Какое жилище не переносное юрта иглу чум
















  • Вигвам, Северная Америка
  • Иглу, эскимосы
  • Изба, Россия
  • Шатер, Сахара
  • Минка, Япония
  • Сакля, Кавказ

Минка, сакля и пальясо: где живут народы мира


А то, что нарисовал Шарик, — это типи, оно действительно конической формы, живут в таких сооружениях кочевые индейцы Великих равнин.


Еще одно узнаваемое изображение — ледяные дома эскимосов, которые называются иглу. Живут эскимосы на территории от Гренландии до Аляски и восточного края Чукотки. Строят иглу из уплотненных ветром снежных или ледяных блоков, высота сооружения — 3–4 м.

Вход может быть устроен в полу, к входу прорывается коридор — так делают, если снег глубокий. Если же снег неглубокий, вход устраивают в стене, а к ней пристраивают дополнительный коридор снаружи из блоков.

Когда вход расположен ниже уровня пола, легче происходит обмен между потоками углекислого газа и кислорода, при этом теплый воздух не покидает помещения. Свет проникает либо прямо сквозь стены, либо через окна из тюленьих кишок и льда. Внутри помещение обычно застилается шкурами.


А этот тип жилья, казалось бы, вообще непонятно как не разваливается. Однако если присмотреться, можно заметить множество укрепляющих палок внутри. Шатер африканских бедуинов, который также иногда называют фелидж, — это, по сути, покрывало из верблюжьей или козьей шерсти, раскинутое поверх шестов. По количеству этих шестов определяют богатство бедуина, максимальное число таких подпорок — 18.

С помощью полога его делят на две части, одну отводят женщинам, вторую занимают мужчины.

Внутри шатер устилают циновками. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, на ее сборку уходит два-три часа. Днем шатер полностью открыт: покрывала поднимают наверх, ночью импровизированный дом закрыт, у него нет ни одного просвета — только так можно защититься от холода и ветров, которые приходят в пустыню с наступлением темноты.


Еще одно жилье-трансформер — традиционная японская минка. Такой дом был жильем крестьян, ремесленников и торговцев, сейчас подобные хижины, как правило, встречаются в сельской местности.

В разных районах у минки свои особенности, но есть и общие правила, в частности использование прямоугольной рамочной конструкции из несущих столбов и перекладин. При строительстве таких домов используют дешевые и доступные материалы, они часто сделаны из дерева, бамбука, травы, соломы и глины.

Пол земляной, с деревянным настилом, на нем же спят и едят.


Это уже более основательное сооружение. Испанские дома пальясо делают из камня, их высота — 4–5 м, диаметр — от 10 до 20 м. Сам дом круглый или овальный, крыша — коническая, сделана из деревянного каркаса, обшитого соломой.

Окон может не быть вообще или же сделано одно, чисто символическое.

Такой вид жилья особенно популярен в округе Сьерра-де-лос-Анкарес. В качестве постоянных мест для проживания пальясо использовались до 1970-х годов.

Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.


Чум – жилище северных оленеводов

Что же касается чума, то по сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.

Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума – они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.

Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.

С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.

Яранга – национальное жилище народов Чукотки


Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.

Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы (например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им). Полог является спальным помещением. Чоттагин – отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть жилища. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи.

В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят традиционные блюда народов Севера – чай, оленину и угощают ими гостей. Более того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят парники, теплицы и некоторые другие сооружения. Например, в центре Анадыря можно увидеть ярангу – овощную палатку, выполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах.

Иглу – эскимосское жилище из снега и льда

Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены – полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо.

Любопытно и то, что, несмотря на всю простоту постройки, на самом деле построить иглу своими руками не так-то просто. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1-2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит. Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей устойчивости иглу с внешней стороны поливают водой.

Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу.

Казалось бы, что мешает этим людям строить обычные дома? Думаю, что тут есть несколько ключевых факторов. Многие народы севера живут как кочевые племена, и в активный и короткий период северного лета пасут олений перегоняя их по пастбищам, что делает не возможным для них постройку капитального жилья в определенном месте. А чум или юрта достаточно мобильное жилище и возводиться меньше чем за сутки, К тому же, в условиях, особенно крайнего севера, обычные строительные материалы, такие как камень и дерево очень дороги, и не каждая семья может позволить купить себе дрова, не говоря уже о целом доме… И в третьих, жизнь, в таких домах это важный элемент национальной, этнической культуры целых этносов населяющих как север России так и другие северные территории земного шара.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кто знает, расскажите, пожалуйста, что такое юрта, яранга, чум. ТОЛЬКО СЕРЬЁЗНО.
Мои познания очень приблизительны. Помогите, пожалуйста.

Мне нужно развернутое описание — из чего делается. чеи отличается от других

Юрта — ВикипедияМатериал из Википедии — свободной энциклопедии. Перейти к: навигация, поиск. Узбекская женщина у входа в юрту. 1913. Фото С. М. Прокудина- ..
ru.wikipedia.org/wiki/Юрта — 28k — Сохранено в кэше — Похожие страницы — Записать

Чум — ВикипедияМатериал из Википедии — свободной энциклопедии. Перейти к: навигация, поиск. Эта статья о жилище. Другие значения: Чум (станция). ..
ru.wikipedia.org/wiki/Чум — 29k — Сохранено в кэше — Похожие страницы — Записать

Яранга — (чукот.), переносное жилище у народов северо-восточной Сибири — круглое в плане, со слегка скошенными внутрь стенами и конической крышей, на каркасе из жердей, покрытом оленьими и моржовыми шкурами; имеет внутреннее отделение в.

А Вы были когда-нибудь в юрте, чуме или в яранге? Как там внутри жилища? Удобно ли? И правда - не холодно?

Или - Вас ещё не заносила нога человека в такие холодные места?)

Resurgent
Мой фотоблог Ответить дата: 08.01.2009 - время: 01:39

Я думаю, так далеко забираться не стоит. У меня за окном -27 - вполне хватает. А чтобы узнать как в чуме - можно почитать Юрия Рыхтэу.
Хотя, после губернатора Абрамовича, это может быть уже не актуально :)

Хуаниttа traхх de Kончиtta
Мой фотоблог Ответить дата: 10.03.2009 - время: 17:38
Юрия Рытхэу я частично и выборочно читала. Но в чум - всё равно хочется. Видимо - экзотики просит московская душа и тело)) -=Хант=-
Мой фотоблог Ответить дата: 10.03.2009 - время: 18:52

Добрый вечер!
меня 20 лет назад занесло))) в Ханты-Мансийский округ.
есть у меня друзья.

Население земного шара состоит из людей различных национальностей. На равнинах и в горной местности, в лесах и степях, в жарких пустынях и среди вечных снегов - везде люди строят себе дома. В зависимости от особенностей климата местные жители сооружают теплые или холодные постройки, временные или постоянные жилища. Нередко дома разных народов не особенно отличаются между собой, например изба, хата и сакля похожи друг на друга, только построены из разного материала.
Однако встречаются и совсем необычные жилища, такие как иглу, чум, яранга, юрта, вигвам. Их сооружали еще в глубокой древности, но где-то в таких национальных домах люди живут и по сей день.
Давайте познакомимся с некоторыми жилищами, которые строят люди разных национальностей.
Чум и яранга
Многие жители Крайнего Севера занимаются разведением оленей. Оленеводы, переезжая с одного места на другое место в поисках новых пастбищ для животных, сооружают себе временное жилище, которые называют чумом.

Жилища кочевников отличаются как снаружи, так и из нутрии, как убранством, так и костюмами, как обрядами, так и обычаями.
Монгольская юрта по форме отличается от киргизской. Она ниже, приземистей, потому что в Монголии жуткие ветра. Там не столько много снега, сколько очень сильный ветер, поэтому и жилье у них низкое с жесткими стойками в центре, чего нет в других юртах. В монгольской юрте самая главная конструкторская особенность, это веревка. Когда начинается сильный ветер, то на эту.

Дата публикации 23.10.2012

Этот музей в 2003 году основал известный этнограф и путешественник Константин Куксин, который и руководит им сегодня. Чтобы собрать экспонаты, Константин Куксин объехал множество мест в Монголии, Китае, Киргизии, Казахстане и на нашем Севере, жил в семьях кочевников и в буддийских монастырях. В Музее кочевой культуры можно все экспонаты трогать руками и даже пользоваться ими, например, приготовить еду в кочевых условиях. Посещение этого музея идёт в виде игровой экскурсии, здесь не принято быстро пробегать всю экспозицию. Чтобы почувствовать настоящую атмосферу кочевой жизни, посетители музея за один раз знакомятся только с одним жилищем.

В последнее время многие российские и западные ученые развивают мысль о том, что любые древние и самобытные культуры, какими бы необычными и странными они не казались, имеют огромное значение для развития всего мира во многих смыслах этого слова, так как они не только могут наглядно показать нам всю глубину и сущность эволюционного процесса, но и прийти на помощь в некоторых непредвиденных ситуациях. Именно такие культуры на протяжении многих веков способны, во что бы то ни стало, сохранить свой язык, традиции и обычаи. И это касается не только произведений искусства, традиционных блюд и одежды, но и строительных технологий. Поэтому сегодня мы решили рассказать вам о национальных домах народов Севера – чумах, ярангах и иглу, которые до сих пор используются местными жителями во время охоты, кочевки и даже в повседневной жизни.

Национальные дома народов Африки: круглые дома, шалаши, дома на сваях и пещеры в пустынях

Национальные дома народов Америки: вигвам.

А здесь я расскажу как раз о жилищах диких сибирских обитателей. Начнём с юрты. Почему? Потому что юрта – это изобретение то ли тюрков, то ли монголов, то ли гуннов, сделанное в той самой области, из которой все эти дикие обыватели и попёрли, прежде чем стать сибирскими, центральноазиатскими, европейскими и т.п., – где-то в районе Внутренней Монголии или чуть западнее.

Почему именно это выражение стояло эпиграфом к книжке, я уж вам здесь рассказывать не стану. Интересно – почитайте и сами поймёте. А здесь я расскажу как раз о жилищах диких сибирских обитателей. Начнём с юрты. Почему? Потому что юрта – это изобретение то ли тюрков, то ли монголов, то ли гуннов, сделанное в той самой области, из которой все эти дикие обыватели и попёрли, прежде чем стать сибирскими, центральноазиатскими, европейскими и т.п., – где-то в районе Внутренней Монголии или чуть западнее.

Цель: обобщение представлений детей об особенностях жилища человека в зависимости от местности, природных и климатических условий, в которых он живёт.

Задачи: Уточнить представления детей о домах людей, населяющих Землю: традиционное жилище людей Севера – чум, яранга; в степях и пустынях – юрты; русские люди, живущие в лесном краю, строят избы; на юге России и Украины – хаты-мазанки; жители Северной Америки (эскимосы), живут в иглу.

Способствовать пониманию причинно-следственных связей между образом жилища и климатическими условиями, имеющимися материалами, образом жизни людей.

Развивать познавательный интерес, умение отражать информацию в продуктивной деятельности.

Как построить дом надежный,

Человек еще не знал.

В первобытном мире.

ЯРАНГА — (чукот.) переносное жилище у народов северо востока Сибири круглое в плане, с конической кровлей из шестов, покрытых оленьими шкурами … Большой Энциклопедический словарь

ЯРАНГА — ЯРАНГА, и, жен. У нек рых народов северо восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. Я. оленеводов. | прил. яранговый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

яранга — и, ж. (коми jaran букв. живущий на севере). У народностей северо востока Сибири: переносное жилище, состоящее из деревянного каркаса, покрытого оленьими шкурами, с крышей конической формы. || Ср. вигвам, иглу, кибитка, чум, юрта. Толковый словарь … Словарь иностранных слов русского языка

яранга — сущ., кол во синонимов: 1 • жилище (71) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ЯРАНГА — (чукот.), переносное жилище у народов северо восточной Сибири круглое в плане, со слегка скошенными внутрь стенами и.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с одной из очень важных профессий – строителя; с разнообразием жилищ, построенных разными народами, с древним зодчеством россиян.
  2. Развивать воображение, умение сравнивать, анализировать, устанавливать связи между объектами, логически мыслить, пользоваться дополнительной литературой, использовать свои знания в новых условиях.
  3. Воспитывать уважительное отношение к профессии строителя и чувство гордости за талант и мастерство народов России.

1. Оргмомент. Приветствие.

2. Актуализация знаний. Мотивация. Выход на тему урока.

На доске иллюстрации с изображением предметов рукотворного мира: дома, различные виды транспорта, инструменты.

- Рассмотрите внимательно эти иллюстрации. Что их всех объединяет? (На них изображены предметы рукотворного мира, они созданы человеком).

- А теперь подумайте:

1 вариант: Какие способности человека помогли всё это создать?

2 вариант: Выберите только те объекты, которые, на ваш взгляд, самые важные, самые нужные для человека?

- Отвечаем на первый вопрос. Что же свойственно человеку? (Человек обладает удивительной способностью говорить, писать, читать, а также творить, т.е. умеет конструировать, выдумывать новое, изобретать, фантазировать. Человек – творец рукотворного мира).

- Сегодня мы ещё раз убедимся в этом.

- Отвечаем на второй вопрос. Итак, какие объекты самые важные для человека?

(Жилища, дома). Что защищает человека от непогоды?

- Почему так решили? Зачем нам нужны дома? (Чтобы укрыться от холода, от жары, от ветра, чтобы не болел, был здоровый, чтобы ему было комфортно, чтобы он мог отдыхать, чтобы хорошо работалось).

- Да, всё это важно для современного человека, но во все времена строительство жилищ было очень важным для человека делом.

Где бы ни поселился человек, на берегу моря или высоко в горах, ему обязательнонужно жилище, чтобы укрыться от холода и от жары, от дождя и ветра. С него, с жи- лища начинается путь человека - создателя рукотворного мира.

- А если он создаёт дома, то как мы его называем, какое слово подходит?

- Это тема сегодняшнего урока. И урок наш посвящён жилищам.

- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

- Наша задача – познакомиться с одной из очень важных профессий – строителя, с разнообразием жилищ, построенных разными народами, постараться увидеть мастерство народов. Чтобы работа шла успешно, что нам для этого нужно?

(Внимание, умение выслушивать друг друга, умение думать, мыслить. А ещё умение самим искать, пробовать, сравнивать, анализировать, фантазировать, делать выводы).

3. Изучение нового материала.

- Рассмотрите ещё раз эти жилища. Попробуйте разделить их на группы. Работаем в парах, поэтому сначала посовещайтесь.

- Проверим. На какие группы разделили все эти жилища?

а). Жилища, которые использовались в прошлом, т. е. старинные жилища.
б). Жилища, которые строят в наше время, современные жилища.
в). Жилища, каких ещё нет, фантастический дом будущего.

- Какие жилища из этих можно отнести и к прошлому, и к настоящему? (юрта, чум, иглу).

- Что общего между всеми домами? (Все они предназначены для жилья).

- А чем отличаются они? (У них разные формы, разные названия, сделаны из разного материала, строят в разных местностях).

- Кто знает, как называются эти дома? Попробуйте правильно расставить эти карточкиназвания. (два ученика у доски).

2. Проблемные вопросы.

- Кто же является хозяином этих жилищ?

- Из чего и как построены эти жилища?

- В каких местностях их строят?

- Отчего это зависит?

Вот на эти вопросы мы будем искать сегодня ответы. А вы будете учениками-исследователями. Отправимся в путь на волшебном облачке. Это путешествие необычное.

- Сядьте поудобнее, голову положите на руки, глаза закройте. Прислушайтесь к своему дыханию. Оно становится ровным, спокойным, размеренным. Спокойный вдох – спокой-

ный выдох. Представьте, что лёгкие, мягкие, тёплые, пушистые облака подплыли к вам к парте. Каждый из вас садится как в кресло в своё облачко. Мы медленно поднимаемся вверх и начинаем наше путешествие. Яркое, ласковое солнце нежно согревает нас. Мы проплываем над лесом, опускаемся ниже, проплываем ниже берёзок и стройных ёлок.

Поют птицы. Как хорошо в лесу дышится! Как свободно! Лёгкий ветерок дует нам в лицо.

- Теперь откройте глаза, подвигайте головой, плечами, подтянитесь, улыбнитесь.

4. Работа по группам.

(6 групп, в каждой группе справочный материал по теме).

- Я предлагаю вам поработать в группах.

Прочитайте текст на странице 24 учебника и справочный материал. Ответьте на вопросы:

  1. В каких домах жили наши предки? Из чего и как они строили?
  2. Какие дома строят в жарких странах, какие в холодных?
  3. (Иглу и чум – жилища северных народов, эскимосов и чукчей, ненцев и хантов.
  4. Шалаш и изба – народов, живущих в лесах, юрта – для степных жителей).

3. Какие виды домов строят в нашей местности?

Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы:

  1. У кого древние люди учились строить свои жилища? (У животных и птиц).
  2. Какие жилища и у каких животных подсмотрел человек?
    (Землянка – нора, пещера – логово, шалаш – гнездо ).

Рассмотрите иллюстрации, подумайте и ответьте на вопросы:

  1. Какой строительный материал использовали люди для строительства своих жилищ? (юрта покрывается войлоком из шерсти, чум – шкурами или кожей оленей, и сейчас пастухи живут в таких жилищах, изба – из дерева, иглу – из снежных кирпичей, шалаш – из веток).
  2. Отчего зависит выбор материала? (от природных условий).
  3. Назовите новые строительные материалы, придуманные человеком.
    (стекло, бетон, металлы, пластмасса).

4 группа.

  1. Назовите простые инструменты, используемые при строительстве дома.
    (топор, лопата, пила, мастерок, кирка для разбивания камней, кисти, стеклорез, рубанок, дрель, лом).
  2. Какие сложные механизмы используются в современном строительстве?
    (Бетономешалка, подъёмный кран, экскаватор, башенный кран, трактора).

5 группа.

  1. Чем могли освещаться и обогреваться старинные жилища: изба, чум, иглу?
    (Изба – печка, чум – костёр, иглу – зажигали плошки с тюленьим жиром, покрывали пол и стены звериными шкурами).
  2. Чем обогреваются современные жилища? (строят специальные котельные, топят углём, газом, мазутом; вода в котлах нагревается, электрические насосы качают горячую воду, которая движется по трубам в наши дома, и так обогреваются дома).

(Дети из других групп могут дополнить ответы детей).

- Проверим, какие открытия вы сделали.

4. Контроль и самоконтроль.

5. Взаимопроверка. (В парах обмениваются листами, проверяют).

- Скажите, ребята, что нового, интересного узнали на уроке?

- За что можете похвалить себя и одноклассников?

7. Домашнее задание.

Задание для всех.

1. Прочитать текст на стр. 24, выполнить задания на стр. 25.

Задания по желанию:

2. Нарисовать фантастический дом будущего и рассказать о нём.

3. Ты оказываешься на необитаемом острове. Волшебная палочка может превратить тебя в животное. С кем из животных ты будешь строить своё жилище? Придумай фантастический рассказ.

По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: лёгкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище, рассчитанное на несколько человек, можно легко построить практически в любом месте из перекрещённых жердей, покрытых ветками, корой или специально припасёнными шкурами.


Главный элемент чума – шест. Его готовят долго и тщательно, поэтому он служит тундровикам не одно десятилетие. Чум состоит из 40-45 (иногда из 50) шестов в зависимости от размеров чума. Два шеста, являются основными (макода' ну) они на некотором расстоянии от верхнего конца, имеют по одному сквозному отверстию, сквозь которое продевается веревка, и завязывается, образуя кольцо, соединяющее оба шеста вместе. При установке основные шесты перекрещивают несколько ниже верёвочного кольца, в которое затем продевают другие шесты чума.

Для покрытия чума ненцы используют покрышки (нюки), которые сшиваются из крупных шкур взрослого оленя нитками из сухожилий оленя. В зимний период необходимо четыре покрышки: две нижние (мюйко) покрывают остов чума мехом внутрь и две верхние (ея) покрывают мехом наружу. Для пошива используют около 60 шкур. Служат покрышки обычно много лет, заменяют их по мере необходимости.

Место для стоянки и установки чума выбирают мужчины. Прежде всего, выбирается место с учетом времени года. Зимой чум ставят по возможности в укрытых от ветра местах, летом, наоборот, в открытых.

Устанавливают чум женщины по строго установленному порядку. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Потом на место постелей расстилают циновки из трав и прутьев. Затем устанавливаются шесты. Перпендикулярно центральному внутреннему шесту (сымзы) располагались две горизонтальные жерди, на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки – ноки. Таким образом, чум ставится за 30 – 40 минут.

Для того чтобы надеть покрышки на чум используют специальный шест (есенабць). К основанию чума подгребают снег, а летом – землю, чтобы в чум снизу не проникал ветер. Края покрышек должны заходить один за другой. Край одной из внешних покрышек образует вход в чум. Женщины и дети входят в чум, взявшись одной рукой за края обоих покрытий и повернувшись через левое или правое плечо. Мужчины открывают вход взмахом покрытия через спину.

В летний период ненцы на покрытие чума использовали старые оленьи шкуры или берестяные покрышки. Современные ненцы летом проживают в чумах покрытых брезентом или другими прочными фабричными тканями.

Кроме очага, ещё очень значимыми элементами являются дверной вход и сымзы (центральный внутренний шест). Вход разделял две сферы: жилое и нежилое, дикое и домашнее. С этим был связан ряд поверий. Так, детям нельзя сидеть или стоять при входе: говорили, духи тебя застрелят. Умершего никогда не выносили через вход, чтобы его вынести поднимали покрытия, а в свадебном обряде вход служил преградой для жениха и его родственников: они должны были просунуть лоскут сукна через вход в чум невесты. Все эти поверья объяснялись тем, что против входа находилось место, где обитали духи.

Сымзы - часть приспособления для подвешивания котла над котлом. Место между сымзы и очагом огораживало священное место в чуме. Пространство между сымзы и очагом не разрешалось переступать женщина. Во время камлания около сымзы сидел шаман, вокруг шеста обносился его бубен.

Женская половина (сея) расположена ближе к выходу из чума. Там женщины хранят свои принадлежности: инструменты для выделки шкур, обувь и одежду. Женщины могут находиться с любой стороны от огня, но по традиции не должны перешагивать через мужскую одежду, оружие, орудия промысла. По представлению ненцев это может принести зло мужчине и его вещам.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции