Может ли быть в осетии чума


В России есть немало мест, овеянных страшными тайнами: Чертово логово в Волгоградской области, Мясной бор - в Новгородской, Гора мертвецов - в Свердловской, известная как Перевал Дятлова, Поляна смерти в Красноярском крае, озеро Лабынкыр в Якутии, Долина смерти на Камчатке. Есть такие места и на Кавказе. Одно из них - поселение Даргавс, прячущееся за хребтом посреди Кавказских гор.

После схода печально известного ледника Колка, унесшего жизни более ста человек, в том числе съемочной группы Сергея Бодрова, и разрушившего ведущую в Даргавс дорогу, оставив его практически без связи с внешним миром, людей в селе осталось мало. Добираться до него теперь долго и опасно, но оно того стоит.

Уже несколько веков местечко рядом с североосетинским Даргавсом представляет собой некрополь из склепов и усыпальниц. Ходили слухи, что отсюда никто не возвращается живым. Советским ученым предрассудки были чужды. В конце 1960-х они поехали в Пригородный район Северной Осетии на раскопки в надежде разгадать тайну священного ужаса перед этим местом. На всякий случай работали в перчатках, брали пробы грунта и… ничего необычного не увидели. А искали они возбудителей чумы, которая в XVI веке значительно снизила численность населения региона и превратила Даргавс в город мертвых.

За всю историю человечества чума считалась наиболее опасной болезнью. Переносчиками патогенных микроорганизмов, отвечающих за чуму, были блохи и клещи, жившие на шерсти животных. Причем паразиты сохраняли патологическое воздействие на протяжении семи недель. Рассказывают, что когда чума пришла в Даргавс, люди уходили умирать целыми семьями, неся на руках меленьких детей, чтобы уберечь односельчан от контактов с останками.

На самом деле, в самом Даргавсе погребений нет. Около сотни каменных склепов находится примерно в километре от села, которое окружают величественные дома-крепости и родовые башни знатных осетинских фамилий.

А склепы – царство усопших. Одни возвышаются над землей - их крыша представляет собой ступенчатую пирамиду, собранную из сланцевой плитки; другие увенчаны двухскатным перекрытием; третьи сложены из больших, грубо обработанных каменных плит.

По функционалу некрополь напоминает египетские пирамиды, а по форме – индуистский храмовый комплекс Ангкор-Ват в Камбодже, посвященный Вишну – хранителю мироздания, защитнику от зла, связующему звену между людьми и Вселенной – и построенному в первой половине XII века. Обычно кхмерские храмы не были местом собрания верующих, а служили местом обитания богов, и доступ в их центральные строения был открыт исключительно представителям религиозной и политической элиты. Однако Ангкор-Ват отличает то, что он предназначался еще и и для захоронения царей.

В Осетии же по тому, как устроена усыпальница, можно понять, насколько был богат род, которому она принадлежит. Очевидно, склепы с пирамидально-ступенчатыми перекрытиями были построены представителями знатных фамилий. Поскольку жители села хоронили своих близких вместе с одеждой и личными вещами, ученым удалось составить богатую коллекцию предметов быта - ювелирные украшения, оружие, табакерки, керамика. Загадкой остаются только "лодки", в которых были найдены некоторые останки.

Может быть, выдолбленные из дерева колоды, напоминающие плавсредства, и не назвали бы лодками, если бы рядом с одной из них не обнаружили весло. Наличие лодки с веслом в горах пока остается нераскрытой тайной. Есть лишь предположение о древнем культе олицетворения первобытного ужаса и мрака из греческой мифологии, которая оказала огромное влияние на развитие культуры всего мира и положила начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах. Возможно, в Даргавсе считали, что лодки необходимы усопшим, чтобы добраться до Стикса - реки в царстве мертвых, а через нее души умерших уже повезет Харон.

В том, что впечатления от его посещения сильнее, чем ожидаешь, на собственном примере убедились корреспонденты "РГ".

Ослепительный Даргавс

Дорога в поселок Даргавс, где расположился средневековый некрополь, идет по очень крутому горному серпантину длинной в 14 километров. Когда подъем закончился и мы остановили машину для короткого привала, открывшийся с высоты в 1200 метров над уровнем моря вид поразил красотой: далеко вниз узкой змейкой уходила дорога, а прямо перед глазами мощные седые горы1с двух сторон образовывали ущелье.



Дальше, чтобы добраться до места назначения - самого "Города мертвых", - надо проехать по длинному Даргавскому ущелью. По местным меркам оно очень пологое и широкое, хоть и затеряно высоко в горах. По дну протекает Кизил-дон, что означает "Красная река". С нее, собственно, и начинается история возникновения средневекового некрополя в Северной Осетии.

- Это название река получила предположительно после битвы войск аланов с татаро-монгольской армией в 1395 году, - рассказывает заведующий филиалом национального музея РСО - Алания архитектурно-этнографического комплекса "Город мертвых" в селении Даргавс Ислам Сасиев, который сопровождает нас в поездке. - Сражение оказалось таким кровопролитным, что вода в реке стала красной. Аланы потерпели поражение, были вытеснены завоевателями в горы, обосновавшись в пяти здешних ущельях. Земли для всех жителей катастрофически не хватало, и даже появилась поговорка, отражающая всю сложность ситуации: "Клочок земли, где стоит большой бык, стоит столько же, сколько и этот бык". А ведь домашний скот в то время был главной "валютой". Чтобы решить проблему захоронения умерших и не тратить на это плодородные земли, выбрали скалистый склон, непригодный для выпаса животных или пашни. Там и начали строить усыпальницы.

Между прочим, к выбору места для возведения склепов аланы, предки осетин, подошли очень практично. "Город мертвых" расположен на сухой площадке, где не застаивается вода, а территория продувается со всех сторон, что в результате и обеспечило некрополю долгую жизнь, а спустя 700 лет он стал Меккой для археологов, ученых и туристов: все останки хорошо сохранились, позволив изучать историю древних народов.

Ищите женщину.

Существует несколько легенд, объясняющих появление в Даргавсе "Города мертвых". Одна из них гласит, что в селение неизвестно откуда пришла девушка невиданной красоты. Все мужчины бросили свои семьи, оставили дела и начали биться друг с другом за право взять девушку в жены. И в дуэлях за красавицу погибло несколько человек. Чтобы разрешить спор, незнакомку отвели на совет старейшин. Но и у стариков, многим из которых давно перевалило за 70 лет, заблестели глаза при ее виде. Они начали спорить друг с другом, забыв приличия. В конце концов женщины селения решили остановить этот хаос: они потребовали изгнать незнакомку, объявив ее ведьмой.



Но мужчины не хотели отдавать красавицу кому-либо и после долгих размышлений решили убить девушку, чтобы она была доступна только Богу. Однако после ее смерти на поселок обрушилась эпидемия чумы. Когда умерших начали закапывать в землю, она не принимала останки, а выбрасывала их на поверхность. Поэтому оставшиеся в живых начали строить склепы, где и хоронили усопших.

Некрополь аланов

Из-за специфических крыш, похожих на маленькие египетские пирамиды, "Город мертвых" хорошо видно еще на подъезде. Но понять, что на самом деле представляет из себя памятник истории, можно, только походив по местным улочкам и извилистым переулкам. Сам некрополь состоит из 95 склепов, которые делятся на три вида: наземные с пирамидальной или двускатной крышей, полуподземные и полностью подземные. Большая часть склепов, которые видны на поверхности, особым архитектурным разнообразием не отличаются. Это каменные четырехугольники с многоступенчатыми крышами, одновременно напоминающими японские пагоды и египетские пирамиды. Кровля устроена таким образом неслучайно: во время дождей вода сбегает по ней своеобразными каскадами, что позволяет усыпальнице быть полностью сухой в любую погоду.

В каждом строении "Города мертвых" есть небольшое квадратное отверстие-проход. Раньше оно запиралось специальной деревянной ставней на замок. Но этих запоров уже давно нет. Сами отверстия такие маленькие, что современный взрослый человек туда не пролезет. Но через проход хорошо видно все, что находится внутри склепа.

- Каждая из усыпальниц состоит из нескольких ярусов и вмещает в себя до сотни захороненных останков, - рассказывает заведующий этнографическим комплексом "Город мертвых" Ислам Сасиев. - Таким образом, в некрополе покоится около 10 тысяч человек. Причем многие гробы выдолблены по фигуре и сделаны в форме лодки, хотя поблизости нет моря. Это связано с поверьем, будто после смерти умерший должен переплыть реку забвения, чтобы попасть в царство усопших.

Трудно передать все те эмоции, которые охватывают, когда ты ходишь по узким переулкам "Города мертвых" и в крохотные "окна" склепов видишь черепа, кости и мумии тех, кто был похоронен здесь 600-700 лет назад. Как раз в период Золотой Орды и позже. Это были реальные люди со своей жизнью, желаниями и стремлениями, своими характерами. До сих пор по одежде и некоторым сохранившимся предметам быта можно определить, кем были те, кто нашел здесь свое последнее пристанище. Среди них - молодые женщины и старики в преклонном возрасте, мужчины в расцвете сил и даже дети, трагически погибшие раньше времени. Но все эти захоронения не вызывают ужаса или отвращения, скорее почтение и уважение.

Послание предков

Установлено, что в XVIII веке, когда в районе Даргавса свирепствовала эпидемия холеры, заболевшие, дабы не заражать своих родственников, добровольно отправлялись в склепы, захватив небольшие припасы еды и воды, и доживали там свои последние дни. Примерно в это же время на одной из усыпальниц появилась такая надпись, сделанная красной краской на осетинском языке: "С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы". Неизвестно доподлинно, кто сделал ее, но это обращение к потомкам, пройдя сквозь века, поражает воображение. Сейчас надпись почти не читается: рабочие, проводившие реставрационные работы в 90-е годы XX века, приняли ее за каракули вандалов и закрасили известкой.



- Сейчас самая большая опасность для "Города мертвых", как ни странно, это туристы, - считает экскурсовод Алина, приехавшая в Даргавс с группой отдыхающих из района Кавминвод. - С одной стороны, очень хорошо, что архитектурный и исторический памятник пользуется такой популярностью у людей. Посмотреть на него съезжаются со всего Северного Кавказа. Особенно повысился интерес почему-то за последний год. С другой - в "Городе мертвых" нет хорошо отлаженной системы охраны объектов памятника. Порой можно не уследить, как какой-нибудь недобросовестный турист положит себе в сумку один из черепов, взятый из склепа. Доступ-то к ним свободный. А есть любители сделать потом из этих костей пепельницы или пресс-папье. А ведь эти черепа не имитация, они принадлежат реальным людям, жившим в Даргавсе 600-700 лет назад. В итоге за последние 20 лет значительную часть останков растащили.

Сейчас местные власти предпринимают усилия для охраны исторического памятника. Усилено наблюдение за ним, а экскурсии проводятся под более внимательным контролем.

Дмитрий Коробов, доктор исторических наук, профессор РАН, заведующий отделом теории и методики Института археологии РАН:

- В Северной Осетии насчитывается всего около 150 надземных склепов, которые разбросаны по всей республике, но большая их часть - 95 - сосредоточена в Даргавсе, в "Городе мертвых". Все объекты уникальны, так как являются не только историческими памятниками, но также культурными и археологическими. Исключительность усыпальниц еще и в том, что причиной их создания был культ почитания мертвых, своих предков, который оказался характерен для всего горского населения на Северном Кавказе. Поэтому не только малоземелье стало причиной появления таких склепов, как принято считать. Также стоит отметить, что в высокогорной зоне, благодаря существующим там естественным условиям климата, происходит не разложение, а мумификация тел усопших. И этот момент невозможно переоценить с точки зрения археологии: усыпальницы дают уникальные данные о материальной культуре XIV-XVIII веков.

Прекрасно сохранившаяся одежда и домашняя утварь позволяют понять, как жили люди в то время на Северном Кавказе. А это представление об их быте, в свою очередь, перебрасывает "мостики" в более древние века, что делает "Город мертвых" в Даргавсе и другие усыпальницы, распространенные по всему Северному Кавказу, историческими и архитектурными объектами мирового значения.


Несколько веков осетины находились на грани вымирания. Еще на рубеже XVIII и XIX веков в горах Кавказа, свирепствовала чума, уносившая тысячи жизней. Чтобы не заразить здоровых людей, больные целыми семьями, с детьми на руках уходили в заранее построенные склепы и там дожидались своей смерти. Только так можно было избавить весь род от гибели. Город Мёртвых в Северной Осетии был признан безопасным для посещения только в 60-х годах XX века.

Традиция строить склепы в горах появилась давно. В Даргавское ущелье осетин загнали татаро-монгольские завоеватели. Земли в горах катастрофически не хватало, приходилось беречь каждую пядь, чтобы вырастить хлеб. Хоронить людей было негде. Поэтому старейшины вынесли решение – каждый род должен построить склеп на малопригодной для жизни горе Рамынырах.

На Северном Кавказе это самый крупный и богатый склеповый могильник. Всего в Даргавском некрополе насчитывается 95 склепов. В каждом из них покоятся нескольких поколений осетин-однофамильцев: и отцы, и дети.

Когда пришла чума, количество склепов увеличилось. Чтобы не заразить здоровых людей, смертельно больные горцы, сами отправлялись в каменные могилы. Они брали с собой еду и воду, которых хватало максимум на три дня. Поэтому люди внутри склепов часто умирали от истощения, нежели от чумы.

Но даже страшная болезнь не могла остановить человеческое сострадание и доброту. Соплеменники приносили еду умирающим и оставляли ее на специально сделанных полках.

В стене каждого склепа есть узкий квадратный лаз. В древности именно через него вносили умершего и укладывали на настил. После этого окно закрывали деревянным щитом. Слабонервным местные не советуют заглядывать внутрь.



Ученые предположили, что при строительстве усыпальниц, соблюдалась особая система вентиляции. Благодаря этому смертельно больные люди внутри склепов еще жили некоторое время.

Вскрытие могильников привело к нарушению уникальной системы воздухоснабжения. И за короткое время мумии горцев, которых смерть будто застала врасплох, превратились в прах.

Эти усыпальницы древних алан и их потомков одни ученые сравнивают с долиной фараонов в Египте, другие связывают пирамидально-ступенчатую архитектуру склепов с башнями храмов Ангкора в Камбодже.

Как объяснить подобное сходство, ученые пока не знают. Некоторые исследователи уверены – своими силами возвести склепы со столь изящной архитектурой, местному населению было не под силу. Скорее всего, строить могильник горцам помогали заморские зодчие.

Есть версия, что склепы горцам помогали возводить греки.


Погребение в ладье не встречается среди горских народов. Поневоле напрашивается аналогия с древнегреческой мифической рекой Стикс, через которую Харон переправлял в ладье души умерших людей.

Осетины до сих пор верят в существование таинственной страны мертвых. Её владыкой считают Барастыра. В руку покойника вкладывают монетку. Возможно, чтобы он мог заплатить за вход загробный мир.


Удивляет и необыкновенная прочность построек. Поколебать склепы не в силах даже мощные горные ветры, которые не утихают здесь практически круглый год. Скорее всего причина в уникальном составе раствора, который древние строители использовали при возведении могильников.

Раствор делали из сметаны, молока, яиц, а также извести, которую перед этим несколько лет выдерживали в земле. Строительство склепа стоило очень дорого.

По форме усыпальницы можно понять, насколько богат был род, которому она принадлежит. Состоятельный и знатный род строил склеп больше и красивее. Иногда даже многоэтажный. И обязательно с крышей в форме пирамиды. Бедные фамилии сооружали небольшие и незатейливые склепы с плоской крышей.


Вчера, 4 июля, в столице Северной Осетии Владикавказе состоялось совместное заседание правительственной комиссии по чрезвычайным ситуациям и комиссии по предупреждению возникновения заболевания свиней африканской чумой.

По результатам обсуждения было принято решение о выделении из республиканского бюджета 2 миллионов 600 тысяч рублей на приобретение дезинфекционной техники, дезинфицирующих и лекарственных средств, горюче-смазочных материалов.

Как стало известно корреспонденту "Кавказского узла", в оперативном порядке создаются 12 карантинных постов с участием сотрудников МЧС, милиции и ветеринарной службы.

По словам главного ветеринарного врача республики Заурбека Тотикова, определены эпизоотические зоны на территории Северной Осетии, где с апреля текущего года наблюдались факты падежа домашних и диких свиней – в общей сложности от африканской чумы свиней (АЧС) погибли 116 животных. Наиболее серьезные проблемы отмечены в трех селениях Пригородного района - Тарское, Сунжа и Комгарон и в селении Тамиск Алагирского района, и как пояснил собеседник агентства, в этих районах уже объявлен карантин.

Заурбек Тотиков считает, что не все владельцы домашних животных, которые оказались подверженными инфекции, с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации – были отдельные случаи, когда туши павших свиней сбрасывались в овраги и пропасти, и даже неподалеку от протекающих рек, что совершенно недопустимо.

Специалисты пока затрудняются однозначно ответить на вопрос, почему в Северной Осетии стала возможной вспышка африканской чумы свиней. В частности, есть предположение, что сыграла негативную роль миграция диких кабанов, вирус АЧС мог быть в завозных продуктах и на одежде граждан, въезжающих на территорию республики. Распространению инфекции в определенной степени способствовал и бесконтрольный выпас домашних свиней.

Владимир Калоев, возглавляющий территориальное управление Россельхознадзора по Республике Северная Осетия-Алания обратил внимание на то, чтобы в карантинный период жестко соблюдалось безвыгульное содержание свиней на личных подворьях, фермерских хозяйствах и специализированных предприятиях.

Несмотря на то, что отечественной наукой накоплен значительный опыт борьбы с инфекционными заболеваниями животных, Денис Колбасов с сожалением констатировал, что до сих пор не разработано средство защиты от АЧС, и не только в России, но и в Европе – на протяжении 40 лет это общая проблема.

Денис Колбасов и Виктор Герасимов солидарны в том, что в данной ситуации необходимо принять меры, исключающие возможность попадания вируса АЧС в соседние с республикой регионы. Вместе с тем, Виктор Герасимов отметил слабую техническую оснащенность отечественных специальных служб, призванных бороться с распространением вирусной инфекции – в частности, поэтому, в российских регионах нет четкой картины по миграции диких кабанов.

По мнению Герасимова, в мероприятиях по недопущению распространения АЧС действия всех ведомств должны четко согласовываться, причем на каждом этапе. Он считает малоэффективным и также маловероятным возможность уничтожения поголовья домашних свиней с тем, чтобы исключить возможность переноса вирусной инфекции.

По информации "Кавказского узла", представителям рынков и торговых организаций дан строгий запрет на торговлю свининой, и продуктами ее переработки. В населенных пунктах республики начался подворовой обход для того, чтобы доподлинно выяснить факты падежа домашних свиней, установить истинные причины падежа. Тщательный обход домовладений позволит выяснить, были ли случаи вынужденного убоя домашних животных, где, и в каких условиях находится мясо.

Согласно статистическим данным, в Северной Осетии на личных подворьях, в фермерских хозяйствах и свиноводческих хозяйствах насчитывается 115 тысяч голов свиней.

Напомним, что 2 июля в Северной Осетии были зафиксированы случаи заболевания свиней африканской чумой. Заболевание выявлено в нескольких населенных пунктах Пригородного района - в селениях Тарское, Комгарон и Саниба.

Напомним, что в конце августа прошлого года очаг опасной эпизоотии африканской чумы, поражающей свиней, был зарегистрирован в селе Синагур Республики Южной Осетии, находящемся на границе с Грузией, страдающей от этой инфекции. Ввиду этого через средства массовой информации сотрудники ветеринарной службы предупредили об опасности попадания инфекции и на территорию РСО-Алания.

Отметим, что данное заболевание хорошо исследовано, однако действенного средства против него до сих пор нет. Заболевшие животные в подавляющем большинстве случаев погибают.

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

в контексте российской политики на Кавказе

Предисловие

История крещения Осетии уникальна и удивительна. Сага о появлении христианства у народа, проживающего в горных ущельях Кавказа, изобилует неожиданными поворотами и необычными сюжетными линиями. Первое и важнейшее христианское таинство, было совершено с народом, населяющим землю Осетии, не единожды. Крещенный в древности византийскими миссионерами этнос, спустя столетия вновь стал привержен православию, пронеся при этом веру в древних христианских святых сквозь века изгнания и изоляции. Немыми свидетелями того древнего крещения являются дошедшие до наших дней православные храмы, прекрасно сохранившиеся в ущельях Осетии и других уголках Северного Кавказа, а следы древнего христианства византийского образца до сих пор наблюдаются в культуре, эпосе, традициях и обычаях современных осетин. Неисповедимы пути господни, скажет христианин, наблюдая за небывалыми перипетиями этой истории.

После упадка Византии и постепенной утраты Константинопольским патриархатом связи с отдаленными метрополиями лакуну религиозном сознании осетин на некоторых заселенных осетинами территориях со временем стал заполнять ислам. Так продолжалось до появления на Кавказе России и начала миссионерской деятельности русской православной церкви. Века соседства с исламскими народами и проникновение ислама в культуру и быт осетин наложили свой отпечаток на религиозное сознание этноса, нашли отражение в национальном фольклоре и по-особому обогатили национальные традиции.

В годы воинствующего атеизма, когда религия была объявлена пережитком, а ее роль в истории народа умалялась и замалчивалась, связь с древней христианской традицией, ведущей свое начало еще от средневековой Византии, все больше утрачивалась, а оставшиеся от нее в культурном массовым сознании явления, не изучались и продолжали быть непонятыми. Эта связь с древним христианским каноном составляет ту самую особенность, разительно отличающую культуру и мировоззрение осетин от других северо-кавказских этносов. Ее изучение и описание является важнейшей задачей исследования прошлого Осетии.

В истории присоединения Кавказа к Российской империи религия играла первостепенную роль и осетины, попав в поле зрения Синода и чиновников внешнеполитического ведомства правительства императрицы Елизаветы Петровны как народ, некогда исповедовавший христианство, стали занимать в планах российского правительства особое место. Именно на священников Осетинской Духовной комиссии была изначально возложена обязанность крещения представителей всех кавказских народов, желающих перейти в православие. Отправка православной христианской миссии в осетинские горы знаменует, таким образом, важный этап масштабной интеграции всего Кавказа в лоно русской цивилизации. Как проходила эта интеграция и какую роль в этом процессе сыграла древнейшая приверженность осетин христианству? Эти и другие вопросы по-прежнему продолжают волновать исследователей прошлого и любителей истории.

В рамках сложившейся традиции принято начинать рассказ о присоединении Осетии к России с событий времен первого посольства осетин к императрице Елизавете Петровне. Но крещение Осетии, его мотивы и предпосылки невозможно понять, не заглянув в предыдущий период – время знаменитого Персидского похода Петра Великого. Пользуясь ослаблением Персии, под предлогом наказания лезгинского и казыкумского владельцев за нападения на русских купцов Петр двинул свои войска на прикаспийские города, чтобы, овладев Каспием, проложить торговый путь из Центральной Азии и Индии в Европу через Россию. Конечной целью похода являлось условленное объединение российских войск с войсками картлийского царя Вахтанга VI и закрепление за Россией завоеванных территорий. Несмотря на то, что завоевания персидского похода Петра были позднее возвращены Персии его племянницей императрицей Анной Иоановной, это эпохальное событие навсегда изменило расстановку сил в регионе и закрепило претензии России на роль ведущего игрока наряду с крупнейшими мусульманскими державами. Русский царь уже не писал заступнические письма иранскому шаху, порицая гонения на единоверцев-грузин, а оказался с войсками у самых границ Персидской империи и начал брать один за другим, прикаспийские города, издревле находившиеся в вассальной зависимости персов.

Взятия русскими войсками Дербента, Баку, Решта, провинции Ширван, Гиляна, Мазендерана и Астрабада завершились подписанием выгодного для России Петербургского договора с Персией и Константинопольского трактата с Турцией, в которых был регламентирован порядок размежевания интересов трех держав. Многочисленные горские народы, такие как кабардинцы и кумыки выступили в союзе с Петром и впоследствии приняли российское подданство.

События похода в результате обернулись драмой для картлийского царя Вахтанга, заключившего союз с Петром и публично заявившего о своей приверженности христианству. Дойдя до Крестовой горы, Петр с войсками повернул обратно – соединения двух армий не состоялось. Во владения картлийского царя вторглись турецкие войска, и Вахтангу пришлось просить у Петра убежища, чтобы провести остаток дней в изгнании. Находясь уже на смертном одре, Петр I завещал помочь Грузии и дать ей войска, но после кончины российского императора политика его державы приняла иной вектор, чуждый его изначальному видению и последней воле. Так продолжалось вплоть до восшествия на российский престол дочери Петра I Елизаветы Петровны, с появлением которой на троне происходит частичный возврат к прежнему внешнеполитическому курсу.

Соглашения, подписанные по итогам войны за обладание Каспием российским императором, его новые приобретения на Кавказе заложили прочный фундамент для дальнейших дискуссий и создали, в том числе, предпосылку для последующего возвращения России в Грузию. Далее Россия будет то приближаться к Кавказу, то дистанцироваться от кавказских вопросов, но право России участвовать в решении судеб всех горских народов, и в особенности осетин, со времен Персидского похода Петра будет являться незыблемым и уважаться всеми державами региона.

Маршрут Персидского похода Петра I не проходил через Осетию, и ее территория не стала ни целью военных планов, ни ареной боевых действий. Русская армия двигалась к южному Кавказу через Дербентский проход вдоль берега Каспийского моря и не воспользовалась путем через Дарьяльское ущелье. Но начало интеграции Осетии в лоно русской цивилизации тесно связано с событиями Персидского похода и его завоеваниями. Именно в результате большой войны и активной миграции населения в Дагестане с ведома правительства Петра I возникает первая Осетинская миссия, призванная вести просветительскую работу среди горского народа. Эта миссия, возрожденная указом императрицы Елизаветы Петровны и направленная в осетинские горы, в дальнейшем будет более ста пятидесяти лет заниматься просветительской деятельностью на Кавказе, распространяя христианское учение среди всех горских народов, изъявивших желание принять святой крещение.

Пример Персидского похода Петра I заставляет нас лишний раз задаться вопросом о роли личности в истории. Не причины и следствия, а люди, принимающие решения и их поступки, определяют, на наш взгляд, ход исторического процесса. Честолюбивые амбиции монархов, популизм или, напротив, прагматизм политических лидеров, наместников и духовенства, их вкусы и предпочтения, взгляды и суждения, их участие в делах края, либо, напротив, нерешительность и попустительство – вот лишь некоторые из большого множества факторов, которые, по нашему мнению, реально определяли направления российской политики на Кавказе. Решения о судьбе Осетии, о проповедовании или непроповедовании среди осетин христианства, о подавлении или неподавлении мятежей, об использовании или неиспользовании силы против горцев принимались уполномоченными на то государственными деятелями, как на основе оценки политической ситуации, так и на основе собственных суждений, взглядов и личных пристрастий. Какими были эти пристрастия, нам также предстоит выяснить в ходе нашего анализа.

Крещение осетин в период постоянной борьбы на Кавказе и связанной с ней атмосферой всеобщего ожесточения освещается в разных источниках совершенно по-разному. Под пером одних авторов, таких, как В. С. Толстой, 2 оно принимает лишенные всякого смысла гротескные формы. По свидетельствам других современников событий, таких, как эмигрировавший впоследствии в Турцию генерал Кундухов, оно часто носило насильственный характер и совершалось по принуждению. В то же самое время в отчетах комиссии говорится об успешном выполнении поставленной задачи, представлении миссионеров к наградам и большом количестве добровольно принявших христианское учение осетин. Выяснение истинных обстоятельств интересующего нас процесса, понимание сути и первопричин событий, запечатленных в сохранившихся материалах эпохи, является главной задачей нашего исследования.

Российские монархи не были единовластными распорядителями судеб горцев – между ними и их новыми подданными стоял бюрократический аппарат во главе с верховным совещательным органом Сенатом, представленный государственными коллегиями, позднее превращенными в министерства, различными военными и гражданскими ведомствами. В духовных делах кавказского края важнейшие решения принимал Святейший Синод – главная административная инстанция Русской православной церкви.

В дальнейшем, после присоединения Восточной и Западной Грузии и проведения масштабной реформы грузинской церкви территориальным полномочным органом, ведавшим духовными делами Осетии с момента своего учреждения и вплоть до основания и отделения Владикавказской епархии стал Грузинский экзархат, в ведении которого долгое время находилась Осетинская Духовная комиссия. Отчеты о деятельности комиссии неоднократно становились предметом расследований и всесторонних разбирательств, инициируемых как церковными иерархами, так и военной или гражданской администрацией, а результаты работы получали разную оценку.

Подобная оценка не является непосредственной задачей нашего исследования, однако любой исторический анализ сопряжен с необходимостью комментария и выражения мнения – в противном случае история превращается в набор имен и череду бессмысленных фактов. Большое количество свидетельств интересующих нас событий существует параллельно и зачастую противоречат друг другу, в то время, как истина не может быть столь многолика. Задача историка в данном случае заключается в критическом анализе существующих источников – нам необходимо отделить зерна от плевел, отличить истинные свидетельства от ложных и попытаться восстановить подлинную картину христианизации осетин.

Важно при этом понимать, что судьба Осетии, по нашему мнению, решалась не только и не столько в горных ущельях, сколько в столицах крупнейших держав региона: в Санкт-Петербурге, в Москве, в Тифлисе, где долгое время располагалась ставка кавказского наместника, в Исфахане, в Тегеране и в Константинополе. Для восстановления достоверной картины прошлого необходим широкий взгляд на события в осетинских горах, привлечение к анализу свидетельств о явлениях общекавказского и общероссийского значения. Особенно важны в этой связи вопросы, касающиеся влияния внешних и косвенных факторов на христианизацию Осетии. Какова была в точности историческая роль Грузии, без участия которой, присоединение и христианизация Осетии в таком виде, как они имели место, возможно бы и не состоялись? Как повлияла на судьбу Осетии открытая европейскими учеными тождественность осетин и древних алан и их принадлежность к древней христианской вере? Можно ли говорить о наличии такого влияния, учитывая то, что доподлинно установить факт крещения предков осетин ученым удалось благодаря появлению перевода древних нотиций Константинопольского патриархата лишь в конце XIX в., когда интеграция кавказских народов в Российскую империю была фактически завершена?

Наше исследование не является исключительно пересказом известных источников, относящихся к данной теме. К анализу приобщены материалы, ранее не вводимые в научный оборот и полностью выпавшие из исторической картины прошлого Осетии. Такими материалами, в частности, являются описание Осетии швейцарским историком и путешественником Фредериком Дюбуа Монпере, описание Осетии во втором, непереведенном томе Путешествия по Кавказу адъюнкта императорской академии наук Юлиуса Клапрота, фрагменты описания Кавказа немецкого путешественника-авантюриста Якоба Рейнеггса, по непонятным причинам выпавшие из поля зрения историков.

Предметом нашего особого внимания являются статистические данные интересующей нас эпохи. Масштаб явления, его размах и значение, по нашему мнению, можно определить только опираясь на верные количественные характеристики. В ситуации, когда источники противоречат друг другу, историку приходится делать неминуемый выбор между той или иной интерпретацией событий и принимать сторону того или иного очевидца.

История переписывалась, и не раз, в многоголосье источников в разное время тон задавали то одни, то другие свидетельства, периоды, изобилующие множеством подтвержденных фактов и свидетельств, сменяются временами дефицита источников. Однако память о древних христианских верованиях народ пронес сквозь века изоляции, десятилетия ханжества и годы воинствующего атеизма. Сила этих верований – в их древности. Они составляют неотъемлемую часть фундамента, на котором и поныне основывается уклад жизни и религиозное мировоззрение осетин.

Призрак страшной эпидемии

Согласно предположениям некоторых историков, народонаселение Осетии кратно уменьшилось в результате эпидемии чумы, бушевавшей на Кавказе в упомянутое столетие. Но коснулась ли чума горных обществ Осетии? Были ли ее последствия столь разрушительны, как это следует из сопоставления данных о численности, и когда в точности произошел скачок в значении численности населения, связанный с эпидемией чумы? Население Осетии не могло одновременно составлять и двести, и двадцать тысяч, а именно такую картину мы получаем, анализируя разные источники. Следовательно, какие-то из этих сведений неверны и ошибочны.

Историки датируют предположительное начало масштабной эпидемии в Осетии периодом первой русско-турецкой войны времен правления Екатерины II. 3 При этом, упоминания о страшной болезни в осетинских горах почему-то отсутствуют в отчетах и рапортах данного периода. Говорить же о недостатке свидетельств о данном отрезке времени однозначно не приходится. Более того, именно в правление Екатерины II происходит активная интеграция Осетии в Российскую империю – через осетинские горы осуществляется военная экспедиция в Закавказье, строится первая дорога через перевал, воздвигается крепость Владикавказ, возле которой появляется осетинское поселение, происходит первая волна переселения осетин с гор на равнину. В этот период осуществляется отправка в Осетию целых трех экспедиций геологоразведки и бальнеологии, а в результате деятельности новой Осетинской Духовной комиссии более шести тысяч человек из числа осетин получают святое крещение. Невольно возникает ощущение, что на послание грузинских духовных особ в действительности откликнулось правительство Екатерины II, а не Елизаветы Петровны, которой оно изначально было адресовано. Возможно ли, чтобы масштабная эпидемия не попала в отчеты, рапорты и путевые заметки?

Монографии первых авторов, пишущих о Кавказе, публиковались как следствие на немецком языке и были доступны в большей степени самой императрице, нежели ее подданным. Если следовать теории эпидемии, то путешественники должны были бы повествовать об опустошенных селах, грандиозных массовых захоронениях, покинутых аулах… 4 Однако в записках членов Императорской академии наук и чиновников об Осетии времен Екатерины Великой вообще не упоминается о чуме среди осетин.

Но последствия и этой эпидемии для Осетии так же не стоит переоценивать. В этот период горы Осетии посетили профессор минералогии и геологии Дерптского университета Мориц фон Энгельгардт и его студент Иоганн Якоб Фридрих Вильгельм Паррот, а также адъюнкт российской академии Юлиус Клапрот, которые в своих записках о пребывании в Осетии также полностью проигнорировали такое событие как эпидемия чумы.

Слабым звеном теории катастрофического уменьшения численности осетин в результате чумы являются первые эмпирические данные о численности, собранные еще до начала зафиксированной эпидемии. Значения, полученные в результате описи дворов священников Осетинской Духовной комиссии несопоставимы с цифрой из послания. Речь идет об описи дворов 1780 г. – времен нового начальника Иоана Болгарского сменившего на этом посту покойного Афанасия Лебедева. Опись содержит перечисление населенных пунктов Осетии, отстоящих друг от друга на расстоянии 3—5 верст, подавляющее большинство из которых существует и поныне – не побывав в них невозможно было бы составить столь подробную карту, которая и сегодня является актуальным путеводителем по ущельям Осетии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции