Не меньше чумы губит любовь людей объяснение

Подробное решение Страница 204-228стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011

Понравились истории, рассказанные старухой Изергиль, особенно история о Данко и его горящем сердцем. Удивительно, но есть в жизни такие люди, которые отдают свою жизнь ради счастья других не думая о себе. И есть такие люди как Ларра – гордые и жестокие.

1.Вы сразу обратили внимание на трёхчастную композицию рас¬сказа. Подумайте, почему именно в таком порядке расположил автор две легенды и повествование Изергиль о своей жизни. Для более обоснованного и детального ответа на этот вопрос необхо¬димо поразмыслить над содержанием, смыслом легенд.

2.Вы помните, что писатели часто прибегают к художественному приёму противопоставления (антитезы). Противопоставление Ларры и Данко очевидно. В чём они противостоят друг другу? Срав¬ните их позиции по отношению к самим себе, людям. Что каждый из них ценит больше всего? За что наказан Ларра? Почему муд¬рейший сказал, что наказание в нём самом? Почему Ларра искал смерти? Почему поступок Данко трактуется как подвиг? Перечи¬тайте этот эпизод. Как люди воспринимают чудесное зрелище го¬рящего сердца? Почему легенда о Данко заканчивается на такой грустной ноте?

Как вы понимаете последние фразы? Обратите внимание на сквозной контраст в этих фразах:

радостные и полные надежд — не заметили смерти; не видали — что пылает; смелое сердце — боясь чего-то; смелое сердце — осторожный человек; гордое сердце — наступил ногой.

Что нового для себя узнали люди из объяснений Ларры?

Таким образом, конфликт между Ларрой, который считает себя первым на земле, и племенем, соблюдающим законы общества, неизбежен.

Исключительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Гордость и презрение к другим – вот два начала, которые несет в себе этот персонаж.

4.В каждой из легенд люди судят героя. Внимательно прочитайте эти сцены и уясните для себя, в чём обвиняют Ларру и Данко, в чём они в самом деле виноваты, как каждый из них относится к людям, какие доводы приводит в свою защиту и как подейство¬вало на людей зрелище горящего сердца.

5.Что говорит о Ларре и Данко старуха Изергиль?

Старуха Изергиль осуждает Ларру и считает его наказание вполне справедливым. Она восхищается поступком Данко, который близок ей по силе характера, смелости, мужеству. Следовательно, вторая функция образа Изергиль — быть судьёй, то есть дать оценку героям легенд, раскрывая тем самым свои собственные взгляды на жизнь. Надо отметить, что оценки Ларры и Данко у старухи и автобиографического героя совпадают.

6.Обратимся снова к композиции рассказа. Он имеет так назы¬ваемое обрамление, то есть легенды как бы вставлены в рамку беседы рассказчика с Изергиль, а между легендами помещена её история, напоминающая легенду. Перечитайте вступительную часть рассказа и объясните, какую роль в ней играет изображе¬ние людей, пейзаж, короткие реплики. Какое создаётся настрое¬ние? Какова его роль в восприятии читателем легенды о Ларре?

7.Чем старуха Изергиль похожа и непохожа на героев расска-занных ею легенд? Есть ли у них общие черты? Какие? Как сама Изергиль смотрит на свою жизнь и на героев своих легенд?

Изергиль — старуха, чьи “сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы”, то ли отталкивают, то ли как-то по-особому привлекают. Горький предваряет развёрнутым портретным описанием рассказ Изергиль о её молодости, о том, “сколько поцелуев взяла и дала” она своим возлюбленным. Характерные портретные детали имели место и ранее: “дрожащая рука с кривыми пальцами”, “скрипучий голос”. Теперь же голос становится “хрустящим”, а описание лица и фигуры не просто отражает естественную старость, но как будто позволяет заглянуть за ту черту, к которой подошла старая женщина и которую давно перешагнули те, кого она любила. “. При каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвётся вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми чёрными глазами”, — рассказчик слышит “преданья старины глубокой”, и “древность” самой старухи в контрасте с рассказом о том времени, когда она, “как солнечный луч, живая была”, помогает ощутить дух “мятежной жизни” под аккомпанемент “мятежного шума” морских волн.

Образ воплощает идею любви, идею внутренней свободы, идею действенного отношения к жизни. Старуха Изергиль говорит своему собеседнику - когда человек любит подвиги, он всегда сумеет их сделать и найдет, где это сделать. Рассказ старухи Изергиль о своей длинной жизни, о чувственной любви занимает центральное место в рассказе Горького, и как бы обрамляется двумя легендами - о себялюбивом и эгоистичном Ларре, который был обречен на вечное одиночество и который впоследствии счастьем для себя считал лишь смерть.. . и легендой о смелом и красивом Данко, образ которого воплощает в себе идеал человеколюбия и духовной красоты.. . И это не случайно, ибо именно старуху Изергиль Горький считает главной героиней своего рассказа . Именно она воплощает собой образ человека, живущего среди людей, человека свободного, сильного, имеющего право выражать собственный взгляд на жизнь.

Но кроме того в ней много гордыни и эгоизма. Она ни от кого не хочет зависеть, спасает своего возлюбленного из плена, но сама уходит от него, так как знает, что больше не любима, а принимать вместо любви чувство благодарности героиня не желает. Однако ее портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувстсвенной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверенна в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры.

Именно с помощью ее образа Горький пытается выявить истинную ценность человеческой жизни. Повествование о своей жизни старуха Изергиль заканчивает словами о том, что раньше люди были ЧИЩЕ, в них было больше СИЛЫ и ОГНЯ, оттого и жилось веселее и лучше.

8.Что объединяет в одно произведение такой разнородный ма-териал?

Писатель считал эту работу самой красивой и стройной в своем творчестве. Я не сразу поняла, почему он так ее охарактеризовал, но после внимательного изучения эта мысль стала близка и мне. И вот почему.

По форме это произведение представляет собой три новеллы, соединенные между собой общей идеей.

Первая, начинающая повествование, — легенда о Ларре, сыне женщины и орла. Он пришел в мир людей жестоким и эгоистичным. “Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их. ” Все новые и новые черты его самолюбивого характера раскрываются перед нами. Яркое подтверждение сказанному мной — эпизод, в котором Ларра без особых колебаний убивает девушку, не пожелавшую быть с ним. “Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла”. Но он не остался без наказания. Расплата наступила. Юноша был проклят людьми, которые назвали его отверженным и небесами. Он обрек себя на вечные муки, и, когда Ларра захотел умереть, земля не принимала его: “. он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него”. В третьей новелле, которая так же, как и первая, является легендой, Горький повествует о Данко, человеке, выбравшем самопожертвование своим жизненным долгом.

Действие — основное состояние романтического героя. И Данко действовал, спасая обессилевших людей, которые уже не могли продолжать свой путь через лес, в котором деревья сплетали “. корявые, длинные руки. в густую сеть, пытаясь остановить. ” их. И тогда он взял на себя роль Провидения. Данко смог вывести людей, лишь пожертвовав своим сердцем, которое освещало спасительный путь. “Что сделаю я для людей?!” — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце. ”. Ценой собственной жизни этот человек освободил людей, которые пошли за ним. “. Кровь била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак. А потом упал и — умер”. Но те, увы, оказались неблагодарными. “Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло. ”

Герои первой и третьей новелл являются по характерам противоположными.друг другу. И в этом противопоставлении содержится глубокая горьковская мысль: показано, что смысл человеческой жизни — служение людям, готовность в любой момент отдать свою жизнь окружающим.

Окончательно разобраться в образах Ларры и Данко помогает вторая новелла, в которой повествуется о старухе Изергиль.

Своенравная и гордая в молодые годы, в старости она настолько одряхлела, что при каждом ее движении “. можно было ждать, что сухая. кожа разорвется вся, развалится кусками. ”.

Но эта женщина, в отличие от главных героев легенд, включенных в рассказ, — реальная героиня. Это подтверждается тем, что она четко указывала на время и место тех или иных событий, которые происходили с ней.

Изергиль была и осталась, я считаю, женщиной гордой. “Я была счастлива. никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи. ”

Она любила многих, но ее чувство не было озарено душевным светом, хотя Изергиль жила тем, что чувствовала, и так, как подсказывало ей сердце.

Через весь рассказ проходит мысль: во имя чего живет человек? Во имя себя? Во имя людей? Ответить на этот вопрос помогает образ сердца. Ведь сердце — это именно тот метафорический образ, который объединяет все три новеллы в единое целое. Именно его образ органически завершает повествование и помогает наиболее полно раскрыть идею, заложенную в рассказе Горьким: осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Каково авторское представление о жизни, достойной человека? В чём, по мнению писателя, её красота и поэзия? Как это пред¬ставление последовательно развито от одной части повество¬вания к другой?

В представлении Горького жизнь, достойная человека, это жизнь во имя людей. Поэтому так ярко и неповторимо описан образ Данко, противопоставленный образу гордого и жестокого Ларры.

По форме это произведение представляет собой три новеллы, соединенные между собой общей идеей.

Первая, начинающая повествование, — легенда о Ларре, сыне женщины и орла. Он пришел в мир людей жестоким и эгоистичным. “Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их. ” Все новые и новые черты его самолюбивого характера раскрываются перед нами. Яркое подтверждение сказанному мной — эпизод, в котором Ларра без особых колебаний убивает девушку, не пожелавшую быть с ним. “Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла”. Но он не остался без наказания. Расплата наступила. Юноша был проклят людьми, которые назвали его отверженным и небесами. Он обрек себя на вечные муки, и, когда Ларра захотел умереть, земля не принимала его: “. он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него”. В третьей новелле, которая так же, как и первая, является легендой, Горький повествует о Данко, человеке, выбравшем самопожертвование своим жизненным долгом.

Действие — основное состояние романтического героя. И Данко действовал, спасая обессилевших людей, которые уже не могли продолжать свой путь через лес, в котором деревья сплетали “. корявые, длинные руки. в густую сеть, пытаясь остановить. ” их. И тогда он взял на себя роль Провидения. Данко смог вывести людей, лишь пожертвовав своим сердцем, которое освещало спасительный путь. “Что сделаю я для людей?!” — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце. ”. Ценой собственной жизни этот человек освободил людей, которые пошли за ним. “. Кровь била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак. А потом упал и — умер”. Но те, увы, оказались неблагодарными. “Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло. ”

Герои первой и третьей новелл являются по характерам противоположными друг другу. И в этом противопоставлении содержится глубокая горьковская мысль: показано что смысл человеческой жизни — служение людям, готовность в любой момент отдать свою жизнь окружающим.

Окончательно разобраться в образах Ларры и Данко помогает вторая новелла, в которой повествуется о старухе Изергиль.

Через весь рассказ проходит мысль: во имя чего живет человек? Во имя себя? Во имя людей? Ответить на этот вопрос помогает образ сердца. Ведь сердце — это именно тот метафорический образ, который объединяет все три новеллы в единое целое. Именно его образ органически завершает повествование и помогает наиболее полно раскрыть идею, заложенную в рассказе Горьким: осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа.

3.Какие афоризмы вы заметили в тексте рассказа? Объясните их смысл.

Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. (человек и его след в жизни)

Все на свете имеет конец.

Не своротить камня с пути думою.

Красивые всегда смелые.

Наказание человека — в нем самом.(о человеческом характере)

Свобода от всего-это наказание. (о смысле жизни)

За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью. (о человеческих поступках).

В жизни всегда есть место подвигу.

Не меньше чумы губит любовь людей.

4.В чём вы увидели художественное мастерство Максима Горь¬кого? Покажите на конкретных примерах.

Романтические герои здесь не обрисованы Горьким как представители определенных социальных групп. Их вольнолюбие, смелость, протест против сковывающих сил выражаются в плане индивидуальных переживаний.

С первых строк ощущается романтический колорит, но сначала писатель более сдержанно пользуется средствами выразительности для его создания, а далее повествование все более эмоционально окрашивается, как бы преломляясь через восприятие рассказчика.

В понимании писателя лишь горячая любовь к людям и своему делу дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.

Таким образом, все изобразительные средства неразрывно связаны с идейным содержанием рассказа. Они передают мысль писателя о том, что подлинная красота человека — в стремлении одолеть враждебные людям силы. Быть же пассивным — значит уподобиться зверю.

5.Рассмотрите на форзаце III иллюстрацию к легенде о Данко. Как удалось художнику передать порыв его героической натуры?

Художник сделал акцент именно на горящем сердце Данко. Сам герой изображен виде тени. Он высокий, целеустремленный, к огню его сердца тянутся люди внизу. В их лицах удивление, изумление увиденному.

Динамична поза Данко, он одновременно стремится вперед и к людям. Картина очень впечатляет и завораживает.












Рассказ включался во все собрания сочинений.

Ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы.

Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками.

Наказание человека — в нем самом.

Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.

И вижу я, что не живут люди, а все примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут судьба? Каждый сам себе судьба!

Как всегда - волшебно.

В этом произведении, безусловно, Данко и Ларра являются антиподами. Не смотря на то, что объединяют обоих героев чувство гордости, гордость Ларры – гордыня, грех, а гордость Данко – бескорыстное стремление помочь людям.

Школьная программа включала изучение этого произведения. Но мы тогда воспринимали постольку – поскольку. А там много чего мудрого, как во всех сказках и притчах.

Гордый Ларра не захотел принять правила жизни среди людей и фактически наказал сам себя.

Глядя на старуху Изергиль, автор и мы вместе с ним, понимаем – всё проходит. Не надо ждать, что жить будешь когда-то потом, вот сегодняшний день, – это и есть жизнь.

Но больше всего меня поразил Данко. В школьном возрасте – это же был пример для подражания, сочинения писали. А теперь я по – другому отношусь к поступку Данко. Он не научил людей самим искать дорогу. Пожертвовав своим сердцем, как светильником, вывел людей из лесу, но в следующий раз им опять потребуется поводырь. Да и спасибо ему народ не сказал. Вот так и ругают люди своё правительство.

Да, сказка – ложь, да в ней – намёк.

Это одно из лучших произведений классической, художественной литературы из всех которые я читал на данный момент(читал я надо заметить не очень много) С точки зрения построения сюжета всё превосходно. Лично меня данное произведение мотивирует в каком-то плане. Мотивирует делать то, что предстоит мне прямо сейчас, прямо в этот момент. Иными словами я под сильным впечатлением. Есть желание перечитать.

lisa_bubleg

Часть первая.
В первой части старуха Изергиль рассказывает автору легенду о Ларре,наказанном за свою гордость. Однажды в племя,где жили могучие люди,прилетел огромный орел и унес красивую девушку.Кинулись за ним мужчины,но не догнали.Тогда и позабыли про деву.Спустя двадцать лет она сама вернулась в родное племя.С нею был невероятно красивый юноша,сын ее и того самого орла.Орел уж мертв давно.Люди все,смотря на молодого человека,дивились его красоте и холодной гордости в глазах.Делал этот молодой человек все,что хотел.Вот однажды пошел к приглянувшейся ему красавице.Она,из-за страха прогневать своего отца,оттолкнула его.Взбесило это юношу и забил он ее до смерти.Люди,кто видел это,были невероятно испуганы.Никто еще так жестоко не убивал женщину.А он стоял подле нее,гордый.Схватили его и стали решать,как бы его наказать.Но все варианты не нравились людям,недостаточно он бы тогда мучился.И вот один мудрец предложил отпустить его и оставить наедине с собой.Это было самым страшным наказанием.И прозвали люди его Ларрой,что значит отверженный.И все обходили его стороной,и хотел он умереть,да не мог.Так и был наказан гордый Ларра,превратившись в тень и доживающий свой век.
Часть вторая.
В этой части старуха Изергиль рассказывала про свою молодость. Что была она красива,много было у нее женихов и ухажеров.Первый был рыбак,второй гуцул,турок с гаремом был третий,сын третьего турка оказался четвертым,но не на долго.Пятым был поляк,после того,как Изергиль ушла от поляка,она попала к жиду.Он продавать ее стал.За нее боролись многие мужчины,один пан все продал,чтобы осыпать ее золотом.Выгнала его Изергиль,потому что любила тогда одного "достойного пана с изрубленным лицом",но его убили.После был венгр один,но и он погиб от любви. ". не меньше чумы губит любовь людей. ",-скажет Изергиль рассказчику.Последней же любовью ее был один шляхтич.Было тогда Изергиль сорок лет.Непростые у них были отношения,оба были гордые.Однако однажды он все равно ушел.Решила Изергиль поехать за ним,узнала,что в плену ее любимый.Тогда она решила увидеть его в последний раз.Подошла к охранявшему их солдату и начала упрашивать впустить.Тот ни в какую.Тогда убила его Изергиль.Тогда выпустила женщина свою любовь и его товарищей.Долго шли они лесом.Потом остановились,стали молодые люди благодарить Изергиль.Ее любимы сказал,что в благодарность за спасение он будет любить ее.Разозлилась тогда Изергиль и прогнала его.Тут уж решила завести семью и осесть.Вышла она за молдованина,но и он год назад умер.Вот такая жизнь была у Изергиль.
Часть третья.
Вся третья часть посвящена легенде о Данко.
В старину жили на земле одни люди.Сильные,смелые.Но однажды пришел народ более сильный и прогнали прежних в глубь леса.Там же были болота,от которых,при попадании солнечного света,поднимался невыносимый смрад.И гибли от него люди.Тяжело и невыносимо было им жить в лесу,гибли люди одни за другим.Однако нельзя было идти назад-там были враги.И вперед идти страшно.Впереди была непроходимая чаща леса.Уже хотели люди пойти сдаться врагу,но тут остановил их молодой красавец по имени Данко.Он предложил пройти лес,тогда люди сказали,чтобы он вел их.И он повел.Все верили в него,шли за молодым смельчаком.Однако лес становился все гуще,стали роптать на Данко.Трудный был путь и люди,утомленные им,пали духом.Возроптали тогда люди на Данко,погрозили смертью.Он вступился за себя,сказал,что взял на себя ответственность,потому что в нем есть мужество вести.А в них нет мужества.Слова эти только больше разозлили людей,стали они ему угрожать.Данко смотрел на тех,ради которых он понес труд,и видел в них зверей.На лицах множества людей не было благородства.А Данко любил людей,потому сердце его вспыхнуло желанием спасти их.И вот вырвал Данко из груди свое светящееся сердце и повел людей,освещая дорогу.Шли они, и погибали.Но вот расступился лес.Кинул взор на ширь степи гордый смельчак Данко,засмеялся и упал замертво.Но радостные и полные надежд люди и не заметили смерти Данко.Рядом со смельчаком лежало его отважное сердце.И только один человек заметил его,но в страхе наступил на него.И рассыпалось храброе сердце Данко.Так и умер смельчак,не просив себе ничего в награду у тех,кого он спас.

Навигация по сайту

Объявления

Реклама

• Атеистическое наше время, усмехаясь над библейской легендой, считает, что бог — это псевдоним человеческой глупости.
• Без совести и при большом уме не проживешь.
• Безумство храбрых — вот мудрость жизни!
• Бог выдуман — и плохо выдуман! — для того чтоб укрепить власть человека над людьми, нужен он только человеку-хозяину, а рабочему народу он — явный враг.
• Будущее принадлежит людям честного труда.
• В жизни всегда есть место подвигам.

• В каждом человеке — скрыта мудрая сила строителя. нужно ей дать волю развиться и расцвести, чтоб она обогатила землю еще большими чудесами.
• В совершенствовании человека — смысл жизни.
• В солнечный день не спрашивают — отчего светло?
• Весною, когда земля оттает, люди тоже как будто становятся мягче.
• Воображение — один из наиболее существенных приемов литературной техники, создающей образ.
• Восславим женщину — Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке — от лучей солнца и от молока Матери, — вот что насыщает нас любовью к жизни!
• Время — враг людей, которые любят спокойную жизнь.
• Всё относительно на этом свете, и нет в нем для человека такого положения, хуже которого не могло бы ничего быть.
• Всегда — учиться, всё — знать! Чем больше узнаёшь, тем сильнее станешь.
• Всего полнее и интереснее жить тогда, когда человек борется с тем, что ему мешает жить.
• Высота культуры определяется отношением к женщине.
• Гуманизм должен внушать не пассивное чувство сострадания, а воспитывать активное отвращение ко всякому страданию.
• Действительность всегда есть воплощение идеала, и, отрицая, изменяя ее, мы делаем это потому, что идеал, воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет нас, — мы создали в воображении иной, лучший.
• Дело — зверь живой и сильный, править им надо умеючи, взнуздывать надо крепко, а то оно тебя одолеет.
• День — это маленькая жизнь, и надо прожить её так, будто ты должен умереть сейчас, а тебе неожиданно подарили еще сутки.
• День — это маленькая жизнь, и нужно провести его так, как будто ты должен умереть сейчас, а тебе вдруг дарят еще один день!
• Дети — это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни.
• Для того чтобы хорошо изобразить, художник должен прекрасно видеть и даже — предвидеть, не говоря о том, что он обязан много знать.
• Догадаешься — для чего, тогда и поймешь, как надо ответить.
• Естественно, что внимание мыслящих людей приковано к политике, — к области насилия и деспотизма, злобы и лжи, где различные партии, группы и лица, сойдясь якобы "на последний и решительный бой", цинически попирают идеи свободы, постепенно утрачивая облик человеческий в борьбе за физическую власть над людьми. ("Несвоевременные мысли")
• Есть чувства, мысли и догадки, о которых говоришь только любимой женщине и не скажешь никому больше.
• Жалость — это имитация любви.
• Жизнь без любви — не жизнь, а существование. Без любви жить невозможно, для того и дана душа человеку, чтобы любить.
• Жизнь всегда будет достаточно плоха для того, чтоб желание лучшего не угасало в человеке.
• Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.
• Жизнь тасует нас, как карты, и только случайно — и то ненадолго — мы попадаем на свое место.
• Жизнь устроена так дьявольски искуссно, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить.
• И опережать время надо вовремя.
• Искусство ставит своей целью преувеличивать хорошее, чтобы оно стало ещё лучше, преувеличивать плохое – враждебное человеку, уродующее его, – чтобы оно возбуждало отвращение, зажигало волю уничтожить постыдные мерзости жизни, созданные пошлым, жадным мещанством.
• Истина необходима человеку так же, как слепому трезвый поводырь.
• Истинное страдание молчаливо.
• Как можно не верить человеку? Даже если и видишь — врет он, верь ему, т.е. слушай и старайся понять, почему он врет?
• Как хорошо отнестись к человеку человечески сердечно.
• Клевета и ложь — узаконенный метод политики мещан. Среди великих людей мира сего едва ли найдется хоть один, которого не пытались бы измазать грязью.

• Книга — такое же явление жизни, как человек, она — тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком.
• Когда вы радуетесь, вглядитесь в глубину своего сердца, и вы увидите, что ныне вы радуетесь именно тому, что прежде печалило вас. Хорошо жить с сердцем, полным ожидания великой радости в будущем!
• Когда много спрашивают — мало думают и плохо помнят.
• Когда писатель глубоко чувствует свою кровную связь с народом — это дает красоту и силу ему.
• Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!
• Когда человек говорит мало — он кажется умнее.
• Корень слова — дело.
• Красота и мудрость в простоте.
• Краткие речи всегда более содержательны и способны вызвать сильное впечатление.
• Краше солнца — нету в мире бога, нет огня, огня любви чудесней.
• Литература — дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.
• Личный эгоизм — родной отец подлости.
• Лишь тот, кто облек себя в броню лжи, нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести.
• Лучшее наслаждение, самая высшая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям.
• Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
• Любовь — как огонь железу, которое хочет быть сталью.
• Любовь к идеалу — чувство деятельное и страстно склонное к жертве.
• Мать — творит, она охраняет, и говорить при ней о разрушении — значит говорить против нее. Мать — всегда против смерти.
• Мир создан не словом, а деянием", это прекрасно сказано, и это неоспоримая истина. ("Несвоевременные мысли")
• Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются.
• Моралисты стараются вколотить принципы морали внутрь людей, а сами всегда носят их снаружи, как галстуки и перчатки.
• Мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей.
• Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой.
• Мы так легко и беззаботно рождаем детей, но так мало мы заботимся о создании человека! Мы все тоскуем о каком-то прекрасном человеке. В нашей воле помочь ему явиться на земле! Так израсходуем же нашу волю, чтобы он явился скорее, и, может быть, мы будем вознаграждены за это счастье видеть среди нас юных предтеч того, о ком так давно тоскует наша душа.
• Мышление афоризмами характёрно для народа.
• Мышление есть долг всякого грамотного человека.
• На войне необходимо как можно больше убивать людей — такова циническая логика войны.
• На всякое "малое дело" нужно смотреть с высоты той великой цели, которую поставила пред нами история.

• На день нужно смотреть, как на маленькую жизнь.
• Надо ли говорить о том, что "рай" — очень глупая выдумка жрецов и "отцов церкви", выдумка, назначение которой заплатить людям за адовы мучения на земле мыльным пузырем надежды на отдых в другом месте.
• Народ — не только сила, создающая все материальные ценности, он — единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных.
• Наш воспитатель — наша действительность.
• Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
• Не жалей себя — это самая гордая, красивая мудрость на земле.
• Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
• Не меньше чумы губит людей любовь.
• Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.
• Не сердитесь на дураков, они будут жить еще долго, к ним следует относиться, как к дурной погоде.
• Нельзя проповедовать людям то, что отрицаешь сам.
• Неоспоримая истина никаких украшений не требует, она — проста.
• Несчастье — самый прочный цемент для соединения натур даже прямо противоположных друг другу.
• Нет гнусности, которая не допускалась бы войной, нет преступления, которое не оправдалось бы ею.
• Нет людей чисто беленьких или совершенно черненьких; люди все пестрые.
• Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше дурного, чем хорошего.
• Но то, чего женщина хочет, – Сам Бог не ведает даже!
• Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе. Человек становится выше ростом от того, что тянется вверх.
• Один, если он и велик, все-таки мал.
• Около хорошего человека потрешься — как медная копейка, о серебро — и сам за двугривенный сойдешь..
• Писатель должен обладать хорошим знанием истории прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роли: роль акушерки и роль могильщика.
• Писатель, не обладающий знаниями фольклора, — плохой писатель. В народном творчестве сокрыты беспредельные богатства, и добросовестный писатель должен ими овладеть. Только тут можно изучить родной язык, а он у нас богат и славен.
• Подлецы — самые строгие судьи.
• Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе, это способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам.
• Правда всегда невкусна, но она всегда необходима.
• Право критики налагает обязанность беспощадно критиковать не только действия врагов, но и недостатки друзей.
• Превосходная должность — быть на земле человеком!
• Предрассудки — обломки старых истин.
• Пусть сильнее грянет буря!
• Разве ты, имея деньги, не тратил бы их? Здоровье то же золото.
• Революции нужны, чтобы уничтожать революционеров.
• Рожденный ползать летать не может.
• Самодовольный человек — затвердевшая опухоль на груди общества.
• Самое умное, чего достиг человек — это уменье любить женщину, поклоняться ее красоте: от любви к женщине родилось все прекрасное на земле.
• Сильные — всегда добрые.
• Сколько бы ни лгали лицемеры о "великих" целях войны, их ложь не скроет странной и позорной правды: войну родил Барыш, единственный из богов, которому верят и молятся "реальные политики", убийцы, торгующие жизнью народа.
• Скучно мерить жизнь смертным часом.
• Слабые люди выжидают благоприятных случаев — сильные их создают.
• Слёзы вместе, смех пополам.
• Слово — одежда всех фактов, всех мыслей.
• Смысл жизни в красоте и силе стремления к цели, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель.
• Совесть — это сила, непобедимая лишь для слабых духом, сильные же быстро овладевают ею и порабощают ее своим желаниям.
• Страшно хорошо — быть рожденным с солнцем в крови!
• Счастье с женщиной возможно только при условиях полной искренности духовного общения.
• Товарищей выбирай себе с оглядкой, потому что есть люди, которые заразны, как болезнь.
• Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души.
• У одного одиночество — это бегство больного, а у другого — бегство от больных.
• Уважайте друг друга, не забывая, что в каждом человеке скрыта мудрая сила строителя и что нужно ей дать волю развиться и расцвести.
• Удариться лбом об стену — это ещё не значит изучить стену.
• Ум имей хоть маленький, да свой.
• Ум хоть и маленький, но свой.
• Учить детей — дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей.
• Учить литераторов писать просто, ясно, грамотно — входит в число обязанностей критики; я даже думаю, что это ее главная обязанность.
• Факт — еще не вся правда, он — только сырье, из которого следует выплавить, извлечь настоящую правду искусства.
• Хороший смех — верный признак духовного здоровья.
• Хотите избавиться от осадка — не кипятитесь.
• Человек — это звучит гордо!
• Человек должен быть другом людей, — он обязан им всем, что есть у него и в нём.
• Человек должен вмещать в себя по возможности все, плюс еще нечто.
• Человек есть вселенная, и да здравствует вовеки он, носящий в себе весь мир.
• Человек создан затем, чтобы идти вперёд и выше. Не может быть какого-то благополучия, когда все лягут под прекрасными деревьями и больше ничего не будут делать.
• Человек, — чудо, единственное чудо на земле, а все остальные чудеса ее — результаты творчества его воли, разума, воображения.
• Чем дальше, тем все легче современная техника превращает вымыслы и домыслы, фантазии и гипотезы — в реальности, вооружающие человека в его борьбе за жизнь.
• Что человек на Руси не делает, все равно его жалко.
• Язык — это оружие литератора, как ружье солдата. Чем лучше оружие — тем сильнее воин.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции