Характерным признаком дифтерии гортани является тест

Некоторые считают дифтерию проблемой из прошлого, болезнью-рудиментом, с которой повсеместно удалось успешно справиться. Но расслабляться еще рано. До сих пор регистрируются случаи этого заболевания, среди детей и взрослых циркулируют бактерии дифтерии. Поэтому о том, когда и какие анализы нужно сдавать на дифтерию, должен знать каждый.

Характеристика заболевания и особенности диагностики дифтерии

Дифтерия — это инфекционная болезнь, которой можно заразиться только от человека. Однако опасным может быть не только заболевший, но и носитель токсигенного (то есть производящего токсины) штамма. Такое носительство протекает без каких-либо признаков, и его можно обнаружить только с помощью лабораторного обследования.

Бактерии дифтерии — бациллы Леффлера — могут передаваться по воздуху с мельчайшими частичками влаги или пыли. Также бактерии могут передаваться при контакте с зараженными предметами обихода и изредка через зараженную еду.

При контакте с заболевшим или с носителем токсичного штамма вероятность заболеть примерно 15–20% [1] . Первые симптомы появляются через 2–10 дней. Повышается температура до 38–39°С, появляется боль в горле, становится сложно глотать. Признаки дифтерии сходны с ангиной, но при этом возникают и специфические симптомы.

Главная отличительная особенность — это тип поражения миндалин. На них образуется налет в виде плотных пленок. Свежие пленки снимаются достаточно легко, но они быстро утолщаются и становятся плотными. Если такую пленку с силой снять с миндалины, то под ней чаще всего образуется кровоточащая эрозия.

Такая типичная клиническая картина с высокой температурой, выраженной интоксикацией, ознобами, головной болью и бледностью кожи развивается у непривитых и имеющих слабый противодифтерийный иммунитет людей. При более высоком уровне иммунитета вместо пленок может образовываться рыхлый налет, а само заболевание протекает менее остро. Поэтому атипичные формы дифтерии легко можно спутать с обычной ангиной [2] .

Однако дифтерия страшна не только сама по себе, но и своими осложнениями.

Среди них выделяют:

  • инфекционно-токсический шок;
  • миокардит — поражение сердечной мышцы;
  • полинейропатию — поражение периферических нервов;
  • нефрозы — дистрофические процессы в почках;
  • ДВС-синдром — нарушение свертываемости крови;
  • круп — осложненное стенозом гортани воспаление дыхательных путей [3] .

Еще в середине XX века дифтерия была распространенной проблемой, вызывавшей осложнения, связанные с риском для жизни, у каждого пятого взрослого пациента и у каждого десятого заболевшего ребенка [4] .

В 1955 году в СССР было официально зарегистрировано около 321 000 случаев дифтерии [5] . В 2015 году, 60 лет спустя, на всей территории России было зарегистрировано только 2 заболевших [6] . То есть заболеваемость снизилась практически в 160 000 раз.

Так как в России регистрируются только единичные случаи дифтерии, далеко не все молодые врачи за свою практику сталкивались с этим заболеванием. Тем более что она может протекать в стертой или бессимптомной форме, маскируясь под ангину и менее опасные заболевания. Поэтому своевременная лабораторная диагностика играет значительную роль в выявлении этого заболевания.

Кроме обследования пациентов с подозрением на дифтерию проводится регулярный серомониторинг — определение уровня иммунитета среди группы населения. Например, среди детей 3–4 лет, 16–17 лет и взрослых. Это помогает оценить коллективный иммунитет, вероятность возникновения вспышек и распространения заболевания [7] .

Для диагностики дифтерии используются несколько методов — бактериологический, серологический и ПЦР-анализ, а также клинический анализ крови.

Основным методом, который позволяет установить диагноз, является микробиологическая диагностика дифтерии. Ее проводят при ангине с характерным выпотом на миндалинах, при подозрении на инфекционный мононуклеоз, паратонзиллярный абсцесс или ларинготрахеит. Это позволяет на самом раннем этапе исключить дифтерию.

С профилактической целью бактериологическое исследование проводят для поступающих на лечение или на работу в психоневрологические стационары, противотуберкулезные учреждения, дома ребенка. Такое обследование проводится, чтобы предотвратить вспышки инфекции в закрытом учреждении [9] .

Для проведения бактериологического исследования с пораженной поверхности забирают мазок и помещают его в транспортную питательную среду. Примерно через 5–7 дней из лаборатории приходит ответ, есть ли в биоматериале рост дифтерийной палочки и обнаружены ли у нее токсигенные свойства. В норме роста быть не должно. Если в результатах исследования указан нетоксигенный штамм, это тоже в большинстве случаев не страшно. Достаточно провести профилактику по назначенной врачом схеме. А вот если выявлен токсигенный штамм, придется пройти полный курс лечения и обследовать всех контактировавших с пациентом лиц.

Как дополнение к бактериологическому методу могут использовать ПЦР-диагностику . Показания к ее проведению те же, что и для бактериологического метода. Но для установления диагноза она уже не является обязательной. Материал для ПЦР-исследования забирают из очага поражения и помещают в специальную среду. В лаборатории выделяют гены дифтерийной бактерии, в том числе отвечающие за ее токсичность. Интерпретируют результат так же, как и при бактериологическом методе: в лучшем случае следы присутствия бактерии не должны обнаружить. Если же выявлен токсигенный штамм, придется срочно проходить лечение.

Еще один вспомогательный метод — клинический анализ крови. С его помощью нельзя отличить, например, дифтерию от ангины, но можно сказать, что воспаление вызвано бактериальной инфекцией. Для проведения этого анализа также берут кровь из вены. Этот анализ занимает всего 1–2 рабочих дня. При бактериальной инфекции повышается уровень СОЭ, количество лейкоцитов и нейтрофилов.

Анализы на дифтерию можно сдать как в государственных клиниках, так и в частных лабораториях. Анализ крови можно сдать в любой лаборатории и, чаще всего, для этого даже не нужно будет направление врача. А вот специфические анализы на дифтерию проводят уже не все, поэтому лучше заранее уточнить этот момент.

Забор материала лучше сдавать в клинике с собственной лабораторией, особенно это касается бактериологического и ПЦР-исследования. Результаты этих анализов во многом зависят от того, насколько точно соблюдали правила забора мазков, хранения и транспортировки материала. При нарушении на любом из этих этапов можно получить ложный отрицательный результат.

В государственном учреждении по направлению все эти исследования можно пройти бесплатно. В частной лаборатории придется заплатить как за само исследование, так и за взятие биоматериала. Но и уровень сервиса при этом обычно выше. Например, некоторые лаборатории высылают результаты исследований на электронный адрес или публикуют их в личном электронном кабинете пациента, так что возвращаться за бланками уже не нужно. Их можно распечатать самостоятельно в любой момент.

Некоторые считают дифтерию проблемой из прошлого, болезнью-рудиментом, с которой повсеместно удалось успешно справиться. Но расслабляться еще рано. До сих пор регистрируются случаи этого заболевания, среди детей и взрослых циркулируют бактерии дифтерии. Поэтому о том, когда и какие анализы нужно сдавать на дифтерию, должен знать каждый.

Характеристика заболевания и особенности диагностики дифтерии

Дифтерия — это инфекционная болезнь, которой можно заразиться только от человека. Однако опасным может быть не только заболевший, но и носитель токсигенного (то есть производящего токсины) штамма. Такое носительство протекает без каких-либо признаков, и его можно обнаружить только с помощью лабораторного обследования.

Бактерии дифтерии — бациллы Леффлера — могут передаваться по воздуху с мельчайшими частичками влаги или пыли. Также бактерии могут передаваться при контакте с зараженными предметами обихода и изредка через зараженную еду.

При контакте с заболевшим или с носителем токсичного штамма вероятность заболеть примерно 15–20% [1] . Первые симптомы появляются через 2–10 дней. Повышается температура до 38–39°С, появляется боль в горле, становится сложно глотать. Признаки дифтерии сходны с ангиной, но при этом возникают и специфические симптомы.

Главная отличительная особенность — это тип поражения миндалин. На них образуется налет в виде плотных пленок. Свежие пленки снимаются достаточно легко, но они быстро утолщаются и становятся плотными. Если такую пленку с силой снять с миндалины, то под ней чаще всего образуется кровоточащая эрозия.

Такая типичная клиническая картина с высокой температурой, выраженной интоксикацией, ознобами, головной болью и бледностью кожи развивается у непривитых и имеющих слабый противодифтерийный иммунитет людей. При более высоком уровне иммунитета вместо пленок может образовываться рыхлый налет, а само заболевание протекает менее остро. Поэтому атипичные формы дифтерии легко можно спутать с обычной ангиной [2] .

Однако дифтерия страшна не только сама по себе, но и своими осложнениями.

Среди них выделяют:

  • инфекционно-токсический шок;
  • миокардит — поражение сердечной мышцы;
  • полинейропатию — поражение периферических нервов;
  • нефрозы — дистрофические процессы в почках;
  • ДВС-синдром — нарушение свертываемости крови;
  • круп — осложненное стенозом гортани воспаление дыхательных путей [3] .

Еще в середине XX века дифтерия была распространенной проблемой, вызывавшей осложнения, связанные с риском для жизни, у каждого пятого взрослого пациента и у каждого десятого заболевшего ребенка [4] .

В 1955 году в СССР было официально зарегистрировано около 321 000 случаев дифтерии [5] . В 2015 году, 60 лет спустя, на всей территории России было зарегистрировано только 2 заболевших [6] . То есть заболеваемость снизилась практически в 160 000 раз.

Так как в России регистрируются только единичные случаи дифтерии, далеко не все молодые врачи за свою практику сталкивались с этим заболеванием. Тем более что она может протекать в стертой или бессимптомной форме, маскируясь под ангину и менее опасные заболевания. Поэтому своевременная лабораторная диагностика играет значительную роль в выявлении этого заболевания.

Кроме обследования пациентов с подозрением на дифтерию проводится регулярный серомониторинг — определение уровня иммунитета среди группы населения. Например, среди детей 3–4 лет, 16–17 лет и взрослых. Это помогает оценить коллективный иммунитет, вероятность возникновения вспышек и распространения заболевания [7] .

Для диагностики дифтерии используются несколько методов — бактериологический, серологический и ПЦР-анализ, а также клинический анализ крови.

Основным методом, который позволяет установить диагноз, является микробиологическая диагностика дифтерии. Ее проводят при ангине с характерным выпотом на миндалинах, при подозрении на инфекционный мононуклеоз, паратонзиллярный абсцесс или ларинготрахеит. Это позволяет на самом раннем этапе исключить дифтерию.

С профилактической целью бактериологическое исследование проводят для поступающих на лечение или на работу в психоневрологические стационары, противотуберкулезные учреждения, дома ребенка. Такое обследование проводится, чтобы предотвратить вспышки инфекции в закрытом учреждении [9] .

Для проведения бактериологического исследования с пораженной поверхности забирают мазок и помещают его в транспортную питательную среду. Примерно через 5–7 дней из лаборатории приходит ответ, есть ли в биоматериале рост дифтерийной палочки и обнаружены ли у нее токсигенные свойства. В норме роста быть не должно. Если в результатах исследования указан нетоксигенный штамм, это тоже в большинстве случаев не страшно. Достаточно провести профилактику по назначенной врачом схеме. А вот если выявлен токсигенный штамм, придется пройти полный курс лечения и обследовать всех контактировавших с пациентом лиц.

Как дополнение к бактериологическому методу могут использовать ПЦР-диагностику . Показания к ее проведению те же, что и для бактериологического метода. Но для установления диагноза она уже не является обязательной. Материал для ПЦР-исследования забирают из очага поражения и помещают в специальную среду. В лаборатории выделяют гены дифтерийной бактерии, в том числе отвечающие за ее токсичность. Интерпретируют результат так же, как и при бактериологическом методе: в лучшем случае следы присутствия бактерии не должны обнаружить. Если же выявлен токсигенный штамм, придется срочно проходить лечение.

Еще один вспомогательный метод — клинический анализ крови. С его помощью нельзя отличить, например, дифтерию от ангины, но можно сказать, что воспаление вызвано бактериальной инфекцией. Для проведения этого анализа также берут кровь из вены. Этот анализ занимает всего 1–2 рабочих дня. При бактериальной инфекции повышается уровень СОЭ, количество лейкоцитов и нейтрофилов.

Анализы на дифтерию можно сдать как в государственных клиниках, так и в частных лабораториях. Анализ крови можно сдать в любой лаборатории и, чаще всего, для этого даже не нужно будет направление врача. А вот специфические анализы на дифтерию проводят уже не все, поэтому лучше заранее уточнить этот момент.

Забор материала лучше сдавать в клинике с собственной лабораторией, особенно это касается бактериологического и ПЦР-исследования. Результаты этих анализов во многом зависят от того, насколько точно соблюдали правила забора мазков, хранения и транспортировки материала. При нарушении на любом из этих этапов можно получить ложный отрицательный результат.

В государственном учреждении по направлению все эти исследования можно пройти бесплатно. В частной лаборатории придется заплатить как за само исследование, так и за взятие биоматериала. Но и уровень сервиса при этом обычно выше. Например, некоторые лаборатории высылают результаты исследований на электронный адрес или публикуют их в личном электронном кабинете пациента, так что возвращаться за бланками уже не нужно. Их можно распечатать самостоятельно в любой момент.


Зав. кафедрой детских инфекционных болезней, профессор .

для преподавателя по теме:

(для студентов педиатрического и медико – профилактического факультетов)

1.Тема практического занятия: "Дифтерия у детей".

Наименование цикла: воздушно-капельные инфекции.

Контингент: студенты 6-го курса педиатрического факультета, 5 курса МПФ

Продолжительность практического занятия: 6 часов.

2.Цель занятия: изучение студентами этиологии, эпидемиологии, патогенеза, патоморфологии, классификации, диагностики дифтерии, клиники дифтерии ротоглотки, течения заболевания, осложнений, лечения.

3.Методика проведения теоретической части занятия.

3.1 Контроль дисциплины.

3.2 Формулировка темы и цели занятия.

3.3 Обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию.

3.4 Контроль СРС ВУВ.

3.5 Входной тестовый контроль знаний студентов.

Тесты исходного контроля

1.Какие свойства из нижеперечисленных характерны для возбудителя дифтерии?

2.Укажите, от чего зависит восприимчивость к дифтерии:

а)от антибактериального иммунитета;

б)от антитоксического иммунитета.

З. Что является вероятным признаком дифтерии ротоглотки?

а)ангина (острый тонзиллит) с налетами;

б)плотные малоболезненные передне-шейные лимфоузлы; в)кратковременный подъем температуры;

д)выраженный катаральный синдром.

4.Признаки дифтерийного воспаления:

а)фибринозный налет, плотно спаянный с подлежащими тканями,

возвышающийся над поверхностью слизистой, кожи;

б)умеренная или слабая болезненность и гиперемия в месте входных

в)кратковременная температурная реакция; г)выраженная интоксикация;

д)прогрессирование воспаления на фоне антибактериального лечения.

5.Какие заболевания должны вызвать подозрение на дифтерию?

6.Отличие дифтерии ротоглотки от лакунарной ангины:

а)налеты на миндалинах островчатые или пленчатые, возвышаются, с трудом снимаются, выходят за пределы лакун;

б)налеты на миндалинах рыхлые гнойные по ходу лакун;

в)регионарные лимфоузлы плотные, малоболезненные или безболезненные;

г)регионарные лимфоузлы болезненные;

д)эффект от антибиотиков слабый или отсутствует.

7.Что необходимо для подтверждения диагноза дифтерии:

а)один или несколько типичных признаков дифтерии;

б)выделение из клинического материала токсигенного штамма

в)нарастание титра противодифтерийных антител в сыворотке крови

больных в 4 раза и более;

г)нарастание титров противовирусных антител;

д)выделение из клинического материала гемолитического стрептококка.

8.Назовите клинические формы локализованной дифтерии ротоглотки:

9.Какие осложнения наиболее характерны для дифтерии ротоглотки?

д)поражение черепно-мозговых нервов;

10.Что является вероятным признаком дифтерии в поздние сроки болезни?

в)паралич или парез черепно-мозговых нервов;

11 .Что является вероятным признаком дифтерии ротоглотки, токсической формы?

а)распространение налетов за пределы миндалин;

в)резкая болезненность в горле (тризм);

г)отек подкожной клетчатки шеи ("бычья шея");

д)токсический сосудистый коллапс.

12.Отличия дифтерии ротоглотки, токсической формы от флегмонозной ангины и паратонзиллярного абсцесса:

а)резко выраженная боль в горле, тризм;

б)боль в горле умеренная;

в)налеты выходят за пределы миндалин;

г)отек подкожной клетчатки шеи ("бычья шея");

д)ассиметрия зева с односторонней резкой гипертрофией миндалины и выбуханием дужки.

13.Перечислите изменения в периферической крови, характерные для токсической дифтерии ротоглотки:

14.Назовите клинические признаки дифтерийного миокардита:

г)глухость тонов сердца;

д)расширение границ сердца;

15.Перечислите изменения на ЭКГ, характерные для дифтерийного миокардита:

в)снижение вольтажа зубцов;

г)удлинение интервала QT;

д)смещение интервала ST;

е)отрицательный зубец Т;

ж)блокада ветвей пучка Гиса;

з)расширение комплекса QRS.

Ответ: б, в, д, ж, з

16.Назовите показания для назначения сердечных гликозидов:

в)увеличение размеров печени;

г)низкие цифры АД;

17.Перечислите основные принципы лечения дифтерийного миокардита:

б)строгий постельный режим;

18.Назовите симптомы, свидетельствующие о параличе мягкого неба:

а)поперхивание во время еды;

г)гнусавый оттенок голоса;

д)провисание небной занавески на стороне поражения.

19.Определите симптомы, характерные для инфекционно-токсического шока II степени при токсической дифтерии ротоглотки:

б)резкая бледность кожи;

в)цианоз носогубного треугольника;

Ответ: б, в, г, е, з, к

3.6 Теоретический разбор материала.

· Этиология и эпидемиология дифтерии

· Инфекционно-токсический шок при дифтерии

4.Методика проведения практической части занятия.

4.1 Работа в палате с тематическим больным под контролем преподавателя.

4.2 Обсуждение результатов, полученных при сборе анамнеза, эпиданамнеза, объективных данных, обоснование предварительного диагноза, назначение плана обследования и лечения.

4.3 Решение ситуационных задач.

Ребенок 5 лет. Заболевание началось остро с резкого повышения температуры до 39,5°С, неоднократной рвоты, резкой бледности, болей в горле. В течение 2 дней лечился по поводу ангины.

Поступил в инфекционную больницу на 3 день заболевания в крайне тяжелом состоянии. Температура 39,5°С, ребенок вялый, адинамичный, бледный. Кожные покровы бледные, в области шеи с обеих сторон имеется отек подкожно-жировой клетчатки. Отек имеет тестоватую консистенцию, кожа над ним не изменена. Отек занимает подкожно-жировую клетчатку всей шеи и переходит на грудную клетку. Тоны сердца глухие, тахикардия, пульс слабого наполнения. Картина зева: резкий отек слизистой зева, слизистая миндалин, дужек, малого язычка покрыта грубым белесоватым гребешковым налетом.

1 .Поставьте диагноз.

Девочка 8 лет находится в инфекционной больнице по поводу токсической дифтерии зева II степени. В результате проведенной комплексной терапии состояние ребенка улучшилось, исчез отек зева и подкожной клетчатки, рассосались пленки в зеве, исчезла интоксикация. Внезапно на 6-й день заболевания состояние ребенка значительно ухудшилось, появились сильные боли в правом подреберье, многократная рвота и икота. Ребенок резко побледнел, стонет.

При осмотре: кожные покровы бледные и влажные, акроцианоз, одышка до 65 дыхательных движений в 1 минуту, пульсация шейных сосудов. В легких в нижних долях с обеих сторон большое количество звучных влажных хрипов. Пульс 145 в минуту слабого наполнения, артериальное давление 80/50 мм. рт. ст. Границы относительной сердечной тупости: справа - по правой средне-ключичной линии, сверху - II ребро, слева - на уровне передней аксиллярной линии. Тоны сердца очень глухие, ритм галопа, систолический шум. Печень пальпируется на 1,5 см из-под реберной дуги, пальпация резко болезненна. ЭКГ - снижение вольтажа зубцов, РО - 0,24 секунды, расширение желудочкового комплекса.

Девочка 6 лет заболела 3 дня назад, когда впервые повысилась температура до 38,5°С, появилась небольшая болезненность при глотании.

При осмотре состояние средней тяжести, в зеве отмечается умеренная гиперемия миндалин, налеты плотные с гладкой поверхностью и довольно хорошо очерченными краями. Они выглядят в виде небольших островков серовато-беловатого цвета. Отмечается приторно-сладкий запах изо рта и небольшое увеличение верхнешейных лимфатических узлов. Налеты снимаются с трудом, при снятии кровоточат, не растираются шпателем. Носовое дыхание не затруднено. В легких дыхание везикулярное. Тоны сердца чистые. Живот мягкий, безболезненный.

2.Наметить план обследования и лечения.

Ребенок 5 лет переболел лакунарной ангиной, лечился эритромицином. Привит по возрасту. На 12-й день болезни у ребенка появилась следующая неврологическая симптоматика: поперхивается при глотании, гнусавит, из носа вытекает вода и жидкая пища. Мать с ребенком обратилась к невропатологу, который после осмотра поставил диагноз: парез мягкого неба, направил ребенка на консультацию к врачу-инфекционисту.

1.Что случилось с ребенком?

2.С чем связано возникновение пареза мягкого неба?

4.Тактика ведения и лечения больного.

Ребенок 8 лет с диагнозом дифтерия ротоглотки токсическая II степени получил назначение врача: 80 тыс. ПДС внутримышечно. Сыворотка была введена одномоментно. Через 30 минут после введения сыворотки :чувствие больного резко ухудшилось, ребенок потерял сознание, : побледнел, появилось аритмичное редкое дыхание, диффузный цианоз, АД 20/0 мм. рт. ст. Сердцебиения аритмичные, глухие. Появились тонико-клонические судороги. Через 10 минут произошла остановка дыхания, ребенок умер.

2.Какова причина смерти, объясните случившееся.

Мальчик 5 лет заболел остро: повысилась температура до 39,6°С, появились головная боль, общая разбитость, слабость, резкая болезненность кожных покровов, боль в горле. Давали жаропонижающее.

На следующий день был вызван врач. При осмотре обнаружено, что состояние ребенка тяжелое, лицо бледное, язык обложен белым налетом. В зеве: миндалины резко увеличены, почти соприкасаются друг с другом; слизистая оболочка мягкого неба, глотки отечна и относительно слабо гиперемирована, поверхность миндалин выстлана толстым налетом грязно-белого цвета, который выходит за пределы миндалин; ощущается приторно-сладкий запах. Одновременно в области лимфатических узлов определяется болезненный инфильтрат плотноватой консистенции с расплывчатыми краями. Над пораженными узлами и в окружении их до середины шеи отмечается отек мягких тканей.

1.Поставить предварительный диагноз.

3.Наметить план обследования и лечения больного.

Мальчик 7 лет заболел остро, повысилась температура до 38,7°С, отмечалось возбуждение, рвота, резкая болезненность при глотании.

Вызванный врач обнаружил: яркую гиперемию зева, на миндалинах налеты белого цвета, они рыхлые, имеют гнилостный запах, расположены в лакунах. Регионарные лимфатические узлы значительно увеличены, болезненны, эластичной консистенции. Со стороны внутренних органов без особенностей.

1 .Поставить предварительный диагноз.

3.Наметить план обследования и лечения больного.

5.Методика оценки знаний студентов.

Общая оценка знаний и умений каждого студента складывается из следующих оценок:

- исходный тестовый контроль;

- оценка за ответ на теоретической части занятия;

- оценка за ответ при клиническом разборе больного;

- оценка за самостоятельную работу с больным;

- оценка за решение ситуационных задач.

6.Методика организации самостоятельной работы студентов.

6.1Формы самостоятельной работы студентов во внеучебное время.

- Подготовка реферативного сообщения на практическом занятии.

1 .Гипертоксическая форма дифтерии.

2.Клиника, диагностика, лечение инфекционно-токсического шока у детей. 3.Характеристика клиники и особенностей течения дифтерийного миокардита. 4.Дифференциальный диагноз ангин.

5.Полирадикулоневриты Ландри как осложнение токсической дифтерии ротоглотки.

- Написание истории болезни.

- Приготовление учебных наглядных пособий (микротаблицы, слайды).

- Подготовка материала для участия в деловой игре.

- Работа в приемном покое инфекционной больницы.

- Работа с больными, оставленными под наблюдение дежурного врача.

6.2 Формы самостоятельной работы студентов в учебное время.

- Курация тематических больных.

- Работа в компьютерном классе.

- Решение ситуационных задач.

- Интерпретация результатов лабораторных исследований.

- Работа в процедурном кабинете.

7.1 План-хронокарта практического занятия по теме

Дифтерия


Дифтерия – это острое инфекционное заболевание, которое характеризуется токсическим поражением организма (особенно нервной и сердечно-сосудистой систем), а также воспалением слизистых оболочек носоглотки и дыхательных путей. В очень редких случаях поражаются и кожные покровы.

Главное проявление данного заболевания – это образование фибринозных пленок серого цвета на слизистых оболочках ротоглотки и поверхности миндалин. Если игнорировать прививки от дифтерии (главный аспект профилактики дифтерии), то этот недуг может привести к самым ужасным последствиям – летальному исходу.

Этиология и патогенез

Возбудитель дифтерии – Corynebacterium diphtheriae (токсигенные штаммы дифтерийных микробов). Это палочки с колбовидными утолщениями на концах. Основным источником болезни являются люди – здоровые или больные носители дифтерийных микробов. Самыми опасными считаются больные дифтерией зева, гортани и носа, так как они активно выделяют во внешнюю среду возбудителей заболевания с выдыхаемым воздухом. Контактным путем (через предметы быта, руки) распространить этот недуг могут больные дифтерией кожи, глаз, ран и проч. Здоровых носителей данной болезни выявляют только во время массовых обследований.

Входными воротами для возбудителя инфекции могут быть все области покровов человеческого организма. Наиболее часто ими является слизистая ротоглотки, более редко – слизистая оболочка носа, гортани, половых органов, конъюнктив, раневая поверхность и кожа.

Клиническая картина

К симптомам дифтерии доктора-инфекционисты относят: повышение температуры тела (38 градусов), общее недомогание и боли в горле. Очень часто данную инфекцию в начальной ее стадии путают с обычным ОРЗ. Но через некоторое время (1–2 дня) на миндалинах образовывается характерный налет. Вначале он тонкий и белесый, но со временем уплотняется и становится серым. Общее состояние больного постепенно ухудшается, меняется голос. Что касается предыдущих симптомов дифтерии (насморк, высокая температура тела и другие признаки ОРЗ), то они быстро отступают.

Воспаление, дифтерийная пленка и боль в горле через некоторое время исчезают, однако опасность все еще существует, так как дифтерийный экзотоксин долгий период времени находится в организме пациента. С огромной скоростью токсин попадает в кровь, поражая нервные окончания, сердце и почки. Именно он и приводит к опасным осложнениям дифтерии (нефроз, миокардит, множественное поражение нервов). Тяжесть заболевания определяется осложнениями, которые во многих случаях приводят к смерти.

Если Вы считаете, что у вас дифтерия и характерные для этого заболевания симптомы, то вам следует обратиться за консультацией к отоларингологу.

Классификация

Сегодня существует несколько форм дифтерии, которые определяются локализацией местного патологического процесса и его симптоматикой. В соответствии с этим различают следующие виды заболевания:

Дифтерия зева – это самый распространенный вид дифтерии у детей и взрослых, который вначале напоминает ОРЗ. Он протекает с умеренной интоксикацией и серым налетом на миндалинах. Через 3–5 дней дифтерийная пленка очень легко снимается. Помимо этого, лимфатические узлы у больного значительно увеличиваются и вызывают болезненные ощущения.

Дифтерия носа сопровождается незначительной интоксикацией. Дыхание затруднено, выделяется сукровица или гной. Еще к симптомам дифтерии данного вида относится отек слизистой оболочки носа, образование пленки, эрозий и язвочек.

Дифтерия гортани характеризуется незначительным нарушением самочувствия, субфебрильной температурой тела и признаками поражения респираторного тракта (кашель, изменение голоса, затруднение вдоха). Со временем к симптомам дифтерии гортани присоединяется потливость, возбуждение, ослабление дыхания, цианоз, аритмия, тахикардия и сонливость. В некоторых случаях этот вид заболевания сопровождается острой дыхательной недостаточностью.

Дифтерия глаза. Катаральный тип болезни очень похож на банальный конъюнктивит (отек и умеренное покраснение конъюнктивы, серозно-гнойные выделения из конъюнктивального мешка). Пленчатая форма недуга характеризуется выраженным отеком век и серовато-белыми пленками на конъюнктиве. Токсическая дифтерия глаза сопровождается отеком околоорбитальной клетчатки.

Дифтерия раны. Для этой формы заболевания характерны: покраснение краев поврежденных тканей, плотная инфильтрация окружающей кожи, наличие грязно-серого налета и длительное незаживление раны.

Дифтерия кожи, уха и половых органов. Эти виды болезни встречаются очень редко и возникают вместе с дифтерией зева или носа. Пораженная зона отекает и покрывается дифтерийной пленкой. Возникает увеличение и болезненность лимфатических узлов.

Симптомы дифтерии у детей

Симптомы дифтерии у детей достаточно разнообразны. Они зависят от локализации (ротоглотка, нос, гортань, кожа) патологического процесса. К общим симптомам болезни относят: субфебрильную температуру, общую слабость, тахикардию и дифтерийную пленку.

Самой опасной формой дифтерии у детей является гортанная. Данный вид инфекции очень часто сопровождается серьезными осложнениями. У ребенка резко повышается температура тела, возникает сильный кашель, теряется голос и развиваются дыхательные расстройства, которые могут привести к острой дыхательной недостаточности. Последнее осложнение очень часто заканчивается летальным исходом.

Лечение дифтерии


Лечение дифтерии проводится строго в стационаре. В момент появления серьезных осложнений терапия осуществляется в реанимационном отделении. Дабы лечение дифтерии было максимально эффективным, подход к нему должен быть очень внимательным. Терапия данного заболевания включает в себя медикаментозное лечение, тщательный уход за больным, а также некоторые аспекты профилактики дифтерии.

Главным методом лечения дифтерии является антитоксическая противодифтерийная сыворотка, которую можно применять без ожидания подтверждения болезни с помощью лабораторных тестов. Антитоксин вводят внутривенно от 20 000 до 100 000 МЕ (все зависит от времени, формы и тяжести недуга).

Антибиотики при лечении дифтерии используют с целью дальнейшего предотвращения инфекции. Сегодня чаще всего доктора применяют ампициллин, пенициллин и эритромицин.

После выздоровления пациенты обязаны около двух–трех недель отдыхать дома. Помимо этого, им делаются прививки от дифтерии. Профилактика заболевания методом вакцинации является наиболее эффективной.

Профилактика

В нынешнее время профилактика дифтерии включает в себя четыре основных аспекта: прививки от дифтерии (иммунизация населения), выявление и лечение всех контактирующих лиц, изоляцию зараженных и сообщение в управление здравоохранения о вспышке заболевания.

На сегодняшний день прививка от дифтерии – это самый эффективный метод предотвращения возникновения инфекции. Вакцинация проводится в 3; 4,5; 6 и 18 месяцев. Затем прививки от дифтерии ставят в 7 и 14 лет.

Лицам, которые контактировали с больными, в целях профилактики дифтерии назначается курс антибактериальной терапии.

К профилактике дифтерии каждый должен относиться очень тщательно, серьезно и с максимальной ответственностью, так как последствия этой болезни могут быть самыми непредсказуемыми.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции