Мазок на коринебактерии дифтерии

Некоторые считают дифтерию проблемой из прошлого, болезнью-рудиментом, с которой повсеместно удалось успешно справиться. Но расслабляться еще рано. До сих пор регистрируются случаи этого заболевания, среди детей и взрослых циркулируют бактерии дифтерии. Поэтому о том, когда и какие анализы нужно сдавать на дифтерию, должен знать каждый.

Характеристика заболевания и особенности диагностики дифтерии

Дифтерия — это инфекционная болезнь, которой можно заразиться только от человека. Однако опасным может быть не только заболевший, но и носитель токсигенного (то есть производящего токсины) штамма. Такое носительство протекает без каких-либо признаков, и его можно обнаружить только с помощью лабораторного обследования.

Бактерии дифтерии — бациллы Леффлера — могут передаваться по воздуху с мельчайшими частичками влаги или пыли. Также бактерии могут передаваться при контакте с зараженными предметами обихода и изредка через зараженную еду.

При контакте с заболевшим или с носителем токсичного штамма вероятность заболеть примерно 15–20% [1] . Первые симптомы появляются через 2–10 дней. Повышается температура до 38–39°С, появляется боль в горле, становится сложно глотать. Признаки дифтерии сходны с ангиной, но при этом возникают и специфические симптомы.

Главная отличительная особенность — это тип поражения миндалин. На них образуется налет в виде плотных пленок. Свежие пленки снимаются достаточно легко, но они быстро утолщаются и становятся плотными. Если такую пленку с силой снять с миндалины, то под ней чаще всего образуется кровоточащая эрозия.

Такая типичная клиническая картина с высокой температурой, выраженной интоксикацией, ознобами, головной болью и бледностью кожи развивается у непривитых и имеющих слабый противодифтерийный иммунитет людей. При более высоком уровне иммунитета вместо пленок может образовываться рыхлый налет, а само заболевание протекает менее остро. Поэтому атипичные формы дифтерии легко можно спутать с обычной ангиной [2] .

Однако дифтерия страшна не только сама по себе, но и своими осложнениями.

Среди них выделяют:

  • инфекционно-токсический шок;
  • миокардит — поражение сердечной мышцы;
  • полинейропатию — поражение периферических нервов;
  • нефрозы — дистрофические процессы в почках;
  • ДВС-синдром — нарушение свертываемости крови;
  • круп — осложненное стенозом гортани воспаление дыхательных путей [3] .

Еще в середине XX века дифтерия была распространенной проблемой, вызывавшей осложнения, связанные с риском для жизни, у каждого пятого взрослого пациента и у каждого десятого заболевшего ребенка [4] .

В 1955 году в СССР было официально зарегистрировано около 321 000 случаев дифтерии [5] . В 2015 году, 60 лет спустя, на всей территории России было зарегистрировано только 2 заболевших [6] . То есть заболеваемость снизилась практически в 160 000 раз.

Так как в России регистрируются только единичные случаи дифтерии, далеко не все молодые врачи за свою практику сталкивались с этим заболеванием. Тем более что она может протекать в стертой или бессимптомной форме, маскируясь под ангину и менее опасные заболевания. Поэтому своевременная лабораторная диагностика играет значительную роль в выявлении этого заболевания.

Кроме обследования пациентов с подозрением на дифтерию проводится регулярный серомониторинг — определение уровня иммунитета среди группы населения. Например, среди детей 3–4 лет, 16–17 лет и взрослых. Это помогает оценить коллективный иммунитет, вероятность возникновения вспышек и распространения заболевания [7] .

Для диагностики дифтерии используются несколько методов — бактериологический, серологический и ПЦР-анализ, а также клинический анализ крови.

Основным методом, который позволяет установить диагноз, является микробиологическая диагностика дифтерии. Ее проводят при ангине с характерным выпотом на миндалинах, при подозрении на инфекционный мононуклеоз, паратонзиллярный абсцесс или ларинготрахеит. Это позволяет на самом раннем этапе исключить дифтерию.

С профилактической целью бактериологическое исследование проводят для поступающих на лечение или на работу в психоневрологические стационары, противотуберкулезные учреждения, дома ребенка. Такое обследование проводится, чтобы предотвратить вспышки инфекции в закрытом учреждении [9] .

Для проведения бактериологического исследования с пораженной поверхности забирают мазок и помещают его в транспортную питательную среду. Примерно через 5–7 дней из лаборатории приходит ответ, есть ли в биоматериале рост дифтерийной палочки и обнаружены ли у нее токсигенные свойства. В норме роста быть не должно. Если в результатах исследования указан нетоксигенный штамм, это тоже в большинстве случаев не страшно. Достаточно провести профилактику по назначенной врачом схеме. А вот если выявлен токсигенный штамм, придется пройти полный курс лечения и обследовать всех контактировавших с пациентом лиц.

Как дополнение к бактериологическому методу могут использовать ПЦР-диагностику . Показания к ее проведению те же, что и для бактериологического метода. Но для установления диагноза она уже не является обязательной. Материал для ПЦР-исследования забирают из очага поражения и помещают в специальную среду. В лаборатории выделяют гены дифтерийной бактерии, в том числе отвечающие за ее токсичность. Интерпретируют результат так же, как и при бактериологическом методе: в лучшем случае следы присутствия бактерии не должны обнаружить. Если же выявлен токсигенный штамм, придется срочно проходить лечение.

Еще один вспомогательный метод — клинический анализ крови. С его помощью нельзя отличить, например, дифтерию от ангины, но можно сказать, что воспаление вызвано бактериальной инфекцией. Для проведения этого анализа также берут кровь из вены. Этот анализ занимает всего 1–2 рабочих дня. При бактериальной инфекции повышается уровень СОЭ, количество лейкоцитов и нейтрофилов.

Анализы на дифтерию можно сдать как в государственных клиниках, так и в частных лабораториях. Анализ крови можно сдать в любой лаборатории и, чаще всего, для этого даже не нужно будет направление врача. А вот специфические анализы на дифтерию проводят уже не все, поэтому лучше заранее уточнить этот момент.

Забор материала лучше сдавать в клинике с собственной лабораторией, особенно это касается бактериологического и ПЦР-исследования. Результаты этих анализов во многом зависят от того, насколько точно соблюдали правила забора мазков, хранения и транспортировки материала. При нарушении на любом из этих этапов можно получить ложный отрицательный результат.

В государственном учреждении по направлению все эти исследования можно пройти бесплатно. В частной лаборатории придется заплатить как за само исследование, так и за взятие биоматериала. Но и уровень сервиса при этом обычно выше. Например, некоторые лаборатории высылают результаты исследований на электронный адрес или публикуют их в личном электронном кабинете пациента, так что возвращаться за бланками уже не нужно. Их можно распечатать самостоятельно в любой момент.

ИНФЕКЦИОННЫХ И ПАРАЗИТАРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА КОРИНЕБАКТЕРИИ ДИФТЕРИИ

(БАЦИЛЛУ ЛЕФФЛЕРА, BL)

Общие сведения. Материал для исследования у всех пациентов берут из ротоглотки и носа стериль­ными тампонами на деревянных палочках. В случае вы­явления дифтерии других локализаций делается допол­нительный посев с соответствующих очагов поражения (гортани, половых органов, кожи, глаз). При подозре­нии на дифтерию гортани материал берут глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне, изогнутый на расстоянии 1,5—2 см от нижнего конца под углом 135°).

Бактериологическое обследование больных жела­тельно проводить до начала этиотропной терапии. При наличии налета материал забирают на границе пора­женного участка и видимо здоровой ткани, частично проникая под налет, что увеличивает вероятность вы­деления возбудителя.

Мазок из ротоглотки (гортаноглотки, гортани) бе­рут утром до еды, чистки зубов, полоскания антисепти­ческими растворами или не ранее 2 ч после этих процедур.

Доставка материала в лабораторию должна произ­водиться не позднее 3 ч после взятия материала. При его транспортировке на дальние расстояния применя­ют среды обогащения или тампоны, смоченные в растворе глицерина 5% с раствором на­трия хлорида 0,9%. Предварительный результат бактерио­логического исследования получают на 2-е сутки, окон­чательный — на 4-е.

Оснащение рабочего места: 1) стерильные пробир­ки (2 шт.) с ватными тампонами на деревянном стержне в биксе или крафт-пакетах; 2) шпатель в упа­ковке; 3) бикс для транспортировки пробирок, штатив, пеленка, термометр; 4) маркер по стеклу; 5) перчатки меди­цинские, маска; 6) инструментальный столик; 7) бланк-направления; 8) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1. Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть маску, пер­чатки.

5. Обработать инструментальный столик дезинфи­цирующим раствором и поставить на него необходимое оснащение.

6. Отметить маркером по стеклу номер на пробирках, со­ответствующий номеру в направлении, указав место взятия материала.

При обследовании ребенка с дифтерией гортани взять дополнительную пробирку с глоточным тампо­ном и промаркировать.

7. Установить пробирки в штатив.

8. Усадить ребенка к источнику света и предложить широко открыть рот. Детей младшего возраста фикси­рует помощник.

Основной этап выполнения манипуляции. 9. Из­влечь тампон из пробирки с маркировкой. Шпателем прижать язык и по нему ввести тампон в ротоглотку.

10. Взять тампоном материал с миндалин и дужек на границе пораженного участка и здоровой слизистой, проникая под пленки. Тампон не должен соприкасаться со слизистой оболочкой рта и зубами.

11. Поместить тампон в пробирку, не касаясь ее на­ружной стенки.

12. Извлечь другой тампон из пробирки и ввести глубоко в носовой ход. При необходимости предварительно очистить нос от слизи.

13. Сделать не­сколько вращатель­ных движений, стара­ясь взять не слизь, а поврежденные клетки слизистой оболочки.

14. Осторожно из­влечь тампон, не каса­ясь кожи носа. Аналогично выполнить взятие материала из другого носового хода. Поместить тампон во вторую пробирку.

15. Для взятия мате­риала от больного диф­терией гортани взять пробирку с маркиров­кой

16. Прижать язык шпателем и по нему ввести там­пон в глотку.

17. Повернуть загнутый конец вниз и взять матери­ал веерообразным движением, коснувшись 2—3 раза слизистой глотки.

18. Осторожно извлечь тампон из ротоглотки, не ка­саясь слизистой оболочки рта и зубов, вернуть в соот­ветствующую пробирку.

Заключительный этап выполнения манипуляции. 19. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки. Вымыть и просу­шить руки, обработать кремом при необходимости.

20. Пробирки с исследуемым материалом поместить в бикс, на дне которого находится пеленка, смоченная дезинфицирующим раствором.

21. Направление поместить в полиэтиленовый (кле­енчатый) пакет.

22. Транспортировать взятый материал в биксе в бактериологическую лабораторию.

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА ПАЛОЧКУ БОРДЕ-ЖАНГУ

(на сестринском посту в инфекционном стационаре)

Общие сведения. Наиболее часто возбудитель вы­севается в первые 2 недели заболевания. Взятие мате­риала производят натощак или через 2—3 ч после еды, полоскания полости рта антисептическими раствора­ми. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения, поэтому чашки Петри и пробирки транспортировать срочно между слоями пеленки в биксе, на дне которого находится грелка с водой тем­пературы 37 — 38 °С. Результат посева получают через 72ч.

Бактериологическое обследование больных коклю­шем проводится в отделении инфекционного стациона­ра. Обследование детей, контактировавших с больным коклюшем, осуществляется в территориальных бакте­риологических лабораториях.

Оснащение рабочего места: 1) стерильные пробир­ки с глоточными тампонами (ватные тампоны на ме­таллическом стержне, изогнутые на расстоянии 1,5 — 2 см от нижнего конца под углом 135°) в биксе или крафт-пакетах; 2) две чашки Петри с питательной сре­дой; 3) шпатель в упаковке; 4) бикс для транспортиров­ки пробирок, пеленка, грелка, термометр; 5) маркер по стеклу; 6) перчатки медицинские, маска; 7) инструмен­тальный столик; 8) лоток; 9) бланк-направление; 10) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1. Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки, маску.

5. Обработать инструментальный столик дезинфи­цирующим раствором и поставить на него необходимое оснащение. Выложить на обеззараженный лоток (в бикс) грелку в пеленке, две чашки Петри, пробирку с глоточным тампоном, шпатель в упаковке.

6. Отметить маркером по стеклу номер на чашках Петри, пробирке, соответствующий номеру в направлении и журнале. В предбокснике надеть второй медицинский халат.

7. Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фик­сирует помощник.

Основной этап выпол­нения манипуляции. Взя­тие материала с помо­щью глоточного тампо­на (1-й метод). 8. Пред­ложить ребенку широко открыть рот. Прижать язык шпателем и по нему ввести тампон в глотку, повернуть загнутый ко­нец вниз и веерообраз­ным движением, коснув­шись 2—3 раза слизистой глотки, взять материал. Осторожно извлечь тампон, не касаясь слизистой обо­лочки рта и зубов.

9. Произвести посев материала на чашку Петри с подогретой питательной средой.

9. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в бикс (лоток) на грелку. При непродолжительном кашле у детей грудного возраста процедуру с чашкой Петри можно повторить.

Заключительный этап выполнения манипуляции. 10. В предбокснике обработать дезинфицирующим раствором лоток (бикс), снять второй халат, вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчат­ках, снять перчатки. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

11. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

12. Срочно транспортировать взятый материал в биксе (лотке) на грелке в бактериологическую лабора­торию.

КАЛА НА ПАТОГЕННУЮ КИШЕЧНУЮ ФЛОРУ (ПКФ)

Показания. Обследованию подлежат: 1) больные острой кишечной инфекцией (ОКИ) или с подозрени­ем на нее; 2) реконвалесценты ОКИ; 3) бактерионоси­тели после санации; 4) дети, бывшие в контакте с ис­точником ОКИ; 5) госпитализируемые дети до 2 лет; 6) дети, поступающие в детские дома, школы-интернаты, специализированные учреждения для детей с пора­жением ЦНС, туберкулезом и другие учреждения за­крытого типа.

Общие сведения. Существует два основных метода взятия материала на ПКФ: с помощью ректального тампона и нативного материала.|Кал для бактериологи­ческого исследования собирают из обеззараженного и тщательно отмытого от дезинфектанта горшка, у детей младшего возраста — с пеленки. Для повышения высеваемости возбудителей кишечных инфекций кал на по­сев рекомендуется брать до начала этиотропной тера­пии, лучше в первые часы заболевания. Взятие матери­ала производят из свежевыделенных испражнений, вы­бирая слизь, фибринные пленки, гнойные комочки, прожилки крови, содержащие наибольшее количество возбудителя, но без сгустков крови, так как кровь бак­терицидна и задерживает рост микробов.

Забор кала производят в стерильные флаконы (про­бирки) с консервантом (раствор глицерина 30% в растворе натрия хлорида 0,9%) и до отправки в лабораторию хранят в холодильнике.

Срок доставки материала в лабораторию — не позд­нее 2 ч после забора. При невозможности своевремен­ной доставки он помещается в холодильник при темпе­ратуре +4 °С и направляется на исследование не позд­нее 12 ч после забора. Окончательный результат посе­ва получают на 4—5-е сутки.

Оснащение рабочего места: 1) стерильные пробир­ки с ватными тампонами на деревянном (металличес­ком) стержне в биксе или крафт-пакетах; 2) флакон или пробирка со стерильным консервантом (раствор хлорида натрия 0,9% или раствор глицерина 30% в растворе хлорида натрия 0,9%); 3) стериль­ный флакон с крышкой; 4) стерильные стержни (шпа­тели, колпачки от игл, деревянные или стеклянные палочки) в крафт-пакете; 5) бикс для транспортировки, штатив, пеленка; 6) маркер по стеклу; 7) перчатки медицин­ские; 8) инструментальный столик; 9) бланк-направле­ние; 10) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1. Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

5. Поставить на предварительно обеззараженный инструментальный столик необходимое оснащение.

6. Написать маркером по стеклу номер на пробирке (фла­коне), соответствующий номеру в направлении и жур­нале.

Основной этап выполнения манипуляции. Взятие материала методом ректального тампона (1-й ме­тод). 7. Извлечь из пробирки стерильный тампон. Соблюдая условия стерильности, ввести тампон в пробирку (флакон) с консервантом и смочить его.

8. Уложить ребенка раннего возраста на спину, старшего - на левый бок. Пальцами левой руки раз­двинуть ягодицы, правой рукой осторожно, без наси­лия, вращательно-поступательными движениями ввес­ти тампон в прямую кишку, детям раннего возраста на глубину 3—4 см, старшим детям на глубину 6—8 см.

9. Извлечь тампон и вернуть в стерильную пробир­ку, не касаясь ее краев. Пробирку поставить в штатив для исследуемого материала.

Взятие нативного материала (2-й метод). 7. От­крыть стерильный флакон, оставив резиновую (пласт­массовую) пробку внутри колпачка из крафт-бумаги.

8. Взять кал стерильным стержнем (шпателем, кол­пачком от игл, деревянной или стеклянной палочкой). Поместить их в стерильный флакон.

9. Залить кал во флаконе консервантом в объеме, в 2 — 3 раза превышающем объем кала. Закрыть флакон стерильной пробкой и колпачком.

Заключительный этап выполнения манипуляции. 10. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

11. Поставить в бикс на пеленку, смоченную дезин­фицирующим раствором, штатив с пробирками и фла­коны с исследуемым материалом. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

12. Временно, до отправки в лабораторию, помес­тить бикс в холодильник.

13. Транспортировать взятый материал в биксе в бактериологическую лабораторию.

ВЗЯТИЕ КАЛА НА ЯЙЦА ГЕЛЬМИНТОВ

Показания. Обследование детей при госпитализа­ции, поступлении в детское дошкольное учреждение, посещении плавательного бассейна, подозрении на гельминтозы, контрольном обследовании после дегель­минтизации, массовом обследовании детей дошколь­ных учреждений и первых 4 классов школ.

Общие сведения. При обследовании на аскаридоз, трихоцефалез ребенка высаживают на горшок или бе­рут кал с пеленки. Горшок должен быть чистый, пред­варительно обработанный кипятком. Кал берут из раз­ных мест чистой палочкой, колпачком от использован­ных игл, шпателем и помещают в баночку с широким горлом. В лабораторию материал доставляют в тече­ние 30 мин с момента взятия анализа. При обследова­нии на энтеробиоз материал берут липкой лентой с пе-рианальных складок (метод отпечатка). Обследование проводят рано утром, желательно сразу после сна. Ре­бенка не подмывают, чтобы не удалить с поверхности кожи яйца гельминтов.

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА ЭНТЕРОБИОЗ

Оснащение рабочего места: 1) прозрачная липкая лента; 2) шпатель (деревянная палочка); 3) предмет­ные стекла; 4) маркер по стеклу; 5) ножницы; 6) лоток; 7) перчатки медицинские; 8) инструментальный сто­лик; 9) бланк-направление; 10) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1. Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

5. Поставить на предварительно обеззараженный инструментальный столик необходимое оснащение.

6. Поставить маркером по стеклу номер на предметном стекле, аналогичный номеру в направлении и журнале.

Основной этап выполнения манипуляция. 7. Отре­зать кусок липкой ленты, соответствующий размеру предметного стекла или чуть меньше его.

8. Уложить ребенка, раздвинуть ягодицы (выполня­ется матерью или другим лицом).

9. К перианальной области приложить отрезок лен­ты, плотно прижать его шпателем (деревянной палоч­кой) и несколько раз провести по ленте.

10. Перенести липкую ленту на предметное стекло. Положить его на лоток.

Заключительный этап выполнения манипуляции. 11. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

12. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

13. Транспортировать предметные стекла на лотке (в биксе) в лабораторию.

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА АСКАРИДОЗ И ТРИХОЦЕФАЛЕЗ

Оснащение рабочего места: 1) чистый горшок или пеленка; 2) стеклянная баночка с широким горлом; 3) чистый шпатель (деревянные палочки, колпачки от использованных игл); 4) маркер по стеклу; 5) перчатки меди­цинские; 6) бланк-направление; 7) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1. Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

5. Поставить на предварительно обеззараженный инструментальный столик необходимое оснащение.

6. Поставить маркером по стеклу номер на стеклянной баночке, соответствующий номеру в направлении и журнале.

Основной этап выполнения манипуляции. 7. Произ­вести общий осмотр кала.

8. Взять деревянной палочкой (колпачком от ис­пользованных игл, шпателем) кал из трех разных мест, в том числе из последней, более жидкой, порции кала.

9. Поместить в стеклянную баночку (флакон с ши­роким горлом), закрыть ее пробкой.

Заключительный этап выполнения манипуляции. 10. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

11. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

12. Транспортировать взятый материал в лаборато­рию.

Дифтерию вызывают токсигенные штаммы Corynebacterium diphtheriae или палочки Леффлера, не токсигенные штаммы заболевания не вызывают. Дифтерийный токсин по своим свойствам относится к сильнодействующим ядам, уступая лишь ботулитическому и столбнячному. Под воздействием токсина нарушается синтез белков во внутренних органах больного, что приводит к структурным и функциональным нарушениям, демиелинизация нервных волокон – к параличам и парезам. Способность к токсинообразованию проявляют лишь лизогенные штаммы C.diphtheriae, инфицированные бактериофагом (р-фаг), несущим ген tox, кодирующий структуру токсина дифтерии. Передача бактериофагом гена tox нетоксигенным штаммам C.diphtheriae, обитающим в носоглотке и накопление их в популяции, может сопровождаться развитием вспышки дифтерии.

Наиболее таксономически близкими к виду C.diphtheriae являются C.ulcerans и C.рseudotuberculosis, природные патогены крупного и мелкого рогатого скота, лошадей. Кроме того, на слизистой ротоглотки и носа часто встречается палочка Гофмана (C.pseudodiphtheriticum), не обладающая патогенностью и токсигенностью для человека. Поэтому основной задачей лабораторной диагностики дифтерии является выявление токсигенных штаммов дифтерии и дифференцировка возбудителя дифтерии от других коринебактерий, нормальных обитателей носо- и ротоглотки. Все микроорганизмы рода Corynebacterium – грамположительные полиморфные палочки, не образующие спор, хорошо растущие в аэробных условиях при 37°С. При окраске метиленовым синим в клетках C.diphtheriae отмечается внутриклеточная исчерченность, что объясняется наличием зерен волютина. Окраска по Граму не используется из-за вариабельности окрашивания клеток. По форме колоний и некоторым биохимическим свойствам C.diphtheriae подразделяются на культурально-биохимические варианты – gravis, mitis, intermedius, однако все они обладают способностью вырабатывать дифтерийный токсин. Тяжесть течения заболевания не связана с биохимическим вариантом C.diphtheriae. Токсигенные штаммы дифтерии более чувствительны к антибиотикам, чем не токсигенные.

Показания к обследованию

  • Профилактическое обследование – выявление источников инфекции, группы населения с повышенным риском заболевания; наблюдение за циркуляцией токсигенных штаммов в популяции; лица, поступающие в детские дома, школы интернаты, специализированные учреждения для детей и взрослых;
  • обследования по эпидемическим показаниям – лица с подтвержденным контактом с больным дифтерией или при эпидемии дифтерии в данной местности;
  • диагностические исследования – при подозрении на заболевание дифтерией (тонзиллит, назофарингит или ларингит который протекает с налетами псевдомембранозного характера).

Дифференциальная диагностика. Заболевания, сопровождающиеся тонзиллитом (инфекционный мононуклеоз, ангины стрептококковой, стафилококковой этиологии и др.).

При культуральных исследованиях возбудитель C.diphtheriae дифференцируется от других коринебактерий, в первую очередь C.pseudodiphtheriticum, C.ulcerans, C.pseudotuberculosis.

Материал для исследований

  • Мазок из ротоглотки и носа, при подозрении на дифтерию редких локализаций (глаз, рана, ухо и т.д.) – материал с пораженных участков, а также с миндалин и носа – культуральные исследования, обнаружение специфического фрагмента гена tox;
  • сыворотка крови – выявление АТ.

Этиологическая лабораторная диагностика включает посев клинического материала с изучением токсигенных свойств на среде для определения токсигенности и биохимической идентификацией возбудителя, обнаружение АГ (дифтерийного токсина), выявление специфических АТ к дифтерийному токсину, обнаружение специфического фрагмента гена tox.

Сравнительная характеристика методов лабораторной диагностики и особенности интерпретации их результатов. Микроскопические исследования выполняют только для идентификации выделенной культуры. Микроскопия биологического материала не проводится.

Для посева используют материал соответствующих локализаций. Изучение токсигенных свойств на среде для определения токсигенности выполняют при использовании метода встречной иммунодиффузии токсина и антитоксических АТ в плотной питательной среде. При отсутствии линий преципитации на среде для определения токсигенности через 48 ч инкубации культура признается не токсигенной. Для биохимической идентификации используется тест с цистиназой (среда Пизу), определение уреазной и сахаролитической (сахароза, глюкоза, крахмал) активности.

  • при обнаружении специфических линий преципитации на среде для определения токсигенности через 24–48 ч, положительной пробе на цистиназу, отрицательной пробе на уреазу, характерных культуральных и биохимических свойств дается заключение о выделении токсигенного штамма C.diphtheriae принадлежащего к культурально-биохимическому варианту gravis, mitis;
  • при отсутствии специфических линий преципитации на среде для определения токсигенности через 48 ч, положительной пробе на цистиназу, отрицательной пробе на уреазу, характерных культуральных и биохимических свойств дается заключение о выделении не токсигенного штамма C.diphtheriae принадлежащего к соответствующему культурально-биохимическому варианту;
  • при наличии линий преципитации на среде для определения токсигенности, идентичных линиям контрольного штамма дифтерии, положительных проб на цистиназу, уреазу, ферментации глюкозы и крахмала, отсутствие ферментации сахарозы, отсутствие редукции нитратов в нитриты, культуру относят к виду C.ulcerans, токсигенный вариант;
  • при выделении дифтероидов ответ выдается отрицательный.

При посеве возбудитель C.diphtheriae дифференцируется от других коринебактерий, в первую очередь C.pseudodiphtheriticum, C.ulcerans, C.pseudotuberculosis. Для выявления дифтерийного токсина используют методы РНГА или ИФА. Это исследование не является обязательным в практических бактериологических лабораториях, однако может использоваться как дополнительное для выдачи предварительного ответа. Метод также позволяет определить относительное (условное) количественное содержание токсина в исследуемой пробе.

Для выявления специфических АТ используют методы РПГА и РНГА. Метод РПГА используется для изучения напряженности противодифтерийного иммунитета. Условно-защитным титром АТ принят титр 1:20.

У больных определение титра АТ к АГ дифтерийной палочки в сыворотке крови методом РНГА проводится в двух пробах крови, собранных в начале заболевания и через 7–10 дней. Нарастание титра АТ в 3–4 раза во второй сыворотке относительно первой свидетельствует о перенесенной инфекции. Исследование используется преимущественно для ретроспективной диагностики дифтерии.

Обнаружение гена токсигенности (tox) методом ПЦР – наиболее быстрый и надежный метод лабораторной диагностики, однако он не дает информацию о способности микроорганизма к экспрессии дифтерийного токсина. Описаны случаи нетоксигенных штаммов дифтерии, несущих в себе

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Copyright ФБУН Центральный НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, 1998 - 2020


! Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции