Кроссворд на тему коклюш с ответами


Наша справка

Детские инфекции – так называют группу инфекционных болезней, которые люди переносят в основном в детстве. К ним обычно относят ветряную оспу (ветрянку), краснуху, инфекционный паротит (свинку), корь, скарлатину, полиомиелит, коклюш, дифтерию. Инфекции передаются от больного к здоровому ребенку.

После перенесенного заболевания формируется стойкий (порою пожизненный) иммунитет, поэтому повторно этими инфекциями заболевают редко. Сейчас почти от всех детских инфекций есть вакцины.

Ветряная оспа (ветрянка)

Ее вызывает вирус герпеса, который передается воздушно-капельным путем от больных детей к здоровым. Инкубационный период – от 10 до 21 дня.

Заболевание начинается с подъема температуры, который сопровождается появлением сыпи в виде пятнышек, общим недомоганием. Пятна со временем превращаются в пузырьки с прозрачной жидкостью, которые лопаются, подсыхают, после чего образуются корочки. Типичное отличие ветряной оспы от других заболеваний, сопровождающихся высыпаниями, – это наличие сыпи на волосистой части головы. На коже больного одновременно присутствуют все элементы сыпи: и пятна, и пузырьки, и корочки. Новые подсыпания возможны в течение 5–7 дней. Подсыхание ранки и образование корочек сопровождается сильнейшим зудом.

Больной ветряной оспой является заразным с момента появления первого элемента сыпи и еще 5 дней после появления последнего элемента.

Лечение

При нормальном течении ветрянка не требует лечения. Главное – гигиена и хороший уход, которые позволяют не допустить нагноения элементов сыпи.

В России пузырьки принято смазывать зеленкой. На самом деле это необязательно – в западных странах, например, зеленку не используют. Во многом ее применение действительно неудобно: она пачкает белье, долго не смывается. Но у нашей традиции есть и плюсы. Если отмечать зеленкой новые элементы сыпи, несложно отследить момент, когда подсыпания прекратились.

При повышении температуры выше 38 °C следует дать ребенку жаропонижающее средство, предпочтение – лекарствам на основе парацетамола. Не стоит забывать об антигистаминных препаратах и местных бальзамах и мазях для облегчения зуда. Применение противогерпетических препаратов не рекомендуется: у ребенка при их приеме не формируется иммунитет, и возможно повторное заражение.

Профилактика

Против вируса ветряной оспы есть вакцина, она зарегистрирована в России, но не входит в Национальный календарь прививок, то есть ее не делают всем бесплатно. Родители могут привить ребенка за деньги в центрах вакцинопрофилактики.

Дифтерия


Болезнь начинается с повышения температуры тела (обычно не выше 38 °C), появляются небольшая болезненность, умеренное покраснение слизистых оболочек. В тяжелых случаях температура сразу повышается до 40 °C, ребенок жалуется на головную боль и боль в горле, иногда в животе. Миндалины могут отекать настолько, что затрудняют дыхание.

Лечение

Ребенка госпитализируют и вводят ему противодифтерийную сыворотку. После госпитализации проводится дезинфекция помещения, в котором находился больной. Все лица, находившиеся в контакте с ним, подлежат бактериологическому обследованию и медицинскому наблюдению в течение 7 дней. Детям, контактировавшим с больным, на этот срок запрещено посещать детские учреждения.

Профилактика

Все дети получают прививку от дифтерии комбинированной вакциной АКДС. В редких случаях заболеть может и привитый ребенок, но заболевание будет протекать в легкой форме.

Коклюш

Инфекция, которая передается воздушно-капельным путем и вызывает мучительный кашель. Источник заражения – больной человек. Инкубационный период – от 3 до 14 дней (чаще 7–9). В течении болезни различают три периода.

Катаральный период характеризуется появлением упорного сухого кашля, который постепенно усиливается. Также может наблюдаться насморк и повышение температуры до субфебрильной (но чаще она остается нормальной). Этот период может длиться от трех дней до двух недель.

Спазматический, или судорожный, период характеризуется кашлевыми приступами. Они состоят из кашлевых толчков – коротких выдохов, следующих один за другим. Время от времени толчки прерываются репризой – вдохом, который сопровождается свистящим звуком. Приступ заканчивается выделением густой слизи, может быть и рвота. Тяжесть приступов нарастает в течение 1–3 недель, затем стабилизируется, потом приступы становятся более редкими и сходят на нет. Продолжительность судорожного периода может составлять от 2 до 8 недель, но нередко затягивается на большее время.

После этого наступает период разрешения. В это время кашель, который вроде бы уже прошел, может возвращаться, но больной не заразен.

Лечение

Назначаются антибиотики из группы макролидов, противокашлевые препараты центрального действия, бронхорасширяющие препараты в ингаляциях. Важную роль в терапии играют немедикаментозные методы: пребывание на свежем воздухе, щадящий режим, питание высококалорийной пищей, небольшими объемами, но часто.

Профилактика

Прививка от коклюша внесена в Национальный календарь и делается детям бесплатно. Иногда болеют и привитые дети, но в легкой форме.

Вирусная инфекция, которая распространяется воздушно-капельным путем. Источник заражения – больной человек. Инкубационный период – 8–17 дней, но может удлиняться до 21 дня.

Начинается корь с повышения температуры до 38,5–39 °C, насморка, сухого кашля, появления светобоязни. У ребенка могут возникать рвота, боль в животе, жидкий стул. В это время на слизистых щек и губ, на деснах можно обнаружить серовато-белые пятнышки величиной с маковое зерно, окруженные красным венчиком. Это ранний симптом кори, позволяющий поставить диагноз еще до появления сыпи.

Сыпь – мелкие розовые пятна – возникает на 4–5‑й день болезни. Первые элементы появляются за ушами, на спинке носа. К концу первых суток она покрывает лицо и шею, локализуется на груди и верхней части спины. На вторые сутки распространяется на туловище, а на третьи – покрывает руки и ноги.

Лечение

В лечении кори применяются противовирусные препараты, а также иммуномодуляторы. В тяжелых случаях могут назначаться внутривенные инъекции иммуноглобулина. В остальном лечение симптоматическое.

Постельный режим нужен не только в дни высокой температуры, но и 2–3 дня после ее снижения.

Перенесенная корь сказывается на нервной системе. Ребенок становится капризным, раздражительным, быстро утомляется. Школьников надо на 2–3 недели освободить от перегрузок, ребенку дошкольного возраста продлить сон, прогулки.

Профилактика

Первую прививку против кори делают всем детям в год, вторую в 7 лет.

Краснуха


Типичное проявление краснухи – припухание и легкая болезненность заднешейных, затылочных и других лимфатических узлов. Одновременно (или на 1–2 суток позже) на лице и всем теле появляется бледно-розовая мелкопятнистая сыпь. Еще через 2–3 суток она бесследно исчезает. Высыпание может сопровождаться небольшим подъемом температуры тела, легкими нарушениями в работе дыхательных путей. Но нередко таких симптомов не бывает.

Осложнения исключительно редки. Опасна краснуха лишь в том случае, если ею заболела беременная женщина, особенно в первые месяцы. Болезнь может стать причиной тяжелых пороков развития плода.

Лечение

Специфического лечения краснухи в настоящее время нет. В остром периоде больной должен соблюдать постельный режим. При повышении температуры применяют жаропонижающие препараты, при зудящей сыпи – антигистаминные средства.

Профилактика

Не так давно прививка от краснухи была введена в Национальный календарь.

Инфекционный паротит (свинка)

Заражение происходит воздушно-капельным путем. Инкубационный период – от 11 до 21 дня.

Заболевание начинается с повышения температуры до 38–39 °C, головной боли. Позади ушной раковины появляется опухоль, сначала с одной, а через 1–2 дня и с другой стороны. Больной становится заразным за 1–2 дня до появления симптомов и выделяет вирус первые 5–7 дней болезни.

У мальчиков‑подростков нередко развивается еще и орхит – воспаление яичка: возникает боль в мошонке, яичко увеличивается в размерах, мошонка отекает. Отек проходит через 5–7 дней. Тяжело протекающий орхит, особенно двухсторонний, может в будущем привести к бесплодию.

Для паротитной инфекции типично и воспаление поджелудочной железы, которое дает о себе знать схваткообразной, иногда опоясывающей болью в животе, тошнотой, снижением аппетита.

Также нередки серозные менингиты. Это осложнение проявляется новым скачком температуры на 3–6‑й день болезни, головной болью, рвотой, повышенной чувствительностью к звуковым и зрительным раздражителям. Ребенок становится вялым, сонливым, иногда у него возникают галлюцинации, судорожные подергивания, может быть потеря сознания. Но эти явления при своевременной и рациональной терапии длятся недолго и не отражаются на последующем развитии ребенка.

Лечение

По назначению врача дают противовирусные, иммуномодулирующие, жаропонижающие, обезболивающие средства, на слюнные железы накладывают сухой согревающий компресс.

При орхите консультация хирурга или уролога обязательна, часто требуется лечение в условиях стационара. При серозном менингите ребенку требуется постоянное медицинское наблюдение в стационаре.

Профилактика

Для профилактики паротитной инфекции все дети вакцинируются в соответствии с Национальным календарем прививок.

Скарлатина

Заболевание вызывает бета-гемолитический стрептококк группы А. Заразиться можно не только от больного скарлатиной, но и от больных стрептококковой ангиной. Инкубационный период – 2–7 дней. Больной становится заразным с момента заболевания. Если болезнь протекает без осложнений, то уже через 7–10 дней выделение стрептококка прекращается. Если же развиваются осложнения, то заразный период затягивается.

Заболевание, как правило, начинается с внезапного повышения температуры, рвоты, боли в горле. Через несколько часов, а иногда на другой день появляется сыпь. Она мелкая, обильная, на ощупь жестковатая. Особенно густо сыпью покрываются щеки. Другие типичные места интенсивной сыпи – бока, низ живота, пах, подмышечные и подколенные впадины. Сыпь держится 3–5 дней. Легкая скарлатина протекает с кратковременными высыпаниями.

Постоянный признак скарлатины – ангина. Язык в первые дни покрывается серо-желтым налетом, а со 2–3‑го дня начинает очищаться с краев и кончика, становясь малиновым. Лимфатические узлы под углами нижней челюсти увеличиваются, при прикосновении болят.

Бета-гемолитический стрептококк группы А также способен поражать сердце, суставы, почки, поэтому необходимо своевременное лечение заболевания.

Лечение


Ребенку назначают антибиотики. Используют комбинированные препараты от боли в горле, как при ангине. При необходимости дают жаропонижающие средства. Рекомендуется щадящая диета, обильное питье.

Через три недели после начала заболевания рекомендуется сделать электрокардиограмму, сдать мочу на анализ и показать ребенка отоларингологу, чтобы убедиться в отсутствии осложнений.

Профилактика

Больной скарлатиной должен быть изолирован в отдельную комнату, ему следует выделить отдельную столовую посуду, полотенце. Изоляция больного прекращается после выздоровления, но не ранее 10 дней от начала болезни. Прививки от этого заболевания нет.

Выберите книгу со скидкой:


ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


ЕГЭ-2019. География. Теория и практика

350 руб. 213.00 руб.


ШСГ Шестой год обучения. География для малышей.

350 руб. 122.00 руб.


ОГЭ. География в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ

350 руб. 131.00 руб.


География в таблицах и схемах. Справочное пособие. 5-9 кл.

350 руб. 131.00 руб.


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 171.00 руб.


ОГЭ-2019. География (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 171.00 руб.


350 руб. 213.00 руб.


350 руб. 231.00 руб.


ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 146.00 руб.


350 руб. 127.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Сагдиева Марина СеменовнаНаписать 0 21.04.2018

Номер материала: ДБ-1486853

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    21.04.2018 360
    21.04.2018 689
    21.04.2018 108
    21.04.2018 223
    21.04.2018 511
    21.04.2018 354
    21.04.2018 128
    21.04.2018 436

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:


Цель: способствовать формированию у обучающихся знаний об инфекционных заболеваниях и мерах их предупреждения

Задачи:

· образовательные:

- знакомство с видами инфекционных заболеваний в зависимости от путей распространения инфекции;

- формирование знаний о мерах предупреждения инфекционных заболеваний.

· коррекционно - развивающие:

- расширять словарный запас через включение в речь новых слов;

- развивать познавательную активность через просмотр видеоряда и тестирование в форме интерактивного теста;

- корригировать произвольное внимание, зрительное восприятие через выполнение упражнений.

· воспитательные:

- воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и соблюдению правил личной гигиены.

Материал содержит конспект урока и приложения - кроссворд, плакаты для демонстрации через мультимедийный проектор.

Скачать:

Вложение Размер
sbo_9._infetsionnye_zabolevaniya.doc 154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Инфекционные заболевания. Меры предупреждения

Цель: способствовать формированию у обучающихся знаний об инфекционных заболеваниях и мерах их предупреждения

- знакомство с видами инфекционных заболеваний в зависимости от путей распространения инфекции;

- формирование знаний о мерах предупреждения инфекционных заболеваний.

- расширять словарный запас через включение в речь новых слов;

- развивать познавательную активность через просмотр видеоряда и тестирование в форме интерактивного теста;

- корригировать произвольное внимание, зрительное восприятие через выполнение упражнений.

- воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и соблюдению правил личной гигиены.

Тип урока: комбинированный

Понятийные значения на уроке: инфекция, иммунитет.

Оборудование: м/м проектор, и/а доска, приложения 1, 3, 4 – для демонстрации через м/м проектор

  1. Организация начала урока

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Настраиваются на работу.

Коррекция поведения, умения переключаться с отдыха на учебную работу, коррекция внимания.

2. Актуализация знаний

Цель: установить уровень усвоения материала /предыдущих знаний, знаний по теме; привлечь внимание и вызвать интерес к теме.

Подвести уч-ся к самостоятельному целеполаганию.

Разгадать кроссворд (приложение 1):

1 – медицинское учреждение, в котором делают анализы (лаборатория) ;

2 – название медицинского учреждения, в котором ставят диагнозы, назначают лечение (поликлиника);

3 - медицинское учреждение, в котором восстанавливают здоровье (санаторий);

4 – врач, который лечит детей ( педиатр);

5 – называют лекарство, которое ставят большому количеству людей для предупреждения массовых инфекционных заболеваний (вакцина)?

6 - медицинское учреждение, в котором лечат больных (больница) ;

Получилось слово (аптека) – дайте определение, объясните назначение этого мед. Учреждения

Ответить на вопросы:

- назовите виды медицинской помощи (амбулаторное лечение - дома, стационарное лечение – в больнице)

- назовите три основных принципа ухода за больным

( - Выполнение гигиенических требований.

- Выполнение предписаний врача: прием лекарства, лечебные процедуры.

- Милосердное отношение к больному человеку).

- как называется заболевание, которое передается от человека к человеку, или от животного к человеку? (инфекционное)

-назовите как называется массовое заболевание большого количества людей (эпидемия)

Сформулировать новую тему: Инфекционные заболевания. Меры предупреждения

Помощь при формулировке ответов ( фамилии уч-ся)

Вовлечение в беседу ( фамилии уч-ся)

Мотивация к учебной деятельности ( фамилии уч-ся)

Работают над кроссвордом

Дают ответы на вопросы учителя.

Формулируют новую тему

Коррекция зрительного внимания, памяти через работу над кроссвордом.

Коррекция произвольного внимания через слушание ответов товарищей, дополнение.

3. Физминутка/ Гимнастика для глаз

Цель: смена деятельности; отдых для глаз, снятие напряжения

- Сейчас мы с вами отдохнём от работы, выполним упражнения.

Обучающиеся выполняют упражнения

Коррекция поведения, умения переключаться с учебной работы на отдых;

Цель: по знакомить с видами инфекционных заболеваний в зависимости от путей распространения инфекции

Просмотр презентации по новой теме

- какую тему, судя по просмотренному материалу , мы будем изучать?

- что нам даст изучение этой темы?

Записать в тетради:

Инфекционные заболевания (приложение 3 – для ):

  1. Инфекции дыхательных путей: грипп, ангина, дифтерия, корь, коклюш, туберкулез, оспа.

Передаются воздушно-капельным путем при кашле чихании, разговоре.

  1. Кишечные инфекции: дизентерия, брюшной тиф, холера, инфекционный гепатит (болезнь Боткина).

Передаются через продукты питания, воду, грязные руки. Переносятся мухами, крысами, мышами.

  1. Кровяные инфекции: малярия, клещевой энцефалит, чума.

Передаются через укусы насекомых: комары, клещи, блохи, вши, москиты.

  1. Инфекции наружных покровов: чесотка, сибирская язва, трахома (заболевание глаз).

Передаются при контакте с заболевшим.

  1. Венерические заболевания: сифилис, гонорея.

Передаются при половом контакте.

Учащимся нужно зачеркнуть буквы (по выбору учителя) работая с текстом в карточках. Затем они должны пересказать текст (текст - симптомы инфекционных заболеваний).

Обучающиеся просматривают презентацию

Оформление записи в тетрадях.

Коррекция зрительного восприятия и произвольного внимания через просмотр видеоряда.

Коррекция внимания через выполнение упражнения

5. Закрепление полученных знаний

Цель: закрепить полученные знания

Сформулируйте самостоятельно правила, которые необходимо соблюдать, чтобы не получить инфекционное заболевание

Записать в тетрадях (приложение 4):

Чтобы не получить инфекционное заболевание, необходимо соблюдать несколько простых правил:

  1. Мыть руки перед едой, после пребывания на улице, в транспорте, после посещения туалета, работ с землей, общения с животными, больными людьми.
  2. Во время вспышек инфекционных заболеваний носить марлевую повязку, укреплять иммунитет, заранее делать прививки.
  3. Соблюдать правила гигиены при приготовлении пищи.
  4. Не вступать в контакты с малознакомыми людьми.

Помощь при формулировке ответов ( фамилии уч-ся)

Контроль ведения записей в тетрадях ( фамилии уч-ся)

Обучающиеся выполняют инструкцию учителя.

Оформление записи в тетрадях.

Развитие регулирующей функции речи через объяснение, рассуждение.

Коррекция и развитие личностных качеств: усидчивость, навыки самоконтроля.

Цель: проверка умения мыслить логически, применять полученные знания

Обучающиеся выполняют инструкцию учителя.

Развитие регулирующей функции речи через объяснение, рассуждение.

Развитие словесно-логического мышления, памяти при интерактивном тестировании.

7. Подведение итогов урока, оценивание обучающихся.

Цель : сделать вывод, подвести итог работы класса и отдельных учеников, отметить работу обучающихся

Ответить на вопросы:

- назовите виды инфекционных заболеваний

- как они передаются?

- какие правила надо соблюдать, чтобы не заболеть?

Помощь при формулировке ответов ( фамилии уч-ся)

Вовлечение в беседу ( фамилии уч-ся)

Дают ответы на вопросы учителя.

Цель: развивать рефлексивные умения, создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке

- Что вам запомнилось на уроке?

- Как вы думаете, эти знания пригодятся вам в повседневной жизни?

Помощь при формулировке ответов ( фамилии уч-ся)

1. Какой из перечисленных микроорганизмов является возбудителем коклюша:
а) Палочка Борде — Жангу +
б) Палочка Афанасьева – Пфейфера
в) Палочка Лефлера

2. Коклюшем не болеют:
а) Дети до трех лет
б) Болеют все возрастные группы +
в) Подростки

3. Максимальная длительность инкубационного периода при коклюше составляет:
а) 7 дней
б) 3 дня
в) 14 дней +

4. Длительность заразного периода при коклюше составляет:
а) 30 дней с момента заболевания +
б) 20 дней с момента заболевания
в) 10 дней с момента заболевания

5. Изоляция больных с коклюшем осуществляется не менее, чем на:
а) 10 дней от начала приступов кашля
б) 20 дней с момента заболевания
в) 30 дней с момента заболевания +

6. Ведущим звеном в патогенезе коклюша является:
а) Бактериемия
б) Сенсибилизация +
в) Интоксикация

7. Для катарального периода коклюша характерны все клинические проявления, кроме:
а) Нормальной температуры
б) Субфебрильной температуры
в) Фебрильной температуры +

8. Основной причиной судорог при коклюше является:
а) Гипоксия мозга +
б) Сенсибилизация
в) Бактериемия

9. Основными гематологическими изменениями при коклюше являются все кроме:
а) Лимфоцитоз
б) Лейкоцитоз
в) Нейтрофилез +

10. Критериями тяжести течения коклюша являются все, кроме:
а) Длительность пароксизмов кашля
б) Выраженность интоксикации +
в) Длительность пароксизмов кашля

11. Особенностями течения коклюша у детей раннего возраста являются все, кроме:
а) Удлинение катарального периода +
б) Большая тяжесть течения
в) Удлинение пароксизмального периода

12. Особенностями течения коклюша у детей старшего возраста и взрослых является все, кроме:
а) Циклическое течение
б) Тяжелое течение +
в) Легкое течение

13. Важнейшим симптомом коклюша является:
а) Нормальная или субфебрильная Т +
б) Краткосрочная субфебрильная Т
в) Пониженная Т

14. Важнейшим симптомом коклюша является:
а) Карнизы
б) Паризы
в) Репризы +

15. Важнейшим симптомом коклюша является:
а) Приступы кашля +
б) Насморк
в) Пониженная Т

16. Решающее значение для диагностики легких форм коклюша имеет:
а) Гематологическое исследование
б) Серологическое исследование +
в) Бактериологическое исследование

17. При коклюше имеют место все осложнения со стороны дыхательной системы, кроме:
а) Бронхопневмонии
б) Пневмоторакса
в) Бронхита +

18. При коклюше возможны все осложнения со стороны центральной нервной системы, кроме:
а) Субарахноидального кровоизлияния
б) Менингоэнцефалита +
в) Судорожного синдрома

19. Главным в лечении коклюша является:
а) Оксигенотерапия
б) Раннее применение антибиотиков
в) Охранительный режим и аэротерапия +

20. У детей в возрасте до 1 года для лечения коклюша не следует применять:
а) Макролиды
б) Левомицетин +
в) Цефалоспорины

21. Вакцинацию против коклюша проводят 3-х кратно в возрасте:
а) 3-6 мес +
б) 9-12 мес
в) 6-9 мес

22. При лечении на дому ребенка с легкой формой коклюша не следует назначать:
а) Иммуноглобулин, аминазин
б) Глюкокортикоиды
в) Оба варианта верны +
г) Нет верного ответа

23. Длительность иммунитета после перенесенного коклюша составляет:
а) 20 лет
б) 30 лет
в) Пожизненный +

24. Максимальная длительность продромального периода при коклюше составляет:
а) 14 дней
б) 7 дней +
в) 18 дней

25. Для клиники коклюша характерно:
а) быстрое развитие интоксикации
б) медленное циклическое течение
в) гипертермия +

26. Для клиники коклюша характерно:
а) медленное циклическое течение
б) бронхообструктивный синдром +
в) медленное развитие интоксикации

27. Гематологическая картина при коклюше характеризуется:
а) лейкопемией, нейтрофилезом, повышенной СОЭ +
б) лейкоцитозом, нейтрофилезом, нормальной СОЭ
в) лейкоцитозом, лимфоцитозом, повышенной СОЭ

28. Назовите один из критериев дифференцирования типичных форм коклюша по тяжести:
а) появление хрипов при аускультации
б) образование язвочки уздечки языка
в) степень интоксикации +

29. Назовите один из критериев дифференцирования типичных форм коклюша по тяжести:
а) количество приступов спазматического кашля +
б) образование язвочки уздечки языка
в) появление хрипов при аускультации

30. Возбудитель эпидемического паротита относится к:
а) коронавирусам
б) парамиксовирусам +
в) ортомиксовирусам


Что такое коклюш?

Несмотря на широкое использование вакцинации, уровень заболеваемости коклюшем очень высок и в мире, и в России.

Были проведены исследования, в результате которых было установлено, что 40% детей и подростков кашляют именно из-за коклюша. Также, коклюш является причиной хронического кашля у взрослых. Взрослые, являясь резервуаром инфекции, передают ее младенцам не привитым или не достигшим возраста, когда проводится вакцинация против этого заболевания, либо детям, не привитым по тем или иным причинам.

Заболеваемость у взрослых в настоящее время составляет около 25% случаев.

Первое описание этой болезни было дано французским врачом Гийеном де Байоном во время парижской эпидемии коклюша в 1538г.

Коклюш крайне заразен.

Источником заражения может быть только человек (больной типичными или атипичными формами коклюша или здоровые бактерионосители).

Путь передачи инфекции – воздушно-капельный. Обильное выделение возбудителя происходит при чихании и кашле.

Инкубационный период при коклюше длится от двух дней до двух, максимум трех недель. Особенно опасны больные с 1 по 25 день заболевания.

Люди обладают очень высокой восприимчивостью к коклюшу.

Как проявляется коклюш.

После того как прошел инкубационный период у больного появляется насморк, чихание, общее недомогание, отсутствие аппетита, легкий кашель, который не уменьшается от противокашлевых средств. Этот период называется катаральный и длится он как обычная простуда 1-2 недели. Постепенно к 3 неделе кашель усиливается, особенно в ночное время. Так начинается новый период лающего кашля. После глубокого свистящего вдоха следует серия коротких кашлевых толчков, напоминающих лай собаки.

Во время приступа кашля лицо больного краснеет или синеет, возможны носовые кровотечения или кровоизлияния в глаза. Кашель заканчивается выделением вязкой мокроты, иногда рвотой. В сутки таких приступов может быть 10-15. Этот период длится от недели до месяца, иногда дольше.


Процесс выздоровления затягивается на несколько месяцев. Постепенно улучшаются сон и аппетит.

Осложнения коклюша наиболее часто наблюдаются у детей младше 1 года, с повышенным риском тяжелого течения у недоношенных младенцев.

Очень часто детям требуется госпитализация.

Чаще всего коклюш вызывает осложнения, связанные с развитием вторичной бактериальной инфекции.

• Бактериальная пневмония - наиболее частое осложнение коклюша (является наиболее распространенной причиной смерти от коклюша)

• Бронхит, плеврит, эмфизема, коллапс легкого

• У детей раннего возраста коклюш может способствовать развитию бронхоэктатической болезни

• Синусит, отит, разрыв барабанных перепонок

• Кровотечение из носа

• Грыжи, разрыв мышц брюшной стенки

• Заболевания головного мозга

• Отставание в развитии

Коклюш у взрослых проходит довольно тяжело и может стать причиной серьезных осложнений, таких как судороги и энецфалопатия. У пациентов в возрасте старше 30 лет в 5-9 % случаев возникает пневмония. У женщин старше 50 лет в 34% случаев выявляется недержание мочи, связанное с коклюшем. Кроме того регистрируются такие осложнения, как переломы ребер, паховая грыжа, удушье, грыжа поясничного диска, обмороки.

Симптомы коклюша у взрослых:

• Общее недомогание и снижение аппетита

• Незначительное увеличение температуры тела, которое сопровождается насморком и небольшим кашлем, симптомы начинают быстро усиливаться

• Симптомы у взрослых напоминают симптомы бронхита, поэтому заболевание сразу выявить не очень просто.

• У некоторых болезнь проходит незаметно, что ведет к массовому инфицированию контактных лиц.

Коклюш и беременность

Любое инфекционное заболевание во время беременности может негативно влиять на развитие плода и вызывать у него различные врожденные пороки, например, глухоту, катаракту, поражение сердца, скелета. Так же коклюш может провоцировать выкидыш и рождение мертвого ребенка.

Дети младшего возраста наиболее подвержены развитию осложнений коклюша и поэтому их зачастую госпитализируют.

При лечении коклюша назначают антибиотики, так же антигистаминные препараты.

• Обильное питье для предотвращения обезвоживания

• Частые приемы пищи малыми порциями для того чтобы во время рвоты уменьшить потерю жидкости

• В комнате больного должен быть прохладный воздух

• Не допускать наличие в воздухе раздражителей, которые могут спровоцировать приступы кашля (пыль, дым, вещества с резким запахом)

Так как обычно приступы происходят в теплом и душном помещении вечером, больным рекомендуется спать с открытым окном.

Изоляция больного на 25 дней от начала заболевания. Карантин на контактных детей (возраст до 7 лет) на 14 дней.

Для детей следует придерживаться графика прививок для АКДС (дифтерия, столбняк, коклюш).

Вакцинация проводится в плановом порядке, в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 2 марта 2014г № 125н.

Согласно Национальному календарю профилактических прививок вакцинация проводится с 3 месяцев жизни трехкратно с интервалом в 1.5 месяца. Ревакцинация через 1.5 года.


Для детей и взрослых, чье состояние не требует госпитализации есть несколько советов, которые позволяют облегчить течение болезни, снизят риск заражения окружающих и ускорят выздоровление:

• Изоляция больного, пока не пройден курс антибиотиков в течение 5 дней.

• Те, кто вступает в контакт с больными, должен носить хирургические маски.

• Хорошая профилактика – мытье рук.

• В очаге инфекции производится тщательная дезинфекция

• Детям до года и непривиым лицам, контактировавшим с больным, проводят экстренную профилактику.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции