как одного из исполнителей его Завета.

В сентябре 1335 г. архиепископ Роджер провел провинциальный совет в Руане в Приората Notre-Dame-дю Пре (позже названный Bonne-Nouvelle). Двое из его епископов присутствовали, остальные четыре были представлены прокурорами. В соборе глава провинции и настоятели монастырей были также приглашены. Совет выпустил дюжину канонов, побуждая низшего духовенства быть прилежным в своих возложенных на них обязанностей. Наиболее заметный пункт был поощрение дано епископам, чтобы облегчить дело тех, кто хотел бы присоединиться к королю в крестовом походе.

Пьер Роже был создан кардинала священник от Папы Бенедикта XII (1334-1342) 18 декабря 1338, в его только консистории для создания кардиналами. Он создал шесть новых кардиналов: четыре были братии (два бенедиктинцев, цистерцианцев, и Mercedarian); один был из Римини, остальные из южной Франции. Четыре были юристами, два были богословы. Один умер , прежде чем он получил красную шапку, и был заменен другим кандидатом. Пьер Роже вошел в курию в Авиньон в первый раз на 5 мая 1339, и получил Titulus от Santi Nereo электронной Achilleo .

папство


Кардинал Наполеоне Орсини умер во время Великого поста 1342, 23 марта. Похороны состоялись в понедельник Страстной недели в францисканской церкви в Авиньоне, и похороны Проповедь проповедовал кардинал Пьер Роже. Месяц спустя, 25 апреля 1342, Папа Бенедикт XII умер в папском дворце в Авиньоне. Король Филипп VI немедленно послал своего старшего сына, принца Джона, отжать кандидатуру Пьера Роже, но он прибыл слишком поздно , чтобы иметь какой - либо эффект. Восемнадцать из девятнадцати кардиналов , собранных для Конклав избрать его преемника. Четырнадцать были французами, три были итальянскими, один был испанским. Только кардинал Бертран де Montfavez, который был болен подагрой (подагра), не смог присутствовать. Конклав начался в воскресенье, 5 май 1342, и утром во вторник, 7 мая, была достигнута договоренность. Два кардиналы написали король Эдуард III Англии 8 мая , что выборы были выполнены «без предварительного политиканства и только с Божественной инспирацией. Кардинал Пьер Роже был выбран для достижения успеха Бенедикта XII , как папы. Он был коронован в воскресенье Пятидесятницы, 19 май ., в церкви доминиканцев, самой большой церкви в Авиньоне присутствовали принц Джон Франции, герцог Нормандии. Жак, герцог Бургундии, Эмбер, Dauphin Вьенны, и многие другие кардинал Роджер выбрал тронное имя Климент VI.

С 19 мая 1344 года два новых кардиналов , которые умерли , были заменены более двух французов: провансальский Пьер Бертран , племянник кардинал Пьера Бертрана; и Николя де Бесс , еще один папский племянник.

Как и его непосредственные предшественники, Климент был посвящен Франция, и он продемонстрировал свои французские симпатии, отказавшись торжественным приглашением вернуться в Рим от людей города, а также от поэта Петрарки . Для того, чтобы успокоить римлянин, однако, Климент VI выпустил буллу Unigenitus Dei Filius на 27 января 1343, уменьшая интервал между одним Великим Юбилеем и следующий от 100 лет до 50 лет. В документе он подробно остановился впервые власть папы в использовании индульгенций . Этот документ будет впоследствии использоваться кардиналом Cajetan при рассмотрении Мартина Лютера и его 95 тезисов в суде в Аугсбурге в 1518 г. К тому времени, Unigenitus был надежно закреплен в каноническом праве, будучи добавлен в коллекции под названием Extravagantes .

Он также приобрел суверенитет Авиньоне от королевы Жанны I Неаполя в 1348 году на сумму 80000 крон.

Возможно , чувствуя давление смертности, не потеряв не менее шести кардиналов в 1348 году только папа Климент VI назначил новый кардинал 29 мая 1348, его племянник и тезка, Пьер Роже де Бофор , который еще не был восемнадцать лет. На 17 декабря 1350, он добавил еще двенадцать кардиналов, девять из них французских и только три из Лиможа, включая два родственников, Гийый d'Эгрефёх и Пьер де Кро.

Климент продолжал борьбу своих предшественников с императора Священной Римской империи Людовика IV . На 13 апреля 1346, после длительных переговоров, он отлучил императора, и направлен на выборах Карла IV . После смерти Людовика в октябре 1347 Чарльз получил всеобщее признание, прекращение раскола , который уже давно разделенную Германию.

Климент провозгласил крестовый поход в 1343, но ничего не было сделано за военно - морского нападения на Смирне на 29 октября 1344. Он также играет определенную роль в Венгрии вторжения в Неаполитанском королевстве , а именно папский удела; конкурс между Луи I Венгрии и Джоана I Неаполем , обвиняемым в заказе убийства своего мужа и брат первого от второго, заключенный в 1348 году в суде , состоявшемся в Авиньоне, в котором она была оправданна. Среди других преимуществ, Климент воспользовался ситуацией , чтобы получить от нее права на город Авиньон .

Папа Климент был также вовлечен в споры с королем Эдуардом III Англии в результате посягательств последнего на церковной юрисдикции. Он также сталкивается с проблемами с королями Кастилии и Арагона . Его переговоры о воссоединении с армянами и византийского императора Иоанна VI Kantakouzenos оказался бесплодным.

В Италии папство столкнулось с серьезным вызовом своей власти с началом Кол ди Риенцо агитации «s в Риме . Папа Климент назначил колу в гражданскую позицию (сенатор) в Риме, и, хотя в первом утверждении создания Rienzo о трибуне, позже он осознал последствие постоянного антагониста к папской власти в форме всенародно избранный Tribune, и послал папский легат , который отлученный Риенцо и, с помощью аристократической фракции, выгнал его из города в декабре 1347 года .

Климент также предупредил король Казимир III Польши , который уже был под запрещением положили против него епископом Кракова и Апостольского Престолом, потому что король угнетал церковь Кракова с невыносимыми тяготами , а затем преследовал духовенство , которые наблюдали интердикт , что он привлекает более суровое наказание к себе. В 1345 году папа отправил нунция короля Казимира и король Джон Богемии, вымогательство их заключить мир между собой, и пригрозив , что, если они глухи к его мольбам, он анафеме их и бар их от таинств.

В ответ на многочисленные жалобы на highhanded поведение архиепископа Майнца, Прага Митрополит Климент сделал Прагу архиепископства 30 апреля 1344, и назначен епископство Olmouc как его викарный. Архиепископ Праги получил право короновать короля Богемии.

В сентябре 1347 года в Мессину, порт на Сицилии, пришли генуэзские торговые корабли с уже умершими или умирающими матросами. Генуэзцы приплыли из Каффы (нынешней Феодосии), где у них находился опорный торговый пункт. У умирающих моряков под мышками и в паху были странные опухоли (бубоны) размером с яйцо, из которых сочилась кровь с гноем, а их кожа была покрыта фурункулами и темными пятнами. Вскоре от этой болезни слегли и другие люди. Они испытывали невыносимую боль и умирали спустя пять дней после появления первых симптомов страшной болезни. Когда болезнь распространилась, у некоторых больных вместо бубонов началась лихорадка с сопутствовавшим кровохарканьем. Эти люди вдобавок ужасно кашляли, сильно потели, а умирали даже быстрее пораженных бубонами. Физические мучения заболевших сопровождались душевными муками, чувством полной безысходности, и одного взгляда на больного было достаточно, чтобы понять, что он на пороге смерти.

Чума, как предполагали в XIV столетии, зародилась в Китае, а затем через Центральную Азию распространилась в Индии, Персии, Месопотамии, Сирии и Малой Азии. По сведениям, дошедшим до нашего времени, болезнь была настолько опустошительной, что в Индии погибло большинство населения. Во многих ее районах земля была усеяна трупами, а в некоторых районах в живых не осталось ни одного человека. По оценке папы Климента VI, от чумы погибли 23 840 000 человек. Европе болезнь не угрожала до той поры, покуда в Мессину не пришли корабли с заболевшими моряками, а другие суда, также с заболевшими матросами на борту, не пришли из Леванта в Геную и Венецию.

К январю 1348 года чума через Марсель проникла во Францию, а через Тунис — в Северную Африку. Из Марселя через порты Лангедока зараза морем добралась до Испании, а по Роне — до Авиньона, где она появилась в марте. В то же время чума распространилась в Нарбонне, Монпелье, Тулузе и Каркассоне, Риме и Флоренции. Летом чума проникла в Бордо, Лион и Париж, распространилась в Бургундии и Нормандии и наконец через Английский канал пришла в Англию. В то же лето губительная болезнь, перевалив через Альпы, оказалась в Швейцарии, а затем добралась до Венгрии.

В XIV веке треть европейского населения составляла приблизительно 20 миллионов человек. Но на самом деле никто точно не знал, сколько людей умерли во время чумы — точного подсчета в те времена, разумеется, не велось. По свидетельству одного из хронистов, в Авиньоне ежедневно умирали 400 человек, а по данным другого, на единственном кладбище каждые шесть недель хоронили 11 000 скончавшихся от чумы жителей города. К тому же хронисты допускали явные преувеличения. Так, по сведениям одного очевидца, в Авиньоне от чумы умерли 62 000 человек, а по данным другого, в два раза больше, хотя все население Авиньона, вероятно, составляло менее 50 000 человек. Когда в Авиньоне мест на кладбище не осталось, трупы бросали в Рону, пока не стали рыть ямы для общих могил. В Лондоне трупы укладывали в ямы рядами, почти до самого верха. Во Флоренции мертвых хоронило Общество милосердия (основанное в 1244 году для ухода за больными и сирыми), члены которого носили красные мантии и капюшоны с прорезями для глаз. Когда они перестали справляться со своими обязанностями, мертвые лежали на улицах, распространяя ужасный запах. Когда кончались гробы, мертвых хоронили на досках на кладбищах или укладывали в общую яму. Неглубокие ямы раскапывали собаки и пожирали покойников.

Шотландский хронист Иоанн Фордунский отмечал, что чума поражала гораздо чаще бедных людей, чем людей состоятельных. Такого же мнения придерживался и Симон де Ковино из Монпелье. Он полагал, что нужда и изнурительная тяжкая жизнь делают бедняков более восприимчивыми к болезни, но это являлось лишь частью правды. Другая часть правды заключалась в тесных контактах между людьми и недостатках санитарии. Было также замечено, что молодые умирают в большей пропорции, чем люди старшего возраста. Симон де Ковино сравнил истребление молодых с быстрым увяданием полевых цветов.

Смертность священнослужителей варьировалась в зависимости от их ранга. Хотя треть кардиналов сошла в могилу (что соизмеримо со смертностью среди всего населения), вероятно, это произошло потому, что все они жили в густонаселенном Авиньоне. В Англии в августе 1348 года умер Джон Стратфорд, архиепископ Кентерберийский, а за ним в странной по времени очередности ушли из жизни его преемники: первый умер через три месяца после кончины Стратфорда, а второй — спустя тот же срок после смерти предшественника. Несмотря на столь фатальные стечения обстоятельств, прелаты умирали гораздо реже, чем священнослужители более низкого ранга. Даже если священники избегали посещать умирающих, их смертность была примерно такой же, как и у всего населения.

Уходили из жизни и представители власти, сокращение численности которых способствовало хаосу в государстве. В Сиене умерли четверо из девяти муниципальных чиновников. Во Франции погибла треть королевских нотариусов. В Бристоле умерли пятнадцать из пятидесяти двух членов городского совета. Эпидемия отрицательно сказывалась и на сборе налогов. Во Франции во время чумы в государственную казну поступила лишь часть субсидий, обещанных Филиппу VI провинциальными штатами.

В те же времена люди, рассуждая о землетрясениях, говорили о сопутствующих этим явлениям зловонных серных парах, выделяющихся из недр земли, а иные, объясняя эти явления, толковали о титанической борьбе суши и океана, в результате которой вода может полностью испариться, и тогда рыбы погибнут и, разложившись, отравят воздух. Согласно этим источникам, люди считали, что губительные болезни вызываются отравленным воздухом и вредными испарениями, которые, в свою очередь, вызываются как природными, так и воображаемыми явлениями: от стоячих болот и озер до пагубного соединения планет, козней дьявола и Божьего гнева. Недалеко ушли от этих воззрений и средневековые медики, не имевшие никакого понятия о настоящих распространителях смертельной болезни. Впрочем, существование двух видов ее носителей — блох и крыс — усложняло проблему. Блохи любили жить и перемещаться вне зависимости от крыс и, заразившись чумой, передавали эту болезнь людям самостоятельно. Положение еще более осложнялось тем обстоятельством, что, кроме бубонной чумы, получила распространение чума легочная, которая действительно передавалась по воздуху с мельчайшими капельками мокроты, выделявшимися больным.

Джованни Виллани, пытаясь найти причину многочисленных бедствий, ополчившихся на Флоренцию, пришел к мысли, что всему виной ростовщичество, как паутиной опутавшее бедных людей, и скупость властей по отношению к беднякам. В те времена нередко писали о горестях, выпавших на долю простого народа, о разорении крестьян во время войны, отмечая, что все эти невзгоды — целиком на совести общества. В то же время в средневековье вся деятельность людей — в военной, коммерческой и даже половой сфере — противоречила церковным догматам. Забыл попоститься — грех, пропустил мессу — грех.

Попытки справиться с эпидемией успеха не приносили. Не в силах облегчить страдания своих пациентов, врачи стали сжигать в их жилищах благовонные вещества, чтобы очистить воздух. Врач Климента VI Ги де Шольяк разложил в личных покоях папы два огромных огня и рекомендовал папе сидеть между ними, хотя в помещении и без того было жарко — стояло лето. Климент VI избежал чумы, может быть, потому, что жара отпугнула блох, а он сам, по рекомендации де Шольяка, не выходил из своих покоев. Возможно, в те дни папа коротал время, любуясь выполненной по его повелению фресковой живописью, изображавшей пышные сады, а также сцены охоты и прочих мирских утех. Климент VI, высокообразованный человек, слыл покровителем искусств и наук, а во время чумы ратовал за вскрытие тел погибших, чтобы выяснить причину заболевания. В Авиньоне и во Флоренции муниципальные власти платили за трупы родственникам погибших и поставляли такие трупы врачам.

Средневековая медицина сочетала в себе накопленные медицинские знания с астрологическими воззрениями. Но повседневной врачебной практике препятствовали запреты церковников на внедрение достижений в области медицины. И все же классическая анатомия Галена, впитавшая положения арабских трактатов, доводилась до сведения заинтересованной публики. Стремление к знаниям преодолевало запреты церкви: в 1340 году городской совет Монпелье разрешил раз в два года в течение нескольких дней проводить публичные медицинские лекции со вскрытием трупов для ознакомления слушателей с анатомией человека.

В то же время в средневековье бытовало учение о четырех типах темперамента — сангвиническом, флегматическом, холерическом и меланхолическом, — объяснявшее индивидуальные различия между людьми, которые следует учитывать при лечении. Согласно этому учению, в различных сочетаниях со знаками зодиака, ответственными за определенные части человеческого тела, темперамент связывает состояние организма с соотношением в нем различных жидкостей (крови, слизи, желчи), а также определяет степень маскулиности и фемининости человека.

В XIV столетии врачи обладали определенными знаниями и вполне справлялись с некоторыми болезнями и недугами. Они лечили переломы костей, пересаживали кожу, удаляли больные зубы, камни из желчного пузыря и с помощью серебряной иглы — катаракту. Они понимали, что эпилепсия и инсульт являются последствиями кровоизлияния в мозг. Для диагностики болезни они измеряли частоту пульса и проводили исследование мочи. Врачам того времени были известны слабительные и мочегонные средства, при грыже они рекомендовали носить бандаж, а зубную боль лечили смесью масла, серы и уксуса. И все же при некоторых болезнях, не поддававшихся ясному и проверенному лечению, врачи составляли невероятные смеси из минеральных, животных и растительных компонентов. При стригущем лишае больному рекомендовали мыть голову детской мочой, при подагре прописывали пластырь, пропитанный козьими экскрементами, смешанными с розмарином и медом, а заболевшему оспой рекомендовали одеться в красное и лежать в постели с красными занавесками. Когда лечение не помогало, больному следовало обращаться за помощью к святым и Деве Марии.

В пурпурных или красных одеждах и меховых колпаках, врачи средневековья пользовались особым статусом. Согласно закону, они имели право на роскошь и потому носили пояс из серебряных нитей, перчатки с вышивкой, а, по словам Петрарки, когда врачи ехали верхом к своему пациенту, то не обходились без золотых шпор. Их женам разрешался больший выбор одежды, чем заурядным, обычным женщинам — вероятно, учитывался достаток врачей. Не все врачи были специалистами широкого профиля. Симоне, врач Боккаччо, являлся проктологом, о чем свидетельствовало изображение ночного горшка на двери его дома.

От чумы лечили самыми разнообразными средствами, пытаясь устранить из организма больного инфекцию: кровопусканием, компрессами, очищением желудка клизмой или слабительным, прижиганием или вскрытием бубона ланцетом. Для приема внутрь прописывали таблетки из растертых до порошка оленьих рогов, а также изготовленные из мирры или шафрана. Состоятельным пациентам прописывали таблетки из истолченных в порошок изумрудов и жемчуга. Считалось, что, приняв дорогостоящее лекарство, больной непременно почувствует облегчение от одного лишь сознания его дороговизны.

Во время чумы врачи разработали ряд профилактических мер, долженствовавших, как они полагали, помочь избежать опасной болезни. Согласно этим рекомендациям, следовало умываться розовой водой с уксусом, питаться легкой для желудка едой, не возбуждаться и не гневаться, особенно по ночам, воздерживаться от посещения болотистых мест, а выходя на улицу, брать с собой несколько ароматических шариков — вероятно, шарики эти отбивали неприятный запах на улице, а не являлись средством против заразы.

Как ни странно, врачи также советовали посещать общественные уборные, ибо считалось, что зловоние отгоняет чуму. Наряду с общественными уборными существовали уборные, разумеется, и в домах, одни — с канализационными трубами, другие — в виде выгребных ям, но имелись и открытые уличные каналы, перекрытые плитами. В замках и богатых домах уборные размещались в пристройках за обращенными наружу стенами, соединяясь канализационными трубами с близлежащей рекой, а если реки поблизости не было, то ее заменяла выгребная яма. В обычных домах уборная — опять же с выгребной ямой — размещалась на заднем дворе, вдали от соседей. Нечистоты из выгребных ям нередко просачивались в колодцы и другие источники.

В некоторых аббатствах и больших замках, таких как Куси, имелись уборные, размещенные в отдельных постройках, в первом случае — для монахов, во втором — для солдат гарнизона. В замке Куси в донжоне имелись уборные на всех трех этажах, одни — с канализационными трубами, другие — с соосными им глубокими ямами, позднее ошибочно принятыми исследователями за потайные темницы.

Многие города для борьбы с чумой ввели карантин. Как только чума появилась в Пизе и Лукке, муниципальные власти находившейся неподалеку Пистойи запретили жителям города возвращаться после посещения охваченных чумой городов, а также наложили запрет на ввоз в Пистойю шерсти и тканей. Дож Венеции повелел закапывать умерших от чумы на глубину не менее пяти футов. Польша ввела карантин на своих границах. Драконовские меры против чумы принял архиепископ Милана Джованни Висконти из знатного итальянского рода, чьи представители в XIV столетии отличались крайней жестокостью. Он приказал сжигать все охваченные мором дома с их обитателями, а погибших хоронить в общей могиле. То ли эти жесткие меры действительно помогли, то ли тому была друга причина, но только Милан мало пострадал от чумы. Такую же инициативу проявил и крупный феодал в Лестершире, владелец Ноузли-холла. Он сжег охваченную мором деревню, находившуюся рядом с его поместьем. Вероятно, он достиг поставленной цели — его потомки живут там до сих пор.

Бог нынче глух и отвратил от нас взор.

И наши молитвы не в силах повергнуть мор.

Многие ключи и колодцы,

Доселе чистые и живительные,

Евреи по злому умыслу отравили.

Враждебность против евреев имела давние корни. При становлении христианства евреи отказались признать Иисуса Христа Спасителем, жили по Моисеевым законам, отвергали Евангелия, и отцы христианской церкви сочли, что евреи представляют опасность для христианского мира и их следует держать в изоляции. Как только в IV веке христианство превратилось в государственную религию, церковь приняла ряд эдиктов, лишивших евреев гражданских прав. Евреи в свою очередь считали христиан инакомыслящей сектой, отступниками от истинного учения, с которыми не хотели иметь никакого дела.

С развитием цехового строя евреи стали испытывать все большие трудности и стеснения. Цеха отказывали им в приеме, а в купеческие гильдии они и вовсе не допускались. Евреи занялись мелкой торговлей и ростовщичеством, хотя теоретически им запрещалось иметь дело с христианами. Однако теория нередко идет на компромисс с выгодой, и евреи обходили запрет при потворстве короля и расточительной знати, постоянно нуждавшихся в пополнении средств.

Ростовщики за ссуду, ими предоставлявшуюся, взимали проценты — двадцать и более годовых, — из которых определенная доля шла в государственную казну в виде косвенного налога. Евреи всецело зависели от воли монарха, который, преследуя свои интересы, мог выступить в их защиту, но мог также выдворить из страны и конфисковать их имущество. Знать также давала евреям возможность заниматься кредитными операциями, получая от этого свой процент. Ростовщичеством, главным образом, ведала еврейская денежная верхушка, но ненависть, которую питали разные слои населения к ростовщикам, обращалась на всех евреев. Для простых людей евреи были не только убийцами Иисуса Христа, но и корыстными и безжалостными людьми, олицетворяющими всесилие денег, которое изменило привычный уклад жизни.

В XII–XIII веках с углублением товарно-денежных отношений позиции евреев-ростовщиков пошатнулись. Они не смогли конкурировать с крупными банкирскими домами, к примеру, с таким, как флорентийский банкирский дом Барди. Короли, знать и прелаты стали обращаться за ссудами к ломбардцам (итальянским ростовщикам) и богатым купцам, а при крайней необходимости изгоняли евреев и конфисковали их собственность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции