Элементы коми орнамента солнце чум оленьи рога человек


Скачать:

Вложение Размер
Конспект внеклассного мероприятия 45 КБ
Презентация 2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения коми орнамента.

Задачи: 1. Вызывать интерес к искусству коми народа.

2. Способствовать развитию воображения.

- Видза оланныд челядь да дона гостьяс! Здравствуйте ребята и дороги гости!

2. Вступительная беседа.

- Я, Коми Ань, хочу вам рассказать о жизни коми народа.

- Скажите, как называется наша малая Родина? (Сыктывкар)

- С давних пор коми народ строили свои дома по берегам рек Коми Республики. Слайд 1.

- Так же и образовался наш город, который ранее назывался Усть - Сысольск Слайд 2

- Ребята, почему коми народ строили свои дома по берегам рек? Чем они занимались? (ответы детей)

- Мужчины – папы ходили на рыбалку, охоту – они добывали еду. Женщины - мамы – готовили еду, шили одежду всей семье, а дети пока были совсем маленькими – играли, когда подрастали – помогали взрослым. Всю посуду тоже делали своими руками, а чтобы посуда, одежда, мебель были красивыми, люди придумывали узоры (орнамент). Слайд 3

- Сегодня, я хочу вас познакомить с коми орнаментом. Но вначале послушайте стихотворение:

Разрисован и бабушкин фартук,
На платочках - квадратиков ряд,
И на мамином сереньком платье,
На кайме ярко стразы горят.

Кружева на салфетках, накидках,
Составляют цветочный набор,
А на стёкла зимою налипнет,
Из снежинок и льдинок узор.

- Ребята, скажите, что такое орнамент? (ответы детей)

3. Основная часть.

- Орнамент – это украшение изделия различными геометрическими, растительными или животными элементами. Слайд 3.

- Орнамент служит не только украшением, но и заговором от злых сил природы (объяснить), поэтому вышивались эти узоры там, где одежда кончалась, на подоле, на манжетах, у воротника.

- Рукодельницы украшали орнаментом пояса. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу . Слайд 4

- Ребята, носят ли сейчас такие пояса? Где мы можем их увидеть?

- В орнаментах встречаются простые геометрические элементы. Слайд5.

- Так же было распространено узорное вязание. Узор выглядит так, словно элементы орнамента вкладываются в один другой. Слайд 6.

- Ребята, а для чего вывязывали узор?

- Вещь становилась теплее, и узор исполнял роль оберега.

- Орнамент можно разделить на несколько групп: Слайд 7.

* орнаменты, связанные с орудиями труда ; Слайд 8

* с растительным миром; ; Слайд 9

* с изображениями людей. ; Слайд 10

- Орудия труда и другие предметы.

Перна – наиболее распространенный орнамент Коми. Перна имеет древнее происхождение, защищает от злых духов и нечистой силы, кроме того, служит символом вечных стремлений и счастья.

- Так же представители животного мира. У народа коми олень считается священным животным, потому что выручает в суровые зимние морозы не только в качестве транспорта, но и это ещё и одежда. Слайд 12

- Ребята, что шьют из шкуры оленя? (Показ пим, в качестве узора используют орнамент).

- Поэтому лучшим подарком для коми оленеводов будет, несомненно, олень – верный друг в беде и радости. Слайд 13

- Так же изображали людей.

- Солнце (Слайд 14) – популярный коми орнамент. Солнце дарит тепло и защиту. Если в центр символического изображения солнца добавить точку, то толкование узора меняется, он символизирует росток будущей жизни. Именно такой орнамент вышивали девушки на одежду в качестве приданого (когда отдают девушку замуж, ей должны дать постель, одеяло, подушки…). Девочки и старушки такой узор не носили никогда.

Существует ещё такой орнамент - берегиня - великая древнеславянская богиня, породившая все сущее, стилизованная женская фигура или загадочный могучий цветок, вышивалась чаще всего нитками красного цвета, что символизировало очистительный огонь и солнце, и было связано с охранной магией, очищением и лечением. ) Слайд 15

- Ребята, даже изображение коми орнамента можно встретить на гербах городов

Республики Коми (объяснить) Слайд 16

Сейчас я хочу вам показать, на каких предметах люди ещё делали орнаменты. ) Слайд 17- 19

4. Практическая работа.

А теперь давайте поиграем

Разгадывание кроссворда. ) Слайд 23

1. Сшили их из черной кожи,

В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге
Не промокнут наши ноги. (сапоги)

5. Внутри – голо, сверху – мохнато,
Теплом богато. (малица)

2. Я на плечиках держусь,
Повернешься – я кружусь. (сарафан)

6. Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу, днем – домой. (валенки)

3. Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (носки)

7. Есть у бабушки-старушки Очень маленький секрет: Платья, книжки и игрушки,

Занавески, погремушки, Кукол и велосипед –

Всё она упрямо прячет, Чтоб не смог добраться внук. Есть у бабушки на даче

Ветхий старенький… (Сундук)

4. Дали братьям теплый дом,
Что бы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (рукавицы)

8. Один вход, два выхода. (штаны)

- Скажите, пожалуйста, Все ли перечисленные атрибуты женского коми костюма одеты на мне? Чего не хватает?

- Сейчас, ребята, будете украшать передник, используя коми орнамент. (Работа детей) Звучит музыка.

- Мне все передники понравились.

- Сейчас, я у вас проверю, как вы запомнили орнаменты. ( На слайде письмо мальчика , нужно его расшифровать)

5. Рефлексия. Итог занятия.

Подписи к слайдам:

Орнамент – это украшение изделия различными геометрическими, растительными, животными элементами. На слайде представлены работы мастера Туровой Светланы

В орнаментах встречаются простые геометрические элементы (мотивы): точки, квадраты, прямоугольники, ромбики, крестики, треугольники, диагональные линии. В более сложных узорах эти элементы комбинируются.

Очень распространено было узорное вязание. Узор выглядит так, словно элементы орнамента разных цветов вкладываются один в другой.

Орнаменты можно разделить на несколько основных групп: - связаны с орудиями труда - с животным миром - с растительным миром - с изображением фигур людей

Орудия труда и другие предметы (зубья, пилы, крест, компас…) ЗУБЬЯ ПИЛЫ ВИНТ НАКОНЕЧНИК СТРЕЛЫ ЗУБЬЯ ГРАБЛЕЙ

Представители животного мира РОГА КОРОВЫ ОЛЕНЬИ РОГА

Изображения фигуры людей МУЖЧИНА ЖЕНЩИНА

Перна — наиболее распространенный элемент национального орнамента коми-пермяков . Перна имеет древнее происхождение, играет роль оберега, является защитой от нечистой силы и злых духов. Кроме того, перна служит символом вечности, высоких стремлений и счастья.

Символ Шонд i (Шонд i бан) - солнце дарящее тепло и защиту, традиционный орнамент.

Медведь - традиционный символ мощи, силы, уверенности

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

1. с а п о г и 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

1. с а п о г и 2. с а р а ф а н 3. 4. 5. 6. 7. 8.

1. с а п о г и 2. с а р а ф а н 3. н о с к и 4. 5. 6. 7. 8.

1. с а п о г и 2. с а р а ф а н 3. н о с к и 4. р у к а в и ц ы 5. 6. 7. 8.

1. с а п о г и 2. с а р а ф а н 3. н о с к и 4. р у к а в и ц ы 5. м а л и ц а 6. 7. 8.

1. с а п о г и 2. с а р а ф а н 3. н о с к и 4. р у к а в и ц ы 5. м а л и ц а 6. в а л е н к и 7. 8.

1. с а п о г и 2. с а р а ф а н 3. н о с к и 4. р у к а в и ц ы 5. м а л и ц а 6. в а л е н к и 7. с у н д у к 8.

1. с а п о г и 2. с а р а ф а н 3. н о с к и 4. р у к а в и ц ы 5. м а л и ц а 6. в а л е н к и 7. с у н д у к 8. ш т а н ы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного занятия.

Мастер класс проводился в рамках семинара "Тайна древнего орнамента" для педагогов дошкольных образовательных учреждений.В первой части представленного материала - презентация Коми орнамента в изделия.

В данной папке представлены методические материалы для организации и проведения досугового воспитательного мероприятия "День коми культуры".

Урок с использованием методики Эдварда де Боно.

Чтобы уточнить знания обучающихся о жанрах устного народного творчестваразвивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышлениекорригировать и развивать связную речькорригирова.

Коренные народы Севера в современном мире

Цивилизация, созданная народами Западно-Сибирского региона России, представляет собой культурный пласт, где суровый климат и экстремальная среда обитания обуславливает практический характер традиционного искусства.

Орнамент, являясь символическим воплощением культуры, выражает не только художественно-эстетические идеалы этноса, но и несет в себе определенную информацию, зашифрованный смысл.

Мир орнамента — большой и разнообразный, он живет и развивается по своим законам. Некоторые орнаментальные мотивы имеют распространение у разных народов и в разные эпохи. К ним относятся в первую очередь многие геометрические и растительные мотивы. Из растительных орнаментальных мотивов простейшими являются изображения листьев, цветов, плодов и веток. К природным орнаментальным мотивам относятся также все изображения живых существ: животных и людей.

В современной жизни представителей разных народов сохраняется почтительное отношение к символике орнаментальных знаков, хотя всерьез, наверное, мало кто верит в их магию. Некоторые символы хорошо известны и мы их используем.

В своих орнаментах не только рассказывали о жизни, но и верили в то, что орнамент охраняет от злых духов и придает тому, кто его носит силу и здоровье. Например, долганы верили, что если нанести на шапку охотника узоры тыныпак – ноготь, кулгаак – ухо, ихарак – глаз, то охотник будет сильнее зверя, слух его будет острым, а взгляд зорким.


В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы.

Орнамент отличается в общем довольно крупными узорами геометрического характера с преобладанием прямых линий, резких изломов и различных отростков. В ряде случаев наблюдается стремление к равенству фона и узора. Орнамент силуэтный, преимущественно бордюрный (зональный), но имеются и замкнутые узоры (розетки). Большинство фигур отличается симметрией, некоторые из них асимметричны. Характерную черту орнамента составляет противопоставление светлого и темного материала. В мехе этот орнамент ахроматичен, в сукнах и бисере имеет яркую расцветку. У восточной группы хантов (сургутских, ваховских) и нарымских селькупов (тымских и кетских) описанный орнамент нередко приобретает криволинейные очертания (Приобский тип орнамента).

Так же распространен у хантов и манси, европейских и зауральских ненцев, тазовских и нарымских селькупов, нганасанов, энцев, т.е. у народов самодийской и угорской групп. Прослеживается также у кетов. За пределами Сибири сходный или более усложненный орнамент того же типа встречается у народов Поволжья, главным образом у марийцев и мордвы.




Ханты (ханти, хандэ, кантэк, устаревшее название — остяки́) — коренной малочисленный угорский народ, живущий на севере Западной Сибири. Само название ханты означает люди. По переписи населения 2002 года численность хантов составляет 28 678 человек , из них 59,7 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,5 % — в Ямало-Ненецком округе, 3,0 % — в Томской области, 0,3 % — в республике Коми.

Орнамент зооморфный, растительный, геометрический, с наклонностью к геральдическому расположению зооморфных мотивов и к строгой симметрии. Для фигур обычно применяется темный контур. Нередко компануется в розетки. Узоры двухцветные, преимущественно красные и синие. Фигуры внутри контура подвергаются декоративной разработке. На оконтуривающих линиях часто можно встретить мелкие завитки и усики (Нижнеиртышский тип орнамента). Орнамент большей частью густо заполняет собой поверхность предмета, включаясь в систему геометрических орнаментов.

Главные фигуры: отдельные или парные птицы, стоящие по сторонам дерева, крестообразная розетка, восьмиконечная розетка, ступенчатый ромб.

В недавнем прошлом (начало XX в.) был известен южным хантам (живущим по Иртышу, Конде с притоками, Демьянке, Салыму) и южным манси. В 20-х годах вышел из употребления. За пределами Сибири известен народам Поволжья (мордва, марийцы, чуваши).




Ко́ми (Коми-зыря́не, Зыря́не; коми Коми-Зыряна, Коми морт, Коми войтыр Komi-Zõrjana, Komi-Mort, Komi vojtõr) —финно-угорский народ, коренное население Республики Коми.

Локальные этнографические группы коми сохранялись до начала XX века. Наибольшее своеобразие в культуре имели удорцы — население верховьев Вашки и Мезени, ижемцы — низовьев Печоры, прилузцы — верховьев Лузы и Летки.

В целом по России проживает около 228 тысяч коми-зырян (2010 г.) или 293 тыс. (2002 г.) . Коми-зыряне небольшими анклавами и смешанно проживают в Архангельской, Мурманской, Кировской, Омской и других областях РФ.

В орнаменте преобладают геометрические мотивы: косой крест, простой ромб, многослойный, с пересечёнными и продлёнными сторонами. Кроме типичных геометрических мотивов встречаются стилизованные фигуры человека и животных, а также мотивы растительного характера: розеточного цветка, стеблей с бутоном, цветущих веток.




Не́нцы (ненец. ненэй ненэче, хасово, нещанг; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

У ненцев встречаются орнаментальные мотивы, отдельно напоминающие фигурки людей, зверей, растений.




Долга́ны (самоназвание — долган, тыа-кихи, саха) — тюркоязычный народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.). Верующие —православные.

Простейший вид геометрического орнамента долган – полосовой орнамент – получил у них значительное развитие. Он исполняется различным способом – краской по ровдуге, чаще всего со жгутиками белого волоса по краям узора, нашиванием цветной ткани на кожу, вшиванием кусочков цветного или темного меха, нашиванием цветного бисера. Количество полос различно – от одной-двух до нескольких десятков.

Долганы, как и другие народы Севера, любят разнообразить цвета и материал полос, а также их ширину. Кроме полос в долганском орнаменте имеется группа мотивов в виде прямоугольников, квадратов и ромбов – крупных, мелких, наложенных один на другой или поставленных на угол. Иногда квадраты располагаются в шахматном порядке. Наряду с такими мотивами фигурируют треугольники, зигзаги, два пояска из треугольников с зигзаговидным мотивом между ними, шевроны. Зигзаги нередко дополняются мелкими элементами – прямоугольничками, короткими вертикальными линиями, кружками.

Женскую одежду украшают специальными орнаментами, например, на боковые части женской шапки долганы нашивают крупный узор, похожий на чум, символизирующий женщину.

Орнамент простой, строго геометрический, преимущественно прямолинейный, нередко с внутренней разработкой входящих в него мотивов. Встречаются как крупные, так и мелкие фигуры, чаще всего ахроматические. Из криволинейных фигур характерен миндалевидный узор, иногда пересеченный по длине прямой чертой. Расположение орнамента преимущественно зональное (Саяно-Алтайский тип орнамента).

Главные фигуры: треугольники, решетчатые (пересеченные) треугольники, треугольники с вписанными в них малыми треугольниками, сближенные, входящие друг в друга зигзаги, шевроны, косая сетка, ромбы, прямоугольники с вписанными в них мелкими прямоугольниками, диагонально пересеченные квадраты или прямоугольники, миндалевидные фигуры.

Распространен у алтайцев, шорцев, хакасов, чулымских татар, тофаларов, тувинцев и якутов. Прослеживается у угров, народов самодийской группы, долганов, приенисейских эвенков, бурят и частично у северо-восточных палеоазиатов (чукчей, коряков) и юкагиров. Отдельные мотивы этого орнамента известны и некоторым народам Европейской части России.




Сельку́пы (селькуп. сёльӄуп, суссе ӄум, чумыль-ӄуп, шельӄуп, шешӄум; устаревшее — остяки-самоеды) — народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х их называли остя́ко-самое́дами. Численность в России — около 4250 чел. (по переписи 2002).

Селькупы живут на севере Томской (1787 чел.) и Тюменской (1857 чел.) областей (в частности, в Ямало-Ненецком АО — 1797 чел.) и в Красноярском крае (412 чел.).

Орнамент различных территориальных групп селькупов неоднороден по своему составу. У тазовских селькупов он примыкает к ненецкому; у баишинских ограничивается треугольниками, зигзагом, пересеченными квадратами и полосами; у нарымских (тымских и кетских) селькупов — близок к орнаменту восточных (сургутских, ваховских, васьюганских) хантов. Орнамент тазовских и баишинских селькупов строится на прямых, нарымских — на прямых и кривых линиях с характерными расширяющимися к концу отростками. Орнаментируются главным образом одежда и берестяная посуда.

Орнамент прямолинейно-геометрический, с дополнительными отростками и крючками у отдельных фигур, с заполнением по возможности всей поверхности предмета или его части (ковровое расположение). Крупные фигуры замкнутого типа заполнены внутри дополнительными элементами — ромбами, квадратами, линиями. Наряду с ковровым встречается и зональное расположение фигур (Иртышско-Алтайский тип орнамента).

Главные фигуры: решетчатые ромбы, крючкообразные фигуры в различных комбинациях.

Распространен у южной группы хантов (Иртыш, Салым, Конда), южных манси и нарымских селькупов, а на Северном Алтае у шорцев и кумандинцев. Характерен также для многих народов Европейской части России.



Почти у всех народов Сибири, а также за ее пределами у народов Европейской части России, в Средней Азии и на Кавказе распространен Североазиатский тип орнамента. Известен многим народам Европы, Америки, Африки, Южной Азии (Индия).

Внешние признаки: орнамент криволинейный, простой, строго геометрический, большей частью мелкий.

Главные фигуры: точка или кружок, полукружок, кружок с точкой в центре или концентрические кружки. Точки и кружки обычно располагаются зонально, реже группируются в более сложные фигуры, образуя розетки. Все эти узоры нередко сочетаются с горизонтальными линиями или зигзагами.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

В каждом из нас существует память рода или генетическая память, которая хранит всё, что окружало наших предков. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. Каждая эпоха, каждая культура вырабатывали свою систему орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Все в физическом, психическом и духовном мире человека сложено из простых и достаточно ясных элементов (мотив орнамента), которые, так или иначе, взаимодействуя между собой, составляют многомерную картину. В орнаменте нет, и не может быть никакой повествовательности. Это не рассказ о чем-либо и не передача информации. Орнамент не стремится ничего поведать человеку. Он запечатлевает лишь ритмы. Это ритмы чувств, действий и мыслей человека. Человек рубит дерево или пишет картину, играет на скрипке или идет на работу – все это ритмически организованные элементарные движения рук, ног, всего тела. И благодаря именно этой организации, человек достигает цели, а не совершает беспорядочные движения. В нашей жизни ритмически чередуются радости и печали. Мы даже думаем в определенном ритме. Структуру этой ритмики мы и пытаемся выразить в орнаменте.

Узорами прошлого украшена культура нашего края, имеющими свою историю и тайну.Свобода творчества помогает жить, укреплять эмоциональную стабильность . Каждый из нас , сделав что- нибудь своими руками, радуется и гордится, обретая чувство независимости, выживаемости и самоуважения.


Элементы коми орнамента, как условия формирования экологических знаний.


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В МИРЕ.


НАСТУПИЛО ВРЕМЯ ИЗМЕНИТЬ СВОЁ СОЗНАНИЕ В СТОРОНУ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ.


КУЛЬТУРА НАШЕГО КРАЯ.


ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ- КОМИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ.


Узорами прошлого украшена культура нашего края, имеющими свою историю и тайну. В орнаменте были заключены знаки, письмена - идеограммы, они хранили своего хозяина от всякой случайной беды.


Орнамент – это украшение изделия различными геометрическими, растительными, животными элементами. На слайде представлены работы мастера Туровой Светланы


Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, оберегом. Поэтому и вышивались эти узоры там, где одежда кончалась, касалась открытого тела: у ворота, на подоле, на манжетах.


Орнаменты можно разделить на несколько основных групп: - связаны с орудиями труда - с животным миром - с растительным миром - с изображением фигур людей


Орудия труда и другие предметы (зубья, пилы, крест, компас…)


Представители животного мира


Образы животных и птиц в течении тысячелетий, что объясняет важную роль промыслов в жизни таёжного человека. Его бережное отношение к природе.


Символ Шонди (Шондибан) - солнце дарящее тепло и защиту, традиционный орнамент.

. Если в центр символического изображения солнца добавить точку, то толкование узора меняется: он символизирует росток будущей жизни. Именно такой орнамент вышивали девушки на одежду в качестве приданого, девочки и старушки такой узор не носили никогда.


Очень распространено было узорное вязание. Узор выглядит так, словно элементы орнамента разных цветов вкладываются один в другой. А для чего вывязывали узор? Вещь становилась теплее, и узор выполнял роль оберега.


В орнаментах встречаются простые геометрические элементы (мотивы): точки, квадраты, прямоугольники, ромбики, крестики, треугольники, диагональные линии. В более сложных узорах эти элементы комбинируются.


Искусство орнамента одна из первых форм эстетического преобразования человеком окружающего мира.


Птицы, рыбы, звери и люди переплетены в графические образы орнамента, математически строгие узоры.

Цель: Развитие способов и приемов, способствующих формированию знаний о коми орнаменте.

-познакомить детей с элементами коми орнамента и традиционным использованием их в быту;

-видеть проблему, развивать внимание, наблюдательность, память;

-стимулировать понимание ценности и значимости культуры народов севера, умение работать в коллективе.

Тип занятия: изучение нового материала (комплексное введение в новую тему, практическая деятельность).

Вид занятия: беседа, демонстрация.

Методы и приемы:

Словесный, наглядный, практический, демонстрационный.

Материалы и оборудование:

Для учащихся: карандаш, шаблон, карточки.

Для педагога: стенд с элементами, наглядность.

Продолжительность занятия: 40 мин

Наполняемость группы : 15 человек

Последовательность этапов занятия:

1. Организационный момент -2 мин.

2. Подготовка к восприятию нового материала-5 мин.

3. Изучение нового материала-15 мин.

4. Первичная проверка усвоения полученных знаний-5 мин.

5. Практическая работа-8 мин

6. Подведение итогов занятия. Рефлексия -5 мин.

1 Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами ещё раз поговорим о нашем родном крае, о его самобытности, культуре. Слушайте меня внимательно, выполняйте мои задания, постарайтесь запомнить то о чем я буду рассказывать. И тогда у вас всё получится, когда будете работать с берестой.

3. Изучение нового материала.

Педагог: Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с некоторыми элементами коми орнамента. Кто из вас знает, что такое орнамент? (отвечают дети, педагог корректирует ответы). Правильно, орнамент-это узор. Для чего люди используют орнамент? (отвечают дети, педагог корректирует ответы). Для украшения изделий. Какие изделия или предметы можно украшать орнаментом (дети перечисляют педагог корректирует ответы,). Педагог показывает несколько предметов украшенных орнаментом (полотенце, шкатулку и т.п.- демонстрация). Из чего состоит орнамент (отвечают дети ,педагог корректирует ответы). Из отдельных элементов.

Педагог: В далекие времена орнамент имел обрядовую, магическую роль. Определенные линии имели свое значение. Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему орнамента. И по нему можно определить время и страну, где была создана та или иная вещь.

Если вы увидите орнамент, который состоит из фигурок оленей, лосей, морошки, сможете определить где был нарисован орнамент? (дети отвечают). Верно, это орнамент северных народов. А почему? (дети отвечают). Потому что в наших лесах водятся лоси, в тундре олени, а на наших болотах растет морошка. Т.е народ коми, да и другой народ чаще всего использует в своих орнаментах то, что он видит и то что его окружает.

Педагог: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы, угадав их познакомитесь с некоторыми элементами коми орнамента.

1.Стройный, быстрый, рога ветвистые.

Пасется весь день. Кто это? (олень)

- Кто по снегу, по траве носит лес на голове (олень)

Посмотрите, как выглядит олень в орнаменте (к доске крепится элемент олень).

2.Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко (лось)

К доске крепится элемент лось.

3.Живет в лесу, ухает как разбойник.

Люди его боятся, а он людей боится.(филин)

К доске крепится элемент филин.

4.Голубой платок красный колобок,

По платку катается людям улыбается(солнце)

К доске крепится элемент солнце.

5.Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молоко дает. (корова)

К доске крепится элемент корова.

6.Любит моря и речки, хороший летун

Прекрасный пловец. Спит на воде ходит по земле.(чайка)

К доске крепится элемент чайка.

7.И в тайге ,и в океане он отыщет путь любой-

Умещается в кармане ,а ведет нас за собой (компас)

К доске крепится элемент компас.

8.В воде она живет. Нет клюва, а она клюёт(рыба)

К доске крепится элемент рыба.

9.Носит брюки и рубахи, шляпу, бороду усы.

Он работает лопатой. Кто же это подскажи (мужчина)

К доске крепится элемент мужчина.

10.На далеком севере живет, где бегают красивые олени.

Он никогда почти не устает. Он никогда не знает лени (оленевод)

К доске крепится элемент оленевод.

11.По горам ,по долам ходит шуба да кафтан (баран)

К доске крепится элемент баран.

Педагог: Посмотрите на нашу доску и скажите, с какими элементами мы с вами познакомились.

(дети вместе с педагогом повторяют элементы).

Дети сами проверяют правильность ответов друг у друга.

Педагог: Посмотрите на нашу доску и скажите, с какими элементами мы с вами познакомились.

(дети вместе с педагогом повторяют элементы).

4. Первичная проверка усвоения полученных знаний.

Педагог: Ребята, ответьте мне

-Что такое орнамент?

-Для чего используется орнамент?

-Из чего состоит орнамент?

-С какими элементами мы познакомились ?

(Дети отвечают на поставленные вопросы)

5. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Педагог: Вы сегодня славно потрудились. Понравилось? На следующих занятиях я научу вас элементы плести из бересты. Сейчас убираем за собой рабочие места. До свидания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции