Научная работа зачем нужна прививка от чумы


24 апреля стартует всемирная неделя иммунизации. В этом году она пройдет под девизом "Вакцины приносят результат!".

Почему родители боятся делать детям прививки, зачем нужна вакцинация, насколько она безопасна, в каких случаях бывают осложнения и какие прививки нужны взрослым, рассказал в ходе передачи "Ученый свет", организованной порталом "Чердак", заведующий диагностическим отделением НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей РАМ, профессор, доктор медицинский наук Владимир Таточенко. ТАСС предлагает основные тезисы из интервью.

Зачем нужны прививки?

Во время вакцинации в организм вводятся безобидные антигены, которые являются частью микроорганизмов, вызывающих болезни. Иммунная система вырабатывает защитные клетки – лимфоциты – которые продуцируют антитела. При попадании живого микроба иммунная система уже готова предотвратить заболевание.

В настоящее время календарь включает в себя вакцинации против 13 инфекций: вирусный гепатит В, гемофильная, менингококковая и пневмококковая инфекции, грипп, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, полиомиелит, столбняк, туберкулез, эпидемический паротит (свинка). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям предусматривает также вакцинацию против таких болезней, как бешенство, брюшной тиф, ветряная оспа, клещевой вирусный энцефалит, менингококковая инфекция, сибирская язва, туляремия, холера, чума и др.

Какова статистика по заболеваемости привитых и непривитых детей?

Статистика очень простая, за редким исключением непривитые болеют, а привитые – не болеют.

Существует ряд вакцин – живые вакцины, например, от кори, паротита и краснухи, при которых у 3-5% привитых детей не вырабатывается иммунитет, их прививают повторно. Привитые от кори однократно иногда болеют. Но значительно реже, чем непривитые. А привитые двукратно практически никогда не болеют.

Убитые вакцины (готовятся из инактивированных культур возбудителей) обладают более низкой эффективностью и не дают пожизненного иммунитета. Примером такой вакцины является прививка от коклюша. Привитые дети не болеют примерно до школьного возраста, потом могут начать болеть. Но коклюш у них протекает легко, часто не диагностируется. "Мы настаиваем на том, чтобы Минздрав ввел еще одну прививку от коклюша перед школой, - говорит педиатр. - Ну, пока что этот вопрос не решен".

Что касается прививок от гриппа, от последней эпидемии зимой 2015-2016 гг. от вируса умерли больше 100 человек. Все они не были привиты.

Почему родители бояться делать прививки?

Недоверие к прививкам родилось вместе с первыми вакцинами. Когда создатель вакцины от коровьей оспы делал первые прививки, появились карикатуры – люди, у которых вырастали рога и копыта. В дальнейшем люди пугали друг друга онкологией, которую якобы вызывают прививки. Потом начали говорить, что от вакцинации пострадает иммунитет. Никакие факты это не подтверждают. "Это основано на суеверии, на особенности человека оценивать непосредственно явление и недооценивать будущее. Нам страшна местная краснота, но не страшна корь через два года", - отмечает Таточенко.

"Детей прививают в течение первого полугода жизни и все, что с ними случается в этот период – понос, кашель, насморк, кирпич упал – все можно связать с прививкой. Но есть одно очень мудрое правило, которому больше двух тысяч лет – "после не значит поэтому", – добавляет педиатр. – Любые серьезные заболевания могут развиваться и у привитых, и у непривитых детей".

Можно ли делать прививки детям со слабым иммунитетом

Владимир Таточенко считает, что нет понятия слабый иммунитет.

Есть очень редкие заболевания, при которых иммунная система имеет дефект. В остальных случаях, перенесенное респираторное заболевание или прививка усиливают иммунитет. "Не надо сравнивать иммунитет с автомобилем – у него сломалась подача топлива – и он не едет. Такого с иммунитетом не бывает. Наоборот, чем больше мы его нагружаем, тем лучше он работает", - говорит ученый.

Безопасно ли делать несколько прививок одновременно?

Многие родители волнуются, когда детям делают прививки сразу от нескольких болезней. Однако, наш организм способен легко переработать первые 10 млн антигенов и создать к ним антитела. Хотя, этих 10 млн сразу никогда не бывает. Поэтому бояться числа прививок не надо – чем больше мы их одновременно вводим, тем реже вам приходится ходить в поликлинику.

В чем опасность отказа от прививок?

Помимо индивидуальной защиты вакцины дают защиту всей популяции. Если мы прививаем от какой-то болезни до 95% людей, то эпидемия просто не может возникнуть.

Благодаря вакцинации был, например, практически ликвидирован паротит, краснуха, резко сократилась заболеваемость детей туберкулезом.

С 2000 года, когда россиян начали прививать от гепатита В, заболеваемость упала в 60 раз, с 62 тыс. случаев в год до менее 1 тыс.

Какие есть противопоказания к вакцинации?

Абсолютных противопоказаний очень немного и они установлены Всемирной организацией здравоохранения. Например, тяжелая аллергическая реакция на предыдущую вакцинацию.

Все живые вакцины (БЦЖ, оральная полиомиелитная живая вакцина, вакцина против краснухи, кори и эпидемического паротита) не вводятся при иммунодефицитных состояниях, злокачественных новообразованиях и беременности.

Временное противопоказание для прививок — заболевания в острой форме, включая обострение хронических. В этом случае вакцинация проводится после исчезновения симптомов.

Какие осложнения возможны после прививки?

Контроль осложнений осуществляется с 1998 года. Специализированные научные институты изучают ситуацию преимущественно в крупных городах. При этом общая официальная статистика осложнений и летальных исходов после прививок в России отсутствует.

Таточенко признает, что осложнения от прививок случаются. Несмотря на то, что каждая вакцина испытывается на огромном количестве людей, предусмотреть индивидуальные реакции невозможно. Тем не менее, за 40 лет в России было всего три смертельных случая при вакцинации – от анафилактического шока.

"Серьезных осложнений мы не имеем в течение уже очень многих лет, - добавляет врач. - Мы имели неприятные случаи – параличи, при применении оральной полиомиелитной вакцины – примерно 10-12 случаев в год. Чтобы минимизировать это количество с 2008 года мы прививаем детей инактивированной вакциной, которая не дает осложнений".

"Мы имеем достаточно часто местное осложнение от вакцинации БЦЖ (прививка против туберкулеза). Большая незаживающая язвочка. Это осложнение хоть и неприятное, но не тяжелое, - комментирует Таточенко. Однако у 15-20 детей в год при ревакцинации развиваются более серьезные осложнения, так называемые БЦЖиты. Обследования показывают, что это дети с определенной формой врожденного иммунодефицита". Врач уверен, что польза, которую приносит вакцинация против туберкулеза, перекрывает важность этих случаев. Кроме того, БЦЖиты – сигнал на всю остальную жизнь, что у ребенка есть иммунодефицит, что нужно принимать меры, чтобы предотвратить более серьезные последствия.

При вакцинации АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная) 10-15% детей дает температуру, но от нее еще никто не умер, добавляет Таточенко.

Многие родители опасаются, что у детей возникнет тяжелая аллергическая реакция, например, отек Квинке или синдром Стивенса-Джонсона. "Отек Квинке чаще всего бывает на клубнику, апельсины, шоколад. Давайте запретим и будем кормить детей постным маслом – тогда отека Квинке не будет. Что касается синдрома Стивенса-Джонсона, я за свою жизнь видел три случая, ни один из них не был связан с вакцинацией", - добавляет врач.

Стоит ли делать прививки аллергикам?

Педиатр уверен, что аллергиков надо прививать особенно, потому что они тяжелее переносят болезни.

Конечно, ко всему надо подходить разумно. Если у ребенка экзема – надо подождать с прививкой. Но как только аллергические проявления успокаиваются – его надо привить. Есть масса работ, которые показывают, что вакцинация не приводит ни к ухудшению аллергии, ни к возникновению новой чувствительности к чему-либо.

Какие прививки рекомендуется делать взрослым?

Ежегодно – от гриппа. Прививка снижает риск заболеть на 70-80%. Вакцинацию нужно проводить в сентябре-ноябре.

Каждые 10 лет желательно прививаться от дифтерии, чтобы поддержать иммунитет, и от столбняка, чтобы в случае ранения не нужно было вводить противостолбнячную сыворотку. Прививка от столбняка в отличии от сыворотки не вызывает никаких последствий, уверяет врач.


Как вы попали в группу по работе над вакциной? Расскажите о своей специализации и профессиональной истории.

Кто еще входит в группу?

Прежде чем мы перейдем к вопросу о вакцине непосредственно от коронавируса: если говорить простым языком — каков принцип работы прививок?

Вакцины принято делить на живые (MMR/ротавирус), состоящие из живых ослабленных возбудителей болезни, инактивированные (гепатит А, бешенство, грипп), которые включают в себя фрагменты бактерий или вирусов, анатоксины (столбняк/коклюш/ дифтерия), из специальным образом обработанных токсинов бактерий и вакцины на основе генетического материала.

Стратегия вакцинации основана на существовании феномена иммунологической памяти. Это значит, что при повторной встрече с вирусом или бактерией клетки иммунной системы начинают вырабатывать антитела, направленные против данного инфекционного агента (антигена). Это позволяет быстро обезвредить вирус или бактерию и предотвратить повторное развитие болезни. В этой игре вакцина обеспечивает первое знакомство иммунной системы с антигеном. Вакцина должна быть сконструирована таким образом, чтобы иммунная система распознала ее как инфекцию и начала борьбу с этим патогеном. Именно поэтому, повышение температуры тела является побочным эффектом некоторых, в основном живых, прививок.

Как устроен процесс разработки вакцины? Как будет выглядеть прививка от коронавируса?

Сегодня в условиях COVID-19 большая часть лабораторий работает над вакцинами на основе вирусного генетического материала, на основе фрагментов вирусов (как правило, поверхностных белков) и на основе вирусных векторов (генетически модифицированные вирусы, способствующие синтезу только определенных патогенных белков).

В нашей лаборатории мы разрабатываем вакцину, основным компонентом которой является вирусная РНК. Это значит, что препарат не содержит ни ослабленный вирус, ни его структурные элементы. Мы используем не всю генетическую информацию вируса, а только тот фрагмент РНК, который кодирует поверхностный S-белок. Введенный в организм фрагмент вирусного генома попадает в клетку. В результате клетка сама синтезирует большое количество S-белка, против которого начинает работать иммунная система. Обычно формирование иммунитета занимает около 2 недель. Таким образом, следующая встреча с вирусом приведет к немедленному уничтожению клетками иммунной системы, что не даст болезни развиваться.

Наша технология позволяет существенно снизить дозу необходимого препарата. Это позволит не только сократить финансовые расходы, но и сделать гораздо больше вакцин, доступных для большего количества людей. Обычно в организме человека одна молекула РНК служит матрицей для одной молекулы белка. Таким образом, стандартная РНКовая вакцина должна содержать большую дозу РНК. В нашей вакцине, мы используем РНК, которая способна к самовоспроизведению. В результате одной молекулы РНК достаточно для создания большого количества S-белков, а значит, доза, необходимая для одной вакцины значительно снижается.

Верно ли я понимаю, что сейчас несколько стран делают свои версии вакцин параллельно друг другу?

На сегодняшний день в мире более 35 лабораторий усиленно работают над вакциной против COVID-19. Исследователи общаются между собой и делятся информацией, но у каждой лаборатории свой подход и свои технологии. Это не соревнование между лабораториями, это состязание нас — как человечества — с вирусом, и в наших общих интересах как можно быстрее найти наиболее эффективный способ его победить.

Неизвестно, какая технология даст лучший результат. Часть из них не пройдут испытания, часть придется модифицировать, и они выйдут на рынок позже.

Иммунитет — это головоломка, которую ученые продолжают разгадывать. Иммунная система каждого человека индивидуальна, и именно поэтому кто-то переносит болезнь легко, а кому-то требуется госпитализация. Каждая возрастная группа обладает своими иммунологическими особенностями. Мы пока не знаем, какая стратегия окажется наиболее эффективной для той или иной группы людей и какая вакцина подойдет для широкого использования. Важно, что, работая все вместе, мы прилагаем максимум усилий, чтобы найти вакцину и сделать ее доступной в максимально короткие сроки.


Сколько времени уходит обычно на разработку и тестирование новой вакцины? Какие есть этапы у этого процесса?

В нормальной ситуации разработка и утверждение вакцины может занять до 10 лет. Например, на создание вакцины против лихорадки Эбола ушло почти 6 лет. Работа над вакциной началась в 2014 году, а в ноябре 2019 года Европейская комиссия одобрила выпуск вакцины Ervebo на широкий европейский рынок.

Первый этап, включающий в себя исследование и выбор метода, может длиться годами. Подробный анализ результатов работы других исследователей в конкретной области служит базой для создания дизайна нового проекта. Когда проект готов, на разработку препарата требуется от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от вида вакцины. Производство вакцины на основе генетического материала требует сравнительно мало времени. Сначала на основе известного генетического кода модель проектируют в компьютерной программе, после чего синтез вакцины занимает примерно неделю.

После изготовления вещества начинаются проверки. Глобально процесс тестирования можно разделить на два этапа: доклинические исследования и испытания на людях. К доклиническим исследованиям относятся исследования in vitro на клеточных культурах и испытания на животных моделях. Обычно для этого используют лабораторных мышей, хорьков и человекоподобных приматов (макак). Испытания на животных позволяют с минимальными затратами выявить серьезные побочные реакции и определить эффективность препарата.

«Основная проблема на сегодняшний день в том, что система здравоохранения не готова к такому количеству пациентов, которым необходима госпитализация«

Обычно это занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. В спокойной обстановке у исследователей есть время на то, чтобы пробовать новые методики, придумывать, как модифицировать и совершенствовать препарат. Но в экстремальных условиях все пытаются максимально сократить сроки. Наша и многие другие лаборатории уже начали испытывать свои препараты на животных. Все работают над тем, чтоб как можно быстрее начать клинические испытания на людях.

Как проводятся испытания на человеке?

Испытания на человеке обычно состоят из трех фаз:

1-я фаза проводится на малой группе волонтеров (от 20 до 100 человек) и занимает примерно 3 месяца. На этом этапе главный вопрос — это безопасность применения вакцины для человека и наличие серьезных побочных эффектов.

2-я фаза включает в себя несколько сотен человек, и здесь мы проверяем эффективность препарата и иммунную реакцию. На данном этапе также пытаются определить оптимальную дозу препарата.

В 3-й фазе участвуют уже десятки тысяч человек. Как правило, это слепые исследования, в которых сравнивают иммунную реакцию людей, получивших настоящий препарат и плацебо.

Как правило, на клинические испытания отводят 2-4 года, но в условиях эпидемии большинство ученых надеются получить необходимые результаты за 12-18 месяцев.

Как можно ускорить этот процесс?

Есть несколько способов. В условиях эпидемии нет времени на изучение новых методик. Для создания нового препарата многие ученые работают на хорошо исследованных ранее платформах, которые они использовали для производства других вакцин. Это также позволяет им принять решение по сокращению испытаний на животных. Также есть возможность немного сократить и клинические исследования. Если вторая фаза клинических испытаний проводится на достаточно большом количестве добровольцев, препарат показывает высокую эффективность и минимальные побочные эффекты, комиссия может одобрить начало масштабного производства препарата одновременно с началом третьей фазы исследований.

Как вы предполагаете, когда ориентировочно (в России или другой стране) появится первая вакцина от коронавируса?

Об этом очень сложно говорить, потому что мы не можем сейчас утверждать, какая из вакцин пройдет все испытания. Неделю назад американская компания (Moderna) начала первую фазу клинических испытаний. Многие лаборатории планируют начало исследований на людях на конец мая. При идеальном раскладе к началу 2021 года можно будет начать широкое производство.

Но не надо забывать, что весь процесс зависит не только от качества и эффективности препарата. Разработка новой вакцины — это как производство автомобиля. Кто-то работает над двигателем, кто-то разрабатывает дизайн, а кто-то проводит краш-тест, но все ответственны за конечный результат. Так и с прививками: в одной компании надо заказать реагенты, другая фирма предоставит животных для испытаний, о проведении испытаний на людях надо договариваться с больницами и, конечно, все зависят от финансирования. Нередко бывает, что эти фирмы и компании находятся в разных странах, а карантин и прочие ограничительные меры могут играть не в нашу пользу. Мы все рассчитываем друг на друга и задержка на любом этапе удлиняет весь процесс.

Есть мнение, что к моменту создания первой вакцины вирус уже мутирует и от нового штамма прививка будет неэффективна. Оправданны ли эти опасения?


Как вы считаете, принимаемые сейчас в России меры для сдерживания распространения вируса достаточные?

Карантинные меры меняются каждый день. В России еще на прошлой неделе можно было свободно пойти в торговый центр. Несколько дней назад закрыли всевозможные места большого скопления людей и ограничили въезд для иностранных граждан, а уже сегодня для всех жителей Москвы независимо от возраста введен режим самоизоляции. Пока рано делать выводы, но кажется, что достаточно серьезные карантинные меры работают. В Ухане уже некоторое время нет новых случаев, в нескольких странах, где введен карантин, количество подтвержденных новых случаев болезни продолжает расти, но с меньшей интенсивностью. Тем не менее неизвестно, как будет меняться эпидемиологическая ситуация, когда города и страны начнут открывать границы.

Лучшим способом не заболеть и не заразить себя и своих близких будет соблюдать рекомендации, максимально ограничить выход на улицу и соблюдать дистанцию между людьми.

Вирус достаточно заразный. Инфицирующая способность вируса определяется базовым репродуктивном числом (R0). R0 показывает количество человек, которое может заразить один инфицированный, при условии, что все могут заразиться. К примеру, у кори R0=18, у вируса гриппа R0=1.6, R0 для SARS Cov-2, по разным данным, равен 2.3-2.8. Это значит, что вероятность заболеть сезонным гриппом, если вы не делали прививку, примерно в 1.5 раза меньше.

Основная проблема на сегодняшний день в том, что система здравоохранения не готова к такому количеству пациентов, которым необходима госпитализация.

Несмотря на то, что многие переносят этот вирус достаточно легко, нам не стоит пренебрегать карантином. В условиях эпидемии мы отвечаем друг за друга. Молодые люди ответственны за то, чтобы не распространять инфекцию и не заразить тех, для кого это может стать фатальным. Люди из группы риска ответственны за то, чтобы не подвергать себя опасности и не увеличивать нагрузку на врачей, которые вынуждены работать на износ.

Есть ли у ученых сейчас понимание того, вырабатывается ли иммунитет к коронавирусу?

Клетки памяти могут жить в организме достаточно долго. Например, клетки памяти, направленные на выработку антител против черной оспы, сохранялись в крови у пациента иногда более 60 лет: в среднем от 15 до 30 лет. Но большинство клеток памяти со временем деградируют. Поэтому, прививки, сделанные в детском возрасте не являются гарантией защиты от инфекции для взрослого человека.

Лабораторным признаком формирования стойкого долговременного иммунитета после перенесенной инфекции является наличие в плазме крови специфических иммуноглобулинов группы G. Мы уже точно знаем, что в ответ на SARS-CoV-2 организм человека вырабатывает иммунитет. Данные из Китая и Австралии говорят о том, что в крови у выздоровевших пациентов выявляется достаточно высокий титр антител G. Эксперименты in vitro подтверждают, что концентрация антител достаточная, чтобы обезвредить вирус. Мы с уверенностью можем сказать, что у этих пациентов сформировался иммунитет и в ближайшие несколько месяцев они не могут заболеть повторно.

Информация о длительном иммунитете против SARS-CoV-2 сегодня существует лишь в виде предположений, основанных на исследованиях после предыдущих эпидемий коронавирусов (SARS-CoV и MERS). Обе эпидемии давали переболевшим стойкий иммунитет, который сохранялся на протяжении нескольких лет. У нас есть основания полагать, что инфекция SARS-Cov2 тоже дает выздоровевшим людям длительную иммунную защиту — но эти основания не достаточны для уверенного утверждения.

В новостях была информация о случаях повторного заражения

Вы абсолютно верно отметили распространение непроверенной информации через соцсети. Периодически появляются посты на тему, какие болезни дают иммунитет к коронавирусу. Например, есть мнение, что нельзя заболеть им, если у тебя ранее была пневмония. Эти рассуждения не более чем некомпетентные догадки или действительно могут быть заболевания, потенциально дающие иммунитет от нового вируса?

Глобальные события всегда связаны с появлением огромного количества непроверенной, неподтвержденной и неправильной информации. На официальном сайте ВОЗ в отделе, посвященном новой эпидемии, есть специальная секция, в которой рассказывают о мифах и фейковых новостях о COVID-19. Всем, кто сомневается в адекватности той или иной информации, я бы посоветовала обратиться к этому сайту и проверить.

Вирус, с которым мы имеем дело сегодня, новый для человечества. Люди раньше им не болели, поэтому не могли выработать против него иммунную защиту. Есть логичное предположение, что люди, которые в 2003 году перенесли SARS-CoV, устойчивы к новой инфекции. Это можно объяснить тем, что SARS-Cov и SARS-Cov-2 имеют почти 80% геномной идентичности. Тем не менее, тот факт, что эпидемия SARS-CoV , была более 15 лет назад, а количество заболевших немногим превысило восемь тысяч, говорит о том, что эти данные не играют большой роли с точки зрения коллективной защиты.

Может ли вирус исчезнуть сам собой (то есть все заразившиеся будут либо вылечены, либо умрут и новых случаев не будет) или это тоже из разряда фантастики и вирус никуда сам по себе не денется?

Обычно так и проходят эпидемии. Для того, чтобы вирус перестал активно циркулировать в популяции, им должны переболеть более 70% всех людей. Тогда будет сформирован коллективный иммунитет, и, если мы предполагаем, что иммунитет длительный, они не смогут заболеть повторно. Таким образом, у вируса будет гораздо меньше потенциальных жертв — а значит, коэффициент передачи снизится до уровней, при которых эпидемия сходит на нет сама собой.

Есть предположение о том, что климатические условия могут влиять на распространение вируса (по аналогии с ОРВИ, которые значительно хуже распространяются в летнее время). Если это окажется правдой, то летний сезон должен был бы оказаться дополнительным фактором снижения коэффициента передачи, и вместе с развитием иммунитета у растущего числа людей это помогло бы свести эпидемию на нет. Но научного подтверждения этому пока нет. Мы видим, что сегодня вирус активно распространяется во всех частях света вне зависимости от погоды.

Сейчас в Москве появилась возможность сдать тест на коронавирус по собственной инициативе, платно. Есть ли смысл это делать, если у тебя нет симптомов?

Тестовая система на COVID-19 основана на принципе полимеразной цепной реакции (ПЦР), которая позволяет определить наличие и количество вирусной РНК.

Отрицательный результат может свидетельствовать о трех ситуациях. Человек либо здоров, либо находится в инкубационном периоде, либо переносит болезнь бессимптомно.

Если человек здоров, отрицательный анализ сегодня не даст гарантии, что он/она не заболеет завтра. Отрицательный результат теста может ошибочно дать людям уверенность, что они не могут заболеть и карантинными мерами можно пренебречь. Это не так. Любой человек, не имеющий специфического иммунитета, может заболеть COVID-19.

Инкубационный период — это время от момента заражения до проявления первых симптомов болезни. Согласно данным центра по контролю и профилактике заболеваний США, инкубационный период при COVID-19 занимает от 2 до 14 дней. На сегодняшний день нет подтвержденных данных о том, что во время инкубационного периода человек заразен и выделяет большое количество вирусных частиц, превышающее порог чувствительности теста. Это значит, что анализ, выполненный на следующий день после заражения, как и за день до появления симптомов, скорее всего, даст ложный отрицательный результат. Поэтому для людей, находящихся в инкубационном периоде такой анализ не информативен.

Появление в лаборатории человека с бессимптомной формой заболевания может быть опасным для всех, кто будет стоять с ним/ней в одной очереди. Прежде чем пациент с бессимптомной формой получит положительный результат и сядет дома на самоизоляцию, он/она успеет передать этот вирус тем, для кого течение болезни окажется гораздо более тяжелым. Кроме того, возможность прийти в такую очередь за анализом может привлечь и людей с симптомами. Таким образом, очередь на такой анализ может быть отличным местом для распространения инфекции.

В случае, если у человека появились симптомы и согласно рекомендациям он имеет право на проведение анализа, а тестирование по той или иной причине откладывается, он может воспользоваться услугами такой лаборатории. Естественно, в этом случае анализ надо брать на дому с соблюдением необходимых правил защиты. На мой взгляд, это единственная ситуация, при которой сдать такой анализ платно было бы разумно.

Муниципальное образовательное учреждение

Исследовательская работа на тему:

Выполнила Кутаева Надежда

учащаяся 2-го класса МОУ Семёновская СОШ

Свободненского района Амурской области

Руководитель: Шипилова Наталья Владимировна

учитель начальных классов МОУ Семёновская СОШ

Свободненского района Амурской области

1.1 История вакцинации

1.2 Значение вакцинации в современной медицине

Глава 2. Почему надо делать прививки?

2.1 Исследование знаний детей о прививке и её пользе

2.2 Анализ привитости населения

Глава 3. Практическая часть

Разработка и проведение агитбригады о пользе прививок

Взрослые часто говорят нам, что прививки от разных болезней необходимо делать. Однако, многие наши друзья, как оказалось, не знают, что такое прививка, боятся её делать, даже иногда отказываются, опасаясь за своё здоровье. На самом деле, на наш взгляд, это очень важная тема. Поэтому в этой работе мы решили узнать, что такое прививка, почему надо делать прививки.

Актуальность: проблема сохранения и укрепления здоровья школьников актуальна и имеет огромную значимость. Так как только здоровый человек может хорошо учиться, развивать свои творческие способности, само реализовываться как личность. Поэтому, необходимо, чтобы ребята как можно раньше научились понимать ответственность за своё здоровье и освоили основные способы профилактики различных заболеваний, в том числе простудных.

Итак, объект моего исследования – влияние вакцинации на здоровье человека.

Предмет исследования – прививка и её воздействие на здоровье

Цель исследования: расширить свои знания о пользе прививок

Изучить что такое прививка, вакцинация

Узнать, как появилась первая прививка, вакцинация людей и какое значение имеет для жизнедеятельности организма человека.

Составить анкету и провести опрос среди учеников 1-4 классов, выяснить причины отказа от прививок

Провести анализ статистических данных по привитости населения

Собрать интересную информацию, стихи и подготовить агитбригаду о пользе прививок, распространить буклеты младшим школьникам

Составить памятку о пользе вакцинации.

Гипотеза: прививка необходима для человека, так как стимулирует организм к выработке антител, которые защищают человека многие годы или всю жизнь.

Глава 1. Что такое прививка, вакцинация?

1.1 Основные понятия

Сначала определим смысл основных понятий, связанных с прививками. В толковом словаре С.И. Ожегова мы нашли следующие понятия: и нфекция – это заражение организма болезнетворными микробами, в ирус – это мельчайший микроорганизм, возбудитель заразной болезни, в акцина – препарат для предохранительных лечебных прививок против заразных болезней, п рививка – введение в организм ослабленных или разрушенных возбудителей заболевания.

Главная цель вакцинации - формирование иммунитета (невосприимчивости) к болезни. Вакцина стимулирует организм к выработке своих антител, которые защищают человека на многие годы.

1.2 История появления вакцинации

Не секрет, что наибольшее количество людей в древности погибало в результате страшнейших эпидемий. От таких заболеваний, как чума, оспа, холера, люди умирали целыми городами. Даже причиной гибели цивилизации майя считается натуральная (она же черная) оспа. Как предполагают исследователи, заболевание было завезено в 1521 г. больным матросом, который прибыл на борту испанского судна, причалившего тогда к берегам Америки. От этого матроса заразились несколько аборигенов, что привело к эпидемии оспы на континенте. Она унесла за несколько лет 3,5 млн человеческих жизней коренного населения Америки.

Еще за много столетий до Рождества Христова существовал своеобразный метод защиты от оспы, похожий на вакцинацию. Изобретен он был в Китае, а в дальнейшем использовался в Индии, Малой Азии и Европе. Древние люди давно приметили, что человек, который однажды переболел оспой, больше никогда ею не заболеет. Поэтому древние эскулапы искусственно заражали здоровых людей путем переноса инфекционного материала (содержимого высыпаний) от больных оспой. В древних китайских памятниках литературы можно найти описание такого инфицирования через слизистую носа. В результате таких манипуляций человек заболевал легкой формой болезни и приобретал к ней стойкий иммунитет.

Следующим прорыв в медицине и иммунологии совершил французский ученый Луи Пастер в XIX веке. Он первым доказал, что инфекционные болезни могут возникать только в результате проникновения в организм микробов. Благодаря его работам были обнаружены возбудители инфекционных заболеваний, а также разработаны эффективные способы борьбы с ними. Он доказал, что вакцины можно готовить в лабораторных условиях в любом количестве, а также что вакцинация является универсальным способом профилактики инфекционных заболеваний.

1.3 Значение вакцинации в современной медицине

Вакцинация стала основным методом борьбы против многих инфекционных, и в частности вирусных, заболеваний. Широкое развитие этот метод получил в XX веке. Уже в наше время именно благодаря вакцинам были побеждены многие вирусные инфекции, уносившие в прежние годы миллионы человеческих жизней.

На сегодняшний день одной из серьёзных болезней является грипп. Она опасна своими осложнениями, которые могут развиться через несколько лет:

- паралич и другие .

Для профилактики гриппа выпускают живые вакцины, содержащие ослабленные, незаразные, живые вирусы гриппа, или неживые, содержащие убитые вирусы. Так как вирусы меняются, то меняются и вакцины.

Итак, можно сделать вывод, что прививки крайне необходимы. Кроме того прививки не только защищают здоровье человека, они могут предотвратить развитие новых эпидемий.

Глава 2. Почему надо делать прививки?

2.1. Исследование знаний детей о прививке и её пользе

Среди учеников младшей школы мы провели анкетирование и узнали, что они знают о прививках, осознают ли важность вакцинации. В анкетировании приняли участие 22 человек а – учащиеся 1- 4 классов. Им были предложены следующие вопросы:

Что такое прививка?

А. Укол от болезни

Б. Введение в организм ослабленных или разрушенных возбудителей заболевания

Почему надо делать прививки?

А. Чтобы не болеть

Б. Организм вырабатывает иммунитет, невосприимчивость к болезни

Опасен ли для здоровья человека полный отказ от прививок?

2.2 Анализ привитости населения наших сёл

Мы решили узнать, как обстоят дела по данной теме у нас в сёлах. Для этого мы договорились о встрече с фельдшером Маркучинского ФАПа Погореловой Галиной Анатольевной. Из встречи узнали, что в наших сёлах нет проблем с прививками, все знают, с какой целью их ставят. Если только у кого-то имеется аллергия на какой-то препарат. В селе Семёновка подобные отказы были, но их мало. Мы попросили фельдшера проанализировать, кто в течение года чаще болеет: дети, делающие прививки или дети, отказавшиеся от них. Анализ заболеваемости показал, что ученики, которые ежегодно делают прививки, гораздо меньше болеют.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции