Какой псалом от чумы и мора

Чтение псалмов на всякую потребу

Какие псалмы читать в различных обстоятельствах, искушениях и нуждах


Икона. Царь и пророк Давид-псалмопевец

Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18

Против нападений бесовских: 45, 67

При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51

Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11

Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138

Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42

В благодарность за победу над врагом: 17

Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142

При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101

В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139

  • Основы Православия - подборка лучших публикаций о Православии
  • Полный псалтырь со всеми кафизмами и молитвами - одним текстом (формат htm)
  • Смотрите также иные молитвы в нашем разделе "Православный молитвослов" - молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым, молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак, молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке, молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей, молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
  • Молитвы о благополучии и счастье семьи - подборка известных православных молитв о семье
  • Молитвы православных воинов - сборник молитв для духовной помощи и защиты православных воинов, а также молитвы во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных..
  • "Православные акафисты" - сборник акафистов
  • Молитва и ее необходимость для нашего спасения - сборник поучительных публикаций
  • Словарь православных гимнографических терминов (значение слов акафист, глас, икос, кондак, канон, тропарь и пр.)

В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140

Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66

Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28

Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40

Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138

В болезнях: 29, 46, 69

В смятении душевном: 30

В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69

В утешение угнетаемым: 19

От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139

Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137

О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129

В радости духовной: 102, 103

Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52

Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72

В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148

Перед выходом из дома: 31

В дороге: 41, 42, 62, 142

Перед посевом: 64

От потопления: 68

В гонениях: 53, 55, 56, 141

О даровании мирной кончины: 38

О желании переселиться в вечные селения: 83

Если одолевает лукавый: 142, 67

"Изъяснение каждого псалма Псалтири". - М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.

Изложено по преподобному Арсению Каппадокийскому афонским старцем Паисиеем. Преподобный Арсений использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность.

Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать:

1. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.

2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.

3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.

4. Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.

5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.

6. Да освободит Господь находящегося под заклятием.

7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.

8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.

9. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.

10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).

11. Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.

12. Страдающим болезнями печени.

13. От беса читать трижды в день три дня.

14. Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси и да покаются.

15. Да найдется потерянный ключ.

16. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.

17. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.

18. Да разродится роженица.

19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.

20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.

21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.

22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.

23. Да откроется дверь, когда ключ потерян.

24. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.

25. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего.

26. Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.

27. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.

28. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.

29. В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.

30. Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.

31. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.

32. Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.

33. Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.

34. Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.

35. Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.

36. Израненным разбойниками.

37. При зубной боли.

38. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.

39. Да помирятся хозяин и работник после ссоры.

40. Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.

41. Молодым, когда страдают от несчастной любви.

42. Да освободятся соотечественники из вражеского плена.

43. Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.

44. Страдающим болезнями сердца или почек.

45. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.

46. Дабы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу.

47. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкия бедствия, читать в продолжение 40 дней.

48. Тем, чей труд сопряжен с опасностями.

49. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.

50. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).

51. Да покаются жестокосердные правители и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.

52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.

53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.

54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.

55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.

56. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.

57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.

58. Немым, да даст им Господь дар речи.

59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.

60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.

61. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался.

62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе.

63. Когда укусит кого бешеная собака или волк.

64. Да процветают купцы.

65. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.

66. Благословение да будет на домашнем скоте.

67. Да излечится страдающая выкидышами.

68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.

69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.

70. Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.

71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.

72. Да покаются разбойники.

73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.

74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.

75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.

76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.

77. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.

78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.

79. Да исцелит Господь больного водянкой.

80. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.

81. Дабы люди покупали товары у крестьян, и те не впадали в горе и отчаяние.

82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.

83. Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.

84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.

85. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.

86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.

87. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.

88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.

89. Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.

90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.

91. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.

92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море. (Преподобный также советовал кропить корабль святой водой с четырех сторон.)

93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.

94. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.

95. Да исцелит Господь глухих.

96. Да рассеются чары.

97. Да утешит Господь удрученных горем.

98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать. (По-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг – прим. переводчика.)

99. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.

100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.

101. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.

102. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.

103. Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.

104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи.

105. Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.

106. Да исцелит Господь бесплодную.

107. Да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения.

108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.

109. Дабы младшие уважали старших.

110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.

111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.

112. Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.

113. Да исцелит Господь слабоумных детей.

114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.

115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.

116. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога.

117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.

118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.

119. Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.

120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.

121. Да исцелит Господь страдающих суеверием.

122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.

123. Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.

124. Да защитит Господь поля праведных от злых людей.

125. Да исцелит Господь страдающих головными болями.

126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.

127. Да не коснется домов злоба врагов и да пребудут в семье мир и благословение Божие.

128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.

129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.

130. Да подаст Господь людям покаяние и.утешит их надеждой, чтобы спастись им.

131. Да явит Господь милость свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.

132. Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.

133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.

134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.

135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.

136. Да умирит Господь вспыльчивого.

137. Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.

138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.

139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.

140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.

141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.

142. Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.

143. Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.

144. Да благословит Бог труды людей и примет их.

145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением.

146. Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.

147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.

148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Его.

Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – отцу Паисию со Святой Горы Афон:

149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.

150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.

"Православная жизнь" (Приложение к "Православной Руси") № 12, 2007



История со всенародными протестами против соседства с эвакуированными из Китая согражданами ярко показала, насколько "глубоко" укоренились в нашем обществе "христианские ценности". Как оказалось, и для галицких греко-католиков, и для православных с востока (вне зависимости от патриархатов) слова Христа о любви к ближнему - пустой звук.

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (От Иоанна 13:34-35)

Причем речь здесь шла даже не о заболевших, а о здоровых людях, просто прибывших из зоны эпидемии. Но панический и иррациональный страх объединил восток и запад Украины похлеще "Акта злуки". В некоторых местах протестующие даже жгли шины. Большой, кстати, прогресс по сравнению с не таким уж далеким, как оказалось, темным Средневековьем. Ранее в таких случаях обычно жгли евреев.

Печально знаменитая Великая Чума XIV века началась в 1334-м в том же Китае. Первая, еще довольно туманная информация о некой ужасной болезни, расползающейся с Востока и убивающей людей всего за несколько дней, начала распространяться по Европе еще летом 1346-го. Мор изначально восприняли как обрушившуюся на грешников-магометан Божью кару. Но вскоре смерть пришла и к добрым христианам.


Весной 1347-го "всадник на бледном коне" появился в Крыму, а оттуда ускакал по побережью Черного, а затем и Средиземного моря, выкашивая жителей Балкан, Ближнего Востока, Греции, Италии. В ноябре 1347 г. болезнь добралась до Марселя, чуть попозже - до Авиньона и стала распространяться в глубь Франции. К началу 1348 г. мор охватил Испанию. Летом чума приплыла в Англию.

Смерть не щадила ни бедных, ни богатых, ни простолюдинов, ни аристократов. В начале сентября 1348 г. от чумы, например, умерла Джоанна Плантагенет - дочь английского короля Эдуарда III. Вскоре в Париже скончалась королева Франции Жанна Бургундская.

В бушующих вокруг смертях тут же обвинили евреев, мол, это они в силу извечной злокозненности отравили колдовским зельем колодцы и водоемы. Первая кровь пролилась в апреле 1348 г. в Тулоне, где обезумевшая от страха и ненависти толпа устроила погром в местном еврейском квартале. Тогда погибло около полусотни людей, растерзанных в собственных домах. Чуть позже волна насилия в отношении представителей "ветхозаветного племени" прокатилась по всей Франции и Испании.


Масла в огонь подливал и тот факт, что евреи хоть и умирали от страшного мора, но несколько меньше, чем их соседи. Причина была не в сговоре с Дьяволом, а в строгом соблюдении ими ряда гигиенических и "диетических" правил, прописанных на уровне религиозных законов. Например, среди разносчиков чумы были кролики и зайцы. Ослабевших больных животных легко били охотники, а тушки с чумными блохами вскоре оказывались в домах обывателей со всеми вытекающими последствиями. У евреев же эти животные были строго табуированы к употреблению в пищу.

К концу сентября 1348 г. панические слухи о евреях-отравителях достигли стоящего на берегу Женевского озера швейцарского городишка Шильона. Все местные евреи тут же были арестованы. На роль главного отравителя оперативно назначили врача Балавигнуса. Несчастный эскулап под нечеловеческими пытками сознался, что он-де с пособниками отравил все местные колодцы. Дьявольское зелье, мол, готовилось на основе оскверненных облаток для причастия, порошка из христианских сердец, толченых ящериц, змей, пауков и прочих колдовских ингредиентов.

Последнее привело к новой волне погромов по всем швейцарским и германским землям. Особенно масштабно борьба с эпидемией проявилась в Базеле. В первые дни 1349-го шесть сотен местных евреев оперативно заковали в железо и торжественно сожгли в специально построенном для казни деревянном доме. Далее массовые погромы и сожжения прошли почти во всех городах Священной Римской империи.


Папа Римский Климент VI пытался остановить кровавую вакханалию и даже выпустил по этому поводу две буллы, но безуспешно. Попытался вступиться за евреев и бургомистр Страсбурга, но его тут же сместили. Вскоре в этом городе заживо сожгли около 900 "отравителей". В марте того же 1349 г. в городе Эрфурте в "чумном" погроме погибли около 3 тыс. евреев.

Где не было евреев в роли козлов отпущения, выступали иностранцы, иноверцы, представители специфических профессий (например, могильщики) или другие выбивающиеся из общей массы люди. Все эти казни воспринимались современниками не только как акт возмездия, но и как аналог массовых кровавых языческих жертвоприношений, направленных на ублажение разгневанного божества.


Сжигание иудеев, однако, помогало мало. Пандемия чумы сошла на нет только к 1351 г., унеся, по разным оценкам, от четверти до двух третьих населения Европы.

Чума сняла свой "урожай" и на наших землях. "Был мор силен, зело в Смоленске, и в Киеве, и в Чернигове, и во всей земле Русской смерть люта, и напрасна и скара", - писал летописец в 1352 г. "Моровая язва" приходила на земли Украины и позже. В частности в 1375, 1419, 1424, 1652 гг. Особенно жестокой была эпидемия 1710-1711 гг., после которой "пуст город Киев остался", а на могилах умерших от чумы ставили кресты, которые, по поверью, "запечатывали" чуму.


Последняя масштабная эпидемия чумы прокатилась по Украине в 1770-1771 гг. Тогда мор добрался и до Москвы, где вызвал знаменитый чумной бунт. Болезнь на Подолье, Киевщину и дальше во время очередной русско-турецкой войны (1768-1774 гг.) завезли из Молдавии и Валахии русские военные.

Причиной этого мора стало традиционное русское хобби - мародерство. Вереницы телег с награбленным перевозили к родным березам не только "трофейное" добро, но и чумных блох. Тогда в Подольском, Брацлавском и Волынском воеводствах умерло от мора более 200 тыс. человек. В самом Киеве - около 3 тыс. В Москве и окрестностях чума унесла жизни почти 100 тыс. человек. Локальные вспышки чумы фиксировались и позже.

Кроме чумы неслабый урожай смертей собирали холера и оспа. Но далее речь пойдет не о самих эпидемиях, а о способах борьбы с ними.

Еще в середине ХIХ века природа эпидемий была непонятна. В народе это считалось карой Божьей или гнусным колдовством (а чаще всего и тем и тем одновременно). Соответственно, чтобы избежать Божьего гнева, нужно было показать свою праведность. Например, в Любеке в 1348 г. жаждущие спастись стали массово отдавать монастырям все свое состояние. Когда же страх монахов перед чумой стал преобладать над жаждой наживы, братия, наглухо закрыв врата, перестала принимать пожертвования, то искавшие спасения стали попросту перебрасывать мешочки с монетами и ценности через монастырские стены.

От греха пытались очиститься не только взяткой монахам, но и более болезненными (в полном смысле слова) методами. Например, самобичеванием. В частности, в 1349 г. в разгар Великой Чумы в Германии появилась и быстро распространилась едва ли не по всей католической части Европы секта флагеллантов (лат. flagellare - "хлестать, сечь, бить, мучить").


Придя в очередной чумной город "бичующиеся", громко распевая псалмы, сначала обходили все основные улицы, после чего собирались в заранее обусловленном месте, где и устраивали шоу массового покаяния. Они обнажались по пояс и крестообразно укладывались на землю, принимая различные позы в зависимости от довлеющего над ними греха. Изменявшие женам лежали лицом вниз, клятвопреступники укладывались на бок и лежали с приподнятыми кверху тремя пальцами (как во время присяги), воры лежали с выставленной рукой и т. д. После флагеллант-экзекутор начинал хлестать лежащих сотоварищей бичом. Но это была только первая порция. Далее кающиеся начинали хлестать как сами себя, так и других. Естественно, под пение псалмов. Только пройдя этот обряд очищения, "бичующиеся" начинали громко призывать небо избавить город от мора.


После довольно кровавого представления флагелланты, собрав немалые пожертвования с горожан, перемещались в другой город. Секта процветала недолго. Летом 1349-го в Авиньйоне Папа Климент VI стал свидетелем очередной сцены самобичевания, после чего тут же объявил флагеллантство ересью.

В Украине самым распространенным способом противостоять эпидемии (чуме, оспе, холере) являлось опахивание. То есть проведение плугом защитной борозды вокруг всего села или местечка. Естественно, просто протянуть лошадями или волами плуг было бы слишком просто для такого важного дела, как противоэпидемиологическая магия. Здесь был нужен целый обряд. Лучше всего, если в плуг впрягались женщины. Желательно - девственницы. Еще лучше - в костюмах Евы. В многонациональных местечках Подолья, где бок о бок жили украинцы, поляки и евреи, зафиксированы случаи, когда в плуг поочередно впрягали представительниц всех этнорелигиозных групп - борьба с мором была общим делом.

В зависимости от региона обряд опахивания проходил по различным сценариям. Например, процесс мог происходить под ритуальные песнопения. А мог - в гробовой тишине и сопровождаться только сопением обнаженных девиц, волокущих тяжелый плуг. Часто опахиванию предшествовал крестный ход (по тому же периметру, где вскоре должна была пролечь борозда).

В своей книге "Колдовство: документы, процессы, исследование" (С.-Петербург, 1877) известный историк Владимир Антонович рассказал об одном таком крестном ходе, а точнее, о том, во что хождение вылилось. От прочитанного стынет кровь. Случившееся - яркий пример того, во что может превратиться страх перед болезнью и массовая истерия толпы, и, как нельзя лучше, иллюстрирует происходившее вчера в Новых Санжарах.

В 1738 г. на Подолье вспыхнула очередная эпидемия чумы. Желая предохраниться от заразы, жители села Гуменцы перед тем, как запустить голых девиц с плугом, затеяли ночной крестный ход вокруг своего села. Между тем в соседнем селе Пржевратьи у мелкого шляхтича Михаила Матковского сбежали кони, и тот, на свою беду, отправился их искать.

Повстречав среди полей бредущего в ночи шляхтича, селяне тут же решили, что это и есть тот самый разносящий чуму упырь - ведь добрый христианин не будет шляться ночью в одиночестве вдали от жилья. Незадачливого Матковского тут же жестоко избили и, оставив умирать среди полей, покрестоходили дальше.

Шляхтич тем временем очнулся и кое-как дополз до своего дома. Узнав, что "упырь" жив, жители Гуменец, вооружившись кто чем мог, тут же нагрянули в Пржевратье, схватили "упыря" и приволокли Матковского на судилище. Дав для профилактики 50 ударов канчуком, шляхтича начали допрашивать на предмет его связи с моровой язвой. Тот все отрицал, клялся в невиновности и что-то там бормотал о конях, но "упырю" никто не верил. В итоге громада единогласно присудила сжечь негодника.

Священник, исповедав Матковского, объявил: "Мое дело заботиться о душе, а о теле - ваше; жгите скорее". В толпе раздавался крик: "Нужно жечь!" - и Матковского передали в руки экспертов. Один из них, шляхтич Лобуцкий, вырезал пояс из сыромятной кожи, окружил им голову жертвы, заложив в уши под повязку камушки и, затем сложив в узел пояса палку, стал его стягивать. Другой "эксперт" по упырям, некий Войтех Дикий, замазывал свежим навозом лживый рот Матковского (тот так и не покаялся, что он упырь), а дьяк Андрей Софопчук, намочив большую тряпку в дегте, обвязал глаза несчастному. После этого селяне устроили грандиозный костер из 40 возов дров и 20 возов соломы, втащили на него Матковского и сожгли.

Подоляне в борьбе с эпидемиями вообще славились "добротой". В том же труде Владимира Антоновича читаем о событиях в селе Ярмолинцы (ныне одноименный райцентр в Хмельницкой обл.), случившихся во время чумы уже 1770-го. Там жертвой обезумевшей толпы стал некий Иосиф Маронит, ранее приехавший из Турции (в те годы она была совсем рядом, за Днестром). По мнению селян, он был разносчиком чумы, поскольку являлся иностранцем, да еще и очень успешным лекарем. Ну и евреем, естественно. Несчастного эскулапа сожгли, предварительно погрузив в бочку со смолой.

Не менее жуткая история случилась в Красилове (райцентр все той же Хмельнитчины). Во время эпидемии 1720 г. местные жители решили, что болезнь наколдовала некая Проська Каплунка. Выбор на нее пал по причине ее долголетия (старухе на тот момент исполнилось 120 лет). Чтобы спасти округу от болезни, Каплунку наполовину закопали в землю, а выступающие из земли голову и плечи завалили хворостом и подожгли. Обгоревшие останки привалили мельничным жерновом (чтобы не вылезла).

Впрочем, в борьбе с эпидемиями у нас не все было так жестоко и кроваво. Эхо одного из противоэпидемиологических обрядов даже стало историческим анекдотом.

В поселке Сатанове Хмельницкой области автору рассказали одну забавную байку об "антихолерной" магии. События, если верить преданию, произошли во время эпидемии холеры 1830-1831 гг. Когда эпидемия холеры достигла пика, руководители местной еврейской общины решили провести один защитный ритуал. В качестве кладбищенского сторожа они специально наняли некоего москаля, осевшего в местечке. Пришлый чужак-инородец и иноверец должен был выступить в качестве обрядового привратника Мира мертвых. По заранее оговоренному сценарию москаль должен был встать на пути очередной похоронной процессии и не пускать ее на кладбище. Мол, сколько можно умирать? Хватит уже! Места для холерных могил не осталось!


Во время "ссоры" с могильщиками москаль-привратник должен был как можно чаще повторять ключевые фразы: "Хватит умирать!", "Достаточно смертей", "Нет места для холеры" и т. п. Такая себе магия слова.

После долгого спора сторож должен был "сжалиться" и в обмен на серебряный рубль пропустить могильщиков с мертвецом, сказав напоследок: "Это последнего хороните, больше смертей от холеры не будет, потому что места на кладбище уже нет".


Рассказывают, что дядя все так и сделал, и даже лучше! Поэтому организаторы обряда вместо рубля ткнули тому золотой червонец. "Сторож" от такого аттракциона невиданной щедрости сначала потерял дар речи, а потом, говорят, воскликнул: "Ничего себе! Да я за такие деньги весь Сатанов здесь положу!" Одним словом, все испортил, и вся магия ушла коту под хвост.

Естественно, что это только исторический анекдот, появившийся уже после эпидемии, когда люди шутками старались загладить шрамы от пережитого недавно ужаса. "Москаль" никак не мог такого ляпнуть, потому что к противоэпидемиологическим обрядам все относились очень серьезно - холера ведь не разбирала, кто какой национальности или вероисповедания.

Больше новостей об общественных событиях и социальных проблемах Украины читайте в рубрике Общество

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции