Как нарисовать чум и человека

Тема: “Природа и селения разных народов”

Оборудование:

Репродукции картин русских художников с изображением пейзажей, фотографии, рисунки, набор открыток пейзажей, детская художественная литература, справочная литература по теме урока, детские поделки, географическая карта, опорные таблицы с терминами. Поэзия разных народов России. Музыкальное сопровождение по теме. Аудио- и видеотехника.

Материалы:

Альбомные листы, акварель, пастель или цветные мелки, карандаши, кисти.

I. Организационный момент

У.: Внимательно проверьте готовность к уроку: краски, хорошо заточенный карандаш (не механический) - (У. показывает табличку с образцом заточенного карандаша), 2 кисти – толстую и тонкую, альбом, баночки, наполненные водой, тряпочки.

II. Содержание урока

У.: На наших прошлых уроках мы знакомились с разнообразными архитектурными постройками Средней Азии и Прибалтики, осуществляли силуэтное рисование прибалтийских городов Вильнюса, Таллинна, Риги и др. А сегодня на уроке мы продолжим знакомство с другими народами и их жилищами (табличка на доску), селениями, постройками, а в конце урока выполним интересную практическую работу по теме урока, которая так и звучит (запись на доске):

Природа и селения разных народов.

* На доску помещены иллюстрации разных селений, жилищ, фотографии и репродукции картин природы (пейзажи) разных регионов СНГ.

Это изба, юрта, чум, яранга.

1). У.: Велико разнообразие природы и поселений (У. показывает на оформленную доску).

- Жилище человека обусловлено:

  • географическим положением (У. указывает на географическую карту);
  • строительными материалами;
  • образом жизни людей.

У.: Характер построек отразил национальные особенности и необходимость существования человека.

Каждому народу дорога та земля, где он родился и вырос, где жили его предки, живут его родные. Как называется это место для человека? (малая родина) (табличка на доску).

  • Софья Васильева из 4 “А” читает стихотворение О. Фокиной “Храни огонь родного очага…”.

2). У.: В России и Белоруссии жизнь людей связана с лесом.

- Какая постройка на Руси была самой распространенной и традиционной? Конечно изба.

  • Звучит аудиозапись частушек, под нее выходит ученик и рассказывает про избу.
  • Изба – это… (У. показывает разные иллюстрации с изображением русской избы, на доске появляется табличка со словом ИЗБА)

Учитель добавляет: на удивление ловко и крепко сложена бревенчатая русская изба. И название точное – сруб. То есть дом, рубленный топором. Прочно, без единой щелочки, уложены бревна с полосками пакли или мха между ними. В таком доме тепло в самую суровую зиму. (из книги Л. Яхнина “Дом, в котором мы живем”).

3). У.: Кто знает, как называлось жилище на Украине? (хата) (на доске появляется табличка со словом ХАТА). Что же представляет собой хата? Расскажет нам о ней…

  • Звучит аудиозапись украинского “Гопака”, под нее выходит ученик и рассказывает про хату.
  • Хата – это… (У. показывает иллюстрацию из книги Л. Яхнина “Дом, в котором мы живем”). А вот так выглядит украинская хата.

Учитель добавляет: а еще по-другому украинские домики, хаты, называли МАЗАНКАМИ (табличка на доску ХАТА = МАЗАНКА). И название это совсем не случайное – стены мазанки сделаны из глины, намазанной толстым слоем на деревянный каркас. И сейчас еще можно увидеть в украинской деревеньке побеленный глиняный домик под соломенной крышей. Вот такой. (У. показывает поделку – коллективную работу учеников МОУ “СОШ № 31” “Вечера на хуторе близ Диканьки”). А множество хат, мазанок образуют…Что? (табличка на доску ХУТОР).

  • У. включает видеозапись мультфильма “Жил-был пес”. Это украинский хуторок.

4). У.: Кочевые народы Средней Азии, скотоводы степей, нуждались в переносных постройках. Каких? (табличка на доску ЮРТА). Вот таких. (У. показывает иллюстрацию). О юрте расскажет нам…

  • Юрта – это… (У. держит иллюстрацию, а затем помещает на доску рядом с иллюстрацией избы).

Учитель добавляет: передвигались, кочевали скотоводы вслед за своими стадами – отарами овец. Кочевали и их дома. На новом месте сгружали с повозок тонкие деревянные жерди. Вбивали их в землю, перевивали гибкими прутьями. Получалась громадная, перевернутая вверх дном корзина. Накрывали этот плетеный остов плотными полотнищами войлока. Вот и готов кочевой дом – ЮРТА. (У. показывает иллюстрацию из книги Л. Яхнина “Дом, в котором мы живем”).

5). У.: А народы Севера… Какие народы вам известны? (Дети перечисляют).

У. открывает 1/2 доски, где наклеены таблички с названиями северных народов и зачитывает названия с численностью населения:

  • Эвенки – 30163 чел.;
  • Чукчи – 15184 чел.;
  • Якуты – 381922 чел.;
  • Долганы – 6945 чел.;
  • Ненцы – 234665 чел.;
  • Энцы – 209 чел.;
  • Нганасаны – 1278 чел.

У.: Какой самый малочисленный (многочисленный) северный народ? А как вы думаете, почему 4 последних народа я выделила красным цветом? (Они все проживают на территории Таймырского (Долгано-ненецкого автономного округа (ТАО), т.е. на территории полуострова Таймыр. (У. показывает его на географической карте). А эвены, чукчи, якуты живут в других районах Севера.

У.: Так вот все эти северные народы, в основном охотники и оленеводы тоже строили переносные жилища. А какие? (табличка на доску ЧУМ). (У. показывает иллюстрации из книг, фотографии и др.).

У.: Давайте посмотрим и послушаем, что же еще, кроме чума строили северные народы в качестве жилища.

  • Учитель включает видеозапись о жилищах северных народов.

У.: Так что еще, кроме чума возводили народы Крайнего Севера? (табличка на доску ЯРАНГА).

У.: А вот и сами северные люди к нам пожаловали. Они расскажут о том, как строится яранга.

  • Под песню “Эскимос” четыре девочки танцуют танец в северных костюмах и по очереди читают стихотворение Антонины Кымытваль “Как построить ярангу?”. Во время чтения стихотворения У. показывает рисунок процесса возведения яранги.

III. Практическая часть урока

У.: Итак, сегодня на уроке мы будем рисовать чум или ярангу с элементами пейзажа тундры.

У.: Какова природа тундры? (У. вывешивает на доску на место рисунков различных построек пейзажи тундры).

У.: Верно, природа тундры скудная небогатая на пышную растительность, которая в основном, низкорослая. Эту особенность северной природы вам нужно отразить в своих работах.

У.: Повторим, что такое “пейзаж”? (табличка на доске). Верно, это изображение природы художником. Так вот мы будем рисовать жилище народов Севера в тундре, т. е. северный пейзаж.

У.: С чего нужно начать работу в альбоме? Верно, с обозначения линии горизонта (табличка на доске). А что же называется линией горизонта? Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебниках “Основы рисунка” на стр. 44, которые лежат у вас на партах.

  • Ученик читает определение понятия “линия горизонта”.
  • Учитель вывешивает на доску образец северного пейзажа с чумом в исполнении ученицы 10 класса Анохиной Марии, специально выполненного для участия в Международном конкурсе детского рисунка “Мир, который я люблю”, приуроченного к Международному дню инвалида.

У.: Теперь все вместе отметим линию горизонта. (У. показывает на доске) Какую форму имеет чум, яранга? (У. демонстрирует многочисленные иллюстрации и работу Маши). Что обязательно нужно показать в конструкции чума? (Жерди, соединённые на верхушке чума). Чум имеет форму шалаша. Покажите это в своих рисунках. Правильно определите размеры чума и скомпонуйте его на листе. Маша выполняла работу гуашью, а вы можете работать пастельными мелками или акварелью, но сначала выполните набросок, эскиз работы. Что значит выполнить эскиз?

У.: Ничего, если на сегодняшнем уроке вы не успеете поработать в цвете. Продолжим на следующем уроке, т. к. по данной теме программой предполагается два урока.

У.: Ваш карандаш должен быть хорошо заточен. (У. показывает табличку ещё раз). А теперь работайте самостоятельно.

  • Во время самостоятельной работы учитель помогает, оказывает индивидуальную помощь, консультирует, корректирует, предупреждает возможные ошибки, отвечает на вопросы детей.

У.: Когда вы будите работать в цвете, обязательно обратите внимание на передачу света, тени, оттенки цвета с тем, чтобы изображение получилось объёмным, а не плоским. Рисунок не должен быть однотонным.

IV. Итог урока

  • Что нового узнали на уроке?
  • С какими видами жилищ познакомились?
  • Какими особенностями они обладают?
  • С какими коренными народностями Севера познакомились?
  • Что такое пейзаж, линия горизонта?
  • Учитель оценивает работы детей, благодарит за урок.

Как нарисовать набросок человека, если вы не можете изобразить даже домик с елкой? Показываем поэтапно и делимся лайфхаками.

Изображение человека считается самым сложным в изобразительном искусстве — кроме позы и положения нужно учитывать анатомию, уметь передавать динамику движения и эмоции. Со скетчами все проще — достаточно понять технику рисования.

Как нарисовать набросок человека: пошаговое руководство

Первое, что нужно сделать, — разобраться с пропорциями. Для этого нарисуйте на листе линию и разбейте ее на семь-восемь равных частей, если рисуете человека стоя, или на пять-шесть, если фигура сидит.

Теперь заполните нарисованную шкалу сверху вниз, как на картинке. Сначала нарисуйте голову — она должна занять одно деление, затем грудную клетку — два деления, таз примерно на четвертом делении, колени на пятом и стопы. Не забудьте, что у человека должны быть шея и руки, а еще предусмотрите место под переходы от одной узловой точки к другой, например, от грудной клетки до таза.

Основа человека готова. Можно стереть шкалу с цифрами, она больше не понадобится.
Маленький лайфхак: если не хочется каждый раз рисовать шкалу, можно создать ее в Photoshop или другом редакторе, распечатать и подкладывать под рабочий лист бумаги.

Чтобы не запутаться с пропорциями внутри самой фигуры, не прорисовывайте сразу линии тела. Оформите мышцы овалами, выделите суставы. Этот шаг многие пропускают, считая его примитивным, но именно он помогает новичкам сделать фигуру правильной.


На этом этапе все части фигуры нужно соединить плавной линией, добавить основу одежды, если она нужна, прическу и остальные детали.

Самое основное сделали, осталась детализация, степень которой зависит от изначальной идеи.

Как нарисовать фигуру человека: лайфхаки


Сделать рисунки более интересными поможет работа над деталями. Уделяйте внимание частям тела — так делают художники, чтобы найти лучший ракурс.

Чтобы придать своим рисункам динамичность, экспериментируйте с позами — необычная поза всегда привлекает внимание и делает набросок более запоминающимся.


Посвятите один вечер тому, чтобы разобраться с карандашами, которые различаются по степени мягкости. Существует несколько систем обозначения жесткости, но чаще всего встречается европейская шкала.

F — средний тон между H и HB.

Цифры, которые часто стоят перед буквой, обозначают степень мягкости или твердости. Например, 4B в четыре раза мягче, чем B, а 2H в два раза тверже, чем обычный H.

Чаще всего для создания наброска используется карандаш HB, им удобно прорисовывать основу и создавать тени. Для создания акцентов, прорисовки более темных линий и теней используются мягкие карандаши — 2B и мягче.

Развивайте наблюдательность — отмечайте, как люди стоят, сидят или ходят. Главный секрет успеха набросков — естественность и реализм. Наблюдайте за работой профессиональных художников, тем более, что в эпоху интернета найти руководства и уроки несложно.

Если у вас не получается какая-то деталь, например, руки — с ними всегда много проблем, изучите, как их рисуют другие. Найдите фотографии и готовые рисунки рук, а лучше всего — процесс создания наброска.

Ищите свой стиль — совсем не обязательно рисовать фотореалистично. Есть много успешных иллюстраторов, выработавших свою технику создания набросков. Один из примеров — Jae Suk Kim, в портфолио которого можно найти коллаборации с Mercedes-Benz Fashion Week Russia, Michael Kors, Dior и другими известными брендами.


Используйте каждую свободную минуту для практики — нарисовав бесчисленное количество не очень удачных набросков, вы рано или поздно увидите свои ошибки и сможете стать лучше. Главное — уверенность в собственных силах и стремление к мечте.

Техники и инструменты

Рисовать фигуру человека и портрет можно любыми материалами — от карандашей до акварели. Карандаш — наиболее распространенный инструмент в силу своей низкой стоимости и универсальности. Уголь прекрасно подходит для выполнения быстрых рисунков с сильным тональным контрастом и менее пригоден для проработки мелких деталей. Для туши рекомендуется плотная и гладкая бумага хорошего качества. Смешанная техника — это одновременное сочетание разных материалов на одном рисунке.



Экспериментируйте в поисках собственных приемов, которые позволят добиться наибольшей выразительности, и старатесь извлекать пользу из случайных эффектов.

Основы пластической анатомии

Художники изучают анатомию с целью осмысленного изображения фигуры человека. Чтобы воспроизвести ее достоверно, нужно не просто видеть, но и понимать, что рисуешь.

Ниже изображены основные кости черепа и шеи вместе с кожей, хрящами, жиром, мышцами, волосами и прочим в виде слоев.


Скелет мужского торса, заключенный в контуры тела, во фронтальной, латеральной и дорсальной плоскостях. Эти рисунки помогут расширить понимание формы тела.


Верхние и нижние конечности в разных плоскостях. Как и на предыдущем рисунке, скелетная структура показана внутри контуров тела.



Художнику важно учитывать три основных аспекта мышц: их внешний вид (форма, размер, объем), расположение (где она находится относительно скелетной структуры и соседних мышц, насколько глубоко или поверхностно) и ее механизм (функцию, направление мышечной тяги, соответствующие изменения формы и пр.).


Пропорции

Чтобы рисунок вышел правдоподобным, необходимо учитывать пропорции тела и головы. Высота головы от лба до подбородка часто принимается за единицу измерения для определения пропорций тела. Рост стандартной фигуры — примерно 7,5-8 голов. Запомните еще несколько пропорциональных отношений: голова трижды укладывается в общую высоту туловища с шеей, длина верхних конечностей также равняется трем головам, а нижних — трем с половиной.


Несмотря на различия между отдельными индивидуумами, их можно разделить на три основные группы типов со схожими характеристиками внутри каждой — эктоморфы, мезоморфы и эндоморфы.


Кисти и стопы

Легко понять, почему руки и стопы с их устройством и разнообразием возможных жестов считаются самыми сложными для убедительного воспроизведения частями тела, как в рисунке, так и в живописи и скульптуре.

Рисовать свои кисти и стопы — лучший способ изучить их максимально подробно. Вы сможете убедиться, что получаются вполне достойные штудии, сравнимые с рисунками лица, а может быть, даже более выразительные.



Так же как для головы и тела, полезны будут знания о строении костей стоп и кистей.


Порисуйте свои собственные кисти рук и стопы в разных положениях. Можно использовать зеркало. Берите разные предметы в руки и передавайте динамику и настроение жеста в рисунке.

Голова, лицо, портрет

Основной интерес для художника всегда представляли лицо и фигура. Портрет — это не просто воспроизведение физических черт с целью узнаваемости конкретного персонажа. Это рассказ посредством мимики о его личности, мыслях и эмоциях.

Как нарисовать голову и черты лица, мы подробно рассказывали в этой статье.

Наброски человека в скетчбуке

Наброском называют быстрый, спонтанный рисунок с натуры, выполненный в сжатые сроки несколькими информативными линиями. Рисовать людей в естественной обстановке, которые не позируют специально и наверняка не догадываются, что их рассматривают и изображают, поначалу покажется сложным. Но реальной причины бояться или теряться нет — вряд ли кто-то будет обращать внимание на то, чем вы заняты.

Умение изображать незнакомых людей в любой позе и при любых обстоятельствах важно для развития технических навыков и оценочного суждения. И, конечно же, регулярная практика набросков отточит дар наблюдательности и интерпретации, научит смотреть глубже и принимать быстрые, уверенные, понятные и точные решения.


Несколько коротких советов о том, как делать наброски с натуры:

  • Заведите привычку всегда носить с собой карандаш и маленький скетчбук — такой, который легко поместится в сумку или карман, — на случай если что-то привлечет ваше внимание или покажется интересным.
  • Стоит стремиться повысить наблюдательность и умение вычленять главное и одновременно координировать зрительное восприятие, оценочное суждение и движения руки во время выполнения рисунка.
  • Не старайтесь отразить на бумаге все, что видите на натуре. Учитывая ограниченное количество времени и риск изменения позы модели в любую секунду, сосредоточьтесь на главном.
  • Чтобы научиться использовать свою память для воспроизведения последовательности базовых фаз движения, понадобится максимальная концентрация в наблюдении за людьми.

Если вас все еще смущает мысль о рисовании людей с натуры (учтите, что, если кто-то заметит, что вы делаете, одни могут быть польщены, а другие с недовольством уйдут), подготовиться к этому психологически и обрести некоторую уверенность может помочь рисование статуй и скульптур в музеях или памятников в общественных местах.

Уточните, можно ли в музее делать наброски, и если да, то смело отправляйтесь туда и зарисовывайте скульптуры с разных ракурсов.



Так учат рисованию в Париже — во дворике Лувра со скульптурами.

Этапы рисования

Если вы рисуете фигуру целиком (в одежде или обнаженную), можно сначала провести несколько быстрых, светлых линий, чтобы наметить пространство, которое она займет на листе бумаги (максимальная высота, максимальная ширина и др.). Затем наметьте основные части тела (голову, торс и конечности) с учетом относительных пропорций.


Далее обратите внимание на динамику или статику фигуры. Она симметрична, неподвижна? Или в позе угадывается движение, дисбаланс? Обратите внимание на углы и наклоны, которые есть в фигуре.


Закончите рисунок существенными контурами, тенями и деталями, которые невозможно опустить. Сотрите вспомогательные линии, если нужно.


Т очка, точка, огуречик – получился человечек. Ничего сложного. Такие портреты может рисовать любой способный держать карандаш, но мы то с вами стремимся к большему! Будем учиться, как рисовать лицо правильно. Но прежде чем взяться за карандаш поговорим немного о теории непростого, но очень увлекательного дела. Как правильно построить портрет? Что надо знать для этого?

Несколько слов о пластической анатомии

Если бы вам предложили на опознание два черепа, один бедного Йорика, а второй самого Гамлета, то вряд ли вы ответили кто из них кто. Почему? По одной простой причине: все люди устроены одинаково, у нас похожий скелет, те же мышцы, внутренние органы. По сути, любой человек собран по единой схеме сборки.




К чему это всё? К тому, что хорошо зная эту схему, вы сможете нарисовать любого человека. Наука о теле человека называется анатомией, но нас больше интересуют формы. Такая анатомия называется пластической. Мы уверены, что вы - уважающий себя художник или начинающий рисовальщик. Стало быть, должны ознакомиться с основами построения нашего тела. Начнём мы с лицетворения.

Как правильно рисовать лицо

Кто-то может сказать, что он прирождённый карикатурист, поэтому правильность испортит его талант. Спорить не будем, но на чём стоит карикатура? На искажении всеми видимых пропорций. Если вы будете их знать, вам будет ещё легче делать смешные рисунки. Чтобы не напрягать вас научными терминами, разными заумными цифрами, давайте хорошо усвоим основные пропорции любого человеческого обличия и геометрические фигуры, из которых оно состоит:


  • Любая голова в профиль отлично вписывается в квадрат. Лицо в фас тоже можно вписать в квадрат, но сверху придётся добавить узенькую полоску в 1/6 от этого квадрата.
  • Обычно лицо делят на три равные зоны по вертикали. Верхние это черепная коробка, которая прекрасно вписывается в окружность. Квадратные головы только на карикатурах встречаются. Средняя часть – это глаза, часть лба и нос. Нижняя – это подбородок, губы и основание носа.
  • Уровень глазных яблок всегда находится по центру от верхней до нижней вертикальных точек осевой линии. Учтите, что мы говорим об абсолютно прямом положении головы.
  • Глаза всегда можно вписать в окружность, причём расстояние между ними всегда равно диаметру той же окружности. То есть между двумя одинаковыми очами всегда есть место такому же третьему оку.



  • Уважающий себя художник должен знать, что такое лобные бугры на черепе, ведь от их уровня до окончания подбородка, по сути и находится вся фасадная часть лица. Именно её делят ещё на три вертикальные зоны. Верхняя – лоб, средняя глаза, уши и нос. Нижняя губы и подбородок.
  • Нижнюю часть надо поделить ещё на три зоны. Линия губ будет на границе верхней и двух нижних. Длину губ легко вычислить, проведя вертикали из центра глаз.
    Знания этих фундаментальных истин достаточно, чтобы построить любой портрет.

Поэтапный рисунок карандашом

Ну что, у вас уже чешутся руки, чтобы нарисовать первый портрет по науке. Тогда вперёд! Прикрепите лист бумаги, возьмите острый карандаш и айда за нами, рисовать схему построения лица:



  • Проведите вертикальную осевую линию по центру листа. Не забывайте, что все линии построения рисуем еле-еле нажимая на карандаш.
  • Нарисуйте по центру большой квадрат, чтобы затем вписать в него нашего человечка, точнее, его обличье. Здесь не надо применять композиционное правило, оставлять чуть больше места снизу. Дальше вы поймёте почему.
  • Разделите квадрат на три равные части по вертикали.
  • Возьмите размер половины третьей части нашего квадрата и добавьте её сверху квадрата. Проведите горизонтальную линию – это верхняя граница будущей головы. Заодно добавится та недостача, которая позволит уладить дела с композицией.
  • Теперь определяем уровень расположения глазных яблок. Помните где они должны быть? Точно посередине от верхней линии до нижней. Находим середину на осевой линии и проводим горизонталь через неё. Здесь будут глаза.



  • Вспоминаем про круглый череп и рисуем окружность сверху. Какую? Её радиус равен 1/3 расстояния от верхней до нижней точки головы.
  • Рисуем ещё одну окружность внизу. Её радиус равен ¼ того же расстояния.
  • Соединяем получившиеся окружности касательными прямыми. Вуаля, у нас получился овал лица!

Теперь круглые очи. Делим отрезок между пересечениями линии глаз с контуром обличия на пять равных частей. Второй и четвёртый отрезки – это место для очей, вписывайте туда окружности.

Нос. Длину и расположение помните! Средняя третья часть нашего квадрата. Ширина носа внизу – это ширина третьего глаза.

Уши всегда такой же длины как нос, находятся в той же зоне, только, само собой разумеется, по краям от основного овала.



Губы. Вспоминаем, что для их расположения надо нижнюю третью часть квадрата поделить ещё на три вертикальные зоны, между верхней и двумя нижними ось губ. Их длину проецируем из центра глаз.

Всё. Вы построили схему любого человеческого лица. Осталось придать ей человеческий вид. Об этом поговорим в следующих уроках.

Читайте также:

По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: лёгкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище, рассчитанное на несколько человек, можно легко построить практически в любом месте из перекрещённых жердей, покрытых ветками, корой или специально припасёнными шкурами.


Главный элемент чума – шест. Его готовят долго и тщательно, поэтому он служит тундровикам не одно десятилетие. Чум состоит из 40-45 (иногда из 50) шестов в зависимости от размеров чума. Два шеста, являются основными (макода' ну) они на некотором расстоянии от верхнего конца, имеют по одному сквозному отверстию, сквозь которое продевается веревка, и завязывается, образуя кольцо, соединяющее оба шеста вместе. При установке основные шесты перекрещивают несколько ниже верёвочного кольца, в которое затем продевают другие шесты чума.

Для покрытия чума ненцы используют покрышки (нюки), которые сшиваются из крупных шкур взрослого оленя нитками из сухожилий оленя. В зимний период необходимо четыре покрышки: две нижние (мюйко) покрывают остов чума мехом внутрь и две верхние (ея) покрывают мехом наружу. Для пошива используют около 60 шкур. Служат покрышки обычно много лет, заменяют их по мере необходимости.

Место для стоянки и установки чума выбирают мужчины. Прежде всего, выбирается место с учетом времени года. Зимой чум ставят по возможности в укрытых от ветра местах, летом, наоборот, в открытых.

Устанавливают чум женщины по строго установленному порядку. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Потом на место постелей расстилают циновки из трав и прутьев. Затем устанавливаются шесты. Перпендикулярно центральному внутреннему шесту (сымзы) располагались две горизонтальные жерди, на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки – ноки. Таким образом, чум ставится за 30 – 40 минут.

Для того чтобы надеть покрышки на чум используют специальный шест (есенабць). К основанию чума подгребают снег, а летом – землю, чтобы в чум снизу не проникал ветер. Края покрышек должны заходить один за другой. Край одной из внешних покрышек образует вход в чум. Женщины и дети входят в чум, взявшись одной рукой за края обоих покрытий и повернувшись через левое или правое плечо. Мужчины открывают вход взмахом покрытия через спину.

В летний период ненцы на покрытие чума использовали старые оленьи шкуры или берестяные покрышки. Современные ненцы летом проживают в чумах покрытых брезентом или другими прочными фабричными тканями.

Кроме очага, ещё очень значимыми элементами являются дверной вход и сымзы (центральный внутренний шест). Вход разделял две сферы: жилое и нежилое, дикое и домашнее. С этим был связан ряд поверий. Так, детям нельзя сидеть или стоять при входе: говорили, духи тебя застрелят. Умершего никогда не выносили через вход, чтобы его вынести поднимали покрытия, а в свадебном обряде вход служил преградой для жениха и его родственников: они должны были просунуть лоскут сукна через вход в чум невесты. Все эти поверья объяснялись тем, что против входа находилось место, где обитали духи.

Сымзы - часть приспособления для подвешивания котла над котлом. Место между сымзы и очагом огораживало священное место в чуме. Пространство между сымзы и очагом не разрешалось переступать женщина. Во время камлания около сымзы сидел шаман, вокруг шеста обносился его бубен.

Женская половина (сея) расположена ближе к выходу из чума. Там женщины хранят свои принадлежности: инструменты для выделки шкур, обувь и одежду. Женщины могут находиться с любой стороны от огня, но по традиции не должны перешагивать через мужскую одежду, оружие, орудия промысла. По представлению ненцев это может принести зло мужчине и его вещам.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции