Как коклюш на армянском

ЕРЕВАН, 30 мар — Sputnik. В Армении с начала года наблюдается рост заболеваемости коклюшем. Количество больных, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, выросло в 7,5 раз. Об этом на встрече с журналистами в пятницу сказала руководитель Национальной программы иммунопрофилактики Гаяне Саакян.

В конце февраля от коклюша в одной из столичных больниц скончался двухмесячный ребенок. По данным Минздрава, диагноз ребенку поставили за месяц до инцидента, однако родители ребенка отказались от госпитализации. Эпидемиологическое исследование показало, что погибший, а также его брат-близнец, заразились от старшей сестры, которой два года и 9 месяцев.


"В этом году заболеваемость коклюшем увеличилась в 7,5 раз по сравнению с прошлым годом. Если в прошлом году в это время у нас было 4 случая, то в этом году — 30. Не были привиты 80% заболевших", — сказала Саакян.

По ее словам, в группу риска входят дети до 1 года. Симптомы коклюша — кашель, температура, насморк.

Коклюш – тяжелое инфекционное заболевание преимущественно детского возраста. На данный момент от коклюша ежегодно умирает около 300 тысяч людей. В группу риска развития тяжелых осложнений входят маленькие дети до двухлетнего возраста и пожилые люди, однако в любом возрасте заболевание может значительно ухудшать самочувствие, поэтому важно знать симптомы коклюша и методы профилактики заражения.

Город Диарбекир – некогда один из армянонаселенных городов Западной Армении - сейчас населен, преимущественно, курдами. Диарбекир, в котором проживают 920 тысяч человек, нередко называют "столицей турецкого Курдистана". Курды владеют как бизнесом, так и административными рычагами большого города. Предметом особого внимания диарбекирских курдов является армянская община.

До Геноцида начала ХХ века армяне составляли более половины населения Диарбекира. Кроме них, в городе проживали представители других народов: курды, турки, заза и езиды. Сегодня курды составляют более 90% населения Диарбекира, почти 5% жителей города – турки и только 2%, порядка 20 тысяч человек, - армяне. Диарбекирские армяне заняты в основном в сфере торговли и легкой промышленности, в частности, они владеют крупными типографиями и фешенебельными отелями.

Диарбекир, ранее именовавшийся Амидом, был построен неподалеку от Тигранакерта, основанного армянским царем Тиграном Великим. Диарбекирские армяне нередко называют себя тигранакертцами, тем самым отождествляя Диарбекир с Тигранакертом и желая показать, что они не забывают о своих корнях.

Ади Гюмуш – один из старожилов Диарбекира. Кому, как не ему, самому старшему из местных жителей, рассказывать об армянской общине города, ее сегодняшнем и завтрашнем дне.


"Наше, армян, будущее я вижу в демократической Турции. Другого не дано. Туркам и армянам нужно научиться слушать и слышать друг друга. Ведь когда в городе практически не осталось армян, это стало трагедией и для турок. Турки и курды не скрывают: после того, как армяне покинули Диарбекир, здесь померкли краски. В то же время я считаю, что будущее армян, как и армянского государства, обещает быть интересным. Мы увидим то, о чем и подумать не могли. Ведь, как известно, ничто не вечно под луной", - говорит он.


Другой представитель криптоармян, Махмуд Карагашлы поддерживает активную связь с соотечественниками из Восточной Армении и нередко бывает в Ереване. В 2018 году, когда я познакомился с его семьей, он, представив мне свою жену-армянку, полушутя-полусерьезно сказал, что она очень похожа на бывшего министра по делам диаспоры Грануш Акопян.

"Турецкие и курдские дети называли меня "бафеле". Старшая сестра сказала мне, что так называют криптоармян, но при этом предупредила никому об этом не рассказывать. Долгие годы я молчал об этом, но никак не мог понять, что значит быть криптоармянином. Впервые я набрался смелости заговорить об этом с отцом, когда мне было 24 года. Отец раскрыл мне "тайну" семьи, признавшись, что мы – армяне. Он многие годы не афишировал связь с армянскими родственниками. Но после нашего разговора дал мне их адреса, попросив непременно познакомиться с ними", - говорит Карагашлы.


Он признается, что временами чувствует себя курдом-мусульманином, хотя давно знает о своем армянском происхождении. Все дело в том, что криптоармяне десятилетиями жили с курдскими и турецкими именами, а человеку всегда непросто менять свою идентичность, возвращаться к корням. Это сущее мучение, кризис личности.

"Несмотря на это, мы с семьей очень привязаны к армянам и Армении. Мы даже успели познакомиться с традициями и реалиями нашей родины, с представителями власти. Мы рады, что в наших жилах течет армянская кровь, что мы армяне, пусть и не чистокровные, пусть и не христиане",- говорит он.

В 2009 году, когда я делал первые шаги в поиске следов армян в Западной Армении, армян, не забывающих о своей национальной идентичности, мало кто решался говорить на эту тему. Однако многолетние беспрерывные контакты подарили людям надежду. Это и есть та миссия, благодаря которой люди и общества обретают себя. Турецкие или курдские власти восточных регионов Турции или же Западной Армении не скрывают: начался необратимый процесс, без которого длительное перемирие невозможно.

Идеей написать статью об иностранках, вышедших замуж за армян, поделилась как-то с близкой подругой – Дианой.

"Лиль, ты же знаешь, что наши парни с иностранками могут вести себя совсем не так, как со своими соотечественницами", - сказала она.

Совершенно точно подмечено. Так и есть. Один и тот же мужчина ведет себя с армянкой так, а с девушкой из зарубежья – совершенно иначе…

Есть еще один нюанс, о котором хочется сказать, прежде чем перейти непосредственно к мнениям наших собеседниц. Огромное значение имеет то, где вырос человек.

В ходе проведенного мною небольшого опроса француженка Каролин Костен, которая многие годы живет и работает в Ереване, написала: "Я бы разделила армянских мужчин на два типа: те, кто вырос в Армении, и те, кто родился и воспитывался за рубежом, а на историческую родину переехал позже. Между ними огромная разница!"


С этой мыслью тоже нельзя не согласиться. А теперь представим опыт наших героинь…

Наталья Коломазова – россиянка. Со своим супругом – хирургом Месропом Шатахяном, познакомилась в России, куда он поехал защищать докторскую диссертацию. Сам Месроп родился и вырос в Ереване. Пара воспитывает троих детей.


Мы с мужем десятый год вместе. Он – единственный и неповторимый. Не могу судить о других мужьях по нему.

Изначально меня покорили в нем тонкий вкус и хорошее образование. А после замужества молодой темпераментный парень довольно быстро стал ответственным мужем. Кстати, интересно, что во многих армянских семьях муж берет на себя роль главы семьи, но при этом остается с женой на равных. Сама я не раз наблюдала подобное явление.


Рождение детей для многих мужчин становится стимулом работать в несколько раз усерднее, чтобы они ни в чем не нуждались. Из-за занятости мужчины огромная часть заботы о детях традиционно ложится на плечи женщины. Но все чаще я вижу пап, которые гуляют с детьми по выходным, водят их на кружки, ходят на утренники и родительские собрания, спокойно остаются с детьми дома, когда жене нужно куда-то отлучиться.


В целом же могу сказать, что у армянских мужчин очень серьезное отношение к браку. Если они женятся, то с намерением "раз и навсегда", а не мыслью "попробуем, если что, разведемся".

Наири Грейс Бердакджян – американка армянского происхождения. Она родилась и выросла в США, но в 1990-е с семьей переехала на историческую родину. Здесь же она встретила своего будущего мужа, с которым воспитывает троих детей. Супруг Грейс – актер и бизнесмен. Сама же она преподает английский. Кроме того, Грейс – переводчик-синхронист и ведущая мероприятий.


Прежде чем что-то сказать, должна отметить, что с парнями, которые родились и выросли непосредственно в Армении, очень сложно ладить людям с неармянским менталитетом. Каждый день – это борьба. Однако это не проблема конкретно тех или иных людей, а часть культуры армянского народа.

К примеру, большинство вопросов, связанных с поддержанием чистоты в доме и заботой о детях в основном ложатся на плечи женщины. Причем это воспринимается как норма, то есть твой труд никто даже не оценит.


С другой стороны, для меня абсолютно неприемлемо постоянное вмешательство матери в семейные дела сына. Не говоря уже о том, что многие и живут вместе. Часто это становится причиной разрушения семьи.

Правда, лично меня эта проблема не касается. Хочу особо отметить, что у меня, напротив, чудесная свекровь. Но это губительное явление наблюдаю в семьях многих своих знакомых и подруг.

Так же разрушительно действует "культура друзей". Приглашать женатого человека на какое-либо мероприятие без пары в Штатах, к примеру, никто не станет, там просто нет такого. Здесь же постоянные "посиделки" с друзьями без жен – весьма принятое явление.

…Слава Богу, в моей семье этого нет, но если говорить об армянских мужьях в целом, то актуальна также проблема неверности. Среди местных измена мужа почему-то не рассматривается как нечто ужасное. Хочу сказать, проблема дискриминации по половому признаку все еще остро стоит в армянском обществе.

Но у здешних мужчин есть и свои безусловные плюсы. Меня лично очень привлекает в них смелость и мужественность, то, что мы называем "духов" (армянское сленговое слово, построенное на корне русского слова "дух", дословно переводится как "с духом", то есть "смело", "бесстрашно". - ред.). Кроме того, по сравнению с иностранцами, армяне более щедрые, что не может не нравиться.

Дебора Мэй Оганесян – англичанка с перуанскими корнями. Уже три с половиной года замужем за Суреном Оганесяном – американским армянином, который всегда поддерживал тесную связь с исторической родиной. Сурен – писатель. Супруги воспитывают полуторагодовалого сына.


Мой муж практически идеален. Не хотела бы ничего в нем менять. Он страстный путешественник, всегда готов к приключениям. Кроме того, Сурен очень заботливый. И он познакомил меня с миром вкуснейшей армянской кухни.

Благодаря истории семьи моего супруга мне захотелось сохранить армянское культурное наследие, традиции и передать их своему сыну. Я действительно считаю, что культура, история и язык намного важнее, чем кровь. В то же время моего мужа очень привлекает культура Англии, а также Перу. И ему нравится постоянно узнавать что-то новое.

Маурин Гумусмакас – американка с ирландскими корнями, которая теперь является также гражданкой Армении. Ее супруг – Нурхан, родился в Стамбуле, но в раннем возрасте переехал с семьей в Штаты. Он ювелир и предприниматель. Молодых людей познакомил брат девушки. Пара жила в гражданском браке с 2011 года, а спустя три года обвенчалась в армянской церкви в Тбилиси. Они воспитывают дочь Мариам.


Не стала бы ничего менять в своем супруге, поскольку все особенности его характера делают его тем, кто он есть. А он умный, целеустремленный, очень нравственный и обожает все, что связано с Арменией.

Одна из наиболее сильных черт армянского народа, присущая также моему супругу, – стойкость… Вообще, считаю, что травма Геноцида (имеется в виду Геноцид армян в Османской империи 1915 года. – авт.) наложила отпечаток на каждого армянина.

Конкретно в случае с Нурханом могу сказать, что это делает его перфекционистом и заставляет стремиться к успеху. Восхищаюсь его усердием; тем, как он умеет работать. Однако эта травма может иметь и пагубное воздействие. К примеру, иногда он впадает в депрессию.

Мы живем на три страны – США, Армения, Турция, и нужно уметь приспосабливаться к жизни в каждой. В Штатах мой муж довольно известен в узких кругах благодаря своему таланту и дружелюбию. В Стамбуле сложнее: я дружу с местными американками и армянками, но у него мало близких друзей, поэтому в моем лице он находит основную опору и поддержку. Порой бывает сложно, но он нуждается в этом внимании, чтобы генерировать идеи и реализовывать их.

В Армении же Нурхан словно попадает в свою стихию, возвращается к своей армянской идентичности, много общается. Мы планируем купить дом на его исторической родине. Кроме того, очень хочу выучить армянский. Тем более, что так мы смогли бы лучше обучать нашу дочь.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции