Курсовая с практической частью коклюш у детей

Харьков 2012 год

I .Теоретическая часть.

Современное состояние проблемы коклюша. Противоэпидемические мероприятия в очаге заболевания

Коклюш - острая антропонозная бактериальная инфекция, сопровождающаяся катаральными явлениями в верхних дыхательных путях и приступообразным спазматическим кашлем.

Краткие исторические сведения

Эпидемии коклюша описаны в XVI-XVIII веках во Франции, Англии, Голландии. Возбудитель заболевания впервые выделен и изучен Ж. Борде и О. Жангу (1906), позднее он получил название палочки Борде-Жангу. В 1957 г. создана убитая вакцина против коклюша.

Возбудитель - аэробная неподвижная грамотрицательная бактерия Bordetella pertussis. В мазках располагается в виде беспорядочных скоплений палочек овоидной формы. Бактерия прихотлива, и её культивируют на специальных средах (картофельно-глицериновом агаре, казеиново-угольном агаре и др.). На плотных средах образует небольшие сероватые блестящие колонии, напоминающие капельки ртути или жемчужины. Обладает сложной антигенной структурой. Три основных серовара возбудителя коклюша различают по вирулентности. Возбудитель образует термолабильный дерматонекротоксин, трахеальный цитотоксин и термостабильный эндотоксин. Бактерии не очень устойчивы во внешней среде и погибают под действием прямого солнечного света через 1 ч, при температуре 56 °С - в течение 15-30 мин. Быстро погибают под воздействием дезинфицирующих веществ. В сухой мокроте сохраняются в течение нескольких часов.

Резервуар и источник инфекции - больной человек, представляющий опасность с конца инкубационного периода; максимально контагиозен больной с момента развития клинических проявлений болезни. В катаральный период с начала первых клинических проявлений, а также на первой неделе спазматического кашля 90-100% больных выделяют возбудитель. На 2-й неделе спазматического кашля возбудитель выделяют 60-70% пациентов, на 3-й неделе - 30-35%. В дальнейшем частота выделения возбудителя не превышает 10%. Большинство больных коклюшем теряют контагиозность через 5-6 нед от начала заболевания. Большую опасность, особенно в организованных детских коллективах, представляют невыявленные больные со стёртой формой болезни. Носительство возбудителя кратковременно и не имеет существенного эпидемиологического значения.

Механизм передани - аэрозольный, путь передачи - воздушно-капельный. Выраженное катаральное воспаление слизистых оболочек у больного коклюшем, обильное отделение секрета и сильный кашель обеспечивают массивное выделение возбудителя во внешнюю среду. В связи с глубокой локализацией патологического процесса в дыхательных путях и крупнодисперсным характером выделяемого аэрозоля передача возбудителя возможна только при тесном общении с больным. Заражение происходит на расстоянии не более 2 м от источника инфекции. В силу нестойкости возбудителя во внешней среде передача через предметы обихода не происходит.

Попадая на слизистую оболочку дыхательных путей, возбудитель колонизирует клетки цилиндрического реснитчатого эпителия гортани, трахеи и бронхов. Трахеальный цитотоксин и термолабильный дерматонекротоксин, выделяемые бактериями, стимулируют развитие воспалительного процесса. Действие токсинов определяет катаральную стадию развития заболевания. На всём протяжении заболевания бактерии колонизируют только поверхность эпителия воздухоносных путей, не проникая в клетки и не диссеминируя с кровотоком.

Коклюшный токсин совместно с аденилатциклазой возбудителя снижает активность факторов неспецифической защиты организма, в частности вызывает незавершённость фагоцитоза, что может способствовать присоединению вторичной микробной флоры, а также развитию длительного носительства и распространению возбудителя.

Патоморфологические изменения при коклюше обычно выражены мало и неспецифичны, однако при развитии осложнений они могут быть многочисленными и носить разнообразный характер. В лёгких можно наблюдать явления гемо- и лимфостаза, возможны пневмония, формирование участков эмфиземы, бронхоэктазов и ателектазов. В головном мозге (на него, по некоторым данным, коклюшный токсин может оказывать непосредственное воздействие) отмечают расширение сосудов, возможны кровоизлияния и развитие атрофических изменений в коре с клиническими проявлениями энцефалопатии и эпилептиформных припадков.

Инкубационный период варьирует в пределах 3-14 дней, в большинстве случаев он длится около недели. В течении заболевания отмечают последовательную смену трёх периодов: катарального, периода спазматического кашля и периода разрешения (выздоровления).

Катаральный период развивается постепенно, проявляется умеренно выраженными катаральными явлениями в виде сухого кашля и насморка (у детей довольно обильного) с вязким слизистым отделяемым. Температура тела может оставаться нормальной, но чаще повышается до субфебрильных величин. Самочувствие и общее состояние больного остаются удовлетворительными. Постепенно кашель усиливается, становится упорным. Уже в конце этого периода он может проявляться в виде приступов, особенно в ночное время. У больных развиваются раздражительность, беспокойство. Катаральный период длится от нескольких дней до 2 нед, у взрослых он более продолжительный, чем у детей.

Приступы судорожного кашля возникают в любое время суток, но чаще всего в ночное время и под утро. В результате повторных приступов лицо больного становится одутловатым, веки припухшими, могут появиться кровоизлияния на конъюнктиве глаз, мелкие кровоизлияния на коже и слизистых оболочках. Вне приступов кашля общее состояние больных почти не нарушается. Температура тела в период спазматического кашля становится нормальной у большинства больных, выраженная лихорадка всегда привлекает внимание врача, указывая на возможность развития осложнений. При осмотре больных часто выслушивают сухие хрипы в лёгких, иногда определяют расширение перкуторных границ сердца, повышение артериального давления.

Судорожный период продолжается 3-4 нед и более, количество приступов постепенно уменьшается, интенсивность их ослабевает.

Период разрешения. Характерно снижение частоты приступов кашля. Он становится слабее и теряет специфический спазматический характер. Легче отделяется слизистая мокрота. Ведущие признаки заболевания постепенно исчезают, но кашель, слабость, раздражительность и повышенная возбудимость больных сохраняются ещё в течение длительного времени (до нескольких месяцев).

Наряду с типичным клиническим течением, характерным для большинства больных, известны стёртые и абортивные формы коклюша.

Стёртая форма. Спазматический кашель выражен слабо, хотя и отличается длительностью, упорством, навязчивостью, трудно поддаётся лечению. Репризы и рвоту, как правило, не выявляют, осложнения встречают редко. Такой тип течения чаще наблюдают у привитых детей и взрослых.

Абортивная форма. Отмечают типичное течение катарального периода, вслед за которым пароксизмы судорожного кашля продолжаются не более 1-2 дней или вообще отсутствуют.

Субклиническая форма. Выявляют лишь в очагах коклюша при бактериологическом и серологическом обследовании контактных лиц.

Осложнения весьма разнообразны: возможны пневмонии, бронхиты, плевриты, эмфизема лёгких, гнойный отит. В особо тяжёлых случаях возможны (редко) пневмоторакс, ателектаз лёгких, кровоизлияния в мозг и другие органы, разрывы мышц живота и барабанных перепонок, выпадение прямой кишки и др. В детском возрасте частым осложнением бывает развитие ложного крупа, у детей раннего возраста последствием коклюша может быть бронхоэктатическая болезнь.

Прогноз в целом благоприятен. Летальные исходы наблюдают крайне редко у лиц пожилого возраста.

Проводят амбулаторное лечение. Эффективно способствуют снижению частоты и облегчению приступов кашля свежий увлажнённый воздух (частое проветривание помещения), полноценное питание с частыми приёмами пищи малыми порциями, уменьшение воздействия внешних раздражителей (слуховых, зрительных, тактильных). При нормальной температуре тела полезны прогулки на свежем воздухе (зимой при температуре не ниже -10 °С). Рекомендуют назначение антигистаминных средств с седативным эффектом и транквилизаторов (детям - пипольфен в возрастных дозировках, взрослым - пипольфен, седуксен, реланиум, сибазон).

Антибиотики (ампициллин, левомицетин, аминогликозиды, макролиды в средних терапевтических дозах) эффективны при их применении в катаральный период и в начале периода приступов кашля. Противокашлевые препараты малоэффективны. При тяжёлом коклюше с выраженной гипоксией показана оксигенотерапия.

В катаральный период и в начале спазматического периода предложено применять антитоксический противококлюшный иммуноглобулин в дозе 2 мл, однако проведённые исследования не подтвердили его эффективность.

В эпидемиологической практике целесообразно использовать следующие составляющие эпидемиологического надзора:

слежение за иммунологической структурой населения и свойствами циркулирующего возбудителя коклюша;

анализ и прогноз эпидемиологической ситуации;

оценка эффективности проводимых мероприятий.

В силу широкого распространения лёгких форм болезни большое значение имеют разработка и применение методов серологического контроля за привитос-тью и изучение свойств циркулирующего возбудителя. Анализ заболеваемости детей различных возрастных групп и взрослых позволяет изучить причины роста заболеваемости коклюшем на определённых территориях. Рост доли манифестных форм коклюша свидетельствует об увеличении непривитых контингентов.

Плановую вакцинопрофилактику осуществляют с 3-месячного возраста вакциной АКДС, делая три прививки внутримышечно с интервалом 1,5 мес в дозе 0,5 мл. Ревакцинацию осуществляют через 1,5-2 года после законченной вакцинации однократно внутримышечно в дозе 0,5 мл. Дети старше 3 лет прививкам против коклюша не подлежат. В последние годы за рубежом широко применяют бесклеточную коклюшную вакцину, рекомендованную для третьего или четвёртого введения. Препарат лишён бактериального эндотоксина, определяющего реактогенность коклюшной вакцины. Эффективность иммунизации против коклюша достигает 70-80%. В Великобритании, ФРГ и Японии в 70-е годы - в период снижения охвата прививками (с 80 до 30%) детского населения - наблюдали подъём заболеваемости коклюшем и частоты его осложнений. Эти показатели быстро снизились после восстановления уровня охвата иммунопрофилактикой. Важная профилактическая мера - раннее выявление больных с помощью 2-кратного бактериологического обследования детей, а также взрослых, работающих в родильных домах, детских больницах, санаториях, детских дошкольных учреждениях и школах, при наличии кашля в течение 5-7 дней и более.

Мероприятия в эпидемическом очаге

Госпитализацию больного осуществляют по клиническим и эпидемиологическим показаниям. Дети, посещающие детские дошкольные учреждения, и взрослые из декретированных групп подлежат изоляции на 25 дней от начала заболевания. Дети, посещающие детские дошкольные учреждения и общавшиеся с больным коклюшем, подлежат 2-кратному бактериологическому обследованию и разобщению на 14 дней с момента изоляции больного или последнего дня контакта. В детских дошкольных учреждениях бактериологическое исследование проводят 2-кратно (исследованию подлежат дети и персонал); при положительном результате его повторяют с интервалом 7-14 дней до получения отрицательного результата. В школах бактериологические исследования по эпидемиологическим показаниям не проводят. В школах, школах-интернатах, детских садах и домах, дошкольных группах яслей-садов изоляции на 25 дней подлежит только первый заболевший (ребёнок, взрослый). В очаге проводят текущую дезинфекцию с влажной уборкой и проветриванием. Экстренную профилактику проводят нормальным иммуноглобулином. Его вводят всем детям первого года жизни, а также не привитым и не болевшим коклюшем детям в возрасте от 1 до 6 лет. у-глобулин вводят независимо от сроков, прошедших со дня общения с больным, в разовой дозе 3 мл.

Основная часть курсовой состоит минимум из двух глав: первой - теоретической, второй - практической, которая демонстрирует умения автора пользоваться абстрактными знаниями для решения конкретных проблем. Практическая часть курсовой работы - это детальное рассмотрение, разбор фактов, относящихся к объекту исследования.

Как написать практическую часть

Содержание практического раздела полностью зависит от отрасли науки и темы исследования. К примеру, практическая часть в курсовой работе строительных инженеров - это чертежи или модели, сделанные с помощью профессиональных конструкторских программ вроде ArchiCAD, SolidWorks, KOMPAS 3D, Pro/ENGINEER. У бухгалтеров или банкиров - это анализ финансовой деятельности, проведенный на 1С, у юристов - рассмотрение судебной практики, у математиков - расчеты на Mathcad, символьные вычисления на Maple.

Какова бы ни была тематика изыскания, материал в практической части по общепринятому шаблону располагается в следующем порядке:

  • начало - детальная характеристика объекта и его проблемы;
  • цели и задачи предпринятого для раскрытия темы исследования, проведенной разработки;
  • задействованные методики и их обоснование;
  • описание эксперимента или осуществленных для сбора информации действий и оценка собранных сведений;
  • обработка полученных данных;
  • решение задач;
  • выводы.

Клише этапов работы над практической частью и, соответственно, компоновки информации в ней


Почти вся практическая часть посвящается анализу имеющихся данных. Если работа по экономике или менеджменту, используется информация, запрошенная в организации, послужившей базой исследования. Это могут быть бухгалтерские документы, прайс-листы, расчеты себестоимости, балансы прибыли и убытков. Фактические выкладки, статистику, цифровые показатели группируют, сопоставляют, наглядно представляют в таблицах, диаграммах, графиках.

Курсовая с практической частью в идеале пишется затем, чтобы внести определенные усовершенствования в объект исследования, поэтому логично в завершение главы в качестве выводов дать краткие обоснованные рекомендации по применению полученных результатов, аргументированно спрогнозировать позитивный эффект от их использования.

Выводы по практической части должны подтвердить достижение цели и реализацию задач курсовой, заявленных во введении.

Если курсовая не носит ярко выраженного прикладного характера, но в методичке все-таки прописано обязательное наличие эмпирического раздела (например, в работах по истории, литературе, педагогике, психологии), то его содержимое:

  • представляет собой критическое осмысление положений первой главы;
  • иллюстрирует возможность воплощения теоретических подходов в практику;
  • отражает связь сделанных в предыдущей академической части выводов с современными реалиями.

Пример структуры практической части в курсовой работе


Как правильно оформлять

Несмотря на все разнообразие тематик и содержания, требования к оформлению практической части курсовой едины:

  1. Объем - около 30 % размера всей работы, приблизительно такой же, как и теоретического раздела, но не больше его. При средней норме курсовой 30 страниц - это 9-10 листов.
  2. Большие (свыше 2/3 формата А4) таблицы и наглядный вспомогательный материал (карты, фото, рисунки, схемы) выносятся в приложения, на них делаются отсылки.


  1. За основным текстом также помещаются:
    1. формулы;
    2. спецификации чертежей;
    3. описания экспериментальной аппаратуры;
    4. данные опросов;
    5. разработанные инструкции и методические рекомендации;
    6. справочные материалы (отчетность, документация предприятий, статистика и т. д.).
  2. Графики, таблицы, чертежи и другие нетекстовые материалы оформляются по образцам ГОСТов.
  3. Сохраняется общий с остальными частями стиль оформления: шрифт, поля, нумерация страниц.

Не в каждой курсовой обязательно писать практическую часть. Но если она предусмотрена, то делать это стоит с особой тщательностью. Содержательные и правильно оформленные прикладные главы имеют особую значимость, поскольку не только свидетельствует, что теоретическое изучение курса и практикум прошли на отлично, но и показывает готовность студента к самостоятельной карьере в науке и бизнесе.

1 Министерство Здравоохранения Республики Узбекистан Нукусский филиал Таш ПМИ Кафедра инфекционных болезней и фтизиатрии РЕФЕРАТ По теме: Коклюш Нукус 2012 г.

2 Коклюш Паракоклюш. Определение болезни. История изучения. Этиология. Характеристика возбудителя. Характер иммунитета. Эпидемиология. Патогенез. Механизм коклюшного кашля. Значение гипоксемии и гипоксии. Патоморфологические изменения. Клиника. Диагностические признаки коклюша. Современные методы диагностики: основные (специфические), вспомогательные, экспресс методы. Показания к госпитализации. Принципы лечения. Специфическая профилактика. Коклюш острое инфекционное заболевание с воздушно- капельным механизмом передачи, преимущественно детского возраста. вызываемое Bordotella pertusis, характеризующиеся умеренной интоксикацией, циклическим затяжным течением, наличием специфического судорожного кашля, поражением дыхательных путей. Этиология Возбудителями коклюша и коклюшеподобных заболеваний являются bordotella pertusis, bordotella parapertusis, bordotella. Bronchoseptica. Возбудитель болезни был открыт в 1906 году бельгийским и французскими учеными бактериологами Борде и Жангу. В.pertusis грамотрицательные мелкие палочки (коккобактерии), имеют нежную капсулу, неподвижны, строгие аэробы. Очень чувствительна к внешним воздействиям: прямой солнечный луч убивает в течение одного часа, дезинфицирующие средства в течение нескольких минут, хорошо красится анилиновыми красителями. Коклюшный микроб строгий аэроб, выделяет эндо и экзотоксин. Наибольшее значение в развитии заболевания играют коклюшный токсин (КТ) и термолабильный токсин (ТЛТ). Возбудитель не отличается большой летучестью, не распространяется из одного помещения в другой, в мокроте сохраняются не более 2-х суток. В практической медицине применяются среды для выращивания возбудителя как-то: казеиново-угольный агар (КУА.), полусинтетические среды на казеиновом гидролизате, среда Борде - Жангу ( картофельноглицериновый бульон с добавлением 20-30% дефибринированной крови человека или животного, молочно-кровяной агар. На среде КУА коклюшный микроб дает пышный рост при температуре С, через часа появляются колонии мелкие, круглые с ровными краями, влажные, напоминающие капельки ртути. Для выделения коклюшных бактерий пользуются методом кашлевых пластинок, предложенным Борде и Жангу: во время кашля перед ртом больного на расстоянии 6-10 см. держат открытую чашку Петри с питательной средой. При этом на среду попадают капельки слизи и мокроты, содержащие микробы. 2

3 Коклюшный возбудитель может быть выделен с помощью носоглоточного или заднеглоточного тампона, который вводят через рот и, проведя за корень языка, снимают слизь с задней стенки глотки. Этот метод следует использовать для обследования детей младшего возраста, у которых отсутствуют типичные приступы кашля. Наиболее часто возбудитель высеивается в первые дни болезни, особенно бактериологический метод эффективен в продромальном периоде и первые дни периода спазматического кашля. Антигенная структура коклюшного микроба очень сложна, имеет 12 различных антигенов, однако постоянна, возбудитель выделяет несколько токсических и вирулентных субстанций: филаментозный гемагллютинин (ФГА), коклюшный токсин (КТ), липополисахарид (ЛПС), термолабильный токсин (ТЛТ), аденилатциклазу. В развитии заболевания особое значение имеют КТ и ТЛТ. Эпидемиология Источник инфекции - больной человек, который становится заразным для окружающих с первого дня заболевания, и возможно с последних дней инкубации. Заразительность больного особенно велика в продромальном и в начале судорожного периода, далее постепенно снижается. Опасность больного в продромальном периоде обусловлена тем, что вследствие почти нормального состояния и запаздывания диагноза, продолжают активно общаться с другими детьми. Источником инфекции для детей раннего возраста в 60,4 % служат старшие братья и сестры, а в 39,5% - взрослые. Особенностью коклюша является высокая восприимчивость к нему детей, начиная с первого дня после рождения, так как трансплацентарно переносимые антитела от матери не защищают ребенка от коклюша. Заражение происходит при условии близкого и длительного контакта с больным. Восприимчивость к коклюшу высока; индекс заразительности составляет 0,7-0,8. В настоящее время восприимчивость среди детей до одного года остается такой же. После перенесенного коклюша остается стойкий пожизненный иммунитет. В бывшем Союзе за по распространенности коклюш занимал второе место. Широкий охват детей профилактическими прививками до (98%) способствовал снижению случаев заболевания и сейчас коклюш встречается в виде спорадически у непривитых детей. Непривитые дети заболевают в 3,6 раза чаще, чем привитые. Вакцинация проводится вакциной АКДС в состав, которой входит коклюшная вакцина, дифтерийный анатоксин и столбнячный анатоксин. АКДС делается детям в возрасте 2мес, 3мес, 4мес, ревакцинация проводится в 16 мес. Контактным делается противококлюшный иммуноглобулин. Сезонность заболевания осенне-зимняя, в холодном и сыром климате заболевание протекает тяжелее. 3

8 фоне частых приступов кашля, сопровождающихся остановками дыхания, либо в связи с сочетанным течением коклюша с ОРВИ. Первые признаки начинающихся энцефалопатических расстройств проявляются общим беспокойством или напротив, гиподинамией, повышенной сонливостью днем и нарушением сна ночью, тремором конечностей, повышением сухожильных рефлексов, судорогами. Диарейный синдром наблюдается у детей до 1 года в 24% случаев. Он обусловлен действием коклюшного токсина на моторику кишечника, либо является следствием дисбактериоза. Изменения со стороны периферической крови характеризуются повышением лейкоцитов за счет увеличения лимфоцитов. Клиническая классификация коклюша типичная форма атипичная форма Типичная форма разделяется по тяжести: Легкая, среднетяжелая, тяжелая Критериями тяжести являются: Частота приступов кашля Наличие цианоза на лице Появление цианоза лица в ранние сроки болезни Дыхательные расстройства Степень нарушения ССС Энцефалопатические проявления. Атипичная форма коклюша характеризуется нетипичным покашливанием, отсутствием последовательной смены периодов болезни. Кашель сухой, навязчивый, наблюдается чаще ночью, лицо больного становится напряженным, иногда появляются типичные приступы при волнении ребенка, во время еды. Осложнения Могут быть обусловлены как действием самого возбудителя, так результат присоединения вторичной бактериальной или вирусной инфекции. Бронхиты - характерно отсутствие явлений интоксикации, дыхательной недостаточности, скудность аускультативных данных. Пневмонии всегда связана с присоединением вторичной инфекции. Поражение ЦНС энцефалопатические явления в последние годы проявляются кратковременными судорогами или судорожной готовностью. Коклюш у детей первых месяцев жизни. Отличается значительной тяжестью течения. Продромальный период укорочен до нескольких дней и мало заметен, тогда как спазматический период удлинен до дней. Отсутствуют репризы, гиперемия лица 8

9 быстро сменяется цианозом, приступы кашля сопровождаются задержкой дыхания вплоть до апноэ. Синкопальное апноэ наблюдается только у этой группы больных. Лабораторная диагностика: Основной метод - бактериологический - чем раньше он использован, тем эффективнее результат. На 1 неделе обнаружить возбудитель удается в 70% случаев, на 2 неделе 44%. Исследуемый материал- слизь из верхних дыхательных путей, осаждающаяся при кашле, на задней стенки глотки. Взятие материала производится двумя заднеглоточными тампонами сухим и увлажненным в физ.растворе. Серологический метод - РПГА и РА. Диагностическое значение имеет нарастание титра в 4 и более раза. Этот метод не нашел широкого применения при коклюше так как может быть использован для ретроспективной диагностики и у непривитых. Предлагается иммуноферментный анализ (ИФА). Лечение. Одна из основных задач патогенетической терапии борьба с гипоксией. При легких и среднетяжелых формах болезни можно ограничится длительным пребыванием на свежем воздухе, при тяжелых и осложненных формах необходимо проведении оксигенотерапии в кислородных палатках, при этом чистый кислород не должен превышать 40%. При остановке дыхания необходимо быстрое восстановление дыхания путем применения искусственного дыхания. С целью улучшения бронхиальной проходимости используется эуфиллин внутрь, либо парентерально в суточной дозе 4-5мг/кг массы тела. Внутрь этот препарат применяется в виде микстуры в сочетании с йодистым калием, который обладает муколитическим действием. Наряду с перечисленными средствами может быть использована аэрозольная терапия: ингаляция бикарбоната натрия, эуфиллина, новокаина, аскорбиновой кислоты. Из новых аэрозольных препаратов могут быть использованы ипрадол, беротек, атровент и др. Из средств, уменьшающих частоту приступов кашля, рекомендуется седуксен, в дозе 0,3 мг/кг массы тела один раз перед сном, детям старше 2 лет глауцина гидрохлорид в дозе 1 мг на год жизни на прием 3 раза в день. С целью стимуляции аэробного типа тканевого дыхания в условиях гипоксии целесообразно назначение кокарбоксилазы, аскорбиновой кислоты, токоферола. Из средств, способствующих переживанию клеток мозга в условиях гипоксии можно рекомендовать фенобарбитал и дибазол. Назначение дибазола способствует предупреждению внутрибольничного заражения ОРВИ и снижению числа бронхолегочных заболеваний т.к. является иммуномодулятором. Среди антибактериальных препаратов, препятствующих колонизации микробов отдается предпочтение 9


Практическая часть курсовой

Практическая часть курсовой работы является индикатором того, насколько хорошо студент освоил теорию, насколько грамотно научился штудировать тематическую литературу и анализировать экспериментальные данные. По практической части преподаватель может понять уровень компетентности студента, и определить его степень заинтересованности темой.

Как показывает практика, процесс написания практической части курсовой работы вызывает у студентов массу трудностей, основные причины которых некомпетентность учащихся, новизна темы или её недостаточная изученность. Кроме того, на местах прохождения практики часто студенты не имеют возможности получить те знания и навыки, которые необходимы для выполнения курсовой.

Ни для кого не секрет, что в ходе написания курсовой работы необходимо строго придерживаться требований к оформлению, указанных в методичке, так как преподаватели обращают внимание на этот аспект. Любые отклонения могут привести к тому, что работа будет отправлена на доработку. Даже если у неё безупречное содержание. Рекомендуемый объём практической части – 25-30% курсовой. Она не должна быть больше теоретической части.

Стоит отметить, что существуют общие стандарты оформления курсовой работы. Среди основных отметим следующие:

  1. Текст нужно печатать только с одной стороны на листах формата А4.
  2. Шрифт – TimesNewRoman 14, с полуторным междустрочным интервалом.
  3. Отступы: верх – 2 см, низ – 2 см, слева – 2.5 см, справа – 1.5 см.
  4. Нумерация страниц должна проводиться арабскими цифрами.

Очень важно, чтобы новые главы и разделы начинались с чистой страницы – этот момент значительно повышает читабельность. Общий объём курсовой работы должен входить в диапазон 20-60 листов. Здесь всё зависит от заданной темы и особенностей работы. Учебные заведения или отдельные преподаватели имеют право вносить изменения в правила оформления работы, но, при этом, заранее предупреждать студентов о внедрении новых стандартов.

Задача студента – подробно и, при этом, компактно раскрыть суть задания. В случае возникновения проблем с выполнением этого этапа работы, необходимо обратиться за помощью к куратору.


План выполнения практической части

Ниже вы можете ознакомиться с примерным планом выполнения практической части:

  1. Цели и задачи.
  2. Методика исследований.
  3. Описание опыта и характеристика его элементов.
  4. Анализ полученных данных.

Практическая часть должна содержать информацию, полученную на предприятии, и в ходе проведения собственных исследований или экспериментов. На месте прохождения практики обязаны предоставить всю информацию, которая может понадобиться студенту в ходе выполнения курсовой. Пример: исследование экономических вопросов требует глубокого изучения бухгалтерских документов (баланс, отчёты и т.д.). Еще один пример: в процессе изучения технологии производства продукта студенту необходимо изучить устройство производящих установок, данные об источниках сырья и методы контроля.

Во второй главе нужно провести обзор методик проведения исследований, актуальных для предмета курсовой работы. Существует масса методик, которые различаются по способу обработки, цели и области применения. Среди них выделим следующие:

  • Математические;
  • эмпирические;
  • диагностические.

В третьей и четвёртой главе необходимо разместить таблицы, схемы, расчёты, графики. Все остальные приложения добавляются в одноимённый раздел, находящийся в конце документа. Ссылаясь в тексте на приложения, важно указывать их номер. Кроме того, в тексте можно ссылаться и на использованные литературные источники, а также сайты. Подобный подход поможет убедить преподавателя в том, что вы ориентируетесь в работе.

Указать проработанные издания можно и по-другому. Расставляем источники согласно алфавитному порядку, присваиваем каждому из них номер, а затем в тексте, в нужном месте, указываем соответствующий номер в квадратных скобках. Этот метод носит название затекстовая ссылка. Перед его применением желательно посоветоваться с преподавателем, чтобы потом не возникало ненужных вопросов. Большое количество использованных источников говорит о трудолюбии студента и погружённости в тему, но здесь важно не переборщить.

Проведения анализа исходных данных – самый трудный этап выполнения практической части, который требует больших временных затрат. В рамках него студенту нужно оценить ситуацию на предприятии, сделать вывод о состоянии производства и, если потребуется, предложить способ решения выявленных проблем.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции