Мемы про чуму в средневековье



  • — Это моя любимая тема. Я вообще считаю, что Средние века, как мы их представляем, и не заканчивались, просто вместо рыцарей и вместо мечей мы убиваем друг друга автоматами Калашникова, ну и ядерное оружие немножко поменяло мир, и интернет у нас есть. А так, те властные практики, которые имели место, они, в общем, никуда не делись.

    Когда после выборов 2012 года Путин выходил на Манежную площадь, и люди радовались тому, что к ним вышел Путин, мы все наблюдали, по сути, византийскую и вообще европейскую средневековую аккламацию,

    суть которой в том, что новый утвержденный правитель выходит к народу, и люди кричат его имя. Очень средневековая штука.

    Полицейское государство — это не средневековое изобретение, оно появилось только в раннее Новое время. Когда у нас есть постоянная полиция, которая следит за людьми и выполняет в довесок санитарно-эпидемиологические функции. И это те самые практики, которые в случае необходимости воскрешаются.

    Мы можем делать вид, что мы все такие толерантные в моменты, когда все хорошо, но когда все плохо, такая вот архаичность — убей мамонта, убеги от саблезубого тигра, прикрывшись другими, — все равно так или иначе выпрыгивает.

    — В конце февраля появился специальный термин — инфодемия — обозначающий ситуацию, когда слухи и теории заговора распространяются быстрее, чем собственно вирус. Как складывалось с информированием людей в Средние века?

    — В целом люди были неплохо информированы, власти разрабатывали разные меры противодействия эпидемии. В России в XVII веке писали, что нужно объезжать Москву стороной, потому что в Москве действует зараза, если, например, направляешься под Смоленск в действующую армию (это во время рижского похода Алексея Михайловича, когда случилась довольно страшная вспышка, самого царя спасло, видимо, то, что он участвовал в этой геополитической авантюре, вся армия была с ним, и там приходилось идти на довольно тяжелые меры). Ну и фейк-ньюс, естественно, был и тогда.

    Еще важными для людей были призывы всяческих проповедников, которым приходили религиозные озарения.


    Убийство архиепископа Амвросия во время чумного бунта в Москве 1771 г., гравюра Шарля Мишеля Жоффруа

    — У мусульман и католиков тоже есть такие эксцессы, просто там карантин более жесткий и нельзя выстроиться в очередь к мощам. Но истинно верующие, наверное, хотели бы так сделать и наверняка считают, что это лучшая мера против коронавируса, нежели все карантины и будущие вакцины.

    А вот на Руси карантинные меры принимает как раз церковь. Патриарх Никон берет царскую семью и отвозит их в Калязин, в монастырь с высокими крепостными стенами, попутно выставляя кордоны, чтобы до царской семьи не добрался никто из зараженных.

    Читайте также


    — Кстати, о правителях. Когда Путин приехал в госпиталь в Коммунарке, первое, что мне пришло в голову из исторических аналогий, — это Наполеон, во время египетского похода посещавший больных чумой в Яффе. В Средневековье были такие случаи, когда государь идет и своей рукой спасает больных от чумы?

    И я как историк плакал бы от счастья, если бы Путин лечил коронавирус одним прикосновением руки.

    — Были ли какие-то совсем странные способы борьбы с чумой?

    — Вот эти пляшущие скелеты, стреляющие из ружей, — это все началось из-за чумы, когда смерть одновременно и нигде, и повсюду?


    Пляска смерти, Михаэль Вольгемут (1493)

    — Люди начинают действительно бояться того, что они умрут, а не ожидать этого как спасения от жестокого мира?

    — Фактически да. То есть они все равно верят и надеются на спасение, потому что без надежды на спасение совсем как-то грустно и неправильно. Христианство проповедует, что после смерти нас ожидает какой-то лучший мир, но потом мы видим чуму и понимаем: мы должны страдать и в этой жизни, и можем пострадать в следующей жизни. То есть в XIV–XV веках люди начинают видеть жизнь совсем безрадостной.

    — Сейчас в связи с коронавирусом вымирают целые сектора экономики. Интересно, как это происходило в эпидемиях Средневековья, когда все ремесленные производства вымирали в связи с повальными заболеваниями. И как быстро города восстанавливались от эпидемий?

    — Считается, что мануфактуры начинают развиваться как раз благодаря чуме, поскольку машины появляются, потому что людей становится меньше.

    Некоторые ученые считают, что, поскольку население уменьшилось, а капитал при этом сохранился, то начинают больше цениться работники, труд становится более механизированным. Во время эпидемий современники также жаловались, что все закрыто, еды купить негде, товары стоят бешеных денег, а часто еду вообще не продают, как было в XVII веке на Руси.

    — Чем занимались люди, сидя на карантине?

    Например, на заставах во времена Ивана Грозного ловили людей и бросали в огонь все их имущество, с которым они пытались бежать, и вроде как даже самих этих людей хватали и бросали в огонь.

    Читайте также


    — Образ чумного доктора широко тиражируется в искусстве. А с какого момента образ человека в маске с клювом стал популярным?

    — Образ маски с клювом появился только в XVII веке. То есть это не средневековый образ. В XIV веке никто не знал, что нужно делать с бубонной чумой, и не было хороших средств, позволявших ее излечивать, не было вакцины. Единственное, что могли придумать, — это карантин. Медицина, насколько я представляю, начнет развиваться сильно позже, и тогда появятся идеи, что с этим можно сделать, помимо сиропа из толченых лягушек.

    — Вы говорили как-то, что источник — это роман, написанный со сносками. Тогда вопрос: можем ли мы чему-то научиться из исторических трактатов, и если да, то что мы можем усвоить из текстов про эпидемии в нашей ситуации?

    Но при этом все описания эпидемий поучительны, потому что понимаешь, какой ужас люди пережили до нас, и что вот этот опыт, он, с одной стороны, не должен повториться, с другой — мы понимаем, что нужно предпринимать какие-то меры, чтобы он не повторился, — тот же карантин.

    Потому что не хочется, чтобы описание Юстинианом чумы в Константинополе было реальностью для Москвы 2020 года.

    Читайте также


    — Что бы вы посоветовали почитать про эпидемии чумы в Средневековье?

    Касательно эпидемий в России у нас не очень много источников, это в основном летописи, из-за чего мы плохо представляем, как распространялась чума. Есть моя любимая история про московского князя Симеона Гордого, умершего в XV веке, и считается, что как раз от чумы — вроде бы именно в этот период на Русь пришла очередная вспышка. Есть такая красивая легенда о том, как дети Симеона умерли от чумы, а сам Симеон здоров, и он идет с ними проститься, что не самый разумный ход в этих условиях. Но он идет к ним, прощается, заболевает и умирает.

    Почему это важно

    • 8883%
    • 5 555 спонсоров
    • Завершен 21 декабря 2019


    — Привет, мы админы паблика «Страдающее средневековье.

    — А мы — студия разработки настольных игр New Making Studio.

    И мы представляем наш совместный проект: настольную игру о суровых средневековых временах.

    Мы перелопатили все наши архивы и залезли в самые глубокие дали интернета, просмотрев тысячи средневековых иллюстраций. Из всего этого многообразия мы отобрали более 50 персонажей, которые выполнены в едином стиле и полностью отражают всё сумасшествие изобразительного искусства средних веков.



    Каждый игрок — лорд з̶а̶х̶у̶д̶а̶л̶о̶г̶о̶ ̶п̶о̶с̶е̶л̶е̶н̶и̶я̶ прекрасного города, в котором живут о̶т̶б̶р̶о̶с̶ы̶ ̶и̶ ̶н̶и̶ч̶т̶о̶ж̶е̶с̶т̶в̶а̶ достойнейшие люди своего времени.

    И ваша цель — привести его к процветанию, несмотря на чуму, крестовые походы и кровожадную инквизицию.

    Игра простая, быстрая, но крайне захватывающая.




    Кроме того, 3 карты священных Реликвий, которые вы можете завоевать в Святой земле и 18 фишек Крестового похода, которые помогут в этом.

    А также по одному кубику и одному жетону Эпидемии на каждую из 5 болезней, которыми вы можете заразить других игроков.












    Но не все так просто. Иногда вместо жителя в колоде может попасться Эпидемия. И тогда вам придется решать, какой город станет ее рассадником. Проблема в том, что любая болезнь рано или поздно доберется и до вас.

    Смертоносной поступью Чума шагает по городам, круг за кругом выкашивая все больше жителей, пока однажды не опустошит чей-то город целиком. И только Чумные доктора могут остановить ее, однако почему-то никто не любит жить рядом с этими странными людьми в инфернальных масках с клювом.






    Цель игры — привести свой замок процветанию. И всегда приятнее править городом с благозвучным и героическим названием. Например, Труповилль. Или Воньград.

    Каждый город создаётся из двух планшетов, на каждом из которых — половина названия вашего замка.

    С их помощью вы создадите десятки неповторимых имён, которые идеально подойдут для города в̶а̶ш̶и̶х̶ ̶с̶т̶р̶а̶д̶а̶н̶и̶й̶ вашей мечты.




    24 новых карты навсегда развратят обстановку за игровым столом, а вы окончательно потеряете репутацию приличного человека. Но мы вас не осуждаем :)



    Мемы — это то, что объединило всех нас здесь. С них началась идея об игре, поэтому мы не могли удержаться и сделали целый стикер-пак с лучшими артами из игры и шикарными подписями!

    3 листа формата А5, 24 наклейки отличного качества для ноута, холодильника, тетради для лекций и офисного кулера :)

    Но если игры вам не интересны, и стикеры — это единственное, что заставляет вас улыбаться, то можете заказать их отдельно, доставка письма со стикерами бесплатная по всему миру!


    Мы очень гордимся получившейся игрой, и нам будет безумно приятно, если вы нас поддержите. Мы издаем её своими силами, поэтому чем больше денег удастся собрать, тем больше карт мы сможем распечатать и положить в коробки. Причём как в базовую версию, так и в полную!


    Так уж вышло, что главные достоинства легендарного Коли оказались скрыты под целомудренным облачком. Но несмотря на козни цензуры, мы нашли обходной путь.


    Раньше мы думали, что жизнь в Средневековье — это трагедия. Но потом поняли, что на самом деле это — комедия.

    Вместе с этой сверхцелью в базовой версии игры появится персонаж Шут, гримасу которого 7 веков спустя будет косплеить Хоакин Феникс в фильме про Джокера.


    Странноватые учёные опережали свое время и нередко оказывались на костре, так и не завершив свои исследования.

    Мы специально хотели показать, что за клеймом грешника мог скрываться любой человек, не понятый обществом. Так что удачи с угрызениями совести после казни!

    Достижение этой сверхцели позволит нам добавить в базовую версию игры целых 3 типа Еретиков: Алхимик, Естествоиспытатель и Некромант. Каким был бы мир, если бы химиков, инженеров и врачей не истребляли как злых колдунов?

    А в дополнение мы добавим красивую девушку, которая не стесняется своих желаний. В то смутное время таких, как она, звали просто — Бесноватая.


    + Жетон Отпущения грехов от админов

    Властью, данной нам криво нарисованным Епископом, мы сможем выдать каждому из вас индульгенцию!


    Поэтому хочется, чтобы каждый смог сгенерировать идеальное название для себя.

    При достижении этой сверхцели мы добавим в игру еще 2 города, то есть 4 половинки названий (2 начала и два окончания). Это увеличит кастомизацию города в 13 тысяч раз! (Извините, в средневековье не умели считать).


    Для простых средневековых жителей не было ничего веселее, чем ездить верхом на голых мужиках и обзывать женщин грязными словами.
    Создатели игры не поддерживают такое поведение, но поддерживают достижение этой сверхцели.

    В базовую коробку прилетает Возничий, который может поменять местами двух жителей соседних городов. И он явно получает от этого какое-то нездоровое удовольствие.

    А в Омерзительное дополнение — Шлюшка с очень драматичной историей.
    Шлюшка может заменить любую женщину в другом городе и встать на ее место. Дело в том, что одно неосторожно брошенное оскорбление в сторону чистой и непорочной дамы могло породить грязные слухи и разрушить ей всю репутацию. А вы можете отнять этим пару очков у соперника. Так и живем!



    Вопреки массовому хайпу, Крестовые походы вдохновляли далеко не всех. И многие молодые люди стремились избежать военной службы.

    Мы раскрываем тему пацифизма в этом дополнении.

    Достижение этой сверхцели добавит в игру двух юнцов.

    Дезертир — золотой ребенок, из дворян. Присутствие его унылого лица в отряде снижает боевой дух, а сам он на середине пути сворачивает в ближайший бордель, так и не добравшись до Святой земли.

    Девственник — совсем зеленый юнец. Из него вышла бы отличная антимилитаристская социальная реклама. Когда Девственник уходит в Крестовый поход, возьмите верхнюю карту из колоды. Первый попавшийся мужской персонаж - это то, в кого превратился Девственник на войне. Станет ли он достойным рыцарем или ударится в религию, пойдя в монахи? А может, обратно в столицу приедет лишь его труп?


    Пусть стикеры разносят благословения, и пусть их будет много!

    При достижении этой сверхцели мы добавим дополнительный лист А5 стикер-пака в в лоты, где есть стикер-паки.

    Мы уже придумали для них все подписи, но, если честно, хотим дать и вам возможность их придумать. Следите за новостями в нашей группе, где мы устроим мощный мозговой штурм.

    Имена авторов лучших подписей попадут на страницу стикер-пака рядом со своим детищем :)


    Мы научим вас правильно страдать, где бы вы ни находились, и отправим игру в любой населенный пункт, если туда летают почтовые вороны (и если там не бушует Чума)!

    Ожидаемое время начала доставок — март 2020 г. (зависит от загруженности типографии, ведь тираж еще предстоит напечатать).

    290 руб — оплата сейчас ИЛИ при получении посылки- доставка до удобного вам пункта выдачи СДЭК (нужно указать адрес вашего любимого ПВЗ СДЭКа во время оформления заказа).

    ! Если адрес не будет указан, ваша игра отправится в главный пункт выдачи города по умолчанию.

    • Армения (Ереван)
    • Белоруссия (Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Лида, Минск, Могилев, Новополоцк, Орша, Пинск)
    • Казахстан (Актау, Актобе, Алматы, Атырау (Гурьев), Караганда, Кокшетау, Костанай, Кызылорда, Нур-Султан (Астана), Павлодар, Петропавловск, Семей (Семипалатинск), Талдыкорган, Тараз, Темиртау, Туркестан, Уральск, Усть-Каменогорск, Шымкент)
    • Киргизия (Бишкек)

    Мы работаем над тем, чтобы организовать постоянную точку самовывоза в Москве, однако пока не можем этого обещать.

    Но совершенно точно в Москве будет один ДЕНЬ бесплатного САМОВЫВОЗА в честь официального старта отправок игры. Мы лично будем выдавать заказанные игры в одном из антикафе города. И это тоже будет бесплатно.



    Ежедневно почти 500 тысяч человек смеются над средневековыми миниатюрами, находят параллели с современностью и узнают в них себя.

    Трудно поверить, но безымянные герои западноевропейских рукописей – кровожадные зайцы, неуклюжие рыцари, улитки и львы, леди и скелеты – перестали быть чем-то пыльным и далеким для подписчиков нашего проекта.

    Мы давно мечтали сделать настольную игру со всеми персонажами средневековья, которых так любим. И вот она здесь, и нам трудно сдержать свои эмоции. Благодаря этой настольной игре мы станем еще ближе друг к другу и к нашим героям.

    Борис Курочкин и Кирилл Егоров - гейм-девелоперы из студии авторских настольных игр New Making Studio, которая помогла осуществить этот проект.

    Евгения Сергеева — художник-иллюстратор, сохранивший все прелестные неровности и чарующие изъяны оригинального арта в новом высочайшем качестве изображений.

    Анатолий Франк — дизайнер, воплотивший наши идеи в финальный макет для типографии.

    Ольга Егорова — главный тестировщик, организовавший структуру бета-тестов игры.

    Как научный прогресс отучил Запад пользоваться мылом и горячей водой

    Фото: Leemage / Corbis / East News

    Бросок катапульты

    К середине XIV века Европа не знала чумы уже почти восемьсот лет подряд — чумная палочка не была эндемичной для этих территорий, а переносившие ее крысы и блохи определенных видов сами по себе никак не могли попасть из Китая на противоположный конец материка.

    Это вызвало невиданную катастрофу: наиболее пострадавшие от чумы страны лишились от трети до половины населения. Общее число умерших оценивается в несколько миллионов человек.

    С той поры чума не покидала Европу: местные блохи (крысиные) и сами крысы стали ее постоянными носителями. Крупные эпидемии случались в Старом Свете вплоть до XVIII века.

    Эпоха невежества и мракобесия?

    Увы, эти представления, базирующиеся на лучших исследованиях исторической науки XVIII-XIX веков, уже в прошлом столетии не выдержали проверки фактами.


    Фото: Hulton Archive / Getty Images

    В Париже еще в XIII веке число общественных купален исчислялось десятками, а британский энциклопедист XII века, монах Александр Неккам писал, что просыпался по утрам от слишком громких криков банщиков, зазывавших людей в свои заведения. Единственное, что серьезно смущало церковь в этих местах, — то, что их часто использовали несколько не по назначению.

    Находки в тирольском замке Лемберг показали, что в средневековой Европе были не только запечатленные на множестве средневековых миниатюр брэ (к XV веку выглядевшие как семейные трусы), но и бюстгальтеры и женские трусы вполне современного вида. Более того, Мишель Монтень (XVI век) упоминает о манере менять это белье с частотой, которую практикуют, к сожалению, далеко не все наши современники.


    Изображение: Antithesis Christi et Antichristi (Jenský kodex/Jena Codex), Praha, Knihovna Národního muzea, IV.B.24, fol. 80r

    Изобретение карантина


    Лазарет Дубровника (здание XVII века)

    До чего довел прогресс

    Чумные пандемии резко повысили интерес к медицине: вся Европа осознала важность этой науки. Особо любознательные медработники от ознакомления с античными теориями Галена перешли к практическим опытам по вскрытию трупов и — со второй половины XV века — к собственной теоретической работе.

    В начале Нового времени врачи выдвинули гипотезу, что миазмы, исходящие от земли, вызывают болезни тем легче, чем уязвимее к ним сам человек. Мытье же, расширяющее поры организма, сильно облегчает миазмам путь внутрь организма. Вердикт: все эти общественные купальни и бани не повышают шансы выжить.


    Б. Луини. Купание нимф. Фреска. Миланская Брере.

    Забавное наложение не совсем корректной гипотезы нарождавшейся современной медицины на эпидемию импортированного из Америки сифилиса дало свои плоды: среди населения распространилось мнение, что мыться вредно. Разумеется, победа разума над безрассудным мытьем была не мгновенной. Дневник немецкого торговца Лукаса Рема фиксирует, что в мае-июне 1511 года он мылся 127 раз — существенно чаще, чем мы с вами.

    Ничего странного в этом нет: тогда совместное мытье в бане или купальне хозяин часто предлагал гостю (в том числе — во время торговых сделок), как наши современники предлагают выпивку. Но активная пропаганда сторонников модной теории миазмов меняла ситуацию. Всего через три десятка лет Генрих VIII уже запрещает бани в окрестностях Лондона.

    Итоги перехода от Средневековья к Новому времени в гигиеническом плане были печальны. Еще недавно регулярно мывшиеся европейцы часто вообще перестали делать это — врачи не советуют! Учитывая, что другие рекомендации врачей того времени (например, строгий карантин во время лондонской Великой чумы XVII века) явно работали, то и к этим прислушивались.

    Чистые русские варвары



    Русская баня XVII века

    Изображение: Оудовъ Ларьць

    О пользе вреда

    Чума вызвала самые крупные и губительные эпидемии в истории человечества — сопоставимые по последствиям с мировыми войнами. Однако даже несмотря на отсутствие систематических медицинских познаний, люди уже в Средние века смогли выработать достаточно целесообразную систему мер по карантину и захоронениям умерших, что позволяло встретить последующие чумные волны во всеоружии. Ни одна из эпидемий больше не уносила основную часть населения крупных западноевропейских стран, а обострившемуся общественному интересу к проблеме болезней мы фактически обязаны возникновением современной медицины, занявшейся не только изучением трактатов древних, но и самого человеческого тела.

    Примерно в 1500 году помощник Венецианского посла в Англии был поражен странным отношением англичан к родительским обязанностям, о которых он узнал во время своих путешествий. Он писал своим начальникам в Венеции, что англичане растили своих детей в собственных домах до 7, самое позднее — 9 лет, после чего отдавали всех, как мальчиков, так и девочек, на тяжелую службу в чужие дома, привязывая их, таким образом, к новому месту еще лет на . Несчастных детей отсылали из родительского дома независимо от классовой принадлежности: все без исключения, как бы богаты они ни были, должны были отсылать своих детей в чужие дома и в обмен принимать в собственный дом чьих-то чужих детей. Помощнику посла объясняли, что все это делается для блага самих же детей, но он подозревал, что англичане предпочитают держать у себя дома незнакомцев, потому что их можно хуже кормить и больше заставлять работать.

    Эти замечания проливают свет на то, как была устроена система воспитания детей на территории Северной Европы в Средние века и в Новое время. Большинство родителей всех классовых принадлежностей посылали своих детей работать прислугой и подмастерьями — и лишь незначительное меньшинство отправляло их учиться в семинарию или в университет. Впрочем, дети не были так юны, как свидетельствует венецианский автор. Согласно исследованию Барбары Ханавальт из Государственного Университета Огайо, в среде аристократии бывали случаи, когда младшее поколение отсылали из дома в возрасте семи лет, однако большинство родителей все же считало нужным распрощаться со своими детьми в возрасте четырнадцати лет.


    Так почему же эта, на первый взгляд, жестокая система получила развитие? Для бедных в подобной практике была очевидная выгода: так они могли избавиться от лишнего нахлебника. Однако родители искренне верили, что отсылая детей, помогают им: ведь это получалась выгодная стажировка. Подобное обучение обычно длилось около семи лет, хотя бывало, что и по десять. Чем дольше был срок — тем дешевле сама стажировка, что подтверждает заключение венецианского путешественника: дети и правда были в те времена дешевой рабочей силой. В 1350-м году Черная Смерть сократила население Европы практически на половину, так что вольнонаемный труд был очень дорог. С другой стороны, уменьшение населения означало, что подешевела еда, поэтому труд с проживанием по месту работы был наиболее практичен.


    Многим подросткам контрактом было предписано хорошо себя вести. В 1396 году контракт между молодым подмастерьем Томасом и литейщиком меди из Нортгемптона по имени Джон Хайндли был засвидетельствован бургомистром. Хайндли принимал на себя формальные обязанности опекуна и обещал снабжать Томаса едой, обучать его своему ремеслу и не слишком сурово наказывать за совершенные ошибки. В свою очередь, Томас обязался не покидать рабочее место без разрешения, не красть, не играть в азартные игры, не ходить по проституткам и не жениться. Если бы Томас нарушил контракт, длина его стажировки должна была быть удвоена, и ему пришлось бы занимать место подмастерья 14 лет.





    Насколько молодые мужчины и женщины Средних веков отличались от современной молодежи? Сложно судить на основании той информации, которой мы располагаем, — считает Голдберг.


    Михаэль Бехайм был отдан на обучение к миланскому купцу в возрасте двенадцати лет. В 1520-х он жаловался в своих письмах к матери на то, что его не обучают ничему, связанному с торговлей и рынком, а заставляют вместо этого драить полы. Однако куда большее беспокойство родителей должен был вызывать описанный их сыном страх подхватить чуму.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции